Кто построил вавилонскую башню: где обнаружили реальные остатки строения и что о нем известно
Содержание
Вавилонская башня | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Вавилонская башня — гигантское строение, возведенное царем Нимродом и имевшее целью бунт против Б-га. Чтобы этот замысел не осуществился, Вс-вышний смешал языки и рассеял по свету строителей Вавилонской башни. Место, где строилась башня, получило название Бавель (русск. Вавилон) — от слова «балаль» — «перемешал». Поколение строителей Вавилонской башни стали называть «поколением Раскола» — «дор афлага». История строительства Вавилонской башни и смешения языков рассказана в главе Ноах, в начале книги Берешит (Бытие) (Берешит 11:1-9).
Оглавление
Начало строительства Вавилонской башни ↓
Для каких целей она строилась? ↓
Неосуществленный замысел ↓
Как были наказаны строители? ↓
1. Смешение языков ↓
2. Рассеяние по всей земле ↓
3. Уничтожение ↓
4. Превращение в обезьян и слонов ↓
Поколение Потопа и поколение Раскола: провинность и наказание ↓
Разрушение Вавилонской башни ↓
Находки археологов ↓
Начало строительства Вавилонской башни
[↑]
Инициатором строительства Вавилонской башни был царь Нимрод, который к тому времени подчинил себе весь мир и, ощутив всю полноту неограниченной власти, начал бунтовать против Б-га. В недельной главе «Ноах» первой книги Пятикнижия (книга Берешит) сообщается о том, что Нимрод «стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле перед Г-сподом» (Берешит, 10:8). Раши объясняет эти слова так: Нимрод начал подстрекать весь мир к бунту против Вс-вышнего, призывая строить Вавилонскую башню. Он расставлял сети своими речами и ловил в них людей. «Перед Г-сподом» означает «намеренно гневил Б-га», «признавая Его, делал наперекор».
В 1996 году (1764 г. до н.э.) по призыву Нимрода его подданные поселились в долине Шинар и начали строить башню «вершиной до неба». За неимением другого строительного материала, они стали делать кирпичи из глины и обжигать их в печи (Берешит, 11:2-3). Башня росла быстро, в ее строительстве участвовало 600 тысяч человек — почти все тогдашнее население земли. Только Ноах (Ной), его сын Шем, правнук Шема Эвер, сын Шема Ашур, а также праотец Авраам (тогда его еще звали Аврам) не приняли в этом участия.
Для каких целей она строилась?
[↑]
В то время люди жили в согласии друг с другом. Их объединял общий язык (святой язык иврит) — язык, данный самим Б-гом Первому человеку. У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности — без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их общей целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира.
Для этого и понадобилась Башня. Одни предполагали, взобравшись на нее, спастись от Потопа. Другие считали, что жизнь всего человечества в одном месте поможет избежать войн. Третьи собирались установить на вершине Башни идолов, поклоняться им и управлять миром без помощи Б-га. Четвертые пошли еще дальше: они хотели вложить в руки идола меч, чтобы таким образом угрожать Б-гу. Среди строителей были и такие, кто вообще не допускал возможности Высшего управления миром. По их мнению, Потоп был всего лишь природным явлением, случающимся раз в 1656 лет (такой срок прошел от Сотворения мира до Потопа). Чтобы этого больше не случилось, они хотели подпереть небесный свод высокой башней.
Неосуществленный замысел
[↑]
Строители Башни, восставая против Б-га, хотели прославить самих себя, «сделать себе имя» (Берешит, 11:4). К, казалось бы, разумным целям (обеспечение безопасности, достижение единства и благополучия в обществе) они шли принципиально неверным путем. Поэтому они не только не достигли того, чего хотели, но и пришли к противоположным результатам.
Чем дальше продвигалось строительство, тем меньше ценилась человеческая жизнь. Все плакали от огорчения, когда вниз падал кирпич, но никто не обращал внимания на разбивавшегося насмерть человека. А после того, как Вс-вышний, наказав их, «смешал» языки, они начали ссориться и убивать друг друга. Не только работать, но и жить вместе стало невозможно, и люди «рассеялись по земле».
Как были наказаны строители?
[↑]
Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:
- Смешение языков
- Рассеяние по всей земле
- Уничтожение их же собственными руками
- Превращение в обезьян и слонов
1. Смешение языков
[↑]
В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7).
До Вавилонской башни существовал один общий язык — святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению — не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.
Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель (Вавилон) — от слова «балаль», то есть «перемешал». Это слово также связано с понятием «бильбуль» — путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.
2. Рассеяние по всей земле
[↑]
Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл — нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа (Берешит,9:1).
Комментаторы объясняют, что, когда злодеи собираются вместе, это опасно и для мира, и для них самих. Рассеяние злодеев, наоборот, полезно для всех. (Для праведников эти вещи меняются местами).
Поэтому Б-г рассеял строителей Вавилонской башни: каждый вернулся в ту страну, из которой вышел.
3. Уничтожение
[↑]
Строительство Башни кончилось тем, что люди стали убивать друг друга. По некоторым мнениям, при этом погибла половина человечества. Так злодеи были наказаны своими собственными руками.
4. Превращение в обезьян и слонов
[↑]
Мидраш рассказывает о том, что часть строителей превратилась в обезьян и слонов. Эти существа похожи на человека: обезьяны копируют и передразнивают людей, слоны понимают человеческую речь. В «Шульхан арухе» приводится благословение, которое говорится при виде этих животных: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, изменяющий творения». Таково было еще одно наказание, определенное поколению раскола.
Поколение Потопа и поколение Раскола: провинность и наказание
[↑]
Люди поколения Потопа были убийцами, грабителями и насильниками, но не восставали против Б-га. Поколение Раскола, наоборот, стремилось подорвать самые основы мироздания. Почему же оно не было полностью уничтожено, как поколение Потопа?
Комментаторы отвечают на этот вопрос так. Люди поколения Раскола изначально относились друг к другу дружелюбно — ратовали за объединение, были против войны. Вс-вышнему же настолько дороги мирные отношения, что Он отнесся к ним милосердно.
Разрушение Вавилонской башни
[↑]
После того, как строительство Вавилонской башни было прекращено, она не просуществовала долго. Нижняя ее треть ушла в землю, верхняя была сожжена небесным огнем. Осталась лишь середина — напоминание о безумной дерзости человека. В основании эта постройка простиралась на 240 километров (три дня пешего пути), а ее высота равнялась 2000 локтей (примерно 1200 метров). Как говорит Мидраш, стоявшему на вершине развалин самые большие пальмы казались величиной с кузнечиков.
Находки археологов
[↑]
По мнению историков, то, что осталось от Вавилонской башни, было разрушено еще в древности при попытках завоевания Вавилона. В частности, это было сделано ассирийским царем Санхеривом. Были и попытки восстановления Башни — например, при Навухаднецаре.
На территории современного Ирака, южнее Багдада, археологами были найдены глиняные кирпичи, обожженные огнем страшной силы, объяснить которую с точки зрения законов природы невозможно. По-видимому, в этом месте и находилась Вавилонская башня.
Где на самом деле построили Вавилонскую башню, или В чем секрет знаменитой Библейской истории
Вавилонская башня — одна из самых известных историй в Библии. За прошедшие века было сделано много предположений относительно исторического или литературного происхождения этого повествования. Учёные склоняются к тому, что исторически оно восходит к последним годам правления Первой династии Уруков в древнем Шумере.
Согласно 11-й главе Книги Бытия, многие люди поселились на южных равнинах «земли Сеннаар» сразу после потопа. Это земли между реками Тигр и Евфрат. Таким образом, местом действия и фоном рассказа является древняя земля Шумера. Но откуда же взялась сама история?
Нимрод — строитель Вавилонской башни
Нимрод Дэвида Скотта (1832 г.)
Можно спросить, кто правил тогда государством и под чьим покровительством была построена Вавилонская башня. В Книге Бытия есть некоторые подсказки. Точнее в десятой главе, которая предшествует той, в которой рассказывается история Вавилонской башни. Глава 10 содержит генеалогию потомков героя потопа Ноя. Одним из самых значительных людей, упомянутых в этой генеалогии, является прославленный и известный Нимрод, правнук Ноя, происходивший из второго поколения после потопа. Он и был тем великим правителем Вавилона, того самого города, который связан с рассказом об одноимённой башне.
В Вавилоне начали возводиться большие здания, предполагающие централизованное управление. Храм Эриду, последний Убайд.
Вавилон и путаница
История о Вавилонской башне — одна из самых известных в Библии. Её можно даже считать культовым текстом, известным не только своим фактическим содержанием. Ведь история несёт в себе множество скрытых смыслов. Если внимательно перечитать Библейские стихи, которые повествуют об этом, можно заметить весьма много очень любопытных вещей.
1 На всей земле был один язык и одни и те же слова. 2 Двинувшись с востока, они пришли на равнину в земле Сеннаар и поселились там. 3 И они сказали друг другу: «Пойдём, сделаем кирпичи и обожжём их хорошенько». И у них был кирпич вместо камня и битум вместо раствора. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя; иначе мы будем рассеяны по лицу всей земли». 5 Господь сошёл посмотреть город и башню, которые построили люди. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и это только начало того, что они будут делать; ничто из того, что они собираются сделать, теперь не будет для них невозможным. 7 Сойдём же и смешаем там язык их так, что один не поймёт речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. 9 Посему он и назван Вавилоном, потому что там смешал Господь язык всей земли; и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Рисунок Вавилонской башни.
Интересно, что слово «Вавилон» означает «путаница». То, что история очень чётко построена и хорошо продумана, видно в любом переводе. Например, люди повторяют «пойдём» два раза, а Бог говорит один раз. Это равновесие, больше похожее на дисбаланс, говорит о том, что слова Господа решающи. Он не повторяет два раза. Говорит и делает. Усиливает впечатление очевидный страх людей перед рассеянием. В конце концов, именно это и происходит. Также весьма иронично звучит «башня до небес» в контексте того, что Бог спустился, чтобы посмотреть на неё. Несмотря на эти литературные особенности и высокий уровень литературного мастерства в рассказе, многое остается недосказанным.
В этом отношении история напоминает другие библейские повествования, которые часто довольно скудны в повествовательных деталях. История о Вавилонской башне полна пробелов — заметных пробелов в важной информации. В ней не говорится, что конкретно не так с городом и башней, что так сильно обеспокоило Бога. Совершенно очевидно, что не высота, раз ему пришлось спуститься. Тем не менее, несмотря на это, Бог сразу же заявляет, что этот строительный проект является началом чего-то явно угрожающего (стих 6). Что-то явно не так с башней или, скорее, с городом (стих 8), но никто не понимает толком, что именно.
Гордыня? Грех? Жестокость? Высокомерие?
Так что же было не так
Подобные пробелы есть во всей Библии. В ней очень много недосказанных вещей. Только очень внимательный читатель может их выявить и заполнить смыслом. История о Вавилонской башне не является исключением. Хоть в повествовании и не говорится прямо в чём проблема, это не помешало её найти. Например, в Ветхозаветном апокрифе, Книге Юбилеев, написано, что люди строили башню, чтобы «взойти по ней на небо» (Юб. 10:19). Другой апокриф — Книга Варуха идёт ещё дальше и говорит, что люди не только хотели взойти на небо, но и хотели пронзить его. Другими словами начать войну против неба и Бога. Подобные толкования можно найти в Вавилонском Талмуде, в трудах Филона Александрийского и в одном из очень древних арамейских переводов Книги Бытия.
Апокрифы часто готовы рассказать больше.
Такие интерпретации не являются чем-то диковинным. Ранние толкователи тоже строили свои умозаключения на Библейских текстах. Поэтому война с Небесами вполне может быть причиной, так как нечто подобное описано в истории Нимрода. Он же по истории из того Бытия был человеком гордым, высокомерным и грешным. Не чужды ему были зло и коварство. Легенды говорят о нём как о великане, который не был покорен Богу. Именно ему и принадлежит, согласно апокрифам, идея о строительстве башни «до неба» и «штурма небес».
Такая расшифровка весьма похожа на правду, но есть и другие толкования. Божий суд и кара указывают, что проблема была. И состояла она косвенно в том, что в тексте есть намёк на человеческую гордыню. Там звучит, что люди хотели «сделать себе имя». Хотя далее Библия неоднократно рассказывает о героях, которые сделали себе имя. То есть сказать, что такое желание — это однозначно плохо, нельзя. Второй момент истории связан со страхом. Бог приказал рассеяться по всему лицу Земли, но люди этого не хотят. Более того, их это невероятно пугает. Тут нет места гордыне и высокомерию, человечество притаилось, боясь нового большого мира. Какой тут штурм небес ещё! И тут опять возникает вопрос: а что же тут греховного тогда?
Чего хотели люди.
Объяснение довольно простое по словам специалистов — это не наказание. Бог просто позволил выполнить людям то, что Он им завещал делать. То есть рассеяние — это не суды Божии, а его помощь. Лишение людей страха. Он смешал языки, и люди перестали друг друга понимать. Волей-неволей человечество рассеялось по лицу Земли. Дело сделано.
Возможно, руины Вавилонской башни.
Почему люди разные и это хорошо
Любопытно, что историю о Вавилонской башне можно рассматривать в свете призыва к разнообразию. Люди получили новые языки, рассеялись, стали абсолютно разными народами. Бог желает, чтобы люди были едины в каких-то вопросах и приветствует их различия в других. Все люди разные по внешним признакам, языку, вкусам и политическим предпочтениям, но как это не избито звучит — все они братья согласно Библии. Бог хочет, чтобы человечество было братолюбиво, чтобы каждый уважал другого. Поэтому не столь существенно, нашли останки этой пресловутой Вавилонской башни или нет. Где это было, когда это было… Посыл один: люди должны всегда оставаться людьми.
Зачем была построена Вавилонская башня?
Один из самых противоречивых эпизодов, описанных в Библии, — это смешение языков в Вавилоне (Бытие 11:1–9). Как и другие события, описанные в первых одиннадцати главах Книги Бытия, неверующие классифицировали это как миф. Тем не менее, в Писании нет намека на то, что это событие следует воспринимать иначе, как происходящее буквально. Фактически, этот эпизод объясняет, как и почему развивались разные языки.
Восток
В Книге Бытия подчеркивается, что, продвигаясь на восток, человек удаляется от Бога. Мы видим это в Эдемском саду, Ноевом потопе, а теперь и в Вавилонской башне. Это также будет видно позже в Книге Бытия, когда Лот отделился от Авраама и отправился в Содом. Когда человечество покидает область Божьего благословения, оно отправляется в места, которые доставляют ему проблемы.
Не подчинились приказу
Потомки Ноя не подчинились повелению Бога наполнить землю. Вместо того чтобы расселиться, как повелел Бог, они поселились в земле Шинар — плодородной земле, омываемой реками Тигр и Евфрат. Как только люди достигли этой равнины в Вавилоне, они начали масштабный строительный проект. Город был построен вопреки заповеди Божией. Строительство города создало бы единый фронт против Бога, предотвратив рассеяние. Эти потомки Ноя были непослушны призыву Бога.
Сделать себе имя
Эти конкретные потомки Сима хотели сделать себе имя вместо того, чтобы прославлять Бога. В еврейском языке есть игра слов по отношению к слову имя в этом разделе Писания. Строители, потомки Сима (евр. шам ), хотели сделать себе имя (евр. шам ). Вместо того, чтобы сделать себе имя, они в конечном итоге рассеются, и именем их города (стих 9) будет Вавилон (беспорядок). Тот факт, что они хотели сделать себе имя, будет противопоставлен рассказу об Аврааме в следующей главе, где Сам Бог делает имя для Авраама.
Зачем строить башню?
Поселившись, они построили Вавилонскую башню как памятник своему величию, чтобы сделать себе имя. Хотя Писание не дает нам точной причины, по которой они построили эту башню, есть несколько возможных причин.
1.Защита от очередного потопа
Традиционно считается, что башня была построена людьми для защиты от очередного потопа. Фраза, чья вершина может достигать небес, является образным выражением большой высоты. Башня была построена достаточно высокой, чтобы люди могли отомстить Богу, если Он снова попытается утопить жителей земли. Проблема этой точки зрения в том, что Бог ясно обещал не посылать новый потоп (Бытие 8:21-22; 9).:11). Кроме того, зачем строить башню на равнине, если она должна быть слишком высокой для паводковых вод?
2.Tower To Reach God
Некоторые критики этой версии считают, что люди строили башню, пытаясь достичь Бога. Это потому, что древние верили, что небеса находятся прямо над землей, и если они построят достаточно высокую башню, то смогут достичь присутствия Бога. Если бы они построили эту гигантскую башню, то могли бы подумать, что ее вершины пробили свод над ними. С этой точки зрения они могли установить свою значимость в глазах человечества и Бога. В тексте нет ничего, что подтверждало бы мнение о том, что люди думали, что смогут достичь Божьего присутствия, построив башню.
3.Зиккурат
Распространено мнение, что люди строили Зиккурат – башню, построенную для поклонения небесам. Это означало, что люди практиковали искусство астрологии, а не поклонялись Богу. Тем не менее еврейское слово, переведенное как башня, звучит как мигдол , что означает просто башня. Кроме того, отрывок не учит, что башня предназначалась для поклонения.
4. Предотвратить рассеяние
Мы знаем, что строители хотели сделать себе имя, а не повиноваться Божьей заповеди плодиться и размножаться. Следовательно, они попытались построить памятник своему величию. Памятник должен был стать центром силы их собственной славы, славы и амбиций. Они хотели иметь единое правительство, которое управляло бы всеми, вопреки заповеди Бога.
Само Писание поддерживает это как правильный способ понять, почему они построили башню. Дело в том, что люди хотели сделать себе имя, а не прославлять Бога.
И сказали они: построим город и башню, высотою до небес; сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли (Бытие 11:4).
Краткое изложение
Вавилонская башня была построена потомками Ноя, чтобы люди не рассеялись. Это было сделано вопреки заповеди Божией. Башня символизировала их собственные усилия по заселению земли, а не по повелению Бога.
← Назад к списку часто задаваемых вопросов Дона Стюарта
Правнук Ноя, Нимрод и Вавилонская башня
28 апреля 2020 г., вторник
Херб Мандель
Культура, поп-арт: иллюстрированная Библия, искусство
Подпишитесь на наши БЕСПЛАТНЫЕ ежедневные электронные новости!
Имя
Адрес электронной почты:
«Нимрод у Вавилонской башни» картина маслом/Херб Мандель
Среди патриархов Книги Бытия есть один человек, который получил признание только по имени и происхождению, которому следует (на мой взгляд) присвоить статус Патриарх, а не «властелин» (что, как мне кажется, ставит его на более низкий класс). Его навыки и доблесть великого охотника с луком и стрелами были признаны даже Богом.
Нимрод Охотник был лидером среди людей и строителем городов, включая Вавилон и Ниневию. Он был правнуком Ноя, но не соответствовал добродетелям и нормам, которые Бог нашел в Ное. Он был хулиганом среди мужчин, брал все, что хотел, включая женщин, все, что хотел, потому что он был крупным мужчиной. Его могучий лук и охота были его главными интересами в жизни. Он верил в Бога, но (я думаю) несколько завидовал Богу.
Нимрод был самым сильным лучником на земле. Он считал, что если он пустит стрелу в облака наверху, она обязательно попадет в ангела, доказательством чего является то, что когда стрела вернется на землю, она будет запятнана кровью ангела. На самом деле, его концепция строительства Башни заключалась в том, что в конечном итоге он сможет достичь Рая.
В какой-то момент во время строительства Вавилонской башни написано, что Бог со свитой явился на землю, чтобы увидеть, что происходит в Вавилоне. Он обнаружил, что все люди говорят на одном языке, и он решил, что они должны говорить на разных языках. Тогда никто больше не понимал бы друг друга, поэтому он послал тех, кто говорил на одном языке, в разные стороны, чтобы создать кланы и племена по всей земле, и там, где они поселились, они должны были размножаться и процветать. Рабочие на башне тоже не поняли друг друга и разошлись. Так Вавилонская башня получила свое название.
Постскриптум: Поп Мандель изучал Библию и любил истории. Он решил, что Библия представляет собой отличный материал для его творчества, и поэтому Поп создал почти 200 библейских картин маслом. Исследователи Библии могли бы добавить к тому, что Поп думал о Нимроде, что Бог хотел, чтобы человечество заполнило землю и распространилось повсюду. Нимрод хотел строить города, и ему приписывают строительство Вавилонской башни, центра города, достигающего небес. Цель их лидеров состояла в том, чтобы сделать себе имя, которое запомнилось бы навсегда.