События куликовской битвы: Последовательность событий, действий в Куликовской битве
Содержание
Куликовская битва кратко: основные события
Опубликовано:
Битва на Куликовом поле: YouTube/Учебник Вслух
В истории народов есть знаковые для национального самосознания и гордости события. В русской истории одно из них — Куликовская битва XIV века. Она стала символом борьбы народа за независимость и государственность. В летописях и преданиях осталась эта героическая страница — Куликовская битва. Кратко рассмотрим все, что известно об этом сражении.
Куликовская битва: подготовка и начало
До XIV века уже более сотни лет русские земли находились под игом монголо-татар, платили дань Золотой Орде, терпели разорение. Русские князья правили только с согласия Орды и под ее контролем. Но и в этих условиях они со временем набрали силу, а значит зарождалось сопротивление завоевателям.
В 1370-х годах уже происходили отдельные открытые выступления. Это были предпосылки Куликовской битвы:
- Послов Золотой Орды убили в Нижнем Новгороде (1374–1375 гг.) Московский князь Дмитрий Иванович вскоре собрал в Переяславле-Залесском многих русских князей на съезд, на котором сложилась коалиция против завоевателей.
- Русское воинство, возглавляемое воеводой Дмитрием Боброком-Волынским, отправилось воевать с волжскими булгарами на среднюю Волгу в 1376 году. Было разбито войско Булгарского ханства, русские князья взяли большой откуп.
- На реке Вожа в августе 1378 года русские войска под командованием Дмитрия Ивановича разбили многотысячный отряд мурзы Бегича. Это была первая серьезная победа, имевшая стратегическое и психологическое значение: русичи осознали свою силу.
В Золотой Орде в это время укрепился у власти военачальник Мамай. Он потребовал от московского князя увеличенной в несколько раз дани.
Дмитрий совсем перестал платить дань. Он готов был отстоять это решение вооруженным путем, что случилось в дальнейшем и вошло в историю под названием Куликовская битва. Причины отпора были понятны и поддержаны и князьями, и народом.
Мамай подготовил войска для похода на непокорные русские земли. Он нашел союзников в лице литовского князя Ягайло и рязанского Олега. Вторжение наметили на осень.
Об этом союзе и его планах стало известно, и князь Дмитрий стал собирать воинство для отпора. Общий сбор наметили в подмосковной Коломне на середину августа 1380 г.
Ядро этих сил — московские части, к ним присоединились полки белозерских, ярославских, ростовских князей. Всего 30 городов отправили на этот сбор свои дружины. Характер выступления был близок народу, многие с энтузиазмом записывались в ополчение. В Коломне еще перед выступлением сформировали боевые полки и определили задачи каждого.
Существовала реальная угроза, что Мамай и его союзники вскоре соединятся на берегах Оки. Поэтому Дмитрий стремительно и неожиданно для всех 26 августа поднял дружины, переправил их через Оку и повел к Дону. По пути русскую армию пополнили полки двух литовских князей — Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.
Куликовское сражение описано в русских исторических летописях, в западноевропейских источниках. Но в них нет единого мнения о количестве воинов с обеих сторон:
- Куликовская битва для детей на основании народных преданий указывает, что это была тьма воинов — сотни тысяч.
- В более поздних исследованиях учитывали возможности городов вооружить и обеспечить определенное количество воинов всем необходимым, а также площадь, на которой развернулось сражение. В результате предположили, что в битве могли участвовать по 5–10 тысяч человек с обеих сторон.
Расположение войск на Куликовом поле: YouTube/Ray History Channel
Куликовская битва: сражения
Известное описание Куликовской битвы указывает, что Дмитрий привел дружину к Дону, переправил ее на правый берег, а мосты после этого витязи уничтожили. Таким образом, большая река защищала тылы войска от возможного удара союзников Мамая.
Южнее реки Непрядвы, впадающей в Дон, для расположения войск выбрано небольшое (2 км на 800 м) Куликово поле, потому и Куликова битва.
Вечером накануне сражения на поле расположили части в задуманном порядке: в центре занял позиции большой полк, впереди него — сторожевой (передовой) полк. Фланги заняли полки по правую и левую руку. Слева от главных сил на берегу Дона спрятался засадный полк.
Наступившее утро оказалось туманным. Когда туман разошелся, разразилась Куликовская битва, дата которой вошла в историю — 8 сентября 1380 года.
Предания повествуют, что, когда началась Куликовская битва, русские шли в бой под багровыми («чермными») знаменами, на которых был образ Иисуса Христа или православный крест.
Битва на Куликовом поле кратко протекала так:
- К полудню показались татарские войска. Передовые отряды противников вступали в короткие небольшие стычки.
- Перед боем по традиции тех времен состоялся поединок самых сильных воинов. На него вышли богатыри воюющих сторон — Пересвет и Челубей (Темир-бей). В столкновении оба погибли.
- Начался бой передового русского полка с авангардом татарского войска. В первом бою сражался князь Дмитрий, но затем он переоделся в доспехи близкого боярина и руководил большим полком. А боярин, отдавший князю свою одежду, погиб под его знаменем.
- Татары обрушили главный удар по левому флангу. Этот полк дрогнул и стал отступать, что открывало путь противнику в тыл основных сил.
- Но в этот момент из засады вылетела русская конница, нанесла неожиданный удар в тыл наступающему врагу. Татарам казалось, что это восстают к бою убитые ими русские воины. Это сеяло паническое настроение. Врагов загнали в реку и перебили.
- В момент наступления засадного полка начинают действовать и другие. От общего натиска ряды татар смешались, ход боя определился в пользу русских дружин.
- У Мамая не было резервов, отступление татарских отрядов некому было прикрыть, поэтому беспорядочно бежало все войско.
Сам князь Дмитрий во время боя был контужен и сбит с коня. Сразу после боя думали, что он погиб, но вскоре нашли его среди павших воинов в бессознательном состоянии. Такое описание Куликовской битвы сохранилось в летописях и преданиях.
Дмитрий Донской: YouTube/Учебник Вслух
Куликовская битва: итоги и значение
В сражении погибли сотни русских воинов, десятки князей, имена которых сохранились в исторических источниках. Народное предание повествует, что на этот бой благословил князя Дмитрия святой Сергий Радонежский. А весь день 8 сентября он провел в молитве, поминая всех павших воинов, имена которых ему открывались. Сам князь в честь победы в этой битве вошел в историю как Дмитрий Донской.
Учитывая противоречивые сведения о количестве сражавшихся в этом бою, невозможно установить и количество погибших. Но считается, что и противник понес большие потери — от трети до половины всего войска. Сам хан Мамай потерял былое влияние и власть, вскоре его разгромил соперник Тохтамыш.
Это сражение еще не свергло золотоордынское иго. Но главное значение Куликовской битвы определилось сразу как рывок к освобождению. Через два года татары опять отправились походом на Москву, разорили и сожгли ее, принудили снова выплачивать дань.
И тем не менее историческое значение Куликовской битвы велико:
- Московский князь проявил себя как лидер в борьбе за освобождение от татарского ига. Это закрепило за Москвой роль центра, вокруг которого стали объединяться другие княжества. Главное, что их правители осознали: освободиться от владычества Золотой Орды они смогут, когда объединятся.
- Золотая Орда теряла влияние на внутреннюю жизнь русских земель. Так, князь Дмитрий передал княжение сыну, не согласовывая с ней и не спрашивая ханского ярлыка (грамоты) на это. Другие московские князья иногда смещали неугодных правителей отдельных княжеств, даже если те обладали ярлыками от хана.
- Дань собирать татарам стало труднее, выплачивать ее стали нерегулярно.
- Русские князья укрепляли свои дружины. Но теперь они служили не только для обороны, но предпринимали и наступательные походы.
Для русского народа, век стонавшего под игом, победа в Куликовской битве развеяла миф о непобедимости завоевателей. Силы Орды впервые потерпели крупное поражение, а русские люди поверили в свои силы. Это со временем привело к окончательному освобождению.
Мемориал на Куликовом поле: Wikipedia
Память об этом событии прошла через века. В 1852 году на месте сражения воздвигли памятник-колонну в честь предков-победителей, а в 1880 году в Российской империи торжественно отметили 500-летие битвы. В современной России в честь знаменательных битв установлены Дни воинской славы. Среди них и день в честь Куликовской битвы, отмечаемый по новому календарю 21 сентября.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1877234-kulikovskaa-bitva-kratko-osnovnye-sobytia/
даты проведения и основные события, предпосылки сражения и результаты
Куликовскую битву также называют Мамаевым или Донским побоищем — в честь врага и места сражения. Это событие произошло в 1380 году и стало поворотным в истории борьбы Руси против монголо-татарского ига. И хотя окончательно захватчик был разгромлен только к концу XV века, этот бой вселил в народ и князей веру в то, что иго может быть уничтожено, а свобода — возвращена.
Предпосылки и предыстория
Со времени своего основания в Древнерусском княжестве регулярно возникали противоречия и стычки между князьями отдельных стран. Правители делили собственные владения между сыновьями, те пытались захватить соседские владения или «сменить» престол на более выгодный. Это привело к сильной раздробленности и отсутствию согласия между князьями.
Монгольское нашествие 1236−1242 годов особенно сильно продемонстрировало проблемы государства. Невозможность договориться и прийти на помощь друг другу, слабость князей стали причиной разорения городов и установления более чем на 2 века монголо-татарского ига и ханской власти.
Только в начале XIV века началось укрепление государства и усиление княжеской власти, простые люди увидели, что могущество хана не безгранично. В этом помогла Куликовская битва.
Предпосылками для нее послужили следующие события:
- Ослабление ханской власти в Золотой Орде из-за внутренних неурядиц и споров.
- Назревание в обществе желания освободиться от захватчиков, объединить земли.
- В 1371 году ярлык на княжение во Владимире был отдан Михаилу Александровичу Тверскому. В ответ на это князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) объявил, что не будет получать ярлык, а Михаила на княжение не пустит. Через 3 года Дмитрий отказался и от выплаты дани.
- В 1374 (или 1375) году прибывшие в Нижний Новгород послы от Мамая были перебиты жителями.
- Русская армия одержала ряд военных побед: в 1365 г. — над князем Тагаем, в 1367 г. — над Булат-Тимуром. В 1370 г. войско совершило поход на среднюю Волгу, а через 6 лет вернулось, получило откуп от правящих там ставленников Мамая и посадило русских таможенников.
В 1378 году хан Мамай отправил войско против непокорного Дмитрия Ивановича, но его солдаты потерпели поражение на реке Вожа, хоть и разорили Рязань. Решающее столкновение было неизбежным.
Подготовка к сражению
О подготовке Мамая к войне князь Дмитрий узнал от Захария Тютчева, который был послан в Орду с золотом для переговоров. После были посланы войска для взятия «языка», который подтвердил информацию. Сбор русских войск был назначен в Коломне на середину августа 1380 года).
На тот момент соотношение сил было следующим:
- Со стороны Мамая ситуация сложилась сложная. Поражение на реке Воже и наступление Тохтамыша к устью Дона вынудило хана использовать все силы. Он призвал наемников: генуэзцев, черкесов, буртасов и мусульман. Кроме того, к Мамаю присоединились литовский князь Ягайло и Олег Иванович, великий князь Рязанский.
- Вместе с Дмитрием Донским участвовали серпуховской князь (кузен московского) Владимир Андреевич, ростовский, ярославский и белозерский князья. По некоторым данным, литовские князья Андрей (наместник Дмитрия в Пскове) и Дмитрий (наместник в Переяславле-Залесском) также приходили с армией, причем собрали солдат не только в Пскове и Переяславле, но и в своих литовских уделах.
Более поздние письменные источники называют и других присоединившихся правителей, но их участие сомнительно, так как упоминания в основном связаны с более поздним расширением границ московского княжества и необходимостью подчеркнуть объединенный характер войска.
Русское войско было разделено на части:
- Большой полк под командованием Дмитрия Донского.
- Передовой полк, состоящий из коломенских солдат.
- Литовский Андрей руководил полком правой руки.
- Справа же находился засадный полк, который возглавил полководец Владимир Андреевич.
- Полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского.
- Сторожевой полк возглавляли князья Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского.
Мамай планировал слияние с силами союзников 14 сентября на южном берегу Оки. Он считал, что расположение противника будет, как и раньше, оборонительным на северном берегу.
Чтобы помешать ему, Дмитрий в конце августа осуществил переправу с войском через Оку (мосты после переправы были сожжены) в рязанское княжество, причем он отправился в обход.
Этот маневр был воспринят многими, как поход на верную смерть, но оказался очень удачным: Мамай был вынужден принять сражение на более удобном для русских месте, река же защитила тыл.
Мамаево побоище
Дата Куликовской битвы — 8 сентября 1380 года. Произошло Куликовское сражение на одноименном поле на юго-востоке Тульской области, где река Непрядво впадает в Дон.
Перед битвой произошло благословение армии святым Сергием Радонежским, хотя это событие в ранних источниках не упоминается. По одному из мнений, Сергий благословлял армию перед битвой на реке Воже, но после был «перенесен» авторами на более значимое событие.
К концу дня 7 сентября русские солдаты уже были выстроены в боевые порядки. Вечером и ночью стороны наблюдали друг за другом, и утром были готовы к сражению. Князь Дмитрий Иванович перед побоищем поменялся одеждой с князем Михаилом Бренком, который после окончания был найден убитым в окружении многих перебитых воинов, защищавших его.
Сражаться начали только в полдень: до этого над Куликовым полем висел туман, мешающий войскам. В то же время подтянулись татары. Сперва произошли несколько коротких стычек передовых отрядов, затем состоялся легендарный бой татарина Челубея с монахом Пересветом (возможно, этот эпизод является вымыслом), в результате которого оба умерли. После этого началась битва, хронологию которой восстановить подробно практически невозможно.
Сперва преимущество было на стороне татар: центр и левый фланг русских едва не были прорваны, им также удалось разбить полк левой руки. Возникла угроза нападения врага на большой полк с тыла. Только когда татары прорвались к реке и оставили тыл без прикрытия, на них напал засадный полк. Одновременно началось наступление полков литовских князей Андрея и Дмитрия.
Битва закончилась к вечеру. У Мамая не было дополнительных сил, чтобы закончить или хотя бы прикрыть отступление, и засадный полк преследовал неприятеля еще 50 верст, перебив много солдат. Князь Дмитрий Донской был сбит с коня и контужен, но жив — его нашли под березой в бессознательном состоянии.
Итоги и последствия
К сожалению, даже примерное количество погибших с обеих сторон неизвестно, так как многие летописи серьезно преувеличивают потери врага и преуменьшают сведения о русских. Например, в одной из летописей говорится о 1,5 миллионах погибших со стороны Мамая (при том, что самая большая цифра всего его войска оценивалась в 800 тысяч). В «Задонщине» говорится о гибели примерно 8/9 армии. Не менее сложно оценить потери русской стороны — цифры колеблются от 5−8 тысяч до 250 тысяч.
Сражение на Куликовом поле не дало России победить окончательно: разгром Орды случился ровно через 100 лет. Однако Мамаево побоище имело огромное значение для государства: было наглядно продемонстрировано, что Золотая Орда не является непобедимой и может быть свергнута, но только если князья объединятся и забудут о спорах. Москва стала политическим центром объединения, московский князь — лидером-освободителем. Кроме того, Дмитрий Донской впервые передал власть над княжеством своему ребенку, не спрашивая позволения Орды.
Главным событием на Руси в 1380 году стала Куликовская битва, которая является одним из важнейших событий в истории всей страны. Это была первая крупная победа русских князей над монголо-татарами, которая доказала возможность свержения захватчиков. Но для этого князьям необходимо было объединиться, забыв о разногласиях. Рассказы о Куликовской битве легли в основу многих литературных памятников.
Дыхание истории: в России проходит фестиваль на Куликовом поле, посвященный Победе над Золотой Ордой
-horde-1100966393.html
Дыхание истории: в России проходит фестиваль на Куликовом поле, посвященный Победе над Золотой Ордой
Дыхание истории: в России проводится фестиваль на Куликовом поле, посвященный в память о Победе над Золотой Ордой
Куликовская битва стала одним из поворотных моментов XIV века, когда русский народ одержал победу в крупном столкновении с Золотой Ордой, проложившем. .. 19.09.2022, Sputnik International
2022-09-19T18: 07+0000
2022-09-19T18: 07+0000
2022-11-309: 59+0000
Photo
Russia
MildAmedia
.
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1. img.sputniknews.com/img/07e6/09/13/1100964272_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_6204d92030d8b30e0b50a9f3c7611ca4.jpg
Бесчисленное множество реконструкторов историческая площадка фестиваля Куликово поле Многочисленные ремесленники посетили мероприятие, проводя мастер-классы и показывая гостям старинные ремесла и игры, а другие проводили турниры среди рыцарей, соревнования по стрельбе из лука и другие мероприятия.
1
russia
Sputnik International
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Sputnik International
feedback@sputniknews. com
+74956456601
MIA „ Россия Сегодня»
Новости
en_RU
Sputnik International
+74956456601
МИА «Россия Сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/07e6/09/13/1100964272_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_01d0341fd009f0a84427b965d1e26714.jpg
1920
1920
True
Sputnik International
Обратная связь по адресу@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya«
Sputnik International
Photo „„ rosiya segodnya «
Sputnik, Multiamed, Multiamed, Multiamed, Multiamed, Multiamed.0003
фото, фото, россия, мультимедиа, история
Бесчисленное количество реконструкторов запустили фестиваль «Куликово поле» возле места исторической битвы. Многочисленные ремесленники посетили мероприятие, проводя мастер-классы и показывая гостям старинные ремесла и игры, а другие проводили турниры среди рыцарей, соревнования по стрельбе из лука и другие мероприятия.
1/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
2/14
© Sputnik / Алексей Куденко
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотой Ордой.
3/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
4/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
5/14
© Sputnik / Алексей Куденко
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотой Ордой.
6/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
7/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
8/14
© Sputnik / Алексей Куденко
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотой Ордой.
14/9
© Sputnik / Алексей Куденко
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотой Ордой.
14/10
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
14/11
© Sputnik / Фестиваль «Куликово поле»
Исторические реконструкторы принимают участие в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотой Ордой.
14/12
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
13/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
14/14
© Sputnik / Алексей Куденко
/
Перейти в медиабанк
Исторические реконструкторы участвуют в фестивале «Куликово поле» — грандиозном мероприятии, посвященном 642-й годовщине Куликовской битвы между русскими войсками и Золотая Орда.
Произведения Куликовского цикла. Задоньяда — История русской литературы
В рубрике ::: XIV-XV вв., 1 пол.
Победа русских над монголами на Куликовом поле не только произвела большое впечатление на современников этого эпохального события в русской истории, но и потом еще долго интересовали русских. Объясняется это тем, что о Мамаевом побоище был написан ряд литературных произведений, созданных в разное время, которые переписывались и перерабатывались древнерусскими писателями на протяжении нескольких столетий.
Произведения куликовского цикла разнообразны по характеру и стилю. Поэтическая Задоньяда, документально-исторический оригинал-летописный рассказ, напряженно-публицистическая Расширенная редакция летописного рассказа и, наконец, «Повесть о Мамаевом побоище», полная воинского героизма, отголосков фольклора и подробностей. 9
Задоньяд . О Задонаде уже упоминалось выше в связи со «Словом о полку Игореве». Помимо самостоятельного литературного значения и того, что это произведение посвящено такому выдающемуся событию русской истории, как Куликовская битва, «Задоньяда» важна еще и как неоспоримое свидетельство возраста и подлинности «Слова о полку Игореве».
Задоньяда, скорее всего, была написана в 1380-х или начале 1390-х годов. Он является откликом на Куликовскую битву и возник под непосредственным влиянием самого события. 10
Сохранилось шесть рукописей Задоньяда, самая ранняя из которых (Евфросиниевская рукопись) датируется 1470-ми годами, а самая поздняя — концом XVII века. Произведение называется «Задоньяда в Евфросиниевской рукописи». В других рукописях она называется «Слово о великом князе Дмитрии, сыне Ивана, и брате его, князе Владимире, сыне Андреевском». Рукопись Евфросинии представляет собой сжатую версию не дошедшего до нас оригинального длинного текста. В остальных рукописях текст полон ошибок и искажений. Ниже мы будем использовать реконструированный текст «Задоньяда», составленный на основе всех рукописных списков произведения. 11
Задоньяда выражает поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Повествование (как и в «Слове о полку Игореве») перемещается из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, обратно в Москву, в Новгород и обратно на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. Сам автор описывает свое произведение как «оплакивание и восхваление великому князю Дмитрию, сыну Ивана, и брату его, князю Владимиру, сыну Андрею». Оплакивание (жалость) павшим, а панегирик (похвала) мужеству и воинской доблести русских.
Задонская. Автограф Евфросинии. 1470-е гг. Государственная публичная библиотека, Ленинград
Весь текст «Задоньяды» связан со «Словом о полку Игореве»: мы находим повторы целых мест из «Слова», идентичные описания и сходные поэтические приемы. Но автор «Задоньяды» творчески использует «Слово». Взяв его за образец для своего произведения, пишет Дмитрий Лихачев, он стремился не просто подражать своему образцу, но «провести сознательное сопоставление между событиями прошлого и настоящего, событиями, изображенными в «Слове о полку Игореве» и те, что были в его дни. И первое, и второе символически противопоставлены в «Задоньяде». 12 Из этого сравнения стало ясно, что отсутствие единства в действиях князей (как в «Слове») вело к поражению, а объединение всех в борьбе с врагом было залогом победы. В то же время это сравнение показывало, что наступила новая эпоха и что теперь побеждают не русские, а «языческие татары, неверные».
Это сравнение прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове» с событиями 1380 года, проходит через весь текст. Оно ярко выражено уже во вступлении и имеет глубокое значение. Начало бедствий, постигших русскую землю, автор относит к злополучной встрече на Каяле и битве на Калке: враги Руси «победили племя иафетов (т. е. русских) на реке Каяле. С тех пор безрадостна земля Русская; от битвы на Калке до разгрома Мамая снедалось тоской и горем». Победа над Мамаем стала переломным моментом в судьбе Русской земли: «Братья и друзья, сыны земли Российской! Соберемся вместе, сложим слово в слово, обрадуем землю Русскую и отбросим печаль в восточные земли».
Описывая Дмитрия Донского, отправлявшегося в поход, автор «Задоньяда» говорит, что «солнце ярко светило ему на Востоке и указывало ему путь». В «Слове о полку Игореве» отъезд полка Игорева сопровождается затмением солнца. («Тогда взглянул Игорь на яркое солнце и увидел тень от него, омрачавшую все войско его».) : «И гибели их (татар) ждали крылатые птицы, парившие в облаках, вороны непрестанно каркали, и галки говорили на своем языке, орлы визжали, волки угрожающе выли и лисы визжали, чуя кости». В «Слове» те же дурные предзнаменования сопровождают наступление русского воинства.
Есть некоторые поэтические особенности «Задоньяда», которые отличают его от «Слова». В Задоньяде гораздо больше образов религиозного характера: «За землю Российскую и за веру христианскую», «вступил он в свое золотое стремя, сел на своего быстрого коня, взял в правую руку меч свой и молился Богу и Его Деве-Матери» и так далее. Автор «Слова о полку Игореве» использовал приемы народной поэзии и творчески адаптировал их, создав на материале свои оригинальные поэтические образы.0003
из фольклора. Многие из этих образов автор «Задоньяды» упрощает. Его поэтические приемы, восходящие к народной поэзии, ближе к своим прототипам. Ряд оригинальных эпитетов в «Задоньяде» явно устного происхождения.
Задоньяд имеет смешанный стиль. Поэтические пассажи чередуются с прозаическими, напоминающими официальные документы. Весьма вероятно, что такое смешение обусловлено состоянием сохранившихся рукописей произведения: те отрывки, где стиль напоминает официоз, могут быть результатом позднейших дополнений и не отражать авторский первоначальный текст произведения.
Принято считать, что «Задоньяду» написал Софоний Рязанский: это имя упоминается как имя автора в названии двух рукописей произведения. Впрочем, Софоний Рязанский именуется и автором «Повести о Мамаевом побоище» в целом ряде рукописей основной редакции «Повести». Имя Софония Рязанского также упоминается в тексте «Задоньядии», и характер этого упоминания подсказывает, что мы, вероятно, должны рассматривать Софония не как автора «Задонщины», а как автора другого поэтического произведения о Куликовская битва, которая не сохранилась и которую автор «Задоньяды» и автор «Повести о Мамаевом побоище» использовали независимо друг от друга. 13 Никакими другими сведениями о Софонии Рязанском, кроме упоминаний его имени в «Задоньяде» и «Слове о Мамаевом побоище», мы не располагаем.
«Задоньяда» — чрезвычайно интересное литературное произведение, созданное как прямой отклик на крупное событие русской истории. Интересен он еще и тем, что отражает прогрессивную для своего времени политическую идею, а именно, что Москва должна стоять во главе всех русских земель и что единство русских князей под властью великого князя Московского было верный залог освобождения Руси от монгольского владычества.