Легенда о вере надежде и любви и матери их софии: День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Содержание
история и традиции, молитвы, иконы, приметы и обряды, картинки и открытки
Поздравляю со светлым праздником — Днём Веры, Надежды, Любви и матери их Софии! Пусть ваша жизнь будет озарена любовью, а сердца наполнятся надеждой и верой. Желаю, чтобы этот праздник принёс в ваши дома здоровье, чувство благодати и духовную радость. Храни вас Бог! Желаю, чтобы все вы были здоровыми, счастливыми, чтобы в домах ваших царил лишь уют и благополучие. И чтобы Вера, Надежда, Любовь всегда сопутствовали вам и всем вашим близким!
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии:
вселенские «бабьи именины»
На 30 сентября приходятся именины сразу четырех христианских святых, и в честь них отмечается Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. День Веры, Надежды и Любови посвящен укреплению силы духа и мужества, которые не сможет сломить даже недостаток телесных сил.
Этот день на Руси называли девичьим праздником, а также бабьими именинами или «бабьей вытью». С самого утра 30 сентября женщинам полагалось плакать, очень громко и очень горько, взахлеб оплакивая свою несчастную судьбинушку и безрадостное житье. Чтобы плакалось горше, вспоминали все обиды, накопленные за год – и ссоры с мужем, и неблагодарность детей, и завистливых подружек. Бабьими потому, что день ангела одновременно справляют женщины сразу четырех имён. Вселенскими – потому что эти имена были очень популярны на Руси, чуть ли не каждая вторая была названа в честь одной их этих святых, поэтому когда справлялись именины, «гудели» всей деревней.
Хотя праздник был установлен церковью, конечно же, по совсем другой причине. Вера, Надежда, Любовь и мать их София почитаются как мученицы, их жизнь закончилась трагически. И произошло это во втором веке в Римской империи.
- I
История праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2022 - II
Значение имён - III
Гонения на христиан - IV
Встреча с императором- IV. I
Интересный факт
- IV. I
- V
История страданий - VI
Кончина Софии - VII
Судьба мощей - VIII
Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии - IX
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2022: традиции и обычаи- IX.I
Традиции праздника
- IX.I
- X
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии - XI
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2022: где почитаются святые - XII
Из истории праздника - XIII
Приметы - XIV
Заговоры и обереги праздника Веры, Надежды и Любви
История праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2022
Вера, Надежда, Любовь – эти имена стали синонимами беззаветной веры в Христа, любви к Нему и негаснущей надежды на вечную жизнь в Царствии Его.
Значение имён
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София жили в Риме во II в.н.э. Когда произошли эти страшные события, старшей из сестёр — Пистис было двенадцать лет, Элпис – десять, а младшей Агапэ всего девять. В русской транскрипции эти имена звучат как Вера, Надежда и Любовь.
София («мудрость») была христианкой, она чтила заповеди Божии, постоянно молилась, держала посты и прививала своим дочкам любовь к Христу. И своих дочерей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любови.
Дети росли и впитывали в себя тот благочестивый образ жизни, который вела их мать. Они знали апостольские книги, были прилежны в занятиях и усердны в молитве.
Девочки были трудолюбивы и во всём помогали матери, выполняя домашнюю работу. Они были красивы и благоразумны, и на эту христианскую семью вскоре обратили внимание и всюду стали о них говорить.
В то время в Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны властей, и о юных христианках стало известно императору Адриану (тому самому, который велел возвести Вал Адриана длиной 117 километров, и который обожествил своего юного любовника, утонувшего в реке).
Император потребовал, чтобы Вера, Надежда и Любовь отреклись от Христа и принесли жертву языческим богам. Но девушки проявили стойкость несмотря на свой юный возраст.
Их подвергли страшным пыткам, а после казнили на глазах у матери.
Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.
Гонения на христиан
В это время во главе римлян стоял Адриан, проповедовавший язычество, суть которого заключалась в поклонении множеству различных богов. Язычество было главной религией в стране, а христианство было под запретом, потому что власти Рима боялись, что новое учение разрушит их привычные традиции. К тому же христианские идеи смирения и простоты, знать, погрязшая в роскоши и разврате, не могла принять.
Однако новая вера всё же стала распространяться среди низших слоёв народа. И этот факт сыграл негативную роль в отношении аристократии к новой религии – знать презрительно относилась к низшим слоям общества, а рабов вообще считала «говорящей вещью», поэтому эту религию стала считать «религией рабов». Кроме того, рабов в Риме было принято казнить распятием на кресте – и эта смерть считалась позорной. Отсюда ещё одна причина неприятия верхами христианской религии.
Первые христиане в Римской империи тайно собирались в глухих местах, чтобы совершить обряд и помолиться. На них начались гонения. Самое удивительное, что причиной этих гонений стало то, что христиане, якобы, были человеконенавистниками.
Современным людям это сложно понять, ведь в наше время христианство соотносится с состраданием и милосердием. Но для изнеженной и развращённой римской знати, проводившей время в бесконечных пирах и развлечениях, идеи христианства, которое призывало ненавидеть грех и зло в человеке и бороться с ними, считались дикостью.
Встреча с императором
Когда до императора дошли слухи о благочестивой христианской семье, поклоняющейся только одному Богу, он был возмущён и повелел привести этих людей во дворец, хотя они и не проповедовали запрещённую религию и никому её не навязывали.
Адриан предложил Софии и дочерям отречься от веры. Взамен он предложил им жизнь, но услышал отказ, который поразил его до глубины души. Он долго уговаривал женщину, призывая её подумать о дочерях, но София не соглашалась. Тогда Адриан отпустил их домой, дав время на раздумья, сказав при этом, что в случае очередного отказа дети будут казнены.
Интересный факт
Девочки были еще совсем юными: Вере было 12, Надежде – 10, а младшей Любови – 9 лет.
Когда София с дочерьми снова были приведены к императору, он предложил им вознести жертву богине Диане. Это просто: надо всего лишь положить на алтарь богини Дианы зёрна пшеницы. И все останутся живы. Но мать и её дочери не стали совершать обряд язычников. Они ответили императору Адриану:
«У нас есть Бог Небесный, Его детьми мы и желаем остаться, нет никаких других Богов!»
и стали молиться Христу.
История страданий
Но Адриан продолжал настаивать. Он обратился к Вере:
«Принеси жертву великой богине Диане».
Когда девочка отказалась, её раздели и стали бить. Палач избивал Веру, но она стойко переносила удары. Тогда палач принёс железную решётку и поставил её на огонь. Когда решётка раскалилась докрасна, на неё положили связанную девочку. Но, по воле Господа, она не обожглась.
Это чудо ввергло всех в сильное изумление. Невредимую девочку поместили в чан с бурлящей смолой, но и в нём она не сварилась, как все ждали, а продолжала молиться Христу. И тогда Адриан, не зная, как ещё можно заставить её отречься от веры, приказал обезглавить девочку.
После казни Веры, император обратился ко второй сестре Надежде и предложил ей не терпеть те муки, какие только что перенесла её сестра, а признать Диану богиней. Но и Надежда отказалась предать свою веру, и была истерзана так же, как и сестра. Её били, мучили и огнём и кипящей смолой, но не смогли сломить. Как и Веру, Надежду обезглавили.
В третий раз, уже третьей сестре, самой младшей – Любови, предложил жестокий царь отречься от Христа, и в третий раз получил отказ. Любовь привязали к колесу, растянув так, что выскочили суставы, и стали бить палкой. От её крови земля вокруг стала мокрой. Но она молчала, и это ещё больше злило мучителей. Тогда её бросили в печь, из которой выплеснулось пламя, обжигая окружающих, но девочка осталась нетронутой огнём. После всех этих издевательств, ребёнок был обезглавлен.
Народ, наблюдающий за казнью, роптал. Многим была отвратительна звериная жестокость императора, а многие не понимали мать, отдавшую своих детей на страшные мучения. Ведь если бы она принесла жертву Диане, она спасла бы своих детей от смерти! Язычникам, действительно, была непонятна логика этой женщины. Но София понимала, что если она спасёт детей сейчас, предав веру, то навсегда закроет перед ними дверь в вечную загробную жизнь и обречёт их на вечные муки в Аду.
Кончина Софии
Сердце матери, наблюдавшей за мучениями своих детей, страдало от нечеловеческой боли. Она хотела умереть вместе с ними, но жестокий император счёл такую смерть слишком лёгкой. Ей была уготована иная участь – страдания не телом, а душой и сердцем за детей своих, а через них за Христа. Ей отдали растерзанные тела дочерей, и она повезла их в телеге на кладбище, чтобы похоронить в полном одиночестве, где и осталась, совершив погребение. Через три дня она умерла от горя.
Судьба мощей
Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2022:
традиции и обычаи
Это может показаться странным, но на Руси со вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день.
Гулянья по случаю этого праздника длились три дня.
Сами женщины в это время жаловались на свою тяжелую бабью долю, изливали душу подругам, а потом… вновь принимались за свои домашние обязанности и готовили праздничные угощения (а куда деваться?).
Традиции праздника
Наши прародители считали, что утром в этот день все женщины должны выплакаться. По поверьям, женские слезы в день Веры, Надежды и Любви служили своеобразным оберегом, который на весь год защищал семью от бед и несчастий.
В народных традициях день 30 сентября называют еще «вселенскими бабьими именинами» или «бабьим праздником». Бабьи именины, обычно, праздновали три дня.
Только по традиции он начинался с плача — поверья говорят, что утро этого дня все женщины должны начинать с громкого плача, который служит своеобразным оберегом. Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна».
Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.
Вообще слезы в народной традиции – это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным домом.
В народе считается, что если 30 сентября оплакать всех своих близких и свою собственную долю, то в течение года ничего плохого не случится. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софьи, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетаются с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.
В этот день было принято угощать именинниц пирогами.
Именинницы праздновали день Ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели.
Считалось, что девочка, родившаяся в этот день, обладает немалой мудростью, способна создать в доме уют и принести благополучие.
Именинницам же в этот день было принято дарить ладанки и иконы с изображением Веры, Надежды, Любови или Софьи, сладости.
Они, в свою очередь, отдаривались пирогами.
По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.
Замужние женщины в этот день, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома.
В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.
Праздничных застолий, конечно, в этот день не устраивали, но и не отказывали в угощении тем, кто поздравлял женщин с именами Вера, Надежда, Любовь и Софья.
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Кондак мучениц
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Кстати, необычный случай, связанный с этим праздником, произошел в Твери. В начале 90-х Ирина Лутай ждала мальчиков — но на свет неожиданно для всех появились дочки (см. фото выше). Когда Ирина немного пришла в себя, то поняла, что это — судьба, ведь родились сразу три девочки, и родились они 27 сентября, накануне дня почитания святых Веры, Надежды и Любови.
Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.
Батюшка был в сильнейшем изумлении — ведь надо же так, три девчушки и родились рядом с такой датой.
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2022: где почитаются святые
С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся «гостиницей» для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.
В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.
Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября
Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.
Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:
Дни Ангела для Веры:
26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.
Дни Ангела для Надежды:
14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
День Ангела для Любови:
30 сентября.
Дни Ангела для Софии:
28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.
Из истории праздника
- Первые жития мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии появились довольно поздно, в VII–VIII веках. Написаны они были на грузинском, армянском, латинском и греческом языках. При переводе на славянский греческие имена девочек Пистис, Элпис и Агапе обрели привычную нам форму Вера, Надежда и Любовь.
- В некоторых житиях имя их матери Софии тоже было переведено как Премудрость. Но этот вариант не прижился. Имя София сохранило свою греческую форму, а имена ее дочерей закрепились у нас в переводе.
- Имена святых Веры, Надежды и Любови вошли в употребление в России в XVIII веке, а пик их популярности приходится на конец XIX века.
Приметы
- Если журавли отправились в полет, то покров будет морозным.
- Зяблик летит – стужу несет.
- Если гнездо (логово) ежа построено в середине леса, то зима будет лютой.
- Если ранняя белка имеет голубую шубку, то весна будет ранней.
- Если белка начинает линять снизу-вверх, то зима будет холодной.
- Если гром прогремел — осень будет теплой и долгой, а зима поздней.
- Кто утром слезы проливает — тот семью свою оберегает.
- Если в этот день пошел дождь, будет ранняя весна.
- Женщинам не следует заниматься домашними делами.
- 30 сентября считается опасным и несчастливым днем.
- В этот день женщина должна выплакаться с утра о себе, о своей женской доле, о родных и близких, о своем доме для облегчения души.
- После Веры, Надежды, Любви начинаются первые заморозки.
- На Веру, Надежду, Любовь сватаются, а на Покрова свадьбу играют.
- Надейся, Надежда, на добро — а жди худа.
- Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то зима будет позднее. Обычно вслед журавлям кричали : «колесом дорога», для того, чтобы весной они снова возвратились в родные места.
Народные приметы говорят, что этот день всегда холодно и дождливо.
Венчание, помолвку и свадьбу 30 сентября не проводят — плохая примета.
Заговоры и обереги праздника Веры, Надежды и Любви
Заговор на замужество в праздник Веры, Надежды, Любви
30 сентября, в день памяти святых мучениц, пойдите в церковь и купите там двенадцать свечей. Четыре свечи поставьте у иконы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Три свечи — у распятия иисуса Христа, три свечи зажгите у иконы Богородицы, а две принесите домой. После заката зажгите свечи и читайте над ними двенадцать раз подряд такой заговор:
«Смилуйся, Господь,
Смилуйся, Божья Мать,
Велите рабу Божью (имя) замуж взять.
Как эти две свечи горят,
Так чтобы и сердце мужское
По Божьей рабе (имя) загорелось,
Жениться бы ему на ней захотелось.
Шел бы он к ее крыльцу,
Свел бы он ее к Божьему венцу.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь».
Заговор от разлада в семье
В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи можно защитить свою семью от порчи на ссоры и скандалы. Этот обережный заговор читают один раз утром и один раз вечером, стоя у семейной иконы «Вера, Надежда, Любовь». Слова заговора такие:
«Во море-во океане
Есть бела рыбица-плотица.
Как той рыбе тошно без воды на сухом берегу,
Так пусть тошно будет моему врагу.
Чтобы моя семья была крепким-крепка,
Целым-цела.
Кто ту белорыбицу съест,
Тот часа не проспит, дня не проживет.
Именем Бога Христа,
Никто моей семьи не разобьет.
Как прилегает чешуя к рыбе
От головы до хвоста,
Так и моя семья будь крепка и цела.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь».
Оберег для солдата
30 сентября можно защитить солдата от гибели на войне сильным заговором. Чтобы на армейской службе не случилось ничего плохого с воином, он должен в день Веры, Надежды и Любви прочитать над водой охранный заговор:
«Господи, поддержи,
Господи, благослови!
Лежит камень бел на горе,
Что конь в камень нейдет.
Вот и так бы и в меня,
Раба Божьего (имя),
И в товарищей моих, и в коня моего
Не шла стрела и пуля.
Как молот отскакивает от кувалды,
Так бы и пуля от меня отлетала.
Как жернова вертятся,
Так и не приходила бы ко мне стрела,
Вертелась бы она.
Солнце и месяц светлые бывают,
Так бы и я, раб Божий (имя).
Укрепленный за горой замок замкнут,
Тот замок и ключи в синем море.
Богородица ключи эти наблюдает,
Меня от напрасной смерти оберегает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь».
Потом половину заговоренной воды он должен выпить, а другой половиной омыть лицо и руки.
1 2
Страницы ( 1 из 2 ):
1
2
Южный федеральный университет | Пресс-центр: Вера, Надежда и Любовь — имена в честь добродетелей или наоборот: теологи ЮФУ об истории праздника
30 сентября Православной Церковью отмечается праздник Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, известный в народе как «Вселенские Бабьи Именины».
История святой мученицы Софии и её дочерей, носящих имена главных добродетелей христианства, стала примером непоколебимой веры в Бога и готовности претерпеть страдания и смерть за искреннее следование ей. Однако же, мало кто до конца осознаёт глубину и смысл этого события, ведь на празднике отразились народные традиции, которые, накладываясь на исконный смысл, могут искажать его восприятие.
Доцент кафедры философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук ЮФУ Алина Краснова и студенты 2 курса специальности «Теология (Государственно-конфессиональные отношения)» Сергей Щербин и Аксинья Гузь рассказали о важных аспектах праздника.
Вдова из Милана по имени София и три её дочери: Пистис, Элпис и Агапэ приехали в Рим во II веке нашей эры, за христианскую проповедь были убиты язычником императором Адрианом, который хотел заставить их принести дары богине Диане. Солдаты Адриана умертвили девочек на глазах их матери, а сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Церковь причислила мучениц к лику святых, и по сей день верующие христиане считают, что по молитвам к ним происходят чудеса. На старославянский язык имена дочерей были переведены дословно — Вера, Надежда и Любовь, и только имя матери — София (Мудрость) оставили без перевода.
«Если проанализировать житие святых мучениц, то мы увидим единство добродетелей в каждой девушке — в каждой из них в равной мере живут и вера, и надежда, и любовь, но можно подметить разные акценты в ответах императору, побуждавшему их отречься от Христа. Вера говорит о сохранении своей преданности Истинному и Подлинному Богу, невзирая на искушения этого мира. Надежда полностью отдаётся в волю Христа и жаждет исполнить до конца всё то чистое и непорочное, чему научила её мать. А Любовь воспевает имя Господа и всем своим детским сердцем благодарит Его за все те испытания, что претерпели её сёстры и она сама», — отметила Алина Краснова.
Доцент ЮФУ отметила, что символичен и возраст дочерей — его также можно истолковать теологически. Так, Вера, являясь самой старшей, лежит в основе всякой духовной жизни. Надежда, как средняя дочь, задаёт нравственное направление человеку для его преображения. Любовь же, являясь самой молодой из добродетелей, определяет всю внутреннюю силу и деятельность христианской жизни, поскольку она происходит из первых двух, «но любовь из них больше» [1Кор.13:13] (1-е послание Апостола Павла к коринфянам).
На Руси день Веры, Надежды и Любви был христианским аналогом Женского дня. Женщины в свой «бабий день» поздравляли и угощали друг друга, а также плакались на тяжелую женскую долю. Одно из народных названий праздника — Всесветная бабья выть.
«В этот день по обычаю полагается, именно женщинам, с утра оплакивать судьбу мучениц со своей вместе, что и совершалось: все плакали-выли-голосили и стояла над сёлами всесветная бабья выть. Оплакав тяжкую женскую долю, переходили к празднованию, готовили разные кушанья. Родившихся в этот день девочек считали обладающими мудростью, несущими в дом благополучие и уют. Считалось, что в этот день нужно как можно усерднее молиться не только у иконы Веры, Надежды, Любови и Софии, но и возносить молитвы Богородице, как главной «бабьей» заступнице», — поделилась Алина Краснова.
С этим праздником теологи также связывают такое значимое для христиан понятие, как «именины». Это день памяти конкретного святого, имя которого дают человеку при крещении, что, по мнению многих, помогает раскрыть крещёному определённые качества и задатки, носителем которых был в жизни тот или иной святой. Многие родители стремятся назвать своих детей в соответствии с церковными именинами, которые приходятся на дни их рождения. Так, когда девочка появляется на свет 30 сентября, ее непременно нужно назвать Верой, Надеждой, Любовью или же Софией. Считается, что тогда она обретёт эти добродетели и будет приумножать их в жизни.
Во многих крупных городах России, в том числе обеих столицах, есть храмы Святой Софии — это всегда соборные или митрополичьи церкви, величественные, и в своём архитектурном убранстве подражающие первому Софийскому Собору в Константинополе — в современном Стамбуле это Большая мечеть Айя-София. Но все эти храмы освящены не в честь мученицы Софии, матери Веры, Надежды и Любви, как может показаться на первый взгляд.
«Название первого Константинопольского собора Софии понималось как имя Сына Божия, согласно пророческому указанию в Ветхом Завете. То есть храм Премудрости был посвящен Иисусу Христу, Воплощенному Слову. И «копии Софий» на Руси тоже были названы во имя Христа — «иже есть Премудрость Присносущное Слово», писал Антоний Новгородский в начале XIII века. Святая София Премудрость Божия – это не великомученица София, а одно из имён Божиих, ведь в богословской традиции под «именами» следует понимать проявления Бога в сотворенном им мире», — подчеркнула Алина Краснова.
Поздравляем всех, кто носит имена святых Веры, Надежды, Любви и Софии с именинами, а также всех женщин, обладающих этими добродетелями.
До 3 октября в Институте философии и социально-политических наук Южного федерального университета продолжается набор на программу профессиональной переподготовки «Теология (Православная теология)».
Для поступления нужно только заявление и документ о наличии высшего образования или справка об обучении на любой из программ высшего образования. Всех желающих ждет насыщенная интересная программа, содержащая более 20 дисциплин, включая практическую подготовку. Обучение будет проходить в дистанционном формате.
По всем вопросам можно обращаться к руководителю программы по телефону или через мессенджеры:
+7 918 542 14 12 (Краснова Алина Георгиевна)
Святая София | Антиохийская ортодоксальная христианская архиепархия
Saint Sophia
и ее три дочери
Вера, надежда и Agape
отмечены 17 сентября. -138). Они происходили из богатой и набожной семьи, и их мать София воспитала их в Вере, Надежде и Любви тех имен, которые она им дала. Весть об их замечательном образе жизни дошла до императора, который, узнав, что они в Риме, послал солдат, чтобы привести их к нему. Принимая во внимание их нежные годы, он дивился тому, как непоколебимы в вере дочери Софьи, и, думая, что только поддерживая друг друга, они могут устоять против него, поставил вопрос им порознь.
Первой доставили Пистис (Фейт), которой было двенадцать лет. Она смело отвергла лесть тирана и осудила его бесстыдные дела и тщетные заговоры против христиан. Разъяренный император приказал раздеть ее, безжалостно избить и оторвать груди, из которых вытекло молоко, а не кровь. Другие пытки, которые она претерпела, были напрасны, ибо она была защищена силой Божией. Когда, наконец, пришли отрубить ей голову, София призвала ее с радостью принять смерть, которая соединит ее со Христом.
Следующей привели Элпис (Надежда), которой было десять лет. Исповедуя Христа так же стойко, как и сестра, она была избита и брошена в раскаленную печь, но огонь ее погас от прикосновения к ней, в которой любовь Божия горела пламенем более яростным, чем огонь материальный. После многих других мучений и она умерла от меча, воздав благодарение Богу.
Агапе (Любовь), третья из сестер, была вызвана к императору, который сошел с ума от гнева. Ей было всего девять лет, но она обладала таким же устойчивым умом, как и ее сестры. Ее повесили на виселице и приковали так туго, что ее конечности были сломаны оковами. Затем ее бросили в печь, из которой ее освободил ангел, и, наконец, обезглавили. Софья радовалась духом, увидев своих дочерей, так славно идущих в обители праведных, но, сокрушенная земной скорбью, отдала душу свою Богу через несколько дней у их гроба. Память их празднуется 17 сентября.
Это, безусловно, одна из моих любимых историй из житий святых. Мы все слышали о тысячах святых и мучеников, отдавших свою жизнь Христу и страдающих в этом мире, чтобы они могли радоваться в грядущем. Но сколько из них было о детях? Так прекрасно и вдохновляюще осознавать, что дети нашего возраста (и моложе!) были такими же ревностными по отношению к Богу, как и великие святые постарше, такие как св. Павел, св. Фекла и все остальные! Память об этой истории помогает мне стараться и нести маленькие «кресты» в жизни, не жалуясь, будь то грипп, много домашней работы или даже просто сильная усталость. «Если кто-то хочет идти за мной, пусть сначала отречется от Себя, возьмет свой крест и пойдет за Мною». (XC)
Алекса Юнес
‹ Святой Филофей
вверх
Преподобный Серафим Саровский ›
Вера, Надежда и Милосердие – Имена в «Так далеко от Бога»
Имена в «Так далеко от Бога» Аны Кастильо очень важны. Я имею в виду, вы знаете, когда трех из четырех сестер зовут Вера (Фе), Надежда (Эсперанса) и Чарити (Каридад), а их мать София (Софи), их имена символичны. Далее добавим, что четвертую зовут Сумасшедшая (Ла Лока) — ее все так долго называли, что даже мать не может вспомнить ее настоящего имени. Вы знаете, имена важны.
Но когда вы читаете книгу, вы видите, что Хоуп заключена в тюрьму, Фейт слепо верит тому, что ей говорят, Милосердие используется в своих интересах и изуродовано, а Сердце Милосердия связано и позже убито. История изобилует лакомыми кусочками, которые показывают, что имена скорее буквальны, чем символичны.
Каридад всегда занималась благотворительностью. У нее была вера и надежда. Вскоре у нее будет мудрость, из которой она возникла.
Мать зовут София, но ее называют попеременно София, Софи и Софт, что поначалу сбивало меня с толку. Но София происходит от греческого Sophia, что означает (как сказано в приведенной выше цитате) мудрость. Однако более важным является история трех христианских святых Веры, Надежды и Милосердия (Милосердие иногда называют Любовью) и их матери Софии. Читая историю с сайта выше, можно увидеть много параллелей с Так далеко от Бога .
Во-первых, женщина София овдовела вскоре после рождения ее дочерей, и в нашей истории Доминго уходит вскоре после рождения четвертой дочери Софи, хотя он не умер, и позже мы узнаем, что Софи сказала ему уйти из-за его азартных игр. , он исчезает из их жизни почти на двадцать лет. Повзрослев, девочки-мученицы «усердно занимались духовным чтением, молитвой и домашними делами» (цитата из блога «Полная благодати и истины»). В книге Эсперанса читает множество книг по самопомощи, ища параллели со своей семьей; Каридад учится у доньи Фелиции в работе курандеры, которая включает в себя много молитв и веры; и Фе в какой-то момент посвящает себя урокам кулинарии в Ла Локе.
Продолжая читать легенду о Святых, есть несколько деталей, напоминающих о нападении на Каридад в «Вдали от Бога» (хотя в сказке о Святых это была Вера, а не Милосердие). Но все три девушки-Святые избежали нескольких опасных для жизни событий и / или пыток невредимыми, прежде чем их в конечном итоге мученическая смерть от обезглавливания. А в So Far From God Ла Лока воскресает на первой странице; Каридад также чудесным образом выздоравливает от травм (которые, безусловно, можно назвать пытками). Страдания, от которых Фе страдает из-за всех химикатов, с которыми она работает в Acme International, также, безусловно, могут считаться пыткой — удаление рака кожи особенно напоминает снятие кожи. А Эсперанса находится в заключении на Ближнем Востоке, пока она там работает журналистом. Намекнули, что правительство находит ее тело, но не осмеливается вернуть его семье. И все же ее дух возвращается в Томе, и Каридад, и Ла Лока видят ее и разговаривают с ней даже больше, чем когда она была жива.
Каридад тяжело скучала по своей старшей сестре, став ближе к ней после смерти, чем при жизни.
Но с точки зрения имен, у Софии есть и другие интересные и уместные значения. Иногда слово София (как и в слове «Премудрость») использовалось для обозначения Святого Духа — аспекта Бога — и даже иногда для обозначения женского аспекта Бога или иногда для обозначения Христа.
Есть и другие особенности именования. Такие имена, как Rubén, иногда странно пишутся как Rubεn с эпсилоном (не говоря уже о том, что этот персонаж в какой-то момент меняет свое имя на Cuauhtémoc — в честь последнего императора ацтеков).
И мужские имена тоже символичны, хотя в основном они символичны, потому что ничего не значат! Имя Рубен означает просто «Мальчик» или «Сын» (хотя, согласно Городскому словарю, Рубен имеет более учтивый, дамский угодник, но даже в этом случае оно используется в очень «общепринятом смысле»). «мужской» способ). Доминго, по сути, просто означает «Рожденный в воскресенье» — еще одно невзрачное имя для другого обычного, скучного человека.
Мемо — тоже подходящее мужское имя для этого романа. В Центральной Америке и Мексике — и, предположительно, в Нью-Мексико — это уменьшительное или прозвище Гильермо, которое является испанской версией имени Уильям. Однако в Испании Memo — это уничижительное слово, используемое для обозначения кого-то как идиота, и это довольно четкое указание на то, как мы должны относиться к мужу-изменщику Каридад, чьи измены заставляли ее без разбора отдаваться любому мужчине, которого она встречала. .
Милосердие можно рассматривать как альтруистическую форму любви — любви к другим без ожидания того, что она будет возвращена. Очевидно, это можно увидеть в сексуальных контактах Каридад после ее аннулированного брака с Мемо, а также в ее новом призвании курандеры.
Я думаю, что у большинства людей Франциск Ассизский ассоциируется с животными, и он считается покровителем животных и окружающей среды, однако, я думаю, Франциско в нашей истории назван больше за то, что святой отказался от роскошной жизни и жил в бедность и легенды о получении святым «стигматов» или знаков, напоминающих раны распятого Христа, особенно если учесть, что наш Франциско становится кающимся братом, неся крест в паломничествах Страстной недели.