Литургия это что: Божественная литургия — что это такое?
Содержание
Божественная литургия
Божественная Литургия — это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы — молебны, чтения и пения — возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению — Божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня — до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.
Слово «литургия» означает «общее дело», «общественное служение». Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии, или Благодарения.
Собравшись в последний раз с учениками, Иисус Христос взял хлеб, разломил его и подал им, говоря: «Вот тело Мое, которое за вас отдается. Когда вы собираетесь, делайте это в Мое воспоминание». Потом Он подал им чашу вина и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая прольется за вас».
Так было установлено самое важное богослужение — Божественная Литургия.
Литургия состоит из трех частей. Первая часть — Проскомидия, что означает «приношение».
Во время проскомидии в храме собирается вся Церковь — то есть собрание верующих. Также невидимо присутствуют святые. К началу Литургии древние христиане приносили Богу свои дары — хлеб и вино. Сейчас верующие дают деньги на храм, и таким образом участвуют в общей жертве. Хлеб и вино — это символ нашей земной жизни. Мы не можем жить без еды и питья, и поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь. Во время проскомидии священник в алтаре приготавливает хлеб и вино для причастия. В это время в храме читаются «Часы» — это специальные молитвы и псалмы из Ветхого Завета, которые готовят верующих к самой службе. В это время пения пока нет.
Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных. Оглашенные это те, кто готовится стать христианами и проходит подготовку к вступлению в Церковь («оглашение» или катехизацию).
В начале Литургии оглашенных священник торжественно выносит из алтаря через боковые северные двери Евангелие и, входя опять в алтарь через Царские Врата, кладет его на Престол. Это — Малый вход.
Хор поет «Во Царствии Твоем» — это заповеди Блаженства, то есть счастья, — правила жизни, которые дал Иисус Христос.
После Малого входа на середину церкви выходит чтец и читает «Апостола» — отрывок из посланий апостолов к первым христианам. Хор поет троекратно «Аллилуйа» — что значит «Слава тебе, Боже». Это торжественное пение предваряет и подготавливает чтение Евангелия.
Третья часть Литургии называется Литургией верных. Она начинается с Великого входа. Хор поет «Херувимскую песнь».
Если рассматривать Литургию с музыкальной стороны (со стороны певческой), то «Херувимская песнь» является своего рода музыкальным центром всей службы. Это самое красивое песнопение состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. «Херувимская песнь» состоит из двух частей. Первая часть — до Великого входа и вторая часть — после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая — торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» — это ответ хора (или народа) на моления священника.
После «Херувимской песни» в знак того, что присутствуют только люди, принявшие крещение, все поют «Символ веры» — молитву, в которой мы свидетельствуем о нашей вере в Бога, в Церковь и будущую жизнь.
Затем начинается самое главное — Анафора (Возношение) — это сердце, ядро и вершина Литургии.
Мы как бы присутствуем на Тайной Вечере — на последней трапезе Христа с учениками, после которой последовали Его страдание и смерть. Священник вспоминает, как Иисус Христос дал Своим ученикам хлеб и вино, и повторяет Его слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое …» и «Пейте от этой чаши все, сие есть кровь Моя …». Потом священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяща о всех и за вся», и молится, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Хлеб и вино, которые мы принесли в дар Богу, теперь Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. В них присутствует Сам Иисус Христос, и Он дает нам Свою жизнь.
Во время этого таинства освящения Святых Даров, которое называется Евхаристическим Каноном, хор поет песнопение «Милость мира». Это песнопение тоже состоит как бы из двух частей. Первая часть делится на короткие реплики, которые являются ответом на слова священника. Этот напряженный диалог завершается пламенным молитвенным возгласом хора: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Это песнь ангельских сил перед престолом Бога, которые восхваляют и славят Его.
Также и люди славят и благодарят Бога за сотворение мира и человека, за жертву Сына Божия — Иисуса Христа. Вторая часть — «Тебе поем» — звучит в самый важный момент — момент схождения Духа Святого на Святые Дары. Музыка этой части полна благоговейного трепета.
Затем сразу же хор поет песнопение «Достойно есть», которое прославляет Божию Матерь.
Завершается Литургия верных пением всеми верующими молитвы Господней «Отче наш». Это главная молитва христиан, которой научил их Сам Иисус Христос.
Затем происходит причащение Святыми Дарами, которые вкушают сначала священники в алтаре, во время чего хор поет «Запричастный концерт». Это различные песнопения на текст псалмов и главных христианских молитв. Потом чашу со Святыми Дарами выносят из алтаря, и следует причащение верующих. Причащение всех членов Церкви из одной общей чаши соединяет христиан в единое мистическое Тело Христово и образует единую Церковь. В это время хор или народ поет причастный стих св.Пасхи: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
Заканчивается Литургия молитвами благодарения, которые поет хор и читает священник. В конце священник благословляет и отпускает народ.
из чего состоит, что происходит в храме, о самой главной части Литургии
Проскомидия, Литургия оглашенных, антифон и ектения – что значат все эти слова, рассказывает архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель Киевской духовной академии.
– Отче, Литургия Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста, когда она служится по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю вайи. Когда появилась Литургия Иоанна Златоуста? И что значит слово «Литургия»?
– Слово «Литургия» переводится с греческого как «общее дело». Это важнейшее богослужение суточного круга, во время которого совершается Евхаристия. После того как Господь вознесся на Небеса, апостолы стали совершать Таинство Причастия каждый день, читая при этом молитвы, псалмы и Священное Писание. Первый чин Литургии был составлен апостолом Иаковом, братом Господним. В Древней Церкви существовало много чинопоследований Литургии на территории Римской империи, которые на протяжении IV–VII веков были унифицированы и в том же виде сейчас используются в Православной Церкви. Литургия Иоанна Златоуста, которая совершается чаще других, является самостоятельным творением святителя на основании текста Анафоры апостола Иакова. Литургия Василия Великого служится всего 10 раз в год (5 воскресений Великого поста, Великий четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти святителя) и представляет сокращенную редакцию Литургии Иакова. Третья Литургия – Преждеосвященных даров, редакция которой приписывается святителю Григорию Двоеслову, епископу Римскому. Эта Литургия совершается только в Великом посту: в среду и пятницу, в четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.
– Литургия состоит из трех частей. Первая часть – проскомидия. Что происходит во время проскомидии в храме?
– «Проскомидия» переводится как «приношение». Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Изначально проскомидия состояла из процедуры выбора наилучшего хлеба и растворения вина с водой. Нужно отметить, что указанные вещества приносили для совершения Таинства сами христиане. С IV столетия возникает обрезание Агнца – евхаристического хлеба. С VII–IX веков проскомидия постепенно формируется как сложное чинопоследование с изъятием многих частиц. Соответственно, и местонахождение проскомидии во время богослужения в исторической ретроспективе изменялось. Сначала она совершалась перед Великим входом, позже, с развитием чина, была вынесена в начало Литургии для благоговейного совершения. Хлеб для проскомидии должен быть свежим, чистым, пшеничным, хорошо промешанным и приготовленным с закваской. После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы Литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для изъятия Агнца используется просфора с особой печатью сверху в виде знака креста, разделяющего собой надпись: ΙС ХС НИ КА – «Иисус Христос побеждает». Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным, без примесей, красного цвета.
Во время изъятия Агнца и вливания в потир растворенного вина священник произносит слова пророчеств и евангельские цитаты о страстях и крестной смерти Спасителя. Далее происходит изъятие частиц за Богородицу, святых, живых и усопших. Все частицы выставляются на дискосе таким образом, чтобы видимо указывать на полноту Церкви Христовой (земной и небесной), главой которой является Христос.
– Вторая часть Литургии называется Литургия оглашенных. Откуда взялось такое название?
– Литургия оглашенных действительно является второй частью Литургии. Такое название эта часть одержала оттого, что в этот момент могли молиться в храме вместе с верными и оглашенные – люди, которые готовились к принятию Крещения и проходили катехизацию. В древности оглашенные стояли в притворе и постепенно привыкали к христианскому богослужению. Эта часть еще именуется Литургией слова, поскольку центральным моментом является чтение Священного Писания и проповедь. Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.
– Когда поются антифоны? Что это такое?
– За богослужением Православной Церкви молитвословия могут исполняться антифонно, т. е. поочередно. Принцип пения псалмов антифонно в восточной Церкви был введен священномучеником Игнатием Богоносцем, в Западной – святителем Амвросием Медиоланским. Существует два вида антифонов, которые исполняются на утрени и на Литургии. Степенные антифоны на утрени используются только на Всенощном бдении, они написаны по мотивам 18-й кафизмы в подражание ветхозаветному пению на ступенях при восхождении в Иерусалимский храм. На Литургии антифоны делятся на будничные (91-й, 92-й, 94-й псалмы), получившие свое название от использования во время вседневной службы; изобразительные (102-й, 145-й псалмы, блаженны) называются так, поскольку взяты из Последования изобразительных; и праздничные, которые используются на Господские двунадесятые праздники и Пасху и состоящие из стихов избранных псалмов. Согласно Типикону, также существует понятие антифонов Псалтыри, т. е. деление кафизмы на три «славы», которые и именуются антифонами.
– Что такое ектения и какие они бывают?
– Ектения в переводе с греческого – «протяжное моление», представляет собой прошения диакона с пением хора попеременно и заключительным возгласом священника. Существуют следующие виды ектений: великая (мирная), сугубая, малая, просительная, заупокойная, об оглашенных, литийная, заключительная (в конце повечерия и полунощницы). Также есть ектении на различных молебнах, Таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях. По сути, они имеют структуру вышеуказанных ектений, только имеют добавочные прошения.
– Третья часть Литургии – Литургия верных. Это самая важная часть?
– Литургия верных так именуется потому, что на ней могут присутствовать только верные. Другое название – Литургия Жертвы, поскольку центральным местом является принесение Бескровной Жертвы, совершение Евхаристии. Это самая важная часть Литургии. В начале этой части совершается пение Херувимской песни и Великий вход, во время которого Святые Дары переносятся из жертвенника на престол. Далее перед Анафорой (Евхаристической молитвой) все верующие вместе произносят Символ веры, свидетельствуя единство исповедания православной веры. Во время Анафоры священником произносятся тайносовершительные молитвы с призыванием Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары. Завершается Литургия верных общим причащением священнослужителей и верующих, в котором видимым образом свидетельствуется соборность и единство Христовой Церкви.
Беседовала Наталья Горошкова
Что такое литургия? — Арлингтонский католический вестник
Колонки
Дэвид Уоллес | Специально для «Католического вестника»
24.10.19
В «Компендиуме катехизиса католической церкви» говорится: «Литургия есть празднование тайны Христа и, в частности, Его пасхальной тайны. Через осуществление священнического служения Иисуса Христа литургия проявляется в знамениях и приносит освящение человечества. Общественное богослужение, которое должно Богу, совершается Мистическим Телом Христовым, то есть его главой и его членами» (вопрос 218).
Когда мы говорим о литургии, мы имеем в виду не только Евхаристическую жертву (Мессу), но и Литургию Часов (официальное публичное чтение псалмов, других библейских текстов и чтений отцов церкви) как а также празднование семи таинств. Главным «творцом» литургии является Христос, и мы, как крещеные члены тела Его, церкви, присоединяемся к Нему в Его вечной жертве. Как мы «погребаемся с Ним крещением в смерть» (Рим. 6:4), так и мы, участвуя в священной литургии, приносим себя «в жертву живую, святую и благоугодную Богу, которая есть ( наше) духовное поклонение» (Рим. 12:1), так что «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете из чаши, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26).
Слово «литургия» происходит от греческого «leitourgia», что означает «работа от имени народа». Таким образом, именно Христос от нашего имени является главным священником Мессы; он тот, кто крестит, конфирмирует, посвящает, помазывает и продолжает молиться псалмами, как делал это на земле. Наше общественное богослужение осуществляется через Христа, со Христом и во Христе. Он «служитель (leitourgos) во святилище и шатер истинный, поставленный не человеком, но Господом» (Евр. 8:2). Согласно святому Фоме Аквинскому, «весь обряд христианской религии происходит от священства Христа», ибо в силу неизгладимых знаков или знаков, которые мы получаем при крещении и конфирмации, «верующие уподобляются» Христу; эти характеры «есть не что иное, как определенные причастности Христова священства, проистекающие от Самого Христа» (9).0017 «Summa Theologiae», , часть 3, кв. 63, ст. 3).
В священной литургии, особенно в Евхаристии, мы входим в настоящее царство, в небесную литургию, где Христос есть «Агнец, стоящий, как бы закланный» (Откр. 5:6). Мы тянемся в вечность и участвуем в вечном самопожертвовании Христа, принесшего Себя на крест. Литургия есть торжество победы Христа, попирающего смерть смертью, когда Он дарует жизнь сущим во гробах. Литургия есть возвещение всему человечеству евангелия (благой вести) о его триумфальной смерти и славном воскресении: «Я, когда вознесусь от земли, всех привлеку к себе» (Ин. 12, 32). Наше участие в христианском богослужении — это не просто воспоминание о событии, произошедшем 2000 лет назад, но жизнь, сила и слава Божья, ворвавшаяся в наше пространство и время, в саму нашу жизнь, чтобы преобразить нас в Себя через Святого Духа. Как учит Второй Ватиканский Собор, «Литургия есть вершина, к которой устремлена деятельность Церкви… это купель, из которой вытекает вся ее сила» («Sacrosanctum Concilium» 10).
На каждой мессе, когда мы слышим слова Иисуса: «Сделай это в память обо мне», мы не просто вспоминаем; скорее, как молится Евхаристическая молитва I, Римский канон: «Мы празднуем воспоминание блаженных Страстей, Воскресения из мертвых и славного Вознесения на небо Христово», и как Божественная литургия св. Иоанна Златоуста в византийская традиция добавляет: «второе и славное пришествие» — будущее событие, присутствующее в вечном сейчас Бога. Когда через сакраментальные знаки и литургические обряды церковь увековечивает то, что сделал Христос, Бог помнит Свой завет, заключенный в сломленном теле и пролитой крови Христа, и результаты искупительной работы Христа проявляются в нас и для нас. Наш ответ, как у доброго разбойника, распятого рядом с Иисусом: «Помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23:42) — должен быть ответом благодарности, ибо в этом смысл Евхаристии: «благодарить. ” Как молится псалмопевец: «Что мне воздать Господу за все Его щедроты ко мне? Подниму чашу спасения и призову имя Господне» (Пс. 115:13-14).
Уоллес — адъюнкт-профессор Высшей школы богословия христианского мира в Александрии.
Темы: вера
Связанные статьи
Печатное издание
Литургия Брисбен — Что такое Литургия?
КАК ЭТО ВЕЩЬ НАЗЫВАЕТСЯ «ЛИТУРГИЯ»?
Откуда произошло слово «литургия» и к чему оно относится?
Как и многие другие «церковные» слова, которые мы используем, «литургия» происходит от языка, использовавшегося ранней церковью в богослужении и писаниях — греческого. Оно происходит от греческого слова leitourgia, которое использовалось для обозначения любой государственной службы или функции, выполняемой людьми в целом.
Более употребительным словом, близким по значению к «литургии», является «богослужение». Но есть ряд дескрипторов, которые необходимо добавить, чтобы сделать его эквивалентным тому, что мы понимаем под литургией.
Поклонение – это молитва, хвала и поклонение, направленные к Богу. Главной причиной нашей хвалы и благодарения является дар нашего спасения во Христе и через Христа.
Но в то время как богослужение может быть личным актом, литургия всегда является коллективной деятельностью. Индивидуальное поклонение лучше всего называть частной молитвой или преданностью. Это не литургия.
Люди, совершающие богослужение, являются людьми Божьими, все крещеные — Церковью.
В Католической церкви мы унаследовали формы и модели богослужения, которые сложились за 2000-летнюю историю Церкви. Те, кто готовит богослужения, не начинают с чистого листа. Каждый день года занимает определенное место в церковном литургическом календаре. Есть определенные чтения Священных Писаний и молитвы, предназначенные для использования на мессе в определенные дни. Совершение обрядов крещения, бракосочетания, отпевания и т. д. изложено в церковных обрядовых книгах.
Таким образом, рабочее определение «литургии», которое я считаю полезным, звучит так: «Официальное публичное богослужение Церкви».
Под это определение подпадают следующие богослужения: все таинства, похороны, Литургия Слова (с причастием или без него), Часовая литургия (обычно совершаемая как утренняя или вечерняя молитва) и благословение. Кстати, «паралитуги», насколько мне известно, вообще не существует. Что-то либо литургично, либо нет. Я думаю, что термин паралитургия использовался в прошлом для обозначения литургии, которую вы совершали, когда у вас не было мессы. Но, как видно из приведенного выше списка, литургия включает в себя гораздо больше, чем только евхаристию.
Молитва не является литургией, если она спонтанна, неструктурирована, неформальна, приватна или не обращена к Богу. На самом деле в последнем случае это даже не молитва! Всякая молитва обращена к божеству.