Макарьевская икона божией матери одигитрия: Икона Божьей Матери Макарьевская
Содержание
Икона Божьей Матери Макарьевская
Празднование
30 сентября
История
Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя из келлии, святой увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейной» (позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»).
Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским. В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери.
Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.
Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых.
С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах.
24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.
В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.
По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обеими чудотворными иконами».
Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители – в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение монастыря. Через два года в обитель вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского.
Судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева.
Развернуть
Случайный тест
МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(Макарьевская), (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря. Находилась в разных храмах обители; исчезла в 20-х гг. XX в., когда мон-рь был закрыт и разорен. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию…» о явлениях и чудесах М. и., составленному архим. Макариева Унженского мон-ря Платоном (1850-1867), икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена прп. Макарию Унженскому во время молитвы 17 сент. 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Прп. Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архим. Платон дополнил «Сказанием…» об обретении и о чудесах еще одной иконы Божией Матери — списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа прп. Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апр. 1858 г., и этот день считается днем обретения иконы. «Сказания…» сопровождаются историями многочисленных чудес от обеих икон.
Прп. Макарий Калязинский в молении иконе Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XIX в. (ц. Рождества Христова в г. Макарьеве)
Прп. Макарий Калязинский в молении иконе Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XIX в. (ц. Рождества Христова в г. Макарьеве)
О «келейной» иконе архим. Платон сообщал, что она отличается от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: голова Богоматери немного склонена к Младенцу, лик Которого обращен чуть вправо, лентион перекинут через оба плеча, ножки переплетены. Список (размер 2 аршина 8 вершков × 2 аршина, или 177×142 см) имел те же иконографические особенности. В мон-ре хранилась «Соборная память», выданная в 1717 г. из Казенного Патриаршего приказа при местоблюстителе Патриаршего престола Стефане (Яворском) по прошению игум. Леонтия с братией для сбора пожертвований, в которой икона называлась чудотворной. С. И. Снессорева (1892) и Е. Поселянин (1909) на время составления своих сводов икон отмечали, что в мон-ре имеется только список с явленной М. и.
Источники «Сказаний…» архим. Платона неясны. В Житии прп. Макария сюжет об обретении иконы отсутствует. В подробнейшем описании архива мон-ря, сделанном И. К. Херсонским, также не обнаружены древние рукописи, на к-рые ссылается архим. Платон. Древнейшие описи мон-ря (1613 и 1624) не содержат сообщений о чудотворной иконе «Одигитрия», хотя имеются упоминания об иконах этой иконографии. Так, по описи 1624 г., богато украшенный новый образ мерой в 4 пяди (ок. 71 см) находился в Макариевском холодном храме в местном ряду иконостаса.
При отсутствии древних документов архим. Платон мог опираться только на «Соборную память» и монастырские описи, к-рые он предоставил специальной комиссии и послал в духовную консисторию, когда там запрашивали материалы о чудотворной иконе (Херсонский. 1892. С. 293). Скорее всего недостающее звено в истории этой иконы — чудесное обретение иконы прп. Макарием во время молитвы — игумен взял из Жития прп. Авраамия Галичского, к-рое хранилось в монастырской б-ке (также в 1845-1850 архим. Платон возглавлял Авраамиев Городецкий Покровский мон-рь).
О происхождении и об истории М. и. в 1-й трети XVIII в. была составлена «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители преподобнаго Макария Унженского чудотворца», которая сохранилась в единственном списке в сборнике из собрания РГБ (ОР. Ф. 310. № 105). В РГБ этот сборник датирован нач. XVIII в., но анализ текстов позволяет отнести его к 30-м гг. XVIII в. Уникальный по составу сборник был написан, возможно, специально для придела праведных Иоакима и Анны, пристроенного в 1728-1730 гг. к ц. прп. Макария Унженского, где и находилась М. и. Вероятно, архим. Платон не был знаком с этой рукописью. В соответствии с «Повестью…» некий воин-галичанин, будучи в плену, купил икону Божией Матери греч. письма. Освободившись, он вернулся в родное село, расположенное у Галича, и поместил образ в сельской церкви. Вскоре храм сгорел, и лишь икона была обретена после пожара неповрежденной. Во сне воину было дано указание отнести икону в Макариев мон-рь, что тот и сделал накануне дня памяти прп. Макария Унженского. М. и. стала чтимым монастырским образом. Согласно тексту «Повести…», икону видел и «лобызал» во время посещения мон-ря в 1619 г. царь Михаил Феодорович, позднее приславший из Москвы драгоценные венцы и цаты к образу. В кон. XVII в. игум. свт. Митрофан (1675-1682; буд. Воронежский епископ) просил известного изографа Артемия Катунца поновить икону, но тот «от благоговеинства отречеся». В 1715 г. установили празднование М. и. перед днем памяти прп. Макария, тем самым в мон-ре, возможно, восстанавливалась традиция почитания иконы.
Позднее «Повесть…» получила продолжение («Пристяжение»), в к-ром рассказывается, что в мон-ре находились рукописи, содержавшие сведения о М. и., но они погибли при пожарах. В 1716 г. икона была поновлена игуменом Кривоезерской обители г. Юрьевца-Повольского Корнилием (в миру царский изограф Кирилл Уланов). «Пристяжение» гл. обр. описывает чудеса от этой иконы в Москве, куда ее повезли для сбора пожертвований. В тексте упоминаются московские храмы и мон-ри, реальные персонажи, чудеса исцелений, обретения украденных сокровищ и т. д. После сбора пожертвований икона была возвращена в мон-рь.
Возобновление почитания М. и. и написание «Повести…» в нач. XVIII в. связаны с игуменом Макариева Унженского мон-ря Леонтием (Павловым; † ок. 1788), возглавлявшим обитель 27 лет с небольшим перерывом (1714-1727, 1728-1741). Именно по его инициативе икону поновил игумен Кривоезерской пуст. Корнилий (Уланов). Судя по тексту, 1-я часть «Повести…» была написана ок. 1717 г. Окончательно текст был оформлен в период между 1719 (возвращение иконы из Москвы) и 1741 гг. «Повесть…» анонимна, но есть все основания полагать, что она написана игум. Леонтием, автором «Сказания о иконе Богоматери Иерусалимской», к-рое он создал в 1719 г., будучи игуменом Макариева монастыря (список 1817 г. хранится в ГАИО в составе соч. «Историческое описание Троицкого Кривоезерского монастыря» (Ф. 893. Оп. I)). Очевидна стилистическая общность обоих «Сказаний…», к-рая проявляется в схожести эпитетов, оборотов речи, обилии превосходных степеней, сложном построении фраз. Обращают на себя внимание близость задач, к-рые ставились в обоих случаях автором, и методы их решений.
Сохранились единичные образы прп. Макария в молении М. и. 2-й пол. XIX в. Подобная икона находится в ц. Рождества Христова г. Макарьева Костромской обл. О том, что икона, к к-рой обращается преподобный, именно «Макарьевская», свидетельствует надпись на ней.
Арх.: Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители прп. Макария Унженского чудотворца // РГБ ОР. Ф. 310. № 105. Л. 43-60.
Ист. : Платон (Троепольский), архим. Сказание о явлениях и чудесах чудотв. Макарьевской иконы Божией Матери «Одигитрии», с присовокуплением Сказания об обретении и чудесах чудотв. «Макарьевской» иконы Божией Матери (копии с Макарьевской иконы — «Одигитрии»). СПб., 1863; Херсонский И. К. Описание старинных рукописей, хранящихся в архиве Макарьева Унженского мон-ря Костромской губ. Кострома, 1887; он же. Летопись Макариева Унженского мон-ря Костромской епархии. Кострома, 1888. Ч. 1; 1892. Ч. 2.
Лит.: Бухарев И. Иконы. С. 216-217; Поселянин Е. Богоматерь. С. 596-598; НКС. 1978. Т. 2. С. 84-85; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1993. С. 327-328; Тарасенко Л. П. «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители прп. Макария Унженского чудотворца» — неизв. соч. нач. XVIII в. // Филевские чт.: К 300-летию памятника архитектуры XVII ст. «Церковь Покрова в Филях» (1690-1693). М., 1993. Ч. 4. С. 8-16; она же. История древней Макарьевской иконы // Губернский дом. Кострома, 1999. № 4(35). С. 34-37.
Л. П. Тарасенко
Богородица Одигитрия
- Описание
Традиционно написанная икона, изображающая Богородицу, держащую в левой руке Младенца Христа и поднимающую правую в благословении. Христос слегка наклонен к своей Матери, его правая рука благословляюще поднята, а левая рука держит развернутый свиток. Богоматерь изображена в темном мафорионе с вифлеемскими звездами на голове и плечах, Младенец Христос одет в белый орнаментированный хитон и гиматий цвета охры. Икона написана на мохово-зеленом фоне, греческие буквы MP ΘΥ и IC-XC в верхней части иконы обозначают Богородицу и Иисуса Христа.
Греческое слово Одигитрия (Ὁδηγήτρια) буквально переводится как « Та, что указывает Путь» «». Богоматерь изображена держащей Младенца Христа и указывающей на Него как на источник спасения человечества. Считалось, что утерянный оригинал Одигитрии был написан с натуры евангелистом Лукой. Он был привезен из Иерусалима в Константинополь в V веке и хранился в монастыре Одегон. В дальнейшем изображение было воспроизведено в многочисленных копиях, самая ранняя из которых датируется VI веком.
В русской традиции считается, что в X или XI веке подлинная Одигитрия попала в Смоленск, где была помещена в Успенском соборе. Икона стала одной из самых почитаемых на Руси. День ее памяти отмечается 10 августа.
Вы ищете покупателя?
У нас есть активный и непрерывный процесс приобретения.
Связаться с нами
Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.
- Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
- Имя
Первый
Последний
- Адрес электронной почты
Мы работаем только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.
М: +44 7866 638973
T: +44 203 983 8383
[email protected]
Обрамление
John Davies Framing
Компания John Davies Framing уже более 40 лет поставляет исторически точные репродукции старинных рам для Ружникова.
Страхование
Barta & Partner
Barta & Partner — это современная компания с традиционными ценностями, не имеющая себе равных в страховании изобразительного искусства и ценной частной собственности.
Доставка
Гусак и белый
Gander & White зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний по доставке и установке, предоставляющая услуги арт-дилерам, частным коллекциям и музеям по всему миру.
Хранение
Gander & White
Хранилища произведений изобразительного искусства Gander & White спроектированы таким образом, чтобы обеспечить надежную среду для защиты деликатных и ценных произведений искусства.