Макарьевская икона божией матери одигитрия: Икона Божьей Матери Макарьевская

Разное

Икона Божьей Матери Макарьевская

Празднование

30 сентября

История

Ма­ка­рьев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» бы­ла яв­ле­на 17 сен­тяб­ря 1442 го­да пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию Ун­жен­ско­му чу­до­твор­цу († 1444), ко­то­рый под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве на пу­стын­ных бе­ре­гах ре­ки Ун­жи во вре­ме­на кня­же­ния Ва­си­лия Тем­но­го (1425–1462). В это вре­мя Га­лич­ская (ныне Ко­стром­ская) об­ласть на­хо­ди­лась в са­мом бед­ствен­ном по­ло­же­нии, стра­дая от го­ло­да и сти­хий­ных бед­ствий, меж­до­усоб­ных войн и на­ше­ствия та­тар.

Ра­но утром, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий окан­чи­вал свое обыч­ное утрен­нее ака­фист­ное пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, кел­лию его вдруг оза­рил неве­до­мый свет. Пре­по­доб­ный сму­тил­ся ду­хом и стал усерд­нее мо­лить­ся. За сте­на­ми кел­лии раз­да­лось ан­гель­ское пе­ние: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­ти Нене­вест­ная!» В стра­хе и изум­ле­нии вый­дя из кел­лии, свя­той уви­дел на небо­склоне ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая в окру­же­нии све­то­зар­но­го си­я­ния при­бли­жа­лась к по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный с ра­дост­ным тре­пе­том пал на зем­лю и вос­клик­нул: «Ра­дуй­ся, Ма­ти Бо­жия! Ра­дуй­ся, прис­но­те­ку­щий Ис­точ­ни­че, спа­се­ние ми­ру по­ка­зу­ю­щий и всей Га­лич­стей стране твер­дое ограж­де­ние и за­ступ­ле­ние!» Он с бла­го­го­ве­ни­ем взял ико­ну и по­ста­вил в сво­ей кел­лии, по­че­му она и ста­ла на­зы­вать­ся «Ке­лей­ной» (поз­же уче­ни­ки пре­по­доб­но­го да­ли ей на­име­но­ва­ние «Ма­ка­рьев­ской»).

Неда­ле­ко от ме­ста яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за пре­по­доб­ный Ма­ка­рий вы­ко­пал ис­точ­ник, про­сла­вив­ший­ся сво­ей це­леб­ной си­лой, а еще через неко­то­рое вре­мя здесь был ос­но­ван мо­на­стырь, так­же на­зван­ный Ма­ка­рьев­ским. В мо­на­стыр­ских ру­ко­пи­сях хра­ни­лись ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Два­жды по мо­лит­ве пе­ред ней спа­са­лись мест­ные жи­те­ли от на­ше­ствия крым­ских та­тар. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли огра­бить и опу­сто­шить Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в ре­ке Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия был спа­сен от вра­га го­род Со­ли­га­лич. Та­та­ры без ви­ди­мой при­чи­ны в па­ни­ке об­ра­ща­лись в бег­ство, а плен­ные рас­ска­зы­ва­ли, что ви­де­ли в небе се­до­го стар­ца в чер­ном оде­я­нии, ме­тав­ше­го в них стре­лы и кам­ни, а за­тем по­явив­ше­го­ся сре­ди них на бе­лом коне и на­гнав­ше­го та­кой страх, что та­та­ры ста­ли в ужа­се уби­вать друг дру­га.

Бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это бы­ло уста­нов­ле­но ко­мис­си­ей, по­слан­ной Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да. В этом же го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, Ун­жен­ско­го чу­до­твор­ца в ли­ке свя­тых.

С чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был сде­лан спи­сок в ви­зан­тий­ском сти­ле, ко­то­рый про­сла­вил­ся, как и пер­во­об­раз. На иконе лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на­кло­нен к Пред­веч­но­му Мла­ден­цу, ко­то­рый по­ко­ит­ся на Ее ле­вой ру­ке. Два­жды свя­той об­раз вы­хо­дил непо­вре­жден­ным из ог­ня по­жа­рищ – в 1626 и 1690 го­дах.

24 ав­гу­ста 1717 го­да по ука­зу Пет­ра I и бла­го­сло­ве­нию ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Ря­зан­ско­го Сте­фа­на (Явор­ско­го) мо­на­ху Ионе бы­ла вы­да­на ру­ко­пис­ная «со­бор­ная па­мять» для «бес­пен­но­го» сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на из­го­тов­ле­ние окла­да для ико­ны. В этом до­ку­мен­те Ма­ка­рьев­ский об­раз пря­мо на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­ным.

В XVIII ве­ке при игу­мене мо­на­сты­ря Мит­ро­фане II (пер­вым был при­чис­лен­ный к ли­ку свя­тых свя­ти­тель Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский), ко­то­рый не знал ис­то­рии и зна­че­ния ико­ны, свя­той об­раз был пе­ре­не­сен из со­бор­но­го хра­ма в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь и пре­бы­вал там в за­бве­нии. Кро­ме то­го, игу­мен дал раз­ре­ше­ние пе­ре­пи­сать об­раз в Смо­лен­ский. Лишь по­чти через век – в 1858 го­ду Про­мыс­лом Бо­жи­им ико­на вер­ну­лась к ино­кам в сво­ем пер­во­здан­ном ви­де. Ко­гда ико­ну ста­ли очи­щать от верх­не­го вет­хо­го слоя кра­сок, под ним ока­зал­ся невре­ди­мым чуд­ный лик Бо­го­ма­те­ри древ­не­го пись­ма с над­пи­сью «Ма­ка­рьев­ская ико­на» и под­пи­сью тро­па­ря и конда­ка. В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си хра­нят­ся за­пи­си мно­гих бла­го­дат­ных зна­ме­ний и чу­дес­ных со­бы­тий, со­про­вож­дав­ших об­ре­те­ние свя­то­го об­ра­за.

По всей ви­ди­мо­сти в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла и ико­на, яв­лен­ная пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, по­сколь­ку ар­хи­манд­рит Пла­тон, при ко­то­ром был об­ре­тен спи­сок, пи­сал в 1863 го­ду, что один и тот же тро­парь и кондак по­ет­ся в оби­те­ли «пе­ред обе­и­ми чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми».

Ате­и­сти­че­ское ли­хо­ле­тье XX ве­ка раз­ру­ши­ло ино­че­скую жизнь Ма­ка­рьев­ской оби­те­ли – в 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, а свя­тая ико­на уте­ря­на. Лишь в 1993 го­ду на­ча­лось пол­но­мас­штаб­ное воз­рож­де­ние мо­на­сты­ря. Через два го­да в оби­тель вер­ну­лась и его глав­ная свя­ты­ня – мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ун­жен­ско­го.

Судь­ба и ны­неш­нее ме­сто­пре­бы­ва­ние спис­ка чу­до­твор­ной Ма­ка­рьев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и его пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. Со­хра­нил­ся един­ствен­ный спи­сок Ма­ка­рьев­ской ико­ны, ко­то­рый на­хо­дит­ся сей­час в Рож­де­ствен­ской церк­ви г. Ма­ка­рье­ва.

Развернуть

Случайный тест

МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Макарьевская), (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря. Находилась в разных храмах обители; исчезла в 20-х гг. XX в., когда мон-рь был закрыт и разорен. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию…» о явлениях и чудесах М. и., составленному архим. Макариева Унженского мон-ря Платоном (1850-1867), икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена прп. Макарию Унженскому во время молитвы 17 сент. 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Прп. Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архим. Платон дополнил «Сказанием…» об обретении и о чудесах еще одной иконы Божией Матери — списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа прп. Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апр. 1858 г., и этот день считается днем обретения иконы. «Сказания…» сопровождаются историями многочисленных чудес от обеих икон.

Прп. Макарий Калязинский в молении иконе Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XIX в. (ц. Рождества Христова в г. Макарьеве)

Прп. Макарий Калязинский в молении иконе Божией Матери «Одигитрия». 2-я пол. XIX в. (ц. Рождества Христова в г. Макарьеве)

О «келейной» иконе архим. Платон сообщал, что она отличается от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: голова Богоматери немного склонена к Младенцу, лик Которого обращен чуть вправо, лентион перекинут через оба плеча, ножки переплетены. Список (размер 2 аршина 8 вершков × 2 аршина, или 177×142 см) имел те же иконографические особенности. В мон-ре хранилась «Соборная память», выданная в 1717 г. из Казенного Патриаршего приказа при местоблюстителе Патриаршего престола Стефане (Яворском) по прошению игум. Леонтия с братией для сбора пожертвований, в которой икона называлась чудотворной. С. И. Снессорева (1892) и Е. Поселянин (1909) на время составления своих сводов икон отмечали, что в мон-ре имеется только список с явленной М. и.

Источники «Сказаний…» архим. Платона неясны. В Житии прп. Макария сюжет об обретении иконы отсутствует. В подробнейшем описании архива мон-ря, сделанном И. К. Херсонским, также не обнаружены древние рукописи, на к-рые ссылается архим. Платон. Древнейшие описи мон-ря (1613 и 1624) не содержат сообщений о чудотворной иконе «Одигитрия», хотя имеются упоминания об иконах этой иконографии. Так, по описи 1624 г., богато украшенный новый образ мерой в 4 пяди (ок. 71 см) находился в Макариевском холодном храме в местном ряду иконостаса.

При отсутствии древних документов архим. Платон мог опираться только на «Соборную память» и монастырские описи, к-рые он предоставил специальной комиссии и послал в духовную консисторию, когда там запрашивали материалы о чудотворной иконе (Херсонский. 1892. С. 293). Скорее всего недостающее звено в истории этой иконы — чудесное обретение иконы прп. Макарием во время молитвы — игумен взял из Жития прп. Авраамия Галичского, к-рое хранилось в монастырской б-ке (также в 1845-1850 архим. Платон возглавлял Авраамиев Городецкий Покровский мон-рь).

О происхождении и об истории М. и. в 1-й трети XVIII в. была составлена «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители преподобнаго Макария Унженского чудотворца», которая сохранилась в единственном списке в сборнике из собрания РГБ (ОР. Ф. 310. № 105). В РГБ этот сборник датирован нач. XVIII в., но анализ текстов позволяет отнести его к 30-м гг. XVIII в. Уникальный по составу сборник был написан, возможно, специально для придела праведных Иоакима и Анны, пристроенного в 1728-1730 гг. к ц. прп. Макария Унженского, где и находилась М. и. Вероятно, архим. Платон не был знаком с этой рукописью. В соответствии с «Повестью…» некий воин-галичанин, будучи в плену, купил икону Божией Матери греч. письма. Освободившись, он вернулся в родное село, расположенное у Галича, и поместил образ в сельской церкви. Вскоре храм сгорел, и лишь икона была обретена после пожара неповрежденной. Во сне воину было дано указание отнести икону в Макариев мон-рь, что тот и сделал накануне дня памяти прп. Макария Унженского. М. и. стала чтимым монастырским образом. Согласно тексту «Повести…», икону видел и «лобызал» во время посещения мон-ря в 1619 г. царь Михаил Феодорович, позднее приславший из Москвы драгоценные венцы и цаты к образу. В кон. XVII в. игум. свт. Митрофан (1675-1682; буд. Воронежский епископ) просил известного изографа Артемия Катунца поновить икону, но тот «от благоговеинства отречеся». В 1715 г. установили празднование М. и. перед днем памяти прп. Макария, тем самым в мон-ре, возможно, восстанавливалась традиция почитания иконы.

Позднее «Повесть…» получила продолжение («Пристяжение»), в к-ром рассказывается, что в мон-ре находились рукописи, содержавшие сведения о М. и., но они погибли при пожарах. В 1716 г. икона была поновлена игуменом Кривоезерской обители г. Юрьевца-Повольского Корнилием (в миру царский изограф Кирилл Уланов). «Пристяжение» гл. обр. описывает чудеса от этой иконы в Москве, куда ее повезли для сбора пожертвований. В тексте упоминаются московские храмы и мон-ри, реальные персонажи, чудеса исцелений, обретения украденных сокровищ и т. д. После сбора пожертвований икона была возвращена в мон-рь.

Возобновление почитания М. и. и написание «Повести…» в нач. XVIII в. связаны с игуменом Макариева Унженского мон-ря Леонтием (Павловым; † ок. 1788), возглавлявшим обитель 27 лет с небольшим перерывом (1714-1727, 1728-1741). Именно по его инициативе икону поновил игумен Кривоезерской пуст. Корнилий (Уланов). Судя по тексту, 1-я часть «Повести…» была написана ок. 1717 г. Окончательно текст был оформлен в период между 1719 (возвращение иконы из Москвы) и 1741 гг. «Повесть…» анонимна, но есть все основания полагать, что она написана игум. Леонтием, автором «Сказания о иконе Богоматери Иерусалимской», к-рое он создал в 1719 г., будучи игуменом Макариева монастыря (список 1817 г. хранится в ГАИО в составе соч. «Историческое описание Троицкого Кривоезерского монастыря» (Ф. 893. Оп. I)). Очевидна стилистическая общность обоих «Сказаний…», к-рая проявляется в схожести эпитетов, оборотов речи, обилии превосходных степеней, сложном построении фраз. Обращают на себя внимание близость задач, к-рые ставились в обоих случаях автором, и методы их решений.

Сохранились единичные образы прп. Макария в молении М. и. 2-й пол. XIX в. Подобная икона находится в ц. Рождества Христова г. Макарьева Костромской обл. О том, что икона, к к-рой обращается преподобный, именно «Макарьевская», свидетельствует надпись на ней.

Арх.: Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители прп. Макария Унженского чудотворца // РГБ ОР. Ф. 310. № 105. Л. 43-60.

Ист. : Платон (Троепольский), архим. Сказание о явлениях и чудесах чудотв. Макарьевской иконы Божией Матери «Одигитрии», с присовокуплением Сказания об обретении и чудесах чудотв. «Макарьевской» иконы Божией Матери (копии с Макарьевской иконы — «Одигитрии»). СПб., 1863; Херсонский И. К. Описание старинных рукописей, хранящихся в архиве Макарьева Унженского мон-ря Костромской губ. Кострома, 1887; он же. Летопись Макариева Унженского мон-ря Костромской епархии. Кострома, 1888. Ч. 1; 1892. Ч. 2.

Лит.: Бухарев И. Иконы. С. 216-217; Поселянин Е. Богоматерь. С. 596-598; НКС. 1978. Т. 2. С. 84-85; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1993. С. 327-328; Тарасенко Л. П. «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители прп. Макария Унженского чудотворца» — неизв. соч. нач. XVIII в. // Филевские чт.: К 300-летию памятника архитектуры XVII ст. «Церковь Покрова в Филях» (1690-1693). М., 1993. Ч. 4. С. 8-16; она же. История древней Макарьевской иконы // Губернский дом. Кострома, 1999. № 4(35). С. 34-37.

Л. П. Тарасенко

Богородица Одигитрия

  • Описание

Традиционно написанная икона, изображающая Богородицу, держащую в левой руке Младенца Христа и поднимающую правую в благословении. Христос слегка наклонен к своей Матери, его правая рука благословляюще поднята, а левая рука держит развернутый свиток. Богоматерь изображена в темном мафорионе с вифлеемскими звездами на голове и плечах, Младенец Христос одет в белый орнаментированный хитон и гиматий цвета охры. Икона написана на мохово-зеленом фоне, греческие буквы   MP ΘΥ и IC-XC в верхней части иконы обозначают Богородицу и Иисуса Христа.

 

Греческое слово Одигитрия (Ὁδηγήτρια) буквально переводится как « Та, что указывает Путь» «». Богоматерь изображена держащей Младенца Христа и указывающей на Него как на источник спасения человечества. Считалось, что утерянный оригинал Одигитрии был написан с натуры евангелистом Лукой. Он был привезен из Иерусалима в Константинополь в V веке и хранился в монастыре Одегон. В дальнейшем изображение было воспроизведено в многочисленных копиях, самая ранняя из которых датируется VI веком.

 

В русской традиции считается, что в X или XI веке подлинная Одигитрия попала в Смоленск, где была помещена в Успенском соборе. Икона стала одной из самых почитаемых на Руси. День ее памяти отмечается 10 августа.

Вы ищете покупателя?

У нас есть активный и непрерывный процесс приобретения.

Связаться с нами

Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

  • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
  • Имя

    Первый

    Последний

  • Адрес электронной почты

Мы работаем только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.

М: +44 7866 638973
T: +44 203 983 8383
[email protected]

Обрамление

John Davies Framing

Компания John Davies Framing уже более 40 лет поставляет исторически точные репродукции старинных рам для Ружникова.

Страхование

Barta & Partner

Barta & Partner — это современная компания с традиционными ценностями, не имеющая себе равных в страховании изобразительного искусства и ценной частной собственности.

Доставка

Гусак и белый

Gander & White зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний по доставке и установке, предоставляющая услуги арт-дилерам, частным коллекциям и музеям по всему миру.

Хранение

Gander & White

Хранилища произведений изобразительного искусства Gander & White спроектированы таким образом, чтобы обеспечить надежную среду для защиты деликатных и ценных произведений искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts