Марфо мариинской обители милосердия: Социальное служение

Разное

Марфо-Мариинская Обитель милосердия

  • Главная »
  • Марфо-Мариинская обитель милосердия

В этом году Марфо-Мариинской обители милосердия исполняется 112 лет. С настоятельницей игуменией Елисаветой (Поздняковой) мы поговорили о современной жизни Обители, о том, как сегодня соседствуют молитва и помощь ближнему, и кто теперь продолжает служение сестер, которые трудились в Обители в начале прошлого века.

 Марфо-Мариинская обитель милосердия сегодня

Матушка, по книгам, по свидетельствам современников, можно сложить представление о том, какой Марфо-Мариинская обитель милосердия была в начале прошлого века. Расскажите, пожалуйста, чем сейчас живет Обитель, что сегодня главное и определяющее в ее деятельности?

– Получив в наследие такую святыню, как Марфо-Мариинская обитель мы, конечно, несем большую ответственность за все, что здесь происходит. Сегодняшняя жизнь Обители тесно связана с теми идеями, которые были заложены при ее создании святой преподобномученицей Елисаветой.

И, делая сегодня здесь какие-то дела, занимаясь социальным служением, мы считаем, что главная наша цель – стать настоящими христианами. Потому что Великая княгиня Елизавета Феодоровна хотела служить Богу, стремилась к святой жизни. Так и наше служение должно нас привести, в первую очередь, к святости, оно должно помочь нам стать Христовыми. В этом цель нашего служения.

Вы пришли в Обитель 10 лет назад, какой Вы ее тогда увидели?

– Когда меня сюда назначили, Обитель переживала переломный этап: только закончилась масштабнейшая реставрация, практически восстановившая ее из руин и предавшая Обители ее нынешний вид.

Моя предшественница Наталья Анатольевна Молибога вложила в это восстановление очень много сил, сердца и души. А та жизнь, ради которой Марфо-Мариинская обитель создавалась, только начинала зарождаться.

И так получилось, что возрождение этой жизни по большей части выпало на нашу долю.

В 2011 г. передо мной стояла задача осмыслить, что такое Марфо-Мариинская обитель милосердия в современных реалиях. К тому моменту прошло 100 лет с ее основания, и мы понимали, что воссоздать обитель такой, какой она была при Великой княгине Елизавете Феодоровне, невозможно. Да это было бы и неправильно, потому что в таком виде она будет сегодня уже неактуальной, похожей на исторический артефакт.

Нам нужно было через осмысление прежнего опыта понять, что необходимо делать в современных условиях. Проекты, которые сейчас работают, появились естественным образом, исходя из актуальных потребностей общества, всего того, что происходило рядом с нами. Где была нужна наша помощь — там мы и начинали ее оказывать.

За эти 10 лет мы достигли некоего рубежа и пытаемся сейчас осмыслить этот опыт, понять, куда двигаться дальше.

Как Вы видите дальнейшую деятельность Обители?

– Мы пришли к пониманию, что сегодня, как и во времена Великой княгини Елизаветы Феодоровны, мы должны идти к тем, кому хуже всего и кому в данный момент некому помочь: есть люди, которые не охвачены заботой государства или общественных организаций.

Но если мы видим, что направления помощи, которые есть в Обители, успешно развиваются за ее пределами без нашего участия, значит, мы можем больше не работать в этом направлении, а заниматься уже чем-то другим.

Что Вы считаете главным итогом этого десятилетнего периода?

– Наверное, не нам оценивать то, что мы делаем. Но для меня главный результат этих 10 лет – люди, которые здесь собрались.

Я вижу, насколько уникален каждый человек, насколько неслучайно он сюда попал, и это особенно было видно на протяжении 10 лет, в течение которых собиралась большая обительская семья.

Один наш очень хороший знакомый спросил меня, почему я все время хвалю своих сотрудников. А я их не хвалю, просто мое сердце переполнено благодарностью за этих людей. Причем не только за сестер, сотрудников и добровольцев, но и за тех, кто сюда приходят за помощью.

У нас сейчас крепкая монашеская община, в которой сестры очень дорожат друг другом и своим пребыванием в Обители. Они стараются жить монашеской жизнью, с благоговением относятся к памяти своей святой основательницы.

Монашеская жизнь

Матушка, что главное, на Ваш взгляд, в монашеской жизни? Казалось бы, монашество одно и то же сотни лет, но ответы на этот вопрос можно услышать разные.

– Если коротко – духовное руководство. А в его основе – любовь послушника к своему наставнику и наставника к послушнику, и уважение наставника к свободной воле своего послушника. Это важно. А в каких именно условиях и где это реализуется – уже вторично.

А что самое важное в отношениях между сестрами?

– Отношения между сестрами также зависят от духовного руководства.

Но, конечно, в монастыре должны быть любовь и тишина.

Жизнь монашеская – сложная. Человек приходит, чтобы работать над собой, в каком-то смысле даже ломать себя и приводить в соответствие с евангельскими идеалами. Это тяжелый труд. Если вдобавок к этому мы начинаем еще и сами как-то друг другу досаждать, то многократно тяжелее становится.

Но даже если в монастыре есть какие-то нестроения, важнее всего в монашеской жизни – духовное руководство. Именно духовник или игумения, если она осуществляет духовное руководство, определяют отношение монаха ко всему происходящему.

Наши святые предшественники, новомученики, среди которых было очень много монашествующих, оставались монахами во всех ситуациях – в лагерях, в ссылках, в самых тяжелых условиях. Конечно, хорошо, что сегодня наша Церковь переживает период расцвета, которого может и не было никогда ранее, но правильная монашеская жизнь не должна от этого зависеть.

Когда были гонения на христиан, монахи всегда выживали просто потому, что внешняя часть жизни не была для них определяющей.

Как Вы справлялись с трудностями в устроении монашеской жизни в Обители 10 лет назад, когда Вас только назначили игуменией?

– У меня был довольно большой опыт монашеской жизни, но опыта руководства не было. И, конечно, меня учили немного другому. Ни один монах не хочет быть игуменом, ему в голову не придет такая идея. Монаха учат послушанию, делать то, что нужно, и не обращать внимания на какие-то несовершенства ближних, на происходящее вокруг. Перестроиться было сложно. Я постепенно начала осознавать, что вопросы «почему тут образовалась яма?» или «почему сестра себя так ведет?» — теперь ко мне имеют непосредственное отношение. Теперь я должна все обо всех знать, обо всем заботиться. Сначала меня это пугало. И хотя сестер в то время было еще немного, но нужно было обустраивать их жизнь. Сама я не могла придумать, как это нужно делать, поэтому обращалась за помощью к авторитетным людям, имеющим опыт в духовной жизни. И до сих пор я пользуюсь их советами.

А что самое сложное в устроении монашеской жизни?

– Здесь очень важна внимательность к себе: если ты чуть ослабеваешь в своем внимании, то дьявол сразу овладевает тобою. Тем более, что наш монастырь расположен в центре Москвы, здесь очень много людей и разной информации вокруг. Важно охранять себя от всего внешнего, чтобы ум не рассеивался и его не заполняли ненужные вещи.

Сколько сейчас сестер в Обители, какие у них послушания?

– Монашествующих сестер у нас чуть больше сорока. Послушания классические для каждого монастыря – храм, трапеза, уборка и др. Сестер милосердия сейчас осталось всего трое, остальные сестры приняли монашеский постриг. Еще есть сестричество, в котором порядка десяти человек, это сестры которые не живут в монастыре, но регулярно помогают нам.

Еще нам помогают очень много добровольцев. Все они, как и наши сотрудники – по сути те сестры милосердия, которые служили здесь при Елизавете Феодоровне. Они также приходят сюда, желая послужить Христу. Монашествующие сестры социальной работой не занимаются.

Почему осталось так мало сестер милосердия?

– Сейчас социальное служение – не тот стимул, ради которого люди оставляют мир.

Во времена Елизаветы Фёдоровны все было по-другому. Тогда для социального служения женщина должна была быть либо аристократкой и заниматься благотворительностью, либо вступить в какую-то организацию – сестричество милосердия или Марфо-Мариинскую обитель.

Сегодня церковная социальная деятельность – это прерогатива в основном мирян. И поэтому я считаю, что наши сотрудники и наши добровольцы как раз и являются теми сестрами милосердия, которых собирала вокруг себя Великая княгиня Елизавета Феодоровна.

А сестер, желающих монашеской жизни, вы по-прежнему принимаете?

– Да. Сегодня нельзя сказать, что есть большой поток, желающих посвятить себя монашеству, но у нас всегда есть испытуемые сестры.

Расскажите немного о добровольцах Обители, как люди решаются начать безвозмездно помогать?

– На мой субъективный взгляд, современная молодежь во многом лучше нас. Это молодые люди, которые выросли на иных общественных ценностях. Если для нас возможность благотворительности или какой-то социальной работы была чем-то новым и сродни подвигу, то для большинства современной молодежи – это обычное дело, естественная потребность души.

Мы видим большое число волонтеров не только в церковной социальной работе. Они сейчас исчисляются десятками тысяч, что очень радостно. И у нас в Обители есть такая добровольческая организация, она состоит из людей, которые хотят помогать нашим проектам.

В Обители у них сложился круг единомышленников, они общаются, даже создают семьи, вместе приобщаются к церковной жизни. И это очень здорово, это правильный путь. Сложно представить, где сегодня людям знакомиться. Раньше знакомились на балах, потом в совместных поездках в колхозы на картошку. Но для того, чтобы создать семью, наверное, нужны площадки, которые человека раскрывают, где он становится настоящим. Говорят же, что когда мы устаем, мы становимся сами собой. И добровольческая служба – это место, где люди себя проявляют, особенно в общих трудах.

Социальное служение

Социальные проекты – это большое число сотрудников. Получается, что Вы не только настоятельница, но и руководитель для нескольких сотен человек. В чем секрет, что такой огромный организм работает без сбоев?

– Конечно, меня вряд ли можно считать классическим руководителем. Вокруг меня, как я уже говорила, очень много замечательных людей, и все что здесь делается, делается их усилиями, их горящими сердцами. Я все время благодарю Бога за то, что здесь нет людей равнодушных и никого не нужно подгонять. Каждый человек и так горит своим делом.

Конечно, не все у нас получается и не все идет так, как должно бы. Но наша общая задача не в том, чтобы делать как можно больше дел. Наша общая цель – прийти ко Христу.

И когда появляется желание придать ускорение процессу, то тысячу раз приходится думать, а нужно ли это сейчас, и к чему это приведет.

Ведь зачастую жесткое руководство не созидает, а разрушает. Я это воспринимаю как свое послушание. Сестры ежедневно выходят на свои послушания: например, накрыть стол, а я выхожу на свое — общаться с людьми. Я же ничего сама сделать не могу, могу только как-то вдохновлять, поддерживать, направлять.

Не мешает монашеской жизни социальное служение?

– В монашеской жизни вообще не важно, чем ты занимаешься, ей мало что может помешать. Главное, чтобы эта монашеская жизнь была, и ее главный ориентир никуда не смещался.

Как Вы видите будущее социальных проектов, какие направления планируете развивать?

– У нас есть видение дальнейшего развития практически для всех наших восьми проектов*. Сегодня у нас есть цель – создать профессиональную патронажную службу. Пока она в большей степени работает на добровольных началах. Сегодня уход за тяжелобольными людьми – огромная проблема для нуждающихся семей. Это в основном пожилые люди, многодетные, неблагополучные семьи. Есть очень большая потребность в патронажных сестрах, которые могли бы выезжать к таким людям и оказывать им помощь на дому.

В Москве сейчас много служб такого рода, но все они коммерческие, и людям, о которых мы говорим, не под силу оплачивать их услуги.

Есть еще новые направления, которые мы хотели бы развить, но пока не будем их анонсировать

А наш респис (группа круглосуточного пребывания для тяжелобольных детей) прекратил свою работу, поскольку в Москве открылось довольно много детских хосписов и выездных бригад. Мы посчитали, что наш совсем малокомплектный респис перестал быть актуальным. Все остальные проекты работают.

К Вам лично люди обращаются за помощью?

– Да, конечно, постоянно. Обитель – такое место, куда приходят все – и просители, и желающие помочь. Поэтому наши сотрудники и сестры всегда должны быть готовы к тому, что к ним могут подойти на территории и попросить помощи.

Наша задача – менять себя и тогда изменится мир вокруг нас

Каким образом и в каких ситуациях вы обращаетесь к опыту преподобномученицы Елисаветы? Как он помогает, поддерживает?

– Преподобномученица Елисавета, конечно, – наш ориентир. Каждое утро сестры поют ей канон, просят помощи, и в наших делах мы ориентируемся на ее пример.

Главное не в том, чтобы здесь было больше социальных проектов, важно, чтобы все, что мы делаем, помогало людям приходить ко Христу. И не забывать об этом нам помогает образ святой преподобномученицы Елисаветы. Потому что всегда есть опасность – свернуть с первоначального пути и начать делать дела ради дел.

А то, что ее жизнь и устремления были верными, она засвидетельствовала и своей мученической кончиной, до последнего она думала о тех, кто рядом с ней.

Что Вас больше всего удивляет, поражает в ее личности?

– Меня больше всего в ее жизни привлекает верность Богу, цельность. Сначала она принимает Православие, потому что в нем видит истину. После гибели супруга она продолжает следовать тем же путем: только раньше она служила своему мужу, как написано в Евангелии, а затем она встает на следующую ступень и продолжает служить Богу, помогая ближним.

После событий 1917 г. она могла уехать из России, но у нее было понимание, что надо пройти свой путь до конца, с этой страной и с людьми, которые рядом. В этом она тоже чувствовал свое христианское предназначение. Из документов, писем мы видим, насколько она была тверда на этом пути.

Кто-то был напуган, кто-то боролся, а она никак не пыталась противостоять, она спокойно взошла на эту Голгофу как по предназначенному Богом пути.

Мы очень счастливые люди, что перед нами такой пример, и, глядя на него, мы можем пытаться взрастить в себя эти прекрасные качества, которые были у Великой княгини – цельность, душевный мир, доверие Богу.

Почему она никак не пыталась противостоять происходящему, ведь ее неоднократно приходили арестовывать, и она понимала, к чему все идет?

– Она все принимала как из рук Божиих. И в Обители она пыталась изменить жизнь вокруг себя, не лезла туда, куда ее не просят. Она делала то, что могла сделать сама. Собственно, это задача для каждого из нас. Не выходить на улицу с демонстрациями, а попытаться изменить себя и мир рядом с нами, тогда только и возможны какие-то перемены.

Что изменилось в жизни Обители в пандемию?

– Принципиально ничего не поменялось, кроме некоторых ограничений. Немного меньше стало людей в храме, люди, видимо, опасаются. Чуть потише стало, меньше мероприятий, внешней активности. А для сестер вообще ничего изменилось.

Очень трудно сегодня людям,у которых нет веры. Не представляю, как все это можно пережить без веры, если ты не надеешься на Бога, на вечную жизнь.  Когда понимаешь, что у тебя есть единственная жизнь, ты в нее столько вложил всего, чтобы достичь чего-то, и вдруг вот так, из-за вируса, все рушится — это трагедия для людей.

Это урок всем нам – мы должны учиться доверять Богу. Много бывает разных трагедий – войны, эпидемии, и коронавирус – не самая страшная из них. Избежать таких вещей невозможно, поэтому наша задача – помогать друг другу в такие моменты, особенно заботиться друг о друге.

И я вижу, что люди стали как-то бережнее относиться друг к другу, сейчас реже звучат слова «успех» и «карьера». Если раньше ко мне приходили люди и говорили о своих делах, то сейчас они чаще начинают говорить от тех, кто рядом. Это очень трогательно, и это тоже один из результатов пандемии.

Многие храмы, монастыри оказались в сложной финансовой ситуации. Как Обитель пережила это время, отразилось ли это на тех, кому в Обители традиционно помогали?

– У нас ситуация такая же, как и везде. Тяжело всем, в том числе, и тем людям, которые помогали нам ранее. Мы тоже стараемся как-то быть рядом поддерживать их. В чем-то пришлось затянуть поясок потуже. Но Господь Сам все управит.

При этом надо сказать, что люди, частные лица, стали больше жертвовать. У людей, особенно русских, так всегда бывает. В трудных ситуациях в душе воскресает все самое лучшее, они начинают помогать друг другу. Наверное, это тоже показатель воскресения человеческого духа. Трудности нас мобилизуют, и наши лучшие качества становятся более явными.

Что Вас больше всего радует и что, напротив, огорчает в Вашей повседневной жизни?

– В обоих случаях – люди, которыми наполнена моя жизнь. Это и сестры, и сотрудники, и прихожане, и просители. Все мои радости и печали связаны с ними.

Вы заглядываете в будущее Обители? Какое оно?

– Мне вспоминаются слова из стихотворения архидиакона Романа (Тамберга): «Мы путники в вечном пути, и вечно должны мы стараться, идти лишь идти и идти».

Если Господь нас на этом пути застанет, я думаю, что тогда все будет хорошо.

Февраль 2021 г.
Беседовала Юлия Семенова

Если вы хотите поддержать Марфо-Мариинскую обитель и ее подопечных – детей-сирот, детей с инвалидностью, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, то можете перечислить любую посильную вам сумму. Она станет  вкладом в дела милосердия, которые возможны только благодаря вашему участию.

* Социальные проекты реализуются совместно с православной службой помощи «Милосердие»

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия / Организации / Патриархия.

ru

История

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна.  В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла  госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян.

В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в  подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала  себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах  и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.

Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Открыла приют для неизлечимо больных  туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца.

После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.

Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем  Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г.

Святыни

Частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары.

Социальное служение

В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.

Сегодня в обители действуют:

  • Медицинский центр «Милосердие», который специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет;
  • Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия;
  • Центр добровольческой службы «Милосердие»; 
  • Елизаветинский детский дом;
  • Елизаветинская гимназия;
  • Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Группа дневного пребывания для детей-инвалидов;
  • Летний лагерь для детей-инвалидов;
  • курсы для беременных женщин «Я не одна»;
  • Школа милосердия;
  • выездная служба детского хосписа;
  • проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона;
  • мемориальный музей св. Елисаветы Феодоровны.

***

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 52) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия».

Игуменией обители назначена монахиня Елисавета (Позднякова).

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

6 июля 2014 г. за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел монахиню Елисавету в игуменское достоинство.

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия в Москве

Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия основала княгиня Елизавета Фёдоровна. После того, как её муж князь Сергей Александрович трагически погиб в результате террористического акта на одной из улиц Москвы, безутешная вдова приняла решение навсегда удалиться от мирской жизни и посвятила оставшиеся годы служению Богу и помощи всем нуждающимся.

Великая княгиня решила поступить так же, как поступили когда-то, судя по библейским легендам, труженица Марфа и молитвенница Мария — сёстры Лазаря, которого чудесным образом воскресил Иисус Христос. Елизаветой Фёдоровной был разработан Устав, в соответствии с которым её предназначение заключалось в помощи больному и бедному люду и утешении тех, кто находился в скорби и печали. Деяния Марфы и Марии стали прообразом деятельности будущей Обители.

Создавалась святая Обитель на протяжении двух лет. Елизавета Фёдоровна продала всё своё имущество и драгоценности и приобрела большую усадьбу на Большой Ордынке. Все строения, которые там находились, были перестроены и переоборудованы. В Обители появилась больница с просторными палатами, операционная, перевязочная и ванная. Здание домовой церкви (больничного храма) освятили во имя святых Марфы и Марии.

В 1912 году в Обители вовзели собор Покрова Пресвятой Богородицы — впоследствии одна из главных достопримечательностей Москвы. Сама же настоятельница Обители проживала в доме, примыкающем к зданию больничного корпуса. Рядом располагалась аптека и амбулатория. Кроме того, на территории находилась Воскресная школа, в которой проходили обучение женщины.

Официальное открытие Марфо-Мариинской Обители состоялось 10 февраля 1909 года. Через некоторое время Елизавета Фёдоровна приобрела ещё один участок, что позволило значительно расширить территорию общины и возвести трёхэтажный корпус.

С приходом советской власти дальнейшая судьба Великой княгини сложилась трагически. В 1918 году женщину, целью жизни которой была помощь ближнему, арестовали большевики. Через два месяца допросов, зверских пыток и издевательств она была сброшена в шахту вместе с представителями семьи Романовых.

Памятник основательнице обители открыли в 1990 году. Богослужения в храме восстановили в 1992 году. В 2008 году началась реставрация зданий и помещений обители.

Сегодня в Обители проходит благотворительный День белой ромашки, посвящённый борьбе с туберкулёзом. Собранные на празднике деньги передают нуждающимся в приюты и больницы. В Обители действует приют для девочек-сирот, патронажная служба и медицинский центр для тяжелобольных детей и детей с ДЦП.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия: адрес, фото, метро, как добраться

Основательницей Марфо-Мариинской Обители Милосердия и ее первой настоятельницей стала княгиня Елизавета Федоровна. Общая площадь Обители Милосердия не слишком велика, но пространство так удачно организовано, что можно совершенно свободно, не мешая остальным, подышать свежим воздухом на лавочке или в беседке, заняться рисованием пейзажей или погулять с малышом на детской площадке.

В Марфо-Мариинской Обители есть множество дорожек, которые сходятся и расходятся, а сама система напоминает английские сады. Из-за деревьев открывается чудесный вид на Покровский собор. Во время православных праздников в обители всегда немало людей, но нет ощущения толпы, все прогуливаются в саду, почти не пересекаясь друг с другом. Ухоженные газоны, цветы согласно сезону, свежие зеленые газоны – все смотрится очень красиво и свежо, ведь сестры, живущие в обители, очень внимательно ухаживают за садом.

Собор на территории Марфо-Мариинской Обители Милосердия был построен не так давно – в начале XX века архитектором Щусевым. За образец были взяты старинные псковские соборы, а колокола подобраны под ростовские звоны. Очень впечатляет на стенах собора резьба по камню, здесь есть и сцены из Библии, и мифологические животные севера. Покровский собор отличается от прочих аналогичных строений тем, что при входе есть большой зал, в котором для сестер проводились лекции по медицине и духовные беседы. На таком лекционном зале настояла сама княгиня Елизавета.

Роспись храма делал Нестеров М., недавно они были отреставрированы и сейчас в полной своей красе и радуют глаз. Особым интересом посетителей пользуется работа «Христос у Марии и Марфы», на которой обе сестры изображены красавицами (у других иконописцев Марфа изображается с угрюмым лицом). Все работы в обители принимала лично княгиня Елизавета, все проекты были одобрены после детального изучения, и сегодня мы можем сполна оценить ее тонкий художественный вкус.

В Марфо-Мариинской Обители Милосердия царит очень доброжелательная и легкая атмосфера. Этот храм очень интересен для любителей истории как памятник архитектуры и музей. Ценителям прекрасного, покоя и умиротворения понравятся прогулки и ухоженный сад. А родителям с детишками здесь понравится потому, что это один из самых тихих и замечательных уголков в самом центре шумной столицы.

Символ Японии появится в столичной обители милосердия

https://ria. ru/20140915/1024181777.html

Символ Японии появится в столичной обители милосердия

Символ Японии появится в столичной обители милосердия — РИА Новости, 15.03.2021

Символ Японии появится в столичной обители милосердия

Завтра в Марфо-Мариинской обители милосердия делегация из Японии торжественно передаст в дар Московскому патриархату один из символов страны Восходящего Солнца — уникальные древовидные пионы в рамках проекта «Цветочная дорога между Японией и Россией».

2014-09-15T15:23

2014-09-15T15:23

2021-03-15T13:29

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1024181777.jpg?10241812701615804172

владивосток

санкт-петербург

япония

хабаровск

симанэ

дальний восток

хабаровский край

дальневосточный фо

азия

весь мир

европа

приморский край

северо-западный фо

россия

РИА Новости

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2014

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

владивосток, санкт-петербург, япония, хабаровск, симанэ, дальний восток, русская православная церковь, православная служба помощи «милосердие», россия, религия

15:23 15. 09.2014 (обновлено: 13:29 15.03.2021)

Завтра в Марфо-Мариинской обители милосердия делегация из Японии торжественно передаст в дар Московскому патриархату один из символов страны Восходящего Солнца — уникальные древовидные пионы в рамках проекта «Цветочная дорога между Японией и Россией».

жизнь изнутри – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

1 ноября — день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, русской святой. Предлагаем Вашему вниманию материалы о ее жизни и трудах.

При великой княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители было 115 сестер. Сегодня — около тридцати. Немного, если сравнивать, например, с крупными монастырями. Почему так? И кто, собственно, такие —  сестры милосердия? Чем они занимаются, чем отличаются от монахинь?

О современной жизни Марфо-Мариинской обители милосердия рассказывает настоятельница, инокиня Екатерина (Позднякова).

***

Обитель милосердия… Для многих наших современников это непонятный статус. Возможно, поэтому у нас сейчас немного сестер. Ведь если девушка или женщина хочет посвятить себя служению Богу, скорее всего, она пойдет в монастырь, а не в обитель милосердия. Монастырей сейчас много, и все они разные: где-то физический труд преобладает, где-то — молитвенный, каждый может себе выбрать то, что ближе. А вот что такое труд сестры милосердия, зачастую более сложный, чем монастырский, — людям неочевидно.

К нам идут те, кто знает о жизни великой княгини Елизаветы Федоровны, кто понимает ее подвиг и хочет его разделить. Именно ее пример вдохновляет сестер в их служении.

***

В нашей обители два типа сестер: те, кто приняли монашеский постриг, и сестры милосердия. Это женщины-мирянки, посвященные по особому чину, который был утвержден Святейшим Синодом именно для Марфо-Мариинской обители милосердия по просьбе Елизаветы Федоровны. В одном из писем государю императору великая княгиня говорила, что обитель устроена на монастырском основании. Жизнь всех сестер, в общем-то, протекает одинаково, по общежительному монастырскому уставу. Но послушания различаются. Сестры-монахини в большей степени заняты богослужением, хозяйственными, административными делами. Сестры милосердия служат в наших социальных проектах, ухаживают за больными, помогают нуждающимся. Это очень сложно. Одно дело, когда ты пришел в монастырь, стараешься больше молиться, заниматься своей духовной жизнью, не реагировать на внешние раздражители. И монастырское уединение к этому располагает. А сестре милосердия приходится, помимо подчинения монастырскому распорядку, постоянно «работать душой». Наша жизнь требует постоянной включенности.

***

Елизавета Федоровна по сути присутствует во всем, что мы здесь делаем. Все мы знаем это, чувствуем. И люди, которые сюда приходят, думаю, тоже это чувствуют. С кем бы мы ни общались — имя великой княгини у всех на устах. Ее образ притягивает к себе многих. И конечно, мы постоянно чувствуем ответственность. Люди хотят видеть здесь жизнь, которую вела Елизавета Федоровна, и мы не имеем права вести себя по-другому. Ее подвиг служит для нас ориентиром. Каждое утро в храме у мощей великой княгини наши сестры поют ей канон. Мы просим ее благословения на наши труды.

***

Великая княгиня, создав Марфо-Мариинскую обитель, не успела завершить свое дело. На момент ее мученической кончины все еще было в процессе формирования. Даже статус сестер не был до конца определен — его должны были утвердить на Поместном соборе 1918 года, но этого не случилось — работу Собора завершили в принудительном порядке. Поэтому теперь мы изучаем письма святой преподобномученицы Елисаветы, труды ее сподвижников, чтобы понять, чего же хотела Елизавета Федоровна, какой она себе представляла эту обитель и служение ее сестер. Некоторых направлений работы, которые мы сейчас ведем, при великой княгине не было. Их появление продиктовано потребностями нашего времени.

***

Когда люди обращаются к нам за помощью, мы не спрашиваем их о вере, о том, ходят ли они в храм, водят ли туда детей. Мне кажется, это некорректно. Мы принимаем всех. Но однажды мы решили провести опрос среди наших подопечных: как наша деятельность влияет на воцерковление? И оказалось, что более 60% людей стали чаще ходить в храм и приступать к Церковным Таинствам. На вопрос, что же повлияло на это, они отвечали, что сама атмосфера внутри обители к этому располагает. Мы ничего специально для этого не делаем, просто у людей есть возможность участвовать в церковной жизни, детки здесь могут причащаться, исповедоваться, и родители тоже к этому приходят. Кроме того, во всех наших проектах заняты церковные люди. Они просто живут своей жизнью, никого в храм специально не тянут. И все же многие и через них приходят… Это очень радует. Думаю, наши сотрудники свидетельствуют о своей вере личным примером: как они общаются с детьми, с родителями, как ведут себя… На мой взгляд, это лучшая проповедь. Это даже и цель социального служения Церкви – приводить людей к Богу примером собственной жизни.

***

Конечно, не все наши сестры приходят в обитель и остаются насовсем. Кто-то со временем понимает, что это не его путь. У нас есть испытательный срок, и каждой сестре я говорю: «Вы начинаете жить в обители, постарайтесь по максимуму погрузиться эту жизнь, ходите на молитвенное правило, с усердием выполняйте послушания, что-то будет получаться, что-то нет… Вы должны понять, для вас ли эта жизнь? Хотите ли вы этого?» При великой княгине сестры давали обет на определенное количество лет. Сейчас в обители такого правила нет. Сестры, посвященные по чину, разработанному великой княгиней, имеют намерение остаться здесь навсегда. Думаю, это правильно. Хотя у многих, приходящих к нам, есть мнение, что сестра милосердия — это что-то временное. Можно прийти в обитель, что-то полезное поделать — и уйти, жить дальше. Теоретически — да. Но на практике этот настрой здесь не работает, потому что… люди начинают себя жалеть. Даешь сестре послушание, а она говорит: «Я туда не пойду — мне будет тяжело». Ссылается на здоровье, на плохую погоду, на что-то еще… Хотя у нас даже в анкете для сестер есть специальная графа: хронические заболевания. Нам все важно знать: глаза, суставы, сердце — всё, с чем есть проблемы. Так вот, при поступлении все совершенно здоровы, но это до первого послушания. Мы всем даем посильную работу, но не у всех выходит. А все ведь просто: у сестры все получится только тогда, когда она придет в обитель с мыслью умереть ради Христа и ближних. Конечно же, никто не даст ей умереть, и моя забота беречь сестер, следить за тем, чтобы они в меру трудились, молились, в меру отдыхали. Но сама сестра должна быть готова к жертвенному служению.

***

У меня есть хороший пример. Одна сестра пришла к нам в очень преклонном возрасте — сейчас ей около восьмидесяти лет. Честно говоря, я не знала, как быть. Елизавета Федоровна принимала в обитель женщин до сорока, а здесь… Но знакомый священник очень за нее попросил, сказал, что у нее сердце горит, что ей хочется у нас служить, и что если не получится — мы сможем с ней расстаться. Решили попробовать… И эта сестра просто потрясла меня. Она плохо слышит, плохо видит — старенькая. Но первым делом она сказала: «Делайте со мной, что хотите, только не выгоняйте. Я готова на все». Я подумала про себя: все так говорят, когда поступают… И вот ей дали послушание. Она пошла, выполнила. Дали другое — она и с ним справилась. И так везде и во всем. Она ни от чего не отказалась. Месяц прошел, два, три, полгода… И вот мы с ней встречаемся, я расспрашиваю: «Как вы? Тяжело вам?» — «Нет, — говорит, — мне ничего не тяжело. Я очень хочу служить Богу». У нее сердце так горит, как ни у каждой молодой сестры. Она за все берется с таким усердием, с такой любовью… Сейчас она уже совсем не слышит, но этого не заметно. Все видят, с какой любовью она служит. Она — пример для всех, настоящая сестра милосердия, послушница великой княгини.

Направления работы Марфо-Мариинской обители

Помимо сестер милосердия, в проектах Марфо-Мариинской обители задействовано около 250 высококвалифицированных сотрудников — врачей, медсестер, социальных работников, педагогов. Чем занимаются эти люди? И какую помощь можно получить здесь сегодня?

1. Центр реабилитации детей с ДЦП

Это одно из первых направлений, которое стали развивать в Марфо-Мариинской обители после проведения реконструкции. Центр открылся в апреле 2010 года. Помощь здесь уже получили более 800 детей. Каждый день здесь бывает до сорока деток. Уровень медицинской помощи очень высок, а доброжелательность персонала отмечают все без исключения родители.

На базе этого центра при обители открыта выездная паллиативная служба. Ее сотрудники — врачи, медсестры, соцработники — опекают примерно семьдесят семей. Кроме медицинской поддержки, служба помогает родителям с оформлением льгот, о которых те могут даже не знать. Добровольцы службы помогают мамам в быту.

2. Работа с особыми детьми

В обители есть Группа дневного пребывания для детей-инвалидов. Фактически это детский садик, куда детки с заболеваниями тяжелой степени и средней тяжести приходят дважды в неделю. Цель педагогов — во-первых, дать хоть немного отдохнуть родителям, а во-вторых, научить детей элементарным бытовым навыкам. Практика показывает, что в отрыве от родителей они усваивают их лучше.

Готовится к открытию группа круглосуточного пребывания. Она рассчитана на деток, которые из регионов приехали в Москву на реабилитацию, и им нужно на какое-то время здесь задержаться. Здесь же до четырех недель в год смогут находиться подопечные паллиативной службы, чтобы их родители могли немного отдохнуть. Кстати, для отдыха родителей вместе с детьми у обители есть летняя дача в Севастополе. С мая по октябрь семьи выезжают туда в сопровождении волонтеров, которые берут на себя все заботы по дому и помогают с детьми.

Скоро в обители откроется детский хоспис. При великой княгине его здесь не было, но реалии нашего времени показали, что он необходим. Уже сегодня здесь живет один мальчик. Врачи и сестры окружили его особой заботой и любовью…

3. Детский дом для девочек

Елисаветинский детский дом рассчитан на двадцать человек. На его базе есть Центр семейного устройства детей, одно из направлений работы которого – подготовка замещающих семей. Это семьи, где готовы принять ребенка на воспитание. Все, прошедшие там обучение, получают свидетельство государственного образца. Второе направление – работа с «кровными семьями», то есть с родителями, которые не лишены родительских прав, но их дети, в силу разных причин, временно живут в Елисаветинском детском доме. С помощью сотрудников Центра ситуации в проблемных семьях часто стабилизируются.

4. Елисаветинская гимназия

Это Православная гимназия, где обучаются более двухсот детей. Стандартный набор предметов расширен здесь изучением четырех языков (английского, немецкого, латыни, церковнославянского) и дисциплинами, направленными на изучение основ Православной веры. Ученики гимназии ежегодно побеждают в олимпиадах, по окончании поступают в российские и зарубежные вузы. Недавно гимназия отмечала свое двадцатилетие.

5. Работа с нуждающимися

Небольшая патронажная служба Марфо-Мариинской обители постоянно ухаживает за тридцатью подопечными. В основном это пожилые люди, либо молодые, имеющие инвалидность. На подворье обители в Тверской области готовится к открытию богадельня для женщин, рассчитанная на десять человек.

6. Служба помощи просителям

Ее называют здесь «работой со случаем». Сюда обращаются люди, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Им оказывают помощь в оплате коммунальных услуг, покупке лекарств, продуктов, приобретении билетов до дома. Денег на руки не выдают, каждый случай проверяют на достоверность. Если речь идет о крупных суммах, например, дорогостоящем лечении, то оформляется просьба на сайт «Милосердие.ру» для сбора массовых пожертвований.

7. Справочный телефон службы «Милосердие»

По справочному телефону тоже обращаются люди, попавшие в сложную ситуацию. В год поступает порядка 20000 просьб. Операторы службы разбираются с каждым случаем и перенаправляют человека в профильную структуру Марфо-Мариинской обители или службы «Милосердие».

Подготовила Алла Митрофанова. Фото Владимира Ештокина.

О социальных проектах Марфо-Мариинской обители:

Света дома

Никаких «овощей»

Читайте также:

Елизавета Федоровна: жизнь как «дорога, полная света»

«Важно быть благодарными потомками…»

Романовы: 3 века царствования

Мы должны вернуться в Россию

Династия Романовых и Церковь

Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

Глядя на  фотографию, трудно себе представить, что это место находится в самом центре Москвы, на улице Большая Ордынка, что стоит выйти за ворота —  и окунешься в городскую суету. Марфо-Мариинская обитель милосердия  — оазис тишины  и покоя в шумном городе. Елена, eho_2013, рассказывает сегодня об основательнице обители Великой Княгине Елизавете Федоровне:
http://eho-2013.livejournal.com/542549.html
Я покажу вам, как выглядит Марфо-Мариинская обитель в наше время, в солнечный осенний день,
когда еще не отцвели цветы, которые так любила Елизавета Федоровна.

Москва, улица Большая Ордынка, 34. Кто поверит что за этими стенами  — тихий райский уголок?

После того, как  муж Великой княгини Елизаветы Федоровны, Великий князь Сергей Александрович, в феврале 1905 года погиб от бомбы революционера Каляева, Елизавета Федоровна удалилась от светской жизни и посвятила себя делам милосердия. На деньги от продажи своего имущества и драгоценностей она приобрела в Москве на Большой Ордынке усадьбу с садом для строительства будущей «Марфо-Мариинской обители милосердия и любви».

Ворота обители  по проекту А. Щусева

С просьбой порекомендовать талантливого архитектора Елизавета Федоровна обратилась к Михаилу  Васильевичу Нестерову, живописцу, которого очень ценил Сергей Александрович. Когда Нестеров назвал  Алексея Викторовича Щусева как возможного автора  проекта, учредительница обители сразу же согласилась. Нестерову она предложила расписывать будущий храм обители  — собор Покрова Богородицы.

Войдем в обитель, оставляя суету за ее стенами …

Елизавета Федоровна полностью поддержала архитектурную концепцию Щусева — лидера неорусского стиля (национальной версии стиля модерн). В 1907 году архитектор начал работу над проектом  Марфо-Мариинской обители, взяв за образец храмы древнего Новгорода, Пскова и Юрьева-Польского. По свидетельству художника и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над проектом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью». Марфо-Мариинская обитель милосердия официально открылась 10 февраля 1909 года, работы в соборе Покрова Богородицы, ставшем композиционным центром ансамбля, велись до 1912 года.

Восточный  фасад Покровского собора

Гладкие белые стены собора  украшены рельефными крестами. Над белокаменной резьбой  храма работали знаменитый уже в те годы ваятель  Сергей Тимофеевич Конёнков и его менее известный коллега — Никифор Яковлевич Тамонькин, скульптор и архитектор, который 40 лет трудился в мастерской Щусева.

Кирпичный декор собора

Северный притвор Покровского собора, богато украшенный белокаменной резьбой, напоминает
о Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском.

Скамья с белокаменным рельефом в северном притворе

У северной стены храма стоит памятник основательнице обители. Его автор —  известный скульптор, народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков. Памятник установлен в 1990 году, на пьедестале высечены слова: «Великой Княгине Елизавете Феодоровне с покаянием».

Две звонницы  c западной стороны храма.

Между звонницами над  порталом  — мозаика с  ликом Иисуса,  выполненная по рисунку М.В.Нестерова.

В обители, так же как и в  старинной усадьбе на Ордынке, был прекрасный сад. Елизавета Федоровна, которая любила цветы и умела за ними ухаживать, сама принимала участие в посадках. Воссоздавая ландшафт обители, архитекторы руководствовались архивными фотографиями.

Западный портал собора

12 колоколов звонницы были настроены на знаменитые ростовские звоны.

Взгляд на собор с юга

Часовня-покойницкая.

Умершего в больнице переносили в часовню и до захоронения читали  Псалтырь.

Часовня-покойницкая

Северный портал, через который мы входим в собор.

Я слышала,  что в соборе, да и вообще на территории обители, не разрешается
фотографировать без благословения. У нас (а нас было с фотокамерами трое)
такой проблемы не возникло,никто не делал замечаний и против фотосъемки не возражал.

Михаил Нестеров. Композиция «Воскресение».

Как я уже упоминала, храм расписывал Михаил  Васильевич Нестеров, а крипту  —
его двадцатилетний помощник, в будущем известный живописец Павел Дмитриевич Корин.

Интерьер Покровского собора с росписью Михаила Нестерова «Путь ко Христу».

Эта небольшая и неполная (не представлены больничные корпуса и церковь, музей Елизаветы Федоровны) экскурсия в мир гармонии и покоя  должна, по нашему с Еленой eho_2013 замыслу,  уравновесть ее рассказы,
в которых много тяжелого,  трагического,  но я не могу не упомянуть о печальной судьбе обители и ее основательницы. Кто бы мог подумать в год основания обители, что Елизавета Федоровна — «белый ангел Москвы», как ее называли,  — погибнет в 1918-м от рук большевиков, а Щусев — создатель этой одухотворенной архитектуры —  в 1930 году станет архитектором мавзолея Ленина. Что обитель будет закрыта в 1926 году, в Покровском соборе разместят клуб Санпросвета, росписи Нестерова закрасят, а в алтаре, на месте престола, водрузят статую Сталина… После войны судьба обители сложилась сравнительно благополучно: здесь располагался  Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, основанный в год гибели Елизаветы Федоровны по инициативе того самого  Игоря  Грабаря, который был свидетелем вдохновенной работы Щусева над проектом «Марфы», и ныне носящий  имя академика И. Э. Грабаря.

И все-таки наша экскурсия заканчивается на светлой ноте — в  в 1992 году началось возрождение обители, и хотя  результат реставрационных работ устроил не всех специалистов, Марфо-Мариинская обитель сегодня живет и украшает Москву. 30 мая 2014 года Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в женский монастырь, поэтому, возможно,  войти  на территорию и  тем более фотографировать там уже не так просто.
На сайте  http://www.mmom.ru подробно рассказывается о жизни и новостях обители, я же добавлю только, что трапезная с вкуснейшими пирожками, салатами и горячими блюдами, богатым выбором меда стоит того, чтобы закончить  экскурсию именно здесь. Правда, сфотографировать все эти яства мне без благословения не разрешили.

Съемки сделаны в октябре 2011 года

Марфо-Мариинская обитель, Москва, Россия.

У ангела, стоящего на облаке, голубые крылья и лилия в руках. Ангел изображен на колонне в церкви Покрова Божией Матери Марфо-Мариинской обители в Москве. Он находится в Замоскворечье. Замоскворечье означает за рекой , и разделение, созданное Москвой-рекой между двумя берегами, не только физическое. Этот район к югу от Кремля сохраняет другую атмосферу: архитектура узких улочек, небольших домов, старых особняков, музеев и церквей каким-то образом ускользнула от монументальных амбиций советского режима.

Здесь в феврале 1909 года великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918), урожденная Елизавета Гессен-Дармштадтская, вдова великого князя Сергея Александровича (1857-1908), сына царя Александра II, учредила религиозную женскую община: Марфо-Мариинская обитель милосердия. После убийства мужа она отошла от общественной жизни, посвятив время молитвам и благотворительности. Теперь бесполезные драгоценности и произведения искусства были проданы для финансирования создания монастыря и окружающих его зданий, в которые входили аптека, больница, а позже школа и приют.

Главный храм по проекту Алексея
Щусева (1873-1949), был завершен к 1912 году: небольшое элегантное здание, обновившее традиционную архитектуру с черными луковичными куполами, белоснежными стенами и узкими окнами. Наружные стены украшены резьбой с абстрактными и фольклорными узорами. Елизавета Федоровна попросила Михаила Нестерова (1862-1942) поработать над росписями внутри церкви. Ее внимание к этим аспектам показывает, какое значение она придавала искусству, чтобы передать свой идеал, рассказать историю, которую никогда не повторяли достаточно долго. История Марфы и Марии, двух библейских сестер, принявших Христа в своем доме, Марфы, заботившейся о Нем, и Марии, слушающей Его слова. Их пример вдохновил Сообщество, работу
и созерцание были его движущими принципами, написанными
в Положении, отредактированном первой игуменией Елизаветой Федоровной,
и практикуется с самоотверженностью и решимостью в повседневной жизни.

На росписях Нестерова и его помощника Павла Корина (1892-1967) Марфа и Мария — молодые женщины с грустными и внимательными глазами, в длинных платьях, синие и золотые оттенки которых преобладают на белых стенах.Символический синий цвет, цвет покрова Богородицы, Нестеров сочетал с выразительными ликами, далекими от идеализированных образов икон. Он использовал реальных людей в качестве моделей в мирных композициях, полных красоты и человечности, окруженных тихим дыханием природы.

Но вначале был Ангел с лилией в руках.

Фотографии
TravelinaGarden, Москва, июнь 2013 г.
кроме: деталей росписи Ангела и Богородицы из WikiArt.org

Ссылки:
Марфо-Мариинская обитель
Москва, улица Большая Ордынка, дом 34.
www.mmom.ru/

Белый цветок Марфо Мариинский монастырь. В Марфо-Мариинской обители прошла ежегодная благотворительная ярмарка «Белый цветок

».

Тысячи москвичей посетят ежегодный благотворительный фестиваль «Белый цветок», который пройдет 13 мая в Марфо-Мариинской обители милосердия. В программе праздника живая музыка, творческие мастер-классы, шоу мыльных пузырей, благотворительная ярмарка авторских работ и многое другое.

В «Белом цветке» выступит духовой ансамбль солистов Центрального военного оркестра Минобороны России, а также артистка Большого театра России Оксана Лесничая.

На творческих мастерских гости познакомятся с искусством каллиграфии, росписи акрилом по керамике и украшениям, научатся делать броши из фетра, рисовать песком, плести венки, а также изготавливать игрушки и модели самолетов. Для юных гостей праздника составлена ​​специальная детская программа: шоу мыльных пузырей, научное шоу «Мания науки», подвижные игры.

В течение дня будут работать букинистический магазин и благотворительная ярмарка, где гости праздника смогут приобрести украшения, игрушки ручной работы и предметы интерьера, а также картины. Кроме того, гости праздника смогут совершить экскурсию по интереснейшим местам Марфо-Мариинской обители, основанной в начале XX века Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

Целый день, как и сто лет назад, когда царская семья проводила «Дни белого цветка», гостям праздника будут раздавать свежие белые цветы для пожертвований.

Все средства, собранные в «Белом цветке», будут направлены на поддержку «Группы просителей» — совместного проекта Службы милосердия и Марфо-Мариинской обители.

Группа просителей поддерживает людей в трудной жизненной ситуации, помогая самым необходимым. Подопечные проекта регулярно получают продукты питания, средства гигиены и лекарства. При необходимости сотрудники предоставляют справочную информацию о том, где взять вещи, найти работу и переночевать. В сложной ситуации заявитель может получить бесплатную юридическую консультацию.Ежемесячно проект оказывает помощь более 700 семьям. Чтобы ежедневно помогать нуждающимся, команде петиционеров нужны продукты питания, средства гигиены, бытовая химия и лекарства.

Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 27 социальных проектов и ежегодно оказывает помощь десяткам тысяч нуждающихся: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, одиноким старикам и инвалидам, бездомным и ВИЧ-инфицированным. Вы можете поддержать службу «Милосердие», став Другом Милосердия и для нужд службы на специальной странице.

Праздник «Белый цветок» состоится по адресу: г. Москва, Большая Ордынка, д. 34 (Марфо-Мариинская обитель).
Подробнее с праздничной программой можно ознакомиться на официальном сайте «Белого Цветка»:

13 мая 2018 года в ставропигиальном монастыре Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась традиционная ежегодная благотворительная ярмарка «Белый цветок», которую посетили тысячи москвичей и гостей столицы, сообщает Синодальный отдел по делам монастырей. и монашество.

Божественную литургию перед началом праздника совершили епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к прихожанам с проповедью и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вручил награды благотворителям Марфо-Мариинской обители. В церемонии награждения приняла участие настоятельница монастыря игумения Елисавета (Позднякова).

Первый директор Центра развития Елизаветинского сада для детей с ДЦП Анна Прищенко, главный врач Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Ксения Коваленок и директор Елизаветинской гимназии Наталья Царева награждены Патриаршей грамотой, в числе другие.

Затем архипастырь совершил благодарственный молебен.

С 2011 года в Москве Православной службой помощи «Милосердие» проводится благотворительная акция «Белый цветок». В этом году все средства, собранные на благотворительной ярмарке «Белый цветок», будут переданы Группе просителей. Это совместный проект службы «Милосердие» и «Марфо-Мариинской обители», где помогают нуждающимся.

«Средства, собранные на ярмарке, пойдут на организацию помощи малообеспеченным: многодетным и неполные семьи, одинокие пенсионеры, инвалиды и люди в трудной жизненной ситуации», — пояснила Марина Мартынова, руководитель благотворительных проектов «Группы просителей».«Такие праздники, как «Белый цветок», не только объединяют людей вокруг общей цели, позволяя им творить дела милосердия, но и дают возможность прихожанам окунуться в культуру православия. Они видят, как православная вера сочетает жизнь по евангельским заповедям не только молитвенно, но и деятельно».

В течение всего дня на территории Марфо-Мариинской обители проходили творческие мастер-классы для детей и музыкальные концерты. Гости монастыря на пожертвования также приняли участие в экскурсиях по дому-музею великомученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, Покровскому собору и Замоскворечью.

За сутки удалось собрать 2 749 510 рублей для малообеспеченных семей, одиноких инвалидов, людей в кризисной ситуации, которым помогают в Группе работы с просителями.

13 мая 2018 года в Марфо-Мариинской обители милосердия прошла ежегодная благотворительная акция «Белый цветок». Активное участие в его организации уже несколько лет принимает волонтерский отряд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

На ярмарке осуществляется сбор средств на благотворительные проекты православной службы помощи «Милосердие».Всего пожертвований за этот день составило 2 749 510 рублей. Все собранные средства будут переданы Группе петиционеров, которая оказывает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, различную помощь, начиная от продуктов питания и заканчивая бесплатными юридическими консультациями.

Праздник «Белый цветок» стал одним из любимых у школьников. Студенты ПСТГУ продают на фестивале белые цветы ручной работы. Причем каждый год выбирают разные техники работы: маленькие цветочки на палочках с конфетами внутри, розы из гофрированной бумаги, броши в виде цветка из ткани и т. д.

Волонтеры Свято-Тихоновского университета также помогают в организации праздника: раздают еду, стоят за прилавком, продают живые цветы. Кроме того, студенты факультета церковного искусства ПСТГУ в этом году выставили на продажу несколько своих работ.

«Вы чувствуете себя необыкновенно! Как будто вы в тот далекий XX век представитель аристократии пришли на благотворительную ярмарку помогать людям», – поделилась впечатлениями студентка 2 курса исторического факультета Екатерина Цветкова.

В свою очередь, Елена Кривошеина, магистрант 1 курса исторического факультета, призналась, что несколько лет хотела принять участие в акции, но все время что-то мешало и отвлекало. «Теперь, когда я наконец выбрался, я ни о чем не жалею. Это очень радостная, светлая акция», – подчеркнула она.

Добровольческий корпус приглашает всех неравнодушных – студентов и сотрудников – вступить в Добровольческий отряд ПСТГУ. Для этого необходимо заполнить небольшую анкету.

Текст: Каргинова Ирина, студентка 2 курса исторического факультета ПСТГУ

Фото: Цветкова Екатерина, Филиппов Александр

13 мая 2018 года в центре Москвы – в Марфо-Мариинской обители Милосердия – Православная служба помощи «Милосердие» проведет ежегодный благотворительный праздник «Белый цветок», сообщает Патриархия.ру со ссылкой на сайт Диакония.ру.

В «Белом цветке» выступит духовой ансамбль солистов Центрального военного оркестра Минобороны России, а также артистка Большого театра России Оксана Лесничая.

На творческих мастерских гости познакомятся с искусством каллиграфии, росписи акрилом по керамике и украшениям, научатся делать броши из фетра, рисовать песком, плести венки, а также изготавливать игрушки и модели самолетов. Для юных гостей праздника составлена ​​специальная детская программа: шоу мыльных пузырей, научное шоу «Мания науки», подвижные игры.

В течение дня будут работать букинистический магазин и благотворительная ярмарка, где гости праздника смогут приобрести украшения, игрушки ручной работы и предметы интерьера, а также картины. Кроме того, гости праздника смогут посетить самые интересные места Марфо-Мариинской обители, основанной в начале XX века Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

Целый день, как и сто лет назад, когда царская семья проводила «Дни белого цветка», гостям праздника будут раздавать свежие белые цветы для пожертвований.

Все средства, собранные в «Белом цветке», будут направлены на поддержку Группы работы с просителями — совместного проекта Службы милосердия и Марфо-Мариинской обители.

Группа просителей поддерживает людей в трудной жизненной ситуации, помогая самым необходимым. Подопечные проекта регулярно получают продукты питания, средства гигиены и лекарства. При необходимости сотрудники предоставляют справочную информацию о том, где взять вещи, найти работу и переночевать. В сложной ситуации заявитель может получить бесплатную юридическую консультацию. Ежемесячно проект оказывает помощь более 700 семьям. Чтобы ежедневно помогать нуждающимся, команде петиционеров нужны продукты питания, средства гигиены, бытовая химия и лекарства.

Праздник «Белый цветок» состоится по адресу: г. Москва, Большая Ордынка, д. 34 (Марфо-Мариинская обитель).

Подробнее с программой праздника можно ознакомиться на официальном сайте «Белого цветка».

Аккредитация СМИ по адресу.

Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 27 социальных проектов и ежегодно оказывает помощь десяткам тысяч нуждающихся: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, одиноким старикам и инвалидам, бездомным и ВИЧ-инфицированным.Вы можете поддержать службу «Милосердие», став Другом Милосердия и зарегистрировав регулярное пожертвование на нужды службы на специальной странице.

Монастырь Святой Марии – Союз сестер милосердия Великобритании

Монастырь Святой Марии был основан преподобной Кэтрин Маколи 19 августа 1841 года в ответ на просьбу епископа Бирмингема.

Кэтрин сопровождала трех мнимых сестер и двух послушниц с их госпожой-послушницей с Бэггот-стрит и оставалась с ними в течение месяца. Сестра Мэри Юлиана Хардман была назначена первой настоятельницей.

Сестра Джулиана Хардман Первая настоятельница Хэндсворта,
Витражи в Оратории Екатерины

Монастырь Святой Марии занимает уникальное место в истории сестер милосердия в Великобритании. Он связан со знаменитым архитектором Пугином и является последним монастырем, основанным преподобной Кэтрин Маколи в год ее смерти.

Джон Хардман, отец Джулианы, построил монастырь в стиле Пугина в рамках подготовки к началу Милосердия в Бирмингеме.Другая из его дочерей присоединилась к Сестрам Милосердия, а внук стал послушником. Жена Джона Хардмана переехала жить в церковь Святой Марии после его смерти и похоронена на территории монастыря.

Основным апостольским делом сестер было воспитание, забота о сиротах и ​​нуждающихся девушках, посещение больных и наставление новообращенных. Многие люди получили пользу от Телесных и Духовных дел Милосердия, которые практикуют Сестры. Постоянные изменения и приток других групп людей в Бирмингем означают, что Сестры постоянно пересматривают свое служение, чтобы удовлетворить потребности новых групп и обеспечить их необходимыми ресурсами. Церковь Святой Марии обращается к людям разных вероисповеданий и культур, она предоставляет место, где можно возвысить сердца и умы каждого, и помогает молодым родителям приобрести родительские навыки.

Церковь Святой Марии стала центром сестер милосердия в Великобритании. Это место приветствия, активного участия, духовного обогащения и место паломничества. Он предлагает время и пространство, чтобы смотреть, слушать и медитировать. Он рассказывает историю Милосердия в Англии, Шотландии и Уэльсе, это место для женщин и богатое наследие.

Архивное служение в монастыре Святой Марии

Архивы являются частью исторической идентичности общины, документируя распространение Милосердия через различные служения и служащие памятью общины как в практических, так и в культурных целях. Эти архивы позволяют сестрам и другим исследователям понять развитие Ордена и его место в религиозной, социальной и экономической истории. Католическая церковь также признает ту роль, которую истории прошлого, задокументированные в исторических записях, должны играть в планировании будущего и в евангелизации. Архив Союза сестер милосердия Великобритании и Центр наследия милосердия в монастыре Святой Марии в Хэндсворте выражают это наследие и помогают рассказать историю милосердия в Великобритании.

Посещение Архива осуществляется по предварительной договоренности с Архивариусом.

Контакт:

The Sisters
Union Sisters of Mercy GB Archives
St Mary’s Convent
Handsworth
Birmingham
B19 1EB

Телефон: +44 (0)121 554 3271

Электронная почта: [email protected]

За дополнительной информацией обращайтесь:

Старшая сестра
Монастырь милосердия Святой Марии
98 Hunter’s Road
Бирмингем B19 1EB
Уэст-Мидлендс
Англия

Тел: +44 121 554 3271
Факс: +44 121 515 2496
E-mail: [email protected]
Чтобы узнать больше о Handsworth, посетите сайт: www. Mercyhandsworth. co.uk

Наши мирские сестры и братья

Еще при жизни покровительница наша Елизавета Романова основала Марфо-Мариинскую обитель и ее мирянское сестричество.Его сестры отправились в одни из беднейших кварталов Москвы XIX века, где царили боль и тоска, царили тьма и отчаяние. Они обратились к людям, которые чувствовали, что им суждено жить изгоями, и потеряли веру в свою способность изменить это. Однако это не обескуражило ни нашего святого покровителя, ни сестер. Они знали, что образ Божий, живущий в каждом человеке, нерушим и может быть восстановлен в своей первозданной красоте.

Добрые дела сестер Марфо-Мариинской обители продолжают вдохновлять нас и сегодня.Они напоминают нам, что Бог любит каждого мужчину и женщину и никогда не теряет надежды на наше спасение. Неустанно мы несем в мир свет Его любви.

Сестры служат среди больных и страждущих, нуждающихся, стариков и одиноких. Они выходят на улицы Минска и стоят у наших монастырских ларьков. Неспокойные души часто приходят, чтобы поделиться своими горестями и опасениями с нашими сестрами, и эффект может быть поразительным. Как говорит сестра Раиса Шульга, «Когда вы смотрите кому-то в глаза и говорите простыми и понятными словами, ваши души незримым образом соединяются.Теплота и близость таких моментов – это то, чего так не хватает человеческому общению в наше время.»

Наши сестры разного возраста и разного происхождения. Это учителя, архитекторы, музыканты и медицинские работники. Приход в сестричество стал моментом, изменившим жизнь для всех них. У каждой сестры есть что рассказать. Они рассказывают нам, как мы можем понять наши печали и научиться справляться с ними, оказывая помощь нуждающимся и облегчая их боль. Они показывают нам, как служение другому укрепляет нашу веру и доверие к нашему Господу.Надеемся, что их рассказы подарят вам вдохновение и силу духа.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts