Мир паустовского журнал: Избранные страницы. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского — Журнальный зал
Содержание
Избранные страницы. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского — Журнальный зал
Галина Ермошина
Мир Паустовского: Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал; Мир Паустовского: Избранные страницы. Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского
Выход за рамки музея
Мир Паустовского: Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал. — 2004; Мир Паустовского: Избранные страницы/ Моск. лит. музей-центр
К.Г. Паустовского. — М.: Мир Паустовского; Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003.
Журналы и альманахи сейчас не издает только ленивый. Весьма распространены литературные журналы в областных и даже районных центрах России. Уровень их редакционной подготовки и качество публикуемых текстов достаточно разнообразны: от вполне профессиональных до откровенно халтурных, когда нужно быстро потратить средства, выделенные каким-нибудь банкиром, которого посетила муза, и ему захотелось увидеть свои вирши не просто напечатанными, но напечатанными демократично — среди местных литературных авторитетов. Понятное дело, что такие издания перестают существовать сразу же после того, как у банкира поослабнет писательский зуд и он переключится на другие не менее полезные дела.
Но есть журналы другого свойства, которые издаются непонятно на какие средства, лишь благодаря фанатизму (в хорошем смысле) и упорству людей, не получающих за это, как правило, ничего, кроме среднестатистической зарплаты. Видимо, именно таким и является журнал “Мир Паустовского” (главный редактор Галина Корнилова), издаваемый Московским литературным музеем-центром К.Г. Паустовского с 1992 года. На сегодня вышел уже 21 номер и еще одноименный альманах лучших публикаций за все время существования журнала.
Название действительно отражает концепцию журнала — мир, который выстраивается подобно системе с центром притяжения, вокруг которого кружат планеты и спутники, кометы, астероиды и звездная пыль. Но при этом Паустовский если и является отправной точкой журнала, его солнечным светом, то все же не претендует на центральное место непогрешимого и ослепительного светила. Составители журнала и альманаха отдают себе отчет в том, что Мир Паустовского — это только маленькая часть всего остального литературного мира, и хотят раскрыть и показать эту часть, сделать ее доступной. Образ Паустовского здесь играет роль магнита, который притягивает к себе не только тех, кто знал его и общался с ним, но и довольно обширный круг авторов, которых нельзя даже назвать продолжателями и духовными наследниками писателя. Видимо, здесь присутствуют совершенно иные критерии отбора материала. Может быть, по принципу пересекающихся прямых или наложения окружностей. Как бы то ни было, но в мире Паустовского, созданном в журнале, не чувствуется тесноты и ограниченности. Этот мир разомкнут для входящего и смотрящего. Тексты Паустовского присутствуют в нем как некое смысловое поле, задающее контекст, в котором существуют другие авторы.
Особый отпечаток на журнал накладывает тот факт, что издают его музейные работники, которые и по инструкции, и по призванию обязаны не только собирать и хранить любую информацию, относящуюся к предмету или человеку, но и структурировать пространство музея, создавая подобие жизни в тех комнатах и залах, где давно уже не живет их хозяин, как, впрочем, и никто уже давно не живет. При этом очень велик риск принять подобие жизни за самое жизнь. Ибо по определению музей — это место, искусственно созданное и нежилое, памятник, мемориал. И надо отметить, что в данном конкретном случае жизнь, которую мы видим на страницах журнала, совершенно не похожа на музейную. По крайней мере, на ту, которую мы привыкли таковой считать — где все вещи лежат на своих установленных местах и сдвинуть их на полсантиметра вправо — значит нарушить экспозицию. Издатели пытаются сделать журнал именно таким миром, который не казался бы, а был живым. И в большой степени это удалось. В Мире Паустовского можно ходить там, где желает посетитель. Да и не посетитель он, а одновременно и гость, и хозяин. Территория не огорожена, веревочки не протянуты, и нет табличек о частной собственности, потому что мир не может принадлежать кому-то одному, пусть и очень уважаемому человеку. Все авторы на страницах журнала именно живут, проживают свою жизнь, а не остаются в тени классика. Тексты самого Паустовского занимают довольно скромное место: из 204 страниц — не более 20 в журнале, и из 456 страниц — 70 в альманахе.
Совершенно очевидно, что журнал задумывался и делался как общедоступное периодическое издание, которое изначально было предназначено не для филологов и исследователей, а для широкого круга самых разнообразных читателей, что, естественно, наложило отпечаток некоторого междусобойчика: когда собираются люди, хорошо знающие друг друга, и разговор идет, что называется, “за жизнь”. Очевидно, поэтому в журнале на удивление мало серьезных исследований творчества писателя. Это работы Валентины Базилевской о загадках повести “Судьба Шарля Лонсевиля”; Нины Сапрыкиной о читательском восприятии произведений Паустовского и Булгакова, о загадках и сложностях их текстов; Светланы Шоломовой об отношении Варлама Шаламова к Паустовскому. Много воспоминаний и размышлений о Паустовском: Бориса Зайцева, Бориса Чичибабина, Владимира Тендрякова, Юрия Казакова, Виктора Некрасова.
“Мир Паустовского” предлагает читателю разные тропинки, расходящиеся от имени одного писателя практически во всех временных и пространственных направлениях. И неожиданностей здесь случается гораздо больше, чем в лесу или в поле. Где и когда, в каком литературном журнале можно встретить одновременно имена и тексты Генриха Сапгира, Бенедикта Сарнова, Татьяны Бек, Нины Горлановой, Даниила Гранина, Олега Чухонцева; рисунки Оскара Рабина и Евгения Кропивницкого, Анатолия Зверева и Нади Рушевой? Где на случайно открывшейся странице прочитаешь о Переславском музее узкоколеек, об усадьбе “Кузьминки”, о гербе князей Голицыных?
Журнал можно открывать и читать практически с любой страницы и находить там совершенно неожиданное. Например, прочитать стихи тех поэтов, которых любил Константин Георгиевич, а это Гумилев и Мандельштам. Можно прогуляться по местам, в которых бывал Паустовский, и посмотреть на них с современной точки зрения. Связь с современностью в журнале чувствуется постоянно. Причем современность эта — современнее некуда: в рубрике “Тарусские страницы” опубликованы стихи и рассказы самых молодых жителей этого уголка земли. Миниатюра 12-летнего Арсения Шиловского называется “Я запомнил лето таким”: “Рыжая лошадь с золотистыми гривой и хвостом, скачущая по свежему зеленому полю… Всплеск рыбы в Оке…”.
Как говорят издатели журнала, самое ценное в нем — проза самого писателя. Однако еще важнее — воссоздание атмосферы эпохи, времени и места, в которых эта проза создавалась. И другой — в которой она продолжает жить. Наверное, именно так и складывается мир — из того, что находится вокруг, со всеми несообразностями, излишествами, неожиданностями. Мир одного человека не может состоять только из него одного. “И больше всего ему было нужно, чтобы его не забывали, как не забывают и ныне, когда Паустовского давно уже нет, но его место в литературе навсегда за ним. …Писатель не уходит, он растворяется в самом воздухе своей страны, если любил ее, писал для нее и ни на что не променял бы даже ее мокрый ивовый куст” (В. Лидин).
Галина Ермошина
-
-
-
-
Скопировать ссылку
Скопировано
Следующий материал
Анна Кузнецова
Анатолий Королев. Быть Босхом. Роман. — М.: Гелеос, 2005. Книжное издание на плохой бумаге — зато с картинками. Черно-белые репродукции низкого качества с картин Босха вперемежку с шаблонами зэковских татуировок…
Как отметят 130-летие Константина Паустовского
Текст: Людмила Прохорова
31 мая исполнится 130 лет со дня рождения писателя, сценариста и педагога, журналиста, военного корреспондента и переводчика Константина Паустовского. О программе событий к его юбилею на онлайн-пресс-конференции в ТАСС, где Паустовский работал и даже посвятил агентству очерк «Говорит ТАСС», рассказали директор Музея К.Г. Паустовского в Москве Анжелика Дормидонтова, заведующая Домом-музеем К.Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк, заведующая Домом-музеем И.П. Пожалостина в Солотче (Рязань) Светлана Ерохина и ведущий библиотекарь Центральной библиотеки им. К.Г. Паустовского (Санкт-Петербург) Людмила Комлева.
«Наша библиотека, одна из старейших публичных библиотек Московского района, была создана в 1927 году. До 1977 года она называлась именем 10-летия Октябрьской революции. В год своего 70-летия библиотека получила имя Паустовского. С этого момента мы стали активно заниматься популяризацией творчества писателя», — рассказала об истории библиотеки Людмила Комлева. В этом году у Центральной библиотеки им. К.Г. Паустовского два юбилейных проекта: «Писатель как открытие» и «Паустовский ПРО» (для юных читателей). В начале года уже был проведен «Паустовский диктант» по рассказу «Прощание с летом». Как отмечает Людмила Комлева, читатели с особым энтузиазмом приняли именно этот формат. 31 мая в библиотеке пройдет большой праздник, посвященный Паустовскому: читателей ждут беседы, показы видеофильмов, концерт, где прозвучит музыка, которую любил писатель.
О более масштабных событиях рассказала Анжелика Дормидонтова, отметив, что по традиции музей старается привлечь к праздничным проектам как можно больше коллег из регионов. 31 мая в Тарусе, где находится Мемориальный дом-музей Паустовского и могила писателя, пройдёт Всероссийский праздник Паустовского. Планируется обширная программа: открытие выставки, премьера фильма по новелле «Телеграмма» и многое другое.
7 июня в Государственном музее А.С. Пушкина откроется совместная выставка музеев Пушкина и Паустовского, ГМИРЛИ им. Даля, РГАЛИ и ведущих литературных музеев России «Воображаемые встречи. Литературное путешествие с Константином Паустовским». В основе сюжета выставки – воображаемое путешествие Константина Паустовского по России, по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством писателей и поэтов, оказавших влияние на его становление. В каждом разделе выставки представлены уникальные документы и свидетельства, раскрывающие «внутренний диалог» Паустовского с выдающимися представителями русской литературы: от Александра Пушкина до Виктора Шкловского.
21 мая в Дарвиновском музее откроется выставка «Разговор о сохранении природы», посвященная важной части наследия Паустовского — вопросам экологической культуры, науке, поездкам по природным местам. Главные герои – произведения Паустовского, написанные в первые пятилетки советской власти, в то самое время, когда рождались и реализовывались глобальные проекты по преобразованию природы.
Каждые пять лет музей Паустовского проводит большую научно-практическую конференцию, и в год 130-летия писателя такая конференция тоже состоится и будет проходить 6-8 июня под темой «Творческое наследие Константина Паустовского в контексте истории русской литературы XX и XXI веков».
Заведующая Домом-музеем И.П. Пожалостина в Солотче Светлана Ерохина рассказала, что уже с марта в музее проходят встречи с детьми «Читаем Паустовского», а в феврале был организован конкурс детского рисунка по произведениям Паустовского. 1 июня, в День защиты детей, пройдет выставка лучших работ. 26 мая, совместно с московским музеем Паустовского, откроется выставка «Земля Паустовского», где будут представлены документы и фотографии. Особое место будет отведено одному из главных произведений, написанных Паустовским в Солотче, — рассказу «Мещерская сторона». 31 мая состоится традиционное открытие тропы Паустовского. Всего в Солотче таких тропы две, но торжественно откроют ту, что идет прямо от музея — луговая тропа, по которой писатель каждый день бегал на рыбалку. Кстати, в день пресс-конференции в Рязани представляли фильм «Лиза едет в Москву», начало которого было снято в музее писателя в Солотче.
Светлана Ерохина также поделилась новостью о том, что уже в 2022 году солотчинская библиотека может получить имя Паустовского.
Заведующая молодым — в этом году ему исполняется 17 лет — Домом-музеем К. Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк рассказала, что 21 мая музей проведет музыкальный вечер, на котором будет представлена мелодекламация рассказа Паустовского «Снег». 31 октября, в Международный день Черного моря, откроется выставка «Морская прививка. Писатель у моря». Ко Дню народного единства откроется выставка «Искусство видеть мир». Главное ежегодное событие музея — слет романтиков «Соранг». Фестиваль назван по одноименному рассказу Константина Паустовского. Гостей праздника, который пройдет 29 и 30 мая, ждут поэзоконцерт, музейный посткроссинг и литературно-музыкальный квест.
Кстати, крымский дом-музей Паустовского занимается поиском людей, с которыми Паустовский общался в Крыму. В прошлом году музей пополнился очень большим документальным и фотографическим архивом от Любови Петровны Печерикиной, которая была прототипом главной героини рассказа Паустовского «Встреча».
Чествование Константина Паустовского, которого называют «русским Прустом»
Ян Томсон
Превосходный перевод «Истории моей жизни» Дугласа Смита привлечет много новых читателей к обширному шедевру Паустовского
Из номера журнала:
15 января 2022 г.
Константин Паустовский, прозванный «русским Прустом», принадлежал к той избранной группе писателей, которые вдохновляют истинный фэндом. [Алами]
Размер текста
Небольшой
Середина
Большой
Межстрочный интервал
Компактный
Обычный
Просторный
Комментарии
Делиться
Поделиться
Ян Томсон
Чествование Константина Паустовского, прозванного «русским Прустом»
Когда стоит рассказывать о жизни? Шеститомная автобиография советского писателя Константина Паустовского «Сто ри жизни » сочетает высокую драму с героическими злоключениями в комико-лирической смеси истории и бытовых подробностей, завораживающей от начала до конца. Почему Паустовский мало известен за пределами родной Москвы — загадка. В середине 1960-х годов он был номинирован на Нобелевскую премию. (На этот пост его подтолкнул Михаил Шолохов, автор покорно пропагандистских «» и «Тихий Дон ».) Объявленный Союзом советских писателей «контрреволюционером», Паустовский принадлежал к той избранной группе писателей, которые вдохновлять истинный фандом. Марлен Дитрих в обожании пала к ногам Паустовского, встретив его в Москве в 1964 году; в следующем году, прочитав его по-французски, она выбрала История одной жизни как ее книга о потерпевших кораблекрушение на дисках необитаемого острова. У Дитрих был хороший вкус. После его смерти в 1968 году в возрасте 76 лет Паустовский был провозглашен «русским Прустом».
Марлен Дитрих пала к ногам Паустовского в обожании, когда встретила его в Москве в 1964 г. выйдет в ближайшее время) должны вернуть Паустовского нашему вниманию. Предыдущие переводы на английский язык были неуклюжими, плоскими и неточными, но Смит умело уловил непритворную простоту и Тристрам Шенди -подобная дискурсивность прозы Паустовского. Изданная в Москве между 1945 и 1963 годами, книга полна ярких зарисовок персонажей, колоритных инцидентов и остросюжетных виньеток. Отрывки поразительной лирической красоты («багряные угасающие осенние закаты») в сочетании с острыми описаниями учителей, художников и писателей, безымянных пассажиров поездов, крестьян, рыбаков, солдат и священников создают насыщенный портрет России начала ХХ века.
Первый том, «Далекие годы», разворачивается в основном в начале 19 века.Киев 00-х и другие регионы Украины, где вырос Паустовский. Среди его одноклассников по киевской классической гимназии был Михаил Булгаков, украинский буйный ребенок, который использовал металлическую пряжку ремня как «тряпку». (Школа, которую посещал руританское преосвященство короля Сербии Петра I, считалась одной из лучших в Киеве.) Отвергнутый царской имперской армией во время первой мировой войны из-за близорукости, Паустовский служил кондуктором трамвая и санитарный поезд санитар. В эмоционально заряженной прозе он вызывает в воображении ужасы Восточного фронта. «Возле воронки лежала дохлая лошадь, кости которой обглодали вороны-падальщики, а длинные желтые зубы обнажились, словно в смехе». корректор. Он был пьян 1917 революции и приветствовал политический переворот, сопровождавший большевистский переворот. Капитализм с присущими ему конкуренцией и борьбой, наконец, умер, а ленинизм стал новым кредо, которое залечит раны послевоенной Европы.
Самый популярный
Анна Арутюнян
У Путина заканчиваются варианты — и нужно купить еще
Однако очень скоро Паустовский почувствовал отвращение к большевистскому фанатизму. Сами советские власти уловили в 90-х гг.0045 История жизни и не одобрял отсутствие революционного пророчества и триумфализма. Где красная ярость и сталинская ярость в этом так называемом литературном документе? Скромные усилия Паустовского по описанию и воспоминанию выглядели слишком ручными для такой могущественной темы, как Советская Мать-Россия и ее героические народы.
Его литературными воплощениями были, конечно, не сталинские соцреалисты, а Чехов, Тургенев, Толстой и Ибсен («этот великий труженик человеческой души»). Именно в Толстом Паустовский нашел мудрость, необходимую ему, чтобы противостоять неудачам своей жизни. Его беспомощный отец рано бросил семью только для того, чтобы умереть, не дожив до своего времени от рака. Его сестра постепенно оглохла и ослепла; два его брата-солдата были убиты на передовой в один и тот же день. При всем этом История жизни излучает потрясающую энергию и жажду опыта. Более славная жизнеутверждающая книга вряд ли появится в этом году.
Автор:
Ян Томсон
Ян Томсон — автор книг, в том числе «Божественная комедия Данте: путешествие без конца».
Комментарии
Делиться
Поделиться
Ян Томсон
Чествование Константина Паустовского, которого называют «русским Прустом»
Комментарии
Не пропустите
Присоединяйтесь к беседе с другими читателями Spectator. Подпишитесь, чтобы оставить комментарий.
ПОДПИСЫВАТЬСЯ
Уже являетесь подписчиком?
Паустовский Константин Георгиевич | Лиц
Паустовский Константин Георгиевич
Кобрин → Выдающиеся личности
Константин Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был военным, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского, его дед был кротким голубоглазым стариком, любившим трещать тенором старинные мысли и казачьи песни, и рассказывающим много невероятных, а иногда и трогательных историй «из самой бывшей жизни».
Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников закрепилась слава легкомысленного человека, с репутацией провидца, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и иметь детей». Происходило оно от запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно поселился в Киеве, позже на Юго-Западной железной дороге. Мать писателя Мария Паустовская была дочерью работницы сахарного завода и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей и была убеждена, что только при строгом и жестоком обращении с детьми можно вырастить из них «нечто путное».
У Константина Паустовского было два брата и сестра. Позже он рассказывал о них: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним долгий путь отступления от Люблина в Польше до города Несвижа в Белоруссии. мне стало известно, что в один и тот же день двое моих братьев погибли на разных фронтах. Я остался с матерью совсем один, кроме полуслепой и моей больной сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936.
В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он учился в шестом классе, отец ушел из семьи, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учиться репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необычного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: преклонение перед воображаемым миром и — тоска от невозможности его увидеть. два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».
Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. Позднее Паустовский рассказывал о своей юности: «Я учился в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» — русской литературы, истории и психологии. Мы знали литературу и любили и, конечно, тратил больше времени на чтение книг, чем на подготовку уроков.Киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины была лучшей порой — временем порывистых мечтаний, увлечений и бессонных ночей-.Она тонула в росистой сирени, в слегка липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополя и розовых свечей старых каштанов.Такой весной надо было влюбляться в гимназисток с густыми косами и не писать стихи.И я их писал без всяких воздержусь,по два-три стихотворения в день.В нашей семье,по времени того времени,которое считалось фронтовым и либеральным,много говорили о народе,но подразумевали под этим преимущественно крестьян. Про рабочих,говорили о пролетариате редко.В то время при слове «пролетариат» представлял себе огромные и дымящие заводы — Путиловский, Обуховский и Ижорский, — как будто весь русский рабочий класс строился только в Петербурге и на этих заводах».
Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный на последнем курсе гимназии, был опубликован в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем был перевелся в Московский университет, летом еще подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал водителем московского трамвая, а также работал в санитарном поезде. В 1915 г. с полевым санитарным отрядом отступил вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 Я перешел из поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним долгий путь отступления от Люблина в Польше до города Несвижа в Белоруссии».
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал бродяжничать. Через год работал на сталелитейных заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать первый роман «Романтизм», изданный в 1935. Который этот роман, по содержанию и настроению соответствовал своему названию, был отмечен авторскими поисками лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать законченное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, чтобы его пытались превратить из художника в добытчика. Судьба художника, стремившегося преодолеть одиночество, стала главным мотивом «Романтики».
Паустовский встретил Февральскую и Октябрьскую революции 1917 в Москве. После победы Советской власти он стал работать журналистом и «вел напряженную жизнь газетных изданий». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько революций во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, куда попали в среду такие же, как и он, молодые писатели. Прожив два года в Одессе, Паустовский уезжает в Сухуми, затем переезжает в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и Северную Персию. Об этом времени и своих скитаниях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в кружок молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгелия, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь. ,Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич.Я жила в Одессе у моря,и много писала,но еще не печаталась,считая,что я еще не добилась умения схватывать какой-либо материал и жанр.Скоро меня «муза дальние странствия». Я уехал из Одессы, жил в Сухуми, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, до сих пор, наконец, не вернулся в Москву».
Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский стал работать редактором журнала РОСТ. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». Роман «Сияющие облака» был написан в том же году. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с путешествиями Паустовского по Причерноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, однокашник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-х годов Паустовский активно работал журналистом газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, побывал во всей стране. Многие впечатления от этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, позже воплотились в произведениях искусства. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932.
К. Паустовский. 1930-е годы.
История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» 1955 года — одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказак о разработке месторождений глауберовой соли в заливе Каспийского моря так же поэтичен, как о странствиях юноши-романтика в первых произведениях. Рассказ «Колхида» в 1934 посвящен трансформации исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков. Великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани стал прототипом одного из героев Колхиды. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он еще много ездил, жил на Кольском полуострове и в Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.
Отправившись санитаром на Первую мировую войну, будущий писатель встретил сестру милосердия Екатерину Загорскую, о которой сказала: «Я люблю ее больше матери, больше себя. .. Хатидже — это порыв, грань божья, радость , тоска, болезнь, небывалые достижения и муки…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна провела лето 19 лет14 в маленьком поселке на берегу Крыма, и местные татары называли ее Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной слободе в Рязани под Луховицами, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовского родился сын Вадим. Он в течение всей жизни позднее бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касающиеся родословной Паустовского — документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где был его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самоотверженным рассказчиком. Не менее интересными были и содержательные его публикации о Константине Паустовском — статьи, очерки, комментарии и эпилоги к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар. Вадим Константинович много времени в качестве консультанта посвятил литературно-музейному центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, совещаний, музейных вечеров, посвященных творчеству. своего отца.
В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что согласилась на развод с мужем сама, так как не могла вынести ту, что «связалась с поляком», имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о расставании родителей так писал в комментариях к первому тому сочинений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но «Конечно, не все отражены. Двадцатые годы были очень важными для отца. Как мало он печатался, очень много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Его первые книги прошли почти незамеченными, то сразу литературный успех начала 19Затем последовали 30-е годы. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? И да и нет. В юности была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был весьма склонен к размышлению, к созерцательному восприятию жизни. Мать, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В его независимом характере необъяснимым образом встретились независимость и ранимость, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «искренняя преданность делу», и в то же время любил повторять: «Екатерина Степановна — фантастическая женщина». Пожалуй, к этому можно отнести слова В. И. Немировича Данченко о том, что «ничем русская интеллигентная женщина в мужчине не могла так беззаветно увлекаться, как талантом». Поэтому брак был крепок, пока все было подчинено главной цели — литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком с творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец был не таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Много чего собралось, и обоим пришлось много чего подавить. Словом, если ценящие друг друга супруги все же расстаются, — для этого всегда есть веские причины. Эти причины усугубились с началом тяжелого нервного истощения у матери, которое развивалось постепенно и начало проявляться ровно в середине 30-х годов. У отца следы тяжелых лет тоже остались до конца жизни в виде тяжелейших приступов удушья. В «Далеких годах», первой книге «Рассказы о жизни», много рассказано о распаде родителей отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение»9.0003
Паустовский К.Г. и Навашина-Паустовская В.В. на узкоколейной железной дороге в Солотче. В окне машины: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.
Паустовский познакомился с Валерией Валишевской-Невашиной Константином во второй половине 1930-х годов. Он был женат, она была замужем, но оба они ушли из семей, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновителем многих его произведений — например, при создании произведений «Партия Мещерских» и «Бросок на юг». Валишевская была прототипом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в XIX веке польского художника Сигизмунда Валишевского.20-х годов, чьи работы были в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году он передал в дар Национальной галерее в Варшаве более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского, сохранив за собой самые любимые.
Паустовский К.Г. и Навашина-Паустовская В.В. Конец 1930-х годов.
Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский район, где он долгое время жил с одним или с друзьями писателями – Аркадием Гайдаром и Рубеном Фраерманом. Паустовский писал о любимом им Мещере: «Самое великое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском районе. Счастье близости к земле, концентрации и внутренней свободы, любимых мыслей и напряженного труда. В Центральную Россию — и только ее — Большинством написанного мною обязан, упомяну лишь основные: «Партия Мещерских», «Исаак Левитан», «Рассказ о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старая лодка» , «Октябрьская ночь», «Телеграмма», «Дождливая заря», «Кордон 273», «В глубине России», «Наедине с водопадом», «Ильинский водоворот». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческого — и это возможно, и физического — спасения во время сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди которых «Снег» 1943 года и «Дождливый рассвет» 1945 года, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Также «Тарусские страницы» в 1961 году стали одним из авторов важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгаков, Александр Грин и Николай Заболоцкий гоняют Сталина.
В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра им. Мейерхольда Татьяной Евтеевой-Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.
Паустовский с сыном Алешей и последней женой Татьяной Арбузовой.
До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, мой единственный человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было на свете. Не было и не будет, всякая другая любовь — вздор и вздор. Пусть тихо и радостно бьется сердце твое, мое сердце! будем счастливы, все! Знаю и верю…» — написал Константин Паустовский Татьяне Евсеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 19 лет. 50. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере литературного дома, в сфере интеллектуальных исканий юных писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая иногда из дома на двое, на трое суток. Он писал удивительные и не всем понятные картины и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.
К. Г. Паустовский. Таруса. Апрель 1955 г.
С 1945-го по 1963-й годы Паустовский написал основное произведение — автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неизвестного века», » Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга странствий».
В «Повести о жизни», во второй ее части — «Беспокойная молодежь» — один из разделов носит название «Город Кобрин». «Мы выехали из Бреста в город Кобрин, — так начинается повествование. — С нами пан Гронский пошел по помятому и исцарапанному Форду. Брест горел. Взорвали крепостные остроги. Небо поднялось позади нас розовым дымом…» И далее: К вечеру мы вошли в город Кобрин.Черная, как уголь, земля взбаламутилась в жиже от отступающего войска.Покосившиеся дома со снесенными гнилыми крышами ушли в грязь на порогах.
Ржали в темноте кони, мутно светили фонари, лязгали расшатавшиеся колеса, а с крыш шумными струями лился дождь. В Кобрине мы видели, как увозили из города святого еврейского, так называемого «цадика».
Гронский рассказал нам, что в Западном регионе и Польше есть несколько таких цадиков. Живут они всегда на мелких местах…» В Кобрине санитары остановились в синагоге. По улице прошли передвижные кухни. Голодная толпа беженцев рвалась к котлам с едой. Безумные, голодные люди со стеклянными глазами затоптали, задавили мальчика, которого Санитары проспонсировали и хотели накормить. «Мы со Сполохом бросились к мальчику, но толпа нас отшвырнула. Я не мог кричать. Судорога сжала мне горло. Я выхватил револьвер и выстрелил в воздух. Толпа была распределена. Мальчик лежал в грязи. Слеза еще скатилась с его мертвенно-бледной щеки…»
В середине пятидесятых к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель стал часто ездить по Европе. Он посетил Болгарию, Чехословакию, Польшу, Турцию, Грецию, Швецию, Италию и другие страны. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых зарисовок 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.
Большинство современных читателей знает Константина Паустовского как певца русской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому известны сейчас яркие и убедительные романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти ХХ века на фоне страшных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только известным, но и неизвестным и забытым. Ему удалось опубликовать несколько очерков кратких, но колоритных биографий писателей, с которыми он был или хорошо знаком лично, — Горького, Олеши, Пришвина, Грина, Багрицкого или тех, чье творчество особенно увлекало его, — Чехова, Блока, Мопассана, Бунина и Хьюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценил жизнь Паустовского в не лучшее для мастера изящной словесности время. Его литературная зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е, когда Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин — в культурологии, Паустовский — в изучении природы языка и творчества, в красоте рязанских лесов, в тихом провинциальном уюте Тарусы.
К. Г. Паустовский с собакой. Таруса. 1961.
Константин Георгиевич Паустовский скончался в 1968 году в Москве, по завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.