Митрополит санкт петербургский иоанн: ИОАНН (СНЫЧЕВ) — Древо

Разное

ИОАНН (СНЫЧЕВ) — Древо

Митр. Иоанн (Снычев)

Иоанн (Снычёв) (1927 — 1995), митрополитСанкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного СинодаРусской Православной Церкви, председатель Синодальной богослужебной комиссии, священноархимандритСанкт-Петербургской Троицкой Александро-Невской лавры

В миру Снычёв Иван Матвеевич, родился 9 октября 1927 года в селе Новой Маячке Каховского района Николаевской области Украинской ССР в семье крестьянина.

Вскоре после его рождения родители переехали в Оренбуржье, с начала 1930-х годов проживали в городе Сорочинске Чкаловской области.

В 1942 году окончил 7 классов средней школы города Сорочинска и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск.

В 1943 году стал посещать богослужения, проводившиеся священником Леонидом Смирновым в домовой церкви.

В конце ноября 1944 года был призван в армию, но в апреле 1945 года демобилизован по состоянию здоровья.

Служил пономарём Петропавловского храма города Бузулука Чкаловской области при настоятеле священнике Леониде Смирнове.

В июле 1945 года поступил келейником к епископу Чкаловскому Мануилу (Лемешевскому), который на протяжении многих последующих лет был его духовным наставником.

9 августа того же года был посвящён во иподиакона.

7 июня 1946 года был пострижен в иночество без изменения имени.

9 июня того же года был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Мануилом, с зачислением в штат Никольского кафедрального собора города Чкалова (ныне Оренбург).

14 января 1948 года был рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем.

Служил с владыкой Мануилом до его ареста в сентябре 1948 года. Вёл переписку с отбывающим срок заключения архиепископом Мануилом (Лемешевским), ездил к нему в посёлок Явас Мордовской АССР.

В январе 1949 года был зачислен во второй класс Саратовской духовной семинарии, которую окончил в июне 1951 года по 1-му разряду.

В октябре 1951 года поступил в Ленинградскую духовную академию.

Во время учёбы по поручению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) служил в храмах Ленинградской епархии.

В июне 1955 года окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.». Был оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

В начале 1956 года, во время рождественского отпуска, помогал освобождённому из заключения архиепископу Мануилу (Лемешевскому), которого назначили правящим архиереем Чебоксарской епархии, с переездом из Чкалова в Чебоксары, а также в составлении «Чина архиерейского отпевания».

8 октября 1956 года был пострижен в монашество без изменения имени, и по истечении срока стипендиатства определён преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую духовную семинарию, размещавшуюся в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

15 октября 1957 года указом патриарха Московского и всея Руси Алексия был переведён в Чебоксарскую епархию личным секретарём архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского) и назначен штатным священником Введенского кафедрального собора города Чебоксар.

1 сентября 1959 года был назначен помощником инспектора и преподавателем гомилетики, сравнительного богословия и Ветхого Завета в Саратовской духовной семинарии. Трудился там до её закрытия в мае 1960 года.

15 сентября 1960 года был определён назначен ключарём Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара).

2 апреля 1961 года был возведён в сан игумена, а 25 апреля 1964 года — в сан архимандрита.

25 ноября 1965 года был избран, а 12 декабря того же года — хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Хиротонию в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Ему сослужили: митрополит Мануил (Лемешевский); архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Сурожский Антоний (Блум); епископы: Калужский и Боровский Донат (Щёголев), Дмитровский Филарет (Денисенко), Волоколамский Питирим (Нечаев), Тегельский Ионафан (Кополович). Тогда же был назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями.

4 февраля 1966 года удостоен советом Московской духовной академии учёной степени магистра богословия за работу «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история», которую написал в начале 1960-х годов.

20 марта 1969 года был утверждён епископом Куйбышевским и Сызранским.

С 22 сентября 1972 по 31 мая 1973 года временно управлял Чебоксарской епархией.

С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией.

9 сентября 1976 года был возведён в сан архиепископа.

11 февраля 1988 года по совокупности богословских и церковно-исторических трудов и прочитанных в Ленинградской духовной академии лекций по новейшей церковной истории была присуждена степень доктора церковной истории.

13 сентября 1989 был освобождён от временного управления Ульяновской епархией.

Возглавлял общественное движение за возвращение городу Куйбышеву исторического названия — Самара (название возвращено 25 января 1991 года).

20 июля 1990 года был назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именовался «Санкт-Петербургский и Ладожский».

18 февраля 1992 года был назначен председателем Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви.

Участвовал в работе Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

С 24 ноября 1994 года — священноархимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Санкт-Петербурга [1].

Скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года на банкете банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в городе Санкт-Петербурге, на 69-м году жизни. Отпевание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков). Похоронен в братской части Никольского кладбища той же лавры.

Труды

  • «Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода». (1955, подготовитель доклада)
  • «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русско-Православною Церковью с XI по ХVI век (до патриаршества)». (Кандидатское сочинение). Ленинград, 1955.
  • «Преосвященный Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский». (К 50-летию служения в священном сане). ЖМП. 1961, № 11.
  • Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно.
  • Практика избрания епископа в истории Церкви. (Доклад).
  • Проект канонической регламентации порядка избрания епископов. (Доклад).
  • Вопрос о кандидатах во епископы в историко-каноническом освещении. (Доклад).
  • Административные и другие различия епископов. (Доклад).
  • Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к ее древнему благочестию и благолепию. (Доклад).
  • Поместный Собор. Время созыва и его роль в управлении автокефальной Церкви. (Доклад).
  • Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по 1965 г.
  • Хронология архиерейских хиротоний периода с 1893 по 1958 г. Чебоксары, 1959.
  • Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история (магистерская диссертация, сост. в нач. 1960-х гг.) — подробный разбор обстоятельств возникновения и развития основных течений, оппозиционных митрополиту Сергию (Страгородскому), с канонической оценкой действий их наиболее известных представителей
  • Речь при наречении во епископа Сызранского. ЖМП. 1966, № 2, с. 7-11.
  • Покаянный акафист Спасителю с припевом: «Милостиве, помилуй мя падшаго».
  • «Митрополит Мануил» (Некролог). ЖМП. 1968, № 10, с. 13-16.
  • «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». ЖМП. 1971, № 2, с. 42-43.
  • Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода (стипендиатский отчет за 1955/56 уч. г.).
  • «Ключ к Отечнику» (2 книги). Саратов, 1960.
  • «Руководство к духовной жизни (по письмам епископа Феофана [Затворника])». Куйбышев, 1963.
  • «Духовные крупицы из творений свят. Иоанна Златоуста». Куйбышев, 1967.
  • «Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского» (в 3-х частях). Куйбышев, 1967.
  • «Митрополит Мануил (Лемешевский)». Биографический очерк. Куйбышев, 1969 г.
  • Проповеди (с 1964 по 1976 гг.). Куйбышев, 1976.
  • Некролог об архиепископе Чебоксарском Вениамине (Новицком). ЖМП. 1977, № 1, с. 18-19.
  • Слово в Неделю о мытаре и фарисее. ЖМП. 1983, № 2, с. 54.
  • «Свет пришел в мир». ЖМП. 1983, № 7, с. 22.
  • Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 гг. (включительно), 8 томов (машинопись). Куйбышев, 1971.
  • Русские православные иерархи периода с 1966 по 1975 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1976.
  • Русские православные иерархи периода с 1976 по 1985 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1986.
  • О врачевании души: [Проповедь] ЖМП. 1995. [№] 12. С. 60-61.
  • О спасении души: [Проповедь] ЖМП. 1994. [№] 6. С. 2-3.
  • О Церкви Христовой ЖМП. 1996. [№] 3. С. 50-52.
  • Против ересей и сект ЖМП. 1996. [№] 3. С. 48-49.
  • Дай мне твое сердце: Письма духовным чадам. СПб.: Цар. дело, 1998. 347 с.: портр.
  • акафист «Пресвятой Богородице ради чудотворнаго Ея образа Табынския» (составитель)
  • помогал владыке Мануилу (Лемешевскому) в составлении «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)», «Топографии архиерейских кафедр РПЦ периода 1897-1959 гг.» и «Фотоальбома православных архиереев от начала Крещения Руси до 1958 г. «. Продолжал обработку собранных митрополитом Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ века, систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр. Подготовил для митрополита Мануила доклады о порядке избрания епископов, о роли Поместного Собора в управлении автокефальной Церковью, об изыскании средств для возвращения к древнему благочестию и благолепию монашеской жизни.

Награды

  • набедренник (1948, за неустанное проповедование Слова Божьего)
  • наперсный крест с украшениями (март 1959, за участие в научной работе)
  • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (14 сентября 1980)
  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени (19 ноября 1985, в связи с 20-летием архиерейской хиротонии)

Литература

  • ЖМП. 1965, № 12, с. 3.
  • -«-, 1966, № 2, с. 7-11, 33; № 4, с. 20; № 8, с. 7-10, 22; № 11, с. 27; № 12, с. 33, 34.
  • -«-, 1967, № 8, с. 37; № 10, с. 9.
  • -«-, 1968, № 1, с. 25; № 2, с. 15; № 5, с. 17, 18; № 10, с. 13, № 16, с.?.
  • -«-, 1969, № 4, с. 3; № 9, с. 5.
  • -«-, 1971, № 2, с. 42-43; № 3, с. 22, 23; № 6, с. 2; № 8, с. 45; № 9, с. 35; № 11, с. 7.
  • -«-, 1972, № 9, с. 24; № 12, с. 22.
  • -«-, 1973, № 7, с. 1.
  • -«-, 1974, № 9, с. 9.
  • -«-, 1976, № 4, с. 24; № 6, с. 52; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 28.
  • -«-, 1977, № 6, с. 16, 18; № 7, с. 18; 19, 20, 42; № 10, с. 9.
  • -«-, 1978, № 10, с. 7.
  • -«-, 1979, № 9, с. 8; № 12, с. 19.
  • -«-, 1980, № 4, с. 16; № 9, с. 12.
  • -«-, 1981, № 1, с. 5; № 4, с. 18.
  • -«-, 1982, № 6, с. 44; № 8, с. 11.
  • -«-, 1983, № 9, с. 5.
  • -«-, 1984, № 9, с. 6.
  • -«-, 1985, № 10, с. 13, 54.
  • -«-, 1986, № 2, с. 6.
  • Постановление Св. Синода 5.05.1995 г.: [О вмешательстве Преосвященного в дела Ростовской, Волгоградской, Краснодарской и Ставропольской епархий] ЖМП. 1995. [№] 5. С. 16.
  • Слово митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия перед отпеванием Высокопреосвященного Иоанна, митр. Санкт-Петербургского и Ладожского, в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры 5.11.1995 г. ЖМП. 1995. [№] 11. С. 56.
  • Слово митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, произнесенное по окончании всенощного бдения в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры 4.11.1995 г. ЖМП. 1995. [№] 11. С. 55-56.
  • Соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с кончиной митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Казанская» ЖМП. 1995. [№] 11. С. 55.
  • Тростников В. Памяти Владыки ЖМП. 1995. [№] 11. С. 57-59.
  • Коняев Н. Митрополит Иоанн. М.: Алгоритм, 2005. 352 с.

Использованные материалы

  • Шкаровский М. В., «ИОАНН (Снычёв)», Православная энциклопедия, т. 23, с. 443-446:
    • http://www. pravenc.ru/text/469546.html
  • Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви в 1928-2008 гг.:
    • http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm
  • Биография на сайте Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2129


[1]  Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви в 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/ItemsT1017.htm#20661

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн — свежие новости о персоне, последние события и новости по теме Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

Статьи приснопоминаемого владыки и материалы о нем

День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)

Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского

02. 11.2022

295

Редакция РНЛ

Игумен Кирилл (Сахаров)

Вечер Вячеслава Михайловича Клыкова

В Москве почтили память великого русского скульптора

28.10.2022

847

Леонид Болотин

Нужна Ваша молитва о Соратниках!

Враги православной России чувствуют, что их тайновластие в правоохранительной системе доживает последние сроки

14.10.2022

723

1

Сергей Астахов

+Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1990-1995) Иоанн (Снычев)

Малороссия в сердце Владыки Иоанна

К 95-летию со дня рождения митрополита Иоанна (Снычёва)

08.10.2022

1514

«Борьба за трезвость в России: вчера, сегодня, завтра»

В Александро-Невской Лавре состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося врача, ученого и общественного деятеля Ф. Г. Углова

08.10.2022

261

Редакция РНЛ

Владыка Иоанн (Снычёв) едет в Санкт-Петербург

Клыковский памятник знаменитому петербургскому митрополиту прибывает в его епархию

28.07.2022

1891

Лариса Кудряшова

Отечество – понятие священное!

Приснопамятный митрополит Иоанн (Снычёв) о защите Отечества

07.03.2022

847

Сергей Астахов

«Радуюсь, что я раб – раб не людской, а Божий»

К сороковинам со дня кончины Петра Алексеевича Синявского

29.01.2022

2851

Анатолий Степанов

Петр Синявский

Послушник митрополита Иоанна

Беседа с поэтом Петром Алексеевичем Синявским

23. 12.2021

5095

Мария Мономенова

Кехман имени Путина

О тайнах «кремлёвского двора» на сцене МХАТ им. Горького

15.11.2021

6253

Сергей Астахов

«Владыка уже прославлен у Бога»

В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна

03.11.2021

2514

Протоиерей Вадим Буренин

Актуальность его слова с годами всё возрастает

Митрополит Иоанн (Снычёв) показал способность Русской Православной Церкви отвечать на проблемы современности

02.11.2021

2275

Марина Михайлова

Его молитва согревала всех

2 ноября — день памяти митрополита Иоанна (Снычева)

01. 11.2021

4010

1

Сергей Астахов

«Записки архиерейского служки»

В издательстве «Царское Дело» вышли воспоминания Петра Синявского о его духовном отце — приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве)

13.08.2021

1947

Леонид Болотин

Юбилей единомышленника

К 60-летию историка Павла Геннадиевича Петина

05.04.2021

1518

1

Сергей Халин

«Никогда такого не было и вот опять!»

Кто мы? И куда идем? Продолжение

02.04.2021

2537

2

МИТРОПОЛИТ ИОАНН САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

Как только большевистский режим падет, мировая пропаганда бросит в хаос по всей России следующий лозунг: Народы бывшей России, разъединяйтесь. Тогда будет две возможности. Либо внутри России поднимется сильное национальное руководство, которое возьмет бразды правления в твердые руки, покончит с этим пагубным лозунгом и поведет Россию к единству, положив конец всем сепаратистским движениям по стране. А то такого руководства не появится и начнется невообразимый хаос движений, месть, грабежи, развал транспортных систем, безработица, голод, холод и анархия.

Иван Ильин, 1949 (1)

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995) был одним из самых выдающихся архиереев Русской Православной Церкви внутри России последнего полувека. Его голос, звучавший в конце ХХ века, можно сравнить с пророческим голосом другого Иоанна Петербургского, святителя Иоанна Кронштадтского, звучавшим в начале ХХ века. Ибо он тоже предупреждал о вестернизирующих силах, собирающихся захватить Россию, и призывал народ к покаянию.

Родившийся 27 октября 1927 года в Херсонесе в крестьянской семье, владыка Иоанн пришел к вере только в 1943 году. Постриженный совсем молодым в 1946 году, в 1948 году был рукоположен в сан священника. . Он также дважды посещал Святую Землю. Назначенный митрополитом Санкт-Петербургским в 1990 году, именно он своими многочисленными проповедями и томами сочинений на патриотические темы привел многих из посткоммунистического упадка и хаоса к свету Православия. Преставился 2 ноября 19 г.95.

Своим простым, добрым русским крестьянским лицом он ориентировал россиян на их исторические православные корни и бесстрашно защищал память Царственных мучеников. Он неустанно выступал против злых дел безбожной советской власти в России, в которой видел только антироссийский террор. Русского Православного Царя отняли от земли и реки мученической крови покраснели на Руси (2). В конце русской трагедии ХХ века, в условиях мафиозного господства XIX века.90-е годы и тщетность западного общества потребления, навязанного тогда России, он отослал свой народ обратно к Традиции. Дьявольским слабоумиям государства он противопоставил православную семью, ибо тоталитарные государства всегда брались за разрушение семейной жизни. Как о нем сказано: Он никого и ничего не боялся, кроме Бога .

Митрополит Иоанн призвал свой народ вернуться к чистоте Православия и национальному единству под знаменем Церкви. Он давал надежду среди упадка позднесоветской, а затем и постсоветской жизни с ее криминалом, алкоголизмом и всеобщей безнравственностью. Он видел насквозь и коммунизм, и сатанинские мифы западной демократии с ее новым миропорядком, глобализацией и экуменизмом. (Вот почему ортодоксальные модернисты, правившие тогда, например, в Лондоне, отказывались продавать его книги).

Митрополит Иоанн прекрасно понимал то, что члены Русской Православной Церкви Заграницей понимали десятилетиями: что западный секуляризм — это путь Антихриста, а советский коммунизм — всего лишь местная и преходящая форма того же западного секуляризма. Как бы это ни называлось, Коммунизм или Демократия (Демонократия), он понимал, что все это было лишь гонением на Святую Русь. Он понимал, что все прошедшее тысячелетие западной истории было посвящено разцерковлению Запада, и именно этот светский Запад был принесен в Россию. Однако, по его словам, обвинять других не стоит, виновниками катастрофы были сами русские. Они позволили сделать это со своей страной, они сделали это с собой.

Программа мужественного православного исповедника и глубокого патриота владыки была не меньше, чем Воскресение Святой Руси. В результате были те, кто пытался исказить его послание и превратить его в шовинистическую ксенофобию. Это не правильно. Это напоминает нам о том, как некоторые пытались извратить глубоко патриотическую православную веру и любовь к Святой Руси приснопамятного архиепископа Джорданвильского Аверкия (+ 1976) в своего рода правый националистический фанатизм. (Как жаль, что они никогда не встречались!). Ни в том, ни в другом случае не было ни национализма, ни фанатизма, а была просто любовь к Воплощенному Православию, стало быть, к Святой Руси, и готовность биться за эту веру насмерть. Например, митрополит Иоанн писал:

Помним ли мы, знаем ли мы, что такое быть русским? Достаточно ли иметь соответствующее указание в паспорте или требуется что-то еще? В этом смысле понятие «русский» — это не просто расовая характеристика. К нему относится всякий, кто сознает, что участие в служении русскому народу имеет богоустановленный аспект, всякий, кто отождествляет себя с русским народом по духу, цели и смыслу его существования, независимо от его национального происхождения (3).

Вот несколько свидетельств о владыке Иоанне.

Отец Иоанн – старец. У него великий дар проницательности. Почему я его уважаю? Потому что я хочу, чтобы он воплотил то, что мне не удалось воплотить самой.

Митрополит Мануил (Лемешевский) (4)

Сегодня выдалось солнечным. Ровно десять лет, как я в последний раз видел владыку. Это было 2 ноября 1995 года. Тогда была совсем другая погода. Утром выпал снег. Это был странный снег. Вместо того, чтобы растаять, как это обычно бывает в Петербурге, оно пролежало всю зиму. Для меня это было как бы прощание природы с владыкой, и это было промыслом Божиим. Это была грустная, холодная, суровая зима. Стучит, как ледяная скорбь в наших сердцах, когда ушел от нас великий пастырь, учитель града святого Петра и всей России.

Что я могу сказать о владыке? Он был святым, вот и все.

Многие люди встречались с владыкой всего один-два раза и помнят и дорожат каждой минутой проведенного с ним времени. Но я жил там, в резиденции, с ним, я был доверенным слугой, а он был мне как отец, он меня духовно воспитывал, наставлял и рукополагал. Владыка был моим духовным отцом. Сколько раз я просыпалась утром, а владыка уже стоял на утренней молитве, вечером на вечерней молитве, совершая свое монашеское правило. Или когда неожиданно заходишь к нему в келью и он молится, то как будто переносишься в какое-то древнее историческое пространство, какое мы, христиане, представляем себе, когда читаем жития святых и видим, как святые подвизался в аскезе и вере. Это было именно то, что я видел своими глазами и удивлялся. С одной стороны, владыка был болезненным старцем, с другой — стойким воином Христовым. И он всегда был в молитве. И он всегда казался сияющим.

Я помню, как он меня рукоположил. В то время я был дьяконом, а владыка попал в больницу с больным сердцем. Я пошел к нему и остался на ночь в палате, наблюдая за ним. Мы вместе помолились, а потом оба легли спать. Вдруг владыка поднял меня и сказал: Знаешь, давай тебя рукоположим и дадим тебе где-нибудь приход. Я удивился: что вы, владыка, меня только что поставили в диаконы. Но нам нужно это сделать. – Я получил указания свыше, – ответил он. Меня так поразили эти слова, что я смиренно согласился. И владыка постриг меня. И вот что действительно удивительно. Хотя я и жил в Печорском монастыре, но о монашестве мы с ним никогда раньше не говорили и в ближайшее время не планировали. Все изменилось в один миг, и нельзя было сказать «нет». Вскоре после этого состоялась моя рукоположение во иеромонаха. Я не сожалею о том, что произошло.

Это был не единственный случай, когда владыка заставлял меня что-то делать с такой силой. И это всегда было позитивно. В повседневной жизни владыка был очень смирен, но если дело касалось Церкви, веры или духовной жизни, то мог настоять. Он никого и ничего не боялся, кроме Бога. Я многому у него научился.

Отец Пахомий, келейник митрополита Иоанна (5)

Впервые я увидел владыку, когда мне было всего девятнадцать. В то время я работал в Духовной академии. Меня поразило, насколько уважительно владыка относился ко всем, независимо от их возраста и образования. Я сразу почувствовал, что у этого епископа большая любовь к людям.

Если хотите, чтобы я говорила о советах, которые дал митрополит Иоанн, ну у таких духовных людей каждое слово осолено духом и каждое слово попадает в сердце. Но я хочу рассказать вам о том, как Владыка благословил меня стать монахиней. На самом деле это был старец Николай Гурьянов, но когда владыка узнал, что мои родители не согласны с моим выбором, он поддержал меня духовно и дал несколько полезных советов. Это была притча. Вот.

Жил-был молодой человек, который решил уйти в монастырь. И вот он идет и встречает старика: Зачем тебе в монастырь, твои родители старые! Вернитесь, присмотрите за ними в старости, похороните их, а затем станьте монахом. Что и сделал молодой человек. Он заботился о своих родителях, пока они не умерли, а затем снова отправился в монастырь. По дороге он снова встретил того же старика. Куда ты идешь? Ты еще молод, тебе пора жениться. Брак честен, а брачное ложе целомудренно! Брак – это тоже духовный подвиг. Юноша послушался старика, женился, воспитал детей и снова отправился в монастырь. На этот раз он добрался до монастыря без лишних слов. В монастыре ему дали послушание рубить дрова. Он подошел к бревну, ударил его раз своим топором, и посыпались осколки золота. Он ударил его во второй раз, и полетели осколки серебра. Он ударил его в третий раз, и от него посыпались куски гниющего дерева. И тогда он понял; это были его попытки войти в монастырь. Монашество, вступившее в юность, есть золото. Монашество в зрелом возрасте — серебро. Монашество в старости не дает душе большой пользы. Вот такую ​​притчу рассказал владыка, когда отправлял меня в монастырь.

За три дня до кончины владыки я почему-то позвонил ему. Он был уже очень слаб. И последние слова, которые я услышал от него, были: Помолись за меня, я очень болен!

Владыка благословил многих монахинь, которых я знаю, на поступление в монастырь. Он мечтал увидеть возрождение нашего Новодевичьего монастыря, но по промыслу Божию не дожил до этого. Но мы всегда поминаем его в нашем монастыре и знаем, что он тоже молится за нас.

игуменья Софья Новедевичского монастыря (6)

Мягкий голос владыки Иоанна я впервые услышал на службе в одном из храмов Смоленска, у меня возникла грешная мысль: неужели нельзя было найти кого-нибудь погромче и посолиднее на такую ​​должность? Но когда я начал читать его книги, я начал понимать, почему Господь послал его к нам.

Счастье, которое мы имеем в стране, где есть такие молитвенники, как приснопамятный владыка, старец отец Иоанн Крестьянкин и отец Иоанн Миронов. Митрополит Иоанн воспитал достойных духовных чад, таких как отец Александр Захаров, чьи книги помогают мне обрести спасение, отец Игорь Филин, которому я благодарен за то, что он научил меня готовиться к исповеди.

Каким-то образом мне удалось добраться до могилы владыки. Я начал молиться за свою семью. Я думала, я не молюсь должным образом за свою семью, мужа, детей и внуков. Главное, если у них у всех будет вера, то они сами найдут решения жизненных проблем, начнут понимать Божью волю для нас и я буду меньше о них беспокоиться.

Раба Божья Людмила (7)

Мне было тринадцать лет, когда я впервые увидел владыку. В то время он был епископом Самарской и Ульяновской епархий и приехал на престольный праздник в наше село Оскино. Церковь была битком набита людьми, а он стоял посредине в своей митре, и я не мог оторвать взгляда от его лица. Солнце врывалось в окно, и казалось, что владыка стоит в розовом облаке света. Я не перекинулся с ним ни словом, но интуитивно понял, что это тот человек, которого я хотел назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта сбылась. Мы познакомились, когда я ездила в монастырь в Пюхтице, и игуменья Варвара отправила меня домой просить разрешения на въезд на постоянное жительство. Приехав в Самару, я пошел к владыке.

О чем я тогда с ним говорил? Я не помню. Помню только, что мне стало тепло на душе, когда я с ним разговаривала. Но беда была в том, что я так нервничала, что забыла главное попросить его принять меня в число своих духовных чад. Вернувшись в монастырь, я решила, что напишу ему, как и некоторые другие сестры.

Вскоре получил ответ, подписанный Тот, кто молится за вас. Я уже знал, что когда он писал другим, то расписывался по-другому, имея в виду, что он их духовник. Я снова написал ему и попросил быть одним из его духовных детей. Он ответил: я не против, но все будет зависеть от того, насколько ты послушен. Это был праздник в моем сердце!

Приближалось время моего пострижения в монахини, я побежала звонить владыке: Дорогой владыка, помолись за меня, через два часа меня постригают. Я напуган. Он ответил: Не волнуйся, все будет хорошо. Я еще боялась, что при смене имени мне дадут имя, которое мне не нравится, но я не говорила об этом владыке. И вдруг слышу слова: Монахиня Иоанна пострижена. Мне дали такое же имя, как владыка, что означает благодать Божия.

Ошибочно думать, что владыка всегда был спокоен. Он умел нас учить! Я могу вспомнить два случая. Я подошел к нему, у него был готов чай, а мне еще куда-то надо было спешить. Я встал в дверях и сказал: Дорогой владыка, я тороплюсь, у меня всего полчаса. Он ничего не сказал и продолжил прерванный мною разговор. Тема разговора меня давно интересовала, и я решил остаться. Но владыка напомнил мне: сейчас тебе надо идти. Полчаса истекли. Я стал настаивать: Но, владыка, я не хочу сейчас идти, вы так интересно рассказываете. Но он был тверд. Нет, ты должен идти. Я пошла по улице, коря себя за такую ​​глупость, ведь владыка помолился бы, остальные подождали бы меня, все бы обошлось.

В другой раз нас было трое. Одна сестра подошла к владыке и сказала: Дорогой владыка, мне нужно поговорить с тобой минут двадцать. Должен сказать, что мы все ждали, когда он освободится, чтобы поговорить с ним. Ладно, сказал Владя, пошли. Он дал ей ровно двадцать минут, как она и просила. В тот день мы не успели его увидеть. Но на следующий день, сразу после ужина, владыка пригласил нас к себе и сказал Елизавете: Но не вы, матушка, мы вчера обо всем говорили. Владыка угостил нас чаем, и наша беседа продолжалась до 11 часов. Потом я сказал Элизабет: «Вы должны извлечь из этого урок, потерпите». Смотрите, мы терпели, и такое утешение послал нам Господь.

И как он меня испытал, когда я первый раз к нему зашел, он не пригласил меня на трапезу, а только на вечернюю беседу. Я воспринял это как то, что заслужил, и никогда не думал обижаться на это. После вечерней беседы он вдруг спросил: Так какие искушения пришли к вам сегодня? Какие у меня могли быть искушения? Весь день у меня были крылья, как будто я ждал встречи. И это было то, что я ответил. Ну, подумай, подумай, настаивал он, помнишь? Все было хорошо, слава богу, ответила я растерянно. Затем он благословил меня и сказал: «Завтра я хочу, чтобы ты был со мной за трапезой». Только тогда я понял, что он проверял меня на гордыню, не обиделся ли я на то, что не получил приглашения сразу. С тех пор, когда бы я ни приходил к владыке, будь то по монастырским делам или за советом, он всегда просил меня поесть с ним за трапезным столом.

Другое дело — он всегда хотел создать в нас монашеский дух, следил за тем, чтобы мы не были слишком привязаны к родителям. Однажды я пошла к нему, надеясь на благословение провести еще хоть несколько дней с мамой. Мне осталось жить всего неделю или две, говорила она. Она звонила мне каждый день и плакала, она ждала целый год, чтобы увидеть меня. Тогда я говорил: Дорогой владыка, мне пора домой. И он сказал: «Ничего, ты сейчас же возвращайся в монастырь». Он купил мне билет, и я прошла прямо мимо мамы в монастырь. Кому-то это может показаться суровым. Нет, он правильно сделал, что порвал все родственные связи, научив нас монашескому духу. Так жил он сам.

Я благодарен Богу, что Он по Своей милости послал мне такого пастыря.

Монахиня Иоанна (Смолкина) (8)

Мое послушание — зажечь лампады на кладбище. Они горят днем ​​и ночью. Мы заливаем их маслом вечером, и их хватает до утра. Я живу недалеко, меня тянет туда. На могилу владыки Иоанна постоянно приходят люди. Приезжают из Самары, Владимира, Москвы, Уренгоя, Воркуты, Магадана. Его книги имеют огромное влияние, именно они приводят сюда людей. Некоторых даже раздражает отсутствие указателей на могилу владыки.

Недавно приехали какие-то киприоты. Я спросил монаха: откуда ты знаешь владыку? Он ответил ломаным русским языком: Столб. До небес. Это говорит обо всем. Сочинения митрополита Иоанна были переведены на разные языки. Накануне праздника владыки приехали какие-то румыны, там была настоятельница монастыря, она пела над могилой на румынском языке. Она сказала: У нас есть общество Иоанна Снычева. Владыка собрал столько людей. Иногда священники приходят в штатском, проходят мимо или после службы, но от панихиды не отказываются. Недавно был бывший офицер, он плакал и говорил: Владыка полностью изменил мою жизнь.

Была женщина из Павловска, у которой муж полгода лежал в Боткинской больнице. Ему не стало лучше, но он не умер. Она приходила сюда каждую неделю, чтобы взять немного земли из могилы, она молилась и плакала. Затем, в один прекрасный день, она появилась, полная радости. Они выпустили его, сказала она. Ее муж был жив и здоров. Здесь происходят исцеления.

У меня самого было несколько доказательств реальной помощи владыки, и я понимаю, что мы должны ставить свечи и лампады на его могиле. Несмотря на все наши невзгоды, в юбилеи Владыки это как праздник в наших сердцах. Он человек молитвы, наш ходатай перед Богом. Не сомневаюсь, что со временем, когда угодно будет Господу, он прославится со святыми.

Слуга Божья Анна (9)

Заметки:

1 Плач о Великой России, с. 173 Доброго Пастыря, Венок на могилу митрополита Иоанна , Царское Дело, СПб, 1996
2 Там же, Еще нынче горька речь моя , с.183
3 Там же, с.17
4 Из дневников митрополита Мануила (Лемешевского), Виноградник Божий
5 Православный Санкт-Петербург № 10 (165), октябрь 2005 г.
6 Православный Санкт-Петербург № 10 (165), октябрь 2005 г.
7 Православный Санкт-Петербург № 10 (114), октябрь 2001 г.
8 Православный Санкт-Петербург № 10 (153), октябрь 2004 г.
9 Православный Санкт-Петербург № 10 (114), октябрь 2001 г.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) | Свято-Владимирская православная духовная семинария

Image

Высокопреосвященнейший архиепископ Иоанн (Шаховской) был деканом семинарии с 1947 по 1950 годы. Следующий некролог появился в Православная церковь, июль-август 1989 г., стр. 1, 7. Период церковного служения составляет 60 лет

Архиепископ Иоанн (Шаховской), бывший епархиальный архиерей Западной епархии, скончался на пенсии 30 мая в Санта-Барбаре, Калифорния. Похороны бывшего архиепископа Сан-Франциско состоялись на городском Сербском кладбище 1 июня после отпевания в Свято-Троицком соборе.

Блаженнейший Митрополит Феодосий возглавил отпевание и погребение Архиепископа Иоанна; ему сослужили епископы Тихон Сан-Францисский и Василий (отставной епископ Сан-Францисский) и клирики Западной епархии. Среди сослуживцев был о. Павла Лазора, декана Свято-Владимирской семинарии, рукоположенного в сан иерея архиепископом Иоанном и представлявшего Свято-Владимирскую семинарию на похоронах ее бывшего декана.

Архиепископ Иоанн родился князем Димитрием Шаховским в Москве 23 августа 1902 года, а образование получил в Санкт-Петербурге. Русская революция охватила его семью своей трагедией. Дмитрий Шаховской служил в Белой армии во время Гражданской войны и был эвакуирован из Крыма во Францию ​​по окончании междоусобиц. Получил высшее образование в Лувенском университете в Бельгии, обучаясь на факультете истории и политической экономии. В 1923-1926 годах он издал три сборника своих стихов, а в 19№ 25-26 был редактором журнала «Благонамеренный». Это издание было журналом философии и литературы, и среди его сотрудников были некоторые из виднейших писателей, поэтов и философов русской эмиграции. .В 1926 году Димитрий Шаховской оставил все, чтобы следовать за Христом.Он отправился на Афон, где был пострижен в монашество с именем Иоанн (в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова). С Афона монах Иоанн вернулся в Париж. , в церковную юрисдикцию митрополита Евлогия.Учился недолгое время в Свято-Сергиевском богословском институте.Вскоре после рукоположения во диакона митрополитом Евлогием был рукоположен в священном сане в Югославии епископом Вениамином.Назначен митрополитом Антонием (Храповицкого) в Белую Церковь в Югославии иеромонах Иоанн начал свою прижизненную священническую, миссионерскую и просветительскую деятельность, основал издательство, которое распространяло религиозные трактаты через из Югославии. Эта деятельность привлекла в Церковь многих молодых русских беженцев, но вызвала и споры. Монах-миссионер вернулся во Францию ​​и был назначен митрополитом Евлогием в Берлин настоятелем Владимирской церкви. Его миссионерская и просветительская деятельность, посредством которой он вышел далеко за пределы своего прихода, продолжалась в Берлине. В 1937 г. возведен в сан архимандрита. Во время Второй мировой войны архимандрит Иоанн и его берлинский приход оказали помощь многим «рабочим с Востока» (людям, насильно привезенным из России и Украины для работы в Германии) и беженцам; они также оказывали любую возможную помощь миссионерам, отправлявшимся на оккупированные немцами территории Советского Союза для открытия церквей, закрытых из-за советских гонений на религию. После войны архимандрит Иоанн приехал в Соединенные Штаты. Около года он служил пастором церкви Святой Девы Марии в Лос-Анджелесе, Калифорния. Здесь он организовал православных для оказания помощи беженцам в Европе, как в виде посылок CARE с едой, одеждой и лекарствами, так и в виде спонсорской помощи беженцам, иммигрировавшим в США в качестве перемещенных лиц.

В 1947 году архимандрит Иоанн был избран епископом Бруклинским, штат Нью-Йорк, и назначен благочинным Свято-Владимирской семинарии. В это время он начал свое сорокалетнее служение в качестве религиозного вещателя в России. Он также продолжал писать многочисленные книги, статьи и стихи.

Избранный на кафедру Сан-Франциско в 1950 году, епископ Иоанн принял пастырские обязанности в обширной епархии, продолжая при этом свой огромный труд в качестве телеведущего и писателя.

С 1954 по 19 гг.68 г. он представлял Американскую митрополию в Центральном комитете Всемирного совета церквей. Именно в разгар этой экуменической работы архиепископ Иоанн (вознесен в 1961 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts