Молитва на отход души: Молитва на исход души — Молитвослов
Содержание
Канон бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (и умереть не может) – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 69
Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое: аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.
Псалом 142
Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
КАНОН.Глас 6-й
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Приидите, соберитися вси, иже благочестно в житии пожившии, и восплачите о души отчужденней славы Божия, и работавшей студным демоном всяким тщанием.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне убо время все моего живота, яко дым претече, и предсташа прочее ангели посланнии от Бога, окаянную мою душу ищущи немилостивно.
Слава: Се, предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души.
И ныне: Прочее к кому возопию; кто мой плач от болезни приимет, и сердца воздыхание, токмо Ты Пренепорочная, Чистая, Надежда христиан и всех грешных.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Добрии мои друзи и знаемии, почто не плачете, почто не рыдаете, иже иногда любимаго друга и брата, ныне же странна Бога и всех вас.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Возлюбленная моя братия, зряще моя деяния обличаема мерилом праведным, Христа всех Бога молите, милостива быти мне.
Слава: Помянувше моея возлюбленнии, еже к вам дружбы, Христа молите призрети на мя злополучна, живота лишившегося, и мучима.
И ныне: Приклони ухо Твое ко мне, Бога моего Мати, от высоты славы многия Твоея, Благая, услыши стенание последнее, и руку подаждь ми.
Песнь 4
Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Увы мне блудному, увы мне окаянному: яко руце простираю к моим другом, и слезы от очию проливаю, но никтоже милуяй мя.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Подвиг наста мне души всегубителен, и очима взираяй к Божиим светлым Ангелом, вопию: мало оставите мя пожити, но никтоже послушаяй мене.
Слава: О мне плачите, о мне рыдайте ангельстие собори, и человецы вси христолюбцы: немилостивно бо душа моя от тела разлучается.
И ныне: Владычице, Владычице, ныне помилуй душу недоумевающую, и к Твоему покрову единому зрящую, и не презри, Благая, демоном отдану быти ми.
Песнь 5
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, Истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Свет умный возсияй на мя, да вижу Тя Христе, поне вмале: ктому бо не узрю Тебе; облак бо демонов внезапу нападе на мя, и тьма студных моих дел покрывает мя.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Спаситеся вси возлюбленнии, благоутробнии о мне явльшеся злочастнем и всеокаяннем: вси бо аще единем гласом провещали бысте к моему Владыце, тьмы избавили мя бысте.
Слава: Спасайся, великий княже Божий Михайле, Ангелов начальниче: ктому бо твое святое имя не призову, еже помощи мне: молчита бо мои устне, и язык связася.
И ныне: Спасайся и Ты, Нескверная Чистая Мати Христа моего и Бога: ктому бо образа Твоего, от моих согрешений не узрю окаянный, угасе бо свет мой и нощь покры мя.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Приклоните ухо ваше братия моя ко мне, и кротко услышите умиленных глагол малое вещание, и не прослушайте, и мзду от Господа вси восприимете.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Се, ныне разлучается с болезнию душа от окаяннаго моего телесе: не убо тело мое погребете в земли, несть бо достойно: но извлекше вон, псом поверзите.
Слава: Кая бо мне польза, души моей в страшныя муки ввержене быти, телу же пету быти от вас; оставите непогребено, яко да снедят пси сердце мое.
И ныне: Негли мимоходящии, странии, видяще кости от псов влекомы, умилившеся воззовут от души: помози, Владычице, души окаяннаго сего тела.
Песнь 7
Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел, преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Се, привлекше отторгоша от телесе люте внезапу окаянную душу, и отводят к Судии грозному и страшному: помянувше убо возлюбленнии, еже к вам моея беседы, память творите мне.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Помилуйте мя Ангели всесвятии Бога Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых: не имам бо дела блага, возмерити мерилу злых моих деяний.
Слава: Егда взыдете всесвятии мои Ангели предстати судищу Христову, колена преклоньше плачевно возопийте Ему: помилуй всех Творче, дело руку Твоею, Блаже, и не отрини от Тебе.
И ныне: Поклоньшеся Владычице и Пречистей Матери Бога моего, помолитеся, яко да преклонится с вами, и преклонит Его на милость: милости сущи и Питательница, услышана будет.
Песнь 8
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне совоздохните вси земнии концы о мне окаяннем, и сплачите: прииде бо лютое свыше изречение, рукама моима связатися, и ногама изринутися.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Недоумев от всех, к тебе хранителю окаяннаго живота моего, стеня зову горько: виждь моих уз вечных озлобление, и не оскудей о мне моляся.
Слава: Понеже бых демоном издан, и во адово дно нуждею низводят, вем, яко ныне вси мене забыша, ты же помяни мене, о Ангеле Господень.
И ныне: Христа моего Мати, како забыла еси мене, како не преклонила еси на милосердие Источившаго кровь от ребра, да спасет, яже созда; увы мне, како заключися милосердие Христа моего.
Песнь 9
Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати. Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно. Егоже величающе, с Небесными вои, Тя ублажаем.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Бога не ктому аз помяну, не ктому бо во аде поминати Господа: но во тьме люте покрываемь сежу, ожидая Воскресения всех человек, да судився во огнь ввергуся.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Бог не ктому мене помянет, ниже множество ангелов, архангелов собор, пророков, апостолов собрание, множества же мучеников, всех же праведных: един у бо почерплю злая, яже собрах.
Слава: Плачите о мне ныне и рыдайте, адово дно и бездна, и червь и тартар, муки убо вся о мне возстоните: един бо от христиан ведохся, вам предан бых, еже мучитися горько.
И ныне: Божия Мати, виждь в бездну, виждь душу мукам преданную мучитися, и колена преклоньши прослези, да преклонится Твоими мольбами, Иже кровь Свою давый за мене, воззвати мя.
Таже:
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Молитва и любовь к Богу и ближним. Фрагменты книги «Игуменья Варвара»
Готовится к публикации книга Екатерины Каликинской «Игуменья Варвара», посвящённая памяти игумении Варвары (Чекотковой), настоятельницы Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского с 2006 по 2017 годы. Книга выйдет в свет в 2022 году.
Мудрая, благочестивая, заботливая, деятельная — такой запомнили игумению Варвару сестры и прихожане обители. В каждом своём поступке матушка воплощала возвышенные евангельские истины, а молитва и любовь к Богу и ближним были неизменными спутниками её жизни.
8 ноября исполнилось 4 года со дня кончины игумении Варвары. Мы публикуем фрагменты книги Екатерины Каликинской «Игуменья Варвара».
Давно известно, что высокодуховным людям Господь по великой Своей милости нередко даёт знание сроков их земного пути, чтобы они успели подготовиться к кончине: и завершить самые необходимые дела земные, и подготовить душу к пути в мир иной. По рассказам духовных чад игумении Варвары, было дано такое знание и ей. Хотя многим её кончина показалась неожиданной и скоропостижной.
Игумения Мария (Воробьёва), настоятельница Свято-Успенского монастыря в Перми:
— Последний раз мы встретились с матушкой в Лавре. Как-то так получилось при прощании с батюшкой, что стояли мы у гроба рядом, близко к изголовью старца. Так и простояли и Литургию, и отпев. Мы ничего и не сказали друг другу, но её близкое присутствие каким-то образом смягчало печаль разлуки, тепло было рядом с ней. Представить было невозможно, что это наша последняя встреча!
Монахиня Олимпиада (Головизнина), насельница Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском:
— Восьмого ноября утром иду на полунощницу и вижу, что у неё ещё горит свет. Обычно наверху окно у неё гаснет, потом внизу зажигается, и она выходит. А тут свет горит и горит… Стало мне тревожно на сердце. Идёт охранник с фонарём, в районе святых ворот вижу фонарь. Он идёт наверх, а я захожу в храм, спрашиваю — начинать? Мать Даниила говорит: «Я что-то до матушки не могу дозвониться… Начинай». И вот уже читаю 17-ю кафизму… И слышу, как сестры выбегают из храма. Закончила читать — никого в храме нет…
Вдруг слышу: колокол. Когда кто-то в монастыре умирает, колокол заворачивают в мантию и делают 40 ударов. Думаю: наверное, кто-то из наших стареньких?
Нет. Это матушка упала напротив крыльца Феодоровского собора… Там два дерева, она шла из кельи на службу, она обычно быстро ходила. Почувствовала себя плохо и взялась за дерево, но не удержалась, осела на землю.
Владыка Феодор (митрополит Волгоградский и Камышинский, в 2018 году — епископ Переславский и Угличский) недавно сказал: «Что монаху на земле делать? Он с земли идёт домой, на небо». Получилось так, что матушка пошла в храм, а попала на небо…
Игумения Евстолия (Афонина), настоятельница Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском:
— По дороге к храму, на паперти церкви, взял Господь преданную Ему душу игумении Варвары. Ушла любвеобильная мать, рачительная хозяйка, ревностная монахиня, засвидетельствовав своей кончиной верность церкви Христовой, монашескому послушанию.
Смерть о многом заставляет задуматься. «Вижу во гробе лежащую красоту нашу безобразну и бесславну», — поёт Церковь на отпевании. Отход в вечность предстоит всем и каждому, но для нас, живущих, всегда зрение гроба с почившим — какая-то несуразность, насилие и противоестественность. Нет у Бога смерти, но временная жизнь переходит в вечную, переход этот обозначается словом «смерть». Какова будет наша кончина? Каков исход из этой земной жизни? Такой разной для всех? Кто закроет твои глаза? Кто соберётся у гроба для последнего целования?
У матушки Варвары похороны превратились в торжество. Торжество веры православной, где нет по-настоящему смерти и прощания, но только временная разлука и ожидание Царства Небесного со Христом Иисусом в обителях Его.
Игумения Сергия (Рузавина), настоятельница Спасо-Преображенского монастыря в Чебоксарах:
— Её уход был неожиданным ударом, шоком. Недавно только говорили с ней по телефону. И вот её нет… Вроде говорила, что страдает от онкологии, а умерла от сердца. Не знает человек своего пути!
Кончина её была благочестивой, можно только мечтать о такой смерти: пойти на полунощницу и по дороге отдать Богу душу. Сказано: «В чём застану, в том и сужу». А ее Господь застал по дороге на молитву, самое лучшее устроение души. И если не все, то многие важные дела свои она закончила: такое благолепие в монастыре оставила, сестёр воспитала, и маму свою похоронила, на её руках ушла…
Игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском:
— В самый первый день, когда матушкин гроб ещё стоял в храме, я сижу в «закуточке» и вдруг слышу матушкин голос: «А молóчка-то на трапезу будет?» Её характерные интонации. А я, действительно, забыла молочные продукты в трапезную принести, тут же спохватилась.
В первые месяцы и даже годы после преставления матушки Варвары мы очень остро ощущали её присутствие, участие и помощь в важных для монастыря делах. Вспоминается одно из совещаний 2018 года по проблемному вопросу: при проектировании утраченного главного иконостаса Феодоровского собора выяснилось, что четверик и алтарь собора выстроены абсолютно ассиметрично, и возникла проблема с определением единой оси симметрии. Мнения основных участников обсуждения — епископа Феодора и архитекторов-реставраторов Костромского ОГБУ «Наследие», — разошлись, поскольку реставраторы уделяли больше внимания архитектурно-реставрационному аспекту, а владыка Феодор рассматривал собор, в первую очередь, как пространство для совершения Литургии, и это требовало иного взгляда на организацию пространства алтаря. Сначала общение шло крайне напряжённо, каждая из сторон стояла на своём. Тогда решили пойти в собор, проверить, правильно ли сместили иконостас и хватит ли места для священников справа от престола. В процессе замеров проектировщики чертят на полу линию оси симметрии по последней редакции (по которой и был смещён иконостас), и вдруг оказывается, что эта линия совпадает с неким странным металлическим «колышком», вбитым в пол. Увидев это, Александр Викторович Юдин (руководитель УФССП по Астраханской области, главный судебный пристав Астраханской области, в 2018 году — руководитель УФССП по Ярославской области) восклицает: «Этот колышек вбила матушка Варвара, я помню! И сказала, что здесь — центр престола».
И вот после этих слов вдруг всё как-то умиряется и возникает всеобщее согласие… И чуть позже оказывается, что этот колышек и обозначал ту самую, искомую, ось симметрии…
Монахиня Олимпиада:
— Ещё до 40 дней после её ухода было такое сильное ощущение её присутствия… Мне снилось, что она идёт, как обычно — быстро, пальто распахнуто. Было ощущение, что человек уехал и вернулся. Я к ней бросаюсь под благословение, а она начинает задавать вопросы о своих похоронах. Так по-деловому, как и что сделали, сколько кому дали… И сбоку начинают сестры выходить. Тут я проснулась.
Первый период она нас не оставляла, ведь мы учились жить без неё, всё нам было незнакомо… Она ведь была и келарь, и кассир, и уставщик. При этом, она была из того поколения, которое «ножками служило» — утром и вечером в храме всегда сама стояла.
Послушница Наталия (Ямолдинова), насельница Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском:
— В первый раз увидела матушку во сне, когда мы закончили 40-дневное чтение Псалтыри по ней. Тогда я у матушки Даниилы спрашиваю: «А дальше-то читать?» Вроде дни закончились. Вроде дополнительная это нагрузка, ко всем послушаниям. А она мягко так говорит: «По силам, если можешь… Кто-то до года читает…» Я тут же решила: конечно, за матушку Варвару я буду читать весь год, ещё бы! Но в тот же день устала, закрутилась… И решила, что вот сегодня пропущу, а уж с завтрашнего дня, конечно, продолжу.
И вот снится мне в ту ночь, когда я пропустила Псалтирь, что после второй трапезы мы заносим тарелочки на кухню — и среди сестёр я вижу матушку. Думаю: «Матушка ведь умерла, разве ей нужна теперь еда (в моё послушание при жизни матушки входило приносить ей в корпус еду со второй трапезы)? А, вроде как, и здесь она. Не пойму: нести или не нести в корпус еду-то? Ну да, мы ж похоронили её, значит, еда ей уже не нужна». Решила так. И вдруг матушка рядом со мной оказывается: лицо светлое, глаза искрятся. И она с кротким укором, с любовью спрашивает: «А ты меня кормить-то больше уже не будешь, да?»
Я тут же пробудилась, как ошпаренная кубарем скатилась с кровати — и за Псалтырь! Я поняла: не про телесную пищу этот сон, а про молитву! И не столько матушка нуждается в моей немощной молитве, сколько мне дается повод помолиться побольше, а я его упускаю. Это мне нужно, моей душе! А она, как настоящая духовная мать, продолжала нас опекать и после смерти.
Игумения Мария:
— Кажется, ни к чему земному она не прилеплялась. Это было в духе нашего батюшки, её духовного отца. Он всегда нам напоминал, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 8).
Однажды подарили мне картину, где маслом на холсте было изображено село Верзилово в Подмосковье. Март, тающий снег, одноэтажные деревянные дома, и вдалеке за железнодорожным полотном — силуэт белокаменной церкви. При этом рассказали, что храм этот подлежал сносу. Инженеру-проектировщику дали задание «бросить» железнодорожную ветку именно по территории храма. Так часто делалось в те годы. В нашем городе под тем же предлогом снесли прекрасный Воскресенский собор, построенный в память об отмене крепостного права, будто бы он мешал проезду машин.
Тот инженер провёл железнодорожные пути в полукилометре от храма. Его расстреляли, но церковь таким образом была сохранена. Мне представлялось, как расплатился этот человек за своё мужество: ужас допросов, преждевременная смерть. Одна сестра, тоже духовная дочь отца Наума, мне возразила: «Что вы, матушка, как хорошо-то! И храм стоит, и душа в Раю, а могло быть всё по-другому — и храма не было бы, и душа такого человека терзалась бы во аде, а впереди — Вечность. Так же оценивала соотношение временного и вечного игумения Варвара.
Для себя она не жила. «Жить — Богу служить» — это о ней. Так и прожила она с любовью к Богу и людям. Во всём чувствовалось её доброе отношение к людям. Конечно, была она созревшей пшеницей в Божией житнице.
На её отпевании было тепло, несмотря на то что чувствовалось, как горько переживали сестры разлуку со своей духовной матерью. Бога благодарю, что настоятельницей монастыря стала матушка игумения Даниила, близкий ей по духу человек.
Монахиня Варвара (Лазарева), насельница Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском:
— Первое время после её ухода часто мне снилось, что матушка воскресла. Не то, что она не умирала вовсе, а именно, что воскресла после смерти… Да и сейчас снится… И, помню, во сне была обида, что она нас оставила…
А вот одной нашей клирошанке, которая в то время жила в монастыре, матушка приснилась в полном облачении, с сияющим крестом и говорит ей безапелляционным тоном: «Знаешь, Ира, у них там есть такие дневнички. Пусть они их смотрят и всё исполняют, что там написано!»
Ирина ничего про «дневнички» не знала, но испугалась и согласилась. Наутро мне позвонила, спрашивает: «Какие у вас там дневнички? Что матушка имела в виду?» Я стала думать и вспомнила, что в самом начале моего пути в монастырь мне батюшка многое говорил, давал духовные советы, я его и матушкины благословения о посте, о молитве, о правилах монашеской жизни записывала в дневник. Я этот «дневничок» уже давно засунула куда-то и забыла про него, а в последнее время и благословения перестала исполнять… Но после звонка Ирины нашла. Так матушка меня не оставила, вспомнила и направила даже после смерти.
Другой сестре, тогда труднице, которая думала уйти из монастыря, она приснилась и сказала: «Ты там не вздумай уходить, смотри!» Сестра делилась с нами, что этот наказ уже усопшей матушки Варвары стал «переломным моментом» для неё. Сейчас эта сестра уже послушница.
Мы, конечно, верим, что матушка сподобилась Царствия Небесного. Отцу Александру Алексееву приснилось, будто он поднимается на подъёмнике в монастырь, среди облаков. И там у ворот спрашивает игумению Варвару. И матушка выходит к нему вся сияющая, она там тоже игумения. Он спрашивает её: лучше ли ей там? Она говорит: «Несравненно лучше!» Но и в нашей жизни мы всё время ощущаем её присутствие и её любовь…
В помощь епископальным и православным церковникам Х. Генри Шпоера (1930 г.)
сельской Англии, на памяти живых и, возможно, еще не
полностью вымерли, было истолковано людьми как напоминание о
помолитесь за душу ближнего, который уходил из жизни. Это было
вероятно, последний остаток цикла молитв, который средневековый
благочестие, поддерживаемое больными и умирающими, заканчивалось торжественным
прощание во имя Пресвятой Троицы, как и бывает
в «Порядке молитв при исходе души»
православной церкви. После смерти пришла служба почета,
пока тело готовили к погребению, затем панихида,
и окропление тела святой водой, и, наконец,
настоящая похоронная служба. Панихиды прошли во время
следующего месяца, особенно третьего, седьмого и тридцатого
день, когда порции еды и денег были распределены среди
бедный.
Часто предусматривалось постоянное продолжение
этих пособий по безработице, и во многих приходах сельской Англии они
до сих пор распространяется в определенные даты, часто на могиле Основателя.
К 1549 г.англиканские обычаи изменились в деталях, но
Сервиз сохранил прежнее достоинство очертаний. В 1552 году Мемориал
Служба или «канцелярия по умершим», а также Евхаристия,
был сдан.
В 1928 году Американский приход церкви был восстановлен, в некоторых
степень, которая была удалена из Службы Посещения
Больных в прежние дни. Литания за умирающих теперь следует
Молитвой Господней, со сбором, отпущением грехов, похвалой,
и «Похвальная молитва, когда душа ушла»,
а также «Помазание или возложение рук», если
«больной человек со смиренной верой пожелает» этого, таким образом
восстановление офиса в более близком соответствии с древним
формы.
Воспоминание о том, что все это когда-то было знакомо
подробности англиканской службы вызовут у нас большее сочувствие
и понимание их, а также других сходств, которые
можно указать, когда мы рассматриваем службы православных
Церковь.
Умирающего посещают в его последние часы и, как в нашем
собственной церкви, побуждаемый к исповеданию греха против ближнего,
и к возмещению ущерба. Офис, состоящий в основном
говорится о гимнах, который имеет название «Порядок молитв
при Исходе Души».
Первая часть отпевания проводится в доме,
и рубрика предписывает, что «по смерти одного из
за православным священником тотчас послать», что напоминает
нам рубрики в нашем Молитвеннике, согласно которой «Офис
уместно использовать только для верных, усопших во Христе».
Священник, одетый в епитрахиль , украл, начинает
каждением тела и присутствующих, и ставится святая икона
в руках труп. После вознесения похвалы
следующие тропари поются:
«О Спаситель, упокой душу раба Твоего с душами
праведников, завершивших свой путь, сохранив его
в той блаженной жизни, которая с Тобой, о Человеколюбец».
«В Твоем упокоении, Господи, где все Твои слуги
упокойся, упокои и душу раба Твоего, ибо Ты
только искусство бессмертно. »
После ектении, произносимой диаконом, следует особая молитва.
красота, про себя сказал священник, и что повторяется много раз
раз в ходе Учреждений для погребения усопших:
«О Бог духов и всякой плоти, попиравший
низложил смерть, и победил лукавого, и даровал
жизнь на свете, упокой, Господи, душу раба Твоего Н.
кто уснул в месте светлом, в зелени,
в месте прохладном, откуда исходят боль, горе и вздохи.
уехал; отпусти, Благий и Человеколюбивый Боже, всякое беззаконие
содеянное им словом, делом или мыслью, ибо нет человека
живущий не грешит; ибо Ты один безгрешен. Твоя праведность
праведность во веки веков, и слово Твое есть истина» 9.0003
Священник вслух заканчивает:
«Ибо Ты есть Воскресение, Жизнь и Упокой
усопшего раба Твоего N., Христе Боже наш, и
Тебе славу возсылаем с Отцом от века,
и всесвятого и благого и животворящего Твоего Духа, ныне и
навсегда. Аминь.»
После Gloria Patri следует Увольнение. [Это может
отметить, что в православном отпевании особое внимание
лежит повсюду на блаженстве, ожидающем усопшего.
Погребальная служба неоправданно удлиняется из-за того, что некоторые
порции повторяются несколько раз.
После Отпуска все идут в церковь, перед
священник, за которым следовали светоносцы, и диакон с
кадило.
Тело помещается в нартекс или в церковь
сам. Скорбящие несут зажженные свечи, а диакон
кадило. Служба, по большей части, поется. После псалма
91, Псалом 119, сокращенно до первой и последней строки каждого
раздел, поется в трех частях. Они перемежаются
с молитвами и восклицаниями, такими как «Аллилуиа…
помилуй раба Твоего. . . Ибо Ты есть Воскресение и
житие и упокой усопшего раба Твоего N».
за молитвами с ответами следует псалом 41 и различные
гимны, в том числе гимн известного автора гимнов и богослова,
Святой Иоанн Дамаскин. Читаются заповеди блаженства, те, что от пятого,
включительно, будучи «фарсированным», т. е. перемежающимся с
дополнения, соответствующие случаю, следующим образом:
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
О Христос, который за свое покаяние сделал вора гражданином
о рае, когда на кресте он воззвал к Тебе: Помяни меня;
даже меня, недостойного, считай достойным».
Постепенный, который следует, выявляет обнадеживающий аспект
то, что лежит перед усопшим. «Благословен путь
в котором ты ходишь сегодня, о душа; к месту отдыха подготовлено
для тебя!» Послание и Евангелие, которые следуют, взяты из
1 Фессалоникийцам 4:13-17 и св. Иоанна 5:24-30. Короткая ектения
после слов дьякона следует трогательная церемония, известная как
«Последний поцелуй.» Молитва «Боже духов»
снова говорится, после чего одиннадцать строф исключительной красоты
поются:
«Придите, братия, последний поцелуй умерших,
вознося благодарение Богу. Ибо он оставил род свой и теснит
вперед к могиле и не заботится больше о суете,
и многострадальная плоть. . . . Будем умолять Господа
дай ему отдохнуть.
«… Подойди же, поцелуй того, кто недавно был с
нас, ибо он предан могиле. . . . Давайте умоляем
Господь» и т. д. [Ср. Дж. М. Нил, Д. Д., Гимны Восточной
Церковь: Стихиры последнего целования в отпевании.]
За этой панихидой следует пение, вложенное в уста
ушедшего, в котором он говорит о внезапности грядущего
последнего часа и просит прощального поцелуя и постоянного
молитв его друзей:
«Прошу и умоляю всех непрестанно молиться Христу
Боже за меня, чтобы за мои грехи меня не свели на место
мучений, но чтобы Он определил мой жребий, где свет
жизни.»
После вознесения хвалы присутствует священник высшего ранга
трижды произносит заверение:
«Память о тебе будет вечной, о наш брат, который
достойный быть блаженным и всегда помнить.»
И хор вторит «Вечной памяти».
Далее следует молитва отпущения грехов, читаемая «громким голосом».
присутствующим епископом или первосвященником.
Теперь тело несут в могилу, сопровождаемые провожающими,
и предшествует священник, поющий.
Рубрика в Русской службе такая:
«И бренные останки погребены с благодарением
и с радостью, и с песней «Откройся, земля, и прими то
который был сделан из тебя ».
Можно отметить, что тело всегда полностью одето и
несут в открытом гробу. В прежние времена многие тысячи
Российские паломники посетили Иордан на Крещение, по случаю
Освящения вод, ежегодного православного праздника.
Церковь в память Крещения Христова. Отличные цифры
мужчин и женщин вошли в освященную воду, завернувшись в
свои саваны и часто захватывая с собой другие саваны, которые
они несли домой к своим друзьям. Эти саваны были сделаны из
хлопок, напечатанный в монастыре Гроба Господня, с рисунками
Распятия и святых мест. Они были точно
часть камня прямо у входа в церковь
Гроба Господня, который, как говорят, покрывает то место, где
тело нашего Господа было приготовлено для могилы.
Есть еще три отделения для ребенка до семи лет
возраста, для человека, умирающего на Пасху, и для священника.
О христианской жизни: Конец жизни
Из ежемесячного вестника Св. Николая…
Февраль 2012 г.
Прошение: Христианское окончание нашей жизни, безболезненное, непорочное, мирное и мирное защиты перед страшным судилищем Христовым, спросим мы.
Ответ : Даруй это, Господи.
Вышеупомянутое прошение мы возносим на каждом большом Богослужении в Православной Церкви (Божественная Литургия, Вечерня и Утреня), но насколько продуманно мы вложили это маленькое прошение? Давайте рассмотрим нашу жизнь. Мы рождаемся, взрослеем и умираем. При каждом большом переходе мы просим благословения Церкви: при рождении – Крещение; когда мы устраиваемся, чтобы создать семью – Супружество; а когда мы умрем – Похороны христианского погребения. Из этих отрывков последний, пожалуй, самый важный, и, учитывая тему смерти в этом выпуске Бюллетеня, именно его мы и хотим здесь обсудить. Даже языческие философы знали это и говорили, что никого нельзя называть блаженным до его смерти. Почему? Потому что смерть подытоживает жизнь и завершает ее.
При любой серьезной болезни мы должны позаботиться о том, чтобы вызвать священника, чтобы он выслушал нашу исповедь и причастил нас. Мы также должны просить Соборования: Есть ли больной среди вас? пусть призовет пресвитеров церкви; и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему 90 086 (Иакова 5:14–15). Таким образом, выздоравливаем мы или нет от телесной болезни, мы позаботились о нуждах своей души и получили силы для этого последнего пути.
Когда придет наше время умирать, Жрец может прочитать Молитвенный чин Перед Исходом Души из Тела. После нашей смерти желательно также, чтобы над нами читали Молитвенный чин «По отшествии души» (Первую панихиду), и так мы будем сопровождены молитвами Церкви в эту страшную и страшную минуту.
Затем тело готовят к погребению: его омывают и одевают. Если возможно, мы должны избегать бальзамирования, потому что кровь содержит Кровь Христа в Святом Причастии, и ее нельзя выливать в нечистое место. Если усопший был крещен во взрослом возрасте, желательно, чтобы он был облачен в свою крестильную одежду в знак верности обетам Крещения, в противном случае подойдет любой хороший комплект одежды. Диакона или священника хоронят в облачении. Затем тело кладут в храме, и над ним непрерывно, днем и ночью, верующими по очереди читается Псалтирь, пока не начнется служба. Если усопший священник, над ним читается Евангелие.
Накануне вечером назначено отслужить всенощное бдение (вечерню и утреню), а в день погребения — Божественную литургию усопших. Таким образом, Бескровная Жертва Евхаристии (Причащения) может быть принесена за усопших.
Затем следует отпевание (Отпевание), в котором мы возносим молитвы за усопшего и просим прощения его грехов и милости Божией, когда он будет судим. Затем его везут на погребение перед Крестом и кадилом под пение Святой Боже (Трисвятое). На кладбище служится короткая лития и гроб опускают в могилу с заключительной молитвой: Земля Господня и что наполняет ее, объем мира и живущих на нем. И верующие по очереди рассыпают землю на могиле.
После Погребения молимся об усопших, особенно за Божественной Литургией, по возможности ежедневно, в течение сорока дней, считая день кончины первым. Мы служим панихиду особенно в третий день, девятый день и сороковой день, а затем ежегодно. Когда мы молимся, Память Вечная , мы не имеем в виду, что доверяем их человеческой памяти, которая коротка. Нет, мы вверяем их вечной памяти Божией.
Это идеальное положение дел. Обычно смерть приходит к людям неожиданно, и поэтому молитвы об уходе не возносятся. И редко семья усопшего думает просить о Божественной литургии, поэтому обычный ход событий таков, что служится только отпевание, а иногда и панихида.
Так как у некоторых из нас есть дети, которые отошли от Веры Христовой и от Православной Церкви, и они могут не знать, что ожидает христианское окончание жизни и надлежащее погребение, важно иметь волю в в котором мы подробно разъясняем, что мы хотим сделать, когда умрем.