Молитва покрой нас своим омофором: Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Разное

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Икос 1

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая:
Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение;
Радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище.
Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище;
Радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление.
Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение;
Радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими.
Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими;
Радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 2

Видевше Тя святый Андрей со Епифанием в церкви на воздусе за христианы Богу молящуюся, познаша, яко Матерь еси вознесшагося на Небо Христа Бога нашего, и, припадше на землю, радостно покланяхуся всеблагому покрову Твоему, зовуще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменен еси, Богородице Дево, в защищении людей православных, сего ради врази наши не познают, коль сильна есть молитва Божия Матере. Мы же, о Твоем всемощнем заступлении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем:
Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных.
Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая;
Радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая.
Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей;
Радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков.
Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут;
Радуйся, Еяже ради врата Рая всем нам отверзаются.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему всечестному покрову: единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Тем убо всяк возраст верных славословит Тя и Сына Твоего, зовущ: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земли простираеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по коегождо потребе подаеши, благодарне вопиющим:
Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо;
Радуйся, святых храмов и олтарей первейшее украшение.
Радуйся, благочестия вернейшее ограждение;
Радуйся, благосердых градоправителей неусыпающая Споспешнице.
Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских;
Радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным.
Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей;
Радуйся, благословение домов и семейств благочестивых.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице: стоиши бо пред лицем олтаря Господня воздвигши руце Твои, и молишися, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы, и послушает прошения призывающих имя Твое святое, к Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Услыша Господь Бог Иисуса Навина, молящася и повелевающа солнцу стати, дондеже отмстит врагом. Слышит и Твоя ныне моления Господь Иисус, избранная Палато Духа Святаго. Темже и мы, грешнии, на Твой надеющеся покров, Тебе, яко Божией Матери, глаголати дерзаем:
Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая;
Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая.
Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая;
Радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение.
Радуйся, верных пастырей Церкве бодрость и вразумление;
Радуйся, богобоязненных иноков и инокинь Наставнице.
Радуйся, невозмущаемое успокоение благоговейных старцев;
Радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 5

Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием:
Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие;
Радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут.
Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая;
Радуйся, Огнь Божественный — Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая.
Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание;
Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование.
Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице;
Радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотроковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая:
Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая;
Радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая.
Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице;
Радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице.
Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая;
Радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая.
Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая;
Радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей. О таковем убо знамении милосердаго Ея заступления услышавше, ужасом и радостию одержими, вси глаголаху:
Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая;
Радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая.
Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая;
Радуйся, столпе облачный от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающий.
Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий;
Радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление.
Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление;
Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Дивно Тя от Небес во Влахернстей церкви явльшуюся Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей и преподобных и жен святых сословие восхвалиша. Предтеча с Богословом поклонишася, людие же, сущии в церкви, с веселием вопияху: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуся, рече: “Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу:
Радуйся, Ковчеже Завета, в немже хранится освящение всего рода человеческаго;
Радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя.
Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца;
Радуйся, оставленных врачами на свои всемощныя руце приемлющая.
Радуйся, разслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвизающая;
Радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая.
Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая;
Радуйся, жестокость нераскаяннаго сердца нашего умиляющая.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальная приносит Тебе, истенней Божией Матери и Заступнице всех притекающих к Тебе, ведуще, яко несокрушимым покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют, како восхвалити по достоянию великий всечестнаго Покрова Твоего праздник: вся бо о Тебе от них глаголемая не суть довольна к единому исчислению щедрот Твоих. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, с веселием взываем:
Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая;
Радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая.
Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая;
Радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая.
Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая;
Радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая.
Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая;
Радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным нам в помощь, покров и защиту, да будущи печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящася к Тебе и призывающа имя Мое на помощь, да не отъидет от лика Моего тощ и неуслышан”. Сию всеблагую молитву слышавше, собори святых благодарно возопиша:
Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая;
Радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим.
Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение;
Радуйся, бедствующим в пути, на суше и водах внезапное вспоможение.
Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая;
Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.
Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании;
Радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице селящих.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще и теплей Твоей молитве о нас внемлюще, просим Тебе, Дево Богородице, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, в молитве горящую, видящи Тя на воздусе Влахернская церковь, согласно со множеством людей, в ней бывших, возглашаше: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне?” Святый же Андрей со Епифанием тепле моляхуся к Тебе, зовуще:
Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице;
Радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице.
Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице;
Радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных.
Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих;
Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств.
Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение;
Радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата и умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твой державный покров, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и покланяемся Тебе, о нас молящейся: веруем бо и надеемся, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая вечная и временная всем с любовию вопиющим Тебе сице:
Радуйся, всей вселенной крепкое заступление;
Радуйся, всех стихий земных и небесных освящение.
Радуйся, всех времен года благословение;
Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание.
Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих;
Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников.
Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных;
Радуйся, самих отчаянных от рова погибели исхищающая.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! К Тебе возвожду душевныя и телесныя очи, к Тебе простираю разслабленныя руце и из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение души моея, покрый мя всемощным омофором Твоим, да избавлюся от всех бед и напастей, и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения, да выну покланяяся зову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая:
Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение;
Радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище.
Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище;
Радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление.
Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение;
Радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими.
Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими;
Радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.


Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы


Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.


Тропарь, глас 4

Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!

«Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!», – взываем мы ко Пресвятой Богородице, акафистным припевом Ее праздника Покрова.

Пожалуй, самый любимый, издревле почитаемый праздник у русских, украинцев, белорусов это праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но его история возникла не в России…

Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском окруживших город. Не видя ниоткуда помощи, жители города ночью собрались во Влахернском храме (северо-западный квартал Константинополя), где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну со слезами молилась о спасении города и жителей его. Молитва Ее была долгой и пламенной. Затем, приблизившись к алтарю, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покрывало в ее ладонях сияло неземным светом, и казалось, будто молнии блистали в руках Богоматери. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».  Видение Андрея закончилось тем, что Пречистая Дева стала удаляться из храма. Вместе с Ней исчезло и покрывало, но еще долгое время Андрей ощущал присутствие Богородицы и благодать Божью. Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевленные заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля, и город был спасен.

В Византии некоторое время это событие отмечалось ежегодно, но по каким-то причинам день Покрова в Греческой империи не был внесён в число праздничных. Узнали об этом событии и на Руси.  Дело в том, что святой Андрей, созерцавший дивное явление, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. Весть о чуде быстро распространилась среди славянского населения.

В XII веке праздник Покрова был установлен официально. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, узнав о чудесном видении, воскликнул: “Не может такое великое событие остаться без празднования ему”.  Праздник  был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой Покров над землей Русской. С тех пор Покрова – один из любимейших праздников на русских землях. Этот день приходился на время окончания полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха.

Сколько храмов создано в честь Покрова Небесной Заступницы! В нашем монастыре также освящен правый предел Успенского храма во имя Пречистой Девы и Ее покрова.

Существует много иконографий данного праздника. Одна из самых распространенных, когда Богородица, простирая свой омофор, покрывает им всех.  Внизу на амвоне – преподобный  Роман Сладкопевец со свитком в левой руке. Тот святой, которого выгнали из храма за невразумительное чтение и даже отстранили от службы, но по усердным молитвам к Пречистой он получил дар прекрасного голоса и всех изумил своим прекрасным пением. Справа от него Андрей ради Христа юродивый и святый Епифаний – его ученик. Иногда на иконе изображается лишь одна Богородица без предстоящих, а на некоторых образах Она стоит перед своим Сыном и умоляет Его помиловать и спасти весь человеческий род. Русский златоуст св. Димитрий Ростовский приводит слова этой молитвы: «Царю Небесный! Приими всякаго человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, — и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовию почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий».

Сейчас мы живем в мирное время, но в такое время, когда особенно видим и чувствуем, какими страшными силами окружен не только город, но каждая семья, каждый из нас. Кто поможет нам сохранить наш «город»,  как не Небесная Заступница: «Покрой меня Своим омофором!», – с теплой надеждой взываем мы к Пречистой. И она покрывает… Любит и покрывает всяких разных: верующих и неверов, добрых и злых, милосердных и равнодушных… Обо всех болит Ее материнское сердце. Не такой ли пример Она и нам подает? Всех покрывать. Все людские недочеты и слабости, прощать ближнего и не обижаться на него, такого несовершенного. Попросим в этом помощи Божией Матери, чтобы Она покрыла Своим омофором ту горечь, которая вселяется в наше сердце на ближнего, чтобы Она помогла покрыть от зла, защитить, разогреть наше сердце, в котором любовь охладевает…

Молитва ко Пресвятой Богородице

«Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Образ Божией Матери занимает почетное место в сердце каждого христианина. Богородица – символ чистоты, бескорыстия и полноты любви, стоящая перед Богом и ходатайствующая за весь человеческий род. Эта постоянная неиссякаемая молитва, оберегающая и сохраняющая человечество, в полной мере выражается в празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день горячо празднуется Русской Церковью как важнейшее торжество после Двенадцати Великих праздников и Пасхи.

История праздника

История праздника связана с чудесным случаем, произошедшим в Константинополе в начале 10 века. В 910 году столица Византийской империи была осаждена варварами. Они подошли к городским стенам и готовились ворваться в город, чтобы разрушить его. Все жители города собрались в главном храме, где хранилась Честная Риза Божией Матери, и вместе молились о спасении.

Их единственная надежда была на Божью милость.

Среди молящихся были святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Подняв глаза к небу, святой Андрей вдруг увидел Пречистую Деву, молящуюся вместе со всем народом о спасении города. Окруженная лучезарными ангелами и святыми в белых одеждах, Она прошла по воздуху к царским вратам, помолилась перед святым жертвенником, а затем сняла с честной главы Своей покрывало (омофор) и распростерла его над народом. Завеса сияла светом, ярким, как Солнце. Рядом с Богородицей стояли св. Иоанн Креститель и св. Иоанн Богослов. Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступничеству.

Святой Андрей, со страхом и трепетом созерцавший это божественное видение, обратился к своему ученику, блаженному Епифанию, стоявшему рядом, и спросил: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся за всех мир?»

Епифаний ответил: «Да, Святейший Отец, я вижу Ее и дивлюсь!»

Молитвами Пресвятой Богородицы враг был отброшен от стен Константинополя. Поднявшаяся буря рассеяла варварские корабли, спасая от гибели жителей Константинополя.

Несмотря на то, что вышеуказанное событие произошло в Византии, оно было прославлено русским князем Андреем Боголюбским в 1165 году. Годом ранее князь выступил в поход против волжских булгар, совершая набеги на земли Суздальской, Муромской и Владимира и держащий в страхе всю Северо-Восточную Русь. Андрей взял с собой в поход две чудотворные иконы Всемилостивого Спаса и Владимирскую икону Божией Матери. Два священника несли Крест впереди свиты. Совершенно неожиданно кампания одержала быструю и легкую победу, главное, с очень небольшими потерями среди русской армии.

Князь Андрей был уверен, что произошло чудо.

Вернувшись домой, он установил два новых церковных и государственных праздника. Первый был посвящен Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню. Отмечался в день победы над булгарами (14 августа по новому стилю). Второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (празднуется 14 октября по новому стилю).

Несмотря на полное соответствие богословию наших сестринских церквей, праздник Покрова Пресвятой Богородицы не входит в их обрядовые традиции и отмечается почти исключительно Русской Православной Церковью. По этой причине нет ни византийских, ни греческих икон Покрова.

Иконография: суздальские и новгородские иконографические типы

Древнейшие иконы, посвященные празднику, сегодня находятся в Суздале (Рождественский собор, XIII в.), Снетогорском монастыре в Пскове (XIV в.) и в Третьяковской галерее, где выставлен ряд Изображения XIV века из нескольких русских монастырей.

Существует несколько видов икон с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. Один из них родом из Суздаля. На таких иконах изображена Сама Пресвятая Богородица, держащая завесу. Среди предстоящих – император, патриарх, а также священники, монашествующие и миряне. Сцена изображена на фоне храмового здания с характерными чертами Влахернского храма в Константинополе.

Новгородцы и псковичи одними из первых приняли и прославили новое празднование в честь Царицы Небесной, отсюда и появление новгородского иконографического типа Покрова. На таких иконах пелену над Пресвятой Богородицей несут ангелы. Церковь изображена в том, что можно считать разрезом, символизирующим, что вся вселенная становится храмом славы Божьей.

Древняя Суздальская икона и Новгородская икона Покрова*

В центре некоторых из этих икон появляется диакон, возвещающий хвалу Пресвятой Богородице. Это преподобный Роман певец, известный своими церковными стихами и песнопениями. По преданию, свой дар он получил от Пресвятой Богородицы. Святитель Роман начал службу во Влахернском храме, память о нем также совершается 14 октября. -Пречистая Дева и обращаясь к своему юному ученику. На большинстве икон также изображены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, явившиеся с Богоматерью.

Ныне, как и прежде, Пресвятая Владычица покрывает нас Своим Покровом, по-матерински оберегая от всякого зла.

«Помяни нас в молитвах Твоих, Пресвятая Богородице, — поет Церковь в этот день, — да не погибнем во грехах наших умножающих; укрой нас от всякого зла и лютых напастей; На Тебя уповаем и, совершая праздник Твоего заступления, величаем Тебя».

Любое несчастье, постигшее нас, означает, что мы увлеклись соблазнами мира сего, нечаянно выпав за Покров Пресвятой Богородицы. Подобным образом ребенок ускользает от материнской опеки и попадает в беду. Но когда мы каемся в своем легкомыслии, Матерь Божия всегда спешит прийти на помощь Своему неразумному чаду, как только он позовет Ее. Она всегда утешит, утешит и исцелит каждого кающегося грешника под Покровом Своей неисчерпаемой материнской любви. И поэтому Покров Божией Матери является для нас одним из самых радостных праздников.

Тропарь праздника

В сей день мы, православные люди, радостно празднуем, /

Твоим пришествием озаренные, Богородица; /

и, видя образ Твой пречистый, вопием с умилением: /

«Покрой нас Покровом Твоим и избавь нас от всякого зла, /

умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего , чтобы спасти наши души».

PS — Если вам нужна молитвенная поддержка для себя или своих близких, вы можете отправить молитвенные заметки онлайн в нашем монастыре . Наши сестры будут помнить каждое имя и молиться Пресвятой Богородице о нашем Спасении.

* Заказать эту икону и другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.

Радость ликования — Православная Церковь в Америке

«Остальные, братия мои, радуйтесь в Господе» (Филиппийцам 3:1)

До слуха моего разума доходит слово радуйся , воспетое в молитвенной форме под названием «Акафист». Много раз колдую в разных церквях, мне посчастливилось разделить радостную дань хвалы Сладчайшему Иисусу, Богородице, Святой Троице или одному из святых. Общая фраза: «Радуйся, радость наша», — это приглашение напомнить себе обо всех причинах, по которым мы должны праздновать жизнь и прославлять тех, кто действует как катализатор нашей эйфории, восхваляя Господа и Его особенных, независимо от обстоятельства, в которых мы находимся.

Радуйтесь, что мы удостоились чести кое-как пострадать во славу Христа Иисуса, нашего Спасителя и Искупителя, неся наши кресты так же, как Он нес Свой, хотя и не так интенсивно.

Радуйтесь, потому что мы «во Господе», и Господь в нас. Осознать, что, когда я стою или преклоняю колени в молитве, Он повсюду слышит мою мольбу. «Вот, я всегда с тобой», и пока я буду помнить эту истину, я никогда не отчаиваюсь. Люди, которые любят меня, могут покинуть меня; они могут даже отвернуться от меня и презирать меня, но мой сладчайший Господь Иисус никогда не оставит меня. Когда я впадаю в депрессию и чувствую, что ничего не имеет значения, меня одолевают мрачные мысли, и все ополчаются против меня — что ничто больше не имеет значения — Тот, Кто сказал: «Я называю тебя другом», будет ближе ко мне, чем я могу себе представить, и Он будет там «даже до скончания века». Зная это, как мне не радоваться?

Как поясняется выше, служба Акафиста носит лечебный характер. Он наполнен оптимизмом. Это церковная форма психического исцеления. Лучше, чем химические вещества, используемые в современной фармакологии для изменения психического состояния пациента — такие таблетки, как прозак, с иногда сомнительными побочными эффектами — мы распеваем свои песни радости и оптимизма, чтобы поднять всем нам настроение. Собираться как Церковь — значит нести свои страдания и молиться нашему Господу, чтобы каждый из нас, страдающий от печали, горя или отчаяния, исцелился и стал здоровым. Мы призываем Богородицу и Богородицу, особого святого или ангела, или Самого Христа Иисуса, чтобы наполнить нас уже имеющейся радостью и сделать ее еще более славной. К матери Марии мы просим об одолжении: «Покрой нас своим защитным покрывалом [омофором]». Относитесь к нам как к своим духовным детям; утешай нас, как плачущего ребенка, не в духе жизни и даже самого себя. Пусть тепло твоего великого сострадания окружит нас комфортом защиты. Давайте впитаем вашу великую радость, чтобы увеличить нашу усталость и поднять наш дух, чтобы праздновать жизнь, даже смерть, и грядущее Царство Небесное.

Что делать, если не умеешь радоваться? Мы думаем о великом суде (Матфея 25), когда овцы и козлы будут отправлены в разные стороны. Некоторые говорят, что это несправедливо. Почему кто-то должен быть приговорен к аду? И все же образ Царства Небесного в послании Иисуса Христа — это образ пира или брачного пира, данного небесным Отцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts