Монастырь на кубенском озере: Где это невероятное место: монастырь на крошечном острове в
Содержание
Монастырь Спас-Каменный на Кубенском озере
Первым каменным монастырём русского севера и Вологодской области, стал Спас-Каменный монастырь, расположенный на острове в центре Кубенского озера. Размер острова составляет 120 на 70 метров, а чтобы его берега не разрушались, монахи обложили их камнями и укрепили деревянными сваями и срубом.
Название монастыря пришло само, весь остров является насыпью каменистого щебня, что и дало название «каменный», а Спас — по имя главного храма Преображения Спасителя.
Основание монастыря связывают с древним преданием. В далёкие 1260 годы, Белозерский князь, путешествуя по здешним местам, попал в бурю на Кубенском озере и, моля о спасении, дал обет построить церковь с монастырём. Судно князя Глеба Васильковича пристало к берегу в том месте, где жили 23 инока.
У них не было собственной церкви, а молебен они совершали в часовне. Князь сдержал свой обет, и по его велению была построена церковь, названная во имя Преображения Господня, а также деревянные кельи.
С тех пор Спас-Каменный монастырь был под покровительством князей, он расцветал, благоустраивался и пополнял ряды монахов и служителей. Особо отмечены дни в период службы игумена Дионисия Грека, который дал обители устав от места собственного пострижения – святой горы Афонской.
Молва об обители распространилась настолько, что Великий князь Василий III вместе с женой отправились туда паломниками с мечтой о наследнике. После долгого путешествия на Кубенское озеро, у супругов родился долгожданный сын, который в истории оставил свой след и был известен под именем Иоанн Грозный.
Духовным и хозяйственным центром Спас-Каменный монастырь был в средние века, в его владениях насчитывалось до 100 земель, 7 сёл, подворья в Вологде, в Тотьме соляные варницы. В монастырь также ссылали неугодных церковных деятелей, в число которых входили Иван Неронов (старообрядец), Арсений Шишка — полоцкий епископ и Георгий Дашков — вице-прокурор Священного Синода.
Волны Кубенского озера столь сильны, что добраться до Спас-Каменного монастыря, даже в летнее время года очень сложно. В первые недели весны он и вовсе отрезан от внешнего мира. Постоянные противостояния монахов с природой длились всё время существования монастыря, но это им не мешало помогать мирянам.
В 1976 году на острове была открыта первая в своём роде и единственная во всей губернии спасательная станция. Она состояла из 2 маяков и предохранительного поста.
В непогоду на монастырской колокольне ударяли в колокол (весом 5 тонн), отлитого из гильз, которые остались после войны 1812 года. В 1915 году установленный маяк на крыше братской кельи был разрушен огромными льдинами с озера.
В 1925 году монастырь Спас-Каменный был закрыт, монахов разогнали, а в кельях устроили колонию для малолетних преступников, которые разбежались в первую же осень. Монастырь со всеми его постройками постепенно разрушался, а к полному уничтожению обители приложили руки люди. Ради кирпича для строительства Дома культуры Спас-Преображенский собор взорвали, но кирпич с острова так и не удалось вывезти.
В период войны остров служил пунктом по переработке рыбы, после долгое время на острове проживал сторож. А с 1971 года остров с остатками былого величия служит пристанищем для местных охотников и рыбаков.
В 1991 году бывший Спасо-Преображенский монастырь включили в план реставрации в рамках программы «Наследие». И только в 2000 году делегация из Москвы провела первые замеры и исследования руин Преображенского храма, что положило начало для реконструкции и восстановления. До нашего времени сохранилась только Успенская церковь-колокольня построенная в XVI веке.
Все заботы по восстановлению и реставрации с 1991 года взял на себя инженер Александр Николаевич Плигин (вологжанин). В 2004 году он скончался, и его дело продолжила вдова Плигина Надежда Александровна.
Автор фотографий: Михаил Климов. Ознакомиться с другими работами автора можно здесь: «Записки странника»
.
История и мифы Спасо-каменного монастыря
Летом 1341 г. при великом князе Иване Даниловиче князь Глеб Василькович, внук князя Константина Всеволодовича и правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо, отправился в свою вотчину к г. Устюгу. Князю было необходимо пересечь Кубенское озеро. 10 дней князь ждал хорошей погоды у мыса Антония. Наконец, многодневная буря утихла. Князь, Глеб, обманувшись хорошей погодой, рискнул пуститься в плавание по озеру, и попал в еще больший шторм с грозой. Буря застигнув князя «на Карачевской пучине», потопила корабль, в котором находился князь Глеб. В тяжелых доспехах князь пошел на дно, но, не переставая молиться Богу, он вдруг ощутил под ногами камни и радостно воскликнул: «Спас камень!» И пообещал Глеб поставить церковь в честь того святого, в чей день произошло чудесное спасение и устроить монастырь там, где найдет он свое спасение..
С Божьей помощью принесло князя Глеба 6 августа к острову Каменному. На острове же этом жили иноцы пустынножители, состарившиеся за время пребывания на острове «в подвигах духовных». Было их 23. Но не было у них церкви, ибо не было возможностей возвести ее. Кроме того, по берегам Кубенского озера еще много жило «неверных» людей, которые до тех пор не приняли крещения и иноцы остерегались, что, построив, они церковь, «неверные» разорят все. Но была на острове том часовня, в которой иноцы, подобно как в молитвенном храме, собирались для прочтения молит во имя Бога.
Князь Глеб поразился «Божию устроению сия острова» и велел поставить на нем деревянную церковь во имя «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честного его Преображения». Украсил он церковь иконами и книгами, и монастырь устроил, как Господу обещал, «вручив старейшинство монастыря того старцу богобоязниву именем Феодору». «И оттоле прозвался Каменный монастырь».
Существует другая точка зрения, касаемо того, кто населял остров до посещения его князем Глебом.
Согласно ей, не два десятка монахов, пребывали на острове и жили между камней, а язычники со своими жрецами молились здесь у «священного» камня, над которым был сделан деревянный навес или какое-то другое сооружение. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, наткнулся на них совершенно случайно. Пока озеро не стихло, он беседовал на острове с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, воевода вновь высадился на знакомый остров, на шел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. (Все эти события могли развернуться в начале ХI в. Раскопки археологической экспедиции Н.А.Макарова у деревни Минино на берегу Кубенскогоозера подтверждают, что первые христиане появились здесь как раз в эти десятилетия.)
Почитание креста на острове, над которым была возведена православная часовня, а позднее и церковь, продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто плыл в дальние странствия, кто спасался от бурь на острове. Монастырь складывался как бы сам по себе. Он являлся главным православным миссионерским центром в округе, где еще были живы языческие традиции и верования.
О роли и месте Спасо-Каменного монастыря на Руси
Спасо-Каменный монастырь служил духовным маяком для тех, кто отправлялся к Белому морю, кто задумал подняться до отрогов Урала и пройти еще глубже — в Сибирь. Он представлял собой с самого начала основания идеальную модель монашеской обители. Он был населен подвижниками, жившими сообща, общежитием, когда на Руси не было еще киновий. Они пришли сюда, в суровые природные условия, ради спасения своей души, с миссионерскими целями поднимать и возделывать этот прекрасный край. К сожалению, оторванность от крупных центров привела к тому, что до нас не дошли исторические известия о жизни монастыря именно в эти первые века его существования.
Позднее значение этой обители не уступало роли знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Отсюда, как из Троицы, выйдут основатели новых монашеских общежитий. Здесь Иоасафу Каменскому случилось явление Спасителя. Сам Иисус Христос предрек вечную славу подвигам местных подвижников. В древнерусской житийной литературе описание такого видения редкостно.
Согласно Вологодской степени (особый список привилегированных монастырей в ХVII в.), Спасо-Каменная обитель на Кубенском озере значится первой. Архимандрия (наиболее почетная сановная степень) введена в монастыре в XVI в., тогда как Кирилло-Белозерский монастырь получил ее только в середине ХVII в.
О спасительной миссии монастыря-маяка
Одной из спасательных миссий Каменного острова являлась роль монастыря как маяка. «На крыше братско-настоятельсого корпуса был установлен маяк — большой мощности керосиновая лампа под специальным стеклянным колпаком. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую – за 4 версты. В Петербурге на заводе Орлова был отлит именной колокол и доставлен на остров, чтобы подавать звуковой сигнал во время туманов и зимних метелей. Четыре матроса-инока днем и ночью в любое время года могли оказать помощь терпящим бедствие. Руководил работой станции настоятель монастыря отец Павел. За спасение утопающих он был награжден в 1890 г. серебряной медалью, а в следующем году – орденом святой Анны 3-й степени».
О вкладах в Спасо-Каменный монастырь
В свое время много чего даровал Василий Темный Спасо-Каменному монастырю. Однако сегодня не известно, где находятся такие вклады в Спасо-Каменный монастырь великого князя Василия Васильевича Темного как чудотворная икона Спаса Эммануила, привезенная его деду Дмитрию Донскому из Константинополя, и икона Богоматери Одигитрии. Чудотворный образ Спаса являлся семейной реликвией великих московских князей, вклад его в монастырь – это многозначительный жест со стороны Василия Темного. Традицию поддержки «своего» монастыря хранили и его сыновья. Неизвестна судьба Деисуса письма Дионисия Глушицкого, принесенного в дар Спасо-Каменному монастырю князем Андреем Васильевичем. «По всей вероятности, — делает вывод Н.И.Суворов, — упомянутые драгоценные иконы сгорели в первом пожаре 1472 года».
А сколько погибло бесценных рукописных книг!.. Хранившиеся в монастырских ризницах, они, как порох, горели при пожарах (пожар в Спасо-Каменном монастыре был 4 раза, причем дважды он сгорал дотла – 3 сентября 1472 г. и 24 июля 1773 г.), унося с собой невосполнимую частицу отечественной культуры. В «книгохранительной палате» Спасо-Каменного монастыря даже после опустошительного пожара 1472 г. по переписи 1670 г. хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников 6 книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся библиотеки. Опись книг заканчивается неутешительным выводом: «А иные книги многие в пожарное время сгорели». Во времена духовного расцвета Кубеноозерья в ХV -ХVI вв. каждый монастырь имел свою библиотеку, здесь трудились многие «списатели», то есть переписчики древних книг, составители новых. Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова нам в общих чертах, к счастью, известно, а сколько имен переписчиков не дошло до нашего времени?!
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
Из поколения в поколение в Кубеноозерье рассказывают историю о том, как в 1836 г. мощные льдины занесли на крышу келий во время ледохода огромный камень в 500 пудов. Можно верить в это или нет, поражаясь проделкам дикой природы, но оказывается, как свидeтeльcтвует Александр Круглов (писатель, посетивший в 1897 г. Спасо-Каменный монастырь), когда-то за сараями, вблизи храма, был врыт в землю этот каменный великан, на поверхности которого читалась надпись о его чудесном здесь появлении. Сохранилась фотография этого каменного «путешественника». Сегодня он погребен под взорванным Спасо-Преображенским храмом и при дальнейшей расчистке территории может быть найден.
О «банных» отмелях
Не раз и не два, в разного рода документах о монастыре, я встречал упоминания о бане за оградой монастыря.. Иметь баню на территории обители строжайше было запрещено монастырскими уставами. Сложилась даже легенда, что отмели, которые ведут к северо-восточному берегу, обнажающиеся в засушливые года, назывались «банными». По ним, мол, ходили монахи на «помывку», а сами бани стояли на соседнем берегу.
Игумен Павел рассказывал Круглову по этому поводу несколько иначе: « Тут есть песчаная коса. Она идет от нашего острова к Банному, поросшему ракитником… он тянется до берега в виде луга с осокою… Как пересыхает, в мелководье можно по нему до берега дойти».
Может, в какие-то времена и стояли на ряжах бани на острове Банном (не зря он так назван). Н.А.Плигина, ссылаясь на строгий монастырский устав со времен игумена Дионисия Грека, считает, что они находились на самих отмелях, которые являются рукотворными, созданными самими монахами. В том, что они насыпаны, я и сам неожиданно убедился, когда на отмели метрах в десяти-пятнадцати от берега случайно подобрал кусок спекшегося стекла. Точно такой же я видел в музее поселка Устье, как экспонат с территории дореволюционного стекольного завода, стоявшего в устье реки Кубены. Значит, монахи привозили оттуда грунт и подсыпали отмель, которую каждый год размывало.
Очень бывают поражены те, кто впервые сюда попадают, и когда, подплывая к острову, видят евангельскую картину: некто идет по воде, яко по суху, как Иисус Христос. Вода озера светлая, чистая, можно так брести по чуть притопленной песчаной косе не один десяток метров…
Трагическая история о влюбленном монахе
С этой отмелью связана и романтическая история, которую любят рассказывать окрестные жители. Будто бы один из монахов влюбился в девушку, живущую в одной из деревень на берегу. Приходить на свидания к ней он мог только в темное время суток, когда никто в монастыре не видел его отсутствия. Для того, чтобы монах не сбился с дороги, то есть с «банной» отмели, девушка выставляла на берегу фонарь, на который, как на маяк, и шел в темноте монах. Его деревенский соперник выследил парочку и решил монаху отомстить, переставив в одну из ночей фонарь на другое место. Монах пошел по привычке на огонь фонаря, оступился, упал в воду и утонул. Такая вот история, одна из легенд Кубенского края.
В Спасо-Каменном монастыре осталось восстановить главный собор
Поднять из руин осталось только главный собор. Вологодская митрополия объявила сбор средств на восстановление Преображенского храма на острове Каменный в Кубенском озере. Это сердце Спасо-Каменного монастыря, возрождение которого не прекращается уже несколько десятилетий.
От монастыря Александро-Куштского на берегу реки Кушты до Спасо-Каменного на Кубенском озере на моторной лодке плыть минут пятнадцать. В мае остров Каменный полностью окружен водой. Но с 2017-го года прибывающих на берегу всегда встречают, два года назад там официально был открыт монастырь.
Монастырь — такой же крохотный, как и остров. В длину этот участок суши — не больше 170 метров, в ширину — метров 70. В центре — колокольня, она же — храм. Впритык — монастырская трапезная. Здание восстановлено одним из первых. Возрождать Спас-Каменный начали еще в конце 1980-х инженер Александр Плигин и архитектор Александр Асафов.
Надежда Плигина, вдова Александра Плигина: «Колокольня была в остро аварийном состоянии, даже сохранить ее аварийность было большой задачей, архитекторы говорили, что здание может рухнуть от порыва ветра, настолько она была разрушена, настолько она была травмирована, что любое какое-то сотрясение могло обрушить все, и тогда уже ничего было бы не сделать».
Сегодня на острове есть электричество, сети протянули с большой земли, вода, отопление. Все необходимое для жизни. Но в руинах — сердце монастыря. Спасо-Преображенский собор. Его и планируют восстанавливать. На это потребуются средства. Сбор уже объявлен. Нужно сделать замеры и составить проект реконструкции. А для этого — разобрать руины. Они лежат на острове с 30-х годов прошлого столетия. Когда храм и был взорван.
Игумен Дионисий, настоятель Спасо-Каменного монастыря: «Так он и лежит грудой кирпича битого, потихонечку разрушается, конечно, но, с другой стороны, в каком-то смысле основной его первый этаж, цоколь, как раз сохраняется под этой грудой, то есть он как бы законсервирован».
Законсервирована история древнейшего на Русском Севере храма. Датой его основания считается XIII век. В XV столетии монастырь стал крупным религиозным центром. Здесь приняли постриг Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский — его мощи хранятся на острове.
Анатолий, насельник Спасо-Каменного монастыря: «Перенесли из Вологды их недавно, вернули, но, к сожалению, в результате многих пожаров, которые тут страшные были — мощи пострадали, остались такие вот маленькие — ковчежец, то, что осталось после пожара».
Работы на острове не прекращаются уже несколько десятилетий. Сейчас группа реставраторов воссоздает братско-настоятельский корпус. Он был практически полностью разрушен, поэтому приходится использовать новые материалы.
Олег Коськовецкий, рабочий (Великий Новгород): «Я уже засыпал известь, песок, воду, все размешал уже, размешиваю, чтобы не застывало, чтобы раствор пожиже такой был».
Но главная стройка — стройка века — еще впереди. Островитяне уверены, восстановление Спасо-Преображенского собора будет сопряжено с открытиями. Ведь пока никто не знает какие тайны все эти годы хранятся под грудами кирпича.
Спасо-Каменный мужской монастырь официально стал действующим
09. 10.17 / 10:44
Евгений Стариков
Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла постановило открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере.
Напомним, при Архиерейском подворье «Спасо-Каменный монастырь» уже несколько лет существует монашеская община. Решение о возрождении Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря, ведущего свою историю с XIII века, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял в середине июня этого года после посещения острова. Прошение главы митрополии было отправлено в Москву на рассмотрение Священного Синода Русской православной церкви. После этого епархию посетила Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству, которая должна дать положительное заключение о возможности открытия мужской обители.
Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в бурю белозерский князь Глеб Василькович. В честь чудесного спасения он повелел воздвигнуть на острове храм в честь Преображения Господня и основал при нем обитель. В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр на Русском Севере. В 1478—1481 годы в обители возводится Спасо-Преображенский собор — первое каменное сооружение не только на вологодской земле (взорван в 1930-е годы)
После пожара 1774 года был закрыт. В 1801 году обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни. В 1892 году по указу Святейшего синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменный.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Помещения острова использовались в качестве детского приемника-распределителя и пункта по приему и переработке рыбы. В 1960-е годы сохранившимся постройкам присвоен статус объекта культурного наследия.
Комплексная научная реставрация на острове идет уже два десятка лет. Сначала ей на средства благотворителей занимался учрежденный вологодским энтузиастом предпринимателем Александром Плигиным Фонд некоммерческого партнерства «Спас-Камень». После смерти Александра Николаевича в 2004 году эстафету приняли его супруга Надежда Александровна и сын Иван. А с передачей в 2006 году островных построек в пользование Русской Православной Церкви по инициативе епархиального священноначалия реставрационные работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Культура России».
К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В настоящий момент закончено восстановление трапезной части комплекса.
Игуменом возрожденного Спасо-Каменного Преображенского монастыря официально назначен игумен Дионисий (Воздвиженский).
Остров Каменный и Спасо-Каменный монастырь11 12 февраля 2012 года Текст и фото: Вадим Тарелкин Очередная идея зимнего похода возникла в голове у Николая после успешного прохождения год назад через Бывав однажды на берегу Кубенского озера и видев издали похожий на свечу силуэт колокольни, я не мог отказаться от столь интересной идеи.
В один из самых морозных пятничных вечеров мы собрались у 4-го вагона Воркутинского поезда, провожаемые Игорем, который, к великому сожалению, не Как только поезд отправился, а вещи заняли свои места на полках и под ними, на столе появились угощения, прихваченные каждым из нас в дорогу. «Я не был тут почти 8 лет! Как же быстро летит время!» – воскликнул я, выйдя на улицу из железнодорожного вокзала, и традиционно поприветствовал Вместо обещанного по телефону автобуса в 6:35, до деревни Новое нас повёз семичасовой кирилловский, лишь наполовину заполненный сонными пассажирами. За пройденный километр замёрзшие конечности отогрелись, и мы, уже не боясь замёрзнуть, взяли курс почти строго на Север, созерцая маленький расплывчатый За 3 километра до острова мы ненадолго отвлеклись на стоящий чуть в стороне бакен, обозначающий границы судоходного фарватера. Несмотря на свои внушительные На подходе к монастырю мы между собой решили, что если вдруг нам предложат остаться на ночлег, отказываться не будем. А если не предложат, не будем и На берегу острова нас встретила ухоженная белая собака, приветливо гавкнула для порядка и принялась обнюхивать новых гостей. От нас ей презент – несколько Как же всё-таки приятно с мороза оказаться в тёплом помещении! Мы прошли по коридору в самый дальний зал монастырской гостиницы, где устроен музей и церковная Сергей оказался искренне-добродушным человеком лет 30, и с удовольствием повёл нас на колокольню и в Успенскую церковь, расположенную на нижнем этаже колокольни, Со звонницы можно окинуть взглядом почти всё пространство Кубенского озера, заболоченную дельту реки Кубены, леса далёких берегов и сёла на них, и полюбоваться Ещё Сергей рассказал, что во время ледоходов с Севера может задувать огромные ледяные глыбы, которые очень опасны. Именно под действием таких льдов и был разрушен Спасо-Каменный монастырь в последнее время становится всё более посещаемым. Люди приезжают отовсюду, чтобы прикоснуться к святыне. Летом на лодках и катерах, Спустившись с колокольни, мы прикупили себе в монастырской лавке памятных сувениров и попросились приготовить обед. Нам разрешили разместиться за столом прямо в Попрощавшись с обителью и её гостеприимными жителями, мы направились вдоль узкой песчаной косы в сторону берега дельты реки Кубены, чтобы по одной из проток Коса между Каменным островом и банными островами (так называются кусочки земли между протоками в дельте Кубены из-за того, что на них были монастырские бани) Сразу же закипела работа: Саня отправился рубить прорубь, остальные попеременно начали раскапывать в снегу место под палатку, поставили вариться ужин на Спалось в двух спальниках весьма тепло, вопреки бытующим мнениям о зимних ночёвках. Одно есть традиционно неприятное – сыплющийся утром с потолка на лицо Не став тратить время на приготовление горячего завтрака, мы ограничились ледяными бутербродами с тёплым вчерашним чаем, собрали заиндевевшие и никак не Чем ближе мы подходили к Устью, тем гуще становилась прибрежная растительность, и в конечном счёте немного в стороне появился березовый лес, над которым маяком Узнав во время одного из привалов у глуховатого дедка путь на автостанцию, мы направились на улицу Строителей. По пути заглянули в колодец, изнутри покрытый Через десять минут маршрут завершился на пороге небольшой, но тёплой автостанции, внутри которой мы и разместились. В ожидании автобуса успели поесть, выпить Уехать в Вологду удалось только в 15:40. Предыдущий автобус, на который мы рассчитывали, сломался и не приехал. Поэтому ещё целый час нам пришлось сидеть В очередной раз, проводя параллели между общественной жизнью и естественной, очень хорошо заметно, что именно нас портит. Как нас уродует окружающее 17.02.2012 |
Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере — Экстремально — 3 декабря — 43738223546
Озеро Кубенское одно из самых больших водоемов Вологодской области.
Посередине Кубенского озера на маленьком каменистом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, когда-то, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь.
Монастырь этот возник около 1260 года. Его основатель – князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества.
Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он создал здесь храм и устроил монастырь.
Частые пожары преследовали монастырь. В 1476 пожар испепелил деревянное чудо Спасо-Каменного монастыря. Вместо сгоревшего, на средства вологодского князя Андрея Меньшого, в 1481 году был поставлен первый на Севере каменный храм — Спасо-Преображенский. Храм является уникальным сооружением, оказавшим огромное влияние на архитектуру края. Второе каменное сооружение — Успенская теплая церковь – колокольня с трапезной палатой. Ее строительство было закончено в 1549 году.
Девять лет спустя, в монастыре была построена третья каменная церковь. Монастырь не имел крепостных стен, а был обнесен рядом деревянных келий, стоявших на «ряжах» прямо в воде.
В 30-е годы большевиками монастырь был разрушен. Долгие годы Успенская церковь одиноко и печально стояла посреди острова.
В настоящее время рядом церковью расположилась часовня в честь всех святых, выстроенная летом 1998 года.
В 1991 году трудами устьянского архитектора Александра Асафова и вологжанина Александра Плигина обитель начала возрождаться.
В январе 2004 года хранитель острова Спас Каменный А.Н. Плигин умер. Упокоен он на острове, около восточной стены часовни.
Возрождение Спасо-Каменного монастыря в настоящее время продолжает его семья.
Спас-Каменный хорошо просматривается с трассы Вологда – Медвежьегорск.
В летнее время попасть на остров можно со стороны Устья Кубенского по отмели (когда низкая вода), либо по воде на лодке. Зимой – по льду.
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Спасо-Каменный мужской монастырь | Забавная планета
Спасо-Каменный монастырь расположен на небольшом острове посреди Кубенского озера в Усть-Кубинском районе Вологодской области, примерно в 500 км к северу от Москвы. Его называют первым каменным монастырем Русского Севера.
Каменный остров совсем небольшой, всего 120 на 70 метров, а озеро, в котором он расположен, известно своей ненастной погодой и частыми штормами. Когда монастырь был построен, монахи укрепили остров, соорудив каменный вал по периметру острова, чтобы предотвратить эрозию.Отсюда и название монастыря: Спасо-Каменный буквально «Спас на камне», названный так в честь главного храма Спаса Преображения.
Фото предоставлено Юрием Сайгоном/Викимедиа
Легенда гласит, что в 1269 году князь Глеб Василькович, князь Белозерский, попал в сильный шторм и был выброшен на берег на этом острове, где нашел небольшую общину отшельников, живших там. . Когда он узнал, что отшельникам не по карману содержать церковь, он приказал построить деревянный собор.Но только спустя двести лет на острове возвели четырехстолпный каменный собор. Хотя монастырь уцелел, он не мог расти из-за ограниченной территории, которую мог себе позволить крошечный и отдаленный остров. К 16 веку монастырь погрузился в безвестность. В Москве он запомнился прежде всего как место ссылки, куда был сослан знаменитый старообрядец Иван Неронов.
В 1774 году один из ссыльных поджег монастырь, и монахи были переведены на 26 лет в Вологду.Когда они наконец вернулись на остров в 1801 году, собор был восстановлен с пятью куполами вместо одного. Единственными постсредневековыми постройками на острове были постоялый двор и два маяка, построенные для нужд монастыря в 1870-х годах.
В 1925 году советское правительство закрыло монастырь, и остров снова стал колонией для малолетних правонарушителей. В 1937 году колонию закрыли, и с тех пор остров опустел.
Последние несколько лет команда волонтеров пытается восстановить собор, но из-за нехватки средств продвигается медленно.
Photo Credit: Unknown
Photo Credit Credit: Cultinfo.ru
Photo Credit: Unknown
Фото кредит: Cultinfo.ru
В начале 20-го века фотография спасо-каменного монастыря . Фото: www.booksite.ru
Источники: Википедия/cultinfo.ru
ежедневных чтений | св. Иоакима и Анны Православная Церковь
Преподобная Ксения Римская и две ее служанки
Святая Ксения Римская, в миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора.Она с юности любила Бога и желала избежать устроенного ей брака. Она тайно покинула родительский дом с двумя преданными ей слугами и отправилась в плавание на корабле. Промыслом…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Герасим, епископ Пермский
Святитель Герасим, епископ Великий Пермский и Усть-Вымский, третий епископ новопросвещенного зырянского народа, был достойный преемник святителя Стефана, просветителя Пермского (память 26 апреля).Возведен на Пермскую кафедру где-то после 1416 г., участвовал во многих церковных…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Иоанн Казанский
Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в граде Казани 24 января. , 1529 г. При великом князе Василии татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и доставлены в Казань. Среди них был и бесстрашный Иоанн. Когда…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Вавила Сицилийский и два его ученика: Тимофей и Агапий
Святые мученики Вавила Сицилийский и два его ученика Тимофей и Агапий жили в третьем веке на окраине Рима .Святой Вавила родился в городе Реуполии в богатой семье и был воспитан родителями в христианской вере. Еще в юности он оставил…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святой Македоний Сирийский отшельник
Святой Македоний, сирийский отшельник, жил в конце четвертого и начале пятого века. Когда он впервые встал на путь подвижничества, он вел жизнь странника, скитаясь по городам Финикии, Киликии и Сирии.После этого сорок пять лет провел в…
Читать житие
Тропарь и кондак
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского (память 22 января) произошло в 638 г. , через десять лет после его мученической кончины. Есть три традиции относительно его мощей. По первой, которую принимает и английский историк святой Беда (27 мая), мощи были перенесены в…
Преподобный Дионисий Олимпийский
Святой Дионисий Олимпийский родился в семье небогатых родителей в селе Платина.Когда он был младенцем, над его кроваткой сиял Крест. Увлекшись молитвой и чтением духовных книг с юности, святой Дионисий после смерти родителей решил постричься в монахи. С этой целью он…
Читать житие
Тропарь и кондак
Преподобный Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне
Святитель Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне, жил в конце Х века.
Читай житие
Тропарь и кондак
Блаженная Ксения ПресвятаяСанкт-Петербург
Святая Ксения жила в восемнадцатом веке, но мало что известно о ее жизни и ее семье. Большую часть своей жизни она провела в Петербурге при императрицах Елизавете и Екатерине II. Ксения Григорьевна Петрова была женой армейского офицера майора Андрея Петрова. После…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученики Феодотион, Павел и Паусирий
Святые мученики и братья по плоти Паусирий, Павел и Феодотион жили в Египте в третьем веке.Паузирий и Павел исповедали свою веру во Христа и приняли мученическую смерть при Диоклитиане (284–305). Феодотион принял христианство, увидев их мученическую кончину.…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Филон, епископ Колпастейский, Критский
Святитель Филон, епископ Колпастейский (Критский) Мирно скончался в пятом веке. Он написал комментарий к Пятикнижию и к Песне Песней.
Читать житие
Тропарь и кондак
Священномученик Филиппик и мученик Варсим
Священномученик Филиппик пресвитер и мученик Варсим и два брата были обезглавлены за исповедание веры во Христа.
Читай житие
Тропарь и кондак
Святой Макарий
На данный момент информация отсутствует.
Читай Жизнь
Тропарь и Кондак
Ежедневные чтения | Все Святые Северной Америки
Пролог из Охрида: 24 января
1. ПРЕЧНАЯ ЖЕНЩИНА КСЕНИЯ [КСЕНИЯ]
Ксения родилась в Риме, единственная дочь видного сенатора. Нарисовано
любви ко Христу, она отказалась вступить в брак, как желали ее родители, но
скорее, чтобы избежать этого, она тайно сбежала из своего дома с двумя своими рабынями
и прибыл на остров Кос в место под названием Миласса.Там она основала
монастырь для девственниц, где она вела подвижническую жизнь до самой смерти. Четное
хотя она и была немощной женщиной, но в посте обладала непоколебимой стойкостью,
молитва и всенощное бдение. Она часто простояла всю ночь в молитве; она была
одевалась беднее, чем все остальные сестры; и хлеб, который она ела, она
часто посыпают пеплом из кадильницы [кадильницы]. На момент ее смерти
(450 г. н.э.) над монастырем Богородицы явилось чудесное знамение: венок из
звезды с крестом в центре, ярче солнца.Многие, кто болел,
получил исцеление от ее мощей. Ее рабыни [монахини в постриге] продолжали
пример их настоятельницы и когда они умерли, и по их желанию,
были погребены у ног блаженной Ксении.
2. СВЯТОЙ СВЯТОЙ МУЧЕНИК ВАВИЛАС
Вавилас был священником на Сицилии. Он пострадал за Христа с двумя своими
учеников в третьем веке.
3. ПРЕПЯТСТВЕННЫЙ МАКЕДОНИЙСКИЙ
Македоний был сирийским отшельником.Только в старости он питался печеным
хлеба, а до этого ел только ячменные зерна, размягченные водой. Он
закончил свою земную жизнь в 418 году н.э.
г.
4. ПРЕПОДОБНЫЙ ФИЛОН, Епископ Кипрский
Когда святого Епифания призвали в Рим для помощи сестре императора
Гонорий своей молитвой посвятил Филона в епископы. Филон истолковал
Пятикнижие и Песнь Песней. Он мирно умер в пятом веке.
5.ПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ДИОНИСИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ
Дионисий был чудотворцем. Он вел подвижническую жизнь на горе Олимп. Он
был пострижен в монахи на Афоне [Святой Горе], где был игуменом
Монастырь Филофей. К концу жизни он ушел в одиночество
на горе Олимп, где он умер в шестнадцатом веке.
ХВАЛЕТНЫЙ ГИМН
СВЯТАЯ КСЕНИЯ [КСЕНИЯ]
Девственница Ксения, а также Агнес
Или всеславная Фекла или Анастасия ,
Не хотел быть привязанным к физическому мужчине
Но обрел Жениха в Бессмертном Христе.
Всей душой она любила Его красоту
И милосердие, и нежность, и сияющую чистоту.
И даже дом сенатора и богатство она оставила
Когда Солнце Праведности проявилось в ее душе.
Душа! Душа ! Душа! настоящая невеста;
И тело жалкое, как преходящая трава.
И невеста [ее душа] Ксения стала украшать
И многими молитвами омывать и питать его
Чтобы невеста [ее душа] была небесным призраком,
Приятный и достойный Небесного Жениха.
Труды святой Ксении угодили Жениху,
И много чудесных даров ей Он даровал.
Когда ее чистая душа, плоть, победила,
Мирный, как царь над побежденным городом,
Венцом бессмертия ее увенчал Господь,
В особняк вечной радости привел ее.
Там, где ангелы в песне воспевают Творца,
Там Господь принимает Свою невесту.
ОТРАЖЕНИЕ
В наши дни от родителей обычно можно услышать такие слова: «Мы хотим обеспечить
жизнь нашего ребенка». Вот почему они очень много работают, чтобы накопить богатство, часто
несправедливо воспитывать своего ребенка в призвании [призвании], которое приносит
наибольшую физическую безопасность и материальную выгоду. Делается это так называемым
Христиане! Они делают это, потому что их представления о реальной жизни и реальном
безопасность жизни ошибочна.Смотрите, как истинная мать-христианка готовит сына
для настоящей жизни. В момент кончины блаженная Евфросиния говорила с сыном
Климент Анкирский: «Окажи мне честь, сын мой, и смело встань за Христа
и исповедуйте Его сильно и без колебаний! Я надеюсь, в моем сердце, что
мученический венец расцветет на тебе в мою честь и во спасение
многие. Не бойся ни угроз, ни мечей, ни боли, ни ран, ни огня.
Пусть ничто не отделяет вас от Христа, но взирайте на небо и оттуда ждите
ваша великая, вечная и богатая награда от Бога.Бойтесь величия Бога; быть напуганным
Его страшный суд, трепещите перед Его всевидящим Оком, для всех, кто отвергает Его
получит наказание огнем неугасимым и вечно бдительным червем.
Пусть это будет мне наградой от тебя, мой сладкий сын, за мою боль в деторождении и
усилия, связанные с вашим образованием, чтобы меня можно было назвать матерью мученика. То
кровь, которую ты получил от меня, не жалей, но пролей то, от этого я могу
также получить честь. Предай свое тело пыткам, чтобы и я мог порадоваться этому.
перед нашим Господом, как будто я сам пострадал за Него.»
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Созерцать Господа Иисуса как Учителя:
1. Как Учитель, Который учит, как должен мыслить человек, чтобы спастись;
2. Как Учитель, Который учит, как должен говорить человек, чтобы спастись;
3. Как Учитель, Который учит, как должен поступать человек, чтобы спастись.
ПРОЧИЕ
О самом проницательном Пророке
[Иисус]
«Почему вы питаете в сердце своем злые мысли» ( ул.Матфея 9:4 ).
Когда наш Господь соблаговолил обличить фарисеев и книжников, в
тогда они никого не убили, никого не обманули и не
грабили кого попало и, мало того, на тот момент даже не обиделись
кто-нибудь по их словам. Почему же тогда наш Господь увещевал их, когда они не
совершил какой-либо грех ни в делах, ни в словах? Почему? Потому что в то время,
их мысли были злы.
Злая мысль — грех! Это великая весть, которую Христос принес в
Мир.Воистину, злая мысль есть греховный источник всех грехов, потому что прежде
человек говорит что-то или делает что-то грешное, он думает грешно. Мысль
причинный грех. Все остальные грехи являются лишь последующими грехами. Кто желает
уничтожить эти злые действия, должен сначала искоренить эти злые мысли. кто бы
желание остановить поток воды должно сначала высушить источник. Поэтому пусть
никто не оправдывает себя: я не грешен, ибо я никого не убивал и
ни у кого не грабил, никого не осквернял и никому не лгал! Вот, мы полны
смертельного грабежа, осквернения и обманчивых мыслей! Если мы не совершили
грешим своими делами, это просто вопрос милости Божией и внешнего
обстоятельства.Но если бы Бог уступил и если бы обстоятельства были благоприятны,
мы бы совершили все те грехи, о которых думали. Змей не
ядовит только тогда, когда кусает, но и тогда, когда не кусает, потому что переносит
яд в себе.
Следовательно, не только мыслится грехом, но и является источником греха:
начало греха, семя и корень греха. Вот почему Всевидящий и
Всезнающий Господь порицал тех, у кого были злые мысли. «Почему ты таишь зло
мысли в ваших сердцах.»
О Господь, Всевидящий и Всезнающий, помоги нам очистить наши сердца и умы
от злых помыслов, чтобы наши слова и дела были чисты.
Тебе всегда слава и благодарность. Аминь.
ежедневных чтений и святых | Свято-Николаевская Православная Церковь
Преподобная Ксения Римская и две ее служанки
Святая Ксения Римская, в миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора. Она с юности любила Бога и желала избежать устроенного ей брака.Она тайно покинула родительский дом с двумя преданными ей слугами и отправилась в плавание на корабле. Промыслом…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Герасим, епископ Пермский
Святитель Герасим, епископ Великий Пермский и Усть-Вымский, третий епископ новопросвещенного зырянского народа, был достойный преемник святителя Стефана, просветителя Пермского (память 26 апреля). Возведен на Пермскую кафедру где-то после 1416 г., участвовал во многих церковных…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Иоанн Казанский
Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в граде Казани 24 января. , 1529.При великом князе Василии татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и доставлены в Казань. Среди них был и бесстрашный Иоанн. Когда…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Вавила Сицилийский и два его ученика: Тимофей и Агапий
Святые мученики Вавила Сицилийский и два его ученика Тимофей и Агапий жили в третьем веке на окраине Рима . Святой Вавила родился в городе Реуполии в богатой семье и был воспитан родителями в христианской вере.Еще в юности он оставил…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святой Македоний Сирийский отшельник
Святой Македоний, сирийский отшельник, жил в конце четвертого и начале пятого века. Когда он впервые встал на путь подвижничества, он вел жизнь странника, скитаясь по городам Финикии, Киликии и Сирии. После этого сорок пять лет провел в…
Читать житие
Тропарь и кондак
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского (память 22 января) произошло в 638 г. , через десять лет после его мученической кончины.Есть три традиции относительно его мощей. По первой, которую принимает и английский историк святой Беда (27 мая), мощи были перенесены в…
Преподобный Дионисий Олимпийский
Святой Дионисий Олимпийский родился в семье небогатых родителей в селе Платина. Когда он был младенцем, над его кроваткой сиял Крест. Увлекшись молитвой и чтением духовных книг с юности, святой Дионисий после смерти родителей решил постричься в монахи. С этой целью он…
Читать житие
Тропарь и кондак
Преподобный Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне
Святитель Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне, жил в конце Х века.
Читать житие
Тропарь и кондак
Блаженная Ксения Петербургская
Святая Ксения жила в восемнадцатом веке, но мало что известно о ее жизни и ее семье. Большую часть своей жизни она провела в Петербурге при императрицах Елизавете и Екатерине II. Ксения Григорьевна Петрова была женой армейского офицера майора Андрея Петрова. После…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученики Феодотион, Павел и Паусирий
Святые мученики и братья по плоти Паусирий, Павел и Феодотион жили в Египте в третьем веке.Паузирий и Павел исповедали свою веру во Христа и приняли мученическую смерть при Диоклитиане (284–305). Феодотион принял христианство, увидев их мученическую кончину.…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Филон, епископ Колпастейский, Критский
Святитель Филон, епископ Колпастейский (Критский) Мирно скончался в пятом веке. Он написал комментарий к Пятикнижию и к Песне Песней.
Читать житие
Тропарь и кондак
Священномученик Филиппик и мученик Варсим
Священномученик Филиппик пресвитер и мученик Варсим и два брата были обезглавлены за исповедание веры во Христа.
Читай житие
Тропарь и кондак
Святой Макарий
На данный момент информация отсутствует.
Читай Жизнь
Тропарь и Кондак
Ежедневные чтения | Свято-Тимофеевская Православная Церковь
Преподобная Ксения Римская и две ее служанки
Святая Ксения Римская, в миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора. Она с юности любила Бога и желала избежать устроенного ей брака. Она тайно покинула родительский дом с двумя преданными ей слугами и отправилась в плавание на корабле.Промыслом…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Герасим, епископ Пермский
Святитель Герасим, епископ Великий Пермский и Усть-Вымский, третий епископ новопросвещенного зырянского народа, был достойный преемник святителя Стефана, просветителя Пермского (память 26 апреля). Возведен на Пермскую кафедру где-то после 1416 г., участвовал во многих церковных…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Иоанн Казанский
Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в граде Казани 24 января. , 1529.При великом князе Василии татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и доставлены в Казань. Среди них был и бесстрашный Иоанн. Когда…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Вавила Сицилийский и два его ученика: Тимофей и Агапий
Святые мученики Вавила Сицилийский и два его ученика Тимофей и Агапий жили в третьем веке на окраине Рима . Святой Вавила родился в городе Реуполии в богатой семье и был воспитан родителями в христианской вере.Еще в юности он оставил…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святой Македоний Сирийский отшельник
Святой Македоний, сирийский отшельник, жил в конце четвертого и начале пятого века. Когда он впервые встал на путь подвижничества, он вел жизнь странника, скитаясь по городам Финикии, Киликии и Сирии. После этого сорок пять лет провел в…
Читать житие
Тропарь и кондак
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского (память 22 января) произошло в 638 г. , через десять лет после его мученической кончины. Есть три традиции относительно его мощей. По первой, которую принимает и английский историк святой Беда (27 мая), мощи были перенесены в…
Преподобный Дионисий Олимпийский
Святой Дионисий Олимпийский родился в семье небогатых родителей в селе Платина. Когда он был младенцем, над его кроваткой сиял Крест. Увлекшись молитвой и чтением духовных книг с юности, святой Дионисий после смерти родителей решил постричься в монахи. С этой целью он…
Читать житие
Тропарь и кондак
Преподобный Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне
Святитель Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне, жил в конце Х века.
Читать житие
Тропарь и кондак
Блаженная Ксения Петербургская
Святая Ксения жила в восемнадцатом веке, но мало что известно о ее жизни и ее семье. Большую часть своей жизни она провела в Петербурге при императрицах Елизавете и Екатерине II. Ксения Григорьевна Петрова была женой армейского офицера майора Андрея Петрова. После…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученики Феодотион, Павел и Паусирий
Святые мученики и братья по плоти Паусирий, Павел и Феодотион жили в Египте в третьем веке. Паузирий и Павел исповедали свою веру во Христа и приняли мученическую смерть при Диоклитиане (284–305). Феодотион принял христианство, увидев их мученическую кончину.…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Филон, епископ Колпастейский, Критский
Святитель Филон, епископ Колпастейский (Критский) Мирно скончался в пятом веке. Он написал комментарий к Пятикнижию и к Песне Песней.
Читать житие
Тропарь и кондак
Священномученик Филиппик и мученик Варсим
Священномученик Филиппик пресвитер и мученик Варсим и два брата были обезглавлены за исповедание веры во Христа.
Читай житие
Тропарь и кондак
Святой Макарий
На данный момент информация отсутствует.
Читать житие
Тропарь и кондак
Церковь святых Петра и Павла
Преподобная Ксения Римская и две ее служанки
Святая Ксения Римская, в миру Евсевия, была единственной дочерью именитого римского сенатора. Она с юности любила Бога и желала избежать устроенного ей брака. Она тайно покинула родительский дом с двумя преданными ей слугами и отправилась в плавание на корабле.Промыслом…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Герасим, епископ Пермский
Святитель Герасим, епископ Великий Пермский и Усть-Вымский, третий епископ новопросвещенного зырянского народа, был достойный преемник святителя Стефана, просветителя Пермского (память 26 апреля). Возведен на Пермскую кафедру где-то после 1416 г., участвовал во многих церковных…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Иоанн Казанский
Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в граде Казани 24 января. , 1529.При великом князе Василии татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и доставлены в Казань. Среди них был и бесстрашный Иоанн. Когда…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученик Вавила Сицилийский и два его ученика: Тимофей и Агапий
Святые мученики Вавила Сицилийский и два его ученика Тимофей и Агапий жили в третьем веке на окраине Рима . Святой Вавила родился в городе Реуполии в богатой семье и был воспитан родителями в христианской вере.Еще в юности он оставил…
Читать житие
Тропарь и кондак
Святой Македоний Сирийский отшельник
Святой Македоний, сирийский отшельник, жил в конце четвертого и начале пятого века. Когда он впервые встал на путь подвижничества, он вел жизнь странника, скитаясь по городам Финикии, Киликии и Сирии. После этого сорок пять лет провел в…
Читать житие
Тропарь и кондак
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского
Обретение мощей преподобного Анастасия Персидского (память 22 января) произошло в 638 г. , через десять лет после его мученической кончины.Есть три традиции относительно его мощей. По первой, которую принимает и английский историк святой Беда (27 мая), мощи были перенесены в…
Преподобный Дионисий Олимпийский
Святой Дионисий Олимпийский родился в семье небогатых родителей в селе Платина. Когда он был младенцем, над его кроваткой сиял Крест. Увлекшись молитвой и чтением духовных книг с юности, святой Дионисий после смерти родителей решил постричься в монахи. С этой целью он…
Читать житие
Тропарь и кондак
Преподобный Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне
Святитель Филофей, основатель Филофейского монастыря на Афоне, жил в конце Х века.
Читать житие
Тропарь и кондак
Блаженная Ксения Петербургская
Святая Ксения жила в восемнадцатом веке, но мало что известно о ее жизни и ее семье. Большую часть своей жизни она провела в Петербурге при императрицах Елизавете и Екатерине II. Ксения Григорьевна Петрова была женой армейского офицера майора Андрея Петрова. После…
Читать житие
Тропарь и кондак
Мученики Феодотион, Павел и Паусирий
Святые мученики и братья по плоти Паусирий, Павел и Феодотион жили в Египте в третьем веке.Паузирий и Павел исповедали свою веру во Христа и приняли мученическую смерть при Диоклитиане (284–305). Феодотион принял христианство, увидев их мученическую кончину. …
Читать житие
Тропарь и кондак
Святитель Филон, епископ Колпастейский, Критский
Святитель Филон, епископ Колпастейский (Критский) Мирно скончался в пятом веке. Он написал комментарий к Пятикнижию и к Песне Песней.
Читать житие
Тропарь и кондак
Священномученик Филиппик и мученик Варсим
Священномученик Филиппик пресвитер и мученик Варсим и два брата были обезглавлены за исповедание веры во Христа.
Читай житие
Тропарь и кондак
Святой Макарий
На данный момент информация отсутствует.
Читай житие
Тропарь и кондак
EUH 4584 – Средневековая Русь
Неделя 1 (8–12 января): введение
- Вторник: История слов: Русь, Россия, русский; см. карту Уппланда (где Рослаген отмечен красным) и изображение Рослагена
- Четверг: Где была средневековая Русь? География Восточной Европы; см. карты России, северо-западного региона, бассейна реки Волги, бассейна реки Днепр и Волыни в пределах Украины; см. также изображения Уральских гор, Новгородской области, Ладожского озера, Онежского озера, района Валдайских высот, реки Волги (под Ржевом), реки Днепр (в Киеве), Смоленска, Ярославля, Московского Кремля, Луцкого крепость на Волыни, Буковина у подножья Карпат, долины рек Оки, Десны и Клязьмы, Нижний Новгород, лось и куница
.
Неделя 2 (15–19 января): источники
Неделя 3 (22-26 января): славяне, хазары и другие
- Вторник: Восточная Европа в раннем средневековье (VI–IX вв.) [Дмитришин 2–6]; прочитайте абзац в «Гетике» Иордана, в котором упоминаются народы, представленные Эрманарихом; увидеть изображение памятника Шатрище и типичных для рязанско-окской группы серебряных гривен; см. распределение памятников группы длинных курганов на северо-западе России и изображение сопки; увидеть деревянную чашу с медвежьей ручкой из Ванвиздино и образцы бронзовых фигурок, использовавшихся местными шаманами по Вятке и Каме
90 495 Четверг: классное задание №1. Хазары; увидеть портреты Артура Кестлера и Ицхака Бен Цви; увидеть карты Хазарии и конфликтов в ее истории; увидеть вид недавних раскопок под Астраханью на месте, которое (ошибочно) считается Волгой; увидеть вид с воздуха и модельную реконструкцию Саркела, а также дирхем, отчеканенный в Хазарии, с (арабской) надписью, в которой Моисей упоминается как пророк Бога; см. образцы изогнутой сабли, введенной хазарами в военное снаряжение восточноевропейских степных земель
Неделя 4 (29 января – 2 февраля): Пришествие варягов
Неделя 5 (5-9 февраля): От обращения Ольги до обращения Владимира
Неделя 6 (12–16 февраля): Мученики и наемники (10:15–11:25)
Неделя 7 (19-23 февраля): Общество Киевской Руси
Неделя 8 (26 февраля — 2 марта): Последний век Киевской Руси (1140-1240)
Неделя 9 (5–9 марта): Весенние каникулы (без занятий)
Неделя 10 (12–16 марта): Золотая Орда
Неделя 11 (19-23 марта): Русские земли в составе Золотой Орды
- Вторник: династическое и экономическое восстановление [ Мартин 175-186; Дмитришин 99-105, 114-119]; см. карту княжеств северной Руси первой половины XIV века; увидеть вид с воздуха на Тверь и вид на Кострому; увидеть виды на Переяславль-Залесский и укрепленную Даумантасом цитадель Пскова; см. список ханов Золотой Орды, вид на руины крепости Исакча и серебряную монету, отчеканенную на имя Ногая
- Четверг: Внутридинастическая конкуренция и возвышение Москвы [ Мартин 187-219 ; Дмитришин 190-198]; посетить Москву и увидеть икону митрополита Петра, погребенного в Успенском соборе; см. монету, отчеканенную для Болеслава-Юрия II
Неделя 12 (26-30 марта): Восстание Даниловичей
Неделя 13 (2-6 апреля): Объединение и централизация Московии
Неделя 14 (9-13 апреля): внутренняя консолидация Москвы
- Вторник: Московское хозяйство и управление [ Мартин 298-330; Дмитришин 261-275]
- Четверг: Политическая интеграция [Мартин 330-335]
Неделя 14 (16-20 апреля): Внешняя политика и внешняя торговля
- Вторник: отношения Московии с европейскими соседями [ Мартин 336-347]
- Четверг: Отношения Москвы с татарскими ханствами [ Мартин 347-363]
Неделя 15 (23-27 апреля): Иван Грозный
- Вторник: Классное задание №5.