Монастырь в костомарово воронежской области официальный сайт: Костомаровский Спасский женский монастырь
Содержание
Спасский женский монастырь с. Костомарово / Монастырский вестник
Епархия:
Россошанская
Адрес:
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Смотреть на карте
Телефон:
+7(473-94)54-637
E-mail:
Сайт:
kostomarovo.ru
дата восстановления:
1997
История
О времени создания пещер не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. Гипотеза о возникновении пещер в первые века христианства, была выдвинута в конце XIX – начале XX века археологом Струковым Д. М. Он делал свои выводы на основании того, что пещерные храмы Подонья были созданы в соответствии с древними традициями первохристианских культовых сооружений Рима, Палестины, Сирии, Афона и Кавказа.
Читать подробнее
Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.
Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.
Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.
После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).
В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.
В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.
9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.
До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.
Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.
Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.
Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.
В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.
С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.
Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.
Игумения Елена (Золотухина)
подробнее
Святые и подвижники благочестия
17 / 30 Сентября
Мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София
8 / 21 Мая
Преподобный Арсений Великий
2 / 15 Января, 19 Июля / 1 Августа
Преподобный Серафим Саровский
Праздники и чтимые даты
16 / 29 Августа
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
2 / 15 Января
Преставление преподобного Серафима Саровского
19 Июля / 1 Августа
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Показать ещё
2 / 15 Января
Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
17 / 30 Сентября
День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
5 / 18 Февраля
Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Святыни и святые источники
Икона «Святое Семейство – учитель труда»
Источник Тихвинской иконы Божией Матери.
Ковчег с частицами Креста Господня, мощей свт. Митрофана Воронежского, прп. Германа Соловецкого, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского, прп. Георгия Затворника, камень горы Голгофы.
Показать ещё
Ковчег с частицей мощей преподобного Арсения Великого.
Ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.
Икона Божией Матери «Костомаровская».
Храмы и Богослужения
Пещерный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса
О соборе
Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.
9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины.
До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.
Над входом в пещерный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь мучениц . Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.
Богослужения в храме совершаются в праздники: Рождество Христово, Пасха Христова, Троица, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, Успение Пресвятой Богородицы, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа; День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Начало ночного богослужения в 23.00. Литургия в уставном порядке монастыря в зависимости от дня недели, на который выпадает указанный праздник.
Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
1997 г.
Расписание Богослужений
Каждый день
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
17 : 0 | Вечернее богослужение |
По: пнд. , втр., сред., четв., пятн., праздники
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 0 | Божественная литургия |
По: суб., праздники
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 30 | Божественная литургия |
Храм в честь преподобного Серафима Саровского .
1903 г.
О соборе
Храм был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.
Богослужение в монастыре
Каждый день
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
17 : 0 | Вечернее богослужение |
По: пнд. , втр., сред., четв., пятн., праздники
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 0 | Божественная литургия |
По: суб., праздники
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 30 | Божественная литургия |
По: вск., праздники
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
8 : 0 | Божественная литургия |
Служение
Просветительская деятельность
С детьми в КУВО «Подгоренский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», расположенного в с. Сагуны Подгоренского района Воронежской области сестры монастыря проводят просветительские беседы на нравственно-религиозные темы
В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.
фотогалерея
Социальная деятельность
За материальной помощью в обитель обращаются
малоимущие семьи. Престарелым людям монастырь помогает вспахивать огороды,
ремонтировать хозяйственные постройки, пенсионерам оплачивает подписку
периодических изданий. Монастырь
активно сотрудничает с КУВО
«Подгоренский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,
расположенного в с. Сагуны Подгоренского района Воронежской области, оказывает
материальную помощь в виде продуктов питания и денежных средств.
фотогалерея
фотогалерея
все фотографии
Новости
12 апреля 2022
Глава Воронежской митрополии возложил на настоятельницу Костомаровского монастыря наперсный крест с украшениями
/Новости епархиальных монастырей
02 декабря 2021
В Воронежской митрополии прошла монашеская секция регионального этапа XXX Международных Рождественских чтений
/Новости епархиальных монастырей
12 апреля 2022
Глава Воронежской митрополии возложил на настоятельницу Костомаровского монастыря наперсный крест с украшениями
/Новости епархиальных монастырей
02 декабря 2021
В Воронежской митрополии прошла монашеская секция регионального этапа XXX Международных Рождественских чтений
/Новости епархиальных монастырей
Все новости
Публикации
Игумения Елена (Золотухина)
Стать как можно проще пред Богом и как можно смиреннее пред людьми
/Интервью
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Чему можно поучиться у христиан Египта?
/Интервью
Костомаровский Спасский женский монастырь
Воронежский Синай, или пещерная обитель
/Статьи
Игумения Елена (Золотухина)
Стать как можно проще пред Богом и как можно смиреннее пред людьми
/Интервью
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Чему можно поучиться у христиан Египта?
/Интервью
Костомаровский Спасский женский монастырь
Воронежский Синай, или пещерная обитель
/Статьи
Все публикации
Как добраться?
На общественном транспорте:
Из Воронежа по железной дороге через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Далее до села Костомарово можно доехать на такси или попутным транспортом.
На автомобиле:
Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 “Дон”. После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем “Острогожск”. Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели “Монастырь”.
Из Воронежа можно проехать и другой дорогой, выехав из Юго-Западного района, в направлении города Курск, свернуть на Острогожскую дорогу, далее не заезжая в Острогожск, через Каменку в Костомарово.
Проехать в Костомарово через Острогожск можно и из Ленинского района, двигаясь по улице Острогожской в направлении поселка Шилово. Далее через село Гремячье выезд на Острогожскую дорогу.
Возврат к списку
Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь / Россошанская и Острогожская епархия
Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь
Спасский женский монастырь расположен в двух километрах от правого берега реки Дон близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. О времени создания Костомаровских пещерных храмов, не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения, устные предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно трудно определить. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов.
В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства.
Следуя этой гипотезе, невозможно не заметить поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали жилища, храмы и монастыри. До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей. Очевидно, тем же целям служили и Донские пещерные храмы, укрывавшие древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. Но самым главным для их создателей было то, что пещера являлась тем тихим и безмолвным недром, которое идеально подходило для глубокой внимательной молитвы, где ничем не развлекаемый ум всецело устремлялся к Богу. По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. Эти факты позволяют с большой степенью достоверности говорить не только о единой христианской традиции пещерного зодчества, но и о принадлежности создателей пещерных монастырей единому историческому периоду.
Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси VIII-X вв., когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы.
О вероятности этих двух гипотез может говорить тот факт, что еще до новой эры Дон был могучей полноводной артерией, связывающей северо-восточные племена с греческими колониями, в частности с Гераклеей Понтийской, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Таким образом, как гонимые первые христиане, так и бежавшие от иконоборцев византийские монахи могли идти на Средний Дон хорошо известным древнему миру путем, распространяя и укрепляя в этих краях христианскую веру. Известный русский церковный историк и богослов А. В. Карташов в своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» говорит о том, что в VII-VIII вв. на территории Хазарского ханства в русской части народонаселения Хазарии посланники из Византии вели активную проповедь христианства. Результатом этой проповеди стало создание внутри каганата православной христианской епархии со своим епископом. Территория Среднего Дона, где расположена Костомаровская пещерная обитель, входила в состав древнего Хазарского ханства. Этот факт может служить косвенным подтверждением вероятности создания пещерных храмов Подонья в период с VII по X вв. как монахами-миссионерами, так и гонимыми подвижниками, бежавшими в наши края от иконоборцев. В Воронежской области насчитывается около 50 рукотворных подземных сооружений, из которых приблизительно 40 относятся к храмам и местам жития православных подвижников. Большинство из них на протяжении многих десятилетий находятся в заброшенном состоянии. Используя сравнительный метод Д. М. Струкова, можно с полным основанием говорить о том, что все они имеют единый принцип внутреннего устроения. Интересно, что в некоторых из них (в пещерах близ села Гороховка, В-Мамонского р-на), сохранились декоративные охристые линии с христианской символикой. Подобные линии часто встречаются в местах захоронения христианских мучеников в Римских катакомбах, а также они использовались как элементы орнамента в пещерных храмах Каппадокии.
Начиная с X века до 2-й половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены. В Никоновской летописи говорится, что митрополит Московский Пимен, проходя в 1389 году в Константинополь по среднему и нижнему Дону, отметил чрезвычайную опустошенность этих мест. Его спутник диакон Игнатий Смольянин в «Хождении Пименове в Царьград» писал: «Бысть же путное шествие печально и унынливо: бяше бо пустыня зело, не бяше бо видети там ни града, ни села,.. точию места пустошь все и не населено; не бе бо видети человека, точию пустыня велия и зверей множество». Длительным запустением этих мест и страшными последствиями набегов кочевников, вполне можно объяснить отсутствие каких-либо достоверных свидетельств о времени возникновения и создателях Спасского монастыря и других пещерных обителей.
Другую гипотезу о возникновении пещерных монастырей выдвинули в конце XIX века краеведы П.В. Никольский и В. Н. Тевяшов. Они считали, что эти обители возникли не ранее XVII столетия, и их создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими из родных мест от жестоких преследований польской шляхты и унии. Это подтверждают и первые письменные свидетельства о существовании Дивногорского мужского монастыря, датируемые серединой XVII века (челобитные игумена Гурия царю Алексею Михайловичу). По мнению Никольского, монахи-переселенцы, сохраняя любовь к святым киевским пещерам, начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Следует отметить, что пещеры Дивногорья, Белогорья и Костомарова имеют одну общую характерную особенность – сразу от входа мы попадаем в неожиданно большое пространство храма, высокие сводчатые потолки которого опираются на массивные меловые столпы, и уже от него идут многочисленные разветвления подземных ходов. Киевские пещеры устроены иначе: небольшие пещерные храмы находятся в глубине протяженных извилистых коридоров, в нишах которых почивают мощи святых преподобных отцов. Следовательно, если принимать гипотезу Никольского, то возникает вопрос: почему иноки-малороссы создали подземные храмы в значительно большей степени напоминающие древние каппадокийские, нежели киевские? Однако Никольский допускает предположение, что подвижники нашли уже готовые, заброшенные пещерные храмы и продолжили их расширение и углубление.
О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период можно назвать новым этапом в строительстве пещерных комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне. Очевидно, вдохновленные подвигом своих предшественников, они усиленно трудились над извилистыми ходами в меловых горах, удивительным образом повторяя конструктивную идею и архитектурные элементы древних пещерных храмовых комплексов. Существует мнение, что Костомаровские пещеры в этот период времени были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось большое число схимников. Но никакого документального подтверждения этому преданию не найдено. Однако уже в наши дни старожилы села Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и прадедов о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках. Убедительных и достоверных свидетельств о монашеской жизни в Костомаровских пещерах мы не находим и в документах периода XVIII-XIX веков, несмотря на тщательный учет всех действующих храмов и монастырей, который вели консистории в данную историческую эпоху, и истинное положение нашего монастыря на протяжении нескольких столетий пока остается загадкой.
В XX столетии после революции 17-го года две хорошо известные пещерные обители: Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно несли свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью в те времена пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои предсказания, по примеру многих святых, он облекал в притчи, смысл которых становился понятным после совершения предсказанных событий. Так, те храмы, которые горько оплакивал старец, после революции были разрушены. Незадолго до начала Великой Отечественной войны блаженный Петр делал из придорожной пыли холмики, похожие на могилы. Обладал он и даром врачевать душевные и телесные недуги. Многие сельские жители, страдающие тяжелыми болезнями, получали от него ощутимую помощь и исцеление, о чем сохранились письменные свидетельства очевидцев. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он скончался. Но существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом и объявили, что это скончавшийся Петр Еремеенко. Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть это предание. Несомненно, блаженный старец Петр был великим подвижником веры и благочестия, освятившим своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в годы кровавых гонений и поддержавшим своими благодатными дарами дух простого народа в трудные безбожные времена. Сейчас в память о молитвенных подвигах этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеева.
Когда старец Петр навсегда покидал Костомаровские пещеры, он сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Эти слова оказались пророческими. В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в пещерном храме села Костомарово официально было разрешено совершать богослужения. Община, которая образовалась вокруг Спасского храма, по своему укладу напоминала монастырь, куда из разных мест приезжали паломники и духовно страждущие люди. В эти годы в пещерной церкви подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Он был уроженцем села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, имя его было Андрей Васильевич Попов. Во время войны в одном из кровопролитнейших боев он единственным из всех однополчан остался в живых. После сражения его тяжело раненым подобрали подоспевшие русские солдаты и отправили в госпиталь. Придя в себя, Андрей Васильевич принял решение всю свою жизнь посвятить Господу. Вернувшись с фронта, он в скором времени удалился в Костомаровские пещеры. В Спасском храме, по свидетельству очевидцев, он вместе с другими подвижниками расширил и углубил пещерные ходы и создал второй придел в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. В этот период в блаженном Андрее открылся дар прозорливости, который он покрывал притчами и юродством. Пребывая в многолетнем затворе, блаженный старец претерпел сильную духовную брань, которую отразил в своем письменном творчестве, имеющем своеобразную художественную форму, изобилующую иносказаниями и пророчествами по подобию псалмов. Незадолго до нового закрытия Костомаровских пещер блаженный Андрей подвергся нападению со стороны представителей власти во главе с председателем Юдинского сельсовета. Его жестоко избили, опалили бороду свечами и хотели арестовать. Но Господь чудесным образом избавил его от обидчиков. Последние годы жизни старец провел в семье благочестивой женщины, недавно почившей. В ее доме под печкой он вырыл себе пещерку, где продолжил свои затворнические подвиги. Умер блаженный Андрей в 1982 году и был похоронен в селе Залужное Лискинского района Воронежской области.
9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но, промыслом Божиим, этому плану не дано было осуществиться.
До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. Стены закоптили факельной гарью и изрезали различными надписями случайные посетители и искатели приключений. Некоторые особо «предприимчивые» люди из числа местных жителей для устройства своих погребов спилили древние меловые дивы, расположенные над храмами. Уцелели только две живописные скалы над входом в Спасский храм и причудливая дива в виде башни, у подножия которой заметен обвалившийся спуск.
В 1993 году начались работы по расчистке Костомаровских пещер. На протяжении нескольких лет ими руководил протоиерей Александр Долгушев, который в то время был благочинным Острогожского округа Воронежской епархии. В 1997 году здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова). С этих трех сестер и началась монашеская жизнь в древней обители. Много душевных и телесных сил пришлось им приложить, чтобы на пустом месте возродить монастырь. Но Божие благословение было на этом месте, и «процвела пустыня, яко крин». В монастырь стали приходить новые сестры, желающие нести подвиг монашеского жития.
За минувшие полтора десятилетия были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построены храм Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения. Монастырь имеет гостиницу для размещения паломнических групп на 70 мест.
Спасский женский монастырь в настоящее время посещает большое число паломников из разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Эта обитель привлекает не только удивительной и своеобразной красотой природы. Ее пещерные храмы свидетельствуют о поразительной, непостижимой духовной силе, которой обладали их безымянные создатели. Недостижимость и сокровенность их подвигов, твердое, неотступное стремление к своему Творцу, навеки запечатленное в могучих меловых сводах и столпах пещерных храмов, безмолвно смиряют нашу гордыню и пробуждает в душе память о вечном.
Костомаровский женский монастырь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Воронеж, Центр, Россия
Костомаровский Спасский женский монастырь совсем рядом с трассой М4, но на противоположном берегу реки. Если идти с севера, то надо свернуть на Лиски, а если с юга, то за Павловском на Подгоренский.
Согласно легенде, монастырь был основан христианскими монахами, бежавшими из Византии в 8 веке. То есть пещерный женский монастырь появился там за два века до Обращения Руси. Однако эта легенда не имеет подтверждений. Так, предполагается, что Костомаровский женский монастырь, как и близлежащий Дивногорский монастырь, был основан в XVII веке монахами и казаками из Новороссии.
Пещерный собор Спаса Нерукотворного Спаса Нерукотворного Костомаровского Спасского монастыря
Мозаичные иконы над входом в Собор Спаса Нерукотворного Костомаровского Спасского монастыря
Костомаровский Спасский женский монастырь расположен в небольшой долине между двумя меловыми горами. Внизу расположены жилые и хозяйственные постройки, а также церковь Взыскания заблудших, в которой хранится Костомаровская икона Божией Матери. Над церковью возвышается гора под названием Голгофа.
В горе раскопаны два пещерных храма: Собор Образа Спаса Нерукотворного и Церковь Серафима Саровского. Собор Спаса Нерукотворного Образа является главным храмом монастыря. Вход в примадонную скалу, а весь собор находится под поражающей воображение своими размерами скалой. Собор вмещает около двух тысяч человек, а потолок поддерживается 12 меловыми колоннами. По переходу можно пройти в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Далее – отшельническая келья, братская усыпальница и небольшая часовня.
Паломническая тропа спускается по склону горы от Собора Спаса Нерукотворного Образа. Рядом с дорожкой три кельи монахов-столпников. Над одной из келий была построена красивая часовня. Там же находится церковь Серафима Саровского. Он не такой большой, как собор Спаса Нерукотворного, но имеет очень красивый иконостас с иконами, высеченными прямо в меловой скале.
Тропа к Покаянной пещере Костомаровского Спасского монастыря
Углубления с иконами в стенах извилистого прохода к Пещере Покаяния
В конце паломнического пути находится небольшая часовня, служащая входу в Пещеру Покаяния. Это длинный узкий подземный переход с иконами и свечами на стенах. Потолок ее опускается и чтобы войти в саму пещеру нужно согнуться вдвое. На протяжении нескольких столетий сюда приходили исповедоваться.
Паломническая тропа проходит по склону горы Голгофа. После Пещеры Покаяния паломники обычно поднимаются на гору. На горе деревянный крест и большая часовня Распятия.
Если у вас есть время, вам следует сходить на Святой источник иконы Божией Матери Тихвинской. Он находится на берегу реки Дон. За деревней Костомарово поворот на грунтовую дорогу (на всех перекрестках нужно поворачивать направо).
Костомаровский Спасский женский монастырь | Россия
Происхождение Костомаровского Спасского женского монастыря достоверно неизвестно, но считается, что он был основан как монастырь в 17 веке монахами с Украины, поселившимися здесь вместе с казаками. Возможно, однако, что монастырь на самом деле намного старше, и есть даже теория, что он восходит к тому времени, когда христианство впервые пришло в Россию.
Первые письменные свидетельства о монастыре относятся к концу XVIII века, когда он упоминается как скит Белогорского Воскресенского монастыря. После революции монастырь был закрыт, хотя некоторые монахи тайно оставались здесь. Одним из таких монахов был старец Петр, который, когда его обнаружили в конце 1930-х годов, был заключен в тюрьму и, как говорят, позже умер в тюрьме. Во время Второй мировой войны бывший монастырь находился на оккупированной территории и, как говорят, некоторые местные жители прятались в пещерах. Вскоре после войны Спасскому собору разрешили вновь открыться, но в 1959 он был снова закрыт антирелигиозной политикой Хрущева. В 1997 году территория была возвращена Православной церкви и вновь открыта, но уже как монастырь, а не монастырь.
Спасский собор
Главным собором монастыря является Спасский собор, который включает в себя пещеру, украшенную куполами, колокольню и иконы над входом. Точная дата его создания неизвестна. Внутри собора находится икона Костромаровской Божией Матери, которая, как считается, была подарена монастырю императором Александром I. Икона была специально написана на металле, чтобы ее можно было хранить в сыром пещерном соборе. После революции икона не была уничтожена, но в нее стреляли шесть раз, и до сих пор видны следы от пуль.
Церковь Серафима Саровского
По мере того, как вы будете идти дальше по холму от Спасо-Чудотворного собора, вы пройдете несколько пещер, которые использовались в качестве келий для монахов, и в конце концов доберетесь до церкви Серафима Саровского. Церковь была впервые построена в пещере в 1903 году. Ее вход украшен зеленым куполом на меловой башне.
Исповедальная церковь
В конце пути находится пещерная церковь, известная как Исповедальная церковь. Со стороны она выглядит как небольшая часовня, но внутри находится самая длинная пещера во всем комплексе. Его стены украшены керамическими иконами, которые не боятся сырости.
Иконный храм «Взыскание заблудших»
У подножия холма стоит более стандартный храм-икона «Взыскание заблудших». Это современная пристройка, представляющая собой единое купольное сооружение с пристроенной трапезной.
Часовня Распятия
Наконец, на вершине холма стоит маленькая и простая Часовня Распятия.