Мощи игнатия брянчанинова: Мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Введенский Толгский женский монастырь / Монастырский вестник

Разное

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Введенский Толгский женский монастырь / Монастырский вестник

13 мая (н.ст.)


Тропарь святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского

глас 8

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.

Кондак святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского

глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче помолися.

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.


Епископ Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 (17) февраля 1807 — 30 апреля (11 мая) 1867) — епископ Православной Российской Церкви. Богослов, ученый и проповедник.


Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.


Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.


В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.


Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (30 апреля 1867) он отдал работе над духовными сочинениями.


Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6—9 июня 1988). Память — 30 апреля по юлианскому календарю. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Святитель Игнатий Брянчанинов — епископ Православной российской церкви. Богослов, ученый и проповедник. Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном Соборе РПЦ 1988 года.

Святитель Игнатий (в святом Крещении Димитрий) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, и принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле.

Детство святителя прошло в родовом имении Брянчаниновых – селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии (усадьба, кстати, сохранилась до настоящего времени и в 2000 году передана в ведение Вологодской епархии).

Усадьба Брянчаниновых в селе Покровское

Всего в семье Брянчаниновых было девять детей. Димитрий был старшим. Среди братьев он выделялся своими незаурядными способностями в учении: домашнее образование он завершил в том числе с прекрасным знанием латинского и греческого языков. Родители возлагали на него большие надежды.

Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. Он часто любил оставаться под тенью вековых деревьев обширного сада и там погружался в глубокие думы.

Когда ему исполнилось 15 лет, в 1822 году, по настоянию отца, Димитрий поступил в Военное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет в Санкт-Петербурге), которое закончил в 1826 году. Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке.

Перед юношей открывалась блестящая светская карьера. Происхождение, воспитание и родственные связи открыли перед ним двери самых аристократических домов столицы. В годы учения Димитрий Брянчанинов был желанным гостем во многих великосветских домах; он считался одним из лучших чтецов-декламаторов в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина (здесь, на литературных вечерах он познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым). Уже в это время обнаружились незаурядные поэтические дарования святителя Игнатия, которые впоследствии нашли свое выражение в его аскетических произведениях и сообщили многим из них особый лирический колорит. Литературная форма многих его произведений свидетельствует о том, что их автор учился русской словесности в эпоху Карамзина и Жуковского и впоследствии выражал свои мысли прекрасным литературным русским языком.

Петербург начала XIX века

Светский бал в традициях начала XIX века

По многим внешним обстоятельствам судьба святителя Игнатия (Брянчанинова) должна была сложиться больше как светская карьера, нежели духовное служение. Но уже тогда Святитель Игнатий резко отличался от окружающего мира. В нем не было слепого преклонения перед Западом, он не увлекался тлетворным влиянием времени и приманками светских удовольствий. Чуткий ко всякой фальши святитель Игнатий с горечью замечал, что объектом изображения светского искусства является, прежде всего, зло. Он с резкой критикой относился к литературным произведениям, в которых воспевались так называемые «лишние люди», «герои», творящие зло от скуки, подобные Печорину Лермонтова и Онегину Пушкина. Считая, что такая литература наносит серьезный вред неискушенным душам читающей молодежи, Святитель написал в 1847 году для массового издания священную повесть о ветхозаветном библейском герое — праведном Иосифе, образе чистоты и целомудрия. В предисловии к повести он писал: «Желаем, чтоб многие из последователей Печорина обратились в последователей Иосифа».

В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

Дмитрий принимается за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

В годы учения Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Он знакомится с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство с иеромонахом Леонидом (будущий оптинский старец Лев).

Несмотря на сословную принадлежность дворянству, святителю предстояло пройти совершенно особый путь – служения Богу в монашеском звании, превозмогая всевозможные на этом пути препятствия. Ещё до окончательного экзамена он подаёт прошение об отставке, желая принять монашество. Но прошение не было удовлетворено, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку.

Сразу по отставке он начинает свой духовный путь послушником в Александро-Свирском монастыре под руководством о. Леонида. Примерно в это время будущий святитель написал «Плач инока», о котором его современник писал: «Едва ли кто поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей».

Пробыв послушником в нескольких монастырях (сначала в Александро-Свирском монастыре, затем — в Оптиной пустыни), в июне 1831 году, в возрасте 24 лет, в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. Через несколько дней инок Игнатий был рукоположен во иеродиакона, а еще через три недели принял сан иеромонаха (священника). В самом конце 1831 года был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.

28 мая 1833 года иеромонах Игнатий был возведён в сан игумена и был направлен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, для восстановления пришедшего в запустение монастыря. А 1 января 1834 года, в Казанском соборе, игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита. В должности настоятеля пустыни он оставался до 1857 года и за это время ему удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка.

Троице-Сергиева пустынь под Санкт-Петербургом

Архимандрит Игнатий совмещал почти несовместимые должности: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время благостным старцем-духовником. В 27 лет он уже имел дар принимать по­мыслы своих пасомых и руководить их духовной жизнью. По собственному признанию отца Игнатия, служение живым словом было его основным занятием, которому он отдавал все свои силы.

Круг знакомых у отца Игнатия был весьма обширен. Епископы, настоятели мона­стырей, иноки и простые миряне обращались к нему со своими просьбами, зная, что любвеобильное сердце отца Игнатия откликнется на их нужды. В Сергиевой пустыни к отцу Игнатию непрестанно приходили посетители всех положений и рангов. С каждым нужно было побеседовать, каждому нужно было уделить время. Весьма часто приходилось выезжать в Петербург и бывать в домах знатных благотворителей его обители. Несмотря на такой, внешне казалось бы, рассеянный образ жизни, в душе архимандрит Игнатий оставался аскетом-пустынником. Он умел при любых внешних условиях жизни сохранять внутреннюю сосредоточенность, непрестанно совершать Иисусову молитву. В одном из писем отец Игнатий писал о себе: «Я, проведя начало своего ино­чест­ва в уединеннейших монастырях и напитавшись понятиями строгой аскетики, сохранял это направление в Сергиевой пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете скитянином».

Там, в уединенной комнате, отец Игнатий проводил бессонные ночи в молитве и слезах покаяния. Но, как истинный раб Божий, руководствуясь духом смирения, он умел скрывать от взора людей свои подвиги.

В Сергиевой пустыни он, несмотря на крайнюю занятость, написал и боль­шинство своих произведений.

Имя архимандрита Игнатия знали во всех слоях общества. Весьма со мно­гими духовными и светскими лицами отец Игнатий переписывался. Так, Н. В. Гоголь в одном из своих писем с большим уважением отзывается об отце Игнатии. Извест­ный адмирал Нахимов — герой Крымской войны с благоговением принял икону святителя Митрофана Воронежского, присланную ему в Севасто­поль архимандри­том Игнатием. Замечательно его письмо к великому русскому художнику К. П. Брюллову.

27 октября 1857 года в Казанском соборе был поставлен во епископа Кавказского и Черноморского. Хотя своей епархией он управлял только четыре года, ему удалось многое сделать для развития церковной жизни в этом регионе.

Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь, куда после удовлетворения прошения он и выехал 13 октября вместе с несколькими преданными учениками.

16 апреля 1867 года, в Светлый день Пасхи, он отслужил свою последнюю литургию. Больше уже он не выходил из келлии, силы его заметно слабели. А 30 апреля 1867 года, в воскресный день, в праздник Жен Мироносиц, он скончался.

Мощи святителя почивают в Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии. 

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Рака с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова) 

Мощи святителя Игнатия (Брянчанинова)

Для современного человека, желающего серьезно проводить духовную жизнь, творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются незаменимым руководством. В них сосредоточен предшествующий опыт святоотеческой аскетической мысли, и этот опыт святитель Игнатий воплотил в собственной жизни. В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов. Примером взыскания общения с Богом является и сама жизнь святителя Игнатия. Несмотря на то, что наше время существенно отличается от эпохи, в которую жил святитель, его жизненный путь содержит в себе много поучительного для наших современников.

Свои сочинения сам автор разделил на три группы: первые 3 тома — «Аске­тические опыты», включающие статьи, в основном напи­санные в Сергиевой пустыни; 4-й том — «Аскетическая проповедь», куда вошли проповеди, произ­несенные на Кавказе; 5-й том — «Приношение современному монашеству», то есть советы и наставления монашествующим о внешнем поведении и внутреннем делании, 6-й том — «Отечник» — был издан уже после смерти епископа Игнатия. Эта книга содержит высказывания более 80 подвижников по вопросам хрис­тиан­ской аскетики и примеры из их жизни.

Сочинения епископа Игнатия — это не плод размышлений богослова-теоре­тика, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного предания Православной Церкви. В них святитель Игнатий излагает учение святых отцов о христианской жиз­ни, «примененное к требованиям современности». В этом — важная особенность и достоинство его творений.

Еще при жизни епископа Игнатия его творения разошлись по многим обителям Русской земли и получили высокую оценку. Саровская пустынь приняла «Аскетические опыты» с особенной любовью. В Киево-Печерской лавре, Оптиной пустыни, в обителях Санкт-Петербургской, Московской, Казанской и других епархий творения святители были признаны душеспаси­тельными книгами, отражающими аскетическое предание православ­ного подвиж­ничества, применительно к духовным требованиям иночества того времени. Даже на далеком Афоне творения епископа Игнатия получили извест­ность и вызвали благоговейное почитание их автора.

В наши дни неоднократно возникали дискуссии, в которых святителя Игнатия с его последователями противопоставляют Оптинским старцам. Конечно, разница традиций очевидна, но путь святителя Игнатия был настолько же отличен, насколько отличным был путь святителя Феофана Затворника или святого праведного Иоанна Кронштадтского. Господь вел тех и других пусть и разными путями, но к единой цели. При разности духовных служений они стали выразителями единого аскетического предания Православной Церкви. А главное, каждый святой отец Церкви выполняет то духовное призвание, которое уделил ему Бог. При многом общем, что наблюдается у святителя Игнатия и старцев Оптиной пустыни, различие, на наш взгляд, заключалось в следующем. Старцы Оптинские предлагали более деятельное благочестие, тогда как святитель Игнатий – сокровенное умное делание со всеми тонкими особенностями внутренней жизни. Старцы Оптинские постоянно принимали народ, наставляя его высокой нравственности, а святитель всю жизнь искал безмолвия по образу древних подвижников и обучал, как стяжать мир сердца и безмолвие внутреннее. Поэтому и основные сочинения старцев Оптинских – письма с назиданием вопрошавших на самые разные темы, а творения святителя Игнатия – это обобщение аскетического опыта предшествовавших святых отцов касательно внутреннего служения человека Богу, проверенного святителем на собственном опыте.    

Тропарь святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва святителю Игнатию (Брянчанинову)
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Ссылки по теме:
Фильм «УЧИТЕЛЬ ПОКАЯНИЯ. Святитель Игнатий (Брянчанинов)» (2009)

 

Назад к списку

Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, святитель

Родившийся в дворянской семье зажиточных помещиков, епископ Игнатий в юности был направлен в Санкт-Петербургское военное училище, известное учреждение, пользовавшееся покровительством царя Николая I. Он был блестящим учеником, но его сердце не было в учебе. Всего через несколько лет после выпуска инженером он серьезно заболел и воспользовался этим как предлогом для просьбы об увольнении из армии. Привлеченный к религии с раннего возраста, он смог осуществить свою детскую мечту и начать монашескую жизнь. Он провел четыре года в различных монастырях послушником, тесно связавшись со старцем Леонидом Оптинским, прежде чем был пострижен в небольшом монастыре близ родной Вологды и вскоре после этого рукоположен в сан священника.

Однако вскоре царь спросил об офицере, которого мы запомнили как столь одаренного курсанта. Узнав, что с ним сталось, царь немедленно послал за ним со следующими указаниями:

«Ты мне еще нравишься; ты обязан мне за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не пожелал служи мне на том месте, которое я намеревался, но избрал вместо этого путь своих желаний, в таком случае отдай мне свой долг на этом пути. Я даю тебе Сергиевскую Пустынь. Желаю, чтобы ты жил там. и превратить его в образцовый монастырь для всей России».

Долг царю выплачен полностью. Взяв на себя скит, находившийся на окраине Петербурга, молодой иеромонах вскоре построил монастырь с тремя церквями, большими жилыми помещениями и множеством монахов. После двадцати четырех лет настояния Сергиевой пустыни, в 1857 году он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. Однако только через четыре года он вышел на покой и посвятил остаток своей жизни составлению сочинений о подвижнической жизни, а также редактированию и подготовке к печати различных статей, написанных им за эти годы. Кроме того, он вел обширную переписку со своими духовными чадами. Он умер в 1867 году в уединении, которого желал с юности.

Утонченное украшение православного монашества, епископ Игнатий учил о монашеской жизни не только своими аскетически-богословскими сочинениями, но и самой своей жизнью, представившей дивную картину самоотречения и борьбы с грехами, скорбями и болезнями. Его многочисленные письменные труды включают Опыт подвижнической жизни (5 томов), Патерик , Слово на смерть ; и другие. Сам иерарх признавал: «Источник моих писаний в Отцах, они принадлежат Отцам Православной Церкви…»

Опыт аскетической жизни — работа исключительной важности. «Это не моя работа, — утверждает святитель, — поэтому я и могу говорить о ней так свободно. Христианская борьба»… Опыты можно читать вместо Филокалия как более понятные.

Особую ценность представляют, на мой взгляд, его многочисленные письма на разные темы и различного содержания. Как огонь, они зажигают холодные сердца. Как свет, они проникают во мрак греховных помыслов.. В них есть энергия, зовущая к подвигу, и сладкое, вожделенное утешение для всех скорбящих…

В Опытах вы читаете учение отцов наших о внутренней жизни борьбы. Это учение отличается от учения западных писателей тем, что святые отцы ведут к покаянию и оплакиванию своих грехов, тогда как западный писатель часто ведет к духовному наслаждению и самодовольству…

но без скорбей как можно спастись? Болезнь посылает Бог вместо и в восполнение недостатка наших подвигов. Я вижу, что нездоровье мое есть дар Божий — Его epitimia, Его милость…»

В основу его Опытов можно также привести следующие замечательные слова: «Православие есть истинное богопознание и истинное поклонение Богу. Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет Православия. Для спасения необходимо принадлежать Православной Церкви. Вне послушания Церкви нет ни смирения, ни духовного рассудка…

«Что есть смерть? — век, с которого начинается наша истинная жизнь. Человек не должен отчаиваться, как бы велики ни были его грехи, ибо человек не спасается своими добрыми делами, а своей верой во Христа Спасителя, только в делах должна быть его вера.0005

«Молитва прогоняет скверные помыслы и наполняет ликованием… Нельзя поддаваться унынию. Наоборот, надо благодарить Бога за скорби, как в Знак избранности к вечному блаженству. Благодарность не только притупляет острые жало скорби, оно наполняет сердце благодарного небесным, духовным утешением. Нигде нельзя найти такого утешения, как в терпении, рожденном от смирения. Смирение состоит в том, чтобы считать себя достойными скорбей, которые Промысел Божий попускает посетить нам «Печали всегда были уделом идущих ко спасению…»

«Ничто и никто не может вырвать из рук Бога душу, посвященную служению Ему. Ибо такой душе Бог дает на время ее земного странствования узкий путь, устланный разнообразными скорбями и лишениями, ибо нельзя прийти к Богу широким путем…

«Мир лежит в состоянии духовного обольщения и проявляет сродство к тем, кто находится в таком же состоянии. Но тех, кто служит Истине, презирает и отвергает…»

«Познание Спасителя и обретение таким образом вечного блаженства есть первое счастье человека на земле и единственное его сокровище..»,

«Все быстрее и быстрее проходит время, и близится час нашего вхождения в вечность. Используйте свои земные дни, чтобы подготовиться к этому. Такая подготовка рассеивает временные печали и приносит утешение, тем самым показывая, что эта подготовка действительно является подготовкой для блаженства…»

«Никогда, ни по какой причине нельзя впадать в уныние, ибо мы носимы в руках Промысла Божия. Наша забота — быть верными Господу. И Господь нарочно открывает слабости того, кому Он хочет дать Свой дар проницательности. Ибо начало просветления души есть осознание своих грехов и своего ничтожества…»

«Прекратите поклоны на время; болезнь заняла их место. Но не переставайте молиться с сердечным умилением».

«Да научит вас Господь смирению. Источник всякого спокойствия. От смирения мир и покой текут в сердце Если нам подается чаша страданий, то примем ее, как чашу спасения, как залог вечной радости. Кто отвергает скорби, тот отвергает и спасение Бог попускает диаволу поражать нас ради нашего спасения и смирения. .»

«Мое искреннее желание — окончить свои дни где-нибудь в уединении и безвестности, в духовной бдительности и покаянии. Не следует обольщаться ложными ожиданиями долгой земной жизни… Все проходит, и хорошее, и плохое, и ни люди ни бесы не могут победить того, чего не дозволяет Бог».

Все его письма и эссе в разделе Experiences действительно глубоко поучительны и трогательны. Они написаны от сердца и проникнуты истинной верой и смиренным благочестием, которые отличали этого чтимейшего автора на протяжении всей его жизни.

Помилуй, Господи, сего блаженнопамятного ревностного писателя-подвижника, и чрез него помилуй и нас, колеблющихся на волнах греховных в бурном море жизни.

Источник:

http://www.pravoslavie.ru/english/35220.htm

Святой Игнатий (Брианчанинов), епископ Кавказа и Черного моря (+ 1867)

Св. Игнатий Брианханинов (праздник — 30)

333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333393339333339333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333339.hiararch (Feast Day — 30). родился Дмитрий Александрович Брянчанинов, 15 февраля 1807 г., в Вологодской губернии, сын помещика-аристократа. Интеллектуально одаренный, миролюбивый и вдумчивый по характеру, он с раннего детства тянулся к молитвенной и безмолвной жизни. Однако его отец планировал для Дмитрия военную карьеру, и поэтому, когда Дмитрию было пятнадцать лет, отец записал его в Императорское военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге. Здесь Димитрий отличился, привлекая внимание даже великого князя Николая Павловича, будущего царя Николая I. Тем не менее Димитрий чувствовал призвание к монашеской жизни (необычное для русского аристократа того времени) и впадал в глубокую депрессию от кажущейся неизбежной перспективы о карьере военного офицера.

В 1826 году Дмитрий тяжело заболел, но тем не менее первым среди всех кандидатов окончил Инженерную школу и получил комиссию. Сразу же Дмитрий попытался подать в отставку с этой комиссии, но его отставка была отклонена по приказу царя Николая. Однако в 1827 году Димтри снова тяжело заболел, и на этот раз его отставка была принята имперскими властями.

Следующие четыре года Димитрий жил послушником в разных монастырях, ни в одном из них не поселившись постоянно, отчасти по болезни, отчасти потому, что не нашел себе духовника, которому мог бы безоговорочно доверять. Всю оставшуюся жизнь он будет оплакивать нехватку истинных Духоносных старейшин в его дни. Наконец, в 1831 году Димитрий был рукоположен правящим архиереем родной губернии, епископом Вологодским Стефаном, и получил монашеское имя Игнатий. Вскоре после этого преподобный Игнатий был рукоположен во диакона, а затем во священника. Все это происходило без одобрения его родителей. В 1832 году иеромонах Игнатий был назначен настоятелем небольшого монастыря Вологодской епархии. Однако влажный климат привел к ухудшению здоровья, что быстро вынудило его уйти в отставку.

Затем, осенью 1833 года, случилось самое неожиданное. Царь Николай во время поездки в Военно-инженерное училище в Петербурге поинтересовался, что сталось с подающим надежды учеником Дмитрием Александровичем. Узнав о его монашеском сане и иерейском рукоположении, царь повелел иеромонаху Игнатию вернуться в имперскую столицу, где в возрасте двадцати шести лет он был возведен в сан архимандрита и поставлен игуменом Сергиевского монастыря, одного из самых важный в Санкт-Петербурге и тот, который пользовался большим императорским покровительством. Царь Николай поручил архимандриту Игнатию преобразовать этот монастырь в образцовую общину, где посетители Высочайшего Двора могли увидеть монашество таким, каким оно должно быть.

Ниже письмо, отправленное святителю царем Николаем I:

«Ты мне все еще нравишься; ты в долгу передо мной за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не пожелал служить мне в я намеревался, но избрал вместо этого путь своих желаний, в таком случае отдайте мне свой долг на этом пути. Я даю вам Сергиеву пустынь. Желаю, чтобы вы жили там и превратили ее в образцовый монастырь для всей России».

В течение следующих 24 лет, в часто тягостных обстоятельствах, архимандрит Игнатий исполнял обязанности игумена Свято-Сергиева монастыря, уделяя особое внимание красоте Божественной литургии. В это время он был плодовитым автором, написав большую часть материала в пяти томах своего собрания сочинений.

В конце концов, однако, в 1857 году, измученный своими обязанностями игумена, архимандрит Игнатий был возведен в епископы, чтобы служить епископом Кавказско-Черноморским — обширной, неорганизованной епархии, административное бремя которой было для кого-то особенно тяжелым страдал от болезни епископа Игнатия.

Таким образом, неудивительно, когда после четырехлетнего епископского служения в 1861 году епископ Игнатий подал в отставку. Отставка была принята, и епископу Игнатию было позволено уйти в отставку, чтобы провести оставшиеся шесть лет своей жизни в уединении в монастыре. Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где посвятил свое время писательской деятельности и широкой переписке с духовными чадами. Преставился ко Господу 30 апреля 1867 г.

Епископ Игнатий прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 1988 году, память 30 апреля. Его мощи хранятся в древнем Толгском монастыре на Волге под Ярославлем.

Утонченное украшение православного монашества, епископ Игнатий учил о монашеской жизни не только своими аскетически-богословскими сочинениями, но и самой своей жизнью, представившей дивную картину самоотречения и борьбы с грехами, скорбями и болезнями. Его многочисленные письменные работы включают Опыт подвижнической жизни (5 томов) Патерик , Слово на смерть и др. Сам иерарх признавал: «Источник моих писаний в Отцах, они принадлежат Отцам Православной Церкви».

Опыт подвижнической жизни — работа исключительной важности. «Это не моя работа, — утверждает святитель, — поэтому я могу говорить о ней так свободно. борьба.»

Особую ценность представляют его многочисленные письма на самые разные темы и различного содержания. Как огонь, они зажигают холодные сердца. Подобно свету, они проникают во тьму греховных помыслов. В них есть энергия, зовущая к подвигу, и сладкое, желанное утешение для всех скорбящих.

В Опыт читаешь учение отцов наших о внутренней жизни борьбы. «Всю жизнь свою я провел в болезнях и скорбях, но без скорбей, как же спастись? Болезнь посылает Бог вместо и в восполнение недостатка наших борений. Я вижу, что мое нездоровье есть дар Бог — Его epitimia, Его милость».

В основу его Опыта можно привести также следующие замечательные слова: «Православие есть истинное богопознание и истинное поклонение Богу. Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет Православие. Для спасения необходимо принадлежать Православной Церкви. Вне послушания Церкви нет ни смирения, ни духовного рассудка».

«Что такое смерть? Век, с которого начинается наша истинная жизнь. Человек не должен отчаиваться, как бы ни были велики его грехи, ибо спасается человек не своими добрыми делами, а своей верой во Христа Спасителя; только в делах должна быть его вера. Только подумайте, что сам великий апостол Петр горько плакал».

«Молитва прогоняет скверные помыслы и наполняет ликованием… Нельзя поддаваться унынию. Наоборот, надо благодарить Бога за скорби в знак избранности на вечное блаженство. Благодарность не только притупляет острые жало скорби, оно наполняет сердце благодарного небесным, духовным утешением. Нигде нельзя найти такого утешения, как в терпении, рожденном от смирения. Смирение состоит в том, чтобы считать себя достойными скорбей, которые Промысел Божий попускает посетить нам … Печали всегда были уделом тех, кто на пути к спасению».

«Ничто и никто не может вырвать из рук Божьих душу, посвященную служению Ему. Ибо Бог дает такой душе на время ее земного странствования узкий путь, устланный разнообразными скорбями и лишениями, ибо невозможно прийти к Богу широким путем».

«Мир находится в состоянии духовного обмана и проявляет близость к тем, кто находится в таком же состоянии. Но он презирает и отвергает тех, кто служит истине.»

«Познание Спасителя и обретение таким образом вечного блаженства есть главное счастье человека на земле и единственное его сокровище.»

«Все быстрее и быстрее проходит время, и близится час нашего вхождения в вечность. Используйте свои земные дни, чтобы подготовиться к этому. Такая подготовка рассеивает временные печали и приносит утешение, тем самым показывая, что эта подготовка действительно является подготовкой для блаженства».

«Никогда, ни по какой причине нельзя впадать в уныние, ибо мы носимы в руках Промысла Божия. Наша забота — быть верными Господу. И Господь нарочно открывает слабости того, кому Он желает даровать Его дар проницательности. Ибо начало просветления души есть осознание своих грехов и своего ничтожества».

«Прекратите на время поклоны, их место заняла болезнь. Но не переставайте молиться с сердечным умилением. »

«Да научит вас Господь смирению, источнику всякого спокойствия. От смирения мир и покой текут в сердце. Если нам подается чаша страданий, примем ее, как чашу спасения, как залог вечного радость. Кто отвергает скорби, тот отвергает и спасение. Бог попускает диаволу поражать нас ради нашего спасения и смирения».

«Мое искреннее желание — окончить свои дни где-нибудь в уединении и безвестности, в духовной бдительности и покаянии. Не следует обольщаться ложными ожиданиями долгой земной жизни… Все проходит, и хорошее, и плохое, и ни люди ни бесы не могут победить того, чего не дозволяет Бог».

Все его письма и эссе в Experience действительно глубоко поучительны и трогательны. Они написаны от сердца и проникнуты истинной верой и смиренным благочестием, которые отличали этого чтимейшего автора на протяжении всей его жизни.

Аполитикион в Плагале 4-го гласа

Поборник Православия, превосходнейший учитель покаяния и молитвы, боговдохновенное украшение архиереев, слава и хвала монашествующих: писаниями твоими чистотой нас наполнил еси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts