Отравил моцарта сальери: травил ли он хоть кого-нибудь?
Содержание
травил ли он хоть кого-нибудь?
В 1997 году в Милане состоялся суд над Антонио Сальери. Композитора обвиняли в убийстве его коллеги Моцарта. Подсудимый умер за 172 года до начала слушаний, но подозрения в преступлении омрачали его память все эти годы. Вольфганг Амадей Моцарт скончался 5 декабря 1791 года. Врачи назвали причиной смерти водянку, от которой тело композитора сильно распухло. Уже в первых печатных сообщениях об этой утрате пересказывались венские слухи о том, что Моцарта отравили. Подозреваемых, правда, не было.
Антонио Сальери к тому времени был знаменитым и крайне успешным композитором. Он занимал почетную должность императорского капельмейстера, и пользовался всеобщим уважением. Он был выдающимся педагогом, среди его учеников — Бетховен, Лист и Шуберт. Причин завидовать Моцарту, у Сальери не было никаких. Современники и не упоминали его имя в связи с кончиной молодого коллеги. Повод для пересудов якобы дал сам Сальери. За несколько лет до смерти (а умер Сальери в 1825 году) он помутился рассудком и в сумасшедшем доме в бреду признался, что отравил Моцарта. Никаких документальных подтверждений тому, что сумасшедший старик бормотал что-то подобное не существовало, но сплетня пошла гулять по Европе.
Марка, посвященная юбилею Антонио Сальери. (личная коллекция автора)
Эту байку услышал Пушкин и на её основе создал свою маленькую трагедию. Его Моцарт и Сальери мало похожи на своих исторических прототипов. Два композитора не были закадычными друзьями и не соперничали между собой. Пьеса Пушкина — это размышление о природе зависти, о гении и бездарности, о феномене творчества, а имена композиторов лишь маски для придания этим размышлениям драматической интриги.
Однако гений Пушкина стал роковым для памяти Сальери. Имя великого итальянского композитора в массовом сознании оказалось накрепко связанным с преступлением. Окончательно закрепили эту связь пьеса Питера Шеффера «Амадей» и замечательный фильм Милоша Формана, снятый по её мотивам.
Суд в Милане оправдал Сальери за отсутствием состава преступления. Причины смерти Моцарта судом не рассматривались, и от чего скончался музыкальный гений, еще предстоит разбираться ученым. Как сказался оправдательный приговор на репутации Сальери, неизвестно. Скорее всего, никак…
Сборник: Екатерина Медичи
С именем супруги Генриха II связано одно из самых кровавых событий в истории Франции — Варфоломеевская ночь. Тогда были убиты тысячи гугенотов.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Что, если бы Варфоломеевской ночи не было
Что, если бы Варфоломеевской ночи не было
Среди историков до сих пор идёт спор, был заговор или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает аргументов в пользу этой точки зрения.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Чёрная королева» Екатерина Медичи
«Чёрная королева» Екатерина Медичи
В народной памяти Екатерина Медичи сохранила образ коварной мстительницы, злодейки, отравительницы. Её обвиняли в самых жутких преступлениях против закона.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Брачное агентство Екатерины Медичи
Брачное агентство Екатерины Медичи
После смерти супруга Екатерина Медичи получила в свои руки власть как мать несовершеннолетнего правителя и очень скоро вошла во вкус.
- Тесты
- Европа
- XVI век
Екатерина Медичи — метр
Екатерина Медичи — метр
Властолюбивая королева и тираничная мать. Её называли самой могущественной женщиной Европы своего времени. Сколько в тебе от Екатерины Медичи?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Королева Марго: нимфоманка, не давшая мужу ничего
Королева Марго: нимфоманка, не давшая мужу ничего
Роман Дюма — плохой исторический источник. Маргарита Валуа, дочь Екатерины Медичи, мало походила на королеву Марго, хотя тоже любила мужчин.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Что, если бы Варфоломеевской ночи не было
Среди историков до сих пор идёт спор, был заговор или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает аргументов в пользу этой точки зрения.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Чёрная королева» Екатерина Медичи
В народной памяти Екатерина Медичи сохранила образ коварной мстительницы, злодейки, отравительницы. Её обвиняли в самых жутких преступлениях против закона.
- Статьи
- Европа
- XVI век
Брачное агентство Екатерины Медичи
После смерти супруга Екатерина Медичи получила в свои руки власть как мать несовершеннолетнего правителя и очень скоро вошла во вкус.
- Тесты
- Европа
- XVI век
Екатерина Медичи — метр
Властолюбивая королева и тираничная мать. Её называли самой могущественной женщиной Европы своего времени. Сколько в тебе от Екатерины Медичи?
- Статьи
- Европа
- XVI век
Королева Марго: нимфоманка, не давшая мужу ничего
Роман Дюма — плохой исторический источник. Маргарита Валуа, дочь Екатерины Медичи, мало походила на королеву Марго, хотя тоже любила мужчин.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Пропавшие без вести: дело «Исландской шестёрки»
- Статьи
- Европа
- XX век
Агния Барто против
- Статьи
- Европа
- XVIII-XXI вв.
Время пить чай
- Статьи
- Европа
Изнанка плаща Казановы: насмешка, шутка, розыгрыш
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Смерть Петра I
- Статьи
- Европа
- XX век
Степан Бандера. Запах миндаля как прощальное послание
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Екатерина III: несбывшаяся великая императрица
- Статьи
- Европа
- XX век
Фюрербункер – последнее пристанище Адольфа Гитлера
- Статьи
- Азия
- XX век
Прощай, Запад
- Статьи
- Азия
- XVIII-XX вв.
Британская Индия: нищая жемчужина
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- V до н.э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- I век до н.э.
10 правил Цицерона
- Статьи
- Европа
- XX век
А.Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Карта Ада» Боттичелли
- Статьи
- Африка
- XVIII-XIX вв.
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 115450
Пропавшие без вести: дело «Исландской шестёрки»
- 📚 Статьи
- 👀 113391
Агния Барто против
- 📚 Статьи
- 👀 111673
Время пить чай
- 📚 Статьи
- 👀 110876
Изнанка плаща Казановы: насмешка, шутка, розыгрыш
- 📚 Статьи
- 👀 109357
Смерть Петра I
- 📚 Статьи
- 👀 109242
Степан Бандера. Запах миндаля как прощальное послание
- 📚 Статьи
- 👀 104424
Екатерина III: несбывшаяся великая императрица
- 📚 Статьи
- 👀 82126
Фюрербункер – последнее пристанище Адольфа Гитлера
- 📚 Статьи
- 👀 71030
Прощай, Запад
- 📚 Статьи
- 👀 69166
Британская Индия: нищая жемчужина
- 📚 Тесты
- 👀 252335
«Морозко». Очень сложный тест
- 📚 Статьи
- 👀 199059
5 самых известных распутниц
- 📚 Статьи
- 👀 161432
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- 📚 Статьи
- 👀 138404
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- 📚 Статьи
- 👀 132695
Преступление и наказание в средневековой Европе
- 📚 Статьи
- 👀 132499
Сын Геракла против греков
- 📚 Статьи
- 👀 129688
10 правил Цицерона
- 📚 Статьи
- 👀 128270
А. Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
- 📚 Статьи
- 👀 126251
«Карта Ада» Боттичелли
- 📚 Статьи
- 👀 125920
Бельгийский геноцид Конго (18+)
кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери
Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери». По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!
Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. Пушкина *Моцарт и Сальери*
Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.
П. Кондрашов. Моцарт и Сальери. Эскиз к картине, 2011
В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.
Сальери и Моцарт
Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.
Два композитора-соперника
В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.
И. Смоктуновский в роли Моцарта. Кадр из фильма *Моцарт и Сальери*, 1962
В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.
Кадр из фильма *Моцарт и Сальери*, 1962
Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.
И. Смоктуновский в роли Моцарта и П. Глебов в роли Сальери, 1962
На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.
Ф. Шаляпин в роли Сальери. Сцена из оперы Н. А. Римского Корсакова *Моцарт и Сальери*
Сальери скончался в клинике для душевнобольных, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта. В 1997 г. в Милане прошел суд над Сальери. Его оправдали, к сожалению посмертно.
Вольфганг Амадей Моцарт
С очень непривычной стороны можно увидеть Моцарта, узнав 10 забавных исторических фактов «про это», о которых не сообщают школьные учебники
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Месть Антонио Сальери | The New Yorker
Любой творческий человек, допустивший ошибку, тайно опросив общественное мнение, отождествит себя с фатальным любопытством Сальери.
После смерти Гассмана, в 1774 году, Сальери принял титул своего учителя, камерного композитора. Он специализировался на итальянской комической опере, наращивая ресурсы Вены в этом жанре. Именно он устроил да Понте получение должности при дворе. Первое полнометражное либретто поэта было для «Il Ricco d’un Giorno» («Богатый на один день») Сальери, не увенчавшегося успехом у публики, в 1784 году. Но Сальери уже имел несколько крупных успехов в Вене, оправдывающих веру что Император вложил в него. Его восхождение завершилось в 1788 году, когда он был назначен Хофкапельмейстером.
Из ранних опер Сальери, вернувшихся в обращение, возможно, самой прекрасной является «La Scuola de’ Gelosi» («Школа ревнивых»), впервые прозвучавшая в Венеции в 1778 году и покорившая Вену в 1783 году. Немецкий ансамбль L’Arte del Mondo записал ее в 2015 году. Как и «Фигаро», «Шкуола» — лирическая комедия с участием ревнивых любовников разного сословия, в том числе и графини, перехитрившей своего развратного графа. Подвижная сложность финалов предвосхищает самые ловкие подвиги Моцарта, а жалобы графини на потерянную любовь — «Ah, sia già de’ miei sospiri» — имеют качество утонченной покорности, которая предвосхищает арии графини в «Фигаро». ” Сальери, может быть, и не останавливает время, как это делает Моцарт, но опера разворачивается с завораживающей легкостью, и вы понимаете, почему такой проницательный слушатель, как Иоганн Вольфганг фон Гёте, был очарован. «Здесь поразительное богатство и разнообразие», — писал Гёте. «И все сделано с очень изысканным вкусом».
В начале семнадцати восьмидесятых карьера Сальери неожиданно пошла вверх. Парижская опера поручила Глюку написать произведение, основанное на леденящей кровь мифологической сказке о Данаидах, пятидесяти дочерях Даная, все, кроме одной, убивают своих мужей в брачную ночь. Глюк со слабым здоровьем попросил Сальери помочь ему в работе и вскоре передал весь проект. Опера сопротивлялась переходу, но Иосиф II, который оказался братом Марии-Антуанетты, вмешался от имени Сальери. «Данаиды» произвели фурор во время премьеры в 1784 году: суровые гармонии и торжественные ансамбли отдавали дань уважения Глюку, а итальянские мотивы привносили новый колорит во французскую трагическую оперу. Этот ловкий космополитизм стал главным вкладом Сальери в историю музыки, подготовив почву не только для зрелых опер Моцарта, но и для Россини.
Сальери стал прямым наследником Глюка и несколько лет курсировал между Веной и Парижем. После «Данаидов» он сочинил «Гораций» (1786 г.), которые провалились, и «Тараре» (1787 г.), созданную в сотрудничестве с великим либеральным шоуменом Бомарше и ставшую настоящим хитом. Кристоф Руссе, основатель группы старинной музыки Les Talens Lyriques, выступал за французские оперы Сальери. Записав «Данаидов» и «Гораций», Руссе в прошлом году представил «Тараре» как в Театре ан дер Вин, так и в Версале с первоклассным составом соавторов (Сирилл Дюбуа, Карин Деше, Жан-Себастьян Бу, и Джудит ван Ванрой). Запись выйдет в июне. Дело Сальери сильно выиграло от стилей исполнения старинной музыки: резкие тембры и энергичная фразировка в исполнении Руссе придают живость музыке, которая на современных инструментах может звучать вяло — как Моцарт без гармонических толчков.
«Тараре», единственный текст, написанный Бомарше специально для оперы, представляет собой дикую смесь трагедии, комедии, политики и фантастики. Он установлен в Ормузе, на берегу Персидского залива, из всех мест. Деспотический царь Атар, приревновав героического солдата Тараре, похищает жену Тараре и помещает в гарем. В конце концов тиран терпит поражение, и Тараре становится королем, а аллегорические фигуры провозглашают антиаристократическое послание: «Человек! Ваше величие на земле / Не имеет ничего общего с вашим статусом / И все, что связано с вашим характером». После Французской революции Бомарше заявил со свойственной ему бравадой, что «Тараре» — это своего рода первый набросок Декларации прав человека.
Сальери ловко справляется с головокружительным множеством ситуаций, которые Бомарше бросает ему навстречу, создавая восточные марши, любовные дуэты, пастушьи маскарады и кровожадные монологи. Иногда, однако, он идет в ногу с событиями, а не берет на себя ответственность за них. Это повторяющийся недостаток его оперного творчества. Как замечает музыковед Джон А. Райс в своей книге «Антонио Сальери и Венская опера» (1998), привычная уступчивость Сальери, которую хвалили и Бомарше, и Да Понте, мешала ему самоутверждаться над своим материалом, как это делал Моцарт. Однако в своих лучших проявлениях он не только равняется на своих современников, но и предвещает будущее. Строгая ярость его оркестрового сочинения предвосхищает Бетховена, Керубини и даже Берлиоза, которого побудила к жизни музыка электризующая встреча с «Данаидами» в начале 1820-х годов.
«Сальери и все его сторонники снова попытаются перевернуть небо и землю, чтобы испортить его оперу». Так писал Леопольд Моцарт своей дочери Наннерль в 1786 году о «Фигаро» своего сына. Если не считать болтовни в семейном кругу, доказательств предполагаемых махинаций Сальери против Моцарта мало. Эта история в значительной степени неубедительна, потому что Сальери провел в Париже большую часть времени, которое, как предполагалось, он плел интриги в Вене. Кроме того, у него был профессиональный интерес в поддержке итальянской оперы, которую ставил Моцарт. В Вене этот жанр находился под угрозой вытеснения зингшпилем. Жозеф периодически ставил немецкую оперу в приоритет скорее по политическим, чем по эстетическим соображениям, и это не было сильной стороной Сальери.
Моцарт никогда не мог понять, почему его творения иногда не вызывали восхищения, которого, как он знал, они заслуживали, и искал конспирологические объяснения. Типичное послание его отцу из Парижа гласит: «Я думаю, что что-то происходит за кулисами, и что, несомненно, и здесь у меня есть враги». На самом деле, Моцарт не гнушался интриговать самого себя. Сальери, должно быть, почувствовал, что ему в затылок дышит честолюбивый авантюрист. Тимо Юко Херрманн предполагает, что Моцарт предпринял собственную адаптацию Бомарше — «Фигаро» — после того, как узнал о намерении Сальери сочинить «Тараре». Ужасающие гармонии моцартовского «Дон Жуана» предполагают влияние сверхъестественной комедии Сальери «Грот Трофонио», чей адский волшебник удивительно похож на Моцартовского Командора. Да Понте первоначально написал свое либретто «Così Fan Tutte» для Сальери, который начал над ним работать, а затем отложил его. Приобретение проекта Моцартом обострило отношения между двумя композиторами, хотя остается неясным, кто что кому сделал.
«Этот парень приходит все время, часами сует мечи в рот и никогда ничего не покупает».
Заговор действительно готовился против Моцарта, но Сальери не был зачинщиком. В новой книге Яна Вудфилда «Заговоры и сатиры: комические оперы Моцарта в Вене» идентифицируется настоящий оперный злодей Жозефины Вены: Карл Диттерс фон Диттерсдорф, композитор второго уровня, чья посмертная репутация основана в основном на его концертах для малоизвестных инструментов (гобой, альт, контрабас). Вудфилд приводит убедительные доводы в пользу того, что Диттерсдорф организовал кампанию в прессе против якобы искусственных и чрезмерно сложных творений Моцарта. Кроме того, Диттерсдорф взялся за написание сатирической оперы на немецком языке под названием «Женитьба Фигаро», в которой персонаж Керубино становится карикатурой на Моцарта: незрелый, взбалмошный, тщеславный, пристрастившийся к танцам. Его даже называют bardasso , катамит.
Какие бы трения ни возникали между Моцартом и Сальери, все никогда не становилось настолько плохим. Открытие Херрманном кантаты «Офелия» — краткой постановки поэмы Да Понте, сочиненной последовательно Моцартом, Сальери и забытым человеком по имени Корнетти, — ставит во главу угла предполагаемую вражду между двумя композиторами. Хотя это не является доказательством близкой дружбы, оно служит напоминанием о том, что Моцарт и Сальери находились в постоянном контакте, двигаясь по орбите Жозефа.
После того, как Французская революция сократила возможности имперских подданных в Париже, Сальери навсегда вернулся в Вену. Иосиф умер в 1790 году, оставив трон своему более суровому брату Леопольду. Некогда неприкасаемый капельмейстер начал страдать от неудач, к которым давно привыкли другие композиторы: единственная опера, которую он закончил за четыре года после смерти Йозефа, осталась неисполненной. Возможно, благодаря этому уравниванию обстоятельств Моцарт и Сальери сблизились. В апреле 179 г.1 Сальери дирижировал «большой симфонией» Моцарта — возможно, Симфонией № 40 соль минор. В октябре того же года Моцарт радостно сообщил своей жене Констанце, что Сальери и сопрано Катерина Кавальери получили удовольствие от исполнения «Волшебной флейты»: только моя музыка, но либретто и все остальное».
В середине ноября 1791 года Моцарт заболел лихорадкой и опухолью, вызванными неизвестной болезнью. (Два кандидата — стрептококковая инфекция и почечная недостаточность.) Сальери, очевидно, посетил постель Моцарта за несколько дней до конца, который наступил 5 декабря, и присоединился к похоронной процессии. Вероятно, он дирижировал премьерой потрясающего Реквиема, который Моцарт оставил незаконченным после своей смерти. Позже Сальери сказал, что Реквием был произведением рассеянного человека, который через музыку нашел свой путь в вечность.
В последнее десятилетие оперной карьеры Сальери, с 1795 по 1804 год, его положение еще больше ухудшилось. Постановка «Виндзорских проказниц» под названием «Фальстаф» имела успех и до сих пор вызывает восторг, но «Il Mondo Alla Rovescia», комедия перевернутых гендерных ролей, привела венскую публику в замешательство. Либретто Катерино Маццола представляет собой авантюрную вариацию стандартного тщеславия перевернутого мира. Граф и маркиза — пленники на экзотическом острове, где женщины-воительницы правят скромными мужчинами. Граф подвергается объективирующему взгляду: «Я чувствую себя совой, застигнутой врасплох. / Они все вокруг меня, смотрят». Когда европейские силы прибывают, чтобы спасти заключенных, начинается битва, закончившаяся прекращением огня. Граф, влюбившись в женщину-солдата (ла Колонеллу), решает остаться на острове. Запись на лейбле Dynamic, сделанная в 2009 году.Возрождение в Вероне показывает сердечную партитуру, богатую озорством. Когда женщины восклицают по поводу «прекрасной фигуры», «благородной осанки» и «прекрасных губ» графа, оркестр Сальери сплетает вокруг него грациозно развевающиеся фигуры.
Неаппетитной на вкус венцев была и «Негр», последняя опера Сальери. Автором либреттизма был Георг Фридрих Трейчке, автор «Фиделио» Бетховена. Действие происходит в английской колонии на Карибах, откуда злой лорд Бедфорд изгнал доброго лорда Фолкленда. Поскольку последний планирует свою месть, он маскируется черным лицом и попадает к слугам Бедфорда. Этот сюжетный момент помогает объяснить, почему «Die Neger» еще предстоит возродить в современную эпоху; другая проблема — название. ( Neger когда-то было эквивалентно английскому слову «негр», но в современном немецком языке оно звучит оскорбительно.) Но главный темнокожий персонаж, слуга по имени Джон, избегает современных стереотипов. Примечательно, что он завоевывает любовь белой горничной по имени Бетти, с которой он разделяет элегантный, игривый любовный дуэт в быстром темпе вальса, которому предшествует следующий диалог:
J ohn : Закрой на мгновение глаза.
B etty : ( Да. )
J ohn : ( Целует ее. ) Теперь от белого человека вкуснее?
B этти : Нет! — — Я не знаю!
J он : О, ты невинная голубка!
B etty : Добрый Джон, теперь ничто не мешает нашему счастью.
J он : Что я всегда говорил? Надо надеяться. С надеждой человек идет дальше всего. Надежда дает здоровую кровь.
B etty : И здоровая кровь приносит блаженство и радость. Радость и блаженство никогда не должны покидать нас.
J он : Никогда!
Херрманн делает вывод, что межрасовый поцелуй вызвал беспокойство, поскольку он исчез из последующего возрождения оперы. «Die Neger» в последний раз исполнялся в 1806 году.
Сальери уже обращался к материалам с расовой подоплекой. Для возрождения «Тараре» в Париже в 1790 году Бомарше написал новую заключительную картину «Коронация Тарара», которая отражала революционные ценности. Сальери согласился установить текст — рискованное предприятие, учитывая, что сестра императора Леопольда находилась под домашним арестом в Париже. В «Сцене с неграми» порабощенные африканцы представлены Тараре, который говорит: «Наши законы отомстят за эту обиду». Затем рабы празднуют, поют на искаженном французском языке и танцуют под революционную песню «Ça Ira». По словам Бомарше, несколько «очень молодых американцев» зашипели на этой сцене в знак протеста против явного антирабовладельческого месседжа.
Музыка, которую Сальери написал для этого театрализованного представления, не получает наград за культурную чувствительность, предаваясь слегка экзотическому ритмическому повторению, которое на оперной сцене считается «африканским». (Руссе пропустил его в своем возрождении «Тараре», вероятно, к лучшему.) Тем не менее, зрелище цветных людей, завоевавших свободу, было новым. В репертуаре, канонизировавшем расистскую карикатуру на Моностатоса в «Волшебной флейте» и женоненавистничество в «Кози», наверняка найдется хотя бы скромное место для творений Сальери.
С возрастом Сальери понес тяжелые личные потери. Его единственный сын Алоис, который также был одаренным композитором, умер от гангрены в 1805 году. Его жена Терезия, дочь богатого банковского служащего, умерла в 1807 году; одно из воспоминаний Сальери — трогательно многословный рассказ об их ухаживании. До конца своей карьеры он писал духовную музыку, преподавал композицию и пение, дирижировал концертами Тонкюнстлеровского общества и совершал длительные прогулки по городу, наслаждаясь тенью любимых деревьев. В 1819 г.Когда Карл Цельтер, близкий друг Гёте, посетил Сальери, он был поражен юношеской энергией старика и его «ироничным и юмористическим» духом. Сальери сказал Зелтеру, что сочинил реквием вскоре после смерти Терезии, рассчитывая, что вскоре он присоединится к ней. Так как смерть Сальери «еще не случилась, — писал Цельтер Гёте, — он сочинил теперь гораздо более короткую и говорит: этого для него достаточно».
Бетховен получил наставления от Сальери в области вокала. Певцы, которые боролись с изнурительными партиями в «Фиделио» и Девятой симфонии, могли бы пожелать, чтобы эти уроки были более эффективными. Ссора между двумя мужчинами вспыхнула в декабре 1808 года: Сальери пригрозил исключить музыкантов Тонкюнстлеровского общества, которые пропустили его мероприятие для вдов и сирот, чтобы сыграть в «Академическом» концерте Бетховена, четырехчасовом мероприятии, в котором были премьеры Четвертый фортепианный концерт и Пятая и Шестая симфонии. Реакция Сальери была жесткой, хотя, как отмечает музыковед Фолькмар Браунберенс, можно задаться вопросом, почему Бетховен чувствовал себя обязанным назначить свой концерт на ночь, которая в течение многих лет была отдана в пользу Сальери.
Отношения между ними вскоре наладились. В следующем году пианист и композитор Игнац Мошелес посетил дом Сальери и увидел сообщение, нацарапанное большими буквами: « ЗДЕСЬ БЫЛ УЧЕНИК БЕТХОВЕН !» На премьере пропагандистского батального произведения Бетховена «Победа Веллингтона» в 1813 году Сальери присоединился к звездному составу коллег-композиторов в группе ударных.
Нет сомнения, что Сальери проповедовал своим ученикам традиционные музыкальные ценности. Подросток Шуберт в дневниковой записи 1816 года отмечает, как Сальери вдохновлял своих учеников избегать «эксцентричности, которая сочетает и смешивает трагическое с комическим, приятное с отталкивающим». Кажется, это предостережение против растущей популярности Бетховена. Шуберт принял эту моду, но по-прежнему любил своего учителя, который впервые обратил на него внимание, когда он был певчим. Сальери сказал о Шуберте: «Он может все: сочиняет оперы, песни, квартеты, симфонии, все, что захочется». Итальянская лирика, пронизанная смелыми гармоническими замыслами Шуберта, отдает дань уважения режиму Сальери.
«И не заводи меня на темы, о которых я знаю еще меньше».
В начале двадцатых годов здоровье и ум Сальери начали подводить. По Вене распространились слухи, что он признался в том, что отравил Моцарта, и пытался покончить жизнь самоубийством. Эта история появляется в разговорниках Бетховена — по мере того, как его глухота усиливалась, его собеседники писали комментарии на бумаге — и эта мысль, по-видимому, причиняла великому человеку некоторые страдания. Но два фельдшера, посещавшие Сальери, показали, что он ничего подобного не говорил. В один из ярких дней своей жизни он заверил Мошелеса, что слухи ложны: «Расскажите миру, что старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Похороны прошли с должной церемонией. Был сыгран длинный реквием, а не короткий.
Откуда взялась история с ядом и как она привязалась к Сальери? Сам Моцарт, возможно, был тем, кто привел его в движение. На смертном одре он якобы сказал: «Конечно, мне дали яд! Я не могу избавиться от этой мысли». Вероятно, он не подозревал Сальери, который уже не волновал его, но подозрения тлели в семейном кругу. Таким образом, паранойя Моцарта вышла за пределы могилы.
Начало девятнадцатого века ознаменовалось подъемом национализма в немецкоязычных странах. Сальери был типичным образцом иностранного нарушителя, итальянского интригана — образец, уже заметный в письмах Леопольда Моцарта к его сыну. Херрманн проницательно указывает на роль, которую национализм сыграл в маргинализации репутации Сальери: «Композитор-космополит, свободно владевший итальянским, немецким и французским языками и художественно значимый во всех трех языковых областях, не мог быть полностью поглощен ни одной европейской нацией. С появлением национальных государств исторический Сальери постепенно превратился в бездомную фигуру, а его большие художественные и социальные заслуги со временем канули в Лету». Та же участь постигла и ученика Сальери Джакомо Мейербера, еще одного общеевропейского художника, который ушел из поля зрения после достижения мировой известности в середине девятнадцатого века.
Действительно ли Сальери убил Моцарта?
- Культура
- Опера
Это было опубликовано 8 лет назад
Автор: Гарриет Каннингем
3 90
Реклама
Полная тьма. Мы слышим голос старика, отчетливый и в беде. Он использует смесь английского и иногда итальянского. «Моцарт! Моцарт! Моцарт! Прости меня!» Антонио Сальери говорит. «Прости своего убийцу! Моцарт!»
Так начинается Амадей , экранизация 1984 года пьесы Питера Шаффера 1979 года. Фильм получил восемь премий «Оскар», включая награды за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Ф. Мюррей Абрахам, сыгравший Сальери) и лучшую режиссуру (Милоша Формана).
Загадочное убийство: Ф. Мюррей Абрахам (слева) и Том Халс сравнивают записи в Амадеусе. Авторы и права: Тамара Дин
Амадей был основан на ошеломляющей предпосылке: загадка убийства, в костюме, с саундтреком, ради которого можно убивать. Но действительно ли Сальери убил своего коллегу-композитора?
Во-первых, факты. Моцарт умер в 1791 году в возрасте 35 лет. Причиной смерти почти наверняка был ядовитый коктейль микробов — может быть, стрептококк, может быть, ревматическая лихорадка — который гулял по Вене 18-го века. На момент своей смерти он работал над Реквиемом, мессой по умершим, заказанной Францем ван Вальсеггом в ознаменование годовщины смерти его жены. Ван Вальсегг заказал работу анонимно (предположительно потому, что он намеревался выдать Реквием как свой собственный), отсюда и связанный с произведением миф о «темном незнакомце».
В костюмах: Элизабет Берридж (слева) и Кристин Эберсоул в костюмах для «Трубочиста» Сальери. Кредит: Тамара Дин
Слухи о его отравлении, возможно, Сальери, ходили, но никогда не принимались всерьез. Действительно, вдова Моцарта Констанция осталась в хороших отношениях с Сальери и отправила к нему их сына, Франца Ксавьера Моцарта, на уроки музыки. Он дожил до преклонного возраста 75 лет. В последние годы он страдал слабоумием и, согласно современным сообщениям, иногда брал на себя ответственность за смерть Моцарта, но всегда отрицал это в моменты своего осознания.
Именно русский поэт Александр Пушкин первым взял последние дни Моцарта и превратил их в длинную пряжу. В «Маленькой трагедии » Пушкин изображает Сальери, подсыпающего яд в вино Моцарта, когда они вместе обедают. Тем временем в Amadeus, Питер Шаффер драматизирует соперничество между двумя композиторами и превращает Сальери в «темного незнакомца» за комиссией Requiem , но в конечном итоге не делает никаких выводов.
Настоящая загадка не в смерти Моцарта, а в том, что произошло дальше: оперы Моцарта до сих пор регулярно исполняются в оперных театрах по всему миру. Напротив, последняя полноценная постановка оперы Сальери Трубочист , был в 1790-х годах. Почему Сальери впал в немилость? Был ли он настолько плохим композитором? Или миф о Моцарте оставил Сальери, которому суждено было остаться в памяти как убийцу-неудачника?
Эрин Хельярд, художественный руководитель Pinchgut Opera и дирижер новой постановки «Трубочист», , премьера которой состоится в Городском концертном зале в следующем месяце, полна решимости внести ясность в историю.
Реклама
«Сальери был очень известен, — говорит Хельярд. «Он был неустанным защитником прав музыкантов и прекрасным педагогом. Он учил Листа, Шуберта и Мошелеса. Он также был очень известным педагогом по вокалу».
«Но в 19 веке его музыка потеряла популярность. Это не вызвало романтической чувственности».
Частично причина, думает Хельярд, заключается в клейме успеха в эпоху, когда страдание за свое искусство было гораздо более модным. Сальери умер богатым человеком; даже после того, как он перестал сочинять, в начале 1800-х годов, он по-прежнему играл заметную роль в музыкальной жизни Вены, дирижируя премьерными исполнениями Бетховена и Гайдна. Но лица, которые смотрят на нас, когда мы играем на фортепиано, говорит Хельярд, — это те, кто умер молодыми, бедными или глухими.
«Мое личное мнение таково, что он, Сальери, скучал по этому стимулирующему соперничеству в 90-х, когда скончался Моцарт».
Другая причина снижения славы Сальери заключалась в том, что публика XVIII века была одержима новым. «Было странно играть старую музыку, — говорит она. «Человек 18-го века был бы удивлен, увидев нашу культуру сегодня».
Хельярд уверен, что набор «Трубочист» развеет любые сомнения в качестве мастерства Сальери. Это комедия «наверху-внизу», в которой музыкальный персонаж очаровывает дам и обманывает джентльменов. По словам Хельярда, музыка захватывающая, а либретто полно приколов, которые произносятся и поются на английском языке.