Мощи святого димитрия солунского: Мощи святого великомученика Димитрия Солунского прибудут в Екатеринбург 19 сентября — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви
Содержание
Мощи святого великомученика Димитрия Солунского прибудут в Екатеринбург 19 сентября — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви
Мощи святого великомученика Димитрия Солунского прибудут в Екатеринбург 19 сентября
19 сентября 2017 года в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла состоится принесение мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Ковчег с нетленными мощами прибудет на уральскую землю из Греции. Его доставит митрополит Верийский Пантелеимон (Калпакидис) (Элладская Православная Церковь).
Встреча святыни состоится в Храме-на-Крови 19 сентября в 16:45, перед началом Всенощного бдения.
Мощи великомученика будут пребывать в Храме-на-Крови до 1 октября 2017 года.
Отметим, что память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.
Память святого великомученика Димитрия Солунского празднуется Церковью 8 ноября (26 октября).
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было границ.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.
Сайт Екатеринбургской епархии
Анонсы | 18 сентября 2017
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Великомученик Димитрий Солунский — один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.
Житие
Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне — Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.
Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».
Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана — гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.
Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.
Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.
Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.
Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.
Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.
Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
История с мощами
По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.
При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.
Базилика Святого Димитрия
А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.
Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого.
Раковина для сбора мира в крипте базилики
С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.
Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)
Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.
Мироточение
Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным — византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.
Сказания о чудесах
Базилика Святого Димитрия в г. Салоники
Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.
Чудо о серебряном троне. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик трижды являлся ему со словами: «Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме… я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них. » И лишь на третий раз епископ поверил пресвитеру и велел не переливать трон. Вскоре пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собой 75 фунтов серебра. Он пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.
Чудо об осаде города. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. По их призыву святой «вышел в своем подобии, лицо его сияло сильнее солнечного луча». Ангелы поцеловали его и передали повеление Господа выйти из города, ибо город будет взят погаными. Дмитрий заплакал, огорченный, и попросил передать Владыке: он не может оставить свой город в такой беде и смотреть на его гибель со стороны. «Если погубишь город, и я с ним погибну; если спасешь, и я спасен с ним буду». Ангелы были недовольны решением святого и ушли, предупредив, что ему за непослушание угрожает Божий гнев. Святой же лег в гроб. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.
Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.
Чудо о востребовании мощей мученика. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божьей, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне». Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.
Чудо о пономаре Онисифоре. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.
Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.
Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.
Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.
Почитание святого Димитрия Солунского на Руси
Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.
На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.
В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.
Дмитриевский собор во Владимире
В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города.
В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.
В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.
Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.
Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.
Иконография
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика — Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.
Встречаются и житийные иконы. Среди них — «Чудо Дмитрия Солунского» — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.
Мощи вмч. Димитрия Солунского в Салониках
Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.
Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.
Молитва великомученику Димитрию Солунскому:
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Назад к списку
Мироточивое чудо святого Димитрия 1987 года: свидетельство
Это было 26 октября 1987 года. Было уже больше 10 часов вечера. Город праздновал память о состязании святого покровителя святого Димитрия и освобождение от почти пятисотлетней (1430-1912) османской оккупации. Дмитриевская церковь с открытыми дверями принимала своих ночных почитателей, преклонивших колени перед серебряным ларцом со святыми мощами Мироточивой. В этот момент в церкви должно было быть не более тридцати-сорока человек. Круг из десяти женщин стоял перед святыней, распевая Параклесис святого. Единственным присутствовавшим священнослужителем был молодой и только что рукоположенный диакон храма со своей женой-диакониссой. Тогдашний глава церкви, а ныне митрополит Верийский, Наусский и Кампанский Пантелеимон приказал им быть там и ждать его.
Внезапно женщины, поющие Параклезис, начали кричать. Дьякон подбежал к ним, и женщины со смешанными чувствами показали ему ларец. Он буквально купался в маслянистом миррообразовании (мы говорим мирра, потому что запах был несравненный). Можно было бы с уверенностью сказать, что кто-то вылил на него по крайней мере два «ведра» ароматной жидкости (под словом «ведра» я подразумеваю, что количество мирры, соскользнувшей по твердым стенкам серебряного ларца к рельефному изображению, было большой).
Дьякон на мгновение растерялся: Святой мироточит! Нисколько не сомневаясь в чуде и оказавшись в состоянии радости, удивления и волнения, он побежал принести хлопок из какой-то мебели алтаря. Он вернулся бегом и начал вытирать ватой миро с наружных стен святыни и раздавал части этой благоухающей ваты паломникам. Он вытирал его, и миро не останавливалось, а продолжало течь мистическим образом, без видимого источника. Характерно, что произвел впечатление один факт: большим куском ваты он вытер миро с гладкой поверхности ларца. Вата стирала мирру, как протирают стакан сухой тряпкой, хорошо прижимая ее и удаляя влагу, которая может быть на ней. Женщина вытерла ладонью только что вытертую часть алтаря. Диакон с изумлением увидел ее руку, омоченную маслянистым желтым миром!
Тем временем аромат разливался по всей церкви и лился из открытых дверей на улицу Святого Димитрия, привлекая прохожих, которые сбегались посмотреть, что происходит и откуда исходит этот аромат. Все направились к гробу с мощами святителя Димитрия, который был положен не в гроб (еще не построенный), а перед иконостасом.
На этом приятные сюрпризы не закончились! Паломники обнаружили, что все иконы церкви, где бы они ни находились, в раке или храме, мироточили. Действительно, диакон видел, как паломники вынимали бумажные полотенца и протирали застекленные иконы храма, и бумажные полотенца пожелтели от миро, которое «стекало» с обеих сторон стекла, внутри и снаружи. Размеры чуда не оставляли ни малейшего места для сомнений. Мы не понимали, чему были свидетелями, это было похоже на сон в тумане, но мы это прожили! Мы трогали его руками, видели глазами, обоняли своим обонянием!
За короткое время выстроилась очередь из людей со слезами на глазах приложившихся к ларцу Мироточивого, которые поняли, почему его так прозвали.
Тем временем в храм прибыл настоятель и прочее духовенство. Они отперли отверстия ларца и нашли святые мощи покровителя Салоников. Несмотря на аромат, это был особый аромат священных реликвий. Аромат мирры был другим и характерным.
Блаженнейший митрополит Салоникский Пантелеимон II Хрисофакис приписал чудо мироточения св. Димитрия этому факту: Святой и не было никакого упоминания о нем. Святитель Димитрий говорил с мироточивостью, что никогда не покидал города Фессалоники, поэтому теперь всегда присутствует, и это спасло ее от рабства и от землетрясений, но жалуется, когда фессалоникийцы оказываются неблагодарными и удаляются от Христа и Его святых.
С тех пор прошло 24 года. Я был тогда диаконом храма, а ныне священником в Салониках, и пишу факты, как помню. Этот момент был похож на тайну жизни. Я не могу описать то, что я чувствовал! Радость, удивление, волнение, восторг… Точно не могу определить. Однако именно события укрепляют веру, наполняют нас радостью, надеждой и ощущением присутствия Христа и святых. Наша вера «живая».
Фр. Христос Котиос
Викарий церкви Успения Пресвятой Богородицы
Саранта Экклесиес, Салоники
Источник: Перевод Джона Санидопулоса.
Димитрий Солунский мироточивый, великомученик
Великомученик Димитрий Мироточивый Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Прошло три века, и римское язычество, духовно сокрушенное и побежденное множеством мучеников и исповедников Спасителя, усилило свои гонения. Родители святого Димитрия были тайными христианами, и он был крещен и воспитан в христианской вере в тайной церкви в отцовском доме.
К тому времени, когда Деметрий достиг зрелости и его отец умер, на престол взошел император Галерий Максимиан (305). Максимиан, уверенный в образованности Деметрия, а также в его административных и военных способностях, назначил его на должность отца проконсулом округа Фессалоники. Основными задачами этого молодого полководца были защита города от варваров и искоренение христианства. Политика императора в отношении христиан выражалась просто: «Предать смерти всякого, кто призывает имя Христово». Император не подозревал, что, назначив Димитрия, он дал ему возможность привести многих людей ко Христу.
Приняв назначение, Димитрий вернулся в Фессалонику и тут же исповедался и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы преследовать и казнить христиан, он стал открыто проповедовать христианскую веру жителям города и ниспровергать языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель его Жития, святой Симеон Метафраст (память 9 ноября), говорит, что благодаря своему учительскому усердию он стал «вторым апостолом Павлом» для Фессалоники, тем более что «апостол язычников» основал некогда в этом городе первую общину верующих (1 Фес. и 2 Фес.).
Святому Димитрию Господь предназначил также следовать за святым апостолом Павлом как мученик. Когда Максимиан узнал, что новоназначенный проконсул христианин и что он обратил многих римских подданных в христианство, гневу императора не было предела. Вернувшись из похода в Причерноморье, император решил провести свое войско через Фессалонику, решившее расправиться с христианами.
Узнав об этом, святой Димитрий приказал своему верному слуге Лупу раздать свое богатство бедным, сказав: «Раздайте между ними мои земные богатства, ибо мы будем искать себе небесных богатств». Он стал молиться и поститься, готовясь к мученической кончине.
Придя в город, император призвал Деметрия, который смело исповедал себя христианином и обличил лживость и тщетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить духовника в темницу. Ему явился ангел, утешая и ободряя его.
Тем временем император развлекался, устраивая игры в цирке. Его чемпионом был немец по имени Ляэос. Он призвал христиан сразиться с ним на платформе, построенной над перевернутыми копьями воинов-победителей. Храбрый христианин по имени Нестор отправился в темницу к своему советнику Димитрию и попросил благословения на борьбу с варваром. Благословением и молитвами Димитрия Нестор одолел свирепого немца и швырнул его с помоста на копья воинов, как поступил бы кровожадный язычник с христианином. Разгневанный полководец приказал казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал в темницу стражу, чтобы убить святого Димитрия.
На рассвете 26 октября 306 воинов явились в подземную темницу святого и пронзили его копьями. Его верный слуга, святой Лупп, подобрав пропитанную кровью одежду святого Димитрия, снял с пальца императорский перстень, символ своего высокого положения, и окунул его в кровь. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Луп начал исцелять немощных. Император отдал приказ арестовать и убить его.
Тело святого великомученика Димитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христиане взяли его и тайно похоронили в земле.
В царствование святого Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя сто лет, при строительстве величественного нового храма на старом месте, были обретены нетленные мощи святой мученицы. С седьмого века под гробом великомученика Димитрия находится чудотворный поток благовонных миров, за что его и называют Мироточивым.
Несколько раз почитатели святого чудотворца пытались перевезти его святые мощи или часть их в Константинополь. Святитель Димитрий неизменно давал понять, что никому не позволит унести даже части своих мощей.
Интересно, что среди варваров, угрожавших римлянам, важное место занимали славяне, в частности поселившиеся на Фессалоникийском полуострове. Некоторые даже считают, что родители святого Димитрия были славянского происхождения. При наступлении на город славян-язычников неоднократно отталкивало явление грозного лучезарного юноши, ходившего по стенам и внушавшего ужас неприятельским воинам. Может быть, поэтому имя святителя Димитрия особенно почиталось у славянских народов после того, как они были просвещены Евангелием. С другой стороны, греки отвергают представление о святом Димитрии как о славянском святом.
Самые первые страницы Русской Первой Летописи по предназначению Божию связаны с именем святого великомученика Димитрия Солунского. Летопись повествует, что, когда Олег Мудрый пригрозил грекам в Константинополе (907 г.), греки устрашились и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, посланный на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что находятся под особой защитой святого великомученика Димитрия. Более того, в старых русских казармах великомученик Димитрий всегда изображался русским. Так этот образ вошел в душу русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в России началось вскоре после Крещения Руси. К началу 1070-х годов был основан Димитриев монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Монастырь был построен сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, Димитрием в Крещении (+ 1078). Мозаичная икона преподобного Димитрия Солунского из собора Димитриева монастыря сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.
В 1194-1197 годах великий князь владимирский Всеволод III Великогнездный (в крещении Димитрий) «построил при своем дворе прекрасную церковь святого мученика Димитрия и дивно украсил ее иконами и фресками». Димитриевский собор также раскрывает убранство древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора находится и сейчас в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на деревяшке из могилы святого великомученика Димитрия, привезенной из Фессалоники во Владимир в 119 г.7.
Одно из самых ценных изображений святого, фреска на столпе Владимирского Успенского собора, написана святым иконописцем Андреем Рублевым (память 4 июля).
Семья святого Александра Невского (23 ноября также почитала святого Димитрия. Своего старшего сына святой Александр назвал в честь святого великомученика. Его младший сын, князь Даниил Московский (память 4 марта), построил храм в честь святого Великомученика Димитрия в 1280-х годах Это был первый каменный храм в Московском Кремле, позже в 1326 году, при Иване Калите, он был снесен и на его месте был построен Успенский собор 9. 0003
Память о святом Димитрии Солунском исторически связана на Руси с воинством, патриотизмом и обороной страны. Об этом свидетельствует изображение святого на иконах воином в плюмажных доспехах, с копьем и мечом в руке. Есть свиток (в более поздних изображениях), на котором написана молитва святого Димитрия о спасении жителей Фессалоники: «Господи, не допусти погибнуть ни городу, ни людям. Если Ты спасешь город и народ, то и я спасусь вместе с ними. Если они погибнут, то и я погибну с ними».
В особом духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (19 мая) . «Сказание о житии и преставлении великого князя Димитрия Донского, царя русского», написанное в 1393 году, уже считает великого князя святым, как и другие древнерусские истории. Великий князь Димитрий был духовным сыном и учеником святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), а также учеником и сподвижником других великих деятелей молитвы в Русской земле: преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (память 12 февраля). 11 февраля), святитель Феодор Ростовский (память 28 ноября). В счете указано:
Много заботился он [великий князь Димитрий] о храмах Божиих, и территорию Русской земли держал храбростью своей: многих врагов, восставших на нас, победил, и славный град свой Москву защитил с чудесные стены. …Земля Русская процветала в годы его царствования.
Со времени постройки белокаменного Кремля (1366 г.) великим князем Димитрием Москва называлась Белокаменной.
Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского, великий князь Димитрий, кроме своих блестящих военных побед, снискал и дальнейшую известность России. Он отразил натиск литовских войск Ольгерда, разгромил татарское войско Бегича на реке Воже (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы), установленный между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы.