Показать икону иверской божьей матери: Иверская икона Пресвятой Богородицы — Афонит
Содержание
Иверская икона Божией Матери | Храм Иверской иконы Божией Матери в Беляево (м. Коньково)
В IX веке в царствование императора Феофила (829-242) свирепствовало жестокое гонение на святые иконы. Православных почитателей святынь предавали истязаниям, а святые иконы извергались из храмов и сжигались.
В то время близ города Никеи жила благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У нее в доме, в особо устроенной ее усердием церкви находилась чудотворная икона Божией Матери. Вдова имела величайшее благоговение к этой иконе и часто обращалась в своих нуждах с теплой молитвой к Богородице. Воины, посланные иконоборствующим императором Феофилом, пришли и к благочестивой никейской вдове. Она в боязни за свою драгоценную святыню умоляла пришедших воинов оставить у нее святую икону до утра, обещая им за это много денег. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, со злобою ударил копьем икону Матери Божией (в другой редакции сказания говорится: мечом). К его ужасу из пронзенного места иконы потекла кровь. Пораженный таким необыкновенным явлением воин с раскаянием пал пред иконою Пресвятой Богородицы. Он оставил ересь и впоследствии поступил в число братии Иверского Афонского монастыря, где и кончил свои дни в строгом подвижничестве.
По уходе воинов вдова с сыном долго с коленопреклонением и слезами молилась пред святой иконой. Чтобы сохранить ее от нового поругания, она в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там горячо просила Царицу Небесную избавить ее от гнева царского, а образ Свой от потопления.
После молитвы, облобызав святую икону, вдова опустила ее в море и, к величайшей радости своей, увидела, что икона не упала ниц в воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам по направлению к западу. Утешенная этим видением, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, благочестивая мать стала уговаривать сына бежать от преследований иконоборцев в Грецию. Юноша послушался убеждений матери и, простившись с ней, отправился в г. Солунь, а оттуда — на Афонскую Гору, где принял иночество. Переселение юноши устроилось по особенному Божиему Промыслу; именно от него и узнали Афонские пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью.
Один только Бог ведает, где сокрывался долгое время чудотворный образ Приснодевы! Прошло почти два века после кончины никейского пришельца, как в один вечер иноки Афонской Иверской обители увидели на море огненный столб, касавшийся своей вершиной неба. Явление это повторялось несколько дней и ночей подряд. На это чудное видение собрались посмотреть пустынножители из всех окрестных монастырей. Приближаясь к берегу, они, к общей радости, увидели, что огненный столб возвышался над иконою Божией Матери, которая стояла на воде, а по мере приближения иноков удалялась от них. Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церковь и со слезами молили Господа, чтобы он даровал им чудесно явившуюся на море святую икону Пресвятой Богоматери. Господь услышал их усердную молитву.
В то время в Иверской обители подвизался старец Преподобный Гавриил (X; память 12 июля), родом из Грузии. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава, жил, как земной Ангел и Небесный человек. Этому благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая Небесным светом, и сказала: Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; и потом войди в море, ступай с верою по волнам; и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители
. Старец Гавриил объявил настоятелю о видении, и на утро все монахи Иверской обители с молебным пением отправились на берег. Старец безбоязненно пошел по воде, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили ее на берегу, устроили там небольшую часовню и в ней три дня и три ночи совершали молебствие пред иконой. После того икону внесли в соборную церковь и поставили в алтаре.
На другой день, перед заутреней, монах, зажигавший лампады в храме, не нашел иконы на том месте, где она была поставлена. После долгих поисков иноки нашли святую икону над морнастырскими воротами. Они взяли ее и отнесли на прежнее место. Но на следующий день икону снова нашли над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.
С того времени иноки построили в честь Преблагословенной Богородицы церковь над монастырскими воротами, в которой икона пребывает и ныне. По имени обители икона эта названа «Иверской», а по месту ее пребывания над монастырскими воротами — «Вратарницею» («Портатиссою»).
Знаменательно одно из пророчеств Божией Матери. Когда было великое смущение и тревога на Святой Горе, многие афонские иноки стали расходиться оттуда: из 40 000 всех братий Святой Горы в 1854 году оставалось не более 1000, и те хотели оставить земной удел Божией Матери, полагая, что Афонская Гора запустеет. Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Все этой пройдет и кончится, и опять наполнится Святая Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что когда Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, тогда ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает
. С тех пор афонские иноки каждую неделю стали приходить в Иверский монастырь и смотреть, на своем ли месте находится Иверская икона Божией Матери.
Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандрит Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Достойно внимания то, как писался этот знаменитый чудотворный список. «Как есми приехал в наш монастырь, — описывал в письме архимандрит Пахомий, — собрав всю свою братию триста шестьдесят пять братов, и сотворил есма великое молебное пение с вечера и до света, и освятили есма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую Литургию с великим дерзновением, и после святой Литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону. (Далее описывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и Литургии.) И та икона (новописанная) не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софии Алексеевне, принявшей монашество в Смоленском Новодевичьем монастыре, где пребывает и доныне.
Для Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в память встречи Афонской иконы, был написан еще один список, получивший наименование Московского (ныне эта икона находится в московском храме в Сокольниках в честь Воскресения Христова) у Воскресенских ворот. Великая святыня Русской Православной Церкви, Московская Иверская икона прославилась от Господа многими чудесами.
Предполагают, что празднование 12 февраля связано с принесением еще одного Афонского списка Иверской иконы в Иверский Валдайский монастырь, устроенный Патриархом Никоном в 1656 году.
Кроме этих дней, Иверской иконе были празднования во вторник Светлой седмицы и 27 апреля в честь явления иконы на Афоне. Служба на эти дни, переведенная с греческого на церковно-славянский, служилась в московской Иверской часовне.
Чудотворную Иверскую икону чтут не только чада Православной Церкви, но и люди иных христианских исповеданий. Были случаи, что некоторые из них в тяжкой болезни, потеряв всякую надежду на помощь врачей, обращались с усердной молитвой к Царице Небесной, и Милосердная Ходатаица подавала исцеление и помощь болящим и Своей чудодейственной силой привлекала многих в лоно Православной Церкви.
Часовня Иверской иконы Божией Матери / Православие.Ru
Фото с сайта hram.codis.ru |
Иверская икона Божией Матери в часовне у
Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой
чтимой московской святыней.
Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в
Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону
ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев
по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь.
Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы —
поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой
раной на лике. С тех пор икону стали почитать как
чудотворную.
По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась
в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города
Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили
ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова
попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать
требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и
опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться
невозможно. И тогда совершилось чудо — икона не утонула, а
встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от
преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского
монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей
у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.
Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти
через двести лет афонские иноки увидели в море огненный
столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью
монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне
Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять
икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась
перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в
соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над
монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили
обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на
ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы:
«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей
Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в
будущей…» Тогда монахи построили надвратный храм во
имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ,
который стал называться Иверской иконой Божией Матери
Портатиссы (по-гречески -«Вратарница»).
Иверская икона прославилась многими чудесами: она
оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись
больные, по молитвам иноков перед ней житница обители
наполнялась мукой в неурожайные годы…
Иверская икона Божией Матери |
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на
Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в
Москву приехал архимандрит Афонского Иверского
монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу
своей обители. Ближайший друг царя архимандрит
московского Новоспасского монастыря Никон, будущий
знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву
точный список (так называли копию с икон) с чудотворной
Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и
Никон хотели получить настоящую икону и просили
прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из
надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю
Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из
обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов
выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью
не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны
на святой воде, которой прежде облили доску из
кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.
13 октября 1648 года икону торжественно встретили в
первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и
временно поместили в Никольском монастыре. Спустя
некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский
монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали
сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на
Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от
ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес.
Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было
выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными
воротами Китай-города, и через них по традиции совершались
торжественные въезды русских царей на Красную площадь.
Поэтому было у ворот и другое название — Триумфальные. Еще
назывались они Курятными — по одному из торговых рядов
неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что
рядом находился Львиный двор, где держали львов,
подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией
Тюдор.
Именно с этого места в 1534 году стали строить саму
крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом
участке вообще не имела проездных ворот, а была
приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной
находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль
же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие
ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою
более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и
пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь
Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними
появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми
орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения
Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими.
Кроме нее, по повелению государя на воротах «добрым
письмом» были изображены: преп. Сергий, великомученик
Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и
московские святители Петр и Алексей. Им под охрану
вручалась Москва и ее новый построенный «город»
— Китай. Это была русская традиция: ворота — вход и выход
из города — осеняли наверху иконами.
Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в
светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная
лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице
Елизавете была первая гражданская типография и в апреле
1756 года даже начато печатание газеты Московского
университета, открытого напротив годом раньше.
Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в
Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне
решено было ее разобрать как обветшавшую — в документах ее
помещение называли «деревянным чуланом» при
иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к
которому была приписана часовня, просил перестроить ее и
над иконой возвели каменный «приделок».
Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня
получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков,
а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была
«благолепно украшена»: снаружи обита жестью,
украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и
восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную
фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла
вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не
начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным
образом. Ее называли «отрадным перепутьем для всех
верующих». Благодатная сила московской Вратарницы
была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и
даже не только православные: на поклон к знаменитому
чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты
и даже вовсе нецерковные люди — вера и надежда на помощь
оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы
приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и
гимназисты — перед экзаменами. Прославилась Иверская икона
исцелениями больных.
Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам
москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных
или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала,
был сделан точный список с иконы, который замещал ее во
время отсутствия. Есть версия, что именно список был
передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках,
хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о
том, что в названной церкви находится сам подлинник.
Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел
поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I,
москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан
тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого
путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это
делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к
своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через
Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в
Москву после победы в Северной войне и заключения
Ништадтского мира.
Триумфальное шествие состояло «из целой флотилии
устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами,
при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек».
Петр одолел шведов — своих учителей, когда-то чеканивших
медаль за победу над русскими под Нарвой!
Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с
почетом встретило московское духовенство, сенаторы и
военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых
одеждах пели кантаты.
Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо
Воскресенских ворот, а навстречу — запряженный в шесть
лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни
дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и
не узнали царя, который за него вступился. «Кто там
еще едет в коробе!» — огрызнулись они. Разъяренный
Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел
своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А
поутру разнес самого боярина «за потворство
холопам».
Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в
Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной
столицы, прежде всего, приходили кланяться московской
святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в
Петербург.
А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в
оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на
него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и
женщины падали в обморок от страха.
Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную
площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую
часовню и поклонился на четыре стороны со словами:
«Виноват перед Богом и государыней. Простите меня,
православные!» Из толпы ответили ему тогда: «Бог
тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца,
брата…» (По другой версии, произошло это на самой
Болотной площади, уже перед казнью.)
Только однажды Иверская покинула Москву — в сентябре 1812
года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во
Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли
монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли
два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в
Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной
Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие
направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и
с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.
Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с
особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.
После революции над Иверской часовней жестоко надругались.
В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели
кощунственную акцию под названием «комсомольское
рождество». Ее главное действие разворачивалось на
площади перед Иверской часовней. А задача этого
мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи
«правильного» мировоззрения и соответствующей
морали.
Огромная толпа устроила нечто вроде «комсомольских
святок» с ряжеными, только рядились в основном под
православных священников и монахов, представляя их в самом
безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с
Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по
Тверской к площади Революции, где развернулось главное
действие «праздника». Впереди несли плакаты с
непристойными надписями, чучела богов древневосточных и
мировых религий — Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и
кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и
Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там
были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа,
и китайский бонза. В центре процессии «комсомольский
поп» Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел
«акафист Марксу» с восклицаниями «Радуйся,
о Марксе, великий чудотворче!» Перед Иверской
часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли
всю религиозную «атрибутику» под песнопения
«комсомольского хора»:
Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!
А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на
«комсомольской пасхе», напоминая взять с собой
побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю
дурь, так с треском!»
Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была
перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте
часовни в 1929 году временно установили уродливую
скульптуру рабочего — нового социалистического
«вратарника». В правой руке он грозно сжимал
опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном
приветствии.
В 1931 году снесли и Воскресенские ворота — освободили
место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.
В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали
список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года
Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и
Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по
решению московского правительства по проекту Олега Журина.
25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.
В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией
Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых,
она прежде была освящена в честь великомученика Георгия
Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.
В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен
храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший
Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что
архитектором тогда был известный мастер московского
классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание
Лефортовского военного госпиталя.
В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В
ней поочередно размещались заводской клуб и художественная
галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.
Разделы :: Иконы :: Икона Акимов 102.127 «Иверская (Иверская) икона Божией Матери»
«Иконка серебряная золоченая с Иверским (Иверским) образом Божией Матери выполнена в виде богато украшенного кованые врата. На лицевой стороне медальона находится сама икона, у подножия ее греческая надпись: «Портайтисса», что означает «Матерь на вратах». , Благая Портитисса, отверзающая нам двери небесные». Столь редкое имя иконы имеет свою историю.
Как гласит легенда, после Вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы начали жеребьевку о странах, куда идти с благовестием. Идти Богородице предстояло в Иберию (Грузия). Перед тем как отправиться в дальний путь, Она решила навестить Лазаря, друга Христа, которого Он воскресил из мертвых. Лазарь был епископом Кипра. Попрощавшись с ним, Матерь Божия села на корабль, направлявшийся на Кавказ. Но сильный ветер помешал кораблю войти в Дарданеллы, где издревле стояли языческие капища. Господь открыл Своё желание, чтобы Она осталась на Афоне. Матросы высадили Ее на берег и беспрепятственно продолжили свой путь. Как только Святая Богородица ступила на землю Афона, демоны, обитавшие в идолах, сорвали их с пьедесталов и погрузили в воду. Жертвователи встречали Богородицу и слышали от Нее благовестие. Именно они стали первыми монахами на Святой Горе. Приняв расположение Своего Божественного Сына, Матерь Божия не пошла в Иверию, но вспомнила Свой удел. Она прославила Грузию там, на Афоне, одной из величайших Ее икон.
По преданию, святыня Афона – Иверская икона Божией Матери – в 999 году сама пришла в Грузинский (по-гречески Иверский или Иверский) монастырь по водам в огненном столбе.
Согласно древнегрузинскому сагу, во времена иконоисповедания при императоре Феофиле (829-842) некий благочестивый человек из Византии принял монашеский постриг в Иверском монастыре. Он рассказал историю семейной святыни – иконы Божией Матери Одигитрии. Монах рассказал, что воины-еретики ворвались в дом его матери. Увидев большую икону, один из них метнул в нее копье. Шип вонзился прямо в лицо, и солдат с ужасом увидел, что рана начала кровоточить. Воин раскаялся в своем поступке и помог спустить священный предмет в море.
Более столетия о нем никто не слышал. Но однажды оно приплыло к берегу Афона, окруженное огненным ореолом. Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому иноку – преподобному Гавриилу Грузину (память 25 июля) – и открыла ему свою тайну, повелев пройти по воде и взять святыню. Святой Гавриил исполнил приказ, и монахи торжественно возложили икону в алтарь. Но Богородица снова явилась во сне преподобному Гавриилу и сказала, что желает быть Хранительницей монастыря, а не охраняемой. Тогда монахи воздвигли для него надвратный храм, где он пребывал до сих пор. Икона носит имя «Портаитисса» и освящает монастырские врата как символ ворот в Небесный Иерусалим. Богородица сказала инокам, что Ее образ исчезнет из врат монастыря перед кончиной мира.
Иверская икона не только Портайтисса, но и Путеводительница: то есть иконография, согласно которой Богородица как бы указывает Младенцу Христу, сидящему на левой руке Своей, по-царски, как Путь спасения , к живой Истине, к источнику Жизни. (Иоанна 14, 6). По-гречески такая иконография называется просто «одигтрия».
В Москве есть и чудотворная копия Иверского образа. 26 октября 1648 года его привезли с Афона и торжественно встретили москвичи. Великая святыня русского православия – Иверский образ Москвы – была помещена в часовню, специально построенную у Красных ворот Кремля, и стала Стражем российской столицы. Ныне чудотворный список находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Иберийская часовня, разрушенная в 19 г.29 полностью восстановлена в 1994 г. На Афоне заказан новый экземпляр, который был изготовлен бесплатно по древнему обычаю».
Иконы Божией Матери —
декабря
Назад
Вперед
декабрь
Собор Великой иконы Божией Матери
Праздник Великой иконы Божией Матери «Владычица» 2 декабря знаменует собой чудо, совершенное в ночь на 1 декабря 1948 года, когда Богородица спасла от пожара монастырь Пантократор на Афоне. Из-за этого события икона стала называться также…
Подробнее
Икона Божией Матери Дамасской
Дамасская икона Божией Матери, по древнему преданию, написана святителем Иоанном Дамаскиным в благодарность Богородице за чудесное исцеление его правой руки, отсеченной вероломством императора Льва Исавра. Эта икона также известна как икона «Троеручица»…
Подробнее
Владимирская икона Божией Матери Селигерская
Владимирская икона Пресвятой Богородицы Селигерской происходит с острова Селигер в Тверской губернии России.
Подробнее
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» написана так: в комнате икона Божией Матери, а под ней коленопреклоненный юноша молится. Предание об исцелении через эту святую икону некоего юноши от телесной болезни записано в книге…
Подробнее
Тропарь и кондак
Икона Божией Матери «Спасительница утопающих»
В селе Ленков на берегу реки Десно под Новгородом, Россия, образовался опасный водоворот, который затруднил переход через реку. Часто мощные водовороты приводили к гибели кораблей и их пассажиров. Именно на этом опасном месте была обнаружена икона…
Подробнее
Тропарь и кондак
Икона Божией Матери Новгородская
Новгородская икона Божией Матери написана святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), во время его пребывания игуменом в монастыре на реке Рате у предела Малого Дворца. Во время гонений униаты разграбили Новгородскую обитель, и икона оказалась…
Подробнее
Икона Божией Матери «Благословенное Чрево»
Существует как минимум четыре различных типа иконы «Чрево Благословенное». Икона Барлова — вариант иконы «Одигитрия». Она появилась 26 декабря 1392 года и находится в Благовещенском соборе Москвы. Второй пример аналогичен иконе «Милодатница» (Январь…
Подробнее
Икона Божией Матери «Вифлеемская»
В величественной Базилике Рождества Христова в Вифлееме выделяется чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Вифлеемитисса.