Можно ли причащаться каждый день: Можно ли причащаться ежедневно? – Православный журнал «Фома»
Содержание
«Если причащаться каждое воскресенье, получается, вся жизнь – только пост?» — игумен Агафангел (Белых)
Разговор о приходской практике причащения продолжает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г.Валуйки, Валуйская и Алексеевская епархия, сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.
– Отец Агафангел, как часто следует, на ваш взгляд, причащаться?
– Думаю, мы совершаем большую ошибку, когда говорим о частоте или редкости причащения. Это навязанный термин. Нужно говорить не о том, что следует причащаться чаще или реже, а о том, что это необходимо делать регулярно, по мере возможности.
Игумен Агафангел (Белых). Фото Я.Никитина
Существуют канонические правила, предписывающие нам бывать на службе ежевоскресно. Также мы знаем о каноне, по которому трижды пропустивший воскресную литургию отлучается от Церкви.
Если человек имеет возможность причащаться каждое воскресение и причащается – это не часто, не редко, а так, как нужно.
Понятно, что в реальной приходской жизни всё происходит по-разному. В случаях, когда есть возможность формирования прихода буквально с нуля, где не было традиций, появившихся еще в Синодальный период или позднее – в советский, у людей не возникает сомнений, что если ты пришел на воскресную литургию, то причащаешься.
В приходах, существующих много лет, нередко нужно объяснять, почему желательно причащаться каждую неделю и что для этого совсем не обязательна недельная постовая подготовка. Потому что люди немного пугались: «Батюшка, если причащаться каждое воскресенье, это ж, получается, вся жизнь – только пост».
О посте перед причастием священника, который ничем не отличается от мирянина, никаких специальных указаний нет. Священник постится положенные дни – в среду и пятницу, а причащается в воскресение, а бывает и чаще, но какой-то особенной благодати, отличной от мирян, у него для этого нет.
В нашем тиксинском приходе люди стараются приступать к таинству на каждой службе, в Николаевском соборе, в Валуйках, где я сейчас служу – постоянные прихожане причащаются два-три раза в месяц.
– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто делает это регулярно?
– Существует прекрасный опыт, который отражен и в документе «Об участии верных в Евхаристии»: Последование ко Святому Причащению, состоящее из канона, молитв, а также есть благочестивая традиция добавлять, по возможности, и другие каноны и акафисты.
Поэтому, если человек читает вечерние и утренние молитвы, то добавить к ним один канон и десять молитв – не сложно. Если есть силы и желание помолиться больше, тогда можно добавить и иные традиционные каноны.
Другое дело – исповедальная дисциплина. Потому что для кого-то легче еженедельно вымучивать из себя несущественные дисциплинарные ошибки, чтобы подойти к причастию более «подготовленным», чем однажды глубоко разобраться в себе.
Мы знаем, что есть грехи, которые действительно отторгают нас от Бога, отделяют от Чаши Христовой, и их нужно исповедовать перед причастием. Но речь не о мелочах, которые тоже, конечно, не хороши и требуют исправления, однако они не являются препятствием причащаться для взрослого человека.
Причастие – не оценка «пять» за поведение, а исцеляющее лекарство, которое даёт Господь. Таинственное соучастие в жертве и воскресении Христовом. Поэтому понятно, что к причастию приступают люди, обременённые своей несовершенностью. Но для чего выцеживать комара?
Есть такая поговорка: «За еду не будешь в аду». Но от 90% исповедующихся слышишь: «Съел конфету не в тот день, грешен, нуждаюсь в исповеди» – притом, что человек может быть в многолетней нераскаянной немирности с ближними или еще в каком духовном обстоянии.
Что касается постовой подготовки – если человек причащается ежевоскресно, то соблюдения положенного поста в среду и в пятницу и какого-то разумного ограничения в пище в субботу – вполне достаточно.
– А в случаях, когда люди причащаются почти каждый день – на Страстной седмице, на Светлой? Им нужна такая же молитвенная подготовка?
– Да, конечно, «Последование» – обязательно. Священник, который причащается в такие дни каждый день и который ничем не отличается, как уже было сказано, от прихожан, читает Правило ежедневно.
Что касается постовой подготовки перед причащением на Светлой: разговеться – это не значит объесться и обпиться. Хочешь съесть три котлетки – съешь две. Вот и подготовка. А если человек съел накануне казан плова, выпил бочонок вина – такое разговенье во вред.
– Существует разница подготовки к причастию в средней полосе России и, скажем, в Якутии?
– Наши прихожане на севере Якутии всё равно пытаются поститься, в том числе накануне причастия, овощами и фруктами, как принято в центральных и южных регионах России. Хотя цены на все это – запредельные, и намного дешевле было бы питаться местной рыбой.
Но сформировавшийся стереотип сломить сложно. Об этом ещё писал, если я не ошибаюсь, Ломоносов, сетуя на отцов палестинских и греческих, что они навязали свой постовой устав нам, северянам.
А вот молитвенная подготовка точно не зависит от региона: основное – Последование ко Святому Причащению – молитвы и канон, а дальше – по силам и желанию.
– Если к вам приходит человек, собирающийся причаститься впервые….
– Такое бывает редко. Обычно впервые приходят те, кто собирается креститься, проходят специальную подготовку: участвуют в беседах, читают рекомендованные книги, посещают богослужения, общаются с прихожанами… Так что когда они подходят к причастию, то специально говорить с ними об этом не нужно.
В тех редких случаях, когда человек приходит буквально «с улицы», говорит, что он крещен и вот бы хотел причаститься, но не знает, как, мы проводим небольшую катехизаторскую беседу, рассказываем, как приготовиться, объясняем смысл таинства. Такому человеку, скорее всего, я предложу молитвы не на церковнославянском, а на русском языке.
– Меняются ли ваши рекомендации по подготовке для тех, кто причащается один раз в многодневный пост, например?
– Если человек, по разным причинам, причащается нерегулярно, значит, ему требуется усиленная подготовка. Пост – неделю, по возможности, походить на богослужения. За неделю можно успеть и Последование прочесть и дополнительные каноны, причём не сразу всё – это тяжело, а распределить по дням недели.
– Какие рекомендации даёте вы по поводу супружеского поста?
– По апостолу Павлу: воздержание назначается супругами по взаимному согласию. Я на себя не беру такой дерзости – лезть в чужую постель и регулировать отношения мужа и жены. Но какие-то общие евангельские рамки я как священник, конечно, обязан обозначить. А решение, как быть, они должны принимать сами.
– Допускаете ли вы кого-то из прихожан к причастию без исповеди?
– Да, без исповеди перед каждым причастием я допускаю тех прихожан, которых давно знаю, знаю их духовную жизнь. Предварительно спрашиваю: «Нет ли за прошедшую неделю греха, который не допускал бы вас к Чаше?»
Если человека знаю плохо, обязательно попрошу его подойти к исповеди.
– Кого вы можете не допустить к причастию?
– Я никогда не запрещаю подходить к причастию. Вот посоветовать – могу: «Вы знаете, вам сегодня лучше воздержаться от причастия, мне кажется, вы не вполне готовы».
Если я вижу человека впервые, он пришел к исповеди, собираясь причаститься (такое чаще бывает в Валуйках, в Тикси – маленький приход, все знают друг друга), и я вижу, что он просто не ориентируется, для чего и как, то понимаю, что причаститься в этом состоянии для него будет душевредно.
Я предлагаю такому человеку обязательно встретиться после службы, когда я смогу все объяснить. Поясняю: «А сейчас я вижу, вам причаститься будет не полезно». В большинстве случаев люди остаются, слушают и приходят вновь через какое-то время.
– Бывали ли случаи в вашей приходской практике, когда люди все-таки не понимали, для чего причащаться?
– Расскажу об одной своей миссионерской неудаче в Тикси. Некрещеные муж и жена долго ходили в храм на огласительные беседы, готовились ко крещению. Мы обычно сначала проводим первую часть бесед, потом – чин оглашения и после него уже говорим о таинствах. Супруги ходили на все службы, участвовали в беседах, в общих трапезах.
Вот, наконец, крещение совершено (а мы стараемся совершить таинство до литургии, чтобы вновь крещёные могли причаститься), супруги приняли Причастие и… женщина сказала: «Что это такое? Это вот то самое, о чём вы нам рассказывали?! Мне совсем это не по нраву!»
Больше они не переступили порог храма. Маленький посёлок, мы постоянно встречаемся, и только спустя несколько лет они стали отвечать на мои приветствия. Вот такая история пока без позитивного финала.
Но часто большинство прихожан и в Центральной России не вполне понимает смысл Таинства Тела и Крови Христовых, важность общего соучастия в Евхаристии. Хорошо, что сейчас такое обилие православных сайтов, газет, телепередач, рассказывающих об этом. Однако в целом это большая проблема, которая требует времени на разрешение.
- Об участии верных в Евхаристии
- Духовная жизнь очень занятого человека
- Самое главное при подготовке к причастию
- Евхаристия: всегда новая, всегда вечная. Самое важное в документе о Евхаристии
- Практика причащения и новый документ о Евхаристии — размышления протоиерея Сергия Правдолюбова
- Главное — без крайностей! Протоиерей Александр Ильяшенко — о подготовке к причастию
- Кому причащаться чаще, кому реже? – протоиерей Александр Борисов
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как часто причащаться — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский
- О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин игумен Петр
- Правда о практике частого причащения Юрий Максимов
- О частом причащении Святых Христовых Таин свящ. Даниил Сысоев
- Как часто следует причащаться? митр. Иларион (Алфеев)
- Подготовка к причастию прот. Димитрий Карпенко
- Участие в трапезе Господней протопресв. Н. Афанасьев
- Преждеосвящённая Литургия и частота Причащения
- О необходимости преодоления дореволюционной и советской порочной практики редкого причащения мирян свящ. Алексей Шляпин
- Чудо Святого Причащения прот. Вячеслав Тулупов
- Со страхом Божиим и верою… отступите?! прот. Виктор Кулыгин
- Как часто нужно причащаться?
***
Что говорят о частоте Св. Причащения церковные каноны?
В Таинстве Святого Причащения христианин соединяется с Богом, со Святой Троицей, исполняя заповедь Спасителя (Ин.6:51-58).
Канонические рамки частоты Причащения — не чаще раза в сутки, не реже раза в 3 седмицы.
Подробнее см: Канонические правила Православной Церкви, касающиеся практики причащения.
Естественно для христианина причащаться на каждой воскресной Литургии, по Великим праздникам и на именины.
Как возможно соблюсти все правила подготовки, если причащаться каждую седмицу?
Препятствием к регулярному причащению зачастую являются излишне строгие требования к подготовке к нему со стороны некоторых священнослужителей. В мере строгости подготовки следует разделять отпавших от Церкви и верных христиан. Например, дополнительный 3‑дневный пост неуместен для тех, кто уже, в свою меру, соблюдает церковные посты. Таким образом, чем реже человек приступает к Чаше, тем строже и продолжительнее должен быть период подготовки.
Как не причаститься недостойно?
Кто из людей может быть достоин Тела и Крови Спасителя? Как раз понимание своего недостоинства и является целью подготовки ко Причастию.
Кто же действительно недостоин Причащения?
1. Тот, кто не Крещён.
2. Тот, кто не исповедует православную веру в соответствии с Символом веры.
3. Тот, кто отрицает, что верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых или относится к Святым Дарам без рассуждения, как к обычной пище.
4. Тот, кто имеет на совести смертные неисповеданные грехи.
5. Тот, кто не желает простить обидчика или примириться, если сам обидел человека.
Подробнее: Что значит причаститься недостойно.
Почему мы не видим, когда и как причащаются священнослужители?
Они причащаются в алтаре.
Священник не может служить литургию и не причаститься. Это предписывает 8‑е Апостольское правило: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка при совершении приношения не причастится – да представит причину, и если она уважительна, да будет извинен. Если же не представит – да будет отлучен от общения церковного, как сделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, якобы неправильно совершал». То есть, если присутствующий на литургии (в правиле не говорится именно о сослужении, поэтому мы можем подразумевать всех клириков, находящихся в храме во время литургии) клирик не причастится без уважительной на то причины, – да будет отлучен от Церкви.
Как причащаться на Пасху и Светлую седмицу?
На Светлой седмице рекомендуется причащаться ежедневно. 66‑е правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане «наслаждались Святыми Тайнами» в течение всей Светлой седмицы, несмотря на то, что она является сплошной.
Подробнее: О Причащении на Пасху и Светлую седмицу.
Можно ли, как прп. Мария Египетская, причаститься два раза и стать святой?
Вполне! Но уж если повторять, то повторять всё: придётся и 47 лет провести в пустыне, явив плоды истинного покаяния.
См. Исключительный случай как универсальный аргумент, или Богословские метаморфозы.
Цитаты о причащении
«Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин. В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин».
патриарх Кирилл
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».
cвятой праведный Алексий Мёчев
«Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: “Чем чаще, тем лучше”. Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: “Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется”.
Много нас теребят по поводу частого Причащения. Не смущайтесь. Присмотрятся – перестанут. Всем следовало бы так делать, но не вошло это у нас в обычай».
свт. Феофан Затворник
«Нельзя часто причащаться, говорят, а то привыкаешь. Пропадает благоговение.
Да, наверное, звучит правильно.
Поэтому рассуждающим так надо быть последовательными.
Нельзя часто молиться — привыкаешь. Пропадает благоговение.
Нельзя часто ходить в храм — привыкаешь. Пропадает страх Божий.
Да и вообще. Часто видеться с женой нельзя — привыкаешь. Пропадает любовь.
Родителей не надо баловать вниманием — привыкаешь, перестаёшь относиться с уважением.
Детей надо менять или встречаться с ними четыре раза в год и в день ангела, а то привыкаешь…
Так, может, это совсем не так плохо, привыкнуть, прильнуть к хорошему с чистой совестью? А если совесть нечиста, это повод не только для очередной исповеди».
игумен Силуан
Строгая подготовка вошла в практику нашей Церкви лишь потому, что под конец XVIII века порочная практика редкого причащения прочно вошла в норму. А когда человек подходит к Чаше Христовой лишь раз в год, то вполне естественным видится заставить его максимально напрячь духовные и телесные силы для должной подготовки. В наше время, слава Богу, столь редкое причащение остаётся уделом немногочисленных захожан, стремящихся причаститься скорее в силу традиции, нежели по насущной потребности. Однако, как это часто бывает, реалии, сформировавшие практику, ушли в небытие, а сама практика осталась. Выход из данной ситуации каждый отдельный духовник и каждый отдельный прихожанин находит самостоятельно. Однако, если попытаться подвести основу под предполагаемый общий подход, то стоит помнить, что не причащение ради подготовки, а подготовка ради причащения.
прот. Владимир Пучков
***
- Пожертвовать
- 462 0
О ежедневном причастии (часть 1): соответствует ли это Библии?
В течение последнего семестра в колледже мы занимались тем, что некоторые любят, а другие считают странной эксцентричностью. Августин Гиппопотамский, Смит Вигглсворт, Симеон Новый Богослов, Мартин Лютер « Большой катехизис », Иоанн Косин, Киприан Карфагенский, Иосиф Принц и Василий Великий обычно не попадают в один список вместе, и тем не менее все они выступают за чем занимаются эти пятидесятники 21-го века в теологическом колледже в сельской Англии. Что это может быть? Ну, на случай, если вы не догадались из названия поста, это будет ежедневное празднование Вечери Господней.
Именно в этой случайной выборке мы имеем представителей греческих и латинских отцов, средневековой Византии, Реформации, англиканской церкви, раннего британского пятидесятничества, азиатского мегацерковного пятидесятничества XXI века и современной Великобритании. Джон Уэсли ежедневно причащался в те времена года (Рождество и Пасху), когда оно было доступно в его дни, и призывал христиан причащаться так часто, как это предлагается, ибо, как утверждал Уэсли, «долг каждого христианина — принимать вечерю Господню как можно чаще» (Джон Уэсли, Проповедь 101: Обязанность постоянного общения ). И есть две веские причины для этой обязанности постоянного причащения, говорит нам Уэсли: во-первых, потому что «это прямая заповедь Христа», и, во-вторых, «потому что польза от ее выполнения так велика для всех, кто делает это в послушании».
Итак, на протяжении всей истории церкви — от древней церкви до Реформации, евангельского возрождения, пятидесятнического возрождения и до наших дней — среди народа Божьего в разных местах существовала жажда пировать со Христом. каждый день за Его столом.
Тем не менее, сегодня многим христианам ежедневное причастие может показаться немного странным. Итак, в следующих нескольких сообщениях в блоге позвольте мне объяснить, почему это так хорошо. Но сегодня давайте просто начнем с того, что это на самом деле что-то хорошее и библейское.
Библейский прецедент
Сразу после дня Пятидесятницы, в первые дни существования христианской церкви, верующие «ежедневно единодушно пребывали в храме, преломляя хлеб по домам» (Деяния 2:46). Далее в книге Деяний, когда церковь распространилась повсюду, мы видим, что верующие в отдаленных местах продолжали собираться каждый первый день недели с определенной целью преломления хлеба (Деяния 20:7). Тем не менее, в самые ранние дни и в разгар пробуждения, вызванного излиянием Святого Духа в Пятидесятницу, когда христиане были сосредоточены вместе в непосредственной географической близости, это преломление хлеба происходило ежедневно. Итак, то, что мы видим в Деяниях, это не просто еженедельное причастие, а очень частое причастие – по крайней мере еженедельное, а местами и ежедневное.
Конечно, не все мы живем в непосредственной близости от остальной части нашей церкви, поэтому ежедневное причастие для большинства верующих невозможно. Но там, где Бог благословил нас такой привилегией (как в моей ситуации, в богословском колледже), тогда максимально использовать ее, празднуя Вечерю Господню каждый день, — это хороший и библейский поступок.
Наша ежедневная молитва о хлебе насущном
Но в книге Деяний есть не только библейский прецедент, но и то, о чем, согласно Библии, нас учат молиться каждый день! Вы когда-нибудь замечали, что в молитве «Отче наш», когда мы просим «хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы как бы просим об одном и том же дважды: «ежедневно» и «сегодня»? О чем все это?
Слово, которое мы переводим как «ежедневно», встречается только здесь во всем Новом Завете. Слово «ежедневно», конечно, встречается и в других местах Нового Завета, но это всегда другое греческое слово. Древние отцы церкви (большинство из которых говорили на греческом как на родном языке) понимали это странное слово в «Отче наш» как указание на Вечерю Господню. Почему? Потому что ближайший английский эквивалент греческого слова в молитве — это либо (в зависимости от того, следуете ли вы древним отцам или нынешним исследователям Нового Завета), либо «сверхъестественное», либо «для будущего». И есть хлеб, одновременно сверхъестественный и эсхатологический: Иисус, живой Хлеб Небес.
Итак, в молитве «Отче наш» мы молимся не только о материальном обеспечении для наших повседневных нужд, но мы также молимся о том, чтобы получить Иисуса «сегодня», истинного сверхъестественного Хлеба для будущего. И в Вечере Господней мы получаем «сегодня» «причастие» (1 Кор. 10:16) в этой «истинной пище» (Ин. 6:55).
Конечно, мы также можем каждый день принимать Христа в Его Слове. Но почему бы нам не захотеть принять Его, когда Он каждый день встречается с нами в хлебе и вине за Своей трапезой, если мы можем?
Итак, есть библейский прецедент для ежедневного Причащения и библейская молитва — фактически Молитва Господня, — которая указывает нам на благо ежедневной встречи со Христом в хлебе Господней Трапезы. Это не команды; мы не обязаны преломлять хлеб каждый день. Но они показывают нам, что ежедневное Причастие — это не эксцентричная диковинка, а хороший и библейский пир.
И теперь, когда мы это установили, давайте продолжим в следующий раз и подумаем о некоторых из того, что Уэсли назвал «великими преимуществами» этой ежедневной встречи с Христом за Его столом, которые ободряют нас во всем. чаще приходить и пировать с Ним, нашим живым Господом.
….
Последующие посты в серии:
Часть 2: Ежедневный евангельский призыв
Часть 3: Почему вы не хотите встречаться с Иисусом каждый день?
Кто может причащаться по Библии?
Одним из таинств церкви является причащение. Короче говоря, причастие — это воспоминание о праздновании Христа, предназначенное для тех, кто принадлежит Ему.
Частота и способ причастия варьируются от церкви к церкви. Некоторые церкви делают причастие частью каждой службы, а некоторые делают это в первое воскресенье каждого месяца. Есть даже церкви, в которых причащаются только время от времени, без установленного расписания. Раньше я ходил в церковь, в которой не было расписания, когда они будут служить причастие. Вы просто пришли бы в церковь и узнали, что в этот день служили причастие. Поскольку у них не было расписания, иногда они объявляли его заранее, если люди хотели принять участие.
Хотя отсутствие установленного расписания для причастия может быть для вас чуждым, особенно если ваша церковь делает это по расписанию, на самом деле нет никаких правил относительно того, как часто следует причащаться в церкви. Хотя может и не быть правил, когда служить причастие, есть некоторые рекомендации относительно того, кто может причащаться. Во многих церквях не тратят много времени на объяснение этих вещей. Поэтому возможно, что вы можете не знать, так что давайте это изменим.
Что такое причастие?
Причастие, также известное как Евхаристия или Вечеря Господня, — это время, когда мы собираемся вместе, чтобы отметить смерть Иисуса за наши грехи. Чтобы отпраздновать это, мы возьмем элемент хлеба — в сегодняшней церкви это обычно какой-то крекер — и элемент вина, которым обычно является виноградный сок, хотя в некоторых деноминациях используется вино. Вместе, как одно тело, мы вместе едим и пьем, вспоминая жертву, которую Иисус принес на кресте за нас. Мы используем эти элементы, потому что Иисус использовал их в так называемой Тайной вечере.
«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, возблагодарив, преломил и дал ученикам Своим, говоря: приимите и ядите; сие есть Тело Мое». Затем он взял чашу и, возблагодарив, подал им, говоря: «Пейте из нее все вы. Это моя кровь завета, которая за многих изливается для прощения грехов. Сказываю вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26:26-29).).
Когда вы причащаетесь, элементы, которые вы принимаете, представляют собой разбитое тело и пролитую кровь Иисуса.
Почему мы причащаемся?
Основная причина, по которой мы причащаемся, это память о жертве, которую Иисус принес за нас. Это то, что Иисус сказал у Луки.
«И, взяв хлеб, возблагодарил, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, отданное за вас; сие творите в Мое воспоминание» (Луки 22:19).
Каждый раз, когда совершается причастие, оно должно немедленно стать временем размышлений и воспоминаний.
Чего многие не понимают, так это того, что причащаться можно сколько угодно раз. Вы можете причащаться каждый день, если хотите, потому что это не всегда нужно делать в церковной обстановке. Большинство людей этого не делают, но вы можете причащаться дома. В Писании нигде не говорится, что причастие должен проводить пастор или священник.
Фото предоставлено ©Getty Images/JeffXD
Кто может причащаться?
Существуют некоторые различия между конфессиями в отношении того, кто может причащаться. Некоторые делают его открытым для всех, кто находится в церкви, поэтому, если вы окажетесь в здании в тот день, и они будут служить причастие, они будут служить вам.
Если это произойдет, я не думаю, что это вина того, кто причащается, я считаю, что церковь обязана дать лучшее учение о том, кто может причащаться. Некоторые другие деноминации требуют, чтобы вы были членом церкви с хорошей репутацией, а другие могут сказать, что вы должны креститься, прежде чем причащаться.
Всякий раз, когда у вас возникают подобные разногласия, лучше всего найти свои инструкции в том, что Бог сказал в Своем Слове. Основное учение о причащении содержится в книге 1 Коринфянам 11:17-34, которую мы будем использовать как руководство, чтобы определить, кто может причащаться.
1. Причастие предназначено для верующих
Весь смысл причащения в том, чтобы праздновать и помнить смерть Иисуса на кресте за наши грехи. Этот праздник предназначен для тех, кто признает эту смерть и празднует то, что он сделал для нас. Как правило, человек, который не отдал свою жизнь Христу, не находит причин праздновать или даже признавать то, что сделал Иисус. Это должно исключать их причащение, но, как я уже говорил ранее, поскольку в церквях не часто учат этому, почему-то может и не быть.
2. Причастие предназначено для тех, кто готов покаяться
Частью процесса причастия является время размышлений.
«Каждый должен испытывать себя, прежде чем есть хлеб и пить из чаши» (1 Коринфянам 11:28).
Причастие – это время воспоминаний, размышлений и покаяния. Вот почему важно исследовать то, что находится в вашем сердце. Если в сердце есть грех, важно покаяться, прежде чем причащаться. Если вы не желаете покаяться, то вам следует воздержаться от причастия. Некоторые церкви дают людям время, чтобы успокоить свои сердца и провести время, размышляя и молясь перед тем, как принять причастие. Я не могу сказать, что все церкви делают это, но я верю, что когда вы это делаете, вы помогаете людям осознать важность момента.
3. Причастие предназначено для тех, кто узнает Тело и Кровь Иисуса
Для человека, причащающегося, пожалуй, наиболее важным аспектом является осознание того, что оно означает. Рассмотрим наставление, которое дал Павел.
«Итак, кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, согрешит против Тела и Крови Господней» (1 Коринфянам 11:27).
«Ибо те, которые едят и пьют, не разбирая Тела Христова, едят и пьют осуждение себе. Поэтому многие из вас немощны и больны, и многие из вас уснули» (1 Коринфянам 11:29).-30).
Очень важно понимать, что обозначают элементы. Вот почему только те, кто действительно знает Иисуса и может распознать и помнить его жертву, могут причащаться — и только они должны. Как Павел упомянул коринфской церкви, не делать этого было не только глупо, но и привело некоторых людей к суду, который включал в себя болезни и даже смерть. Вот почему мы должны убедиться, что все знают, что они делают, прежде чем причащаться.
Можно ли христианам «воздерживаться» от причастия?
Писание не говорит, что вы должны причащаться, но как христианин, когда вы понимаете, что оно собой представляет, тогда вы должны хотеть этого. Элементы представляют собой цену, которую Иисус заплатил за ваше искупление, и причастие является не только напоминанием об этом, но и празднованием этого.
Я бы добавил: если вы живете в умышленном, нераскаянном грехе как христианин, то вам следует воздерживаться от причастия. Подумайте об этом в таком свете: как вы можете принять элементы, представляющие жертву Иисуса за грех, если вы решили добровольно жить в тех же самых грехах? Это единственная причина, по которой христианин должен воздерживаться от причастия.
Ожидайте общения на небесах
Я хочу оставить вас с мыслью. Мы нечасто задумываемся об этом, но причастие сейчас — это предвестник небес, потому что на небесах будет как минимум одно празднование причастия. Помните, Иисус сказал это своим ученикам.
«Говорю вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26:29).
Не знаю, как часто мы будем причащаться на небесах. Будет ли это последнее празднование или мы будем делать это время от времени как вечное напоминание о жертве, которая дала нам право войти в Царство Небесное. Что я знаю точно, так это то, что те, кто могут причащаться тогда, должны причащаться сейчас.
Причастие предназначено для тех, кто принадлежит Иисусу. Если вы его, то в следующий раз, когда будете причащаться, будь то в церкви или дома, помните, что вы на самом деле празднуете, а также знайте, что делать это сейчас — это подготовка к тому, когда мы попадем на небеса.
Статьи по теме
Что такое причастие и почему оно отмечается по-разному?
3 вещи, о которых вы не знали, что причастие сделало для вашей духовной жизни
Была ли сила в физической крови Иисуса?
Фото: Unsplash/Debby Hudson
Кларенс Л. Хейнс-младший — оратор, учитель Библии и соучредитель Клуба изучения Библии. Он является автором книги «Преследование цели» , которая поможет вам понять, как Бог ведет вас по Своей воле.