Мученик василиск абхазия: Мученик Васили́ск Команский

Разное

Мученик Васили́ск Команский

Дни памяти

4 июня

16 марта

Житие

Свя­той му­че­ник Ва­си­лиск был пле­мян­ни­ком свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) и по­стра­дал с его бра­тья­ми Ев­тро­пи­ем и Клео­ни­ком во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311). Свя­тые му­че­ни­ки Клео­ник и Ев­тро­пий бы­ли рас­пя­ты на кре­стах (па­мять их 3 мар­та), а му­че­ник Ва­си­лиск был от­прав­лен в Ко­ма­ны, где со­дер­жал­ся в тем­ни­це. Пра­ви­тель Агрип­па, при­быв в го­род Ама­сию, на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. Свя­той Ва­си­лиск в тем­ни­це го­то­вил­ся к пред­сто­яв­ше­му му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Во сне ему явил­ся Гос­подь, обе­щав­ший му­че­ни­ку Свою по­мощь, и пред­ска­зал ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ко­ма­нах. Свя­той Ва­си­лиск про­сил тем­нич­ных стра­жей от­пу­стить его в род­ное се­ле­ние про­стить­ся с род­ны­ми. Его от­пу­сти­ли, так как по­чи­та­ли за свя­тость жиз­ни и со­вер­ша­е­мые чу­де­са. При­дя до­мой, свя­той Ва­си­лиск со­об­щил род­ным, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз, и убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру.

Ко­гда Агрип­па узнал, что свя­той Ва­си­лиск от­пу­щен к род­ным, то при­шел в ярость. Же­сто­ко на­ка­зав тем­нич­ных стра­жей, он по­слал за му­че­ни­ком от­ряд во­и­нов во гла­ве с же­сто­ким ма­ги­стри­а­ном (по­мощ­ник пра­ви­те­ля). Встре­тив воз­вра­щав­ше­го­ся свя­то­го Ва­си­лис­ка, ма­ги­стри­ан на­дел на него тя­же­лые око­вы, а но­ги обул в мед­ные са­по­ги с вби­ты­ми в по­дош­вы гвоз­дя­ми, и от­пра­вил в Ко­ма­ны.

Дой­дя до од­но­го се­ле­ния, в зной­ный пол­день пут­ни­ки оста­но­ви­лись в до­ме жен­щи­ны Тро­я­ны. Во­и­ны по­шли в дом от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щей, а свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка при­вя­за­ли к су­хо­му де­ре­ву. Стоя в тяж­ких око­вах под рас­ка­лен­ным солн­цем, свя­той мо­лил­ся Бо­гу. Вне­зап­но по­слы­шал­ся Го­лос свы­ше: «Не бой­ся, Я с то­бою». Зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. Ма­ги­стри­ан, во­и­ны и Тро­я­на, ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку. Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: «Зав­тра бу­дем вме­сте». О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

См. так­же:

  • Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Ев­тро­пия, Клео­ни­ка и Ва­си­лис­ка свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
  • Память святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска иером. Макарий Симонопетрский
  • Стра­да­нье свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка свт. Димитрий Ростовский

Развернуть

Случайный тест

Житие мученика Василиска Команского — Каман (Каманы)

Темница. Предсказание Господа.
Святой Василиск, племянник святого великомученика Феодора Тирона, родился в городе Амасии, в благочестивой семье. В селении Кумиальском проживала его семья: мать с тремя братьями.

Правитель, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, скончался, и на его место был назначен Агриппа, который с той же жестокостью стал преследовать христиан. Он повелел привести к себе двух братьев, Евтропия и Клеоника, которые особенно были дружны со святым великомучеником Феодором Тироном, а также его племянника Василиска. Эти христиане во время своего заключения в темнице обратили ко Христу много язычников, содержавшихся вместе с ними.

Правитель подвергал Евтропия и Клеоника пыткам, но они доблестно все терпели и после многочисленных мучений были осуждены на крестную казнь. Василиска бросили в темницу для того, чтобы не сбылось желание друзей предстать перед Господом вместе.

В темнице святой Василиск со слезами просил Господа послать ему венец мучения. Господь явился ему в сонном видении и предсказал мученическую смерть и погребение в Команах. Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты, но стал ждать рассвета, когда пробудится стража. Василиск попросил стражников отпустить его на 4 дня в родное селение попрощаться с родней. Воины уступили его просьбе и несколько стражников пошли вместе с Василиском в его селение.

Начало мучений.
Собрал Василиск утром всех родственников и наставлял их в истинах христианского учения: объяснял, что только путем скорбей можно войти в царство Христово. Когда святой окончил свою речь, поднялся сильный плач и рыданье, и люди стали просить святого молиться о них Господу.

Получив благословение на смерть от матери своей, Василиск с воинами отправился в обратный путь, в темницу. В это время в город Амасию прибыл правитель Агриппа и, созвав всех «почетнейших» граждан, вошел в храм языческий и принес жертву своим нечистым богам.

На следующее утро правитель потребовал к себе Василиска, так как слышал о нем и хотел свой суд начать с него. Градоначальник не нашел святого в темнице и привел стражника на суд. И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана — помощника правителя области — и дал ему поручение схватить Василиска и направить его в Команы, куда отправляется сам правитель.

Магистриан велел сделать медные сапоги со множеством острых железных гвоздей внутри и отправился в селение Василиска. Прибыв в селение, воины схватили Василиска, связали его двойными цепями, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри. В пути к Команам мучители сильно били святого. С плачем провожали его мать, братья и множество народа.

Милость Божья и раскаянье воинов.
Достигнув селения Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть. Владелица того селения пригласила их в свой дом, предложив им обильное угощение. Они ели, пили, а Василиск стоял привязанный к сухому дубу. Возле него собралось множество народа. Видя мучения святого, все умилялись и выражали ему соболезнование.

Святой молился Богу, взывая явить чудеса и показать милость. Внезапно произошло землетрясение и медные сапоги на ногах мученика растаяли, а вериги спали. Сухой дуб зазеленел, а на том месте, где стоял святой, и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.

После этого многие уверовали во Христа и привели больных и прокаженных, которых святой исцелял прикосновением руки и словом. В тот же вечер стадо волов, шедшее с пастбища в селение, пало перед Василиском на колени. Магистриан и его воины, увидев чудеса, раскаялись в содеянном.

На следующий день путники вышли из селения и продолжили путь в Команы. Во время шествия святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колени и молился Господу. Василиск отказывался от пищи и воды, говоря, что его питает небесное слово Божие и благодать Святого Духа.

Мученическая смерть. Святой источник.
Достигнув города Команы, путники услышали, что правитель казнит всех, кто не согласится принести жертву идолам. Правитель приказал привести святого Василиска в храм Аполлона. Вошедши в храм, Василиск помолился Богу, попросив его сокрушить идола. В тот же миг земля затряслась и идол разбился. Все выбежали из храма, а Василиск опять помолился и на этот раз храм сгорел.

Правитель разгневался на Василиска и приказал усечь главу его мечом и бросить тело в реку. Святой Евсигий повествует, что когда Христов мученик был убит, явилось много ангелов, вознесших его душу на небо. Христиане подкупили палача, чтоб он не сбрасывал тело Василиска в реку. Ночью святые мощи вынесли на вспаханное поле и похоронили. Когда копавшие могилу захотели пить воды, они помолились святому Василиску, и тотчас близ могилы показался источник. Источник этот существует и по сей день, вода в нем считается целебной.

После этого на Агриппу напал нечистый дух, и правитель отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земной пылью, завязал ее в свой пояс. В тот же миг Агриппа излечился и уверовал в Иисуса Христа.

Спустя некоторое время гражданин Комана, Марин, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли его святые мощи, перенес их в эту церковь.

День Василиска Команского в православной церкви празднуется 22 мая.

По материалам Сухумо-Абхазской епархии.

ХРАМОВ

Абхазов
25.08.2022
17:00
987

Христианство пришло в Абхазию в I веке, его проповедовали на абхазской земле апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Некоторое время они находились в Севасте (современный Сухум). Затем, по преданию, апостол Андрей прошел вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере на реке Псырцхе (недалеко от Нового Афона) и продолжил евангельскую проповедь абхазам. Во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане убит недалеко от своего дома (в 55 г.). Примерно в IX-X веках на месте его захоронения был построен храм.

г. Питиунт (ныне Пицунда) был первым очагом христианской веры на Кавказе и центром ее дальнейшего распространения. В IV веке здесь возникла церковная община во главе с епископом Сафронием. В 325 году епископ Питиунтский Стратофил участвовал в Первом Вселенском Соборе — Соборе Церкви, созванном римским императором Константином I в городе Никее (ныне Изник, Турция).

Автокефальная Абазгская епархия с кафедрой в Себастополисе (ныне Сухум) была учреждена при императоре Юстиниане Византийском и при его непосредственном участии. В VI-VII веках к епархии относились несколько епископских кафедр: Цандрыпшская, Пицундская, Анакопийская, Севастопольская, Цебельдинская и Гюэносская (Очамчирская). Архиепископ Абазгийский находился в прямом подчинении архиепископу Константинопольскому.

За 20 веков на территории Абхазии было построено более 140 храмов. Многие из них сохранились и открыты для посещения, многие из них используются для богослужений.

Старинная Успенская церковь (Храм Успения Пресвятой Богородицы) в селе Лыхны (некогда столица Абхазского царства) построена в X-XI веках. Это действующий храм, где находится могила князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе.

Пицундская церковь (Собор Андрея Первозванного) на территории Большого Питиунта в центре Пицунды – уникальный храм и памятник архитектуры. Внутри сохранились средневековые росписи, под куполом находится фреска с ликом Христа.

Собор построен в IV веке в честь апостола Андрея, который вместе с Симоном Канаником считается основателем абхазской церкви. В соборной усыпальнице находятся частицы их святых мощей для поклонения верующих. В 19В 70-х годах собор был переоборудован в концертный зал с редким немецким органом. Несмотря на это, в храме регулярно проводятся богослужения.

Храм Симона Кананита — памятник церковного зодчества X века в Новом Афоне (в древности Анакопия). Рядом с древней Анакопийской крепостью поселился апостол Симон после странствий в середине I века, где он был замучен римскими легионерами. На месте могилы апостола, которую хранили и почитали его ученики, а позднее и их потомки, в его память был воздвигнут храм. Сегодня храм действующий и находится на реконструкции.

Монастырь Симона Кананита Новоафонский известен во всем мире. Его основали монахи, пришедшие из русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в Греции. Монастырь представляет собой религиозный комплекс, который посещают тысячи туристов в качестве туристической достопримечательности. Сюда стремятся поклониться святыням и увидеть уникальную архитектуру и фрески православные паломники.

Благовещенский собор – архитектурное украшение Сухума, выполненное в неовизантийском стиле, расположенное в центре столицы Абхазии. Белоснежный собор с изящными архитектурными линиями и крестом на куполе видны издалека, с моря. Храм построен в 1909 на средства греческой православной общины Сухума и освящен в 1917 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Храм Цандрипш — уникальный памятник древности (V-VI вв.) — находится в селе Цандрипш Гагрского района. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковых нефов и апсиды затрудняет точное определение стиля и поиск его аналога. Цандрипшская базилика входит в число причерноморских памятников. Предположительно, здесь могла располагаться первая епископская кафедра абазгов.

Церковь Святого Георгия Победоносца в селе Илор – один из самых почитаемых храмов Абхазии. Белокаменная церковь построена в XI веке на месте одного из семи главных абхазских святилищ – Елыр-ныха. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековых фресок, а также элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. В советские годы храм был закрыт, сегодня снова совершаются службы. В храме хранятся частицы мощей св. Георгия Победоносца, мироточивые и кровоточащие иконы. Храм, каким он был когда-то в средние века, является одним из самых посещаемых действующих храмов Абхазии.

Анакопийский храм расположен на Иверской горе в Новом Афоне на территории старой Анакопийской крепости — первого центра христианства в Абхазии. Храм посвящен великомученику Феодору Тирону. Первоначально, в VI-VII веках, на этом месте стоял еще один храм, в честь Пресвятой Богородицы – в источниках упоминается чудотворная Анакопийская икона Божией Матери.

Известный меценат, лесопромышленник Николай Смецкий построил храм Ильи Пророка в селе Агудзера. На рубеже веков костромской помещик Николай Николаевич Смецкий приобрел несколько участков земли в Сухуме близ Гулрыпша и Агудзеры, а в 1908 построил на свои средства церковь в своеобразном стиле.

Абхазский царь Леон III воздвиг Успенский собор в селе Моква в конце X века. Моквский собор стоит на холме у слияния рек Моква и Дуаб. Моквский собор — единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. По планировке и пропорциям храм Моквы близок к древнерусским (Киевской Софии). Храм славился своим внутренним убранством; на полу был круг из красного мрамора с узором в виде нисходящих лучей. В XVII веке, в период усиления турецкого влияния в Абхазии, Моквский собор был разграблен и утрачены украшения, иконостас, украшения и святыни. В середине XIX века собор отреставрировали, но в ходе ремонтных работ пострадал внешний вид храма — исчезли резные карнизы, черепичная крыша заменена на железную.

Храм Бзыбь. Руины крестово-купольного средневекового храма с тремя апсидами сохранили свои стены до наших дней, но лишились свода и купола. Они расположены на скалистом холме на реке Бзыбь. Кое-где сохранились остатки орнамента, выполненного местными мастерами. По особенностям строительной техники памятник близок храму Цандрыпш.

Жемчужиной абхазского церковного зодчества считается разрушенный Мюссерский храм X-XII веков в устье реки Амбара на одноименном мысе. Дорога к нему ведет вдоль знаменитых пляжей курорта Золотой Берег и далее петляет по холмам, хребтам и ущельям Мюссерского заповедника. Храм был разрушен во время турецкого владычества.

Знаменитый старинный Бедийский собор в селе Бедия был построен во времена правления абхазского царя Баграта III (999 г.). Выбранное им место среди гор сделало собор и окружающие его постройки надежной цитаделью. Рядом с собором находятся руины каменного дворца с остатками сводов и колонн. Здесь располагались жилые помещения бедианских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой был проход на территорию собора.

Свято-Успенский собор в селе Дранда построен предположительно в VI-VIII веках. В средние века он служил резиденцией епископов. В 1880 г. при соборе был основан монастырь, который был закрыт в 1928 г.

Храм Василиска Команского в селе Команы — небольшой деревянный храм (часовня) в честь христианского мученика Василиска. Он был построен на средства частных пожертвований на месте более древнего храма и места погребения святой мученицы. Рядом с местом, где, по преданию, был убит Василиск, находится святой источник.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Предтечи) в высокогорном селе Псху Сухумского района строился более 9 лет на месте ранее сгоревшего храма и был освящен в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Пресвятой Богородицы 21 сентября 2016 года. Несмотря на труднодоступность села, богослужения проходят регулярно.

Абхазия и ее многовековые храмы уже сотни лет привлекают тысячи православных паломников со всего мира.

           

Торгово-промышленная палата Республики Абхазия

18.12.2015

Село Каман в Абхазии является одной из самых почитаемых христианских святынь. По преданию, здесь в 308 году умер и был погребен святой мученик Василиск. Позднее, в 407 году, по дороге в ссылку в Питиунт на Камале скончался и был погребен святой Иоанн Златоуст.

Село Каман расположено в 15 километрах от Сухума, на западном течении реки Гумиста.

Дорога на Каман начинается у Института экспериментальной патологии и терапии и уходит в горы мимо обезьяньего питомника. Слева гора Яштуха, справа гора Быртша. На южных склонах Яштуха был найден доисторический человек, один из крупнейших и древнейших на всей территории бывшего СССР.

Далее наш путь лежит через село Яштуха со старейшим Михайловским кладбищем. На его территории находится небольшая Преображенская церковь, в которой проходят службы и совершаются церковные обряды.

В годы Отечественной войны абхазский поселок был ареной ожесточенных боев. Грузинские войска в селе организовали мощную полосу обороны, и только прорвав ее, абхазская армия смогла освободить столицу Абхазии город Сухум. Сейчас деревня в руинах, разрушенные дома вдоль дорог, огороды, дикие, заросшие поля.

Источник Св. Василиска находится правее по проселочной дороге. Согласно местной легенде, источник выбит из-под земли на том месте, где был обезглавлен святой Василиск. Считалось, что вода источника обладает целебной силой, и по молитвам святого Василиска сегодня в жизни каждого творятся чудеса.

Далее по левой стороне грунтовой дороги, идущей по течению Западной Гумисты видны руины основанного в 1898 году женского Василиско-Златоустского монастыря. Число послушников в нем достигло 300 человек, что позволяло монастырю вести масштабную хозяйственную и просветительскую деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts