Мученик василиск абхазия: Мученик Васили́ск Команский
Содержание
Мученик Васили́ск Команский
Дни памяти
4 июня
16 марта
Житие
Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305–311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
См. также:
- Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска свт. Димитрий Ростовский
- Память святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска иером. Макарий Симонопетрский
- Страданье святого мученика Василиска свт. Димитрий Ростовский
Развернуть
Случайный тест
Житие мученика Василиска Команского — Каман (Каманы)
Темница. Предсказание Господа.
Святой Василиск, племянник святого великомученика Феодора Тирона, родился в городе Амасии, в благочестивой семье. В селении Кумиальском проживала его семья: мать с тремя братьями.
Правитель, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, скончался, и на его место был назначен Агриппа, который с той же жестокостью стал преследовать христиан. Он повелел привести к себе двух братьев, Евтропия и Клеоника, которые особенно были дружны со святым великомучеником Феодором Тироном, а также его племянника Василиска. Эти христиане во время своего заключения в темнице обратили ко Христу много язычников, содержавшихся вместе с ними.
Правитель подвергал Евтропия и Клеоника пыткам, но они доблестно все терпели и после многочисленных мучений были осуждены на крестную казнь. Василиска бросили в темницу для того, чтобы не сбылось желание друзей предстать перед Господом вместе.
В темнице святой Василиск со слезами просил Господа послать ему венец мучения. Господь явился ему в сонном видении и предсказал мученическую смерть и погребение в Команах. Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты, но стал ждать рассвета, когда пробудится стража. Василиск попросил стражников отпустить его на 4 дня в родное селение попрощаться с родней. Воины уступили его просьбе и несколько стражников пошли вместе с Василиском в его селение.
Начало мучений.
Собрал Василиск утром всех родственников и наставлял их в истинах христианского учения: объяснял, что только путем скорбей можно войти в царство Христово. Когда святой окончил свою речь, поднялся сильный плач и рыданье, и люди стали просить святого молиться о них Господу.
Получив благословение на смерть от матери своей, Василиск с воинами отправился в обратный путь, в темницу. В это время в город Амасию прибыл правитель Агриппа и, созвав всех «почетнейших» граждан, вошел в храм языческий и принес жертву своим нечистым богам.
На следующее утро правитель потребовал к себе Василиска, так как слышал о нем и хотел свой суд начать с него. Градоначальник не нашел святого в темнице и привел стражника на суд. И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана — помощника правителя области — и дал ему поручение схватить Василиска и направить его в Команы, куда отправляется сам правитель.
Магистриан велел сделать медные сапоги со множеством острых железных гвоздей внутри и отправился в селение Василиска. Прибыв в селение, воины схватили Василиска, связали его двойными цепями, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри. В пути к Команам мучители сильно били святого. С плачем провожали его мать, братья и множество народа.
Милость Божья и раскаянье воинов.
Достигнув селения Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть. Владелица того селения пригласила их в свой дом, предложив им обильное угощение. Они ели, пили, а Василиск стоял привязанный к сухому дубу. Возле него собралось множество народа. Видя мучения святого, все умилялись и выражали ему соболезнование.
Святой молился Богу, взывая явить чудеса и показать милость. Внезапно произошло землетрясение и медные сапоги на ногах мученика растаяли, а вериги спали. Сухой дуб зазеленел, а на том месте, где стоял святой, и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.
После этого многие уверовали во Христа и привели больных и прокаженных, которых святой исцелял прикосновением руки и словом. В тот же вечер стадо волов, шедшее с пастбища в селение, пало перед Василиском на колени. Магистриан и его воины, увидев чудеса, раскаялись в содеянном.
На следующий день путники вышли из селения и продолжили путь в Команы. Во время шествия святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колени и молился Господу. Василиск отказывался от пищи и воды, говоря, что его питает небесное слово Божие и благодать Святого Духа.
Мученическая смерть. Святой источник.
Достигнув города Команы, путники услышали, что правитель казнит всех, кто не согласится принести жертву идолам. Правитель приказал привести святого Василиска в храм Аполлона. Вошедши в храм, Василиск помолился Богу, попросив его сокрушить идола. В тот же миг земля затряслась и идол разбился. Все выбежали из храма, а Василиск опять помолился и на этот раз храм сгорел.
Правитель разгневался на Василиска и приказал усечь главу его мечом и бросить тело в реку. Святой Евсигий повествует, что когда Христов мученик был убит, явилось много ангелов, вознесших его душу на небо. Христиане подкупили палача, чтоб он не сбрасывал тело Василиска в реку. Ночью святые мощи вынесли на вспаханное поле и похоронили. Когда копавшие могилу захотели пить воды, они помолились святому Василиску, и тотчас близ могилы показался источник. Источник этот существует и по сей день, вода в нем считается целебной.
После этого на Агриппу напал нечистый дух, и правитель отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земной пылью, завязал ее в свой пояс. В тот же миг Агриппа излечился и уверовал в Иисуса Христа.
Спустя некоторое время гражданин Комана, Марин, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли его святые мощи, перенес их в эту церковь.
День Василиска Команского в православной церкви празднуется 22 мая.
По материалам Сухумо-Абхазской епархии.
ХРАМОВ
Абхазов
25.08.2022
17:00
987
Христианство пришло в Абхазию в I веке, его проповедовали на абхазской земле апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Некоторое время они находились в Севасте (современный Сухум). Затем, по преданию, апостол Андрей прошел вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере на реке Псырцхе (недалеко от Нового Афона) и продолжил евангельскую проповедь абхазам. Во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане убит недалеко от своего дома (в 55 г.). Примерно в IX-X веках на месте его захоронения был построен храм.
г. Питиунт (ныне Пицунда) был первым очагом христианской веры на Кавказе и центром ее дальнейшего распространения. В IV веке здесь возникла церковная община во главе с епископом Сафронием. В 325 году епископ Питиунтский Стратофил участвовал в Первом Вселенском Соборе — Соборе Церкви, созванном римским императором Константином I в городе Никее (ныне Изник, Турция).
Автокефальная Абазгская епархия с кафедрой в Себастополисе (ныне Сухум) была учреждена при императоре Юстиниане Византийском и при его непосредственном участии. В VI-VII веках к епархии относились несколько епископских кафедр: Цандрыпшская, Пицундская, Анакопийская, Севастопольская, Цебельдинская и Гюэносская (Очамчирская). Архиепископ Абазгийский находился в прямом подчинении архиепископу Константинопольскому.
За 20 веков на территории Абхазии было построено более 140 храмов. Многие из них сохранились и открыты для посещения, многие из них используются для богослужений.
Старинная Успенская церковь (Храм Успения Пресвятой Богородицы) в селе Лыхны (некогда столица Абхазского царства) построена в X-XI веках. Это действующий храм, где находится могила князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе.
Пицундская церковь (Собор Андрея Первозванного) на территории Большого Питиунта в центре Пицунды – уникальный храм и памятник архитектуры. Внутри сохранились средневековые росписи, под куполом находится фреска с ликом Христа.
Собор построен в IV веке в честь апостола Андрея, который вместе с Симоном Канаником считается основателем абхазской церкви. В соборной усыпальнице находятся частицы их святых мощей для поклонения верующих. В 19В 70-х годах собор был переоборудован в концертный зал с редким немецким органом. Несмотря на это, в храме регулярно проводятся богослужения.
Храм Симона Кананита — памятник церковного зодчества X века в Новом Афоне (в древности Анакопия). Рядом с древней Анакопийской крепостью поселился апостол Симон после странствий в середине I века, где он был замучен римскими легионерами. На месте могилы апостола, которую хранили и почитали его ученики, а позднее и их потомки, в его память был воздвигнут храм. Сегодня храм действующий и находится на реконструкции.
Монастырь Симона Кананита Новоафонский известен во всем мире. Его основали монахи, пришедшие из русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в Греции. Монастырь представляет собой религиозный комплекс, который посещают тысячи туристов в качестве туристической достопримечательности. Сюда стремятся поклониться святыням и увидеть уникальную архитектуру и фрески православные паломники.
Благовещенский собор – архитектурное украшение Сухума, выполненное в неовизантийском стиле, расположенное в центре столицы Абхазии. Белоснежный собор с изящными архитектурными линиями и крестом на куполе видны издалека, с моря. Храм построен в 1909 на средства греческой православной общины Сухума и освящен в 1917 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Храм Цандрипш — уникальный памятник древности (V-VI вв.) — находится в селе Цандрипш Гагрского района. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковых нефов и апсиды затрудняет точное определение стиля и поиск его аналога. Цандрипшская базилика входит в число причерноморских памятников. Предположительно, здесь могла располагаться первая епископская кафедра абазгов.
Церковь Святого Георгия Победоносца в селе Илор – один из самых почитаемых храмов Абхазии. Белокаменная церковь построена в XI веке на месте одного из семи главных абхазских святилищ – Елыр-ныха. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековых фресок, а также элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. В советские годы храм был закрыт, сегодня снова совершаются службы. В храме хранятся частицы мощей св. Георгия Победоносца, мироточивые и кровоточащие иконы. Храм, каким он был когда-то в средние века, является одним из самых посещаемых действующих храмов Абхазии.
Анакопийский храм расположен на Иверской горе в Новом Афоне на территории старой Анакопийской крепости — первого центра христианства в Абхазии. Храм посвящен великомученику Феодору Тирону. Первоначально, в VI-VII веках, на этом месте стоял еще один храм, в честь Пресвятой Богородицы – в источниках упоминается чудотворная Анакопийская икона Божией Матери.
Известный меценат, лесопромышленник Николай Смецкий построил храм Ильи Пророка в селе Агудзера. На рубеже веков костромской помещик Николай Николаевич Смецкий приобрел несколько участков земли в Сухуме близ Гулрыпша и Агудзеры, а в 1908 построил на свои средства церковь в своеобразном стиле.
Абхазский царь Леон III воздвиг Успенский собор в селе Моква в конце X века. Моквский собор стоит на холме у слияния рек Моква и Дуаб. Моквский собор — единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. По планировке и пропорциям храм Моквы близок к древнерусским (Киевской Софии). Храм славился своим внутренним убранством; на полу был круг из красного мрамора с узором в виде нисходящих лучей. В XVII веке, в период усиления турецкого влияния в Абхазии, Моквский собор был разграблен и утрачены украшения, иконостас, украшения и святыни. В середине XIX века собор отреставрировали, но в ходе ремонтных работ пострадал внешний вид храма — исчезли резные карнизы, черепичная крыша заменена на железную.
Храм Бзыбь. Руины крестово-купольного средневекового храма с тремя апсидами сохранили свои стены до наших дней, но лишились свода и купола. Они расположены на скалистом холме на реке Бзыбь. Кое-где сохранились остатки орнамента, выполненного местными мастерами. По особенностям строительной техники памятник близок храму Цандрыпш.
Жемчужиной абхазского церковного зодчества считается разрушенный Мюссерский храм X-XII веков в устье реки Амбара на одноименном мысе. Дорога к нему ведет вдоль знаменитых пляжей курорта Золотой Берег и далее петляет по холмам, хребтам и ущельям Мюссерского заповедника. Храм был разрушен во время турецкого владычества.
Знаменитый старинный Бедийский собор в селе Бедия был построен во времена правления абхазского царя Баграта III (999 г.). Выбранное им место среди гор сделало собор и окружающие его постройки надежной цитаделью. Рядом с собором находятся руины каменного дворца с остатками сводов и колонн. Здесь располагались жилые помещения бедианских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой был проход на территорию собора.
Свято-Успенский собор в селе Дранда построен предположительно в VI-VIII веках. В средние века он служил резиденцией епископов. В 1880 г. при соборе был основан монастырь, который был закрыт в 1928 г.
Храм Василиска Команского в селе Команы — небольшой деревянный храм (часовня) в честь христианского мученика Василиска. Он был построен на средства частных пожертвований на месте более древнего храма и места погребения святой мученицы. Рядом с местом, где, по преданию, был убит Василиск, находится святой источник.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Предтечи) в высокогорном селе Псху Сухумского района строился более 9 лет на месте ранее сгоревшего храма и был освящен в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Пресвятой Богородицы 21 сентября 2016 года. Несмотря на труднодоступность села, богослужения проходят регулярно.
Абхазия и ее многовековые храмы уже сотни лет привлекают тысячи православных паломников со всего мира.
Торгово-промышленная палата Республики Абхазия
18.12.2015
Село Каман в Абхазии является одной из самых почитаемых христианских святынь. По преданию, здесь в 308 году умер и был погребен святой мученик Василиск. Позднее, в 407 году, по дороге в ссылку в Питиунт на Камале скончался и был погребен святой Иоанн Златоуст.
Село Каман расположено в 15 километрах от Сухума, на западном течении реки Гумиста.
Дорога на Каман начинается у Института экспериментальной патологии и терапии и уходит в горы мимо обезьяньего питомника. Слева гора Яштуха, справа гора Быртша. На южных склонах Яштуха был найден доисторический человек, один из крупнейших и древнейших на всей территории бывшего СССР.
Далее наш путь лежит через село Яштуха со старейшим Михайловским кладбищем. На его территории находится небольшая Преображенская церковь, в которой проходят службы и совершаются церковные обряды.
В годы Отечественной войны абхазский поселок был ареной ожесточенных боев. Грузинские войска в селе организовали мощную полосу обороны, и только прорвав ее, абхазская армия смогла освободить столицу Абхазии город Сухум. Сейчас деревня в руинах, разрушенные дома вдоль дорог, огороды, дикие, заросшие поля.
Источник Св. Василиска находится правее по проселочной дороге. Согласно местной легенде, источник выбит из-под земли на том месте, где был обезглавлен святой Василиск. Считалось, что вода источника обладает целебной силой, и по молитвам святого Василиска сегодня в жизни каждого творятся чудеса.
Далее по левой стороне грунтовой дороги, идущей по течению Западной Гумисты видны руины основанного в 1898 году женского Василиско-Златоустского монастыря. Число послушников в нем достигло 300 человек, что позволяло монастырю вести масштабную хозяйственную и просветительскую деятельность.