Начало церковной реформы: Церковная реформа патриарха Никона в 17 веке – суть, причины проведения, последствия кратко
Содержание
Церковная реформа патриарха Никона в 17 веке – суть, причины проведения, последствия кратко
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 332.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 332.
Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.
Предыстория и начало реформы
Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.
Рис. 1. Царь Алексей Романов.
К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.
Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.
Это событие совпало с присоединением Левобережной Украины, которая находилась в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Церковные обряды там были ближе к новогреческим, чем к московским. Следовательно, это также стоит отнести к причинам церковной реформы. Также с конца 1640-ых годов при помощи переводчиков из Киева и Греции шла работа по редактированию текстов богослужебных книг – “Книжная справа”.
Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:
- Книжная справа, правка богослужебных книг.
- Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
- Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
- Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
- Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.
Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников. Духовенство стало копировать одежду греческих духовных лиц не периода Византии, а турецкий стиль одежды греческого духовенства, например, головной убор камилавка, который восходит к османской феске.
Рис. 2. Патриарх Никон.
Ход реформы
В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.
Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.
Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.
Рис. 3. Церковный раскол.
Что мы узнали?
Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Данил Якимов
10/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 332.
А какая ваша оценка?
Реформы патриарха Никона.
Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.
В свое окружение патриарх Никон ввел некоего Арсения Грека, известного авантюриста, человека весьма сомнительной веры. Воспитание он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Оттуда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа. Но открыто возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви.
Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело. Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В. О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.
Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов». Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:
— вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;
— в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;
— в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;
— в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;
вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
— Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, одни предпочитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Викторина по древнегреческой литературе
За кадром: 12 фильмов, о которых вы не знали, основаны на короткометражных рассказах
Мой путь аутизма: как я научился перестать пытаться приспособиться
Европа | История, страны, карта и факты
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Европа , второй самый маленький из континентов мира, состоящий из выступающих на запад полуостровов Евразии (огромный массив суши, который он делит с Азией) и занимающий почти одну пятнадцатую всей суши мира. На севере омывается Северным Ледовитым океаном, на западе — Атлантическим океаном, на юге (с запада на восток) — Средиземным морем, Черным морем, Кумо-Манычской впадиной и Каспийским морем. Восточная граница континента (с севера на юг) проходит по Уральским горам, а затем примерно на юго-запад по реке Эмба (Жем), заканчиваясь у северного побережья Каспийского моря.
Крупнейшие острова и архипелаги Европы включают Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Шпицберген, Исландию, Фарерские острова, Британские острова, Балеарские острова, Корсику, Сардинию, Сицилию, Мальту, Крит и Кипр. Его основные полуострова включают Ютландию и Скандинавский, Пиренейский, Итальянский и Балканский полуострова. Изрезанная многочисленными заливами, фьордами и морями, крайне неровная береговая линия континентальной Европы имеет длину около 24 000 миль (38 000 км).
Среди континентов Европа является аномалией. Крупнее только Австралии, это небольшой придаток Евразии. Тем не менее, полуостровная и островная западная оконечность континента, упирающаяся в северную часть Атлантического океана, обеспечивает — благодаря своей широте и своей физической географии — относительно благоприятную среду обитания человека, и долгие процессы человеческой истории обозначили этот регион как Родина самобытной цивилизации. Таким образом, несмотря на свое внутреннее разнообразие, Европа с момента своего появления в человеческом сознании функционировала как отдельный мир, концентрирующий, по выражению Кристофера Марлоу, «бесконечные богатства в маленькой комнате».
В качестве концептуальной конструкции Европа, как ее сначала задумали более образованные из древних греков, резко контрастировала как с Азией, так и с Ливией, название, которое тогда относилось к известной северной части Африки. В настоящее время считается, что буквально Европа означает «материк», а не более раннюю интерпретацию «закат». По-видимому, оно пришло грекам в их морском мире в качестве подходящего обозначения обширных северных земель, лежащих за ними, земель с характеристиками, смутно известными, но явно отличными от тех, которые присущи концепциям Азии и Ливии, обе из которых относительно благополучные и цивилизованные, были тесно связаны с культурой греков и их предшественников. Тогда с точки зрения греков Европа была культурно отсталой и малонаселенной. Это был варварский мир, то есть негреческий, с его обитателями, издавающими звуки «бар-бар» на непонятных языках. Торговцы и путешественники также сообщали, что Европа за пределами Греции обладала отличительными физическими единицами, с горными системами и равнинными речными бассейнами, намного большими, чем те, которые известны жителям Средиземноморья. Было также ясно, что по мере проникновения в Европу с юга предстоит испытать смену климатов, заметно отличающихся от климатов средиземноморских окраин. Просторные восточные степи и дремучие леса на западе и севере, еще лишь незначительно затронутые человеческой деятельностью, еще больше подчеркивали контрасты окружающей среды.
Империя Древнего Рима, достигшая своего пика во 2 веке н.э., раскрыла и запечатлела свою культуру на большей части континента. Торговые связи за ее пределами вовлекали в свою сферу и отдаленные регионы. Однако только в 19-м и 20-м веках современная наука смогла с некоторой точностью нарисовать геологические и географические очертания европейского континента, народы которого тем временем добились господства над — и привели в движение обширные уравновешивающие движения между — жителей большей части остального земного шара ( см. Западный колониализм).
Что касается территориальных границ Европы, то они могут показаться относительно четкими на ее обращенных к морю флангах, но многие группы островов далеко на севере и западе — Шпицберген, Фарерские острова, Исландия, Мадейра и Канарские острова — считаются европейскими, в то время как Гренландия (хотя политически связана с Данией) условно отнесена к Северной Америке. Кроме того, средиземноморские побережья Северной Африки и Юго-Западной Азии также демонстрируют некоторое европейское физическое и культурное сходство. Турция и Кипр, в частности, хотя и являются азиатскими с геологической точки зрения, обладают элементами европейской культуры и могут рассматриваться как части Европы. Действительно, Турция добивалась членства в Европейском союзе (ЕС), а Республика Кипр присоединилась к этой организации в 2004 году9.0130
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Границы Европы были особенно неопределенными и поэтому вызывали много споров на востоке, где континент сливается, не разрывая физических границ, с частями Западной Азии. Восточные границы, принятые в настоящее время большинством географов, исключают регион Кавказа и охватывают небольшую часть Казахстана, где европейская граница, образованная северным побережьем Каспийского моря, соединяется с границей Урала казахстанской рекой Эмбой и холмами Мугалжар (Мугоджар), которые сами по себе являются Южное продолжение Урала. Среди альтернативных границ, предложенных географами и получивших широкое признание, есть схема, в которой гребень Большого Кавказа рассматривается как разделительная линия между Европой и Азией, помещая Предкавказье, северную часть Кавказского региона, в Европу и Закавказье, южная часть, в Азии. Другая широко одобренная схема помещает западную часть Кавказского региона в Европу, а восточную часть — то есть большую часть Азербайджана и небольшие части Армении, Грузии и российского побережья Каспийского моря — в Азию. Еще одна схема, имеющая множество приверженцев, проводит континентальную границу вдоль реки Аракс и границы с Турцией, таким образом помещая Армению, Азербайджан и Грузию в Европу.
Восточная граница Европы, однако, не является культурным, политическим или экономическим разрывом на суше, сравнимым, например, с изолирующим значением Гималаев, которые четко обозначают северную границу южноазиатской цивилизации. Обитаемые равнины, с небольшим перерывом в изношенном Урале, простираются от Центральной Европы до реки Енисей в центральной Сибири. Славянская цивилизация доминирует на большей части территории бывшего Советского Союза от Балтийского и Черного морей до Тихого океана. Эта цивилизация отличается от остальной Европы наследием средневекового монголо-татарского господства, которое препятствовало разделению многих нововведений и разработок европейской «западной цивилизации»; он стал еще более характерным во время относительной изоляции советского периода. Поэтому, разделяя земной шар на значимые крупные географические единицы, большинство современных географов рассматривали бывший Советский Союз как отдельную территориальную единицу, сравнимую с континентом, несколько отделенную от Европы на западе и от Азии на юге и востоке; это различие было сохранено для России, которая составляла три четверти Советского Союза.
Европа занимает около 4 миллионов квадратных миль (10 миллионов квадратных километров) в установленных для нее условных границах. Эта обширная территория не обнаруживает простого единства геологической структуры, рельефа, рельефа или климата. Обнажены горные породы всех геологических периодов, и действие геологических сил в течение огромной череды эпох способствовало формированию ландшафтов гор, плато и низменностей и оставило в наследство разнообразные запасы полезных ископаемых. Оледенение также оставило свой след на обширных территориях, а процессы эрозии и отложений породили очень пеструю и разделенную на части сельскую местность. Климатически Европа выигрывает от того, что лишь небольшая часть ее поверхности либо слишком холодная, либо слишком жаркая и сухая для эффективного заселения и использования. Тем не менее существуют региональные климатические контрасты: широко распространены океанический, средиземноморский и континентальный типы, а также градации одного к другому. Сопутствующая растительность и почвенные формы также демонстрируют постоянное разнообразие, но сейчас сохранились только части доминирующих лесов, которые покрывали большую часть континента, когда впервые появились люди.
В целом Европа обладает значительной и давно используемой ресурсной базой почвы, леса, моря и полезных ископаемых (особенно угля), но ее люди все больше становятся ее основным ресурсом. На континенте, за исключением России, проживает менее одной десятой части всего населения мира, но в целом его люди хорошо образованы и высококвалифицированы. Европа также поддерживает высокую плотность населения, сосредоточенного в городских и промышленных районах. Растущий процент людей в городских районах занят в широком спектре услуг, которые стали доминировать в экономике большинства стран. Тем не менее, в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве Европа по-прежнему занимает выдающееся, хотя уже и не обязательно доминирующее положение. Создание Европейского экономического сообщества в 1957 и ЕС в 1993 году значительно расширили экономическое сотрудничество между многими странами континента.