Народное ополчение освободило москву от поляков в: История, которую хотели скрыть: ученые восстановили правду о Смутном времени

Разное

Содержание

История, которую хотели скрыть: ученые восстановили правду о Смутном времени

На установленном у стен Кремля памятнике князю Пожарскому и гражданину Минину, возможно, не хватает третьей фигуры — командира отрядов, занявших Китай-город в 1612 году, Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. Организатор Первого земского ополчения, взявшего поляков в кольцо еще в 1611-м, князь сделался знаменит на всю Россию. Его и Пожарского победа стала одной на двоих, и вместе они возглавили переходное правительство, передавшее власть Михаилу Романову. Но в утвержденной впоследствии версии истории военачальнику не нашлось места. Причина — в неосмотрительных притязаниях на корону. Вступив в соперничество с Романовыми, Дмитрий Тимофеевич проиграл и закончил жизнь в почетной ссылке воеводой на окраине России. Уже в XVII веке его роль в событиях Смуты постарались свести к минимуму.

Чем прославился Трубецкой?

Задача — спасти Отечество. С чего начать? Противостояние русских земских войск правительству семи бояр и поддержавшим его иностранцам распадается на два этапа. В 1611 создается Первое ополчение, состоявшее из дворян и казаков. Его цель — не допустить на трон польского принца Владислава, чье избрание угрожало утратой национальной независимости, и отстранить настаивавших на этом решении бояр.

На эту тему

Первое ополчение — это правительство. Его власть признает часть русских земель, включая Владимир, Тверь, Вологду, Тулу, Орел и города Урала. Оттуда ополченцы получают налоги и добровольцев. Однако система не отлажена, и деньги поступали с перебоями, а добровольцы время от времени возвращались назад. Чтобы изменить положение к лучшему, необходимо было взять столицу и получить признание по всей стране.

В начале 1611 года Дмитрий Трубецкой — один из трех лидеров ополчения, а к концу года он становится единственным. Опытный военачальник Прокопий Ляпунов гибнет из-за внутренних раздоров, а атаман Иван Заруцкий, чьи казаки причастны к убийству Ляпунова, покидает ряды ополчения, чтобы участвовать в гражданской войне на стороне новых самозванцев. Трубецкой остается во главе очень урезанного и ослабленного ополчения, постоянно нуждавшегося в помощи. В 1611-м ему удавалось полностью блокировать Кремль, но осада была прорвана и поддерживалась лишь частично: ополченцы располагались «на Трубе» (близ современной станции метро «Трубная»), Воронцовом поле (метро «Курская») и у Китай-города, а поляки свободно выходили из города через Никитские ворота (недалеко от метро «Арбатская») и возвращались назад. Дата рождения князя неизвестна, но в этот момент ему, вышедшему на авансцену истории, не могло быть более 20–25 лет.

Гравюра Дмитрия Трубецкого, художник Г.А. Афанасьев

© Public domain/wikimedia commons

Пожарский или Трубецкой?

Оставшимся у московских стен сторонникам независимости приходит на помощь Второе ополчение, возглавленное Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Однако происходит это далеко не сразу. Дорога от Нижнего Новгорода до Москвы занимала месяц, а Пожарский и его люди оказались у стен столицы только спустя восемь. Некоторое время будущий спаситель Отечества явно колебался. На занятых им землях наладили чеканку собственной монеты и даже утвердили альтернативный российский герб — место двуглавого орла заняли два льва.

В августе 1612 года войска Пожарского добрались до Москвы, где оказалось, что силы обоих ополчений приблизительно равны. Это повлекло конфликт вокруг главенства, завершившийся, по крайне мере юридически, победой Трубецкого. В списках объединенного правительства его имя поставили на первое место, чему предшествовал длительный торг, в ходе которого оба войска демонстративно расположились лагерями порознь друг от друга под изумленными взглядами Семибоярщины и поляков.

На эту тему

К этому времени Трубецкой уже имел основания настаивать на своем превосходстве над Пожарским: в лидеры общенациональной борьбы выдвинулся раньше, скорее занял позиции у стен Москвы и, наконец, был родовитее. Трубецкому принадлежало первенство еще в одном отношении. 4 ноября Русская православная церковь празднует день Казанской иконы Богоматери. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой придумал задействовать религиозные чувства, чтобы поднять боевой дух войск: договорился о доставке к воинам ополчения этой иконы, ставшей символом борьбы за национальную независимость в 1611–1612 годах.

С меня корону снять, чтоб на тебя примерить?

После изгнания поляков из Кремля Дмитрий Тимофеевич Трубецкой… ненадолго возглавил Россию. Это была не единоличная власть, а совместное управление с Пожарским на период, остававшийся до созыва Земского собора. На нем организатор Первого ополчения собирался выставить собственную кандидатуру, а его соправитель… Слово автору биографий Лжедмитрия I и Марины Мнишек директору научно-образовательного центра «Историограф» профессору Рязанского университета Вячеславу Козлякову: «Князья Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и Дмитрий Михайлович Пожарский оставались настоящими правителями России до 25–26 февраля 1613 года, когда власть снова вернулась к Боярской думе. Конечно, у них были противоречия, а возможно, и рознь с друг другом во времена выборов царя, так как князь Пожарский поддерживал. .. нет, не Романова или тем паче Трубецкого, а выдвижение шведского королевича», — рассказал Козляков в разговоре с ТАСС.

На эту тему

Кандидатура иностранного принца не устраивала казаков и бедную часть дворян, поскольку в их глазах обессмысливала патриотическую борьбу против поляков. Но воспользоваться этими настроениями Трубецкому не удалось. По свидетельству современников, он пробовал привлечь на свою сторону казаков, устраивая для них бесплатные гулянья в Кремле. Они могли проходить на занятом князем дворе Бориса Годунова у края крепости, стоявшем на том же самом месте, где сейчас находится Сенатский дворец — рабочая резиденция президента России.

К несчастью для Трубецкого, извлечь политическую выгоду из возлияний не вышло. «Князь же Дмитрей Тимофиевичь Трубецкой учрежаше столы честныя и пиры многая на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысящ, зазывая к собе на двор по вся дни, чествуя, кормя и поя честно и моля их, чтоб быти ему на Росии царем и от них бы казаков похвален же был. Казаки же честь от него приимающе, ядяще и пиюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняще его и смеющеся», — сообщает «Повесть о земском соборе». Когда стало ясно, что избрание не состоится, расстроенный князь не совладал с нервами: «Лицо у него ту с кручины почерне, и [он] паде в недуг, и лежа три месяца, не выходя из двора своего», — рассказывает тот же источник.

На эту тему

Трубецкой был раздосадован настолько, что даже не поставил своей подписи под грамотами, извещавшими города России об избрании на царский трон Михаила Федоровича Романова.

Вниз под двуглавым орлом

Опалы не последовало, но ее роль сыграла интрига. Осенью 1613 года князю Трубецкому как прославленному военачальнику предоставили войско для освобождения Великого Новгорода, занятого шведами. На фоне хронического безденежья (средств не хватало даже на пропитание) и разладов в войске успех боевых действий почти исключался. Лучше всего об этом свидетельствуют показания попавшего в шведский плен стольника Ивана Чепчугова: «…бояре и думские советники в Москве, бывшие прежде заодно с поляками и сидевшие вместе с ними в осаде в Москве, послали этого Трубецкого из Москвы больше из ненависти, чем желая сделать хорошее дело, потому что им надоело, что он получил большое уважение у всего народа за осаду и взятие Москвы; поэтому они искали случая и нашли послать его с небольшим войском в такие места, где он мог бы осрамиться».

На эту тему

Потерпев поражение, Трубецкой едва не погиб на болотах при отступлении: некоторое время его считали пропавшим без вести. Когда князь вернулся, столкнулся с обвинением в потере войска и неформальным разжалованием. Его имя из первых строк в списке бояр опустилось на десятое место. Спуск по карьерной лестнице возобновился через несколько лет: Трубецкой проиграл местнический (по вопросу о знатности) спор, то есть был признан недостаточно родовитым и, как следствие, еще ниже опустился в глазах правящей династии — царя Михаила и его отца патриарха Филарета, после чего в духе того времени был отослан из столицы воеводой в Тобольск, где и скончался в 1625 году.

Последняя честь князю Трубецкому

До 2019 года в России не было памятников Дмитрию Трубецкому. Год назад бюст в его честь установили на частной земле усадьбы Гребнево Щелковского района, в XVII–XVIII веках принадлежавшей роду Трубецких. Исторически Дмитрий Тимофеевич был первым владельцем Гребнева в своем роду, которое получил как приданое супруги незадолго до отъезда в Сибирь.

Закладной камень памятнику князю Дмитрию Трубецкому, спасителю Отечества, и казакам (1612–2012) в селе Гребнево, 14 апреля 2013 года

© Fry-09/CC BY-SA 3.0 NL/Wikimedia Commons

Подмосковный краевед Георгий Ровенский рассказал ТАСС, почему настаивал на возведении памятника. «Рядом с городом Фрязино эта усадьба, Гребнево. Владельцев у нее было с десяток, и среди них Дмитрий Трубецкой; тема мне показалась интересной, неизученной. Я сам себя считаю человеком мятежным. Я занялся ей и возмутился: мы празднуем народное единство, а главный герой, звавший к объединению и взаимопомощи, получается, отвергнут. Мы начали сбор хотя бы на памятную доску, а потом и больше. На Всемирном русском соборе мы раздавали номера нашей газеты по этой теме. На первой странице — четыре героя: патриарх Гермоген, Пожарский, Минин и скромно Трубецкой. Чтобы постепенно вбить эту новую истину о прошлом», — говорит Ровенский.

Оказалось, что у установки памятника Дмитрию Трубецкому нашлись противники. Их аргумент — опасные связи Трубецкого на более раннем этапе Смуты. В 1608–1610 годах князь находился на службе у одного из самозванцев Лжедмитрия II, которому и сохранял верность до его гибели. Двойственная роль, которую сыграли казаки, окружавшие Трубецкого в это время, — повод для обвинений в адрес самого князя. Один из подмосковных краеведов на этом основании назвал его «неоднозначным историческим лицом» и предложил не возводить памятника вовсе. 

На эту тему

Вячеслав Козляков другого мнения: «Дмитрий Трубецкой — главный воевода объединенного ополчения, освободившего Москву в 1612 году. Его первенствующую роль признавали Минин и Пожарский, и это перевешивает все остальное в современных рассуждениях об его заслугах, признании самозванцев в Смуту или последующих обстоятельствах службы царю Михаилу Федоровичу. «Забыв» князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, конечно, мы вольно или невольно повторяем ошибки прошлого. Благодаря состоявшейся 40 лет назад находке «Повести о земском соборе 1613 года» историки точно выяснили истоки такой забывчивости, восходящей еще ко временам первых Романовых. Да, это была ревность к одному из серьезных претендентов на выборах царя в 1613 году, к знатному князю Гедиминовичу, тогда единственному из представителей всех родов служилых князей, сохранившему наследственные права в родовом Трубчевске. После освобождения Москвы и избрания на престол Михаила Романова князя Дмитрия Трубецкого искусно «подставили», поручив ему безнадежную войну за освобождение Новгорода Великого, находившегося под шведским протекторатом. Но это не отменяет собственного героизма воеводы князя Трубецкого, в трудных обстоятельствах Смуты возглавлявшего ополчение, защищавшего не только Москву, но еще и Троице-Сергиев монастырь. Кстати, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой — один из главных воевод земского ополчения, освободившего Москву, был похоронен с почетом в подклете Троицкого собора после смерти в 1625 году», — отвечает на критику в адрес Трубецкого Вячеслав Козляков.

Игорь Гашков

День народного единства

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

ЛЕНТА СОБЫТИЙ


Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

День народного единства

 

 

День народного единства

400 лет назад народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских захватчиков.

События, происходившие 4 столетия назад, в начале XVIIв., являются одним из главных эпизодов периода, который в российской истории именуется Смутой или Смутным временем. Термин «Смута» (смута — произвол, неразбериха в государстве) очень точно передает суть всего происходящего тогда в России. Это было время междуцарствия, когда прервалась правящая династия Рюриковичей. Цари избирались Земским собором. Их избрание и царствование сопровождалось борьбой бояр за власть, народными волнениями и бунтами. Все это ослабило Российское государство.

Ослаблением России воспользовались соседние государства – Речь Посполитая и Швеция, претендующие на ее территорию и ликвидацию государственной самостоятельности.

В начале Смутного времени поляки поддержали появившихся в России самозванцев, стремящихся захватить Московский престол и выдававших себя за погибшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Войско Лжедмитрия I, а потом и Лжедмитрия II сформировалось с помощью и при активном участии поляков.

Гибель самозванцев и сохранявшаяся внутриполитическая слабость российского правительства привели к началу открытой агрессии Речи Посполитой против России. Войско короля Сигизмунда III в сентябре 1609 г. вступило на российскую территорию и осадило Смоленск. Смоленск был взят после почти двухлетней осады в июне 1611 г., когда погибли почти все его защитники.

Еще пока шла оборона Смоленска, в Москве было создано новое правительство из 7 бояр – Семибоярщина. Боярское правительство решило договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава (сына короля Сигизмунда III) на условиях его перехода в православие и ухода Сигизмунда III из-под Смоленска. В ночь на 21 сентября 1610 г. бояре тайно впустила в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от нее. Вся реальная власть сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона.

После вторжения Сигизмунда III в Россию на северо-западе русских земель началась открытая шведская интервенция. К весне 1612 г. Шведы захватили Новгород и многие другие города и крепости на северо-западе России.

Хозяйничанье поляков в Москве и шведов в северо-западных землях создало возможность потери Россией независимости. Это вызвало подъём национально-освободительной борьбы.

В критическую для России пору спасение страны пришло из провинции. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде посадский человек, избранный незадолго до этого земским старостой, Кузьма (или по-другому – Козьма) Минин обратился к посадским людям с патриотическим призывом подняться на борьбу с врагами Родины, изгнать захватчиков из Москвы и пределов страны. Он возглавил движение за создание народного ополчения. Главным воеводой был приглашен князь Дмитрий Пожарский.

В феврале 1612 г. ополчение во главе с Пожарским и Мининым выступило их Нижнего Новгорода на север, на Кострому и Ярославль. Все города и уезды по дороге присоединялись к ополченцам.

Начался и долгожданный поход на Москву. 24 июля 1612 г. передовые отряды Пожарского вошли в столицу, а в августе подошли и главные силы.

22 октября 1612 г. бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября командование гарнизона интервентов подписало договор о капитуляции.

Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 г. руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В начале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором на российский престол был избран Михаил Романов. Ему предстояло завершить борьбу с польскими и шведскими захватчиками.

В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича 22 октября (по юлианскому календарю) в честь избавления в 1612 году Москвы и России от поляков, было объявлено государственным праздником. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается Праздник Казанской иконы Божией Матери. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября.

После 1917 г. с приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

С 2005 г. в память о событиях 1612 г., когда воины — ополченцы, освобождая Москву от польских интервентов, продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа, день 4 ноября стал государственным праздником – Днем народного единства.

Память об организаторах и руководителях ополчения – Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском была увековечена в 1826 г.: в Москве на Красной площади им был поставлен памятник работы скульптора И.П. Мартоса.

Информацию предоставила О.Е. Богородская,
доцент кафедры ОиК

Что пишут историки о 4 ноября — Российская газета

Патриотическое движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных захватчиков. В нынешних учебниках истории Смутное время характеризуется примерно так: политическая элита с ситуацией справиться не могла, народ спас Россию, Смута прекратилась.

Детали той переломной эпохи можно воссоздать по многочисленным историческим хроникам, исследованиям ученых, свидетельствам очевидцев. Почему сегодня Смутное время вновь привлекло внимание? Государственная Дума РФ решила ввести в России новый праздник — День народного единства — и отмечать его 4 ноября. Именно 4 ноября 1612 года, считают законодатели, ополченцы Минина и Пожарского выгнали из московского Китай-города польских интервентов, тем самым в стране было покончено со Смутой.

Думцы уже приняли в первом чтении соответствующие поправки в Трудовой кодекс. Но пока желание законодателей не обрело статус закона, позволим себе немного поразмышлять над смыслом и хронологической точностью предлагаемой новой праздничной даты, призвав в союзники маститых российских историков.

Вот, в частности, что пишет Василий Ключевский:

«В октябре 1612 года казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама, доведенная голодом до людоедства. Казацкие же атаманы, а не московские воеводы отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направляющегося к Москве, чтобы воротить его в польские руки, и заставили его вернуться домой. Дворянское ополчение здесь еще раз показало в Смуту свою малопригодность к делу…»

А вот как оценивает осенние события 1612 года другой историк — Сергей Соловьев:

«Наконец 22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались еще месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жен вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому, Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жен без позору… Доведенные голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано»…

Еще одно авторитетное мнение историка Николая Костомарова: «24 октября поляки отворили кремлевские ворота, выходящие на Неглинную, прежде всего выпустили русских людей — бояр, дворян, купцов, сидевших в засаде. .. 25 октября все кремлевские ворота стояли уже настежь отворенными: русские войска входили в Кремль, предшествуемые крестным ходом…»

И далее читаем у Н. Костомарова: «21 декабря извещалось по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед за тем послана была грамота во все города, чтобы отовсюду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания государя».

Здесь внимательный читатель заметит уже другую дату — 21 декабря 1612 года. Н. Костомаров называет ее днем «избавления Москвы».

У еще одного великого историка Николая Карамзина вопрос об окончательном искорении Смуты отнесен на более дальние сроки. Он связывает это с избранием на царство Михаила Романова. «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего, — комментирует ситуацию Н. Карамзин. — Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте».

Заметим, окончательные выборы царя Михаила были назначены на первое воскресенье великого поста 21 февраля 1613 года.

В серьезных трудах авторитетных исследователей отмечается: народное ополчение нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву 25-27 октября 1612 года. По старому стилю! Россия, как известно, с 1918 года живет по новому стилю летоисчисления. Учитывая это обстоятельство, обсуждаемое нами событие по новому стилю падает на 5-6 ноября, но никак не на 4 ноября. Вот и получается, что предлагаемые поправки к истории не согласуются с самой Историей.

К тому же, ради справедливости обратимся вновь к уважаемым историкам: освобождение Москвы от интервентов осенью 1612-го отнюдь не означало конец Смутного времени. Сделав свое дело, Минин и Пожарский отошли в сторону, уступив свое место Земскому собору, который в 1613 году избрал царем Михаила Федоровича Романова. В 1617-м был заключен Столбовский мир со Швецией, в 1618-м — Деулинский договор с Речью Посполитой. И уже только к началу 1620-х годов кризис в государстве Российском удалось преодолеть, со Смутой было покончено. Но, как свидетельствует дальнейшая российская история, увы, не навсегда…

на портале «Узнай Москву» появился новый маршрут / Новости города / Сайт Москвы

На портале «Узнай Москву» появился новый маршрут, посвященный Смутному времени. Его разработали специально ко Дню народного единства, который ежегодно отмечается в России 4 ноября.

«День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов и положило конец Смутному времени. Прогулявшись по новому маршруту на портале “Узнай Москву”, горожане и туристы узнают, где проходило историческое сражение с поляками, история каких зданий тесно связана с временами Смуты и какая святыня помогла освободить от польских захватчиков Кремль», — рассказал Эдуард Лысенко, Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента информационных технологий.

Для того чтобы найти описание маршрута, на портале «Узнай Москву» нужно выбрать вкладку «Маршруты», а затем из списка — прогулку «Москва в Смутное время».

Маршрут протяженностью шесть километров включает в себя девять пунктов. Все они обозначены на интерактивной карте. Нажав на одну из девяти точек, можно найти информацию о том или ином месте, связанном со Смутным временем. Познавательная прогулка займет чуть более часа.

Она начинается от дома Орлова-Денисова на Большой Лубянке. В разное время им владели Долгорукие, Нарышкины, Голицыны, Хованские и Волконские. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь размещался Монетный двор, а в годы правления Елизаветы Петровны — Камер-коллегия, заведующая казенными сборами. В начале XVII века на этом месте находились каменные палаты князя Дмитрия Пожарского. Именно возле них в 1611 году произошло сражение отряда русского ополчения с польскими интервентами, захватившими Москву.

Следующая точка маршрута — церковь Казанской Иконы Божией Матери на Никольской улице. Она стоит на месте исторического сражения с поляками, которое состоялось 1 ноября (22 октября) 1612 года. Именно тогда второе ополчение сумело захватить Китай-город, а спустя несколько дней, 5 ноября (27 октября), освободило от захватчиков Кремль. Ополченцы привезли с собой в Москву чудотворный образ Казанской иконы Божией матери, в честь которого впоследствии Дмитрий Пожарский и построил храм. В 1632 году деревянный храм сгорел, а на его месте построили новый, каменный. Позднее облик церкви претерпел большие изменения, а в советские годы ее снесли. В начале 1990-х годов собор был восстановлен по сохранившимся материалам.

А на улице Ильинке расположена церковь Пророка Ильи на Новгородском подворье. Именно с набата Ильинского колокола началось восстание против Лжедмитрия I в 1606 году.

От Ильинки маршрут ведет на Красную площадь, где у стен Кремля стоит памятник Минину и Пожарскому. С предложением увековечить память лидеров второго ополчения в начале XIX века выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Монумент выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса.

В стенах самого Московского Кремля произошли многие события Смуты. Здесь в 1605 году перед народом предстал Лжедмитрий I, здесь же он построил себе роскошный дворец на польский манер. В 1606 году самозванец был убит во время народного бунта. Кроме того, за стенами Кремля прятались польские отряды полковников Струся и Будилы, пока их не изгнали оттуда ополченцы в 1612 году.

От Кремля через Боровицкую площадь можно пройти на улицу Волхонку— в годы Смуты она называлась Чертольской. Русским войскам удалось занять ее в марте 1611 года. С двух сторон их защищали стены Белого города, но поляки вышли из Кремля через Тайницкие ворота по мартовскому льду Москвы-реки и вошли в Белый город через незапертые Чертольские ворота— ныне Пречистенские. Интервенты атаковали русское войско и сразили его. Как раз на месте этого боя стоит храм Христа Спасителя. Правда, построен он в честь других событий — в память о победе над Наполеоном и изгнании французской армии из России.

Завершается маршрут в 2-м Обыденском переулке. Там находится церковь Илии Пророка Обыденного. 3 сентября (24 августа) 1612 года, в день одного из решающих сражений ополченцев с польскими интервентами, келарь (монах, заведующий монастырским хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками. На нем присутствовал Дмитрий Пожарский. Неподалеку от храма располагался штаб второго ополчения, который в итоге отразил натиск гетмана Хоткевича.

Еще несколько мест, связанных с событиями Смутного времени, пользователи портала «Узнай Москву» могут посетить уже вне маршрута. Это Крутицкое подворье, где ополченцы останавливались на подступах к Москве, и храм Святого Климента. Там в 1612 году развернулось сражение между казаками и отрядом гетмана Ходкевича.

А находясь недалеко от станции метро «Добрынинская», можно вспомнить о том, что 400 лет назад здесь проходила граница Москвы с Земляным валом и деревянной крепостью. Через Серпуховские ворота в 1605 году в город торжественно въехал Лжедмитрий I.

«Узнай Москву» — совместный проект департаментов образования и науки, культурного наследия, культуры и информационных технологий города. Интерактивные гиды по достопримечательностям столицы содержат описания 1,8 тысячи зданий и сооружений, 643 памятников, 318 музеев, 192 территорий, сведения о 207 исторических личностях и 98 тематических прогулочных маршрутах.

Все объекты можно посмотреть как на портале «Узнай Москву», так и в мобильном приложении, которое доступно в App Store и Google Play.

День народного единства — государственный праздник. Он отмечается 4 ноября начиная с 2005 года. Праздник учрежден в честь победы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского над войсками Речи Посполитой.

В честь Дня народного единства в Москве традиционно организуют разнообразные мероприятия. С 2 по 4 ноября в Москве в третий раз пройдет фестиваль «День народного единства». В этом году праздничная программа развернется на девяти ярмарочных площадках и 21 площадке в городских парках.

Москвичи и туристы смогут узнать о культуре и традициях народов всех восьми федеральных округов России. Гостей ждут выступления творческих коллективов, старинные игры, ремесленные и кулинарные мастер-классы и другие развлечения. Кроме того, на фестивале можно будет приобрести изделия народных промыслов и попробовать угощения из разных регионов.

А с 28 октября по 4 ноября в рамках фестиваля «День народного единства» для москвичей и туристов проходит 30 бесплатных познавательных экскурсий. Экскурсоводы проекта «Гуляем по Москве» приглашают пройти по центральным московским улочками и переулкам, побывать в усадьбе Останкино, саду «Эрмитаж» и Лефортовском парке, познакомиться с Москвой Гиляровского, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Станиславского и Шаляпина, а также послушать множество увлекательных историй о нашем городе и его знаменитых жителях. Чтобы принять участие в экскурсиях, достаточно зарегистрироваться на сайте проекта «Гуляем по Москве». Продолжительность каждой экскурсии — от двух до двух с половиной часов.

В День народного единства парковки в столице будут бесплатными. 4 ноября можно будет оставить машину на любой улице Москвы, включенной в зону городского парковочного пространства. Платными останутся лишь плоскостные парковки со шлагбаумами — они будут работать в обычном режиме по действующим тарифам.

Библиотека Белореченского городского поселения Белореченского района

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.  Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». 

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. 

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.  С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

 

Приглашаем принять участие

в онлайн викторине

«Наша сила в единстве»

 

 Ответить на вопросы викторины…

 

Дороги мира и согласия 

 

 

Центр «Мои Документы» Забайкальского края | Петровск-Забайкальский | Лента новостей | Федеральные новости


4 ноября в России — День народного единства в России отмечают совсем недавно. В 1612 году ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского дало отпор вторгшимся польским войскам. В трудную минуту произошло единение народа – не первый и не последний раз в нашей истории.

Праздник был учреждён в 2004 году в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Этот праздник напрямую связан с историей России, а именно с окончанием Смутного времени в XVII веке. Власть в Москве узурпировала «Семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским. Польские войска намеривались посадить на престол католического королевича Владислава. Началось мощное патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В 1611 году «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. Во всенародном ополчении против иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В церковный календарь этот день вошёл как праздник Казанской иконы Божией Матери.

Таким образом, День народного единства возвращает нас к событиям более чем четырехсотлетней давности и является данью памяти народным героям. В этот день в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.




Была ли Вам полезна информация?




Спасибо, очень полезна



Спасибо, но не актуальна

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Коллекция посвящена участникам второго народного ополчения Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, освободившим Москву от польских захватчиков в 1612 году. Кузьма Минин, глава Нижегородского земства, владелец мясной лавки магазин, сыграл значительную роль в организации народного движения. На городском сходе он убедил нижегородцев сформировать новое ополчение для «помощи Московскому государству» и начать сбор средств для найма военных специалистов.Воинское командование ополчением было возложено на князя Дмитрия Пожарского, который в то время лечился от тяжелого ранения в своем родовом имении Юрино, недалеко от Нижнего Новгорода. Князь служил в армии царя Василия Шуйского и был ранен во время сражения с польскими войсками в составе первого народного ополчения, потерпевшего неудачу при попытке освободить Москву.

Солдаты под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского отправились в Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года.Пробыв в Ярославле четыре месяца, члены народного ополчения основали «Совет всея земли», в который вошли члены городской управы Нижнего Новгорода, представители знатных княжеских родов и представители других городов и местечек. «Совет» выполнял функции временного правительства: усмирял города, освобожденные от захватчиков, а также вел дипломатические переговоры с германским императором и шведским королем. После ряда кровопролитных боев в начале сентября 1612 г. большая часть Москвы и окрестностей была освобождена.4 ноября Китай-город был взят штурмом. Это ознаменовало решающую победу второго народного ополчения, освободившего Москву от польских захватчиков.

В сборнике представлены издания XIX и XX веков, освещающие историю второго народного ополчения и его руководителей, а также материалы, посвященные памяти Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в Москве, Нижнем Новгороде и Суздале.

Что такое Народное ополчение

В годы народных бедствий и вражеских нашествий русский народ никогда не отделялся от войска в действии.Повсеместно создавались добровольческие воинские формирования, получившие название народного ополчения. Эти формирования всячески способствовали борьбе с захватчиками, а иногда и решали судьбу страны, как и народное ополчение под руководством Минина и Пожарского.

Что такое народное ополчение

Народное ополчение – это добровольческие отряды, формируемые в период вражеского вторжения из лиц, не подпадающих под первоочередной призыв к мобилизации.Первое (быстро распавшееся) народное ополчение возникло в 1611 г. во время войны русских с польско-литовскими и шведскими захватчиками. В том же году было создано второе ополчение, более известное как ополчение во главе с Мининым и Пожарским. После захвата интервентами внушительной части России, включая Смоленск и Москву, в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин призвал горожан собрать средства и создать ополчение для освобождения Родины. Князь Д.М. Пожарский.Под знамена народного ополчения собралось более 15 тысяч человек: крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, мелкие и средние дворяне. Целью ополчения было освобождение Москвы от захватчиков и создание новой власти. 4 ноября 1612 года ополченцы штурмом взяли Москву и изгнали поляков из столицы. После этого по всей стране развернулось массовое освободительное движение, закончившееся полным поражением интервенции. В память об этих событиях в 2005 году 4 ноября было объявлено праздником – Днем народного единства.Во время войны 1812 года император Александр I издал манифест, согласно которому формирования народного ополчения были созданы в 16 губерниях России. В их число входили добровольцы из числа буржуазии, ремесленников, крепостных. Командный состав формировался из дворян-добровольцев. Народное ополчение насчитывало более 300 тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны участвовали также дивизии народной милиции, коммунистические рабочие батальоны и полки. В Москве было создано всего 16 дивизий народного ополчения, в Ленинграде — 10.Большинство этих формирований позже слились с действующей армией.

Литература и государственная идеология в России конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века на JSTOR

Перейти к основному содержанию

Есть доступ к библиотеке?

Войдите через свою библиотеку

Весь контент
Картинки

Поиск JSTOR

Регистрация Вход

  • Поиск

    • Расширенный поиск
    • Изображения
  • Просматривать

    • По тематике
      Журналы и книги
    • По названию
      Журналы и книги
    • Издатели
    • Коллекции
    • Изображения
  • Инструменты

    • Рабочее пространство
    • Анализатор текста
    • Серия JSTOR Understanding
    • Данные для исследования

О
Служба поддержки

Остатки Смутного времени / Новости / Сайт города Москвы

День народного единства в России связан с далекими событиями периода, называемого Смутным временем. Драма развернулась в Москве и ее окрестностях, а мишенью стал царский престол. Именно в этом районе происходили главные исторические сражения: свергали правителей, осаждали крепости, побеждали друг друга армии. Александр Балакирев, специалист издательского отдела Главного архивного управления Москвы, рассказал, каким был город в тот период и какие достопримечательности сохранились в современной Москве.

Фон

Все началось в 1598 году со смертью последнего представителя династии Рюриковичей, царя Федора I, не имевшего детей.Линия престолонаследия была прервана, и на престол взошел Борис Годунов, избранный Земским собором, совещательным собранием, обычно созываемым царем. В его правление было несколько неурожайных лет, небывалый голод, бегство крестьян от помещиков и народные волнения. В то же время Лжедмитрий I, царевич Дмитрий, якобы чудом избежавший покушения, вновь всплыл в Польше (Речи Посполитой) и в 1604 году его войска вторглись в Московское государство. На самом деле Смута была вызвана распрями между боярскими и дворянскими группами, каждая из которых пыталась посадить на трон своего ставленника и искала поддержки у внешних сил.

Положение еще более ухудшилось после смерти Годунова в апреле 1605 г. На престол вступил его наследник Федор, но вскоре был свергнут Лжедмитрием I, ставленником Речи Посполитой. Он тоже правил недолго. Не прошло и года, как москвичи, возмущенные грубым нарушением православных обычаев новым царем и его польским двором, восстали и расправились с самозванцем.

Его сменил на престоле Василий IV Шуйский, «боярский царь».Шуйскому приходилось постоянно бороться с вооруженными отрядами Ивана Болотникова, несколько раз отбивать осажденную Москву и жить недалеко от лагеря Лжедмитрия II в Тушино. Одновременно с бегством «тушинского вора» был свергнут и Шуйский, а в августе 1610 года в Москву вошли поляки. Теперь патриарх Московский Гермоген призывал к защите православной веры и борьбе с польско-литовскими интервентами. Было создано первое земское ополчение, которое двинулось на Москву. Жители города тоже восстали против захватчиков.Москва была осаждена и подожжена, но не освобождена.

Вторым земским ополчением руководили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В 1612 году им удалось объединить все силы, взять штурмом Китай-городскую укрепрайонную часть Москвы и вынудить польские войска сдаться. Земский собор подвел черту под Смутным временем 1613 года, избрав новым царем Михаила Романова.

Жители Москвы

В Смутное время Москва была крупнейшим городом Европы как по площади, так и по населению.В середине 16 -го -го века в нем проживало около 100 000 человек. Поздние годы разрухи уменьшили количество жителей, но сразу после них население города начало быстро расти и к 1600 году насчитывало около 80 000 человек.

 «Состояние всего Московского государства улучшилось, а население увеличивается. Совершенно опустошенный и разоренный страшным произволом покойного великого князя Ивана и его чиновников ( год и затянувшаяся Ливонская война — Александр Балакирев год), теперь, благодаря главным образом доброте и кротости князя Федора, а также благодаря необыкновенным способностям Годунова, Московия снова начала восстанавливаться и богатеть», — писал голландец Исаак Масса, живший в Москве в начале XVII -го -го века.

Население города состояло из знатных бояр, занимавших высокие посты, многочисленных государевых служилых людей, воинов, а также купцов. Значительная часть трудового населения находилась в кабале у князей, бояр и монастырей и это были не только крепостные, но и ремесленники, работавшие на заказ. Они жили в поместьях своих господ или в отдельных «белых» кварталах (то есть освобожденных от налогов). Другие формально были свободными торговцами, ремесленниками и фермерами, платившими налоги.

Простые люди и большая часть дворян жили в деревянных домах и имениях.Москва и даже ее Кремль не раз были опустошены пожарами. Тем не менее, до наших дней сохранилось несколько каменных сооружений, ставших свидетелями драматических событий тех лет. Большинство этих зданий находится внутри Кремля.

В Московском Кремле

Стены Кремля, которые мы видим сейчас, были построены только в конце 15 -го -го века. В то время они были окружены рвами, а башни не были декоративно прикрыты сверху.

В Смутное время государев дворец стоял на вершине Кремлевского холма. Он был построен в конце 15 века и снесен в конце 18 века. Из всего ансамбля до наших дней дошла только Грановитая палата.

В начале 16 -го -го века началось строительство высокой колокольни над церковью Иоанна Лествичника. Строительство, названное в честь святого, ныне известного как Иван Великий, было завершено в 1600 году.

 «Смутное время хорошо помнят Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля, церковь Ризоположения и, наконец, Успенский собор, главный храм культа того времени. Это было место коронаций с 16 по век; в 1613 году здесь собрался Земский собор, избравший царем Михаила Романова, — рассказывает Александр Балакирев.

В Кремле находился также Чудов монастырь с его одноглавым собором Чуда Архангела Михаила.Там крестили царских детей. Патриарх Гермоген, плененный поляками, погиб в монастырских темницах в феврале 1612 г. Чудов монастырь был разрушен в 1929 г. вместе со Вознесенским (Стародевичьим) женским монастырем.

 

При Борисе Годунове с южной стороны Кремлевского холма, выходящего на реку, был построен двухэтажный каменный дворец (впоследствии запасной), самое большое здание в стране того времени. Он был снесен в 1770-х годах.

Территория внутри Кремля была в то время довольно густо застроена и располагала имениями самых знатных князей и бояр. Позже они постепенно выдвинулись за стены Кремля, уступив место государственным учреждениям, получившим название Приказов.

Одна из самых знаковых достопримечательностей Смутного времени практически не изменилась. Это Лобное место, платформа на Красной площади, построенная из белого камня в 1599 году и с решетчатой ​​оградой. Первоначально оно служило для оглашения указов, изданных царем.Во время сражений и восстаний лидеры противоборствующих сторон использовали его как трибуну. Оттуда они обращались к москвичам, часто стремясь направить толпу на штурм царских палат. В дни Земского собора (в феврале 1613 г.) архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросил у москвичей из Лобного места, кого следует избрать на престол. Толпа поддержала Михаила Романова. Именно там бояре и казаки целовали крест, присягая на верность новому государю, который еще находился в Костроме.

С другой стороны

Незадолго до начала Смутного времени, при царе Федоре I, в городском пространстве за стенами Кремля произошли важные изменения. Именно тогда Москва стала очень похожа на нынешнюю.

Построена третья линия укреплений, еще один кольцевой пояс вне Кремля и Китай-города, стен Белого города. Сейчас его заменило Бульварное кольцо. Еще дальше было пристроено четвертое кольцо обороны, земляной вал и ров длиной почти 15 километров.Впоследствии их заменило Садовое кольцо. Местность, окруженная этими укреплениями, называлась Земляным городом, или Деревянным городом. Его также прозвали Скородомом, или «Быстрострой», так как строился он очень быстро.

Вдоль стен Белого города было 50 башен; некоторые из них были надвратными башнями, защищавшими въезды в Москву. Названия здешних площадей до сих пор хранят память об этих башнях: Никитские, Петровские, Сретенские, Покровские ворота. Это также места, где происходили многие события Смутного времени.

В июне 1611 г. князь Дмитрий Трубецкой и атаман Иван Заруцкий, возглавлявшие Первое ополчение, развернули свои силы с казаками от Воронцового поля к Покровским воротам; дворянин Прокопий Ляпунов со своими рязанцами прикрывал Яузские ворота; князь Федор Волконский держал Покровские ворота; и губернатор и князь Александр Измайлов, Петровские ворота. Таким образом они заблокировали захватчиков внутри Китай-города, но разногласия среди ополченцев помешали им тогда освободить город.На помощь осажденным пришел гетман Литвы Ян Кароль Ходкевич; он взял штурмом Новодевичий монастырь, вошел в Белый город, но отступил, так и не добившись снятия осады.

В 1612 году передовые части Второго ополчения стояли у Петровских ворот, и в конце концов им удалось войти в Москву. Позднее подошедшие войска остановились у Никитских и Чертольских ворот. Дмитрий Пожарский устроил свою ставку у Арбатских ворот, а князь Трубецкой — в Замоскворечье.

Еще одним памятным местом, где в 1612 году велись бои, является Зачатьевский монастырь, основанный Федором I в Белом городе между улицей Остоженка и берегом Москвы-реки. Здесь ополчение под предводительством Кузьмы Минина отражало атаки Ходкевича, когда гетман снова пытался со свежими силами ворваться в Кремль.

На окраине

Деревня Тушино известна веками со Смутного времени. В 1608 году Лжедмитрий II построил недалеко от этого места, при слиянии рек Москвы и Сходни, укрепленный лагерь.Остатки его рвов и валов были хорошо видны даже через 250 лет и обозначались на картах Московской губернии до второй половины 19085-го -го века как Тушинский стан. Бывший лагерь быстро превратился в густонаселенный район, где проживали десятки тысяч человек.

Некоторые московские бояре и дворяне перешли на сторону самозванца. Поэтому они учредили в Тушино свою Боярскую думу и избрали своего патриарха. Почти два года в стране было две столицы, два монарха и два патриарха.Из Тушино во все города были разосланы послания с призывами присоединиться к Лжедмитрию II.

Две противоборствующие армии, одна верная тушинскому правительству, а другая московскому, ожесточенно сталкивались в течение 1608 г. и вплоть до лета 1609 г. Бои эти происходили северо-западнее села Хорошево, на берегу Реки Сходня, Химки и Ходынка. Особенно успешен Шуйский в сражении на реке Ходынке, недалеко от того, что сейчас известно как Ходынское поле.Московская армия эффективно использовала так называемый Гуляй-город («бродячий город») — подвижное укрепление из щитов во всю стену, установленных на телегах. Это поражение ускорило развал тушинского лагеря. Часть бояр и дворян, бывших сторонников Лжедмитрия, поспешила вернуться под предводительством московского царя.

Дань победе

1 ноября (22 октября) 1612 года на Никольской улице произошло историческое сражение с поляками. После этого боя Второму ополчению удалось захватить Китай-город, а всего через несколько дней освободить Кремль от захватчиков. Ополченцы привезли в Москву чудотворную икону; позже Дмитрий Пожарский построил церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако в 1632 году деревянная церковь сгорела, и ее заменили каменной. Со временем ее переделывали и перестраивали, но в советские годы церковь снесли. В начале 1990-х годов его реконструировали по сохранившимся документам.

«Наряду со знаменитым собором в честь иконы Казанской Божией Матери на улице Никольской князь Дмитрий Пожарский построил в своем имении в Медведково и церковь Покрова Богородицы в память о последнем лагере своего ополчения. использовался перед въездом в Москву 20 августа 1612 года. Эта захватывающая с архитектурной точки зрения достопримечательность сохранилась до наших дней», — пояснил историк Александр Балакирев.

Но, конечно же, самая известная достопримечательность – памятник Минину и Пожарскому, спроектированный Иваном Мартосом. Он был открыт на Красной площади в 1818 году во время церемонии, на которой присутствовал император Александр I. Спустя немногим более ста лет монумент был перенесен, но, тем не менее, он остался одним из главных символов российской столицы.

Обелиск к 300-летию дома Романовых, воздвигнутый в июне 1914 года в Александровском саду, также увековечивает окончание Смутного времени. В 2013 году после реставрации его снова можно было увидеть в первозданном виде.Неподалеку от него воздвигнут еще один памятник в честь героя тех событий патриарха Гермогена.

Прикоснуться к истории Смутного времени можно, прогуливаясь по улицам Москвы. Но многие артефакты хранятся и в столичных музеях. Например, в Государственном Историческом музее на Красной площади представлены подлинные предметы начала XVII -го -го века: оружие того времени, монеты, которые чеканились монархами, быстро сменявшими друг друга, портреты выдающихся людей, книги и предметы быта. .

Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, 1944, The British Commonwealth and Europe, Volume III

1867. Московские газеты от 24 мая опубликовали коммюнике Союза
Польские патриоты о прибытии в Москву полпредов
Национальный народный совет читается в переводе следующим образом:

.

«Несколько дней назад приехали в Москву, после пересечения р.
линии фронта из оккупированной немцами Польши, полномочные представители
Национальный народный совет Польши.Национальный
Совет Польши был организован в январе 1944 года в Варшаве.
Демократические партизанские отряды ведут борьбу с немецкими захватчиками.
Вошел в состав Национального совета
Польша представители следующих политических партий
и социальные группы: оппозиционное крыло крестьян
Партия «Stronnictwo Ludowe», польская рабочая социалистическая
партия, Польская либеральная партия, Комитет национальной
Инициатива, группа беспартийных демократов,
подпольное профсоюзное движение, Союз борьбы
Молодежь (Walkimmlodych68),
группы писателей, группы кооперативов, группы
интеллектуальные работники, группы ремесленников, а также
представители подпольных военных организаций:
Народная гвардия, народное ополчение, крестьянская
Батальоны, количество представителей местных военных
соединения территориальной армии (армия Соснковского)
и различные другие.

В условиях, сложившихся в Польше в
кровавое иго немецких узурпаторов, пришлось
создать центр организации борьбы с немцами
и координируя все усилия польского народа в
дело освобождения Родины от захватчиков. Все
надежды, которые польский народ возлагал на эмигрантскую
Правительство в Лондоне оказалось напрасным.Эмигрант
Правительство не только не вело борьбы с
оккупанты не только призывали народ к бездействию, но даже
атаковали тех польских патриотов, которые боролись с
Гитлеровцы не остановились даже перед зверским убийством партизана
отряды и вероломные убийства отдельных руководителей
и активисты, борющиеся за национальное освобождение
Польша. В конечном счете деятельность эмигрантской
Правительство и его «делегаты» в стране шли рука об руку.
руку с захватчиками и ослабил политические позиции
Польши, подорвав ее союзнические отношения с
ООН.

События конца 1943 г. всколыхнули в польском народе
надежды на скорое освобождение, особенно в связи с
победоносное наступление Красной Армии на запад.В
В то же время свирепствующий гитлеровский террор угрожал польской
людей с окончательным вымиранием активизировалось.

Таким образом, формирование Национального совета Польши как
руководящий центр борьбы за освобождение Польши от
немецкие оккупанты ответили на настоятельные требования
боевой польский [Страница 1413]
люди. Национальный совет на своем первом заседании принял
важнейшее решение об объединении всех
партизанские отряды, вооруженные отряды и воинские формирования
борьбе с оккупантами, в единую Народную Армию (Людова
Армя). В личный состав этой Армии вошли
Народная гвардия, народное ополчение, значительная часть
крестьянских батальонов и других военных
организации.Создание Национального совета и
формирование Народной Армии как важнейший шаг
на пути борьбы за свободную и демократическую Польшу был
был встречен польским народом с радостью и энтузиазмом. В течение
За несколько месяцев своей работы Национальный совет
удалось создать в стране целую сеть местных
организации (сельские, городские, областные), а также
значительно усилила вооруженную борьбу народа
против захватчиков. Полномочные представители Нац.
Совета Польши прибыли в Москву, во-первых, для того, чтобы
ознакомиться с деятельностью Союза
Польские патриоты в СССР и состояние Первого
Войска Польского и, во-вторых, для установления контакта
с союзными правительствами, включая правительство
СССР.69

По понятным причинам имена членов
Национального совета Польши, а также имена
прибывшие полномочные не могут быть опубликованы в
настоящее время.[”]

Россия запретила формирование ополчения имени национальных героев как террористическую организацию — Россия

МОСКВА, 12 авг /ТАСС/. Верховный суд России в среду оставил в силе решение суда о признании движения «Организация Минина и Пожарского» террористической организацией и запрете его деятельности на территории России.

Группу возглавляет бывший полковник разведки Владимир Квачков, отбывающий восьмилетний срок в колонии строгого режима за попытку государственного переворота.

«Суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы защитника», — сообщила ТАСС адвокат Квачкова Оксана Михалкина.

Ранее Московский городской суд признал группу Минина и Пожарского — общероссийское общественное движение — террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России.

Решение вступило в силу в среду, 12 августа.

Ранее Квачкову было предъявлено обвинение в организации обстрела и подрыва в 2005 году колонны с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом, в то время возглавлявшим национальную энергетическую монополию «Единая энергетическая система».

Чубайса, архитектора либеральных реформ 1990-х годов, многие ругают за хаос, сопровождавший быстрый переход страны к рыночной экономике.

В 2008 году суд присяжных снял с Квачкова и его сообщников все обвинения.Верховный суд отменил это решение в 2009 году, и повторное судебное разбирательство закончилось в сентябре еще одним оправдательным приговором, оставленным в силе Верховным судом. Государство выплатило полковнику в отставке 450 тысяч рублей (около 7 тысяч долларов США) в качестве компенсации за незаконное уголовное преследование.

Квачков был повторно осужден в 2013 году по обвинению в попытке организации вооруженного восстания и вербовке и вовлечении людей в террористическую деятельность.

Полковник Квачков в феврале 2009 года организовал движение «Минин и Пожарский».В названии организации он использовал имена Кузьмы Минина и графа Дмитрия Пожарского, двух национальных героев, возглавивших восстание против польских захватчиков в начале XVII века и окончательно освободивших Москву и остальную Россию от поляков.

Достопримечательности Нижнего Новгорода: Индивидуальная экскурсия по городу и прогулка на теплоходе по живописной реке

Подробности: Встретьтесь с гидом в центре города — у памятника Чкалову и начните экскурсию по центральным достопримечательностям города.

Погрузитесь в захватывающие дух пейзажи и отдайте дань уважения первому человеку, совершившему прямой перелет из Европы в Северную Америку через Северный полюс у памятника Чкалову.Совершив полет на своем самолете из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон, в 1937 году, Валерий Чалков проложил полярный маршрут, что принесло ему статус героя в Советском Союзе. Чалков родился в городе недалеко от Нижнего Новгорода, и после его преждевременной смерти город решил почтить его память впечатляющим памятником в своем кремле. С плато, на котором расположен памятник, открывается вид на слияние рек Волги и Оки. К площадке ведет элегантно оформленный ряд из более чем 500 ступеней, также посвященный Чалкову.
Продолжительность: 30 мин.

Детали: Поднимитесь на вершину Чкаловской лестницы, откуда открывается вид на Волгу. Построенная в советское время массивная лестница вызвала споры из-за монументальной стоимости, а также использования немецких военнопленных в качестве рабочей силы. Сегодня лестница стала одной из самых популярных достопримечательностей города.
Продолжительность: 30 мин

Подробности: Площадь Минина и Пожарского — центральная площадь города, названная в честь Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, возглавлявших народное ополчение, освободивших Москву от польско-литовского нашествия в Смутное время в начале XVII в.
Продолжительность: 15 мин.

Подробности: Кремль расположен в самом центре города, до него легко добраться из любой точки Нижнего. Это очень впечатляющая средневековая крепость, сочетающая в себе традиционные русские и итальянские технологии строительства, внутри которой находится сквер с несколькими административными и историческими зданиями, а с вершины холма открывается захватывающий вид на две реки Оку и Волгу. Здесь есть что рассказать, и это, пожалуй, лучшее место, где можно сделать фотографии со всех сторон и увидеть хорошую часть центра Нижнего.
Продолжительность: 1 час.

Детали: Михаило-Архангельский собор — старейший собор Нижнего Новгорода, восходит к моменту основания города.

в 1221 г. построили деревянный собор, а через шесть лет было заложено строительство белокаменного собора. Собор несколько раз перестраивался. Здание собора, которое стоит сегодня, было заложено в 1628 году. Работы над собором велись под руководством архитектора Лаврентия Семенова и его пасынка.Собор несколько раз реставрировался, после реставрационных работ 1962 года в соборе пострадал пыль Кузьмы Минина. В 2009 году Патриарх Кирилл подарил собору Казанской иконы Божией Матери.
Продолжительность: 15 мин.

Детали: Внутри вы можете по желанию посетить музей русского искусства и центр современного искусства «Арсенал», где проводятся всевозможные временные выставки, музеи, башни и билеты на стену стоят 300- 400 рублей с человека, в остальном это отличный отдых на свежем воздухе в хороший день.
Продолжительность: 1 час
Входной билет не включен

Подробности: Мемориальный комплекс «Вечный огонь» открыт в 1965 году к 20-летию окончания Великой Отечественной войны в честь павших защитники города. Комплекс расположен на территории Нижегородского кремля.

В этом пакете предусмотрена платформа с вечным огнем посередине, окруженная двумя стелами. На одном из них расположены накладные венки, которые символизируют пропавших без вести солдат, на втором изображены два солдата и даты начала и окончания войны.С обратной стороны нанесено множество жертв жителям. Также у мемориала установлен танк Т-34.
Продолжительность: 15 мин.

Детали: После осмотра основных центральных достопримечательностей сядьте на речной круизный катер, чтобы увидеть некоторые точки города, которые расположены довольно далеко. Вы увидите оба берега города и получите уникальную возможность взглянуть на город с другой точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts