Назовите древнего иудейского царя известного своей мудростью: Лекция 6, Руководство к изучению Священной Библейской Истории
Содержание
Еврейский культурный центр — Статьи
Эпоха царей
До Саула у евреев древнего Израиля не было царя. Но ситуация в стране накалялась из-за того, что Судьи Израиля не могли противостоять давлению со стороны соседних государств. Больше всех зарились на израильские земли филистимляне. Кроме того, сыновья священника Илии не только глумились над справедливостью и совершали беззаконные поступки, но и во время битвы потеряли Ковчег Завета.
После этого израильский народ потребовал у пророка Самуила поставить над ними правителя. Всевышний возвестил Самуилу, что на царство в Израиле должен быть помазан юноша из колена Вениаминова. Тем временем Саул отправился в город искать отцовских ослиц. Самуил сообщил юноше, что тот должен стать царем и помазал его на царство.
Эпоха царей (или Израильско-Иудейского царства) продолжалась примерно с 1029-985 г. до н.э, но данные относительно точных годов правления несколько рознятся, поэтому они не приводятся здесь.
Царь Саул
Годы жизни и правления царя Саула
Согласно ТаНаХу, царь Саул был человеком высокого роста и «не было никого красивее его». Но были у него и отрицательные черты, которые сослужили ему плохую службу: подозрительность, приступы ярости, меланхолия и ревность.
После того, как Самуил помазал его на царство, Саул собрал людей в Массифе и там бросили жребий, который указал на него, и народ, для которого помазание Саула все еще оставалось тайной, провозгласил его своим царем.
Саул был достойным правителем и одержал много побед над врагами. Именно он создал в Израиле первые регулярные войска, которые успешно бились против филистимлян.
В первый период своего царствования вера Саула во Всевышнего была крепка — за богохульство он даже готов был принести в жертву собственного сына Ионафана.
Но потом наступил второй период, который был омрачен конфликтом с Самуилом. Они окончательно разорвали отношения после того, как Саул не исполнил повеление Самуила и полностью не истребил амалекитян. После этого Саул чувствовал, что Всевышний оставил его, а царские почести больше его не утешали. Да и Самуил считал, что ошибся и выбрал народу не того царя.
Всевышний, отвернувшись от Саула, послал пророка Самуила, чтобы помазать юношу Давида на царство. После помазания на юного Давида снизошел Дух Творца.
После этого Давид оказался при дворе царя Саула, где успокаивал своевольного правителя игрой на кинноре и подружился с сыном царя Ионайаном. А потом будущий правитель совершил настоящий подвиг, победив в бою великана-фелистимлянина Голиафа, сразив его камнем из пращи.
Но именно после этой блестящей победы над Голиафом царь Саул стал завидовать Давиду. В Книге Самуила сказано: «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». Зависть и ревность только укреплялись в душе царя, он дважды безуспешно пытался убить Давида. А после того, как Саул метнул копье в Давида, тому только и оставалось, что бежать в Раму к Самуилу.
Саул продолжал воевать с филистимлянами, но не чувствовал поддержки Всевышнего. Перед битвой при Гелвуе он не получил ответ свыше об исходе сражения, отправился к Аэндорской волшебнице, чем еще больше разгневал Всевышнего. Да и вызванный чародейкой дух Самуила предрек Саулу гибель.
Так, собственно, и произошло. В битве с филистимлянами пали три его сына: Аминадав, Иосафан и Мелхисуа, в сам Саул, окруженный врагами, с помощью одного из своих воинов бросился на свой меч. Так закончилось царствование Саула, на смену которому пришел Давид.
Царь Давид
Свой расцвет древний Израиль пережил при царе Давиде, который мудро правил государством. Давид был младшим сыном Иессея из Вифлеема, правнуком Воза и Руфи. В книге Самуила говорится, что он был очень красноречив и красив, смел и отважен, а еще обладал огромной силой. В юности он пас овец.
От преследований царя Саула Давид был вынужден бежать сначала к Самуилу, затем к Анхусу — филистимскому царю. Какое-то время Давид укрывался в Адолламской пещере, но конец его мытарствам положило переданное через пророка Гада повеление Всевышнего идти в землю Иуды.
Тем временем филистимляне нанесли израильтянам поражение при Гелвуе. После этого Давид со своими сторонниками прибыл в Хеврон, и местные старейшины провозгласили его царем. Таким образом, Иудея отделилась от Израиля — ведь царем другой части был провозглашен сын Саула Иевосхей. Междоусобная борьба завершилась победой Давида — старейшины в Хевроне избрали его царем всего Израиля. Интересно, что частью армии нового царя командовал филистимлянин Еффей, который происходил из того же города, что и побежденный Давидом Голиаф.
Свое царское правление Давид начал с победоносной войны против иевусеев, в результате которой его армия захватила Иерусалим. Именно туда царь перенес столицу государства, именно здесь родился будущий царь Соломон.
За годы правления Давида Иерусалим был превращен в сакральный центр иудейского государства, при нем богослужения стали более экзальтированными и музыкальными. В последнем нет ничего удивительного — ведь Давид был еще поэтом и музыкантом, и сам сочинял псалмы.
Еще до воцарения в Иерусалиме Давид сумел вернуть в земли Израиля Ковчег завета с каменными скрижалями десяти заповедей и теперь собирался построить для него Храм. Но это намерение осуществил Соломон, а Давид только начал подготовку к строительству.
Давид расширил и укрепил Иерусалим. Но, увы, его царствование не было безоблачным — против царя выступил его сын Авессалом. Разгорелась новая междоусобица, приведшая к гражданской войне. И снова победа была за Давидом, который после окончания смуты продолжил войны с внешними врагами. Битвы неизменно заканчивались победой израильского войска.
А потом был мятеж Савея, после подавления которого о своих правах на царский престол заговорил следующий по старшинству сын Давида — Адоний. После этого по настоянию свой жены Вирсавии и пророка Нафана Давид передал власть Соломону. Царь Давид правил Израилем 40 лет.
Царь Соломон
В Первой книге царей (Мелахим алеф) сказано, что Всевышний дал Соломону царский престол при условии, что он никогда не будет уклоняться от служения ему. Новый царь Израиля был наделен терпением и мудростью, которая осталась в веках и передается бесчисленными поколениями.
В отличие от Давида, Соломон был мирным правителем и практически не вел войн. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма. Также он приумножил политические достижения Давида как в мире, так и внутри страны.
Именно во времена Соломона древний Израиль достиг зенита своего могущества. Мудрый царь сумел покончить более чем с 500-летней враждой между евреями и арабами — для этого он женился на дочери египетского фараона.
Однако Соломон прогневал Всевышнего, возведя по просьбе одной из своих жен языческий жертвенник, где он поклонился ее божествам. За это Всевышний пообещал народу Израиля лишения, но уже после окончания царствования Соломона. Мудрый царь умер на 40 году своего правления, это случилось, кода он наблюдал за строительством алтаря. Приближенные похоронили Соломона только после того, как черви начали точить его посох.
Разделение царства, последствия
После смерти Соломона на царский трон взошел его сын Ровоам. Он жестко проводил свою политику внутри страны, чем вызвал недовольство части населения — десять колен Израилевых отказались считать его свои повелителем.
После этого недовольные объединились вокруг Иеровоама и образовали свое государство в северной части Израиля. Столицей нового государства стал Шомрон, а цари отошли от монотеизма и начали поклоняться финикийским божествам.
В общем, цари Израиля правили двумя государствами, нередко случались междоусобицы и государственные перевороты. А через некоторое время десять колен Израилевых были уведены в рабство. Южное Царство завоевал Навуходоносор, а Северное Царство разрушили ассирийцы.
Цари Израиля совершили великие дела. И пусть те времена уже давно прошли, но следы их правления мы наблюдаем до сих пор. Кто не знает о подвиге Давида или о мудрости Соломона? Их имена навечно вписаны в историю человечества.
Основные периоды еврейской истории | Израиль для вас
Примечание для учителей:
Содержание этого раздела ни в коем случае не заменяет курса “Еврейская история». Его задача — дать представление о делении еврейской истории на основные периоды и напомнить ученикам общую канву событий, чтобы облегчить ссылки в остальных частях учебника.
Эпоха праотцев
C праотцев начинается история еврейского народа, как она описана в первой книге Торы Берешит (В начале), начиная с главы Лех леха. В ней рассказывается, что праотец Авраhам получил приказ от Всевышнего идти в Землю, “…которую Я покажу тебе…”. Приказ этот дан именно Авраhаму, так как был он человеком, верившим в единого Б-га, вопреки господствовавшему тогда в мире идолопоклонству, и Авраhам проповедовал эту веру всюду, куда он приходил. Кроме того, Всевышний заключил с ним союз (на иврите ברית — брит; в переводах на русский — “завет”). Согласно этому завету, от Авраhама произойдет великое и особенное потомство, которое возьмет на себя выполнение миссии Авраhама — свидетельствовать всему человечеству о том, что Всевышний не только создал, но и управляет этим миром. Всевышний заключил с Авраhамом союз. Отсюда происходит выражение ввести (сына) в союз праотца нашего Авраhама. В дальнейшем Всевышний возобновил этот союз с Ицхаком и с Яаковом.
Земля, о которой Всевышний говорил Авраhаму, — Эрец-Исраэль, Земля Израиля. Почти вся эпоха праотцев проходит в этой Стране (например, Ицхак вообще провел в ней всю свою жизнь), но в конце концов, когда в стране был страшный голод, Яаков в середине 2-го тысячелетия до н. э. со всем семейством уходит в Египет, где к этому времени Йосеф, один из сыновей Яакова, достиг высочайшего положения, став правителем страны.
Уход еврейского народа из Эрец-Исраэль называется в традиции ивритским словом галут ( גלות ) — изгнание. Уход Яакова с сыновьями в Египет стал началом самого первого галута — египетского.
Из египетского рабства — в Эрец-Исраэль
Во второй книге Торы — Шмот (Имена) рассказывается: через некоторое время после смерти Йосеф отношение к евреям в Египте изменилось — они стали рабами. Но, несмотря на тяжелое и унизительное положение, евреи верили, что придет день и они выйдут из египетского рабства и придут как свободные люди в Эрец-Исраэль (Землю Израиля). В еврейском народе появился руководитель по имени Моше бен-Амрам. К этому человеку еврейская традиция относится с огромнейшим уважением и называет его Моше-рабейну ( משה רבנו ), то есть “Наш учитель Моше”. Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, и Моше пошел к фараону. “Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне”, — передал Моше приказ Всевышнего, но фараон отказался. Тогда Всевышний обрушил на Египет страшные несчастья, известные в традиции под названием десять казней египетских, и евреи ушли. Египетская армия пыталась преследовать евреев, но евреи перешли расступившиеся перед ними Красное Море, а фараон вместе со своими колесницами утонул, пытаясь пройти вслед по дну моря.
Пройдя через тяжелое сражение с Амалеком — самым враждебным по отношению к евреям народом, израильтяне вышли к горе Синай в пустыне.
На этой горе состоялось самое главное событие в истории евреев: Всевышний через Моше-рабейну передал еврейскому народу дар — Тору (см. “Дарование Торы”). С этого дня мы ведем отсчет еврейской истории. Здесь был духовно возобновлен союз между Всевышним и Его народом (подробнее об этом — в разделе “Дарование Торы. Наасе ве-нишма”).
Через несколько дней евреи подошли к границам Эрец-Исраэль. Но страх перед удивительной Землей был настолько велик, что евреи испугались войти в неё и в наказание за это были обречены блуждать по пустыне еще 40 лет, пока не вымерло поколение рабов, которые, выйдя из Египта, не освободились от рабской психологии (отсюда происходит выражение поколение пустыни; подробнее об этом будет сказано в разделе “9-е ава” второй части учебника). Даже самому Моше-рабейну не было разрешено войти в Эрец-Исраэль — евреев вошли в страну под предводительством преемника Моше — Йеhошуа бин-Нуна.
От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма
Войдя в Эрец-Исраэль и завоевав ее большую часть под предводительством Йеhошуа, евреи столкнулись с новыми проблемами. Надо было сражаться с набегами враждебного народа, филистимлян, вести “нормальный” образ жизни, сформировав государственную систему. Тем не менее, долгое время евреи не создавали своего государства: это означало служить земному царю, что противоречило клятве евреев служить только Царю Небесному — Б-гу. Евреями управляли люди, которых называли в народе шофтим ( שפטים ) — судьи, хотя их функции и выходили за рамки суда. Шофет был, в сущности, полноправным правителем, пока придерживался законов Торы, и поэтому в народе пользовался авторитетом. Среди шофтим были Эhуд, Гидеон, Шимшон (Самсон) и пророчица Девора.
Словарь
Наконец, пророк Шмуэль помазал на царство (короновал) первого еврейского царя — Шауля из колена Биньямина. Но Шауль не проявил себя как человек, полностью достойный этого звания, и погиб.
После него царем стал Давид из колена Йеhуды — самый знаменитый из всех еврейских царей. Одновременно он был и великим пророком. От него произошла царская династия — Дом Давида. Некоторые потомки Давида известны и сегодня.
После Давида престол перешел к его сыну Шломо (Соломону), известному своей необыкновенной мудростью. Он был удостоен Всевышним построить Иерусалимский Храм — символ служения еврейского народа Всевышнему и самое святое для еврея место. С точки зрения еврейской традиции, Храм — это то место на земле, где постоянно пребывает Шехина ( שכינה ) — Божественное присутствие. При Давиде и Шломо еврейское государство расширилось до наибольших за всю свою историю размеров.
Современная реконструкция Храма
С точки зрения государственной структуры, евреи первыми произвели разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть находилась в руках царя. Законы определял парламент еврейского народа, состоявший из наиболее уважаемых мудрецов. Судебные разбирательства проводил еврейский суд — бейт-дин ( בית דין ), в состав которого входили люди, хорошо разбирающиеся в Законе.
Бенцман (19 век)
На реках Вавилонских мы сидели и плакали…
После смерти Шломо в стране произошел раскол, и евреи разделились на два государства: северное — Израиль и южное — Иудея. Несмотря на кровное родство руководителей, государства эти так и не смогли вновь объединиться. Их правители нередко пренебрегали законами Торы, и, в результате, сначала пало Северное Царство, а затем — после нападения царя Вавилона Невухаднецара (в написанных по-русски книгах он называется Навуходоносор) — и Южное. Храм был разрушен, а евреи попали в рабство. Начался новый галут — вавилонский. Но пророки, в своё время предупреждавшие об этом, обещали: галут закончится!
От вавилонского пленения до прихода римлян
Через 70 лет завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (в русской литературе — Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернувшись, евреи (их было чуть больше 40 тысяч) восстановили Храм. И весь период, пока он стоял, называется Эпохой Второго Храма.
Через год после завершения восстановления Храма в Иерусалим с группой в 1500 человек прибыл из Персии еврей по имени Эзра, известный своей учёностью и пользующийся большим авторитетом. Он обнаружил, что духовная жизнь евреев в Эрец-Исраэль — в упадке, люди пренебрегают изучением Торы и соблюдением ее законов. Да и о восстановлении нормальной хозяйственной жизни речи нет. Положение осложнялось тем, что немногочисленное в тот период еврейство перемешалось с шомроним ( שמרונים) — потомками язычников, переселенных в Эрец-Исраэль ассирийским царем вместо угнанных в рабство жителей Северного Царства. Шомроним (в русских источниках — самаритяне) частично переняли у евреев веру в единого Б-га и считали себя подлинными хозяевами страны, мешая евреям отстроить ее заново.
Вместе с богатым евреем по имени Нехемия, занимавшем до этого высокий пост в Вавилоне, Эзра смог восстановить в Эрец-Исраэль нормальную еврейскую жизнь: Иерусалим был отстроен, возобновилось изучение Торы, еврейские суды решали спорные вопросы в согласии с еврейским Законом. Снова было созвано собрание из 120 величайших еврейских мудрецов. Оно называлось Кнесет hа-гдола ( כנסת הגדולה ) — Великое собрание). Через 30 лет количество его членов сократилось до 71, и оно получило название Санhедрин (в русской литературе — Синедрион).
Тем временем Эрец-Исраэль снова оказалась в руках завоевателей и вошла в состав империи Александра Македонского. Император Александр относился к евреям с большим уважением, но после его смерти империя раскололась, и евреи попали под иго греко-египетской династии Птолемеев. Все больше и больше евреев превращалось в “греков еврейской национальности”, пока правитель Антиох Эпифан из рода Птолемеев под страхом смертной казни не запретил выполнение важнейших еврейских законов. Евреи поднялись на борьбу — и с греческой властью, и с ее еврейскими прислужниками.
Борьбу возглавили коhен Мататьяhу Хашмонай и его сыновья — Йоханан, Шимон, Йеhуда, Эльазар и Йонатан. Борьба превратилась в войну. Сражавшимися за свободу евреями руководил третий сын Мататьяhу — Йеhуда, по прозвищу Маккаби. Вот почему эту войну называют маккавейской, а евреев, участвовавших в ней — маккавеями. В ходе войны Храм освободили и освятили заново. Был заключен союз с Римом, и страна получила относительную автономию. Во главе евреев стояли цари из рода Хашмонаев.
В это время среди евреев проявился разный подход к изучению Торы. Часть из них называла себя цедуким ( צדוקים ; по-русски принято писать “садукеи”). Они заявили, что Устная Тора ни к чему не обязывает и поэтому многие законы, чтобы “идти в ногу со временем”, можно отменить.
Другая часть — ессеи — проповедовали аскетизм, то есть отказ от нормальной жизни, вегетарианство, самобичевание, воздержание и даже безбрачие. Несмотря на искренность побуждений и тех и других, от них не осталось никакого следа в еврейской истории, что продемонстрировало, насколько опасно пытаться исправлять Тору — “в духе времени” или “по моральным соображениям”. Живой осталась еврейская традиция, основанная на Торе, хотя ее сторонники — прушим ( פרושים ; по-русски обычно пишут “фарисеи”) — были в то время в меньшинстве.
Разрушение Второго Храма и начало римского изгнания
В 63 году до н. э.римский полководец Помпей вошел в Иерусалим. С этого момента начинается противостояние евреев и Римской империи. В 66 году н. э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание, которое затем переросло в тяжелую кровопролитную войну на всей территории Эрец-Исраэль. В ходе войны евреям удалось освободить Иерусалим, но в конце концов огромная римская армия победила. Около половины (из 3-х миллионов) евреев страны были убиты, десятки тысяч угнаны в рабство. Последний очаг сопротивления — крепость Мецада — держался до 73 г., и только когда уже не оставалось никакой надежды, все 960 защитников крепости покончили с собой.
Но самым ужасным итогом восстания, с еврейской точки зрения, было то, что в ходе войны в 70 году полководец Тит, будущий император, сжег Иерусалимский Храм. Начался новый период галута.
Триумфальная арка в Риме.
Фрагмент Легионеры несут Менору.
Арка установлена в честь победы над евреями Храма
Произошло это, как и разрушение Первого Храма, в день 9-го ава… Чтобы спасти еврейскую традицию, раби Йоханан бен-Заккай восстановил Санhедрин в маленьком городке Явне.
В 132-35 годах вспыхнуло новое восстание. Во главе его стал Шимон Бар-Кохба ( בר כוכבא ), который был столь популярен среди евреев, что раби Акива ( ר’ עקיבא ), один из величайших еврейских мудрецов всех времен, не только поддержал его, но и объявил Машиахом (см. главу «Принципы РаМБаМа»). Многие евреи верили, что пророчествам о восстановлении Храма суждено исполниться в их поколении. И действительно, Бар-Кохба освободил страну и возобновил службу на месте разрушенного Храма.
Империя бросила против восставшей провинции огромные силы. Восстание было подавлено, утоплено в крови. А духовных вождей еврейского народа — в том числе и р. Акиву — казнили в Риме самыми жестокими видами казней, на глазах у толпы.
Чтобы не допустить возобновления еврейского присутствия в Эрец-Исраэль, Иерусалим был перепахан волами, леса сожжены, рощи вырублены, а поля засыпаны солью. Евреям запретили появляться в бывшем Иерусалиме. Изменили даже название страны. Чтобы стереть саму память о еврейской земле, ее стали называть не Иудея, а Палестина, по имени исчезнувшего народа — филистимлян. Это название сохранилось в европейской науке и до наших дней.
В дальнейшем некоторые из римских императоров ослабили антиеврейские законы и даже покровительствовали евреям. К их числу относился, например, император Юлиан (около 200-го года н. э.). Но тем временем в Римской империи набирала силу новая религия — христианство. Эта религия появилась в 1-м веке как маленькая еврейская секта, но постепенно потеряла всякую связь с еврейством и занялась активной антиеврейской пропагандой. Когда при императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, иудаизм объявили вне закона.
Долгое изгнание
Этот галут оказался самым долгим — он продолжается до наших дней (поскольку сегодня большинство евреев живет вне Земли Израиля и Храм не восстановлен). Трудно даже представить себе, что какой-либо народ столь длительное время мог бы просуществовать без своей страны. Но евреи не растворились, не исчезли. Еврейская жизнь продолжалась. Хотя и в новых, трудных условиях. Место государства заняли общины. Жизнью еврейских общин руководили люди, известные высоким уровнем знаний в Торе и организационными способностями. При этом жизнь общин зависела от отношения окружающих народов и от прихоти властителей.
Сначала центр еврейской жизни был на территории бывшего Вавилона. Именно там была закончена редакция Талмуда (см. “Главные книги еврейской традиции”). Но затем еврейская жизнь там пришла в упадок.
Новый расцвет еврейской учености начался в странах, находившихся тогда под властью ислама (иногда проявлявшего веротерпимость, иногда нет): Испании, Северной Африке, Южной Франции. Сменившие мусульман христианские правители активно проводили антиеврейскую политику и принуждали евреев переходить в христианство.
В 1492 году остававшихся в Испании евреев изгнали. Затем пришла очередь евреев соседних стран. Золотой век, как называли испанскую эпоху еврейской истории, закончился.
Евреи продолжали скитаться по странам, то здесь, то там находя временный приют. После испанского изгнания самыми богатыми стали евреи германских княжеств, самым же многочисленным к началу 19-го века считалось еврейство Российской империи (после включения в нее “еврейских” районов Польши, Литвы и Украины). Правители России с самого начала относились к евреям с неприязнью, ограничивали их в правах (была введена специальная черта оседлости — территория, вне которой евреям проживать не разрешалось). Россия также обогатила почти все языки мира словом погром.
Новое время
Еврейское присутствие в Эрец-Исраэль фактически никогда не прерывалось, но было весьма незначительным. Начиная с 18-го века некоторые евреи из Восточной Европы и арабских стран стали сюда возвращаться. Начался процесс, называемый в еврейской традиции Шиват Цион ( שיבת ציון ), то есть “возвращение в Цион” — по имени горы Цион ( ציון , в русской транскрипции обычно пишут Сион) в Иерусалиме. Это имя часто используется и как название Города, и как название всей Земли Израиля. В конце 19-го века этот процесс приобрел организованные рамки, когда многие евреи пришли к выводу, что наступило время вернуться в Эрец-Исраэль всему еврейскому народу и возродить там национальную жизнь, а, может быть, и — государство. Разные группы (в основном из России) — БИЛУ (аббревиатура ивритских слов; в переводе — “Дом Яакова, вставайте и пойдем”), Хибат Цион (любовь к Сиону) и др. — пытались реализовать эти идеи. Некоторые религиозные лидеры говорили о том, что пришло время исполниться пророчествам о восстановлении величия еврейского народа и его символа — Храма.
В 1897 году в Базеле под руководством Теодора Герцля был проведен 1-й Сионистский конгресс. Сионистское движение (его название также происходит от горы Сион) вело поиск как практических, так и политических путей реализации программы возвращения евреев на свою землю и восстановления там основ национальной жизни.
В это время Земля Израиля находилась под властью турков, а впоследствии — англичан. В 1917 году правительство Англии дало обещание построить в Эрец-Исраэль “национальный очаг” для еврейского народа. После большевистского переворота в России, ужасов двух мировых войн (во второй из них погибло 6 миллионов евреев), сопротивления арабов и зигзагов английской политики, 650 тысяч евреев Эрец-Исраэль провозгласили в 1948 году создание Государства Израиль.
Еврейская история продолжается…
Иерусалим. Менора у входа в израильский парламент — Кнессет Вопросы для повторения
Назовите основные периоды еврейской истории.
Где описаны древние периоды (период праотцев, Исход из Египта)?
Что такое галут? Сколько их было и когда начался последний?
Кто вывел евреев из египетского рабства? Кто стал его преемником?
Что такое “десять казней египетских”?
Сколько Храмов было в Иерусалиме? Когда они были разрушены?
Кто правил в Израиле до царей? Назовите несколько имен.
Кто был первым царем Израиля?
Какой династии принадлежали цари Израиля? Кто был исключением?
Кто такие “шомроним”? Как они относились к евреям?
Что вы знаете о восстании евреев против греков? Кто его возглавил?
Что вы знаете о восстаниях против римской власти?
Где жили евреи после изгнания из Земли Израиля (римское изгнание)?
Кто руководил жизнью еврейских общин в изгнании?
Где были центры еврейской жизни во время последнего галута?
Что такое “Золотой век”?
Что такое “черта оседлости”?
Что представляет собой сионистское движение?
Кто и когда его основал?
Каково его главное достижение?
Соломон | Источники, смысл, храм и факты
Питер Пауль Рубенс: Суд Соломона
Смотреть все СМИ
- Расцвет:
- ок. 975 г. до н.э. — ок. 926 г. до н.э.
г.
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем больше всего известен Соломон?
Соломон известен как царь Израиля, построивший первый Храм в Иерусалиме. Он также был вторым (после своего отца Давида) и последним царем объединенного Израиля, который во время его правления находился на пике своего могущества. Он известен историями, рассказанными в Библии о его мудрости.
Какова была религия Соломона?
Религией Соломона был иудаизм, монотеистическая религия древних евреев. Однако, как сказано в первой книге Царств, среди жен Соломона было много иностранок. «Его жены обратили его сердце к иным богам» (3 Царств 11:4, NIV), и поэтому он построил святилища богам их религий. В библейском повествовании о его правлении Бог говорит Соломону, что накажет его за отступничество, разрушив его царство после его смерти.
Кем были сыновья Соломона?
Соломону наследовал его сын Ровоам, который продолжил жесткую политику своего отца по отношению к северным племенам Израиля. Северные племена отделились и сделали царем Иеровоама, чиновника Соломона, поднявшего против него восстание. Согласно эфиопской традиции, их императоры произошли от Менилека I, сына Соломона и царицы Савской.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Соломон , иврит Шломо , библейский израильский царь, построивший первый Иерусалимский храм и почитаемый в иудаизме и христианстве за свою мудрость, а в исламе как пророк.
Предыстория и источники
Почти все свидетельства жизни и правления Соломона взяты из Библии (особенно первые 11 глав Первой Книги Царств и первые девять глав Второй Книги Паралипоменон). Согласно этим источникам, его отцом был Давид (расцвет жизни около 1000 г. до н. э.), поэт и царь, который, вопреки всему, основал Иудейскую династию и объединил все колена Израиля под властью одного монарха. Матерью Соломона была Вирсавия, бывшая жена хеттского военачальника Давида Урии. Она оказалась искусной в придворных интригах, и ее стараниями, сговорившись с пророком Натаном, Соломон был помазан царем еще при жизни Давида, несмотря на то, что был моложе своих братьев.
Вещественных свидетельств правления Соломона, как и правления его отца, немного. Хотя некоторые ученые утверждают, что обнаружили артефакты, подтверждающие библейское повествование о его правлении в начале 10 века до н. Согласно последней точке зрения, царство Соломона было далеко от той огромной империи, которую описывает библейское повествование.
Reign
Библия говорит, что Соломон укрепил свое положение, безжалостно ликвидировав своих противников, как только он вступил на престол. Избавившись от своих врагов, он поставил своих друзей на ключевые посты в военных, правительственных и религиозных учреждениях. Соломон также укрепил свои позиции за счет военной мощи. Помимо пехоты, в его распоряжении были внушительные колесницы и кавалерия. В восьмой главе 2 Паралипоменон рассказывается об успешных военных операциях Соломона в Сирии. Его целью был контроль над большим сухопутным торговым путем. Чтобы укрепить свои интересы в провинции, он основал израильские колонии для решения военных, административных и торговых вопросов. Такие колонии, часто включавшие в себя города, в которых хранились колесницы и провизия, имели давнюю традицию объединять торговый и военный персонал, чтобы заботиться о торговых интересах своего сюзерена вдали от дома. Мегиддо, город, расположенный на перевале через хребет Кармель, соединяющий прибрежную равнину с равниной Ездрилон, является наиболее хорошо сохранившимся образцом одного из городов, который, как говорят, основал Соломон.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.
Палестине суждено было стать важным центром из-за ее стратегического положения для торговли по суше и по морю. Только он соединяет Азию и Африку по суше и, наряду с Египтом, является единственным районом с портами на водных путях Атлантика-Средиземное море и Красное море-Индийский океан. Говорят, что Соломон выполнил торговую судьбу Палестины и довел ее до величайших высот. Природа его империи была преимущественно коммерческой, и это служило ему и дружественным правителям для увеличения торговли по суше и по морю. Одним из особенно знаменитых эпизодов царствования Соломона является визит царицы Савской, чье богатое южно-аравийское царство лежало вдоль пути Красного моря в Индийский океан. Соломон нуждался в ее продуктах и ее торговых путях для поддержания своей торговой сети, а ей нужно было сотрудничество Соломона для сбыта ее товаров в Средиземноморье через его палестинские порты. Библейская легенда придает большое значение роману между Царицей и Соломоном, и его дарование ей «всего, чего она желала, чего ни просила» (3 Царств 10:13) было истолковано как включающее в себя ребенка.
Традиция признает Соломона амбициозным строителем общественных сооружений. Спрос на крепости и гарнизонные города по всей его родине и империи вынудил Соломона приступить к обширной программе строительства, а процветание нации сделало такую программу возможной. Он был особенно щедр со своей столицей, Иерусалимом, где возвел городскую стену, царский дворец и первый знаменитый Храм. Вокруг Иерусалима (но не в самом Священном городе) он построил помещения, в том числе святилища, для основных групп иностранцев, находившихся в торговых миссиях в Израиле. Храм Соломона приобрел гораздо большее значение, чем можно было предположить по его размерам, поскольку на его месте был построен Второй Храм (ок. V в. до н. э. — 70 г. н. э.).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Царь Соломон
Библейский царь Соломон был известен своей мудростью, богатством и своими писаниями. Он стал правителем примерно в 967 г. до н. э. и его царство простиралось от реки Евфрат на севере до Египта на юге. Его главным достижением стало строительство Святого Храма в Иерусалиме. Почти все сведения о нем получены из библейских книг Царств I и Паралипоменон II.
Соломон был сыном царя Давида и Вирсавии. Соломон не был старшим сыном Давида, но Давид пообещал Вирсавии, что Соломон станет следующим царем. Когда старший сын Давида Адония провозгласил себя царем, Давид приказал своим слугам привести Соломона к источнику Гихон, где священник помазал его, когда Давид был еще жив. Соломон унаследовал значительную империю от своего отца.
Сначала Соломон столкнулся с противодействием. Двое из ближайших советников Давида, Иоав, сын Саруи, и священник Авиафар встали на сторону Адонии. Когда Адония пришел к Соломону и попросил царского слугу в жены, Соломон увидел, что это скрытая угроза захватить его царство, и послал гонца, чтобы убить Адонию. Он изгнал Авиафара в город Анафоф. Затем Соломон последовал последним указаниям своего отца, в которых Давид приказал ему убить Иоава и одного из врагов его отца, Семей, сына Геры. Таким образом, Соломон преодолел последние потенциальные угрозы своему царству. Затем он назначил своих друзей на ключевые военные, правительственные и религиозные посты.
Соломон накопил огромное состояние. Он контролировал весь регион к западу от Евфрата и имел мир на своих границах. Короли I утверждают, что у него было 12 000 лошадей с всадниками и 1400 колесниц. В Мегиддо действительно были найдены остатки стойл на 450 лошадей. Соломон укрепил свое царство через брачные союзы. В Kings I записано, что у него было 700 жен и 300 наложниц, хотя некоторые считают это число преувеличением. 2 Он имел большую долю в торговле между северными и южными странами. Он основал вокруг своей провинции израильские колонии для решения военных, административных и торговых вопросов. Империя была разделена на двенадцать округов, при этом Иуда составлял собственную политическую единицу и пользовался определенными привилегиями.
Хотя Соломон был молод, вскоре он стал известен своей мудростью. Первый и самый известный случай его сообразительности как судьи произошел, когда к его двору пришли две женщины с младенцем, которого обе женщины объявили своим. Соломон пригрозил разделить младенца пополам. Одна женщина была готова принять это решение, но другая умоляла короля отдать живого ребенка другой женщине. Соломен тогда знал, что вторая женщина была матерью.
Послушать мудрость Соломона пришли и люди из окрестных народов. Он сочинил 3000 пословиц и 1005 песен. Он написал Песнь Песней, Книгу Притчей и Екклесиаст.
Одним из самых знаменитых визитов к Соломону был визит царицы Савской, приехавшей из южной Аравии. Исторически Аравия была страной, богатой золотом, ладаном и миррой. Соломону нужны были товары и торговые пути Савы; царица Савская нуждалась в содействии Соломона в сбыте товаров ее страны. Царица пришла к Соломону на верблюдах, везущих пряности, золото и драгоценные камни. Она задавала ему вопросы и загадки и была поражена его мудростью.
Когда империя Соломона успокоилась, он начал строить Святой Храм. Он получил дрова от Хирама, царя Тира, и ввел обязательные трудовые повинности как для израильтян, так и для чужеземных народов, находившихся под его контролем. Его рабочие построили структуру Храма, его украшения и сосуды. Храм строился семь лет. Он был построен из камня и кедра, вырезан внутри и покрыт чистым золотом. Когда это было сделано, Соломон посвятил Храм публичной церемонии молитв и жертвоприношений.
Соломон также был известен своими другими строительными проектами, в которых он использовал рабский труд хеттов, амореев, ферезеев, хивеев и иевусеев. Он потратил 13 лет на строительство собственного дворца, а также построил городскую стену, цитадель под названием Милло, дворец для дочери фараона (которая была одной из его жен) и помещения для иностранных торговцев. Он построил города для колесниц и всадников и создал города-хранилища. Он расширил Иерусалим на север и укрепил города у Иудейских гор и Иерусалима.
Падение Соломона произошло в его старости. У него было много иностранных жен, которым он позволял поклоняться другим богам. Он даже построил святилища для жертвоприношений своих иностранных жен.