Нехристианские концепции происхождения мира: 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира. Догматическое Богословие
Содержание
1.1. Нехристианские концепции происхождения мира. Догматическое Богословие
1.1. Нехристианские концепции происхождения мира
1.1.1. Дуализм
Название «дуализм» происходит от латинского слова «dualis», что значит «двойственный». Дуализм тоже неоднороден, существуют различные формы этого учения. Отметим наиболее известные. Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Представителями античной философии, у которых наиболее детально разработано учение о творении — это Платон (428-348 гг. до Р. Х.) и Аристотель (384-322 гг. до Р. Х.). По Платону, мироздание представляет собою следующее. С одной стороны, существует высший неизменный мир Божественных идей, ниже этого уровня пребывает Демиург. Демиург в буквальном смысле обозначает того, кто изготовляет вещи для народа, ремесленника. Идея творчества в самом этом наименовании отсутствует. Демиург есть создатель низших богов, создатель мировой души, Вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не творит все, что хочет, и не творит мановением своей воли, т. е. ему приходится преодолевать сопротивление косной материи. Космос он создает из совечной ему материи. Эта материя бесформенна и наделена вечным, хаотичным движением. Демиург, созерцая первообразы, которые содержатся в Божественных идеях, в соответствии с этими парадигмами возделывает материю. Материя, по Платону, есть не сущее, ?? ?? ??, однако не абсолютно несущее, а только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Материя мыслится у Платона как некая чистая возможность бытия. Вещи, возникающие в результате дейятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных Божественных идей, представляют собой тени, несовершеннные копии этих идей или эйдосов (?????).
В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по Аристотелю, представляют собою иерархическую структуру, которую венчает высшая, чистая, абсолютная форма. Эту форму, форму форм, Аристотель называл перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге «бог» Аристотеля имеет мало общего.
Князь Сергей Трубецкой писал: «Бог Аристотеля не есть личный Бог, это лишь условие мирового движения, мирового бытия, первопричина Вселенной».
Для дуализма античной греческой философии характерен взгляд на совечные начала, как не равные по своему достоинству: одно начало мыслится как высшее, активное, другое — как низшее и пассивное.
В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое. Примером может служить древнеиранская религия — зороастризм, в которой вся мировая история рассматривается, как борьба двух враждебных начал — светлого и темного.
Подобные идеи были воспроизведены гностиками на христианской почве в первые века христианской эры. Некоторые гностические секты переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, сосредоточием зла, то Демиурга, как создателя материальных вещей — источником зла.
Так, известный гностик Маркион, живший в середине II века, на этом основании утверждал различие между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и открывшимся в Новом Завете Сыном Божиим, как высшим Божественным эоном. По этой причине Маркион отрицал Ветхий Завет.
Церковь и нехристианские религии
Церковь и нехристианские религии
Христиане в совокупности составляют примерно одну четверть населения земли. Общие религиозные корни связывают христианство с иудаизмом и исламом, исповедующими монотеизм. К числу политеистических мировых религий принадлежит буддизм;
Концепции благодати и заслуг
Концепции благодати и заслуг
Отзвуки пелагианского спора были довольно значительными. Они вызвали в Церкви, особенно в средние века, споры по целому ряду вопросов, в которых наследие Августина подверглось процессу оценки и развития. Особенно долгими были споры по двум
Нехристианские ученики Иисуса
Нехристианские ученики Иисуса
Может ли человек следовать за Иисусом, не будучи христианином? Такой человек упомянут в Новом Завете — это римский сотник Корнилий. По словам Библии, он был «муж… благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творящий много милостыни
VI. Концепции служения
VI. Концепции служения
§ 26. Введение
Как часто отмечалось, возникновение и консолидация ортодоксии во II в. зависели преимущественно от двух факторов: развития представления о «правиле веры» (см. особенно Тертуллиан) и появления монархического епископата. Насколько
Крушение библейской концепции сотворения мира
Крушение библейской концепции сотворения мира
Теория двойственности истины не оказалась для богословов панацеей от всех бед. Конфликта науки и религии она скрыть не может. Более того, прогресс научных знаний, торжество научного мировоззрения все более и более
2. ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
2. ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Задачей настоящей Концепции является определение богословского обоснования миссии, целей и задач, форм и методов миссионерской деятельности:– основывающихся на внутренних потребностях Церкви;– следующих из духовно-нравственного состояния
НЕХРИСТИАНСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХРИСТЕ
НЕХРИСТИАНСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХРИСТЕ
сообщения о жизни, учении и личности Христа Спасителя, исходящие от греко–римских и иудейских писателей 1–2 вв. Постановка проблемы. Рассматривая вопрос о Н.с. о Х., следует учитывать ряд специфич. моментов. 1) С т. зр. греко–римских
I. Философские теории происхождения мира
I. Философские теории происхождения мира
Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, — вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие
4.1. Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира
4.1. Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира
«Православное учение о творении говорит, что один Бог — нетварен и существует вечно, а все остальное было Им сотворено» [200].
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,
4.
1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение «из ничего»
4.1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение «из ничего»
Сущность христианского учения о происхождении мира состоит в том, что Бог создал мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение. В строго богословском смысле творить
«означает
2. Нехристианские источники по жизни Иисуса
2. Нехристианские источники по жизни Иисуса
Наверное, реакция на эту мою книгу будет иной, чем на предыдущие. Обычно меня обвиняют или хвалят (в зависимости от того, кто пишет) за то, что в своих книгах я ругаю христианство. Мне это всегда было удивительно (хотя положа руку
Нехристианские концепции происхождения мира. Дуализм и пантеизм
Мир не возник сам по себе, произвольно или случайно. Православные христиане верят и знают, что Господь Вседержитель – Творец неба и земли, всего видимого и невидимого мира.
В Священном Писании есть множество свидетельств того, что мир сотворен Богом. Самые первые слова Ветхого Завета – В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1). Царь Давид восклицает – Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6). Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3) – раскрывает тайну сотворения мира апостол Иоанн Богослов.
В учебнике по догматическому богословию протоиерея Олега Давыденкова есть небольшой раздел о нехристианских концепциях происхождения мира. Сегодня поговорим о дуализме.
Дуализм
Слово «дуализм» происходит от латинского dualis (двойственный). Все дуалистические учения сходятся в одном – они предполагают существование двух равных начал в основании мира – добра и зла. В деталях могут быть разночтения – дух и материя, бог добра и бог зла, познающий субъект и познаваемый объект и т. д.
По одной из античных гипотез о происхождении вселенной мир появился как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю. Согласно этой гипотезе материя существовала параллельно с божественным началом. Наиболее детально эта гипотеза изложена в трактатах древнегреческих философов Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.).
Платон
Считается, что Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими мыслителями, а полностью.
В самом известном трактате Платона «Тимей» картина мироздания представлена так. Существует высший мир божественных идей. Уровнем ниже пребывает некий Творец-Демиург. Он – создатель низших богов, вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим – он не может творить все, что хочет – ему вечно приходится преодолевать сопротивление бесформенной и хаотичной материи.
Материя, по учению Платона, есть нечто не вполне настоящее, точнее – «не сущее» (τὸ μὴ ὄν). Истинно существующим Платон называет мир идей. Все существующее в мире, согласно учению Платона, является жалким подобием идеального мира – этих идей или эйдосов (εἶδος).
Аристотель
Аристотель был одним из учеников Платона и сам стал непревзойденным мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, влияющую все сферы человеческой жизни: логику и физику, социологию и политику.
В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по мысли Аристотеля, составляют гармоничную структуру. Во главе иерархии – высшая, чистая, неизменная и неподвижная форма. Эту форму – форму форм – Аристотель называет перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге этот «бог» Аристотеля имеет мало общего. Бог Аристотеля не есть личный Бог и не Всемогущий Творец, а лишь условие мирового движения, первая и главная причина существования вселенной.
Если кратко попытаться подвести итог, то получается, что античный греческий дуализм предполагал различные по своей природе начала мира. Извечные начала мира представлялись философам как неравные по своему достоинству: одно начало понимается как высшее и активное, а другое – как низшее и пассивное.
Дуализм в восточных учениях
В восточных философских учениях доброе и злое начало равносильны и находятся в вечном противоборстве между собой.
Так, в древнеиранской религии – зороастризме – вся мировая история рассматривается как борьба двух враждебных начал – светлого и темного. Материальная сторона жизни в таких учениях – область, принадлежащая злому началу, а цель религиозной жизни – избавление от уз материи.
Гностицизм
Идеи восточного дуализма о порочности всего материально в первые века христианской веры были восприняты гностиками. Гностицизм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.
Некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Так, известный гностик Маркион, живший в середине II в., учил о различии между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.
Христианское учение о происхождении мира
Сущность христианского учения о сотворении мира состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). Иначе говоря, произвел все существующее через творение.
Бог абсолютен, поэтому «вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Свят. Феофил Антиохийский пишет: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. С. 11. Кн. 2. 4).
Несовместимость дуалистических учений с Откровением Священного Писания состоит в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой совершенства.
Христианское учение особо подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свят. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие несущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» (Василий Великий, свят. Беседы на шестоднев. 2 // Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 15).
По материалам учебного пособия «Догматическое богословие», автор прот. Олег Давыденков, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2013
Лада Савонина
Журналист, публицист, исполнительный директор общественного движения Возрождения Спасо-Андроникова монастыря, член правления благотворительного Фонда помощи инвалидам «Научный центр им. К.П. Орловского».
Хотите верьте, хотите нет, но древняя история говорит о том, что атеизм так же естественен для человека, как и религия настройка по умолчанию для людей.
Ранние общества были гораздо более способны, чем многие другие, сдерживать атеизм в рамках того спектра, который они считали нормальным
Тим Уитмарш
Несмотря на то, что атеисты были вычеркнуты из значительной части истории, атеисты процветали в политеистических обществах древнего мира, что вызывает серьезные сомнения в том, действительно ли люди «запрограммированы» на религию, как предполагает исследование.
Это утверждение является центральным положением новой книги Тима Уитмарша, профессора греческой культуры и члена колледжа Святого Иоанна Кембриджского университета. В нем он предполагает, что атеизм, который обычно рассматривается как современное явление, был не просто распространен в Древней Греции и дохристианском Риме, но, вероятно, процветал в этих обществах больше, чем в большинстве цивилизаций с тех пор.
В результате исследование подвергает сомнению два предположения, которые поддерживают текущие дебаты между атеистами и верующими: во-первых, идея о том, что атеизм является современной точкой зрения, и, во-вторых, идея «религиозного универсализма» — что люди от природы предрасположены к , или «запрограммированный», чтобы верить в богов.
Книга под названием Сражаясь с богами была представлена в Кембридже во вторник, 16 февраля 2016 года. «Риторика, используемая для его описания, гиперсовременна. На самом деле, ранние общества были гораздо более способны, чем многие другие, сдерживать атеизм в пределах того, что они считали нормальным».
«Вместо того, чтобы выносить суждения, основанные на научных доводах, эти ранние атеисты выдвигали, казалось бы, универсальные возражения против парадоксальной природы религии — того факта, что она требует от вас принимать то, чего интуитивно нет в вашем мире. Тот факт, что это происходило тысячи лет назад, предполагает, что формы неверия могут существовать во всех культурах и, вероятно, всегда существовали».
В книге утверждается, что неверие на самом деле «старо как мир». Ранние примеры, такие как атеистические сочинения Ксенофана Колофонского (ок. 570–475 до н. э.), современны иудаизму эпохи Второго Храма и значительно предшествуют христианству и исламу. Даже Платон, писавший в 4 веке до н. э., сказал, что современные неверующие были «не первыми, у кого было такое представление о богах».
Однако, поскольку древняя история атеизма в значительной степени осталась неписаной, Уитмарш предполагает, что он также отсутствует у обеих сторон текущего монотеистического/атеистического спора. В то время как атеисты изображают религию как нечто из более ранней, более примитивной стадии человеческого развития, идея религиозного универсализма также частично строится на представлении о том, что ранние общества были религиозными по своей природе, потому что вера в бога является неотъемлемой, «настройкой по умолчанию» для люди.
Ни одна из точек зрения неверна, предполагает Уитмарш: «Верующие говорят об атеизме так, как будто это патология особенно странной фазы современной западной культуры, которая пройдет, но если вы попросите кого-нибудь хорошенько подумать, ясно, что люди думали так же и в древности. ».
Его книга исследует тысячелетнюю древнюю историю, чтобы доказать это, выявляя различные формы неверия, выраженные философскими движениями, писателями и общественными деятелями.
Это стало возможным, в частности, благодаря фундаментальному разнообразию политеистических греческих обществ. Между 650 и 323 г. до н.э. в Греции было примерно 1200 отдельных городов-государств, каждый со своими обычаями, традициями и управлением. Религия выражала это разнообразие в частных культах, деревенских ритуалах и городских праздниках, посвященных многочисленным божественным существам.
Это означало, что религиозной ортодоксии не существует. Ближе всего к объединяющему священному тексту греки подошли к гомеровским эпосам, которые не предлагали последовательного морального видения богов и действительно часто изображали их аморальными. Точно так же не было специализированного духовенства, рассказывающего людям, как жить: «Идея священника, говорящего вам, что делать, была чужда греческому миру», — сказал Уитмарш.
В результате, хотя некоторые люди считали атеизм ошибочным, он редко считался морально неправильным. Фактически, это обычно терпели как одну из многих точек зрения, которые люди могли принять по вопросу о богах. Лишь изредка активно против него принимались законы, например, в Афинах в V веке до н. э., когда Сократа казнили за «непризнание богов города».
Хотя атеизм принимал различные формы и размеры, Уитмарш также утверждает, что между поколениями существовала сильная преемственность. Древние атеисты боролись с основами, которые многие люди до сих пор ставят под сомнение, например, как решать проблему зла и как объяснять аспекты религии, которые кажутся неправдоподобными.
Эти темы простираются от работ ранних мыслителей, таких как Анаксимандр и Анаксимен, которые пытались объяснить, почему такие явления, как гром и землетрясения, на самом деле не имеют ничего общего с богами, до известных писателей, таких как Еврипид, чьи пьесы открыто критиковали божественную причинность. . Возможно, самая известная группа атеистов в древнем мире, эпикурейцы, утверждали, что предопределения не существует, и отвергали идею о том, что боги имеют какой-либо контроль над человеческой жизнью.
Эпоха древнего атеизма закончилась, предполагает Уитмарш, потому что политеистические общества, которые в целом его терпели, были заменены монотеистическими имперскими силами, которые требовали признания единого, «истинного» Бога. Принятие Римом христианства в 4 веке н.э. было, по его словам, «сейсмическим», потому что он использовал религиозный абсолютизм, чтобы скрепить Империю.
Большая часть идеологической энергии поздней Римской империи была израсходована на борьбу с предположительно еретическими верованиями — часто с другими формами христианства. В указе 380 г. император Феодосий I даже проводил различие между католиками и всеми остальными, которых он причислял к dementes vesanosque («сумасшедшим сумасшедшим»). Такие постановления не оставляли места для неверия.
Уитмарш подчеркивает, что его исследование не предназначено для доказательства или опровержения истины самого атеизма. Однако на первой странице книги он добавляет: «Однако у меня есть твердое убеждение, которое укрепилось в ходе исследования и написания этой книги, что культурный и религиозный плюрализм и свободные дебаты необходимы для блага. жизнь.»
О книге и авторе
Битва с богами издается Faber and Faber. Тим Уитмарш — профессор греческой культуры AG Leventis и член колледжа Святого Иоанна Кембриджского университета.
Текст в этой работе находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. Для использования изображения см. Отдельные кредиты выше.
Новый кембриджский курс латыни отражает разнообразие римского мира
Уроки современных языков могут перезагрузить изучение латыни
Студенты, сдающие GCSE по древней истории, беспокоятся, что они кажутся «элитарными» в глазах друзей и семьи
Дорожный радар для раскрытия римских секретов Йорка
Опубликовано
16 февраля 2016 г.
Image
Колесница Зевса, из «Рассказов греческих трагиков» Альфреда Чёрча. Исследование предполагает, что не все греки признавали богов и что атеизм был вполне приемлем в древних политеистических обществах.
Кредит: Викисклад
Поисковые исследования
Поиск по ключевому слову
Подпишитесь на нашу еженедельную электронную почту с исследованиями
Наша подборка самых важных новостей и статей о Кембриджских исследованиях за неделю отправлена прямо на ваш почтовый ящик. Введите свой адрес электронной почты, подтвердите, что вы рады получать наши электронные письма, а затем выберите «Подписаться».
Кембриджский университет будет использовать ваш адрес электронной почты для отправки вам нашего еженедельного электронного письма с новостями исследований. Мы стремимся защищать вашу личную информацию и обеспечивать прозрачность информации, которую мы храним. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим уведомлением о конфиденциальности электронной почты для получения подробной информации.
Субъекты
Люди
Места
Магазин Horizons
Верования о сотворении мира – пещеры Маропенг и Стеркфонтейн
Устные истории и мифы о том, откуда мы пришли, существуют уже многие десятки тысяч лет.
Некоторые из самых ранних свидетельств «духовности» можно проследить до места прямо здесь, в Южной Африке, в пещерах, известных как «Бломбос».
За последние 5000 лет современные религии (такие как индуизм, иудаизм, христианство и ислам) создали свои собственные объяснения того, откуда мы, как род человеческий, произошли.
Человеческие культуры с течением времени предлагали множество объяснений, чтобы ответить на вопросы о существовании:
«В начале Бог сотворил небо и землю. Сотворив землю, небо, всю растительность, солнце, луну, звезды и моря, Бог на пятый день сотворил птиц и рыб. На шестой день были созданы животные и люди. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил их, мужчину и женщину сотворил их». (Из рассказа о сотворении в Бытие 1:1. В Библии есть два описания сотворения, другое начинается в Бытие 2:4б.)
«Но ведь кто знает и кто может сказать. Откуда все это пришло и как произошло творение?
Откуда все творение берет свое начало, Он, сотворил он его или нет, Тот, кто созерцает все с высочайшего неба, Он знает, а может быть, и не знает». (из индуистского текста «Ригведа», одного из старейших существующих религиозных текстов, датируемого примерно 1800 г. до н. э.)0003 Теория «стационарного состояния» конкурирует с теорией «большого взрыва». Теория «стационарного состояния» утверждает, что Вселенная не имеет происхождения, но расширяется по мере того, как во Вселенной постоянно создается новая материя.
Индуизм
Центральным элементом индуизма является идея о том, что Брахман (Абсолютная Божественная Реальность) имеет три функции, символизируемые троицей Брахмы, Вишну и Шивы , которые вместе известны как Тримурти . Брахма — творец, источник всего творения. Вишну — хранитель, ответственный за поддержание Земли. Шива — разрушитель, который приносит изменения посредством всеобщего разрушения. С его циклическим пониманием времени индуизм учит, что материальный мир непостоянен и создается не единожды, а многократно создается, сохраняется и разрушается посредством Тримурти .
Иудаизм
Еврейское понимание творения основано на повествовании Бытия и отражает различные взгляды на это повествование. Это притча или ее нужно толковать буквально? Одно центральное убеждение в иудаизме состоит в том, что Элохим (Бог) создал мир и что люди Особое творение Элохима . С другой стороны, как и когда произошло сотворение, является предметом увлекательных объяснений.
Например, еврейский календарь датируется предполагаемой датой создания, 3761 г. до н.э., рассчитанной на основе буквального прочтения Библии. Значительное число евреев верят, что рассказ Бытия буквально верен и что мир был создан за 6 дней. С этой точки зрения миру 5767 лет (в 2006 году).
С другой стороны, рабби Исаак из Акко, каббалист 13-го века, подсчитал, что Вселенной 15 340 500 000 лет, основываясь на парламе. Псалом 90:4 «Тысяча лет в глазах твоих как вчера».
amaZulu
Ункулункулу , Древний, создатель всего сущего. Ункулункулу был создан в Уланге , огромном болоте тростника. Ункулункулу также Умвелинканги (Тот, кто был в самом начале), бог грома и землетрясений. Ункулункулу вышел из тростника и из него он произвел людей и скот. Он создал все, что есть: горы, ручьи, змей и скот. Он научил амазулу охотиться, разводить огонь и выращивать еду.
Халахали Сан
Люди не всегда жили на поверхности Земли. Когда-то люди и животные жили под Землей с Каангом , Великим Мастером и Повелителем всей жизни. В этом месте мирно сосуществовали люди и животные. Они понимали друг друга. Никто никогда ни в чем не нуждался, и всегда было светло, хотя солнца не было. В это время блаженства Каанг начал планировать чудеса, которые он построит в мире наверху.
Христианство
Подобно евреям, христиане основывают свое понимание сотворения на повествовании Бытия. Фундаментальное убеждение состоит в том, что Бог создал вселенную из ничего, что отражено в классической доктрине creatio ex nihilo .
Некоторые христиане очень буквально читают Книгу Бытия. Например, влиятельный архиепископ Джеймс Ашер (1581–1656) использовал генеалогию из книги Бытия, чтобы рассчитать точный момент творения. По его словам, Бог начал работу творения ровно в 9 лет.утра 26 октября 4004 г. до н. э.
Сегодня все больше христиан, которые придерживаются буквального прочтения Бытия, что Бог сотворил мир за шесть дней, называются креационистами.
Еще в 4 веке св. Августин, один из самых влиятельных богословов в истории христианства, предположил, что шестидневная структура творения в Бытии представляет собой скорее логическую структуру, чем точное течение времени. Он утверждал, что интерпретировать историю сотворения сложно и что христиане должны быть готовы изменить свое мнение, если появится новая информация.
Многие христиане придерживаются этой традиции и способны учитывать в своем мышлении новые научные открытия. Для них Библия предназначена для того, чтобы объяснить, кто является творцом и почему Бог создал мир, а не для научного объяснения того, как был создан мир. Такого мнения придерживаются многие основные христианские конфессии. В 1996 году Папа Иоанн Павел II писал, что «новые открытия ведут нас к признанию эволюции как нечто большего, чем гипотеза», но что «если происхождение человеческого тела происходит от живой материи, существовавшей ранее, то духовная душа создается непосредственно Богом». ».
Батсвана
Традиционная вера жителей Батсваны основана на Модимо ва Леокаока (Возвышенном/Всевышнем/Всевышнем), который считается создателем всего, причиной и источником жизни. Модимо управляет судьбой человека и может проявлять себя (не себя/саму себя, поскольку Модимо не является человеком, которого можно назвать в терминах пола), чтобы выражать заботу или презрение, удовольствие или неудовольствие, удовлетворение или недовольство тем, кто соответствует/ идет вразрез с традицией или правильным порядком вещей.
Ниже Modimo находятся Badimo , духи предков, которых почитают, им поклоняются и вызывают через жертвоприношения, молитвы и соответствующее поведение. Они вмешиваются от имени Модимо в дела людей, оказывая или отказывая в поддержке, защищая или осуждая, вознаграждая или наказывая.
Ниже Бадимо находятся духи королевских предков, за которыми следуют живые королевские особы, деревенские старейшины, а затем родители, в таком порядке почтения.
Ислам
В то время как ислам разделяет традицию Бытия с иудаизмом и христианством, рассказы о сотворении в Коране менее конкретны и отличаются в некоторых деталях от Бытия 1.