Николай сербский биография: святитель Николай Сербский (Велимирович)
Содержание
святитель Николай Сербский (Велимирович)
День памяти: 20 апреля (3 мая) (Серб.)
Духовные искания
Святитель Николай Сербский (мирское имя — Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.
Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.
Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.
Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.
За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.
Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.
Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.
Монашеский путь
Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.
Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.
Когда он подвергся тяжёлой болезни — дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя — Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).
В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.
Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.
При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.
По возвращении отца Николая в Сербию грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.
Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.
Епископское служение
В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.
Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.
В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.
В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.
В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.
Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.
Военные и послевоенные годы
Во время Второй мировой войны епископ Николай был арестован (18 ноября 1942 года) по личному приказу Гитлера «уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской православной церкви, причем в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…». С конца 1942 года пребывал в заточении в обители Войловица. Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Провидение.
В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).
К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.
По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.
На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.
В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах. Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.
18 марта 1987 года состоялось прославление Николая Велимировича как местночтимого святого Шабачско-Валевской епархии. 12 мая 1991 года мощи святого Николая перенесены в его родное село Лелич.
Причислен к лику святых как святитель 19 мая 2003 года единогласным решением Архиерейского собора Сербской православной церкви с установлением дня памяти 5/18 марта (день его упокоения) и 20 апреля/3 мая (день перенесения мощей).
8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящен первый монастырь в честь святителя Николая. В этой обители находится музей святителя и «Дом владыки Николая».
Творческое наследие
Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: Беседы, Библейские темы, Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, Во что мы верим? Объяснение Символа веры, Десять Божиих заповедей, Индийские письма, Миссионерские письма, Любостыньский стослов, О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям, Мысли о добре и зле, Слово о Законе, Толкование молитвы Господней: Отче наш…, Толкование заповедей блаженства, Феодул, или Раб Божий, Чудеса Божии и др.
Тропарь святителю Николаю Сербскому, глас 8
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.
Кондак святителю Николаю Сербскому, глас 3
Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.
«Ты нужен Богу». Слова и наставления — святитель Николай Сербский (Велимирович)
святитель Николай Сербский (Велимирович)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf13Мб
«Аудио
Житие
О Боге как ТроицеО Сыне Божием Господе Иисусе ХристеО БогородицеОб ангелахО бесах и дьяволеО человеке и природеО Божественной любви и нашей любви к БогуО вереО волеО добродетелиО жертве и жертвенностиО грехеО скорби, страдании и крестеО болезниО трудах и заботахО страхе БожиемОб уповании на Бога и о благодарности к НемуО смертиОб аде и раеО Втором пришествии ХристаО Воздаянии, Страшном Суде и ВоскресенииО пути спасения души и Царстве БожиемО Священном ПисанииОб истинеО безбожии и ересиО христианстве и ПравославииО ЦерквиО духовной жизниО таинствах ЦерквиО молитве и постеО монашествеО священствеОб искушениях современности и мирских страхахО ЕвропеО Сербии и сербахО РоссииСписок использованных изданий трудов святителя Николая Сербского
Житие
Епископ Николай (в миру Никола Велимирович) родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич близ города Валево. С молоком матери он впитал чистую непоколебимую веру в Бога, которая стала основанием всей его земной жизни. Господь щедро одарил его талантами, которые маленький Никола, рано отозвавшийся на любовь Божию, начал умножать с детства. Его отец Драгомир привил мальчику любовь к чтению и знаниям, мать Катерина (впоследствии монахиня Екатерина) водила ребенка в монастырь Челие к богослужению, часто причащала. Когда мальчик подрос, родители решили отдать его в монастырскую школу, после окончания которой, по совету отца, Никола продолжил обучение в гимназии в городе Валево. Окончив гимназию, поступил в Белградскую духовную семинарию, где его одаренность привлекла к себе внимание преподавателей.
После окончания семинарии получил назначение в сельскую школу, учительское служение успевал сочетать с помощью приходскому священнику, публиковал свои первые произведения в церковных и светских изданиях. Вскоре молодой учитель получил от министра просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, в Бернском университете. Там он изучает богословие, философию, а овладев немецким языком, защищает на немецком диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Святой Апостольской Церкви». В декабре 1909 года молодой богослов принимает монашеский постриг в монастыре Раковица (где ныне похоронен патриарх Павел (2009)), его рукополагают в диаконы, а затем – в иеромонахи.
Молодой иеромонах возвращается в Белградскую духовную семинарию, теперь уже в качестве преподавателя. С любовью и самопожертвованием он воспитывает и учит будущих пастырей, слуг алтаря Божия. В 1910 году по благословению митрополита Сербского Димитрия отец Николай направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию, куда поступил как обычный семинарист на общих основаниях, даже не упомянув о полученном европейском образовании. На одном из духовно-литературных вечеров иеромонах Николай поразил преподавателей и студентов академии своими знаниями и проповедническим даром, в особенности – митрополита Антония (Вадковского), который испросил у императора право на бесплатное путешествие по всей России для талантливого академиста. С тех пор ни одна страна не вспоминалась владыкой с такой любовью, как Россия, которую он носил в своем сердце до последнего вздоха.
Грянула Первая мировая война, и сербское правительство направило известного уже к тому времени проповедника отца Николая (Велимировича) в Англию и Америку, чтобы донести общественности этих стран правду об освободительной борьбе православной Сербии. На протяжении четырех лет, с 1915 по 1919 годы, отец Николай выступал в колледжах, университетах, различных собраниях, храмах, разъясняя причины, почему сербский народ так решительно бьется за единство своей Родины. По свидетельству командующего английскими войсками, значение миссионерского подвига иеромонаха Николая ничуть не меньше, чем подвиг армии на поле битвы.
В 1919 году Святейший Архиерейский Собор Королевства Сербии избирает отца Николая епископом Жичским, но вскоре после хиротонии, в 1920 году, по просьбе епископа Николая его направляют в Охрид – колыбель славянской духовности, культуры и письменности. Молодой, блестяще образованный епископ начинает свое архипастырское служение, опираясь на апостольские традиции святых Кирилла и Мефодия; следуя по их стопам, возделывая ниву веры, надежды, любви Божией, исполняя свое призвание к спасению душ. Обновление и преображение церковной жизни, возрождение монашества, воцерковление народа стали благодатным плодом пастырского служения епископа Николая.
В 1931 году Охридская и Битольская епархии объединяются в одну – Охридско-Битольскую с резиденцией в городе Битола. Трудами епископа Николая в монастыре Святого Наума возрождается общежительный устав, в монастыре Калишта создается центр женского монашества, а сестры этого монастыря впоследствии возрождали опустевшие и заброшенные в годы Первой мировой войны обители.
«Охридский пустынник», как с правом именовал епископа Николая авва Иустин (Попович), основал и так называемое Богомольческое движение; благодаря своему проповедническому дару живым словом правды Божией, силой духа он пробуждал и направлял в церковное русло народную веру. Движение было создано в двадцатые годы и преимущественно состояло из крестьянства, отличалось стремлением к благочестию и молитвенности; многие монастыри, в том числе и Хиландарский, пополнились послушниками и монахами – выходцами из этого движения, возродившими угасающую монашескую жизнь. Благодаря этому движению возобновляется монашеская жизнь в монастырях Овчар и Каблар.
Епископ Николай организовал миссионерские курсы, Собор христианских общин, на который стекались тысячи верующих из всех краев Сербии. Собор издавал духовные журналы, брошюры, книги. «Охридский пролог» и «Миссионерские письма», написанные Владыкой в этот период, были и остались духовной пищей для каждой жаждущей истины боголюбивой души. В 1936 году владыку Николая возвращают в Жичскую епархию. После его вступления на епископскую кафедру в Жиче епархия переживает настоящее духовное возрождение. Восстанавливаются многие монастыри, в первую очередь Жича и Студеница, всегда служившие духовной опорой сербского Православия, строятся новые храмы. Величайший в истории Сербской Церкви проповедник, епископ Николай возрождает сербское церковное проповедничество. Миссионерский подвиг Владыки по напряженности и разносторонности можно сравнить лишь с подвигом святого Саввы Сербского. Как миссионер Сербской Церкви он много ездил по Европе, Америке, соседним балканским странам, бывал в Константинополе, Греции, на Святой Горе Афон, где особенно заботился о возрождении Хиландарского монастыря. Принимал участие в многочисленных международных и междуцерковных встречах; в 1930 году участвовал в подготовке предсоборной конференции Православных Церквей, состоявшейся в монастыре Ватопед. Его попечением были построены детские дома и приюты по всей Сербии, от Витолы до Чачка, Верхнего Милановца, Кралево и Крагуевца.
В годы Второй мировой войны Гитлер лично приказал командующему южным фронтом: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить Сербскую Церковь, в первую очередь уничтожить патриарха Гавриила (Дожича), митрополита Петра (Зимонича) и епископа Николая (Велимировича)». Владыка Николай и Сербский патриарх Гавриил – единственные европейские иерархи, попавшие в лагерь смерти Дахау, но Бог сохранил праведников: 8 мая 1945 года они были освобождены союзнической 36-й американской дивизией. В Дахау епископ Николай написал одно из своих самых известных произведений – книгу «Сквозь тюремное окно», в которой призывал православных к осознанию своих грехов и к покаянию. После освобождения из лагеря епископу Николаю не пришлось вернуться в Югославию, уже находившуюся под правлением Тито. Но святитель продолжил свою миссионерскую деятельность в Европе и Америке, много писал, выступал с лекциями. В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, и Свято-Троицкой и Свято-Тихоновской семинариях в Джорданвилле и Пенсильвании. В русском монастыре Святителя Тихона прошли последние дни его земной жизни. Владыка отошел ко Господу во время молитвы 18 марта 1956 года. Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь Святого Саввы в Либертсвилле и захоронено на монастырском кладбище. О переносе его мощей на родину в те времена не могло быть речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа.
Узника концлагеря Дахау Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», публикация его трудов была полностью запрещена.
Только в 1991 году Сербия обрела великую святыню: 12 мая мощи Владыки Николая Сербского вернулись на родную землю. Теперь они покоятся в его родном селе Лелич, в храме, когда-то воздвигнутом им самим в его задужбине 1.
Истинно слово о нем преподобного отца Иустина Челийского (Поповича): «После святого Саввы Сербского Владыка Николай – величайший сын сербского народа! Аминь».
Тропарь, глас 8
Златоустый проповедниче воскресшего Христа, путеводителю рода сербскаго крестоноснаго во веки, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радование и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольнаго воинства Христова, святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли единаго Человеколюбца, да дарует мир и единение роду нашему.
* * *
1
Задужбиной в Сербии называют здание или учреждение, построенное на основе добровольных взносов одного или более влиятельных лиц. В средние века сербские правители в качестве своих задужбин создавали монастыри, к которым относятся, в частности. Студеница и Жича.
Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)
png»> | ||||
«Одну заповедь даю вам любить друг друга». — Христос Св. Николая Святитель Николай родился в Патаре Ликийской около середины III века от набожных и богатых родителей, давших ему христианское воспитание и образование. Он осиротел в раннем возрасте. ТРОПАРЬ СВ. НИКОЛАЙ Пример Веры и жизнь смиренномудрия, яко | ||||
| ||||
Николай I | Факты и биография
Николай I
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 7 октября 1841 г.
Черногория
- Умер:
- 2 марта 1921 г. (79 лет)
Антибы
Франция
- Должность/Офис:
- король (1910-1918), Черногория
- Роль в:
- Первая мировая война
Посмотреть все связанные материалы →
Николай I , черногорец полностью Никола Петрович , (родился 7 октября [25 сентября по старому стилю] 1841, Негуши, Черногория — умер 2 марта 1921, Антиб, Франция), принц (1860–1910), а затем король (1910). –18) Черногории, превратившего свое маленькое княжество в суверенное европейское государство.
Предполагаемый наследник своего дяди Данила II, который был бездетным, Николай вступил на престол в августе 1860 года после убийства Данила. Получив образование за границей в Париже и Триесте, он на протяжении всего своего правления столкнулся с трудной задачей популяризации западных обычаев. Сильный князь и выдающийся полководец, он сражался с турками в 1862 и 1876 годах, когда провел блестящую кампанию. На Берлинском конгрессе (1878 г.) Черногория была увеличена вдвое, с выходом к Адриатике и признана суверенным государством. Александр II из России, чья дружба с Николаем восходит к государственному визиту в Санкт-Петербург в 1868 году, регулярно снабжал его деньгами и оружием и однажды поддержал его кандидатуру на сербский престол. Умный дипломат, Николай укрепил свои династические связи браками дочерей: Елена вышла замуж (189 г.6) будущий король Италии Виктор Эммануил III; Зорка вышла замуж за Петра Карагеоргиевича (1883 г. ), но умерла, не успев стать королем Сербии; две другие дочери вышли замуж за русских великих князей. В балканской политике Николай вступал в заговор, иногда с сербскими правителями, а иногда против них, с целью создания южнославянского государства.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.
Назвав себя «Королевским Высочеством» (декабрь 1900 г.), Николай стал более деспотичным, пока в 1905 г. его не заставили принять конституцию. Тем не менее политические разногласия продолжались, кульминацией которых стал заговор против него в Цетинье (1907 г.). 28 августа 1910 года Николай провозгласил себя королем. Надеясь завоевать авторитет за счет добавления новых территорий, он участвовал в Балканской войне 1912–1913 годов против Турции, но его территориальные приобретения не оправдали ожиданий.