Новгородская икона: Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка
Содержание
Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка
https://ria.ru/20091210/198416913.html
Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка
Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка — РИА Новости, 10.12.2009
Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка
10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная церковь празднует День Новгородской Иконы Божией Матери «Знамение». Икона Божией Матери, именуемая «Знамени», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую свои руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.
2009-12-10T12:35
2009-12-10T12:35
2009-12-10T12:44
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/198416913.jpg?1984183721260438277
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2009
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
общество
Общество, Религия
10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная церковь празднует День Новгородской Иконы Божией Матери «Знамение».
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую свои руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых иконописных образов Божией Матери. Изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях, есть и в усыпальнице святой Агнии в Риме. Оно датируется IV веком. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века.
Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» – древнейшая русская чудотворная Икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера, была создана в первой половине XII века. По иконографии она представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна; надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа.
На Руси Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», стали появляться в XI-XII веках и называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, которое, как свидетельствуют исторические факты, произошло в 1170 году в Новгороде.
В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Дни и ночи новгородцы молились, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Иисуса Христа, услышал голос, который велел ему идти в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, взять икону Святой Богородицы вознести ее на городскую стену. Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.
Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Тогда из Ее глаз потекли слезы, а сама Икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, новгородцы же бесстрашно устремились в бой и победили.
В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья еще в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время 10 декабря (27 ноября).
На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо–Понетаевского монастыря), Дионисиево-Глушицкая, Курская — Коренная (1295).
В течение столетий икона многократно реставрировалась. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте.
После событий 1170 года чудотворная икона 186 лет продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1352 году по молитве перед Новгородской Иконой Божией Матери, именуемой «Знамение», получили исцеление пораженные чумой новгородцы.
В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, в 1356 году по велению архиепископа Моисея специально для этой иконы в Новгороде был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший впоследствии собором Знаменского монастыря. Икона из церкви Спаса Преображения была торжественно перенесена в новый храм. В 1560 году икона вновь вернулась в церковь Спаса Преображения, а затем была перенесена в Знаменский собор. В начале XX века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.
После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.
15 августа 1991 года Икона из Новгородского музея-заповедника была возвращена Русской Православной Церкви и в настоящее время она находится во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе.
НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо
Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород. |
«Знамение,» икона Божией Матери
Празднование 27 ноября
Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.
Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы
Описание иконы
Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.
История
Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» — возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.
В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:
Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.
Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду. Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой. Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».
Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.
Празднование и новые чудеса от Новгородского образа
Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.
Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.
В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.
Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.
В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.
В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.
В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.
Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.
После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.
15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.
Чудотворные списки
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
См. также
- Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
- http://www.portal-slovo.ru/art/40043.php
- Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
- http://www. pravoslavie.ru/put/071210152248.htm
Использованные материалы
- Страница сайта Православные имена:
- http://pravoslavie.name/index.php?download/saints/Nov/27/life05.html
- Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»:
- http://www.sedmitza.ru/text/440311.html — Ноябрь
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.htm
- Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
- http://www.pravoslavie.ru/put/071210152248.htm
- «Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,» Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
- http://informpskov.ru/print/57631.html
- Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
- http://www. portal-slovo.ru/art/40043.php
[1] Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ШТРАФ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ | Введение Выдающийся центр христианской Многие товары Новгорода стоят рядом |
| Значок Фундаментальный подход иконописца Значок В пятнадцатом веке духовность |
Эта темпера Псков и Тверь Это декоративное чутье и это острое чувство ритма одинаково выражены Росписи Нередицы Новгородская росписи проникнута | |
Обычные сцены занимали места Итак, сначала показан Virgin Мясоедов проследил семь основных стилей Фрески в Мижорском Несколько более ранние фрески в церкви Фрески на Более эмоциональный подход характеризует изящные настенные росписи в Величайшие представители Богатство и разнообразие новгородской живописи Феофан Грек (ок. 1340-1410) Андрей Рублев (ок.1360-1430) Дионисий (ок. 1440-1502) Работы, отражающие стиль Новогорода |
Новгородские иконы – Американская ассоциация иконописцев
Новгородские иконы
Что особенного в Новгородских иконах? Помимо того, что новгородские иконы известны своими красивыми цветами и живыми композициями, они имеют богатую историю и предпосылки для изучения иконописи.
Новгород — один из древнейших городов России, основанный примерно в 859 году нашей эры. Период с 12 по 17 век был особенно богат на создание множества прекрасных икон. Этот период времени иногда называют «проторенессансом», потому что он все еще охватывал союз религиозных и эстетических идей.
Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий, XIII век
Влияние западного Возрождения на иконописание
Проторенессанс, действовавший в России, смог охватить все культурные явления своего времени в контексте религии и создавать иконы духовной глубины, не подвергаясь чрезмерному влиянию гуманизма.
На Западе с 14 по 16 века Ренессанс приблизил искусство, даже религиозное, к интересам человека и сделался более человечным, менее религиозным. Даже христианство на Западе в это время стало более рациональным и схоластическим и делало упор на эмоциональные переживания субъекта.
Именно по этой причине в практике написания икон мы склонны решительно копировать иконы до эпохи Возрождения. Иконописцы согласны с тем, что предпочтение отдается изображениям до эпохи Возрождения, потому что мы хотим, чтобы наши иконы отражали культуру, которая ставила в центр вселенной Бога, а не человеческий разум.
Рождество Богородицы, XIV век
Русская культура XIV века
Русская культура конца XIV и начала XV веков установила прочные связи с Византией, особенно в Новгороде и Пскове. Великий иконописец Андрей Рублев был частью этого культурного и духовного движения. Знаменитый византийский мастер Феофан Грек работал в Новгороде в 1378 году. Его великолепные росписи в церкви Спаса на Ильиной улице стали мостом между искусством Новгорода и Византии.
Преображение Феофана
Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен и точен; композиция основана на крупных контрастных формах. Ритм и колорит напряжены и подвижны, рисунок энергичен. Цвета особенно важны, они должны быть простыми и яркими. Лица, пока классические. Как правило, у них большие выразительные глаза. Они написаны в нежной манере с тонкими градациями тонов. Линейный дизайн волос, губ, носа и глаз контрастирует с тонкими тональными градациями. В более ранних иконках преобладает минимальная цветовая гамма оливкового и желтого цветов.
Икона святителя Николая
В иконе святителя Николая XIII века из Новгородского Свято-Духова монастыря отчетливо видны простота композиции, резкость линейных форм, скупость контрастных цветов, дополняющих сдержанность образа. Эта икона, как и икона, очень характерна для новгородской живописи XII-XIII веков.
Святой Николай
Сретение иконы Богородицы и иконы Бориса и Глеба
В этих иконах конца XIII, начала XIV веков мы видим сочетание простоты композиции с монументальностью, плоской графикой, уравновешенной относительной глубиной формы. Цвета показывают обилие киновари, белого, охры, коричневого и зеленого.
Введение Богородицы
В это время новгородская живопись сблизилась с византийскими иконами палеологовского периода.