Новгородская икона: Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка

Разное

Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка

https://ria.ru/20091210/198416913.html

Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка

Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка — РИА Новости, 10.12.2009

Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение». Справка

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная церковь празднует День Новгородской Иконы Божией Матери «Знамение». Икона Божией Матери, именуемая «Знамени», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую свои руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

2009-12-10T12:35

2009-12-10T12:35

2009-12-10T12:44

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/198416913.jpg?1984183721260438277

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2009

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

общество

Общество, Религия

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Православная церковь празднует День Новгородской Иконы Божией Матери «Знамение».

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую свои руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых иконописных образов Божией Матери. Изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях, есть и в усыпальнице святой Агнии в Риме. Оно датируется IV веком. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века.

Новгородская Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» – древнейшая русская чудотворная Икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера, была создана в первой половине XII века. По иконографии она представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна; надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа.

На Руси Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», стали появляться в XI-XII веках и называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, которое, как свидетельствуют исторические факты, произошло в 1170 году в Новгороде.

В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Дни и ночи новгородцы молились, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Иисуса Христа, услышал голос, который велел ему идти в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, взять икону Святой Богородицы вознести ее на городскую стену. Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Тогда из Ее глаз потекли слезы, а сама Икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, новгородцы же бесстрашно устремились в бой и победили.

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья еще в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время 10 декабря (27 ноября).

На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо–Понетаевского монастыря), Дионисиево-Глушицкая, Курская — Коренная (1295).

В течение столетий икона многократно реставрировалась. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте.

После событий 1170 года чудотворная икона 186 лет продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1352 году по молитве перед Новгородской Иконой Божией Матери, именуемой «Знамение», получили исцеление пораженные чумой новгородцы.

В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, в 1356 году по велению архиепископа Моисея специально для этой иконы в Новгороде был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший впоследствии собором Знаменского монастыря. Икона из церкви Спаса Преображения была торжественно перенесена в новый храм. В 1560 году икона вновь вернулась в церковь Спаса Преображения, а затем была перенесена в Знаменский собор. В начале XX века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 года Икона из Новгородского музея-заповедника была возвращена Русской Православной Церкви и в настоящее время она находится во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе.

НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.

«Знамение,» икона Божией Матери

Празднование 27 ноября

Знаменская икона Божией Матери, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» — возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду. Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой. Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Празднование и новые чудеса от Новгородского образа

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.

В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

См. также

  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
    • http://www.portal-slovo.ru/art/40043.php
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
    • http://www. pravoslavie.ru/put/071210152248.htm

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные имена:
    • http://pravoslavie.name/index.php?download/saints/Nov/27/life05.html
  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»:
    • http://www.sedmitza.ru/text/440311.html — Ноябрь
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.htm
  • Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/071210152248.htm
  • «Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,» Псковское агентство информации, 10 декабря 2009:
    • http://informpskov.ru/print/57631.html
  • Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово, 29 ноября 2008:
    • http://www. portal-slovo.ru/art/40043.php


[1]  Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Новгородская школа иконописи

ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ
ИСКУССТВО
Подробнее о художественных направлениях и стилях
см.: История искусства.
Хронологию см.:
History of Art Timeline.
Краткое руководство по конкретным стилям
см. в разделе Художественные движения.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ШТРАФ
ИСКУССТВО
Город Санкт-Петербург был
создан царем Петром Великим
в эпоху петровского искусства,
включает архитектурный дизайн,
скульптуру, живопись, гравюру
и книжную иллюстрацию, среди
многие другие формы искусства. См. также:
Русская живопись XVIII в.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ
Модернистскую живопись см.:
Русская живопись, XIX век.

Введение

Выдающийся центр христианской
искусства, новгородская школа изготовила столько панно
картины такого высокого качества, между двенадцатым и шестнадцатым
веков, что его продукция заслуживает того, чтобы быть в числе лучших и самых важных
в истории иконописи. Определенный
Византийские иконы, правда, типа Богородица Владимирская (ок.1131),
может превзойти любое произведение новгородской школы; но их много
отдельные шедевры русского искусства,
в то время как существует недостаточно византийских икон, чтобы мы могли
составить правильное представление об общем уровне, достигнутом византийскими живописцами
в любой заданный период. Пока больше византийского искусства
раскрыта, то новгородская школа иконописи, следовательно, должна быть
считается самым богатым и плодовитым. (См. также: Кристиан
Искусство, византийский период.)

Многие товары Новгорода стоят рядом
лучшая средневековая картина
Итальянские примитивы 14 века, такие как сиенцы
Школа живописи, или Совершенные образцы библейской фламандской
картина.

 

Значок
Живопись 1300-1400 гг. : духовный подход

Фундаментальный подход иконописца
однако отличается от того, что мы видим на Западе, и в начале четырнадцатого века
икона из Новгорода с изображением пророка Илии ясно указывает на отношение
средневековых русских художников до религиозных
картина. Ибо новгородские живописцы задались целью зажечь веру человека, используя
его глаза как дорога к его уму и душе. Поэтому пророк изображен
как человека, всецело озабоченного духовным, и икона преднамеренно
лишенный украшений и уточнений, которые могли бы сделать его привлекательным.
Вместо этого его интенсивность является подавляющей. Большая часть его силы обусловлена
к абсолютно ровному, плоскому, ярко-красному фону, который как-то ускользает от
грубость, которая действительно достигает отличия, являясь отражением
яростного света, освещающего непреклонные глаза пророка.

Значок
Живопись 1400-1500 гг. : более широкое использование линий и цветов

В пятнадцатом веке духовность
этого подхода остался таким же чистым и таким же вдохновенным, как и в четырнадцатом,
но это нашло выражение в более тонкой композиции, в плавном линейном ритме,
в превосходном балансе новых пропорций и в непревзойденной красоте
и уверенность цвета — смотри,
например, фреска Мелхиседек (1378 г.) Феофана.
грека в Спасо-Преображенском соборе в Новгороде. Эти
характеристики выступают сегодня как лучшие достижения школы. Они
хорошо видны на значке, показывающем Снятие с креста
(ок. 1430 г.), ранее в Оструховском собрании, ныне в Третьяковской
Галерея. Для новгородской живописи характерна интенсивная вытянутость
фигур. На этой иконе это видно в великолепной линии
склоненные фигуры и изящество изгибов безжизненного тела Христа.
Эти формы подчеркнуты четкими, прямолинейными очертаниями
великий крест, приковывающий взгляд своим размером, но оставляющий разум свободным
соответствовать ритмической концепции сцены. Строго симметричный
фон противодействует любой гибкости, присущей изогнутой линии в
точно так же, как невыразительные лица скорбящих помещают центральное
предмет на совершенно своем собственном уровне. Как спутники Христа, скорбящие
сознавать свое уникальное положение и, несмотря на свою чересчур человеческую
склонность к горю, они прибегают к более жесткому самоконтролю, чем
что дано обычным людям. Таким образом, хотя они испытывают боль, как
любого обывателя, их страдание изображается абстрактно, и выражается
предписанной группировкой и позой, а также ритмичным линейным эффектом, вместо этого
отдельных, убитых горем жестов.


Создание ритма

Чувство ритма, столь характерное для новгородской живописи
уже присутствовал в религиозном
искусство в России. Однако в Новгороде она была значительно развита,
и с тех пор он становится основным элементом русской живописи.
Особенно это видно на чрезвычайно интересной иконе, изображающей
битва между новгородцами и суздальцами в 1170 году. Картина
датируется первой половиной XV века и сохранилась
в Новгородском музее. Значок разделен по горизонтали на три части,
самый нижний из которых иллюстрирует столкновение между двумя группами рыцарей.
Здесь в иконописи впервые появляются реализм и историческая достоверность.
но они по-прежнему подвергаются жесточайшей стилизации. В результате, хотя
рыцари — настоящие люди, участвующие в битве, они не личности,
а батальная сцена совершенно нереальна — а значит лишена всякой линейности
перспектива или натуралистический ракурс
— во многом благодаря соответствию готическому стилю XV в.
настаивание на ритме и декоративной симметрии. В этой иконе ритм
происходит от изгибов развевающихся вымпелов, от
дугообразные шеи и от склоненных голов всадников и луковичных шлемов,
а также от их округлых щитов, как видно на контрасте с прямолинейными
копья, поднятые руки и поднятые стрелы.

Эта темпера
икона является практически единственным сохранившимся образцом средневековой русской декоративной ,
в отличие от традиционного византийского, состава, но он такой
завершенная работа, в которую трудно поверить, что она
был так же уникален в свое время, как и в это время. Интересно сравнить
это с практически современным ранним
Батарея эпохи Возрождения —
Битва при Сан-Романо (1438-55) Паоло
Уччелло. Последний показывает нам итальянского художника
озабоченный природой, бывший анонимный русский, поглощенный линейным
последствия; где Уччелло намеревался предложить движение отдельными жестами
действия, иконописец пытался выразить его ритмической композицией.
и группировка. Пока итальянец стремился к портретной живописи, русский,
работая в византийской традиции, рассматривал человеческую форму как символ
рыцарства и прямоты. Тем не менее, хотя каждый из художников
из таких расходящихся точек каждый добился очень похожих результатов, для обоих
производят такое же ясное и определенное впечатление о зрелищности
средневекового рыцарства и войны, и того и другого, подчиняя реализм
живописны, служат ценным свидетельством того значения, которое в пятнадцатом веке
Европа, будь то католическая или православная, западная или восточная, привязанная к
декоративное искусство. Важность
что, в случае с Западной Европой, объясняет популярность Международного
Готический стиль.

Псков и Тверь

Это декоративное чутье и это острое чувство ритма одинаково выражены
в картинах города-спутника Новгорода Пскова и его форпостов,
например Тверь. Эти города разделяли новгородское чутье на цвет и были
почти так же успешно, как Новгород, смешивая неожиданные оттенки в гармоничные
и любопытно захватывающих композиций. В новгородском религиозном
На картинах выбор и сочетание цветов настолько смелые и
качество настолько яркое, что их нужно увидеть, чтобы представить. черно-белый
репродукция, например, не может дать представления об их диапазоне и вариациях;
он может только произвести впечатление твердого, но извилистого рисунка,
тонкий дух, религиозный пыл и несколько наивный натурализм
работа. То, что эти репродукции до сих пор удаются, является доказательством превосходного
качество картин; даже так, видно без цвета, новгородский
картина немногим лучше, чем пышный летний пейзаж, видимый только при лунном свете.

Росписи Нередицы

Новгородская росписи проникнута
в том же духе и отмечены теми же характеристиками, что и иконы.
Многочисленные прекрасные образцы сохранились до Второй мировой войны, как, например, в
церковь Успения в Болотово (1362 г.) или в церкви св. Феодора
Стрателиты (1370 г.) в Новгороде, или в главной кладбищенской церкви Новгорода.
(1390). Это чудесное цветение настенной росписи было уместно представлено
в конце двенадцатого века серией фресок в Церковь
Спаса на Нередице
, столь же примечательные своей ранней датой, как и
за их высокое качество. Картины были написаны в течение нескольких
лет строительства церкви в 1199 году и их разрушения в
Последняя война была серьезной потерей. Картины занимали всю стену
интерьера, за исключением широкой полосы на уровне земли, окрашенной
напоминать мраморную облицовку. Место, отведенное фрескам, было
настолько больше, чем было принято, что художники занялись работой
пришлось развивать новые сцены и циклы, чтобы заполнить его. В результате церковь
был так же интересен иконографически, как и волнующим эстетически.

Обычные сцены занимали места
предписано византийской традицией. Так появился Пантократор в
купол, Богородица Орана и Причастие апостолов
на восточной стене, с Страшным судом на западной стене. Портрет
дарителя, князя Ярослава Владимировича, тоже был включен, как и
иногда делалось в Константинополе, а часто в Сербии, Болгарии и
Кипр, хотя примеры в этих областях в основном относятся к более позднему времени.
иконографические особенности фрески Нередицы
картины важны, но так как иконографические детали интереснее
ученым, чем любителям искусства, здесь приводятся только четыре случая.

Итак, сначала показан Virgin
с медальоном Христа на груди. Самый ранний пример этого
тип, известный до сих пор, — это тот, что в Вифлееме, датированный 1169 годом; это только стало
обычное в России, по словам Мясоедова, реставратора этих картин,
в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Во-вторых, сцена, показывающая
пророк Илия, которого кормят вороны, следует варианту, который стал
типично для сербского искусства четырнадцатого века. В-третьих, сцена земли
отказ от своих мертвецов здесь включен в Страшный суд . Окончательно,
популярные русские святые Борис и Глеб появляются впервые
пока записал.

Мясоедов проследил семь основных стилей
в этих картинах. Преобладающий стиль, похожий на стиль росписи.
в старой Ладоге, был местным. Другой, который Мясоедов определил как архаичный,
напоминает своими более грубыми красками и размашистыми линиями девятый и десятый век
иконы на Синае; третья, в которой создавались смоделированные эффекты, напоминает
мозаики собора Святой Софии в Салониках. Работа чистого константинопольца
стиль появился бок о бок с более тяжелым восточным стилем, напоминая
фрески в церкви св. Георгия в Ани. Еще более тяжелая сирийская манера
также был представлен, и западное влияние было очевидным, особенно в
обработка некоторых драпировок и некоторых лиц, которые напоминали
некоторые на фресках в Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме; другие лица
вспомним те, что на росписях церкви Кватро Коронати ,
также в Риме. Таким образом, помимо преобладающего новгородского влияния
— и надо заметить, что, кроме одного экземпляра, все надписи
на этих росписях были на славянском языке — реставратор нашел лишь несколько следов
Константинопольского влияния, но многое из Сирии, Малой Азии и
Запад. Это перестает удивлять, если вспомнить, что с одной стороны
правительница Новгорода, жена князя Ярослава, Мария, была кавказкой по происхождению.
рождения, а с другой Ярослав подписал первый в России договор о
дружба с Германией в 1199 — тот самый год, которому церковь
от. Такое смешение иностранных и национальных элементов было вполне уместно.
соответствии с российской практикой, но независимо от обилия
из стилей, которые можно различить в Нередице, ее фрески определенно
представляют собой единое, по сути, российское образование.

Фрески в Мижорском
Монастырь

Несколько более ранние фрески в церкви
Спаса в Мижорском монастыре
под Псковом (1156) были меньше
космополит. Еще совсем недавно считалось, что Псков представляет
не более чем подгруппа новгородской школы живописи. Однако,
недавние открытия выявили значительные различия между
два. Как это часто бывает в провинциальном городе, Псков был далеко
менее изощренный, чем Новгород, и хотя она использовала почти такие же
ингредиенты, она смешивала их по-другому, и влияние
местность имела преобладающее значение. В результате нативные тренды более
в свидетельстве под Псковом, а духовный подход чисто русский. Это
основано на вере в то, что святые и праведники, хотя и превосходят
миряне, по сути, люди. Таким образом, они страдают от боли и счастья
как и их ближние, отличаясь от них только своими реакциями. Этот
замысел пронизывает живопись Пскова, придавая ей притягательную
интимность и искренность. В пятнадцатом веке это выражалось в
большое техническое мастерство. Новый линейный ритм усилил духовную серьезность
налагая строгие ограничения на позы и жесты. Тем не менее это на
Псков, пожалуй, больше, чем где бы то ни было в России, византийский аскетизм.
умеряется тем гуманизмом, который мы считаем характерным для России,
хотя он появляется на византийской иконе Богородица Владимирская .
Великолепная цветовая гамма Новгорода была, пожалуй, столь же ответственной, как и все остальное.
еще за единство и прелесть фресок Нередицы. Псков поделился
это чувство цвета, но выразил его несколько иначе. Так у Мижорского
лица были сильно смоделированы в глубоком, интенсивном цвете
пигменты, с преобладанием оливково-зеленого цвета, с бликами в диапазоне
от охры до белого, а глаза, нос и руки обведены красновато-коричневым цветом.
В то время как Новгород располагал свои фигуры на светлой земле, предпочтительно
белого или бледно-охристого цвета, Пскович предпочитал ставить их на фоне одного из
ярко-голубым, и ему нравилось видеть тускло-зеленые или бледно-желтые очертания
пейзаж вдали. Яркая драпировка, например белая
или зеленый с тенями, нанесенными бледно-голубым или двумя оттенками зеленого,
или белый с желтыми тенями, были излюбленными дополнениями к таким фонам.

Фрески на
Снетогорский монастырь

Более эмоциональный подход характеризует изящные настенные росписи в
Снетогорский монастырь под Псковом , датируемый 1312 годом. Передано
большим разнообразием жестов и поз и изменением ракурсов
к которым были склонены головы святых. Их лица были вытянуты, и
их глаза, посаженные в глубокие впадины, смотрели с таким вниманием, что
фрески имели свою собственную духовность. Одеяния были более искусно драпированы.
чем было принято в русском искусстве, разнообразие в цвете сменилось разнообразием
в оттенке, варьирующемся, например, от розового через ярко-красный до желтого.
С другой стороны, редко появлялись серые, фиолетовые и голубые тона, а в
сцены, которые были очищены и восстановлены перед последней войной, были
никаких следов зелени. Исконно русская любовь к контрасту была удовлетворена
акцентом на световых и теневых эффектах, который был ответственен за
практически все красные были с белыми вкраплениями, в то время как телесные оттенки были
либо очень темные, красного или фиолетового оттенка, либо почти белые.

Величайшие представители
Новгородской школы иконописи

Богатство и разнообразие новгородской живописи
бесконечны, но практически все создатели этих многочисленных шедевров
остались анонимными, и имена только трех величайших старообрядцев
Мастера выделяются среди любителей русского искусства как притчи. В России,
как и на Западе, практически все представители средневекового
Христианское искусство составляли монахи, трудившиеся во славу Божию и свое
монастырь, а не для личной славы. Эти средневековые
художники редко подписывали свои панно, и трое мужчин, чьи
имена, пользующиеся славой по всей России, не составляли исключения из этой практики,
но они были художниками столь выдающихся заслуг, что их гений
им слава в свое время и известность в наше. Подробнее см.:

Феофан Грек (ок. 1340-1410)
Русский Эль Греко. Только фрагменты его религиозной росписи и
горстка его икон сохранилась. Его подход может пахнуть изощренностью
Константинополя, но его мастерство определенно принадлежит великому мастеру,
и дух его по преимуществу русский. Помимо наделения России
с некоторыми из ее лучших картин Феофан занимает важное место
в истории русского искусства как мастер Андрея Рублева.

Андрей Рублев (ок.1360-1430)
Величайший русский иконописец, в творчестве которого воплощено все самое прекрасное
в области средневековой живописи в 14 веке. Часто классифицируется
как мастер владимиро-суздальской школы или ранней московской школы,
но его стиль уходит корнями в новгородскую традицию. Известен своим
Библейское панно «Святой »
Троицкая икона
(1411 г.), написанная для Троицкого монастыря.
и преподобного Сергия.

Дионисий (ок. 1440-1502)
Если Рублев довольствовался старой иконографической традицией, то Дионисий был
гораздо более экспериментальный в его составе. Визит группы итальянских
Художники раннего Возрождения
в Москву оказали большое влияние как на его настенные росписи, так и на панно.
Лучшие его росписи находятся в Ферапонтовом монастыре; его лучшие иконы в
Волоколамский монастырь. Его искусство заложило основу грядущей Москвы.
школа живописи.

Работы, отражающие стиль Новогорода
школу живописи можно увидеть в одних из лучших
художественные музеи России, в том числе Владимиро-Суздальский музей,
Новгородский музей, Музей западного и восточного искусства, Киев (также
известный как Художественный музей Богдана и Варвары Ханенко) и Третьяковская
Галерея.

Новгородские иконы – Американская ассоциация иконописцев

Новгородские иконы

Что особенного в Новгородских иконах? Помимо того, что новгородские иконы известны своими красивыми цветами и живыми композициями, они имеют богатую историю и предпосылки для изучения иконописи.

Новгород — один из древнейших городов России, основанный примерно в 859 году нашей эры. Период с 12 по 17 век был особенно богат на создание множества прекрасных икон. Этот период времени иногда называют «проторенессансом», потому что он все еще охватывал союз религиозных и эстетических идей.

Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий, XIII век

Влияние западного Возрождения на иконописание

Проторенессанс, действовавший в России, смог охватить все культурные явления своего времени в контексте религии и создавать иконы духовной глубины, не подвергаясь чрезмерному влиянию гуманизма.

На Западе с 14 по 16 века Ренессанс приблизил искусство, даже религиозное, к интересам человека и сделался более человечным, менее религиозным. Даже христианство на Западе в это время стало более рациональным и схоластическим и делало упор на эмоциональные переживания субъекта.

Именно по этой причине в практике написания икон мы склонны решительно копировать иконы до эпохи Возрождения. Иконописцы согласны с тем, что предпочтение отдается изображениям до эпохи Возрождения, потому что мы хотим, чтобы наши иконы отражали культуру, которая ставила в центр вселенной Бога, а не человеческий разум.

Рождество Богородицы, XIV век

Русская культура XIV века

Русская культура конца XIV и начала XV веков установила прочные связи с Византией, особенно в Новгороде и Пскове. Великий иконописец Андрей Рублев был частью этого культурного и духовного движения. Знаменитый византийский мастер Феофан Грек работал в Новгороде в 1378 году. Его великолепные росписи в церкви Спаса на Ильиной улице стали мостом между искусством Новгорода и Византии.

Преображение Феофана

Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен и точен; композиция основана на крупных контрастных формах. Ритм и колорит напряжены и подвижны, рисунок энергичен. Цвета особенно важны, они должны быть простыми и яркими. Лица, пока классические. Как правило, у них большие выразительные глаза. Они написаны в нежной манере с тонкими градациями тонов. Линейный дизайн волос, губ, носа и глаз контрастирует с тонкими тональными градациями. В более ранних иконках преобладает минимальная цветовая гамма оливкового и желтого цветов.

Икона святителя Николая

В иконе святителя Николая XIII века из Новгородского Свято-Духова монастыря отчетливо видны простота композиции, резкость линейных форм, скупость контрастных цветов, дополняющих сдержанность образа. Эта икона, как и икона, очень характерна для новгородской живописи XII-XIII веков.

Святой Николай

Сретение иконы Богородицы и иконы Бориса и Глеба

В этих иконах конца XIII, начала XIV веков мы видим сочетание простоты композиции с монументальностью, плоской графикой, уравновешенной относительной глубиной формы. Цвета показывают обилие киновари, белого, охры, коричневого и зеленого.

Введение Богородицы

В это время новгородская живопись сблизилась с византийскими иконами палеологовского периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts