О богородице святые: Афонские святые и старцы о чудесной помощи Богородицы. 5 историй / Православие.Ru
Содержание
XI. Учение православной церкви о Пресвятой Богородице, Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы
Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы
Часть 10Часть 12
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf36Мб
Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, пречистую Богородицу. (Служба Декабрь 25, канон п. 9)
Учение, проповедуемое Православной Церковью о лице Пресвятой Девы Марии, основано на Святом Писании, раскрыто и объяснено знаменитыми пастырями, и навсегда определено и утверждено святыми Вселенскими Соборами. Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета научают нас, что единородный Сын Божий, для совершения нашего спасения, восприял на Себя человеческое естество, родившись от Пресвятой Девы Марии. Так, святой Пророк Исаия, ещё задолго до Рождества Христова, предсказывал: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил»; а это имя, по переводу с еврейского языка, значит: «с нами Бог», как и объяснено у Евангелиста Матфея. У святого Апостола Павла читаем: «посла Бог Сына Своего единородного, рождаемого от жены». Матерью Божьей исповедовала Её, по внушению Святого Духа, сродница Её Елисавета: «откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»? Но, сделавшись Матерью Господа Иисуса Христа, Она сохранила нетленным Своё девство, как и замечает Евангелист Матфей: «не знаяше Её (Иосиф), дóндеже роди Сына Своего первенца». Как приснодевственной Матери Божьей, Ей принадлежит прославление всех веков и всех народов, истинно верующих в Господа Иисуса Христа, как Она Сама изрекла: «се бо отныне ублажат Мя вси роди».
Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие главные мысли: Пресвятая Дева Мария есть
1. в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа, и потому Богородица;
2. Приснодева, т. е. до рождества, в рождестве и по рождеству Господа – Дева;
3. высшая всех небесных сил и святых, честнейшая херувимов и славнейшая серафимов, и
4. первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница наша.
Первая истина, от времён Апостольских, была исповедуема православными христианами всех веков и народов, как это можно видеть из свидетельств святых. Отцов и учителей Церкви, из песнопений и молитв, сохранившихся доныне в церковном употреблении, и деяний Вселенских Соборов. Блаженный Феодорит справедливо замечает, что «древние и древнейшие проповедники православной веры, по Апостольскому преданию, учили называть и почитать Матерь Господню – Богородицей». Это название – пишет Иоанн, патриарх Антиохийский – и составлено многими Отцами, и было употребляемо ими письменно и устно; этого названия никто из церковных учителей не отвергал,– напротив того, многие пользовались им, и притом знаменитые. Святой Игнатий Богоносец – муж Апостольский, святой мученик Иустин философ, святой Ириней, епископ Лионский, святой Дионисий Александрийский,– отцы II и III веков; святой Афанасий Великий, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, святой Василий Великий, святой Ефрем Сирский,– отцы IV века: вот Бог просвещённые проповедники высочайшего достоинства Богородицы! «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его» – восклицает святой Ефрем Сирин. У святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, и за ними и у многих других, употребляется самое слово «Богородица». Святой Отец V века Прокл, архиепископ Константинопольский, в слове своём на Рождество, приводит вопрос, который ему делали: «ты мечтаешь видеть, чего не видел. Что ты говоришь, будто жена может родить Бога»? – и прекрасно отвечает: «Я отнюдь не говорю, что жена может родить Бога, а говорю, что мог Бог воплотившийся родится от жены, так как Ему всё возможно». – Непреоборимым защитником православного учения о Богоматери являлся, в V веке, Кирилл, патриарх Александрийский, по поводу ереси Нестория. Этот ересиарх «думал, что Матерь Господа по плоти Пресвятая Дева не родила в собственном смысле и истинно воплотившегося Бога – Слова и что не должно называть её Богородицей». В ответ на такое лжеучение святой Кирилл в бесчисленных местах своих сочинений, исповедует Пресвятую Деву истинной Богородицей. «Удивляюсь (пишет он в окружном послании к пастве своей), как можно спрашивать о том, должно ли называть Святую Деву Матерью Божьей? Ибо если Иисус Христос есть Бог, то как Пресвятая Дева, Его Матерь, не есть Матерь Божья»? В другом месте, рассуждая о воплощении Сына Божьего, святой Отец говорит: «братия, мы признаём, что от Святой Девы и Богородицы Марии родился один и тот же совершенный Бог и совершенный человек, одарённый разумной душой; почему и святую Деву именуем Богородицей: Бог Слово обитал в Ней существенно, не мнительно, но истинно». И в третьем месте: «Господь восприял собственное наше тело и сделался человеком от жены, не переставая быть Богом и Рождённым от Отца, но и по принятии плоти оставшись тем, чем был, этому учит повсюду слово правой веры; мы находим, что так думали святые Отцы: потому-то святую Деву дерзаем называть Богородицей». И в четвёртом месте: «кто не исповедует Еммануила истинным Богом и святую Деву, родившую плотски Божье Слово, сделавшееся плотью, Богородицей: да будет анафема!» Ефесский III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил почитание Богородицы; в деяниях Собора встречается множество указаний на древних Отцов – представителей православного учения, как о лице Господа, так и о лице Пречистой Матери Его, и каждый раз эти указания были одобрительно выслушиваемы присутствовавшими. Отцы Собора заповедали: – согласно с преданием, достодолжно почитать и проповедовать Господа нашего Иисуса Христа в одном и том же лице, а Пречистую и Приснодевстенную Матерь Его называть в собственном и истинном смысле Богородицей»68. Когда на Халкидонском IV Вселенском Соборе было прочитано послание святого Кирилла, то отцы воскликнули: «и мы, как Кирилл, веруем; так веровали, так веруем: анафема не так верующему»! V Вселенский Собор определил: «если кто коварно и не в собственном смысле называет святую, преславную Приснодеву Марию Богородицей, или же кто называет Её человекородицей или Христородицей, как будто Христос не был Бог, а не исповедует Её в собственном и истинном смысле Богородицей: таковый да будет анафема!» VI Вселенский Собор, между прочим, говорит: «двумя стам Богоносных Отец (III Вселенского Собора) изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, проповедуя единого Христа Сына Божьего воплотившегося и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицей» Отцы Никейского II (Вселенского VII) Собора с одобрением выслушали и своим согласием утвердили те места из посланий святого Тарасия, патриарха Константинопольского, и Феодора, патриарха Иерусалимского, где исповедуется Пресвятая Дева Богородица. Феодор, между прочим, говорит: «почитаем и поклоняемся иконе пречистой Матери Господа, святой Богородицы и Владычицы нашей, неизреченно родившей Его». Святой Отец VIII века Иоанн Дамаскин в составленном им изложении православной веры говорил: «мы исповедуем святую Деву Богородицей в собственном и истинном смысле; потому что как истинный Бог родившийся от Неё; так истинно Богородица родившая истинного и воплощённого Бога». Святой Феодот, епископ Анкирский, проповедовал: «если кто почитает себя христианином, и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы в самом подлинном и собственном смысле, тот, противореча догматам, напрасно и ложно украшается святым именем»; или – как говорит святой Григорий Богослов – «кто не признаёт Марию Богородицей, тот отчуждён от Бога». Истина этого учения была поразительно укреплена свыше. Ересиарх Несторий был Вселенским Ефесским Собором лишён сана, осуждён, заточён в далёкую сторону, где ему живому богохульный язык изъели черви. О жестоком иконоборце императоре византийском Константине Копрониме церковные историки пишут, что он в жизни своей дерзал изрыгать хулы на Пресвятую Богородицу, а умирая, кричал: «ещё живой предан я огню неугасающему»! и призывал славить песнями и хвалами Богоматерь.
Вторая истина, именно о приснодевстве Богородицы, столь же ясно и определённо, как и первая, исповедуется Православной Церковью. Древние Отцы и учители единогласно утверждают, что Пресвятая Богородица пребыла Девой до рождества, в рождестве и по рождеству Господа Иисуса Христа. Приснодевство, по мысли святых Отцов, есть неотъемлемая черта достоинства Богородицы; а потому, исповедуя Пресвятую Марию Богородицей, они в то же время признавали Её Девой. «Возможно ли – говорит святой Епифаний – чтобы кто, когда-либо, и в каком-либо народе, дерзнул произнести имя Святой Марии, не произнеся в то же время слово: Дева»? «Если бы Матерь не пребыла Девой – говорит святой Прокл – то Рождённый был бы простой человек, и неудивительно рождение». В доказательство приснодевства Богоматери мы можем сослаться на свидетельства мужей II и III веков: святого Иринея, святого мученика Иустина философа, Оригена, святого Мефодия; IV и V веков: святого Григория Нисского, святого Афанасия Великого, святого Григория Богослова, святого Василия Великого, святого Иоанна Златоустого, святого Ефрема Сирского, святого Амвросия, блаженного Августина, святого Кирилла Александрийского, святого Феодота Анкирского, святого Прокла, святого Андрея Критского и других. Отец III века, святой Григорий Неокесарийский, обращая речь свой к Господу, так изъяснялся: «Ты, родившийся от Девы Марии, как Сам благоволил и как Ты Один знаешь, не разрушил Её девства, но и это соблюл и Её удостоил имени Матери, так что ни девство не воспрепятствовало Твоему рождению, ни Твоё рождение не нарушило девства; но сочетались и соединились вещи совершенно противоположные, т. е., рождение и девство: потому что это легко и удобно для Тебя, как Творца природы». «О чудо! – (говорил Емесский епископ Павел в Александрийском храме) о чудо! Дева рождает и пребывает Девой, становится Матерью и не испытывает всего свойственного матери: потому что Дева родила, как свойственно жёнам, а осталась Девой, как несвойственно рождающим жёнам». Народ, слушая эти слова, прерывал проповедника восклицаниями: «вот истинная вера! кто не говорит так,– анафема! хорошо, православный епископ»! Чтобы объяснить, по возможности, для человеческого ума приснодевство Божьей Матери, святые Отцы указывают на всемогущество Божье, на горящий и несгорающий терновник, на происхождение человеческой мысли. В одной из церковных песней читаем о рождении Господа Иисуса: «тако из ложесн пройде, якоже слухом вниде и неизреченно изыде». С самого древнего времени мы встречает у святых Отцов названия, усвоенные Божьей Матери: «Матерь-Дева» и «Приснодева». Максим Грек пишет, что на V Вселенском Соборе император Юстиниан сильно просил Отцов Собора, дабы предписали в Символе веры, вместо “Девы Марии”, читать “приснодевы Марии”; но Отцы Собора не согласились ввести эту перемену в Символ, как ни казалась она благочестивой; они сказали: «III Вселенский Собор запретил прибавлять или убавлять что-нибудь в Символ, и его определение должно быть выполняемо свято».
Третья истина, последовательно вытекающая из первых двух, указывает на величие и превосходство Божьей Матери не только над всеми земнородными, но и над самыми высшими чинами ангельскими. Сюда относятся все те места из писаний святых Отцов и учителей Церкви, где Пресвятая Дева прославляется самыми возвышенными похвалами, приложимыми только к Ней. Мы указываем на творения святого Иринея, Тертуллиана, Оригена, святого Епифания, святого Амвросия, блаженного Августина, святого Кирилла Александрийского и многих других, и особенно на древнейшие литургии, доселе употребляемые Православной Церковью, святого Иоанна Златоустого, святого Василия Великого, святого Григория Двоеслова. «О чудо, высшее всех чудес! восклицает святой Иоанн Дамаскин – Жена сделалась высшей серафимов»! В другом месте он называет Её «Госпожой и Владычицей всех творений». На VII Вселенском Соборе было читано послание святого Германа, патриарха Константинопольского, где он говорит: «мы почитаем и величаем Её (т. е. Деву Марию) в собственном и истинном смысле Матерью истинного Бога, и признаем Её высшей всей видимой и невидимой твари». Этот же Собор определил почитать «иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочные Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, такожде и честных Ангелов и всех Святых и преподобных мужей». Со времени VI Вселенского Собора, в Православной Церкви (в Греции) появилось много искусных и мудрых песнописцев, составлявших богослужебные гимны: и как часто, с какой теплотой чувства воспевается в этих гимнах Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Кроме особенных канонов, например, в Богородичные праздники, девятая песнь всех вообще канонов в Богослужении Православной Церкви посвящена прославлению Божьей Матери.
Четвёртая истина, столь утешительная для рода человеческого, что Божья Матерь есть первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница наша, доказывается многими праздниками, учреждёнными с первых веков христианства, в воспоминание и честь разных событий из жизни Богоматери – Её Рождества, Входа во храм, Благовещения, Успения и прочих. После III Вселенского Собора, бывшего в V веке, уже во всём христианском мире установились праздники в честь Богоматери, и в храмах, посвящённых Её памяти, в часы всенощных бдений читались прообразования и пророчества о Ней в так называемых Паремейниках на Востоке и Лекционариях на Западе. Очевидно, что не все праздники явились в одно время и не все древнейшие сказания о них дошли до нашего времени; приведём хотя некоторые уцелевшие известия, в порядке жизни Честнейшей херувим.
Празднование Зачатия Богородицы (9 дек) началось не позже VII века, ибо святой Андрей Критский († 712) написал уже канон на сей праздник. В Царь-граде был собор Богородицы, где храмовой праздник совершался именно в этот день.
Сведения о празднике Рождества Пресвятой Богородицы восходят в некоторых местах к IV, а в других к V веку. В честь этого события уже в IV веке строили храмы. Все памятники восточные и западные согласно показывают празднование его 8 Сентября. Есть предание, что день сей, как день рождения Богоматери, открыт был одному подвижнику. Праздник сей прославили канонами – в VII веке святой Андрей, архиепископ Критский (который в каноне именно говорит, что весь мир празднует рождение Пресвятой Девы), а в VIII веке – святой Иоанн Дамаскин. Праздник продолжается в Церкви пять дней: отдание праздника 12 Сентября.
Указания на праздник Введения во храм уцелели от VIII века; день праздника определён 21 Ноября. В Иерусалиме, в ограде Омаровой мечети, указывают здание, где в V или VI веке был храм в честь Входа Пресвятой Богородицы, и говорят, что этот храм стоял на месте притвора Соломонова, где некогда жила Приснодева. Каноны на сей праздник написаны Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в) и Василием, архиепископом Кесарийским (XI в). Праздник Введения есть для нас как бы та великая звезда-путеводительница, которая ведёт нас поклониться Рождеству Христову; со дня Введения начинают петь во храмах: “Христос раждается, славите!” Праздник продолжается пять дней: отдание праздника 24 Ноября.
Праздник Благовещения совершался в Восточной Церкви уже в IV в; о нём упоминают святой Афанасий Александрийский и святой Иоанн Златоуст; но есть свидетельство, что он установлен самими Апостолами, как состоящий в неразрывной связи с праздником Рождества Христова, и был сближаем со временем празднования Рождества. Собор Трулльский (691г) положил правило о дне Благовещения, что в сей праздник, даже и в четыредесятницу, должна быть совершаема литургия святого Златоуста, а не преждеосвященных Даров. Канон на Благовещение принадлежит отчасти святому Иоанну Дамаскину, отчасти блаженному Феофану начертанному, митрополиту Никейскому, жившему в IX веке. Но во всех местах сначала праздновали Благовещение в одно время, но с XI в. везде отнесли его на 25 Марта. Праздник продолжается один день, не имеет ни предпразднства, ни попразднства.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы считают установлением Апостольским. Сказания о чудесном восшествии Богоматери с плотью на небо восходят к IV веку; о нём упоминают блаженный Августин и Иероним. Ювеналий, патриарх Иерусалимский (420–458), утверждал пред императором Маркианом достоверность этих сказаний. Император Маврикий (592–602) установил день празднования Успения 15 Августа. Блаженную кончину Богоматери прославили канонами святой Козьма Маиумский и святой Иоанн Дамаскин. Празднику Успения с древних времён предшествует пост, который соединяет в себе два древних поста: некогда христиане постились – иные пред праздником Преображения Господня, а другие – пред праздником Успения Богоматери; но в XII в, на Константинопольском соборе, при патриархе Луке, положено для всех христиан – соблюдать Успенский пост с 1 по 15 Августа. Праздник продолжается девять дней: отдание его совершается 23 Августа. В Иерусалиме, у гроба Божьей Матери, на Афоне – в Русике, в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, празднование Успения совершается с особой торжественностью; отпевание над гробом Богоматери совершается такое, как над гробом Спасителя в Великую Субботу, и самый праздник считается Второй Пасхой69
Праздник Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения принадлежат к великим, так называемым двунадесятным праздникам и считаются наравне с Господними.
26 Декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы, т. е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей. В Церкви нашей издавна установлено – на другой день великих праздников чтить память тех лиц, которые главным образом послужили празднуемому событию; таким образом 26 Декабря празднуем Божьей Матери, как послужившей рождеству во плоти Господа нашего Иисуса Христа; 7 Января – Иоанну Предтече, крестившему Господа; 26 Марта архангелу Гавриилу, благовестившему Пресвятой Деве; на другой день Троицына дня – Святому Духу, сошедшему в праздник Пресвятой Троицы; 9 Сентября – праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы…
2 Июля празднуется положение честные ризы Богоматери в Константинополе, в особом храме, построенном императором Львом Македонянином в половине V века. Подражая византийскому государю, преподобный Стефан Печерский соорудил в Киеве монастырь на Клове и в нём церковь во имя Пресвятой Богородицы, в память положения честные ризы Её. Подобные же храмы явились в Суздале и Москве.
31 Августа установлено празднование – Положение честного пояса Богоматери, по тому случаю, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от сей святыни. Канон сего празднования написан Иосифом песнописцем († 883), а другой канон – современником Иосифа – Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в).
На все эти праздники святые Отцы и учители Церкви и даже цари составляли в честь и славу Пресвятой Девы молитвы, каноны, поучения и слова, в которых просили Её заступления. В доказательство мы должны сослаться на те же досточтимые имена, которые уже были приводимы нами не раз: святого Афанасия Александрийского, святого Иоанна Златоустого, блаженного Августина, святого Прокла, святого Иоанна Дамаскина, святого Тарасия, патриарха Константинопольского и других. Божья Матерь есть поистине «Мать живых», как называет Её святой Епифаний, и щедрая Раздаятельница духовных благодеяний. «Причастен ли кто Богознанию? чрез Тебя, Всесвятая! – говорит святой Герман, патриарх Константинопольский: спасается ли кто? чрез Тебя, Дева Матерь! Милуется ли кто туне? чрез Тебя, Богоблагодатная»! Трогательны молитвы, с которыми святые Отцы обращаются к Пресвятой Деве, испрашивая Её ходатайства у престола Божьего: эти молитвы вошли в состав православного богослужения. Святой Ефрем Сирский так начинает одну из своих молитв ко Пресвятой Богородице: «человеческий род получил в Тебе, Богородица, Предстательницу и Посредницу к рождённому Тобою Богу, всегда имеет нужду в Твоей помощи и признает Тебя единым прибежищем и защитой, как имеющую дерзновение к Нему». Вера Святой Церкви в несравненную силу ходатайства и помощи Божьей Матери выражается многими священными песнопениями, особенно следующими: «Не имамы иные помощи, ни имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози; на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы рабы, да не постыдимся».– «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево: но просит благодати, и приемлет дарование к полезному прошению». – Последнюю песнь на Афоне поют ежедневно по отпусте вечерни. И повсюду Святая Церковь всякое богослужение оканчивает обращением к Богоматери: «Пресвятая Богородице, спаси нас»! – и дневные службы заключает прошением: «Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши»70
При всём благоговении к Богоматери, заметить подобает, что лицо Её хотя и превознесено выше всего сотворённого, однако не есть равновестно лицу Божества. Святая Церковь учит нас говорить: “Спасе, спаси нас”, т. е. Твоею Божественной благодатью; а моление: “Пресвятая Богородице, спаси нас” Церковь разумеет в смысле: спаси Твоими молитвами и благодатью Христовой [Письма Московского митрополита Филарета к архимандриту Антонию. М. 1878, часть 2, стр. 456]. Это ясно сказывается в том молитвенном воззвании, с которым мы обращаемся к Ней в дни Великого поста: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». Итак, мы поклоняемся Богородице не как Богу, но как Матери Божьей по плоти: – “Ты иже от Тебе рождшагося моли Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки”.
* * *
68
Собор, на котором установлено догматическое учение о Божьей Матери, был третий Вселенский, состоявший из 200 отец и происходивший в Эфесе, в 431 году. Начался он после Пасхи, окончился 27 Июня. Воспоминание о нём совершается в нашей Церкви 9 Сентября. Исследование о нём см. в Христианском Чтении 1842г. , III, 34, в Душеполезном Чтении 1871г., № 1. Деяния собора изданы при журнале Православный Собеседник 1859г.
69
Приводим несколько священных песнопений над гробом Богоматери, воспеваемых на Востоке: «Во гробе, о чудесе! положилася еси, Чистая, неизреченно заченшая на земли и вместившая во утробе Бога.» «Мариам, како умираеши? како во гробе обитаеши, рождшая Подателя жизни»? «Тобою сотрено бысть жало смерти, Всечестная, и тления избавихомся: како убо умираеши и вменяешися мертвых»? «О чудес странных, о вещей новых! Подателя дыхания моего Зачавшая лежит бездыханна»! «Цвет нетления и Матерь Божию Тя познахом и проповедуем, Всенепорочная, аще и во гробе зрим Тя, яко мертву». «Ангел Господень прежде трех дней приходил к Тебе, предвозвещая Твое преставление» «Слезами и плачем и рыданиями о Тебе сокрушахуся другини Твоя, не терпяще преставления Твоего». «Якоже они тогда, и мы днесь тепле молим, да не оставиши сиры рабы Твоя, Владычице, преставльшеся». «Приклонися от небес и к нам, сущим на земли, и ниспосли безмерную милость чтущим Твое успение, Чистая». «Приидите вси вернии, стецемся и мы благоговейне к погребению Владычицы, вземлемые от земли на небо». «Величаем Тя, Богородице Чистая, и чтим святое преставление Твое, и восхождение от земли к небеси» «Взята еси от нас, Всечестная Дево Мати, но благословение Твое и благодать остави с нами, благочестиво чтущими Тя». «Пения и песни исходные, яко миро погребальное, приносяще Тебе, Дево, просим оставления прегрешений». «Витии славнии, ниже Ангелы могут Тя достойно пети, о Дево Мати, Честнейшую Матерь Божию». «Причастницы нетленные и вечные жизни Твоим рождеством соделахомся вси, темже поем Тебе: Радуйся, Всечестная». «Якоже убо мы преклоняем Ти колена сердца, сице и Ты преклони к нам ухо, Владычице» «Иные бо Заступницы не вемы, Чистая, разве Тебе, рождшия Создателя, к Немуже Тя предлагаем ходатаицу теплу». «Царице всего, Твоими ходатайствы умилостиви Господа всем Твоим рабом, егда имать судити вся смертные». «Время поста, егоже привведохом ко гробу Твоему, Дево, приими вместо смирны и даруй нам умерщвление страстей». «Умоли Творца со всеми святыми и родители Твоими, да вся православные достойны сотворить неизреченные радости». «Вси просят, Дево, Твоего покрова и Твоего заступления». «Кто изрещи возможет, Едина Мати Дево, божественные добродетели Твоя? Кто же исчислит Твои благодеяния, яже подаеши всем?» «Живым и умершим на Тя уповающим заступление даруеши, елика бо хощеши, творяши всяческая, могущи яко Матерь Всевышняго».
70
Приводим несколько указаний, кем составлены известнейшие священные каноны и молитвы Божьей Матери.
1. Плач Пресвятой Богородицы при кресте (канон на малом повечерии, в Великую Пятницу) написан Симеоном Метафрастом († 940).
2. Канон на Светлую Седмицу (в конце Дамаскинского) – творение Феофана начертанного и Иосифа песнописца.
3. Канон на акафист Божьей Матери – песнописца Иосифа.
4. Каноны, которые поются по средам Божьей Матери, на всех восьми гласах, – песнописца Иосифа.
5. Каноны Богородице, которые читаются на повечериях – Иоанна Дамаскина.
6. Канон Живоносному Источнику – Никифора Каллиста.
7. Канон молебный (Многими содержим напастьми) монаха Феостерикта, IX в.
8. Канон молебный во исповедание грешника (Како восплачу), Евфимия монаха Сингелла.
9. Канон Одигитрии – митрополита Никейского Игнатия († около 960).
10. Канон с тропарями и стихирами, об утолении бед, – никейского императора Феодора Дуки Ласкаря (1255–1259).
11. Догматики Богородичные на 8 голосов – Иоанна Дамаскина.
Молитвы (по алфавиту)
1. Богородице Дево, радуйся – Кирилла, архиепископ Александр († 444).
2. Все упование мое – Иоанна Дамаскина VIII в.
3. Достойно есть – отцов III Вселенского Собора.
4. Дева днесь – Романа сладкопевца.
5. К Тебе, пречистей Божьей Матери – Петра Студита.
6. Милосердия двери отверзи нам – Иоанна Дамаскина.
7. Многая множества моих, Богородице, прегрешений, – И. Дамаскина.
8. Нескверная, неблазная, нетленная – Ефрема Сирина.
9. О тебе радуется – И. Дамаскина
10. Преславная Приснодево – монаха Антиоха, VII в. (Профессор Царевский приписывает Дамаскину).
11. Твоих даров достойны сотвори ны – Константинопольского патриарха Фотия.
12. Честнейшую Херувим – Космы, епископа Маиумского.
13. Яже небес высшая – Констинопольского патриарха Антония († 458).
Часть 10Часть 12
Источник: Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. — [Репринт. воспроизведение изд. 1904 г.]. — М. : Пересвет, [1991]. — 378,[6] с., [8] л. ил.
Почему Богородица почитается Церковью выше, чем все святые? Отвечает Игнатий Брянчанинов – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 6 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
У нецерковных людей почитание Пресвятой Богородицы уже не одно столетие вызывает немало недоумений. Многие укоряют православных христиан чуть ли не в идолопоклонстве, а большинство протестантов и вовсе отказываются чтить Деву Марию. Что же Церковь отвечает своим оппонентам? Почему именно к Богородице она так часто обращается с молитвами?
На многие из этих вопросов уже ответил святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) – один из виднейших богословов и святых XIX века.
И, кстати, поводом для написания им подробнейшего текста о том, почему Церковь почитает Деву Марию, послужило принятие Папой Римским Пием IX догмата о Непорочном зачатии Богородицы, а также просьбы некоторых его современников дать достойный ответ протестантским и светским критикам.
Почему христиане так почитают Богородицу?
Потому что Дева Мария произвела на свет Самого Бога. Она стала единственным в истории мира человеком, в которого вселился Сам Творец мира. Другие великие праведники по действию в них Святого Духа были, безусловно, причастниками Божества, но не в той полноте и мере, как Богородица, которая приняла в себя Бога-Слова для Его вочеловечения.
Сам святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом следующее: «Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени (то есть общества. – Прим. ред.) спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов».
Богоматерь с предстоящими. 1613-1620, Россия, Москва
Почему Богородица ставится Церковью выше, чем все святые?
Такая высота Богородицы связана не только с тем, что она стала матерью Богочеловека, но и с тем, что только одна она среди всех остальных людей на протяжении долгого времени пребывала рядом с Самим Богом, как и пишет святитель Игнатий: «Приснодева превыше всех святых человеков как по той причине, что соделалась (стала. – Прим. ред.) Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (“А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” – синод. пер.) (Лк 2:19)».
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Какова главная заслуга Богородицы?
Главная заслуга Пресвятой Девы заключается в том, что она приготовила себя для принятия Спасителя. Таков был ее личный, свободно принятый подвиг. Чистота ее жизни, глубочайшая любовь, полное самоотречение и абсолютная верность Богу – все это не встречалось ни в одном из праведников ветхозаветной древности.
Святитель Игнатий пишет: «Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево (то есть живот. – Прим. ред.) ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в ней Господа обымала все ее существо, как она сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости.
По рождении Богочеловека она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях ее Он провел младенчество; неразлучно с нею был не только в отрочестве своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиною. Никто другой не был столь близким слышателем слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их».
Рождество Христово
Почему Деву Марию называют именно «Богородицей»? Разве можно «родить» вечного Бога?
Потому что Иисус Христос, родившийся от Девы Марии, – есть одновременно Бог и Человек. Согласно принятой на IV Вселенском соборе догматической формуле, божественное и человеческое соединилось в Нем неслиянно, неизменно, неразделимо, неразлучимо.
Святитель Игнатий пишет: «Дева, зачав и родив Бога и человека в одном лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек. “Как не Богородица та, – восклицает святой Иоанн Дамаскин, – которая родила воплотившегося от нее Бога?”. Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожою, Царицею и Владычицею всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим она пребывает тварью (то есть тем, что было сотворено Богом. – Прим. ред.) и рабою Сына и Бога своего. Родив Жертву за все человечество, она родила эту Жертву и за себя, как принадлежащая к человечеству. Сын ее есть Бог, Творец, Господь, Искупитель и Спаситель».
Благовещение. 1262-1270гг.; Италия. Сиена; XIII в.; мастер: Гвидо да Сиена (итал. Guido da Siena).
Почему догмат о непорочном зачатии Богородицы не признается Православной Церковью?
Действительно, 8 декабря 1854 года Папа Римский Пий IX издал документ, в котором учение о непорочном зачатии Девы Марии было возведено в степень догмата. Согласно этому учению, Богородица была рождена без первородного греха, то есть была абсолютно безгрешной. Православная Церковь этого догматического положения не разделяет и считает его противоречащим сложившемуся в эпоху Вселенских соборов учению о спасении. В Евангелии от Луки сама Богородица называет Иисуса Христа своим Спасителем.
Вот что пишет об этом святитель Игнатий: «Сама благодатная Приснодева Богоматерь, исповедуя рожденного ею Бога Спасителем своим. Паписты, приписывая Богоматери безгрешие, этим самым выказывают свое недоверие к всемогуществу Божию. Но Православная Церковь прославляет всемогущество и величие Бога, соделавшего зачатую и рожденную во грехе несравненно высшею херувимов и несравненно славнейшею серафимов, никогда не познававших греха, постоянных в святости. “Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем”, – произнесла благодатная Дева в ответ Елисавете, когда Елисавета по внушению Святаго Духа провозгласила громким голосом, что Приснодева есть Матерь Бога (Лк 1:43)».
Почему христиане обращаются к Богородице как к Матери?
Потому что Сам Господь, во время Своих крестных страданий, усыновил стоявшего у Креста апостола Иоанна Богослова своей Матери, а в лице ученика – и всех членов Церкви. В Евангелии сказано: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19:26-27).
«Когда Господь совершил искупление рода человеческого, – пишет святитель Игнатий, – и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольною смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа, Иоанном … Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит ее в права ее относительно человечества, в права, доставленные ей Богочеловеком и всеми отношениями ее к Богочеловеку. Он объявляет ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества, по разумению (то есть мнению. – Прим. ред.) и объяснению отцов».
Почему Церковь так часто обращается к Богородице с молитвами?
Христиане верят, что Богородица после своего успения (то есть смерти) воскресла и была взята Богом в Царство Небесное, став главным просителем и ходатаем за всю Церковь перед Своим Сыном. Именно поэтому нигде и никогда в Церкви не было мощей Богородицы. Хотя части ее ризы и пояса сохраняются как великие святыни.
«Богоматерь, – пишет святитель Игнатий, – в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах – она царствует на небесах. Она как Матерь Царя Небесного объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: “молите Бога о нас”; к одной Богоматери она употребляет слова: “спаси нас”».
Источник изображений: ruicon.ru
Подготовил Тихон Сысоев
Девы-мученицы как образцы чистоты
В нашем обществе добродетель чистоты многим кажется «старомодной» или «чопорной». Сегодня мало что считается скандальным. К сожалению, наша культура включает в себя многие вещи, которые в былые времена считались неправильными, нечистыми и неприемлемыми.
Так долго подвергавшиеся бомбардировке сексуальными изображениями и контентом, люди теперь нечувствительны к нечистоте. К сожалению, это касается и наших впечатлительных молодых девушек, и наших взрослеющих девушек. Они больше не признают многие неуместные и непристойные вещи оскорбительными.
Добродетель Чистоты заключается не только в сексуальности, но по мере того, как мы стремимся воспитать детей и внуков, ценности и убеждения которых отражают сердце Бога, представлять сексуальную чистоту с каждым днем становится все труднее. Особенно на фоне нашей неупорядоченной культуры.
В культуре, где на нас нападает нечистота, Церковь предлагает нам и нашим девушкам множество образцов добродетели. Они резко контрастируют с женскими образцами для подражания, предлагаемыми нам беспорядочным миром.
Вот вдохновляющие истории четырех дев-мучениц, которые приняли смерть вместо того, чтобы скомпрометировать свою чистоту:
СВЯТАЯ АГАФА
9 Святая Агата была из богатой и сицилийской семьи . Когда она была очень молода, она посвятила себя Богу. По мере того, как она старела и становилась красивой, она сопротивлялась предложениям мужчин, которые хотели на ней жениться. Римский чиновник хотел завязать с ней отношения. Она отказала ему, и он арестовал ее и заключил в бордель, ожидая, что она передумает и примет его ухаживания.
Она сопротивлялась его ухаживаниям и ухаживаниям мужчин, которые возжелали ее в доме проституции. Там над ней издевались, и когда ее вернули к отвергнутому обвинителю, она не согласилась с его желаниями, несмотря на то, что пережила. Он отправил ее в тюрьму после различных жестоких пыток, в том числе растягивания ее на дыбе, избиения и отрезания груди.
Говорят, что Святой Петр явился ей в тюрьме, исцелил ее раны и омыл светом ее темницу. Когда разгневанный чиновник обнаружил, что она выздоровела, это его не обескуражило. Она не смягчится и не поставит под угрозу свою чистоту. Затем он катал ее обнаженное тело по раскаленным углям и битым черепкам. Она молилась, чтобы Бог принял ее душу, и, наконец, присоединилась к своему Господу в вечности.
Имеющаяся у нас информация о ее жизни получена от отцов ранней церкви и из их рассказов о мученической смерти во время гонений. Святая Агата — одна из немногих женщин, упомянутых в Святом Жертвоприношении Мессы. Ее рвение к Господу и Вере, ее героические усилия сохранить свою чистоту только для Бога и ее готовность страдать, чтобы не оскверниться, вне времени. сообщения для наших молодых женщин сегодня.
СВЯТАЯ АГНЕС
9Имя 0025 Святой Агнессы является синонимом чистоты и означает «целомудренный, чистый или священный» на греческом языке. Его латинская форма означает «агнец», что символизирует чистоту. Она была красивой дочерью римской знати. Она была воспитана как христианка и дала Богу обет вечной девственности.
К 12 или 13 годам у нее было много женихов высокого ранга. Она отклонила эти предложения о браке из-за своей клятвы. Несколько разгневанных молодых людей объединились, чтобы сообщить о ней властям во время гонений на христиан.
Она отказалась отречься от своей веры и была приговорена к тому, что ее протащат обнаженной по улицам в публичный дом, где ее заставят пожертвовать своей девственностью. Когда юноша, смотревший на нее с вожделением, ослеп там, ее повели на сожжение на костре. Согласно ранним источникам, дрова не горели или пламя разошлось вокруг нее, и тогда она была обезглавлена.
Хотя нет современных источников для подробностей ее жизни, многие из первых Отцов Церкви упоминают ее и ее смерть в своих трудах. Через них обретают форму те немногие детали, которые у нас есть о ее добродетели и чистоте. Она также упоминается в Римском каноне мессы и является покровительницей молодых девушек, девственниц, жертв изнасилования, помолвленных пар и девочек-скаутов.
СВЯТАЯ ЛЮСИ
Святая Люси была красивой девушкой, рожденной в богатой и знатной семье на Сицилии. Ее римский отец умер, когда ей было пять лет. Его смерть оставила Люси и ее мать без защитника или опекуна во время жестоких преследований христиан.
Люси посвятила себя Богу в девственности и пожелала остаться девственницей и раздать свое значительное приданое беднякам. К сожалению, ее мать, которая была очень больна, устроила брак Люси, опасаясь за благополучие дочери. Она не знала о желании Люси остаться девственницей.
Дворянин-язычник, которого мать Люси выбрала для брака, сообщил о ней властям. Губернатор судил ее и сказал, что она должна принести жертву образу Императора. Когда она отказалась, ее приговорили к жизни в борделе, где она потеряет девственность и будет неоднократно оскверняться.
Ранние источники о ее мученической смерти утверждают, что когда охранники пришли за ней, они не смогли ее сдвинуть даже с упряжкой волов. Ее пытались сжечь на костре, но тело не горело, и в конце концов ее обезглавили.
В более поздних источниках ее рассказа говорится, что перед смертью она предсказала наказание правителю, приговорившему ее, а также конец императора и преследований. Это так разозлило губернатора, что он выколол ей глаза.
Святая Люси — еще одна из немногих женщин, упомянутых в римском каноне мессы вместе с Богоматерью. Ее глубокая любовь к Богу, несмотря на соблазны мира, и ее желание полностью отдаться Ему, выполняя свое обещание, независимо от земных последствий, являются добродетелями, вдохновляющими молодых девушек и женщин сегодня.
СВЯТАЯ МАРИЯ ГОРЕТТИ
Святая Мария Горетти родилась в итальянской фермерской семье, которая жила в бедности еще до того, как ее отец умер от малярии. Ее овдовевшая мать была вынуждена оставить младших детей на попечение Марии, пока работала в поле. Однажды, когда ее младшая сестра спала, на Марию напал батрак, одержимый нечистыми мыслями о ней.
Она закричала, протестуя против его ухаживаний: «Нет, это грех! Бог этого не хочет!» и в ярости нападавший нанес ей 14 ударов кинжалом в горло, сердце и легкие. Младшая сестра Марии проснулась, заплакала и заставила мать Марии и соседей прийти в дом.
Там они нашли Марию. Ей сделали операцию без анестезии в ближайшей больнице, но врачи ничего не могли сделать для спасения ее жизни. Во время страдания она размышляла о Страстях Христовых и ясно видела, что как Господь наш прощал грешников, так и она должна простить обидчика.
Умирая, она сказала матери: «Я тоже, прости его, и я хочу, чтобы он когда-нибудь пришел и присоединился ко мне на небесах». Она мирно скончалась на следующий день, не дожив до 12 лет.
Нападавший на Святую Марию Горетти был приговорен к 30 годам тюремного заключения. Вначале он постоянно клеветал на нее и в гневной ярости нападал на ее характер и чистоту. Тогда явилась ему во сне Мария, собирающая лилии в прекрасном саду. Окунувшись в божественный свет, она повернулась к нему и протянула ему цветы.
Он сразу понял, что каждая лилия была раной, которую он ей нанес, и она полностью его простила. Она повторила свое предсмертное желание, чтобы он присоединился к ней на небесах. Он полностью преобразился, стал человеком глубокой веры и смирения и после освобождения пошел к ее матери просить прощения.
Скорбящая мать и убийца на следующий день вместе причастились. Следующие 40 лет он провел в покаянии в монастыре капуцинов. Он свидетельствовал о святости Марии в ее деле о канонизации и присутствовал, как и ее семья, когда Мария была провозглашена святой 1950.
Она, пожалуй, самая известная и недавняя из девственниц-мучениц, и существует множество современных рассказов о ее жизни и смерти.
Ее смирение, милосердие и рвение к Богу и Его Царству дают молодым женщинам пример качеств, которые позволят Богу действовать в их сердцах и подготовить их к святости в этом мире и в следующем.
НАШИ ЗАЩИТНИКИ, СВЯТЫЕ
Неудивительно, что Церковь желает, чтобы мы знали святых! Они наши братья и сестры в этом мире и наши защитники и заступники в мире грядущем.
В Послании к Евреям Павел пишет:
«Итак, поскольку мы окружены таким облаком свидетелей, давайте избавимся от всякого бремени и греха, которые цепляются за нас, и будем настойчиво бежать поприще, которое лежит перед нами. . . В своей борьбе с грехом ты еще не сопротивлялся до пролития крови».
Большинству из нас никогда не придется сопротивляться до пролития крови. Но эти святые мученики так и сделали. Они могут так многому научить нас в каждом веке. Их героические добродетели ярко сияют над мостом времени.
Эти Девы-Мученицы освещают мрак неупорядоченной культуры, забывшей о важности и значении чистоты. Пусть их рвение будет напоминанием о том, что чистота — это сокровище, которое нужно охранять и защищать.
Это было написано Шерил Хэдли, светской кармелиткой, и первоначально опубликовано в январе 2012 года. © Католическая компания. Все права защищены.
404 Файл не найден
Запрошенный URL /saints/saint.php%3fsaint_id%3d4967 не найдено на сайте «Catholic Online» (www.catholic.org).
К сожалению, страница, которую вы искали, не может быть найдена. Не волнуйтесь, воспользуйтесь поиском ниже, чтобы найти то, что вы ищете.
Искать Искать Католический онлайн
Присоединяйтесь к движению
Когда вы регистрируетесь ниже, вы не просто присоединяетесь к списку адресов электронной почты — вы присоединяетесь к целому движению за бесплатное католическое образование мирового класса.
Адрес электронной почты
Популярные святые
Популярные святые
Святые и ангелы
Святые и ангелы
День поминовения усопших
День поминовения усопших
Тайны Розария
Тайны Розария
Святой дня, среда, 2 ноября 2022 г.
Святой Дня для…
Сен-Мартен-де-Поррес
Сен-Мартен-де-Поррес
Женщина / Женщины Святые
Женщина / Женщины Святые
Святые покровители AZ
Святые покровители AZ
Св. Архангела Михаила
Святой Архангел Михаил
День всех святых
День всех святых
Католические PDF-файлы — Печать — FreeLight a Virtual Prayer Candle
Почему католики празднуют День мертвых?
День поминовения душ. Присоединяйтесь к ним в путешествии
День всех святых, Хэллоуин и День поминовения усопших: в чем разница?
Счастливый священник на праздновании Дня всех святых
Должны ли христиане праздновать Хэллоуин?
Ежедневные католические чтения
- Ежедневные чтения за четверг, 3 ноября 2022 г.
- Святой Мартин де Поррес: святой дня четверга, 3 ноября 2022 г.
- Молитва Святому Мартину де Порресу: Молитва дня на четверг, 3 ноября 2022 г.
- Ежедневные чтения за среду, 2 ноября 2022 г.
- Св. Викторин из Петтау: святой дня среды, 2 ноября 2022 г.
- Ежедневная молитва за святые души: молитва дня на среду, 2 ноября 2022 г.
Коллекция Папы Иоанна Павла II СКИДКА 15%
Святые и ангелы
- Праздники Святых
- Святые женщины
- Святой Дня
- Обзор святых
- Популярные святые
- Святые покровители
- Интересные факты о святом
- Ангелы
- Святые мученики
- Больше Святых и Ангелов
Молитвы
- Тайны Розария
- Станции Креста
- Руководство для исповеди
- Молитва дня
- Просмотреть молитвы
- Популярные молитвы
- Святой Розарий
- Таинства католической церкви
- Больше молитв
Библия
- Ежедневные чтения
- Новый Завет
- Ветхий Завет
- Книги Библии
- Десять заповедей
- Больше Библии
Больше католиков в Интернете
- Великий пост и Пасха
- Адвент и Рождество
- Католическая энциклопедия
- Календарь
- Все католические онлайн
- Свяжитесь с нами
- Заявление о конфиденциальности
- Условия обслуживания
Copyright 2022 Католический Интернет.