О русской народной песне: История русской народной песни — Щи.ру
Содержание
История русской народной песни — Щи.ру
Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.
Истоки возникновения русской песни
Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.
История развития народной песни и музыки
Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).
Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.
В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.
Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).
Жанры русских народных песен
Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:
- Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
- Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
- Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
- Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
- Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).
Герои русских народных песен
В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
- Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
- Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
- Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
- Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
- Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
- Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
- Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
Поделиться:
Комментарии:
Русская народная песня. Кто ее придумал?
Русские народные песни всегда являлись важной составляющей фольклора. Они помогают понять, какими были традиции, ценности и быт наших предков, какие ситуации волновали и печалили их, а какие вселяли радость и гордость. Имена авторов этих песен канули в Лету, отсюда и название «народная» – то есть, принадлежащая всем. Однако некоторые создатели таких песен все же известны, причем многие из них жили не в «стародавние» времена, а в XIX столетии.
Отражение национального характера
Исследователи по-настоящему народных песен сходятся во мнении, что чаще всего руку к созданию этих произведений прилагали крестьяне. Посвящали их как повседневным и довольно простым ситуациям (смена времен года, посевные работы и сбор урожая, появление или уход члена семьи), так и различным сказочным и мистическим явлениям. Первая письменная информация о народных песнях относится к XVII веку. В очередной редакции «Домостроя» встречается такое понятие, как «шутливая песня», причем отношение к нему явно критическое. В допетровской России к такому творчеству на официальном уровне относились с подозрением, даже называли бесовским. Царь Алексей Михайлович лично приказывал уничтожать музыкальные инструменты, найденные в домах. Домры и гусли изымались немедленно – чтобы неповадно было.
В годы правления Петра Великого и Елизаветы Петровны отношение к фольклору стало более лояльным. Появились новые жанры народных песен, а также новые герои. Теперь пели не только об удалых воинах и румяных девицах, но и о солдатах, писарях, чиновниках. С народной песней постепенно сливается городской романс, а немного позднее огромную популярность приобретают частушки. Четверостишия, положенные на незамысловатую мелодию, было весело сочинять и нетрудно исполнять. Кстати, качество исполнения в русской народной песенной традиции вообще не считалось самым важным. Можно было даже играть на ненастроенном инструменте, главное – делать это искренне, с душой. Русская народная песня была плодом внезапного порыва, желания поделиться своей болью или радостью здесь и сейчас.
Первые сборники русских народных песен появились в восемнадцатом столетии, но расцвет интереса ко всему национальному и исконно русскому пришелся на XIX век. Большой вклад внес в этот процесс композитор Михаил Глинка. Он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен: западную музыку соединил с народными текстами. В 1850-х годах формируется объединение «Могучая кучка», продолжавшее дело Глинки. Кружок возглавил композитор Милий Балакирев, недолюбливавший западное видение музыки и снобистскую приверженность европейцев образованию в консерваториях. У всех композиторов «Могучей кучки» были и другие профессии, что не мешало им быть прекрасными музыкантами. Теоретические познания передавались по «сарафанному радио», народная песня вызывала интерес и уважение.
Давно забытые авторы любимых мотивов
Ярким примером того, как народная песня может «внезапно» обрести автора, является «Калинка-Малинка». Вопреки расхожему мнению о том, что история этой песни уходит корнями чуть ли не в допетровскую Русь, на самом деле создали ее в 1860 году. Автором оказался бывший офицер и музыкальный критик Иван Ларионов, проживавший в Саратове. Его землякам песня сразу пришлась по душе, и они стали передавать ее из уст в уста. Так «Калинка-Малинка» и стала народной. Друг Ларионова, руководивший хором, попросил у него разрешения на исполнение песни, – и ее популярность шагнула за пределы родного Саратова, разлетелась по всей стране. Новую жизнь «Калинке» уже в советские годы подарил ансамбль А.В. Александрова. Тогда о песне узнали в мире и стали узнавать по первым нотам. К сожалению, создатель «Калинки» Иван Ларионов недолго был свидетелем триумфа своего музыкального шедевра. В 1889 году он скончался и был забыт современниками. «Калинку-Малинку» с тех пор воспринимали как результат коллективного народного творчества.
Схожим образом сложилась судьба другой «народной» песни – «Черный ворон». Ее создал унтер-офицер Невского полка Николай Веревкин, служивший при Николае I. Он участвовал в русско-турецкой и русско-иранской войнах, написал несколько духоподъемных песен, которые нашли отклик в сердцах солдат той эпохи. Так «солдатская» песня постепенно превратилась в «народную». В отличие от автора «Калинки», Николай Веревкин все же смог оставить личный след в истории: в 1837 году он опубликовал песенник «Под ракитою зеленой», в котором, конечно, был текст «Черного ворона».
Случалось и так, что с течением времени назначение и смысл одной и той же народной песни менялись. «Дубинушка, ухнем!» изначально считалась едва ли не гимном бурлаков, а затем стала революционной песней. В 1865 году юрист Александр Ольхин, прославившийся талантливой защитой «политических» на судебных процессах, немного изменил текст «Дубинушки», добавив призыв сбросить вековой гнет. Песня тотчас же приобрела известность в народнических кругах пореформенной России: ее текст переписывали от руки, включали в самодельные песенники. Теперь песню исполняли не бурлаки, обремененные тяжкой работой, а недовольные царской властью рабочие, студенты и солдаты. В начале XX века «Дубинушку» исполнил Федор Шаляпин. Премьера состоялась в 1906 году, когда артист давал бесплатный концерт для киевских рабочих. Его попросили исполнить «Интернационал», но текста певец не знал и предложил «Дубинушку». Исполнение этой песни Шаляпиным стало считаться эталонным – раскатистый и грозный голос солиста Большого театра как нельзя лучше подходил к новому, воинственному прочтению «народного» творения.
Вадим Прохоров — Русские народные песни: музыкальные жанры и история
Общее введение
отрывок
«Русские народные песни есть живая история русского народа, богатая, яркая и правдивая, раскрывающая всю его жизнь», — писал великий русский писатель Николай Гоголь (1809-1852).
«Если историк желает узнать о быте народа, о стихиях его характера, обо всех оттенках его чувства; об их заботах, их страданиях и их развлечениях; если он захочет понять дух прошедшего века, природу народа в целом и каждого в отдельности, то история народа откроется ему во всем величии».
Действительно, песни сопровождали все виды деятельности русского человека и являлись отражением его психической и эмоциональной сфер жизни. «Уже в колыбели, — писал литературовед Николай Добролюбов (1836—1861), — детей убаюкивали песнями; взрослея, они научились петь сами. Молодежь собирается на вечер, там звучат песни. Приходит весна — селяне встречают ее, водят хороводы, плетут венки и неминуемо поют песни. Идет крестьянин пахать — тяжесть работы облегчает песней. Когда крестьяне собирают урожай, их освежает песня. Песня сопровождала сельчан не только во всех их трудовых и общественных делах, но и сопровождала их в семейной жизни». Русский народ рождался, женился и хоронился с песнями.
Зарубежные гости также отмечали, что песни были постоянным и верным спутником русского народа. «На нашем пути по России я был очень удивлен склонностью туземцев к пению», — писал Уильям Кокс, путешествовавший по России 18 века.
«Даже крестьяне, выступавшие в качестве кучеров и форейторов, как только садились верхом, начинали напевать дудочку и продолжали ее, без малейшего перерыва, несколько часов… Форейторы поют от начала до конца сцены, солдаты постоянно поют во время своего марша, крестьяне поют во время самых трудных занятий, трактиры отзываются эхом своих гимнов, и тихими вечерами я часто слышал, как воздух вибрирует от нот окрестных деревень. ”
Русские люди действительно пели свои песни во всех ситуациях и во все времена. Впоследствии могло сложиться впечатление, что русские народные песни составляют однородный организм, упорядоченно развивающийся во времени и пространстве. Нет ничего более далекого от правды. Термин «русская народная песня» охватывает множество музыкальных и поэтических жанров, которые правильнее называть категориями или группами, так как термин «жанр» не может быть правомерно применен — настолько разнообразны и переплетены эти группы. Например, что касается музыкальных и поэтических приемов, конкретная календарная песня может принадлежать хоровод жанр, включающий в себя танцевально-игровую деятельность и который может иметь как земледельческое обрядовое, так и лирическое необрядовое содержание. Огромные географические размеры России, сложность ее истории и этнографии составляют еще одну проблему, выразившуюся в огромном разнообразии региональных традиций русского фольклора. Поэтому неудивительно, что классификация русских народных песен всегда была кропотливой и первостепенной задачей. В одном регионе песня может исполняться как свадебная; в другом как танцевальная песня. В разных местах одна и та же песня может петься как хоровод песня и протяжная песня. При этом, несомненно, можно станцевать сельскохозяйственную или свадебную песню; солдатская песня может иметь лирическое содержание; а комическое содержание встречается в хороводах и плясовых песнях и в свадебном обряде.
Изучение генезиса русской народной песни в исторической перспективе также представляет собой зачастую непреодолимую проблему. Бесспорно, что многие русские народные песни (например, календарные и трудовые песни) могут быть связаны с эпохой первобытного или патриархального общества древних восточнославянских народов. Некоторые прослеживаются до времени формирования русского народа как нации. Но сделать это можно только теоретически — изучая музыкально-поэтические особенности, принимая во внимание, однако, что за время своей многовековой эволюции русские народные песни претерпели существенные изменения, так как первые сборники русских народных песен появились только в 18 веке. (Тексты народных песен стали собираться в XVII в., сначала иностранными путешественниками.) Все они были неполными и ненаучными.
Тем не менее, есть несколько основных способов классификации русских народных песен. Это может быть сделано в соответствии с их происхождением, их назначением и социальной функцией, местом их исполнения, их тематикой (содержанием), их поэтическим текстом и их музыкальной формой. Чаще всего русские народные песни группируются по их тематическому (сюжетному) сходству (песни о любви, семейные песни, солдатские песни и др. ) или по их применению в общественной жизни и назначению (календарные песни, свадебные обрядовые игры). , танцевальные песни и др.). Это не строго жанровая группировка, так как она не учитывает музыкальных и поэтических особенностей, не говоря уже об их исторических и диалектических особенностях. Следует, однако, иметь в виду, что в случае с русскими народными песнями указанные факторы часто переплетаются неразрывно. В той или иной песне некоторые факторы берут на себя более заметную функцию, а некоторые из них вообще не следует принимать во внимание, если не хочется запутаться в лабиринте факторов, зачастую относящихся к разным жанрам. В самом деле, только группировка по музыкальным принципам в связи с культурными аспектами их бытия — тематическими и социальными — позволяет относительно органично, хотя и не полностью, классифицировать русские народные песни.
Прежде всего русские народные песни следует разделить на народные, или крестьянские, песни и городские песни. До начала 20 века Россия была в основном аграрной страной, где в городах проживало лишь 20 процентов населения. Так что большинство известных народных песен было создано в русских деревнях. Традиционные крестьянские песни можно разделить на обрядовые и необрядовые, имея в виду, что необрядовые песни, скорее всего, образовались из обрядовых. Обрядовая группа состоит из сельскохозяйственных песен, называемых календарными, которые связаны с сезонными работами языческого народа и вначале несли неэстетическую функцию, и семейно-обрядовых песен, таких как свадебные песни и причитания (или причитания). Календарные песни — одна из древнейших групп русского фольклора. Наиболее древними в них являются заклинательные (заклинательные) песни. Широко распространено мнение, что хоровод песен и связанные с ними плясовые песни, возникшие из календарных обрядовых песен.
Внеобрядовые песни — самая многочисленная категория русских песен. К ним относятся рабочие песни, также один из древнейших видов русской народной музыки; былины и песни исторические, русский музыкальный героический эпос; и лирические песни, включающие в себя необрядовые хоровод и танцевальные песни-игры, протяжные песни (тематически заключающие любовные и семейные сюжеты, солдатские песни, рекрутские песни, разбойничьи и арестантские песни, некоторые трудовые песни), юмористические и сатирические песни, и детские песни; словом, все, что не связано с сезонными сельскохозяйственными работами или семейными ритуалами.
Рост городских центров и развитие городской культуры в XVIII-XIX вв. коренным образом изменили ход эволюции русской народной песни. Появились новые музыкальные, преимущественно городские, жанры. Среди них кант , городская лирическая песня (песня-романс), патриотические песни, тостовые и застольные песни, походные солдатские песни. Эти жанры повлияли на традиционную песню благодаря быстрому распространению печатных литературных текстов и музыки профессиональных композиторов. С последней четверти 19 в. частушек , один из самых популярных жанров среди городского пролетариата и сельского крестьянства.
Три метра русской лирической народной песни
Джеймс Бейли
$39.95
978-0-89357-237-2
Литература
Русское литературное стихотворение изучено относительно мало, но русское народное стихосложение изучено сравнительно мало. Эпический стих привлек наибольшее внимание, и его сравнивали с сербско-хорватским deseterac в попытке вывести общеславянский эпический размер. Наиболее распространенное мнение о русском народном стихе состоит в том, что оно не имеет общих ритмических черт с литературными метрами, состоит из ударного или тонического стиха, потеряло регулярное количество слогов в строке или не имеет размеров. Такие теории были основаны на анализе небольшого количества текстов и в значительной степени игнорировали лирический стих. В действительности в русской народной поэзии сосуществуют три вида стиха: изослоговый размер, ударный стих и безразмерный стих. В качестве исследования русского народного стихосложения это исследование переоценивает существующие теории и предлагает новую интерпретацию, сосредоточив внимание на песнях, составленных в трех лирических народных размерах — форме 5 + 5, четырехстопном хорее с дактильным окончанием и родственном типе двухударного ударения. стих с дактильным окончанием. Поскольку язык народной поэзии во многом отличается от современного стандартного русского, большое внимание уделяется ударению и силлабизации в народных песнях. Хотя существительное в таких словосочетаниях, как «во чисто поле», принято считать утрачивающим ударение и становящимся энклитикой, в текстах с четко выраженной акцентуацией ударение существительного смещается на второй слог, чтобы избежать столкновения соседних ударений — «вочисто». полиомиелит». Такое смещение широко встречается в народных песнях, затрагивает большинство частей речи и может быть объяснено действием основного ритмического закона, действующего в народном стихе. Русские певцы способны создавать песни с регулярным числом слогов в строке, подбирая существующие в народной поэзии морфологические варианты, частицы, гипокористику и гласные-наполнители. Главы, посвященные ударению и силлабификации, представляют собой важный вклад в изучение традиционного языка народных песен и дают много информации о сочинении устной поэзии. Многие заблуждения о народном стихе возникают из-за несоблюдения принципиального различия между фиксированным текстом литературного произведения и переменным текстом народной песни. Последующие главы посвящены трем метрам и типологии всех русских народных метров с дактильным окончанием. Для каждого метра освещаются текстологические проблемы, присущие изучению народных песен, ритмический анализ представлен в хронологическом порядке, очерчены родовые ассоциации. Например, форма 5+5 ассоциируется со свадебными песнями и необрядовой лирикой, но не с эпосами. Четырехстопный хорей изучен только в свадебных песнях. Его ритмический строй близок к тому же литературному размеру, что свидетельствует об общих ритмических чертах народного и литературного стиха. Применительно к песням в двухударном акцентном стихе выдвигается тезис о том, что исторически акцентный стих возник в результате частичной утраты силлабизма в изосложных размерах, а безразмерный стих возник в результате дальнейшего силлабического разрыхления строк. Рассмотрение всех форм стиха с дактильным окончанием показывает, что русский эпический стих к моменту первых записей в XVIII веке уже утратил изосложность, но изосложные размеры существуют в лирических жанрах и по сей день.