П вяземский биография: Родился русский поэт, литературный критик, тайный советник Пётр Андреевич Вяземский
Содержание
Петр Вяземский | биография и творчество
Роль и место в литературе
Большим талантом во многих областях обладал Петр Андреевич Вяземский. Прежде всего, он вошел в историю как знаменитый русский поэт и литературный критик. Он был историком, государственным деятелем, журналистом, переводчиком, мемуаристом и публицистом. Огромный вклад внес в создание Русского исторического общества, был действительным членом Российской Академии.
Вяземский был выдающимся теоретиком русского романтизма. Он считал, что главная задача поэзии – раскрытие всего многообразия внутреннего мира, и выдвижение на первый план чувств отдельной личности.
Его творчество пронизано вольнолюбием. Это объясняется тем, что в молодости он был ярым противником крепостничества, и осуждал абсолютную монархию. Император Александр, по его мнению, должен был раз и навсегда покончить с позорной вехой в истории России, и обеспечить свободу своим подданным. Полное равенство всех перед справедливым законом – это то, к чему призывал П. А. Вяземский.
Происхождение и ранние годы
Дом Вяземских в Москве
Андрей Иванович Вяземский
Поэт родился 12 июля 1792 года в Москве, в состоятельной семье князя Андрея Ивановича Вяземского. Мать, ирландка Дженни Квин (впоследствии Евгения Ивановна), встретилась с отцом поэта, когда тот путешествовал по Европе. В Москву князь вернулся уже с невестой, а через некоторое время родился наследник Петр. По такому случаю Андрей Иванович приобрел под Москвой село Остафьево, где вскоре началось строительство двухэтажного дома (в наше время там расположен музей «Русский Парнас»).
В десятилетнем возрасте мальчик уже остался без матери. Суровый отец воспитывал сына, применяя жесткие методы. Например, мог отправить Петра ночью одного в рощу, или заставлял самостоятельно учиться плавать в приусадебном пруду. Таким образом, он прививал, как он считал, трусоватому сыну дисциплину и закалял его волю.
Образование
В 1805 году Петр был определен в иезуитский пансион Петербурга. На следующий год он продолжает обучение в благородном пансионе Петербургского пединститута. Здесь, в отсутствие родительского контроля, Петр стал проводить время с людьми сомнительного поведения. Все чаще случались прогулы занятий. Узнав об этом, отец перевел его на домашнее обучение, наняв самых лучших московских профессоров.
Петр Вяземский
К точным наукам у юноши не было ни тяги, ни способностей, но его так увлекли история и литература, что ради чтения он быстро овладел несколькими языками, и вскоре уже зачитывался Вольтером, Расином и Ломоносовым. В это же время совершаются робкие попытки самостоятельного сочинительства.
Через некоторое время князь Андрей выдал замуж свою внебрачную дочь Екатерину Колыванову. Ее избранником стал Н.А. Карамзин. После свадьбы молодые супруги перебрались в Остафьево, где вскоре начали устраивать литературные вечера с участием В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.И. Дмитриева и других знаменитостей. Четырнадцатилетний Петр с восхищением наблюдал за собраниями «властителей дум».
После смерти князя Андрея наставником Петра стал Н.А. Карамзин. Его влияние послужило формированию у Вяземского определенного литературного вкуса. Через некоторое время он становится соратником будущих «арзамасцев».
Творчество
В 1812 году Вяземский воевал в ополчении, и принял участие в Бородинском сражении. В 1818 году он отправляется в Европу в качестве чиновника, но вскоре попадает в опалу. В 1821году живет в Москве под надзором полиции. Оппозиционные взгляды выразились в стихотворениях того периода «Петербург» и «Негодование».
Своими меткими эпиграммами Вяземский воевал с членами «Беседы любителей русского слова», на страницах «Литературной газеты» и других изданий он защищал авторов, которых обвиняли в «литературном аристократизме».
Выступая в качестве критика, поэт продвигал становление романтизма. Об этом свидетельствуют его статьи, написанные в 20-е годы о Жуковском и Пушкине. Более 20 лет продолжалась работа над первой российской монографией о Д. И. Фонвизине.
Усадьба князей Вяземских в Остафьево
Поэзия Вяземского в период с 1810 по 1820 годы несет в себе элементы дружеских посланий и элегий – «Первый снег», «Уныние». В целях разнообразия поэтического языка он использует бытовую разговорную лексику, чем идет вразрез со школой гармонического стиха А.С. Пушкина.
Совсем иначе звучат стихи позднего периода, в частности, послепушкинского. Ноты необратимости времени и трагизм мировосприятия усугублялся семейными несчастьями. Безвременные уходы семерых детей подвели поэта к темам памяти об ушедших, одиночества и душевной пустоты. Это хорошо отразилось в стихотворениях «Все сверстники давно уж на покое», «Я пережил и многое и многих» и других.
Вместе с тем, все поэтические терзания происходят на фоне растущей карьеры. Ступенька за ступенькой приближает его сначала к должности товарища министра народного просвещения, затем члена Главного управления цензуры и, наконец, в 1859 году – члена Государственного совета.
Но этот подъем не может загасить в нем оппозиционный огонь. Установки поэта не меняются, он идеализирует времена своей молодости, и демонстративно отвергает все новое, начиная от нигилистов и заканчивая славянофилами.
Фрагмент стихотворения
Зимняя прогулка П. Вяземский
Ждет тройка у крыльца; порывом
Коней умчит нас быстрый бег.
Смотрите — месячным отливом
Озолотился первый снег.
Кругом серебряные сосны;
Здесь северной Армиды сад:
Роскошно с ветви плодоносной
Висит алмазный виноград;
Вдоль по деревьям арабеском
Змеятся нити хрусталя;
Серебряным, прозрачным блеском
Сияют воздух и земля.
Главные произведения
Поэзия Вяземского представлена в основном малыми жанрами, это элегии, короткие стихотворения, послания. Есть в копилке его творчества и эпиграммы, и стихи о любви к Родине.
Шуточные произведения высмеивали различные пороки, а стихи, написанные во время путешествий, явились отражением этой темы. Поздние стихотворения – это размышления о жизни и смерти, об одиночестве.
Памятник Вяземскому
В 1820 году было написано стихотворение «Негодование», изобличающее самодержавие. Пребывая в Польше, поэт вдохновился ее политической системой правления и, по возвращению в Россию решил обсудить этот вопрос с Александром I. Император принял Вяземского, но менять консервативную политику отказался. Протестом этому послужило написание «Негодования».
Стихотворение «Москва» может олицетворять эталон изящества и богатства выразительных средств. Написанное в 1868 году, оно поражает огромным чувством к родному городу поэта, который он сравнивает со святыней. Произведение можно назвать последним гимном человека городу в финале жизни.
Против «закручивания гаек» и всеобщей цензуры в резкой форме высказался поэт в стихотворении «Русский бог». Написано оно было в 1828 году, в эпоху правления Николая I, и жестко изобличает недостатки и несовершенства того времени.
Последние годы
В последние годы Вяземский мучился духовным упадком, физическое истощение усугублялось бессонницей и нервными расстройствами. Скончался литератор в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Тело было перевезено в Петербург, и захоронено Александро-Невской лавре.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1792 | Год рождения Петра Вяземского |
1805 | Поступление в иезуитский пансион, первые стихи |
1806 | Учеба в благородном пансионе пединститута |
1807 | Служба в Межевой канцелярии |
1808 | Работа в «Вестнике Европы» |
1812 | Вступление в ополчение |
1815 | Членство в «Арзамасе» |
1817 | Переведен в Варшаву переводчиком |
1818—1820 | Участие в проекте Государственной уставной грамоты |
1821-1828 | Годы опалы |
1830 | Сотрудничество с «Современником» |
1831 | Получение звания камергера |
1839 | Членство в Российской академии, путешествие по Европе |
1848 | Выпускает биографию Д. И. Фонвизина |
1850 | Посещает Иерусалим |
1855 | Выпускает «Письма русского ветерана» |
1858 | Оставляет все посты и уезжает в Европу |
1862 | Выход сборника «В дороге и дома» |
1866 | Основывает Русское историческое общество |
1867 | Выходит сборник стихов «Крымские фотографии» |
1873 | Окончательный переезд в Европу |
1878 | Не стало П.А. Вяземского |
Интересные факты
- после Отечественной войны был награжден орденом;
- был отцом восьми детей, семерых из которых похоронил;
- состоял в масонской ложе;
- сын Павел стал историком, а внук Петр – военным;
- его описание Бородинского сражения использовано в романе «Война и Мир»;
- Вяземский сам дал название журналу «Современник»;
- не признавал Некрасова и Островского.
Память о поэте
На территории Дома Российского исторического общества установлен памятник П.А. Вяземскому.
Памятник П.А. Вяземскому установлен в имении Остафьево.
Мемориальная доска в сквере Вяземского в ПГТ Красное-на-Волге Костромской области. Там же проводится «Праздник Вяземского» и конкурс его имени.
Улицы им. Вяземского в городах: Пенза, Сочи, Брянск, Макеевка и др.
Ссылки
Музей-усадьба в Остафьево «Русский Парнас»
Ирина Зарицкая | Просмотров: 9.9k
Вяземский Петр Андреевич — биография
Князь Петр Андреевич Вяземский родился 12 (23) июля 1792 года в Москве, в семье князя Андрея Ивановича Вяземского (1750-1807), действительного тайного советника и сенатора.
В 1805-1806 годах он учился в петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Санкт-Петербургском педагогическом институте. В 1807 году вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году А. И. Вяземский умер, оставив сыну большое состояние. Опекуном был назначен его шурин, историк и писатель Н. М. Карамзин. В эти годы П. А. Вяземский числился на службе в Межевой канцелярии, вел рассеянную светскую жизнь.
С началом Отечественной войны 1812 года камер-юнкер князь Вяземский вступил в Московское ополчение в чине поручика. 26 августа (7 сентября) 1812 года он участвовал в Бородинском сражении, на поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом.
В 1817 году П. А. Вяземский получил чин коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии графа Н. Н. Новосильцева, личного представителя императора Александра I в Варшаве. В столице Царства Польского он присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, получившую известность благодаря своим либеральными обещаниями, и участвовал в составлении проекта конституции для России.
Своим либеральные убеждения П. А. Вяземский демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 году он подал на имя Александра I записку об освобождении крестьян, следствием которой стало отстранение от службы. Несколько лет П. А. Вяземский прожил в опале, под негласным надзором.
В 1829 году П. А. Вяземский вновь стал искать возможности поступить на службу, написал и направил императору Николаю I «Мою исповедь», в которой изложил свои взгляды на общественное состояние России. Благодаря хлопотам В. А. Жуковского и великого князя Константина Павловича в 1830 году П. А. Вяземский получил место чиновника особых поручений при министре финансов и занимал эту должность до 1846 года. Он жил в Санкт-Петербурге, в Москве и подмосковном имении Остафьево, путешествовал по Италии, Германии, Франции, Англии. П. А. Вяземский имел придворное звание камергера, однако после смерти А. С. Пушкина, ставшей для него сильным душевным потрясением, 10 лет не появлялся при дворе.
В 1855-1858 годах П. А. Вяземский был товарищем министра народного просвещения, в 1856-1858 годах возглавлял Главное управление цензуры. В последние годы жизни он достиг высокого общественного положения — стал обер-шенком императорского двора, сенатором и членом Государственного совета, имел свободный доступ в домашний круг Александра II. С 1863 года большую часть времени проводил за границей.
С 1808 года П. А. Вяземский занимался литературной деятельностью. Его дебютом в печати стало стихотворное «Послание Жуковскому в деревню» и критические статьи «Безделки» и «Два слова постороннего».
В годы, последовавшие за Отечественной войной 1812 года, завязались литературные связи, определившие жизнь и творчество П. А. Вяземского. Он сблизился с В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, Д. В. Давыдовым, К. Н. Батюшковым и другими поэтами карамзинского направления. В 1815 году, в противовес консервативному обществу «Беседа любителей русского слова», они образовали литературное общество «Арзамас». В арзамасские годы началась дружба и интенсивная переписка П. А. Вяземского с А. С. Пушкиным, длившаяся до смерти последнего.
В 1825-1828 годах П. А. Вяземский участвовал в издании журнала «Московский телеграф», где выступал как литературный критик в защиту романтизма, против эпигонов классицизма. Он также сотрудничал с А. С. Пушкиным в «Литературной газете» и «Современнике». В 1840-х годах в своих литературно-критических статьях П. А. Вяземский выступал оппонентом В. Г. Белинского. Стихи, написанные поэтом после европейских революций 1848 года, проникнуты консервативно-монархическими настроениями.
В течение всей жизни П. А. Вяземский писал мемуарные очерки («Допотопная или допожарная Москва», 1865, «Московское семейство старого быта», 1877, «Характеристические заметки и воспоминания о графе Ростопчине», 1877, и др.) и вел записные книжки, в которых фиксировал не только важные события личной и общественной жизни, но и анекдоты, мимолетные разговоры, размышления, бытовую хронику, документы. В 1870 году он частично опубликовал этот богатейший материал под названием «Старая записная книжка».
Петр Андреевич Вяземский скончался в Баден-Бадене 10 (22) ноября 1878 года.
Творчество Томаса Мура в рецепции русской литературной критики 1820-х первой половины 1830-х годов | Н. Жаткин
Chasles Ph. Sur la poésie anglaise // Revue encyclopédique. – 1821. – Т. IX. – № 26. – С. 228–240; № 27. – С. 446–458.
Шаль Ф. Исторический опыт об английской поэзии и современных английских поэтах / Пер. И. П–го // Сын Отечества. – 1821. – Гл. 72. – № 34. – С. 3–20; № 35. – С. 49–67.
Phillips EM Philaréte Chasles, критика и история английской литературы. – Париж: Librairie E. Droz, 19.33. – 309 с.
Кое-что о Томасе Муре / Пер. с французского А.Н. Очкин // Из лучших побуждений. – 1822. – Ч. 19. – № 28. – С. 41–60.
[О выходе «Ирландских мелодий» Т. Мура] // Русский Инвалид – 1822. – 27 мая (№ 124). – С. 495.
[О выходе стихотворения Т. Мура «Любовь ангелов»] // Русский Инвалид. – 1823. – 13 марта (№ 60). – С. 239.
[Об издании французского перевода стихотворения Т. Мура «Любовь ангелов»] // Русский инвалид. – 1823. – 17 июля (№ 167). – С. 667.
[О подготовке отдельного издания книги Т. Мура «Басни Священного союза»] // Русский Инвалид. – 1823. – 31 мая (№ 128). – С. 512.
[Об английской литературе] // Русский инвалид. – 1822. – 1 сент. (№ 203). – С. 824.
[Об английской литературе] // Русский инвалид. – 1823. – 8 января (№ 5). – С. 20.
Сомов О.М. О романтической поэзии // Конкурсант просвещения и благоденствия. – 1823. – Ч. 23. – Кн. 1. – С. 43–59.; Книга 2. – С. 151–169; Книга 3. – С. 263–306.
Сомов О.М. О романтической поэзии. Опыт в трех статьях. – СПб.: Типография Воспитательного дома, 1823. – [2], 105 с.
«Лорд Байрон, знаменитый поэт нашего времени…»: [Известие о смерти Байрона] // Сын Отечества. – 1824. – № 21. – С. 39–41.
«Г. Томас Мур сообщил о рукописи, содержащей историю жизни лорда Бейрона…» // Сын Отечества. – 1824. – № 22. – С. 95.
«В газете «Таймс» пишут, что публика не потеряла записи лорда Байрона…» // Сын Отечества. – 1824. – № 24. – С. 188.
[О сожжении Т. Муром дневников Ж.-Г.Байрона] // Русский Инвалид. – 1824. – 31 мая (№ 128). – С. 512.
[О причинах сожжения дневников Ж.-Г.Байрона Т. Муром] // Русский Инвалид. – 1824. – 9 июня (№ 135). – С. 540.
[Ли Хант]. Лорд Байрон и некоторые его современники // Литературная газета. – 1830. – 7 марта (№ 14). – С. 110–112.
Лорд Байрон. Par M-me Louise Sw. Беллок. Париж, 1824. В 2 т. // Московский телеграф. – 1825. – Ч. 1. – № 3. – С. 270.
[О поездке Т. Мура в Шотландию к Вальтеру Скотту] // Русский инвалид. – 1825. – 11 нояб. (№ 268). — .П. 1074.
Новости из Лондона // Атенеум. – 1828. – № 14–15. – С. 260–261.
Кое-что о Муре // Атенеум. – 1829. – № 3. – С. 495–497.
[О выходе и читательском успехе биографической книги Т. Мура о Шеридане] // Русский Инвалид. – 1825. – 27 окт. (№ 255). – С. 1022.
Заметки о частной, политической и литературной жизни Шеридана // Северная пчела. – 1826. – 20 мая (№ 60). — [П. 1–4].
[Полевой Н.]. Примечания к статье: «Взгляд на историю славянского языка и постепенный ход образования и литературы в России» // Московский телеграф. – 1827. – Ч. 17. – № 18. – С. 102–129.
L’Epicurien, Роман де Томас Мур. Перевод М.А.Ренуара. Эпикуреец — роман Томаса Мура. Перевод на французский язык Ренуара // Московский вестник. – 1828. – Ч. 7. – № 2. – С. 224–227.
Свидание с Байроном в Генуе. Отрывок из «Путешествия в Италию» Ж.-Ж.Кулмана с послесловием [П.А. Вяземский] // Московский телеграф. – 1827. – Часть 13. – № 3. – Часть II. – С. 97–121.
Биографии известных современников. А. Гумбольдт, Дж. Делавинь, Т. Мур // Московский телеграф. – 1827. – Ч. 18. – № 23. – Отд. IV. – С. 246–254.
Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2-х томах. – М.: Путь, 1911. – Т. 1. – VI, 289 с.
Кс. П. [Полевой К.А]. Взгляд на два вида русской литературы 1829 года, помещенные в «Деннице» и «Северных цветах» // Московский телеграф. – 1830. – С. 31. – № 2. – С. 203–232.
Виноградов А.К. Мериме в письмах к Соболевскому. – М.: Московское художественное издательство, 19.28. – 272 с.
Николай Полевой. Материалы по истории русской литературы и публицистики 30-х годов / Редакционная, вступительная статья и комментарии В. Орлова. – Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. – 541 с.
[Любич–Романович В.И.]. «В половине прошлого января издано в Лондоне Томасом Муром…» // Литературная газета. – 1830. – 10 февр. (№ 9). – С. 74.
«Жизнь лорда Байрона, изданная Муром, содержит…» // Вестник Европы. – 1830. – № 3 (февраль). – С. 254.
[Любич–Романович В.И.?]. Записки лорда Байрона, изданные Томасом Муром // Литературная газета. – 1830. – 2 марта (№ 13). – С. 104–106; 7 марта (№ 14). – С. 113–114.
«Мемуары лорда Байрона», издательство Th.Moore, английские переводы M-me Louise Sw. Беллок. Премьерный дивизион. Париж, 1830 г. // Ле Фюре. – 1830. – № 16. – С. 63.
«Мемуары лорда Байрона, изданные Томасом Муром, уже изданы в Париже. ..» // Северная пчела. – 1830. – 1 марта (№ 26). — [П. 3].
Байрон и Томас Мур (Сочинение Карла Нодье) // Литературные листки: Приложение к «Одесскому вестнику». – 1833. – № 16. – С. 129–130.
Байрон и Томас Мур (Композиция Карлы Нодье) // Литературная газета. – 1831. – 11 мая (№ 27). – С. 219–220.
[Полевой Н.А.]. Рецензия на романы, изданные в 1830 г. // Московский телеграф. – 1830. – С. 36. – № 22. – С. 357–368.
Лалла Рук фон Томас Мур. Metrisch übersetzt von GVBueren. Эмден, 1829 г. // Вестник Европы. – 1830. – № 11 (июнь). – С. 223–228.
Перевод стихотворения Козлова на английский язык Томаса Мура // Телескоп. – 1831. – № 8. – С. 567–570.
«Знаменитый Т. Мур намерен в скором времени опубликовать биографию короля Георга IV» // Северная пчела. – 1830. – 9 августа (№ 95). — [П. 1].
[Другие сведения] // Московский телеграф. – 1830. – С. 35. – № 19. – С. 484.
[О готовящемся издании книги Т. Мура «Жизнь и смерть лорда Эдварда Фицджеральда»] // Эхо: Журнал литературы и мода, изданная Платоном Волковым. – 1831. – Часть I. – № 6. – С. 126.
[Объявление о выходе романа Томаса Мура «Эпикуреец» в русском переводе А. Савицкого] // Русский инвалид. – 1833. – 27 апреля (№ 106). – С. 424.
Б.Р. эпикуреец. Сочинение Томаса Мора. Перевод А. Савицкого // Северная пчела. – 1833. – 21 апреля (№ 87). – С. 345–348.
Уиллман. «Эпикуреец» Т. Мур. Переведено. А.Савицкий. 2 части. СПб., 1833 г. // Московский телеграф. – 1833. – Ч. 52. – № 13. – С. 106–115.
Литература в Англии // Библиотека для чтения. – 1834. – В. В. – Смесь. – С. 60–61.
[Полевой Н.А.]. Борис Годунов. Композиция Александра Пушкина. СПб., 1831 г. // Московский телеграф. – 1833. – С. 49. – №. 1. – С. 117–147.
[Литературные новости] // Санкт-Петербургские ведомости. – 1832. – 28 апр. (№ 98). – P. 401.
Гуджират, О., и Кумар, Н. (2018). Исследование баланса между работой и личной жизнью работающих женщин и его влияние на эмоциональное и социальное благополучие. Журнал гуманитарных наук, 02 (04), 152–155. doi:10.22034/JHI.2018.70855
Хейрабади, М.А., и Мирзаи, З. (2019 г.). Описательная модель оценки в системе образования и обучения: смешанное исследование. Журнал гуманитарных наук, 3 (01), 7–12.
Антунес, СП (2001). Derecho, racionalidad у эль supuesto metodológico де ла Modernidad. Латиноамериканская утопия и практика: международный обзор ибероамериканской философии и социальной теории, (12), 64–82.
Николай Захарович Панов (1871 — 1931) — Биография, интересные факты, известные произведения
В 1910 академик гравюры.
(Кондаков)
Один из лучших учеников известного гравера академика Василия Васильевича Мате (1856 – 1917), от природы был наделен редким талантом рисовальщика, яркой внешностью, умом. Хорошее образование и общение с художниками завершили формирование этого интересного человека и незаурядного художника.
Он родился в Петербургской губернии, в селе Императорского Фарфорового Завода при приходе Преображенской церкви. В реестре за 1871 г. под № 26 записано: «Санкт-Петербургская Ремесленная Управа слесарно-кузнечная мастерская, причисленная Указом казначейства от 12 ноября 1870 г. № 12618 к подмастерьям Захария Петрова, Панова и его законной супруги Марии Ивановой православных веры и первого брака 16 февраля 1871 г. родился сын Николай.Крещен 21 февраля крестными отцами: санкт-петербургским купцом 2-й гильдии Николаем Ивановым Герасимовым и статским советником Александром Ивановичем Гельдом, дочерью девицей Марией». По всей вероятности, и кум, и родитель оказывали материальную помощь в воспитании и обучении мальчиков.
В августе 1886 года Николай Панов поступил в Петербургское Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где посещал теоретический курс, параллельно с обучением основам художественного мастерства, в классе В. В. Матая. Со временем он стал достойным преемником педагога рисования, а позже и на педагогическом поприще, сохранив в своем творчестве «верность своим традициям в технике тоновой печати и рисунка пером».
В 1894 году Николай Панов окончил школу и был направлен на обучение в лучшие мастерские Европы. В Париже и Берлине у известных мастеров Клозе и Манесса обучался технике резьбы по дереву и офорту; вдохновленный картинами великих испанских художников, особенно Веласкеса, выполнил несколько портретов в оригинальной технике с картин в музеях Парижа, Берлина, Мадрида и частных коллекциях. В 1895 Н. З. Джентри был принят в «Салон Елисейских полей» и получил награду, состоящую из четырнадцати работ. Из них гравюры «Граф де Оливарес», «Генеральный городок» и офорты для «Монахиня» и «Святой Себастьян» экспонировались затем на выставке 1897–1898 годов в залах Императорской Академии художеств и были приобретены за ее музей. Среди произведений, созданных за границей, Демешко отдал класс офорта родной школы, несколько листов передал в Нижегородский городской художественно-исторический музей.
После этого Н. З. Панов получает звание академического живописца, а Совет школы Штиглица назначает его учителем. В 1897 году он вел класс офорта и рисунка пером, а позже — класс рисования, черчения и лепки в начальной школе при школе. Из воспоминаний современника: «Уроки рисования пером вел молодой профессор Панов. Это был красивый мужчина. Ученики были в восторге, когда он проходил мимо или садился исправлять им узор. для переноса предметов из стекла, металла, дерева, гипса, различных тканей».
Единственная подписанная фотография, вклеенная в личное дело (возможно, предыдущий автопортрет, выполненный в технике меццо-тинто), смогла установить личность художника по ряду групповых фотографий.
Один из ближайших друзей Н.З. Панова – жанрист и портретист, академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 – 1945), живший и работавший в Петербурге. Он представил профессору С. Пановой А. Рачинского и историков братьев А. П. и Н. П. Барсуковых. Вероятно, на некоего Богданова-Бельского, писавшего портреты членов семьи графа Сергея Дмитриевича Шереметева, шляхтичи также получили заказ от графа. Их гравюры экспонировались на выставке 1897 – 1898 г. в Императорской Академии художеств неоднократно репродуцировалась офортная доска. Портреты графа С. Д. Шереметева (1897) и графини Е. П. Шереметевой (1898), написанные Богдановым-Бельским, выставлялись в Академии художеств и Петербургском обществе поощрения художников в 1899 году. Работа Н.З. Панова и Н. П. Богданова-Бельского имел успех, принесший много частных заказов.
Затем Н. З. Дворянин знакомится с художником и историком графом Павлом Сергеевичем Шереметевым (1871 – 1943). Знакомство пробудило в нем интерес к истории русской усадьбы; эта тема нашла богатое отражение в его творчестве. Летом 1901 г. Демешко останавливался в имении Шереметевых Головного Уезда Звенигородского уезда Московской губернии. Здесь родилась идея «Сюиты-Платья», сделаны зарисовки с натуры: «Пейзаж с церковью», «Окно церкви», «Церковная дверь». Офорты были тонированы акварелью.
Павел Сергеевич Шереметев и Николай Захарович Панов задумали издать историко-художественный сборник «Русские хутора», посвященный Подмосковью. Работа началась с древнего Штука. Текст писал Шереметев, дворяне работали над иллюстрациями, которые приводили в восторг приглашенных художников К. Я. Крыжицкого, Н. П. Богданова-Бельского, А. П. и Н. П. Барсуковых, а также членов семьи Шереметевых. Графиня Екатерина Павловна писала о Штуке — муже С. Д. Шереметева: «…пошли от Михайловских в Шапках… Павел ездил нам навстречу. Чай пили, ходили по саду и за садом к молодым соснам, потом валом Пошли домой, а теперь еду обедать. Мужики пришли поздороваться… еще здесь господа показали одну акварель, довольно красивую, которую я только сегодня начал».
Летом 1902 г. Павел Семенович попросил Н. З. Панова в имении – закончить первый выпуск коллекции – «Шапки». К осени сделал набор (металлическая табличка с текстом на деревянной основе), но денег на публикацию не было. Кроме того, для издания требовалось разрешение владельца всех шереметевских имений графа С. Д. Шереметева. Н. З. Панов в письме к Н. П. Барсукову писал: «Я не говорю о материальной какой-либо помощи, мы не ожидали и не намекали об этом. Постарайтесь найти деньги на стороне, как у некоторых. Вы на это говорите? Еще раньше в Петербурге нам довелось просить у него (Шереметева С. Д.. — Н. А.) разрешения на одно из старых имений (д. Чиркина. — Н. А.), чтобы поторопиться. Он неохотно отвечал на все вопросы. и пытался подавить этот разговор.А он между тем несколько раз спрашивал и видимо интересовался как идут дела и что мы будем делать после «Пьесы»,при этом наши предложения молчали…Потому что наше дело он делал не верить ей и, следовательно, ожидать помощи трудно». В итоге сборник «Шапки» так и не был выпущен, а работа над подготовкой следующего номера – «Чиркина» – остановилась.
Николай Захарович Панов посетил многие шереметевские усадьбы, в том числе и «Остафьево», где Шереметевыми в 1899 году был открыт публичный музей. Каждый визит Николай Захарович оставлял восторженную запись в книге отзывов. Особенно меня очаровала его уникальная коллекция гравюр и картин XVIII века, собранная первым владельцем имения князем Андреем Ивановичем Вяземским, создавшим здесь дворец и чудесный парк. Н. З. Дворянин считал Остафьево выдающимся памятником русской культуры и хотел вписать свою страницу в летопись усадьбы.
После 1905 года в поместьях и усадьбах начались грабежи и поджоги. Павел Сергеевич был вывезен в Остафьево из деревянных домов в уникальных шапках, книгах, архивных документах, рукописях, произведениях искусства. Продолжая жить в Головном уборе, граф теперь часто бывает в Остафьеве, особенно летом. Останавливались здесь на недели и джентри. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев попросил его художественно оформить альбом «Остафьево». В начале августа 1906 г. Н. З. Лордс выполнил ряд рисунков и акварелей: первый лист перед текстом — вид усадьбы с пруда (с изображением князя Павла Петровича Вяземского), рисунки пером в стиле старинных гравюр, акварели «Карамзина аллея», «Карамзина комната» перспектива «Средние круглые залы». К октябрю, когда Н. З. Панов и С. Д. Шереметев нашли в Петербурге, художник уже подготовил для альбома «Остафьево» весь живописный материал. К сожалению, этот альбом был издан, а работа Николая Захаровича была только в оригиналах (некоторые листы хранились в музее Остафьево до 1930). Однако все последующие годы, натыкаясь на Остафьево, Демешко продолжал зарисовывать здешние места.
Н. З. Джентри — автор многих портретов в технике офорта и рисунка пером. Так, по приглашению Сергея Александровича Рачинского он выехал в свое родовое имение в селе Татево Смоленской губернии, где создал офорты, хранящиеся в архиве мастера портретов Н.В. Гоголя (Е. А. Дмитриев-Мамонов и В. А. Рачинский), а также портрет-офорт Н.В. Гоголь собственным пером.
В августе 1903 г. Н. З. паны собрались в Крым поправить здоровье. Н. Г. Гарин-Михайловский писал Чехову в Ялту: «Я поеду немного позже и Николая Захаровича Панова. Я уговорил его заняться художественной перепиской». 9 августа они были в Чехове, Антон Павлович согласился позировать художнику. Сессия состоялась на следующий день. Позже портрет был отгравирован и размножен для журнала «Живописное обозрение»..З. Дворянин вел художественную секцию по свежей памяти, создал заочную Сессию (для работы в «Живописном обозрении» Панов был приглашен редактором И. Н. Потапенко, прекрасный портрет-офорт которого работы Панова был опубликован в журнале «Нива»).
Николай Захарович Панов и плодотворно преподавал в Центральной школе технического рисования рисовальной школы барона Штиглица. Достаточно сказать, что школе было поручено представить его работы в эстампном отделе на выставке «Международная выставка по полиграфической промышленности» (Лейпциг, 1904 г.).
«25 мая 1910 года на заседании Императорской Академии художеств были представлены предложения членов Академии об удостоении отдельных лиц, добившихся своими литературными произведениями известности, почетного звания академика, на основании 81 и 82 Устав Академии…» в числе вновь избранных академиков был и гравер Николай Захарович Панов (его кандидатура была предложена М. Боткиным, Е. Е. Волковым и К. Я. Крыжицким). Наиболее яркое событие его творческой биографии – участие в выставках «Салона Елисейских полей», «Блан и черный», а также в выставках, ежегодно устраиваемых Императорской Академией художеств; его крупными литературными достижениями являются портреты А. И. Герцена, Н. Корсакова, С. Ю. Латгальского, И. Н. Потапенко, княгини Волконской, С. Ф. Хилкова, И. Ф. Горбунова, А. П. Чехова, графа С. Д. Шереметева, графини Е. П. Шереметевой, Л. Н. Толстого, В. И. Давыдова, А. А. Половцева , Н.В. Гоголя, графа С. Д. Шереметева (офорт, ксилография, меццо-тинто и штриховой рисунок), серия акварелей с натуры к журналу «Русский дом».
Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, открывший в Остафьеве музей и продолживший здесь переустройство, пригласил Панова к участию в качестве художника и архитектора в создании проектов памятников Н.М. Карамзину, А.С. Пушкину, В.А. Жуковскому, П.А. Вяземскому и его сыну П. П. Вяземский. Николай Захарович взялся за эту работу с энтузиазмом. Офорты, рисунки, художественные детали, рисунки, выполненные им, поступали в мастерские Петербурга и Москвы. Памятники, установленные в 1911 – 1913 г. (кроме установленного позднее памятника П. П. Вяземскому). Печать отмечала высокое мастерство и прекрасный архитектурно-художественный вкус академика Н. З. Пановой. Он был избран в состав Комитета Второго Всероссийского съезда художников, принимавших активное участие в его подготовке и проведении, в качестве секретаря отдела «Русской старины», председателем которого был граф Павел Сергеевич Шереметев.
Между тем здоровье Николая Захаровича неуклонно ухудшалось. Большие учебные нагрузки, гравировальные работы, требующие значительных физических усилий и постоянного напряжения зрения, приводили к тяжелым неврологическим заболеваниям. На санаторно-курортные процедуры, прописанные врачами, нужны были деньги, на их производство пускали только на работу, что усугубляло болезнь: замкнутый круг. В 1913, болезнь обострилась, не помогла даже долгожданная поездка в Кисловодск. Болезнь грозила потерей зрения, врачи настаивали на немедленном выезде в Финляндию в санаторий «Серена» на реке Иматра. Все снова упирается в деньги. Несмотря на пятнадцатилетнее знакомство Н.З. Семья Пановых, Шереметевых, дружеская привязанность к нему жены и детей графа Сергея Дмитриевича, принадлежавшая графу художнику, подчеркивалась официально. Казначей Петербургской конторы А. А. Зоест получил от С. Д. Шереметева несколько писем, в которых тот писал о Панове как о безнадежно больном и умирающем человеке. Удивленный А. А. Зоест взял на себя смелость объяснить графу, что ходатайство перед Академией и помощь в будущем нужны, но сейчас нужен прежде всего санаторий, а у Пановой нет 500 рублей на оплату пребывания. Николай Захарович считал возможным для себя принять не помощь графа, а орден и деньги для него. Граф сделал заказ на изготовление трех десятков экземпляров своего портрета (Н.З. Панова 1910) офорт платный и через оф 100, и лимитированный. Графиня Екатерина Павловна и дети — Анна Сергеевна Сабурова и Павел, узнав от управляющего о положении дел, отправили требуемую сумму в петербургскую контору, но Николай Захарович, сердечно поблагодарив всех, от денег отказался, заметив, что это может брать только на работу. Тогда Анна, человек эмоциональный и искренний, уговорила А. А. Соест сказать художнику, что деньги от графа С. Д. Шереметева. Шляхта удивилась, но взяла деньги и вскоре уехала в Финляндию.
Анна продолжала искать способы дальнейшей помощи Николаю Захаровичу. Она написала письмо императору Николаю Александровичу, которого знала с юности. От великой княгини Ксении Александровны вскоре пришла телеграмма: «Все улажено, деньги бери сама». Государь прислал 1000 рублей, что было очень своевременно: в марте 1914 г. Н.З. Джентри находился в одной из больниц Петербурга. Анна приезжала к нему каждую неделю. Едва поправившись, он отправился на лечение в санаторий доктора Салье под Парижем, намереваясь успеть к началу занятий в школе. Первая мировая война разрушила все планы: вернуться в Россию Николай Захарович не смог.
Переписка семьи Шереметевых с художником длилась два года, но есть только одно письмо Н.З. Пановой из санатория (7/20 июля 1916 г.) к графине Екатерине Павловне. Вспоминает блаженного Михаила – имение рода Шереметевых, благодарит всех за память и хорошее внимание к нему.
Как только почувствовал себя лучше, Демешко начинает принимать меры к своему возвращению на родину и выходу на пенсию, пишет письма в художественно-промышленное училище, комитет по делам русских, оказывается в ссылке.