Обряд освящения дома: Освящение дома
Содержание
Освящение дома
5 ступеней веры
- Освящение или благословение? прот. Дионисий Свечников
- Из книги «О вере и спасении» архим. Амвросий (Юрасов)
- Под сенью Закхеевой Дмитрий Петров
- «Сейте разумное, доброе, вечное…» свящ. Алексий Тимаков
- Для чего мы освящаем свои дома и квартиры
- Об освящении жилища, учреждений… свящ. О. Нецветаев
- Освящение квартиры: инструкция по применению свящ. А. Ермолин
- Чин благословения жилища
- Чин благословения нежилого помещения
- Чин благословения лечебницы
Освяще́ние (благословение) дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, направленные на призвание на дом и живущих в нем благословения Божия. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.
Смысл освящения жилища
Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел – или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь пользующихся им. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.
Подготовка дома
Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.
Обязательно проверьте, нет ли в доме оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п. Не передаривайте эту нечисть другим людям, такая медвежья услуга может быть губительна для их душ.
Родные и близкие
Следует предварительно объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту.
Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение священником вашего дома – прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».
Когда можно освящать квартиру и как это организовать?
Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно вам и священнику. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику.
Пожертвование за освящение
Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и “лишнего” дать жалко, и батюшку обидеть неловко) можно узнать в лавке обычный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям.
Продолжительность чина освящения
Около 30 минут.
Как часто нужно освящать жилище?
Единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом из ручной кадильницы (кации).
В качестве молитвословий принято использовать тропарь и кондак праздника или молитву Честному Кресту:
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Или кратко:
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.
***
Когда освящают офис, люди часто уверены, что теперь Бог будет покрывать их беззакония и сильно удивляются, когда узнают, что теперь всякое беззаконие будет более тяжким грехом перед Господом.
Чин благословения жилища — Православное богослужение
Церковнославянский | Русский | |
Пришед иерей в дом, егоже благословити имать, совершает малое освящение воды. Может же и имети с собою священную воду в сосуде (аще по чемулибо не имать быти освящения воды в доме) и елей в другом сосуде, имеющему же быти началу благословения, на коейждо от четырех стен да будет крест написан. Посем начинает обычно: | ||
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. | Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. | |
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. | Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Хор: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) | |
Псалом 90 | ||
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится. Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоей тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое; Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое. | Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: “Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него”. Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. “Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё”. | |
По псалме же поют тропарь, глас 8 | ||
Якоже Закхееву дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, / сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Ангел Твоих, / мир Твой подаждь дому сему, и милостивно благослови его, / спасая и просвещая всех жити хотящих в нем. | Как дому Закхея Твоим, Христе, входом спасение пришло, / так и ныне входом священных служителей Твоих / и с ними святых Ангелов Твоих, / мир Твой подай дому сему, / и милостиво благослови его, / спасая и просвещая всех, жить хотящих в нем. | |
Сущей же трапезе убрусом покрытой, Евангелию и кресту на ней возлежащим, и свещам горящим, и воде священней и елею сущим, став иерей к востоку лицем и рек: | И священник, став лицом к востоку перед столом, покрытым скатертью, на котором лежат Евангелие и Крест, горят и свечи и стоят освященная вода и елей, возглашает: | |
Священник: Господу помолимся. И лик: Господи, помилуй. | Священник: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. | |
И читает во всеуслышание следующую молитву | ||
Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхеа мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый; Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие, и ненаветен тех живот выну сохраняй, изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подаваяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. | Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивший под кров Закхея мытаря войти, и ставший спасением ему и всему его дому! Сам и ныне здесь жить желающих и через нас недостойных мольбы и моления Тебе приносящих, от всякого зла невредимыми сохрани, благословляя их и это жилище, и в безопасности их жизнь всегда сохраняй, изобильно все блага Твои им Твоим благословением на пользу подавая. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда и во веки веков. | |
Лик: Аминь. | Хор: Аминь. | |
Иерей: Мир всем. Лик: И духови твоему. Иерей: Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе, Господи. | Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: Главы ваши пред Господом приклоните. Хор: Тебе, Господи. | |
И читает священник следующую молитву | ||
Владыко Господи Боже наш, на высоких живый и на смиренныя призираяй, домы созидати человеком повелевый и благословивый жити в них, и спасение дому Закхеову даровавый; Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем. | Владыка Господи, Боже наш, на высотах живущий и дольнее озирающий, дома строить людям повелевший и благословивший жить в них, и спасение дому Закхея даровавший! Сам благослови и дом сей, и в нем желающих жить страхом Твоим огради, и невредимыми от врагов сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего ниспошли им, и благослови и умножь все блага в доме сем. | |
Возглас: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Возглас: Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. | |
Лик: Аминь. | Хор: Аминь. | |
Абие же посем знаменав трижды елей, глаголя: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. | И тотчас, трижды осенив крестным знамением елей со словами: Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. | |
Читает над ним следующую молитву | ||
Господи Боже наш, призри ныне милостивно на молитву мене смиреннаго и недостойнаго раба Твоего, и низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и освяти его, яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженну дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов. Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Господи Боже наш, призри ныне милостиво на молитву меня, смиренного и недостойного раба Твоего, и ниспошли благодать Пресвятого Твоего Духа на елей сей и освяти его, да будет он во освящение месту сему и на нем сооруженному дому, и для изгнания всякой враждебной силы и сатанинских козней. Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. | |
Лик: Аминь. | Хор: Аминь. | |
По молитве же вземлет священную воду, и кропит ею вся стены дома окрест и вся клети его, глаголя: | После же молитвы берет освященную воду и кропит ею все стены дома кругом и все помещения его со словами: | |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится всякое лукавое бесовское действо, аминь. | Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, окроплением этой воды священной в бегство да обратится все злое бесовское действие. Аминь. | |
Окропив же все, взем елей, помазует им стены дома, идеже есть крест написан в средине его, начен от восточныя стены дома, посем и западную, и по сих северную, в конец же южную стену, над коейждо глаголет: | Окропив же все и взяв елей, помазывает им стены дома, где начертан крест, в середине его, начав от восточной стены дома, затем западную, после того северную, под конец же южную стену, при каждом помазании говоря: | |
Благословляется дом сей помазанием святаго елеа сего, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. | Благословляется дом сей помазанием святого елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. | |
По совершении помазания елеем, возжигают свещи пред киимждо крестом, на коейждо стене. Сему же бывающу, певцы поют: | После же помазания елеем зажигают свечи перед каждым крестом на каждой стене. При этом певцы поют: | |
Стихира, глас 5 | ||
Благослови, Господи, дом сей, / и исполни его земных Твоих благ, / и в нем благочестно жити хотящих / от всякаго злаго обстояния неврежденных сохрани, / и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй, / и яко щедр помилуй, / по велицей Твоей милости. | Благослови, Господи, дом сей, / и исполни его земных Твоих благ, / и в нем благочестиво жить хотящих / от всякой злой напасти невредимыми сохрани, / и всякое изобилие небесных и земных благословений Твоих им даруй, / и, как Сострадательный, помилуй / по великой Твоей милости. | |
По окончании помазания, становится иерей лицем к востоком, и аще изволит, чтет Евангелие, рек: | После же помазания становится священник лицом к востоку и, если хочет, может прочитать Евангелие. | |
Иерей: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа. Мир всем. | Священник: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Мир всем. | |
Людие: И духови твоему. Иерей: От Луки святаго Евангелиа чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Иерей: Вонмем. | Хор: И духу твоему. Священник: От Луки святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Будем внимать. | |
Евангелие от Луки, зачало 94 | ||
Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко туде хотяше минути. И яко прииде на место, воззрев Иисус, видев его, и рече к нему: Закхее, потщався слези, днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся. И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго. | В то время вошел Иисус в Иерихон. И вот был человек, по имени Закхей, и он был старший мытарь, и был он богат. И старался он увидеть Иисуса, кто Он, и не мог из-за толпы, потому что был ростом мал. И забежав вперед, влез на сикомору, чтобы увидеть Его, так как Он должен был проходить той дорогой. И придя на это место, Иисус посмотрел наверх и сказал ему: Закхей, поспеши слезть; ибо сегодня надо Мне быть у тебя в доме. И он слез поспешно, и принял Его с радостью. И увидев, все начали роптать и говорили: Он остановился у человека грешника. А Закхей встал и сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо. И сказал ему Иисус: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19: 1–10 | |
Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. | Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! |
И тотчас читают псалом 100 | ||
Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. | Милость и суд воспою Тебе, Господи. Буду петь и внимать на пути непорочном: когда Ты придёшь ко мне? Я ходил в беззлобии сердца моего посреди дома моего. Не допускал пред глаза мои дела законопреступного, творящих преступления возненавидел; не пристало ко мне сердце строптивое, избегающего меня злого я не замечал; тайно клевещущего на ближнего своего – его изгонял, с гордым оком и ненасытным сердцем – с ним вместе не вкушал. Очи мои – на верных земли, чтобы сидеть им рядом со мною, ходящий по пути непорочному, он мне служил. Не жил среди дома моего поступающий надменно, говорящий неправду не преуспевал пред очами моими. По утрам умерщвлял я всех грешников земли, чтобы истребить из града Господня всех делающих беззаконие. | |
Иерей же кадит весь дом. По сем же глаголет ектению сию: | Священник же, пока читается псалом, кадит весь дом, и после того возглашает следующую ектению: | |
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. | Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. | |
Лик: Господи, помилуй. Трижды. | Хор: Господи, помилуй. (3) И прочее; прибавляет и следующее: | |
Еще молимся о еже низпослати благословение Свое на дом сей и на раба Своего [или рабу Свою] имярек, и на всех в нем благочестно жити хотящих, и послати им Ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняща их от всякаго зла, и наставляюща к деланию всех добродетелей, и ко исполнению святых Христовых заповедей. и о еже сохранити их от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча и нашествия иноплеменник, и всякия смертоносныя раны, и даровати им здравие, и долгоденствием оградити их, и во всем угобзити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй. | Еще молимся да ниспошлет Господь Бог благословение Свое на дом сей и на рабов сих (имена их), и на всех, кто в нем будет благочестиво жить, и да пошлет им Ангела Своего милостивого, соблюдающего и сохраняющего их от всякого зла, и наставляющего их к совершению всех добродетелей и к исполнению святых Христовых заповедей, и о сохранении их от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча и нашествия иноплеменников, и всякого смертоносного поражения, и о даровании им здравия, и об ограждении их долгоденствием, и да имеют они во всем изобилие, возгласим все: Господи, услышь и помилуй. | |
Лик: Господи, помилуй. Трижды. Еще молимся за всю братию и за вся христианы. | Хор: Господи, помилуй. (3) Еще молимся за всю братию и за всех христиан. | |
Лик: Господи, помилуй. Трижды. Возглас: Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече, и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны: милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Хор: Господи, помилуй. (3) Возглас: Услышь нас Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и тех, кто далеко в море, и милостив, милостив будь Владыка ко грехам нашим, и помилуй нас. Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. | |
Лик: Аминь. И творит дневный обычный отпуст, и многолетствовав дому владыце, отходит во свояси, благодаря Бога. | Хор: Аминь. И говорит обычный дневной отпуст и возглашает многолетие. |
- Пожертвовать
- 18 тыс. 0
что нужно знать об этом
Вместе с ускорением темпа жизни в современном мире меняются и ее обстоятельства. Если еще полтора века назад большинство людей всю жизнь проводили в одном, максимум – в двух жилищах, то сегодня человек может сменить десятки домов и квартир за отмеренное количество лет. Не потому, конечно, что она непостоянна или совсем оторвана от своих корней — просто образ жизни в современном мегаполисе, да и городах поменьше, стал принципиально другим. И на каждом новом месте жительства человек стремится ощутить покой и умиротворение – даже в тех пространствах, где до него жили многие другие люди. Между тем обряд освящения дома, с целью призыва божьего благословения в жилище, принято совершать только один раз. Как же тогда поступить? Многие сегодня снимают жилье или покупают его на вторичном рынке, порой не зная не только того, освящено оно или нет, но даже личностей и количества прежних владельцев или нанимателей жилища. Кроме того, еще тридцать-сорок лет назад (а многие дома в России намного старше) освящать квартиру для большинства наших сограждан было не только не принято, но и сопряжено с неприятностями, которые атеистическое советское государство с радостью организовало для верующего. Поэтому, если вы приобретаете квартиру на вторичном рынке жилья, она, скорее всего, не освящена. Этим фактом можно объяснить тревогу, раздражительность, дискомфорт, которые люди испытывают на новом месте. Однако не только это: в минувшую безбожную эпоху были отброшены древние знания о том, где благоприятно строить дом, а где нет; здания строились там, где дореволюционные планировщики никогда не решались выбрать место для их строительства, — например, на месте бывших больниц, тюрем, разрушенных храмов, монастырей и даже кладбищ. Да и дома постройки девятнадцатого и начала двадцатого веков в советское время знали деяния, равнозначные осквернению — обыски, аресты, пытки, расстрелы и многое другое… Все, что происходило в доме до того, как мы туда заселились, мы не знаем с уверенность, что мы можем. Поэтому, как бы то ни было, лучше пригласить священника и освятить дом. Или, точнее, совершить обряд освящения дома.
Освящение – один из ритуалов, связанных с повседневными нуждами христиан. Их много: это и поминовение усопших, и освящение вещей, и пища, и всякие добрые дела, такие как учеба, пост, путешествия и другие. Все обряды такого рода очистительно, обновляюще, благотворно влияют на человека — конечно, если этот человек верующий и старается жить в соответствии с христианскими представлениями о прохождении земного пути. Поэтому обряд освящения выражает нашу надежду на то, что Бог не оставит нас без своего руководства и благословит наши начинания и повседневную жизнь, а в случае с домом или квартирой защитит наш дом от всякого зла. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит город, напрасно бодрствует страж», — говорит пророк и псалмопевец Давид. Сам чин освящения дома изложен в Требнике — иногда, в зависимости от обстоятельств, священники добавляют к нему особые молитвы «над пещерой» (то есть над печью) и «о храме, озябшему от лукавого». духи’; последний — в случае уже упомянутого беспокойства, дискомфорта или даже непосредственного воздействия на людей бесовских сил. К сожалению, такие примеры в наше время, при его увлечении оккультизмом и гаданием, не редкость — такие случаи припомнит почти каждый приходской священник, имеющий большой опыт священнического служения. Но сейчас речь о другом, а именно о самом обряде освящения дома. Если священник не взял с собой святую воду из храма, освящение дома начинается с малого освящения воды. Для него хозяевам дома понадобится стол, накрытый чистой (желательно белой) скатертью. На него будет поставлен сосуд со святой (или освященной) водой, другой, поменьше, — с простым (неосвященным) елеем (растительным маслом), зажженными свечами — а также крест и Евангелие. Что же касается свечей и масла, то их можно либо приобрести для освящения в церковной лавке, либо приберечь дома специально для таких случаев, например, привезти из Святой земли. При освящении на стенах жилища заранее изображают крест, ориентированный на четыре разные стороны света; его назначение – защищать дом от врагов видимых и невидимых, от беды и любых неблагоприятных обстоятельств. После начального возгласа «Благословен Боже наш…» и начальных молитв священник читает девяностый псалом «Живой в помощи…» и поется тропарь в прошении о милости Божией к дому сему. После того как священник говорит: «Господу помолимся», жильцы или хозяева дома, склонив головы, говорят: «Господи, помилуй». Затем священник обращается к Спасителю открыто с молитвой и тайно, про себя читает следующее — с просьбой ниспослать благословение всем живущим в доме. После того, как священник возглашает «Твой есть милостивый и спасающий, Боже наш, и славу Тебе воздаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков», присутствующие отвечают: «Аминь». . После этого к обряду можно добавить упомянутую молитву «над пещерой»: издавна особое значение придавалось месту приготовления пищи в доме.
Трижды осенив крестом елей, священник молит о ниспослании ему Святого Духа, дабы освятить его на изгнание «всяких противящихся сил и сатанинской клеветы». Затем он молитвенно окропляет освященной водой четыре стороны каждой из комнат — и помазывает четыре главные стены в доме освященным маслом, говоря: «Этот дом благословлен помазанием сего святого мира, во имя Отца и Сын и Святой Дух, аминь». Перед каждым из крестов, начертанных на стенах, зажигают свечи – затем звучит стихира с молитвенной просьбой наполнить дом земными благами, сохранить его обитателей и даровать им изобилие как земного, так и небесного. Затем священник читает Евангелие о посещении Спасителем мытаря Закхея, символически напоминая живущим здесь, что в их дом пришло благословение Божие. Затем читается сотый псалом, наставляющий жильцов вести себя благочестиво в новоосвященном доме: «В непорочности сердца моего буду ходить среди дома моего». После чтения Евангелия священник иногда возжигает ладан — окуривает освященную комнату благоухающим дымом. И, наконец, звучит ектения с просьбой о благословении дома и ниспослании к нему ангела-хранителя, а также о сохранении живущих в нем от голода, ран и даровании им здоровья и долголетия. По окончании обряда помолившихся за него жителей окропляют святой водой; священник целует каждого из них в крест. Особо следует сказать о крестах, изображаемых на стенах при освящении (сегодня вместо них часто используются специальные наклейки с отпечатанным на них изображением креста). Их ни в коем случае нельзя выбрасывать: все четыре, они являются как бы точками фиксации священнического чина освящения жилища. Сколько бы раз после этого не производился ремонт в доме или не переклеивались обои, эти кресты необходимо аккуратно вырезать и вернуть на свои места после окончания работ. Можно дать свечам догореть полностью — а можно сохранить их для самоочистки в домашних условиях, о чем мы поговорим чуть позже. Можно ли освятить жилище самостоятельно, не приглашая для этого священника? Можно, но только в исключительных случаях — например, если дом находится на большом расстоянии от ближайшего храма. Кроме того, желательно получить благословение на самоосвящение жилища хотя бы по телефону.
Освящение дома светским чином достаточно просто. Как правило, этот обряд совершают в воскресенье, запасшись заранее достаточным количеством святой воды. Возле иконы или распятия зажигают свечи, а в специальную емкость наливают святую воду. Хозяин дома берет в руки сосуд со святой водой и последовательно обходит с ним все помещения дома или квартиры. При этом рукой, сложенной в три пальца, как для крестного знамения, он окропляет водой все углы и стены в доме. Одновременно с окроплением святой водой читаются молитвы: Псалом 90, «Отче наш» и другие, которые человек знает наизусть. Если в доме есть угли, ладан и другие христианские благовония, то можно потом окурить все комнаты дымом. При этом наибольшее внимание уделяется тем местам, где человек проводит много времени — приему пищи, сну, работе за столом и так далее. Во время самоосвящения жилища желательно открыть окна и двери, чтобы все ненужное, ненужное вышло из дома. В идеале освящение жилища должно производиться в воскресенье, после участия в церковной молитве на Божественной литургии. Самоосвящение дома, конечно, храма не заменяет — в то же время хорошо, что такую процедуру можно периодически повторять. Нет указаний, как часто это нужно делать: здесь лучше ориентироваться на собственные ощущения. Во многих современных домах и квартирах давно транслируется телевидение, жители играют в приставки и компьютерные игры, посещают сайты в Интернете, далекие от благочестия… Все это связано со всплеском эмоций, со страстной реакцией на то, что видят или читают — и, так или иначе, остаются в жилище в виде информации, которая может доставлять дискомфорт жильцам. Поэтому окропление жилища святой водой, зажигание свечей и окуривание комнат благовониями лучше всего повторять периодически — замечено, что в домах, где это делается, жители становятся спокойнее, уменьшается количество споров и ссор. Есть еще одно средство для создания спокойной безмятежной атмосферы в доме, которое не отменяет обряд освящения, а дополняет его. Это так называемое «Домашнее благословение». Как правило, он состоит из нескольких икон, собранных вместе на крестообразной или иной основе; их дополняет текст молитвы, призывающей благодать к дому и всем живущим в нем, а иногда — частички ладана, освященной соли или земли, реже — миниатюрные бутылочки с маслом или христианским благовонием. Все это вместе взятое оказывает влияние на пространство дома, неоспоримый благотворный эффект. Однако необходимо помнить, что главная цель такого благословения для дома – привлечь внимание входящих и выходящих из него, чтобы каждый из них хотя бы на несколько секунд обратил свое внимание на божественное, чтение по возможности краткой молитвы Господу, Богородице, ангелам или святым, изображенным на иконах. Поэтому такое благословение ставится в жилище, как правило, напротив входа.
Современная жизнь такова, что большинство людей значительную часть своего времени проводят вне дома — на работе. Поэтому часто возникает вопрос: можно ли освятить офис, магазин, рабочее место? Один известный православный священник ответил на этот вопрос исчерпывающе: все места и предметы, не связанные с греховным употреблением, можно освящать, а связанные — нет. То есть решение в данном случае полностью зависит от того, кто чем занимается. Икона на столе человека, ежедневно выбивающего долги из других, вряд ли смягчит его сердце – хотя, как говорится, пути Господни неисповедимы. Если человек занимается полезным для других созидательным трудом, святой образ на его рабочем месте может служить для него источником успешных идей и дополнительных сил, которые со временем принесут свои плоды в виде новых профессиональных успехов. Есть даже специальные «Благословения для дела» (похожие на благословения для дома, но отличающиеся от них текстом молитвы и изображениями изображенных святых), а также иконы, которые удобно разместить на рабочем столе или над ним. Это. Что касается офисного, производственного или торгового помещения, в котором находится рабочее место, то его можно освятить, пригласив священника – главное, чтобы инициатива в этом благом деле исходила от руководителя и не вызывала протеста коллег. Сергиенко В.
Молитва освящения | Дикие сердцем
(Адаптировано из Moving Mountains , глава 8.)
Акт посвящения — это «ремонт проводки», первый шаг перед тем, как Божья защита и обеспечение могут течь. Это новый акт посвящения себя — или своего дома, отношений, работы, своей сексуальности, всего, что нуждается в Божьей благодати — сознательно и намеренно Иисусу, приводя все это полностью в Его Царство и под Его власть. Теперь, когда мы об этом заявляем, это кажется таким очевидным, но вы будете удивлены, как часто этот жизненно важный шаг упускается из виду (и тогда люди удивляются, почему их молитвы не кажутся эффективными).
Ниже вы найдете несколько различных молитв освящения. Вы можете захотеть или вам нужно изменить некоторые идеи или формулировки, чтобы они соответствовали конкретным аспектам, которые вы хотите освятить. Но они должны дать некоторые полезные рекомендации.
Посвящение вашего дня и вашей работы
Когда я (Джон) прихожу в свой офис, чтобы работать над этой книгой, я не начинаю стучать по клавиатуре; это было бы крайне глупо и, честно говоря, немного высокомерно. Эта книга слишком важна; Я хочу, чтобы это было полностью под вдохновением и руководством Святого Духа. К тому же противник всячески тормозит процесс. Итак, сначала — после моих ежедневных молитв — я включаю музыку прославления, опускаюсь на колени и поклоняюсь Богу в своем офисе; Я поклоняюсь Иисусу «за» мой офис и книгу, которую я пишу. Затем я молюсь примерно так:
Сегодня я снова посвящаю свою жизнь Святому Духу — я посвящаю свои дары и свои письма; Я освящаю эту книгу — каждое слово, каждый абзац, каждую страницу, всю структуру, течение, истории, сам ее дух. (Вы захотите адаптировать это к вещам, которые вы посвящаете). Я освящаю этот офис и мой компьютер. Я привожу все это под власть Иисуса и под исполнение Святого Духа. И сегодня я призываю к созидательному жизненному правилу Иисуса Христа во всем моем офисе, во всех моих дарах и во всем, что я пишу, во имя Иисуса.
Посвящение вашего тела
Прежде чем исцеляющая сила Бога сможет излиться в тело, вы должны представить это тело Богу; вы должны снова подчинить его любящему правлению Иисуса. Ссылаясь на иллюстрацию с электричеством, Сэнфорд продолжил: «Тот же принцип верен и для творческой энергии Бога. Вся вселенная полна им, но только то его количество, которое течет через наши существа, будет работать на нас». Посвящение исцеляет «связь», чтобы Божья сила могла течь в наши тела. Итак, мы молимся что-то вроде этих строк:
Я отдаю свое тело Иисусу Христу в жертву живую; Я представляю члены моего тела Иисусу Христу как орудия праведности. Мое тело было куплено кровью Иисуса Христа и принадлежит Ему. Мое тело – храм Святого Духа. Я отказываюсь от всех способов, которыми я злоупотреблял и злоупотреблял своим телом; Я подвожу все эти действия под искупительную кровь Иисуса Христа. Я вновь посвящаю свое тело и все его части любящему правлению Иисуса Христа; Я посвящаю и посвящаю ему свое тело во всех отношениях. Я прошу, чтобы кровь Христа очистила мое тело и снова сделала его святым. Святой Дух, приди и наполни теперь твой храм; восстановить мое тело под полным владычеством Иисуса Христа.
Освящение вашего дома
Это сжатая версия, поскольку мы всегда поклоняемся через дом и находим полезным помазать двери маслом или вином для причастия.
Отец, спасибо за благословение и обеспечение этого дома. Теперь мы подчиняем его нашей власти и власти Иисуса Христа. Мы берем на себя полную власть над этим домом во имя Иисуса Христа. Нам даны ключи от этого дома — нам дана власть — и теперь мы берем полную и полную власть над всем этим домом, во имя Иисуса. Мы отвергаем все нечестие и всю греховную деятельность, которая когда-либо имела место в этом доме. Мы отказываемся от грехов всех предыдущих владельцев, арендаторов, гостей, даже застройщиков (ибо это то, на что враг может претендовать). Кровью Иисуса Христа мы отменяем все притязания, которые враг может здесь предъявить. Мы очищаем этот дом кровью Христа — все духовное, все физическое. Мы посвящаем и посвящаем этот дом правлению Иисуса Христа и Святому Духу. Мы освящаем технику, структуру и инфраструктуру, воду и электричество; мы освящаем физическое царство и духовное царство; мы также освящаем землю. [Пройдитесь по каждой комнате, делайте это очень сознательно.] Приди, Святой Дух, приди и наполни каждую часть этого дома славой Твоего Царства, любовью, миром, святым покоем. Иисус, мы просим твоих ангелов очистить этот дом сейчас, установить здесь Твое царство, построить вокруг него защитный щит. Во имя могущественного Господа Иисуса Христа мы теперь провозглашаем этот дом, землю и все, что в ней, собственностью Царства Божьего.
Посвящение вашей сексуальности
В эпоху эпидемии сексуальной сломленности и опустошения, подобной нашей, освящение и исцеление нашей сексуальности является неотложным. Это краткая молитва о посвящении сексуальности, но для более глубокого исцеления вам понадобится наша Молитва о сексуальном исцелении.