Олег стеняев апокалипсис толкование: Беседы на Апокалипсис — протоиерей Олег Стеняев
Содержание
Беседы на Апокалипсис — протоиерей Олег Стеняев
протоиерей Олег Стеняев
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf10Мб
От автора
Беседа 1. Самая таинственная Книга. Знаки пришествия антихриста. Еврейский вопрос. Беседа 2. Чье откровение получил Иоанн Богослов? «Нечто неудобовразумительное». Единственный Свидетель. Читающий и слушающий. 70-летние девочки. «А где об этом сказано в Писании?» Семь Асийских церквей – это все христиане. Беседа 3. Первенец из мертвых. Легитимная власть. «Аксиос!» Альфа и Омега. Невменяемая юность. Библейские проблемы. Семь исторических периодов Церкви. Ангелы-Хранители исторических эпох. Чемоданные христине. Беседа 4. Ефесская церковь. Земные ангелы церквей. Лжеапостолы. Первая любовь. Первая ересь, николаиты. Движение светильника. Беседа 5. Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви – святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть. Беседа 6. Пергамская Церковь. Где живет сатана. Что делать, когда заболит зуб. Целомудрие веры. Сокровенная манна и белый камень. Беседа 7. Фиатирская Церковь. Тайна любви. Сначала похвали, а потом укоряй. Лучше плохо начать, но хорошо кончить. Как два монаха поругаться не могли. Иезавель. Полезные болезни. «Что имеете, держите, пока приду…» Беседа 8. Сардийская Церковь. О богатстве земном и мертвости духовной. Не ленись! О сватовстве. Как чистить сердце. Беседа 9. Филадельфийская Церковь. Кто истинен, тот и свят. Город любви. Жизнь в кредит и глобальное людоедство – как это вытерпеть. Беседа 10. Лаодикийская Церковь. Приятно ли пить теплую воду в жаркий день? Бедный, но жадный. Праведный грешник или грешный праведник. Что такое покаяние и чем оно отличается от исповеди. Беседа 11. Если потребуется, Бог встанет со Своего трона и спустится, чтобы помочь тебе. Сколько рук у Бога? Не будь занудой! Праведному Церковь не нужна. Святые и мы – одно Тело. Какой молитвослов был у апостолов. Беседа 12. День открытых дверей на Небесах. Кто достоин снять печати? Твое «личное дело» – в надежных руках! Беседа 13. Конь белый: с дьяволом не играем! Конь рыжий: прошло лето, наступает зима – копите хлеб духовный. Конь вороной: надо быть достойным болезни! Не пасите самих себя. Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Беседа 15. Бабушки-садуккейки. Печать Божия или печать антихриста? Беседа 16. Он снял седьмую печать… Чернобыль – свечка дьявола. Почему погибли динозавры. Бичевание любви. Беседа 17. Антихрист. Идейные шлюхи, 8 марта и беременный епископ. Саранча – «голуби мира». Московский зомби. Беседа 18. Семь громов. Времени уже не будет. «И я взял книжку и съел ее». Беседа 19. Измерение духовного роста. «Две маслины» – международные террористы. Новый Содом. Беседа 20. Священная Римская империя – Евросоюз. Кого бодает красный дракон? Чем дьявол заставит заниматься епископов. Армагеддон. Как победить? Отравленная вода. Беседа 21. Зверь из моря. Барс, медведь и лев. Кодирование сознания. Не давайте детям чупа-чупсы! Мать моя, иже на Небесех… «Агнец» из-под земли. Победят телевизоры. Штрих-код и борьба с наличными. 666 –число зверя. Беседа 22. Жениться или не жениться? Жизнь как песня. Стань одним из 144 тысяч. Вавилон – зона духовного риска, выйди из него. Держи дистанцию! Архистратиг Михаил против Люцифера. Где ты будешь находиться в ближайшие миллиарды лет? Беседа 23. Зомби. Как родиться второй раз? Какая бывает благодать. Жатва началась: 100 человек в минуту. Вырывающие душу. Доведи до конца. Войны последнего времени. Беседа 24. Бокал вина для пророка Илии. Черное пламя ада. Почему евреи хорошо живут. Почему у обезьян не отваливаются хвосты? Исполняем две песни в сопровождении гуслей. Осторожно, двери закрываются! Беседа 25. Семь чаш гнева. Двери ада заперты изнутри. У бесов нет порядка. Лучше не будет. Экологический кризис и московский хлебушек. Фараоново упрямство. Восток надвигается на Запад. Идеологические жабы. Хозяин идет – не расслабляйтесь. Армагеддон. Три части Иерусалима. Беседа 26. Жена, сидящая на звере. Вино блудодеяния. Духовный иммунитет. Мораль Леонардо. Мы – свидетели Иисуса. Зло призрачно. Разноцветные карнавалы. Беседа 27. Исход из Вавилона. Не читайте современных богословов! Нам нужна национальная идея. Седина – украшение Церкви. 11 сентября. Торговля телами. Беседа 28. Торжество на Небесах. Отказ от греха – государственное преступление. Сколько рук было у Иоанна Крестителя? Жених и Невеста. Кое-что о птичках. Вечное тело для вечной муки. Беседа 29. Дракон связан, не надо наговаривать на него. Тысяча лет со Христом. Два воскресения. Созидаем храм веры. Что брать с собой при конце света? Самый легкий способ разорить монастырь. Суд. Обидное слово «козел». Беседа 30. Чем заняться в Раю? Какая прописка лучше московской. Логика рождающегося младенца. Жизнь с перерезанной пуповиной. Совершилось! Боязливых – в горящее озеро. Небесный град из драгоценных камней. Беседа 31. Почему Бог прощает. Второе крещение. Нам не нужны перевыборы. Как сделать замечание и не осудить. Главный замысел бытия. Псы. Чародеи. Любодеи. Убийцы. Идолослужители. Крайняя форма неправды. Приди! Не хватает денег – бери даром. Аминь.
От автора
Перед Вами – набранный моими друзьями текст бесед на Книгу Откровение Иоанна Богослова, которые произносились мною экспромтом в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках по окончании воскресной Божественной литургии в 2006–2007 годах. Я никогда не планировал издавать их в виде книги, моя задача заключалась в том, чтобы провести нравственно-назидательные беседы для прихожан и не более того.
В этих беседах я не дерзал на такую задачу, как экзегетический подстрочный анализ текста Апокалипсиса. Меня не столько интересует освещение исторического Апокалипсиса, сколько апокалипсис конкретной человеческой души. Увидеть апокалипсические проблемы собственного сердца и означает духовно истолковать данный текст.
Сама идея проведения подобных бесед возникла потому, что появилось достаточно много книг об Апокалипсисе, написанных не совсем православными людьми. Изначально я предполагал ограничиться десятью или пятнадцатью беседами, но получилось то, что получилось.
Многие верующие записывали эти беседы на диктофоны и даже видеокамеры, и через некоторое время я обнаружил эти лекции размещенными в Интернете в аудио-формате. После чего услышал самые разные отклики – от чересчур восторженных до вдумчивых и критических. Я думал, что все этим и ограничится, но когда мне на стол положили распечатку этих бесед и предложили все это издать одной книгой, я крайне смутился, так как с самого начала слушателями предполагал только своих прихожан.
Но предложение было сделано, и, взвесив все «за» и «против», я решился на публикацию данных бесед. Здесь я столкнулся с дилеммой: если их издать в «сыром» виде, может выйти так: что легко ложилось на слух, в напечатанном виде может показаться неуклюжим и незавершенным. Переделать весь текст под книгу означало написать принципиально новую вещь, от чего я сразу отказался. И я решил оставить текст бесед на Откровение Иоанна Богослова без изменений, не считая некоторых необходимых исправлений, выверки цитат, сокращений, а в некоторых случаях – незначительных дополнений.
И то, что я хотел бы добавить к данному тексту, я решил добавить в виде примечаний.. Заранее надеюсь на снисхождение более вдумчивого, чем я, читателя, и прошу не пенять мне за чрезмерную эмоциональность текста, – он из жанра публичной проповеди.
С другой стороны, нельзя говорить о любом пророческом тексте без учета того особого ритма изложения духовного материала, в котором он раскрывается в писаниях пророков. Пророк как бы стремится докричаться до современного нам человека, оглушенного и «контуженного» темпами и звуками, погруженного в адскую ритмику нынешнего существования, пробиться путем чередования одних и тех же тем и образов, и слов. Здесь хронология событий и последовательность изложения материала не главное, главное – это прорыв, надрывный, как глас вопиющего, как рев последней трубы, пробуждающий и приводящий в движение даже высохшие кости. На это я обращал внимание прежде всего.
Так как каждая беседа могла оказаться единственной для случайно зашедшего в храм человека, я старался в каждой из них предложить слушателю тот необходимый минимум духовных знаний, которые должны были побудить душу к покаянию. Поэтому не удалось избежать повторений тематических. Надеюсь, в книге они послужат запоминанию и усвоению изложенного.
То, что читатель может найти на страницах данной книги достаточно мажорные мотивы – это не случайность. Когда я произносил эти беседы, то моим девизом были слова из Соборного послания апостола Иуды: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом…» (Иуд.1:23).
Протоиерей Олег Стеняев
Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. — Изд. 2-е. — Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. — 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1
Протоиерей Олег Стеняев — Беседы на книгу Откровение Иоанна Богослова
- Рубрики:
- Стеняев Олег, протоиерей
Зарегистрируйтесь, чтобы добавить в Избранное
(468 голосов: 4. 6 из 5)
Цикл бесед протоиерея Олега Стеняева на книгу Откровение Иоанна Богослова. Записи размещены по благословению протоиерея Олега Стеняева.
Апокалипсис – самая таинственная книга Библии, в ней содержится информация о последних временах.
Прот. Олег Стеняев. «Беседы на Апокалипсис»
x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
43:27
1. Беседа 1
43:27
2. Беседа 2
43:23
ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/Stenjaev/besedy-na-knigu-otkrovenie-ioanna-bogoslova/beseda-3.mp3″ data-rand-id=»9″>4. Беседа 4
63:01
5. Беседа 5
50:37
6. Беседа 6
64:03
7. Беседа 7
71:41
ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/Stenjaev/besedy-na-knigu-otkrovenie-ioanna-bogoslova/beseda-8.mp3″ data-rand-id=»8″>9. Беседа 9
70:13
10. Беседа 10
59:55
11. Беседа 11
89:38
12. Беседа 12
52:59
ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/Stenjaev/besedy-na-knigu-otkrovenie-ioanna-bogoslova/beseda-13.mp3″ data-rand-id=»18″>14. Беседа 14
84:43
15. Беседа 15
75:26
16. Беседа 16
87:43
17. Беседа 17
89:13
ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/Stenjaev/besedy-na-knigu-otkrovenie-ioanna-bogoslova/beseda-18.mp3″ data-rand-id=»30″>19. Беседа 19
79:02
20. Беседа 20
71:49
21. Беседа 21
91:24
22. Беседа 22
92:53
ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/Stenjaev/besedy-na-knigu-otkrovenie-ioanna-bogoslova/beseda-23.mp3″ data-rand-id=»11″>24. Беседа 24
85:34
25. Беседа 25
110:29
26. Беседа 26
75:00
27. Беседа 27
87:28
ru/audio/audio1/propovedi-i-besedy/Stenjaev/besedy-na-knigu-otkrovenie-ioanna-bogoslova/beseda-28.mp3″ data-rand-id=»17″>29. Беседа 29
69:41
30. Беседа 30
61:49
31. Беседа 31
101:09
3. Беседа 3
90:26
8. Беседа 8
59:44
13. Беседа 13
78:10
18. Беседа 18
42:59
23. Беседа 23
59:09
28. Беседа 28
79:54
Истина об Откровении (Апокалипсис) – ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНИНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ С МИРОМ
Знаете ли вы, что 14-й коптский Папа не верил, что это было написано св. Иоанном Богословом? Восточная Православная Церковь нигде не включает его в свои лекционарии. Константинопольский патриарх IX века вообще отверг книгу. Мартин Лютер назвал ее «ни апостольской, ни пророческой», и это была единственная книга Нового Завета, к которой Жан Кальвин не написал комментария. Так почему же она является частью Библии и принята практически всеми христианами сегодня? Прежде чем кто-то поколеблет вашу веру в то, что мы доверяем библейскому канону, который у нас есть в настоящее время, вот что вам следует знать.
(Этот пост взят из новой серии воскресной школы, которую мы только что начали по этой загадочной книге. Если вы хотите, чтобы урок «Введение в Откровение» был связан с этим постом, вы можете загрузить его здесь.)
Как он называется?
Апокалипсис — его первоначальное название, или «Апокалипсис Иоанна». Оно взято из самого первого стиха книги, написанного на греческом языке и начинающегося со слов «Ἀποκάλυψις Ἰησοῦ Χριστοῦ…» [ Apokalypsis Iēsou Christou ], что переводится на английский язык как «Откровение Иисуса Христа». Слово Апокалипсис в переводе с греческого означает «раскрытие» или «раскрытие», и именно так мы переходим к «откровению» и «откровению». Это не такое драматичное слово, как когда мы слышим его в наше время.
Даже без Откровения Новый Завет оставляет нам многое
Без Книги Откровения у нас есть много тех же самых тем и идей, выраженных в Новом Завете. В Евангелии от Марка 13, от Матфея 24, от Луки 17:22–37 и от Луки 21 вы найдете следующее:
- Лжемессии
- Пророки будут творить чудеса
- Солнце погаснет
- Луна не будет светить
- Небеса содрогнутся
- Христос вернется со Своими ангелами, чтобы собрать верных
- Небо и земля исчезнут
В посланиях св. Павла вы найдете:
- Возвращение Христа, чтобы положить всех Своих врагов под ноги Свои (1 Коринфянам 15:20–28)
- Разрушение мира в конце времен (2 Коринфянам 5:1–3)
- Христос вернется, и верующие будут восхищены для встречи с Ним (1 Фес. 4:15–18)
- Будет Второе пришествие Господа, в «день» Господень, а до этого будет «пришествие беззаконника», который придет «по действию сатаны», чтобы обольщать людей (2 Фес. 2:1–12).
Кто написал Откровение?
В самой книге говорится, что книгу написал человек по имени «Иоанн», и ранняя церковь, похоже, всегда ассоциировала этого Иоанна с учеником. Шло время, и некоторые люди ставили под сомнение его авторство и/или канонический статус, и люди предлагали разные взгляды на этот вопрос. Одно из наиболее исторически важных предположений исходит от 14-го Папы Александрийского Дионисия, который говорит, что считал, что книга написана кем-то по имени Иоанн, а не учеником. Напротив, практически каждый известный Отец Церкви, принявший эту книгу, признавал, что ее автором был апостол Иоанн.
Папе Дионисию, однако, показалось странным, что, хотя в других писаниях Иоанна его имя не упоминается, что считается следствием его смирения, в этой книге он упоминает свое имя несколько раз. Интересно, что о. Тадрос Малати, священник коптской церкви, отвечает бывшему коптскому папе:
Апостол не скрывал своего имени, но откровенно упомянул его четыре раза в этой книге. Это потому, что он говорит о пророчествах. Чтобы доверять им, нам нужно знать автора, которого вдохновил Бог. Однако он не упомянул своего имени ни в своем Евангелии, ни в трех посланиях по смирению.
Принимала ли ранняя Церковь эту книгу?
Да, вначале она была широко принята, но позже встретила сопротивление, так что к четвертому веку Евсевий (который сам отверг эту книгу) говорит нам в своей «Церковной истории»: «Одни отвергают, другие принимают. ”
Как книги вообще попадают в Новый Завет?
Когда дело доходит до включения в библейский канон, обычно все книги Нового Завета делятся на две основные категории:
- Принято очень рано и осталось принятым.
- Сначала вызывал сомнения, но постепенно получил признание.
Откровение было уникальным в том смысле, что оно было принято на раннем этапе, а затем было сочтено некоторыми подозрительными, хотя и принято многими, и в конце концов оно было полностью принято, став последней книгой, включенной в канон.
Вопреки тому, что думают многие, не было какого-то одного определяющего события или момента, который бы окончательно укрепил новозаветный канон для всего христианского мира (нет, Константин не дал ему определения, и Вселенский собор не определил его окончательно ясно), но это был довольно изменчивый процесс, когда канон в некотором смысле создавался на основе консенсуса среди церковных лидеров, причем консенсус относительно Откровения был самым изменчивым в течение самого длительного периода времени.
Ну, кто из Церкви принял книгу?
Наиболее известные отцы церкви и ранние христиане приняли эту книгу, несмотря на то, что некоторые подвергли ее критике. Посмотрите на этот список тех, кто принял эту книгу как Писание, и посмотрите, насколько уверенно вы себя чувствуете, прочитав все имена ниже:
I век
- Папий
2 век
- Юстин Мученик
- Тертуллиан
- Ириней
- Климент Александрийский
- Ориген
- Ипполит
3 век
- Аполлоний
- Мелитон Сардийский
- Дионисий
4 и 5 века
- Афанасий
- Дидим Слепой
- Григорий Богослов
- Григорий Нисский
- Василий Великий
- Августин
- Джером
- Кирилл Александрийский
Откровение сегодня очень актуально в Коптской церкви
Хотя оно не является частью лекционариев Восточной православной церкви, хотя книга полностью принята восточными православными, она гораздо более заметна в Коптской православной церкви.
ВСЯ книга читается после Великой пятницы во время бдения, которое начинается в полночь того же дня и продолжается до утра субботы. Эта служба по-арабски называется «Абогаламсиес» ( أبوغلمسيس ), что, похоже, является попыткой транслитерации слова «Апокалипсис» на греческом языке. Он также известен как «Светлая суббота».
Кроме того, в каждой коптской церкви сегодня есть икона, образы которой взяты из Откровения, расположенные за алтарем. На иконе вы обычно найдете изображение 24 старцев, Христа, несущего книгу с семью печатями, четырех бестелесных зверей и другие подобные образы. Когда это стало нормой, я не уверен, но самая ранняя коптская икона, изображающая это за алтарем, которую мне удалось найти в ходе моих беглых поисков, относится к апсиде VI века монастыря Аполлона в Бавите, Египет. Я также нашел один в монастыре Святого Антония, датируемый 13-м веком.
Это резко контрастирует с Восточной Православной Церковью, где вы обычно найдете икону Богородицы, именуемую «Богоматерь Знамения», о которой вы можете прочитать здесь. У них часто есть икона «Вседержитель» на куполах их церквей, но в ней отсутствуют образы Откровения, которые вы найдете в Коптской церкви.
Комментарий к Откровению
Вероятно, наиболее заметным современным комментарием к Откровению коптского автора является комментарий о. Tadros Malaty, который вы можете скачать здесь. Более древний (VI в.) греческий источник комментариев см. здесь, написанном Андреем Кесарийским.
Краткое содержание Откровения
Фр. Тадрос Малати замечательно резюмирует всю эту книгу в кратком изложении ниже:
В этой книге Святой Дух сопровождает человеческую душу на вечном пути, открывая ее внутренним чувствам, как видеть, слышать, прикасаться и становиться сильнее. пока не достигнет вечной свадьбы.
(1) Он начинается с того, что показывает « открытую дверь на небеса », чтобы подняться к ней через нашего Господа Иисуса, Агнца, стоящего как закланного, … и что мы видим?
(2) Сначала мы видим « состояние Семи Церквей, », что показывает степень человеческой слабости и силу действия благодати в Церкви. Здесь наш Господь Иисус приходит, чтобы объявить, что Он — единственное лекарство от наших слабостей.
(3) Тогда возносит Он душу человеческую вверх, как на голубиных крыльях, к вечности, по дороге крестной, по дороге боли; увидеть, как Агнец открывает « Семь Печатей, », провозглашая состояние постоянной войны между Богом, который заботится о Своих детях, и сатаной, который никогда не прекращает сражаться против детей Божьих.
(4) И мы слышим « Семь Труб, », провозглашающие Божьи предостережения человечеству о том, чтобы не принимать обман сатаны, а привязываться к Богу. Они также провозглашают силу женщины, облеченной в Солнце, против ее врага морского чудовища и всех, кого он пробуждает, «морского зверя и земного зверя».
(5) И вы видите « Семь ударов », чтобы наказать грешников, чтобы они могли покаяться; раскрывая разрушения, постигшие прелюбодейку и ее любовников. Всякий раз, когда душа обнаруживает горечь, охватившую человечество, или трудность, охватившую верных, мы обнаруживаем, что Личность Господа нашего Иисуса немедленно появляется тем или иным образом, чтобы ободрить, сочувствовать и укрепить Своих детей, чтобы они мирно завершили свою борьбу. .
(6) Наконец, Дух сопровождает душу в « Небесный Иерусалим », чтобы увидеть и ослепиться тем, что должно быть ради нее и что Бог задумал для человечества; как она смотрит своими глазами, как сатана, враг человечества, брошен в озеро, горящее огнем.
Чтение Откровения. . . Как графический роман!
Если вам интересно прочитать эту книгу и пережить ее совершенно по-новому, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с этим графическим романом, написанным ныне православным священником Мэттом Дорффом. Он обеспечивает интенсивное визуальное оформление в стиле «комиксов», сопровождающее каждый стих Книги Откровения.
_____________________________
ИСТОЧНИКИ/ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
- История церкви Евсевия (настоятельно рекомендую эту версию книги – ОБЯЗАТЕЛЬНО прочтите)
- Апокалипсис и Андрей Кесарийский – Пресвитера Кандидат наук Жанни Константину. Диссертация (цитируется как JC-PhD)
- Фр. Комментарий Тадроса Малати к Откровению
- Энциклопедия древнего христианства IVP
- http://christianity.stackexchange.com/questions/3902/what-is-the-earliest-name-ascribed-to-the-book-of-revelation
- Новый способ увидеть Откровение, запись в блоге Джоэла Миллера
Нравится:
Нравится Загрузка…
Ужасающие видения Апокалипсиса раскрыли страхи средневековой Испании
Слово «апокалипсис» вызывает в воображении образы разрушения Земли и самого конца времени. В период раннего средневековья считалось, что 1000 год знаменует конец света. По мере того как он приближался, апокалиптические видения занимали умы христианской Европы.
На миниатюре из Силосского апокалипсиса XII века изображены четыре демона, окружающие богатого человека с архангелом Михаилом наверху.
Фотография Британской библиотеки, Лондон
Для христиан, живших в восьмом веке на территории современной Испании, видения были усилены катастрофическими событиями, охватившими Пиренейский полуостров. Эти события вдохновили монаха Беатуса на написание комментария к Книге Откровения, последней книге Нового Завета, в которой ярко описывается, как будет разворачиваться последнее время. Работы Беатуса распространились по Европе и стали источником вдохновения для некоторых из самых богато иллюстрированных рукописей средневековья.
( Эти библейские царицы сыграли решающую роль в подъеме и падении древнего Израиля .)
Беатус, чье имя означает «благословенная», жила и работала на севере Испании в очень неспокойные времена. В 711 году, за два десятилетия до его рождения, берберские армии из Северной Африки принесли новую веру ислама в южную Испанию. Эти мусульманские силы быстро свергли местных христианских лидеров вестготов.
Одной из немногих оставшихся территорий, контролируемых христианами, была гористая полоса на севере, включающая герцогство Кантабрия и новое королевство Астурия. Беатус, вероятно, вырос в контролируемых мусульманами регионах Испании и бежал на христианский север.
Зверь из бездны в Откровении 13 проиллюстрирован здесь в XII веке из Силосского Апокалипсиса.
Фотография Британской библиотеки, Лондон
Сведения о жизни Беатуса свидетельствуют о его эрудиции. Он служил духовником дочери Альфонсо I, короля Астурии, и аббатом в аббатстве Санто-Торибио-де-Лиебана, высоко в горном массиве Пикос-де-Эуропа. Там он написал свой комментарий к Апокалипсису где-то между 776 и 784 годами.
Отражение времени
Комментарий Беатуса представляет библейскую Книгу Откровения. Он был написан на греческом острове Патмос человеком, назвавшимся Иоанном. Предание гласит, что этим писателем является апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, которому приписывают написание библейского Евангелия от Иоанна. Современные ученые утверждают, что автором, скорее всего, был другой Иоанн, возможно, проповедник из Эфеса, написавший произведение около 90 г. н.э. В Книге Откровения ангел открывает Иоанну, как будет разворачиваться конец света: Разрушение Земли следует финальная битва между силами рая и ада. Книга завершается величием Христа, восседающего на троне после Страшного суда.
Свет наполняет алтарь церкви аббатства Санто-Торибио-де-Льебана в Кантабрии, северная Испания, где Беат написал свой комментарий к Апокалипсису в 784 году.
Фотография Пола Куэйла, Алами
была неоднозначной книгой среди христиан из-за двусмысленности ее языка и сложности ее символики. Начиная с четвертого века, когда она была включена в канон Библии в западной церкви, многие отцы церкви и богословы использовали ее для предсказания конца света, основываясь в основном на этом отрывке: «Когда пройдет тысяча лет окончатся, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли» (Откровение 20:7-8).
Во время написания Книги Откровения христиане, жившие в Риме, подвергались жестоким гонениям при императоре Домициане, правившем н.э. 81-96, и император Нерон, правивший за 13 лет до этого. Отмечая конец века временной власти и провозглашая начало вечного Царства Божьего, Откровение предлагало весть надежды. Окруженные мусульманскими армиями почти 700 лет спустя, Беат и его собратья-христиане нашли то же обнадеживающее послание в темах Откровения.
( Жесткая политика Рима была запрещена для женщин, но Агриппина завоевала власть для себя и своего сына Нерона .) Бургос на севере Испании. В 1109 году здесь были завершены роскошные иллюстрации силосской версии комментария Беатуса. . В 750 году, когда Беатусу было около 20 лет, халифат Омейядов в Дамаске был свергнут династией Аббасидов. Спасаясь от новых правителей, наследник Омейядов Абд ар-Рахман прибыл в Испанию и сверг существующий мусульманский режим на юге. Он создал свою столицу в Кордове, которая впоследствии стала одним из самых больших и культурных городов Европы. Прибытие Абд ар-Рахмана укрепило власть мусульманской Испании. Христианам Астурии и Кантабрии пришлось долго копать.
Комментарий Беатуса отражает внутреннюю борьбу среди испанских христианских общин во время подъема мусульманской Кордовы. В высшей степени ортодоксальный мыслитель, Беатус использовал свою работу, чтобы выразить несогласие с учением Элипанда, архиепископа контролируемого мусульманами Толедо. Элипандус был сторонником «адопционизма», веры в то, что для того, чтобы Иисус обладал как человеческими, так и божественными качествами, ему необходимо было быть приемным сыном Бога.
Иллюстрация ангела и святого Иоанна из Силосского Апокалипсиса.
Противоречивые убеждения можно рассматривать как серьезную угрозу христианскому единству. Работа Беатуса ссылается на опасные убеждения Элипанда наряду с мусульманским вторжением. Кажется, он приравнивает их к ересям, которые приведут к концу света, как описано в Книге Откровения. По его мнению, Беатус предсказал, что катастрофические события, которые приведут к концу времени, придутся на 800 год нашей эры. )
Озарения
Комментарий к Апокалипсису состоит из двенадцати книг, в которых первоначальный текст Откровения транскрибируется на латыни (раздел, известный как storia ), за которым следует объяснение ( explanatio ). Также включены отрывки из более ранних научных интерпретаций ( terpretatio ), написанных христианскими мыслителями, такими как Иероним и Августин, в четвертом и пятом веках.
После его смерти комментарий Беатуса становился популярным в одной монашеской общине за другой. Между 10 и 13 веками были созданы богато иллюстрированные версии, известные как Апокалипсисы Беатуса. Около 27 из этих иллюстрированных версий сохранились до наших дней.
Иллюстрация Святого Иоанна, сжимающего посох со спиральным навершием.
Большинство копий было сделано в северной Испании в мосарабской манере: ярком геометрическом стиле, заимствованном из арабского и исламского искусства. В 11 веке монахи аббатства Санто-Доминго-де-Силос (недалеко от Бургоса, северная Испания) создали один из самых великолепных: Апокалипсис Силоса. Доминик и Муннио начали писать тексты и некоторые иллюстрации, но их работа была остановлена 18 апреля 1091 года. Только в 1109 году третий монах, Петрус, завершил удивительные иллюстрации: человеческие фигуры изображены с телами в профиль и головами лицом к лицу. . Их характерные широко раскрытые глаза оживляют странные тексты Откровения.
Использование тонкого пергамента, а также золота и серебра для текста и иллюстраций сделало Silos Apocalypse предметом роскоши. В начале 1800-х годов его приобрел брат Наполеона Бонапарта Жозеф, возможно, когда он служил королем Испании (1808-1813). Жозеф Бонапарт продал это издание Британской библиотеке в 1840 году, где оно хранится и по сей день.
Начало конца
Битва Откровения между силами небес и ада вызвала сильный резонанс в христианских анклавах северной Испании, где Беатус завершил свой комментарий к Апокалипсису в 784 году. Мозарабский художественный стиль, передающий высвобожденное разрушение. У Бога есть свиток, скрепленный семью печатями. Когда каждая печать снимается Агнцем (представляющим Христа), происходит катастрофическое событие, такое как прибытие четырех всадников Апокалипсиса — Завоевания, Войны, Голода и Смерти.
посмотреть галерею
( Эти карты 15-го века показывают, как будет происходить апокалипсис . )
Необычные видения, распространенные страхи Беатус Апокалипсис. Яркая сцена из девятой главы Откровения описывает, как саранча выходит из бездонной ямы, когда ангел трубит в свой рог. В Силосном Апокалипсисе «упавшую звезду», отпирающую «шахту Бездны», можно увидеть как человеческую фигуру в нижней части изображения. Из пустоты поднимается яркая оранжевая саранча, которая мучает тех, кто отвернулся от Бога. Средневековые европейцы боялись полчищ вредителей, уничтожающих урожай, особенно во время войн, когда продовольственная безопасность имела первостепенное значение. Поэтому агонию мучимых можно понять, сравнив повседневные сельскохозяйственные страхи с ужасами грядущего Апокалипсиса.
Повседневные страхи средневековых европейцев нашли отражение в иллюстрациях к сохранившимся 27 иллюстрированным Апокалипсисам Беатуса. Яркая сцена из девятой главы Книги Откровения описывает, как саранча выходит из бездонной ямы, когда ангел трубит в свой рог. В «Силосе Апокалипсиса» «упавшая звезда», отпирающая «шахту Бездны», видна как человеческая фигура внизу кадра.
Божественное свидетельство
В комментарии антихрист сравнивается с еретиком, который уничтожит общину верных христиан. В одном из эпизодов зверь поднимается из ямы и убивает двух назначенных небесами свидетелей, что, по мнению ученых, могло иметь сильный резонанс на Пиренейском полуострове, сокрушенном мусульманскими армиями.
В середине девятого века, примерно через 50 лет после смерти Беатуса, в столице Омейядов Кордове были казнены десятки христиан. Силосский апокалипсис был завершен в начале 12 века, поэтому вполне вероятно, что эти события окрасили изображения убитых праведных свидетелей. На изображении бункера показано обезглавливание свидетелей. Их убивают мечом, метод, описанный летописцами мученичества Кордовы.
посмотреть галерею
Зов Вавилона
Откровение представляет город Вавилон как антагониста Христа, Бога и его народа. В тексте город олицетворяется как «Вавилонская блудница», которая сделала соучастниками своей безнравственности все народы. Соблазненные вином этой женщины, жители Земли ведутся на погибель. Когда Книга Откровения была написана примерно в 98 году нашей эры, Вавилон, возможно, был символом Рима, чьи обширные гонения на христиан при императоре Домициане вызвали гнев христиан. К IX–XII векам, когда создавались иллюстрированные версии комментариев Беатуса, испанские христиане ассоциировали Вавилон с могуществом мусульманской Кордовы. Художники Силосского Апокалипсиса, изображая архитектуру Вавилона, использовали в своих работах отчетливо исламские черты, в том числе закругленные арки.
Ангел появляется над Вавилоном, который художники Силосского Апокалипсиса изображают с элементами исламской архитектуры.
Откровение 17: «Один из семи ангелов, имевших семь чаш, пришел и сказал мне: подойди, я покажу тебе наказание великой блудницы, сидящей у многих вод. С нею прелюбодействовали цари земные, и вином ее прелюбодеяния упивались живущие на земле». Тогда ангел унес меня в духе в пустыню. Там я увидел жену, сидящую на звере багряном, покрытом богохульными именами, с семью головами и десятью рогами. Женщина была одета в пурпур и багряницу и сверкала золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В руке она держала золотую чашу, наполненную мерзостями и нечистотами ее прелюбодеяний. Имя, написанное на челе ее, было тайной: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».
Апокалипсис время от времени
Христос побеждает Сатану и заковывает его в Бездну, где он останется на тысячу лет. Для Беата, писавшего свой комментарий в конце восьмого века, предсказание о том, что сатана вырвется на свободу через тысячу лет, укрепило идею о том, что христианская Испания, окруженная силами ислама, приближается к Апокалипсису. Беат (умерший в 798 г.) предсказал конец света в 800 г., основываясь не на тысяче лет, прошедших со времени Христа, а на окончании шести тысячелетий со времени Творения. Силосские художники, осветившие его творчество три века спустя, уже пережили тысячелетие. Хотя апокалиптическое рвение к тому времени угасло, их изображения не утратили пламенной настойчивости видения Беатуса.