Отец андрея боголюбского: Боголюбский Андрей | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Разное

Содержание

завоевания, достижения и заслуги для Руси и его биография

К великому Владимирскому и Киевскому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому многие исторические деятели относились и относятся с уважением и искренним почтением. Он, властолюбивый и расчетливый, воинственный и целеустремленный, духовно просвещенный и беспринципный, за долгие значимые годы правления (1157–1174) поднял русские земли на мировой арене и достиг уважения в глазах высокопоставленных лиц заморских государств.

Андрей Боголюбский — великороссийский правитель, первый из многих заимевший данный титул, с биографией которого в кратком изложении можно ознакомиться ниже.

Родословная Андрея Боголюбского

Смешанная кровь — словосочетание, которым можно охарактеризовать великого князя: прапрабабушка была шведкой, прабабушка — гречанкой, дед (Владимир Мономах) — наполовину грек, наполовину славянин, бабушка — потомок англосаксов. В жилах самых близких родственников также текла кровь, наполовину состоявшаяся из англосаксонской и греческой.

Стоит акцентировать внимание на том, что происхождение Андрея Юрьевича в истории принято считать интернациональным, однако этот факт не помешал мужчине стать одним из самых выдающихся правителей Древней Руси. И несмотря на «заморские» корни, он продемонстрировал русскому народу истинно «русские» черты — глубокий патриотизм, безоговорочную веру, любовь к бескрайним славянским просторам.

Представители рода Юрьевичей по линии Андрея Боголюбского:

Владимир Мономах — дед
Юрий Долгорукий — отец Анна-половчанка, дочь хана Аепы — мать
Всеволод Большое Гнездо — первый сын Юрия Долгорукого, брат Боголюбского
Андрей Боголюбский — великий князь, второй сын Юрия Долгорукого
Глеб Юрьевич — третий сын Юрия Долгорукого, брат Боголюбского

Личность великого Владимирского князя

Фигура великого Владимирского князя привлекала любителей исторических фактов и именитых ученых на протяжении сотен веков. Андрей Юрьевич — не просто правитель. Он — безмолвная веха в истории русского государства, духовная деятельность и воплощенные цели которого нашли отражение во внутриполитических и внешнеполитических действиях и решениях многих других значимых фигур, занимающих высокопоставленные должности.

Внешность

Смешанная кровь, текущая в жилах великого правителя, отразилась на его внешнем виде. Одна из самых известных работ Михаила Герасимова — скульптура, посвященная Андрею Боголюбскому, — позволяет лишь отдаленно представить его образ в целом и понять, как он далек от черт, присущих типичной славянской наружности. Ярко выраженные скулы, резко точеные творцом, и так называемое «монгольское веко» приближают князя Юрьевича к греческой натуре.

В процессе работы над творением советский антрополог отмечал, что долгое время рассуждал на тему смешения крови и того, как оно отражается на внешности в целом. Таким образом, это позволяет прийти к выводу, что скульптура, не являющаяся так называемой истиной в первой инстанции, основана на детальном осмыслении биологических научных фактов, которые способны приблизить нас к действительности.

Характер

Если акцентировать внимание на характеристике Владимирского князя, то стоит отметить набожность и его тесную взаимосвязь с православным духовенством.

В летописи об этом пишется следующее:

«Андрея можно было всегда видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах; всенародно раздавал он убогим милостыню, чтил духовенство, монахов и за это слышал себе постоянные похвалы. Как дед, не любя войны, он, тем не менее, был готов постоять за русскую землю против всякого врага».

Однако была характерна Андрею Юрьевичу черта, отличающая его от деда Владимира Мономаха, — властолюбие, легко выраженная эгоистичность и стремление к единовластию, которые отразились на его военной, экономической и культурной деятельностях.

Князь Владимир Мономах

Правление Андрея Боголюбского

Начало своей истории Владимирский князь берет в 1112 году. Отец Андрея Боголюбского, бесстрашный воин и дипломатичный правитель Юрий Долгорукий, большую часть своей жизни провел в нескончаемых походах, которые в конечном итоге привели его к княжению в центральных русских землях — великокняжеском киевском престоле. Однако оно продлилось лишь несколько незначительных лет — в 1157 году Юрий был отравлен, и титулы да почести перешли под ответственность его сына, который с первых решений продемонстрировал народу неординарность собственной личности и ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных целей.

Так, с первых принятых решений Андрей Юрьевич разрушил общепринятый в то время устой: «Раз великий князь — значит князь Киевский». Мужчина отказался от княжения в столице и остался на Владимиро-Суздальской земле с желанием привести ее к величию, стабильности и процветанию. Таким образом, некогда малонаселенный и небогатый внешним и внутренним убранством город, разросся и приобрел черты торжественности, безопасности и духовенства.

Внутренняя политика в общих чертах

Внутренняя политика Андрея Юрьевича Боголюбского была сконцентрирована на развитии некогда обособившегося Суздаля и централизации власти в северо-восточной Руси. Пользуясь, так называемым, «правом сильного», молодой и амбициозный правитель изгнал из земель, находящихся под его влиянием, родственников — братьев, племянников, мачеху, а также отозвал полномочия бояр, которые в прошлом были приближены к Юрию Долгорукому.

Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внутриполитическим решениям:

  • 1157 год — после смерти отца под влияние Андрея Юрьевича переходят Ростовское, Суздальское и Владимирское княжества.
  • 1160 год — решение Владимиро-Суздальского князя утвердить в собственных владениях новую и независимую от Киевской столицы метрополию; попытка провалилась.
  • 1161 год — установление на Владимиро-Суздальской земле единовластия, перенос столицы в город Владимир-на-Клязьме.
  • 1158–1164 годы — духовное просвещение в новой столице; строительство церквей, храмов и монастырей, из которых самой значимой стала церковь во имя Успения Богородицы.

Внешняя политика в общих чертах

Поскольку Андрей Боголюбский занимался политикой единовластия и всеми возможными путями продвигал собственные взгляды на сосредоточении власти на одном лице, большая часть его внешнеполитических решений была направлена на расширение влияния Владимиро-Суздальского княжества на территории северо-восточной Руси. Князь распространял свое влияние любыми доступными направлениями — в его деятельности были задействованы и дипломатические переговоры, и ожесточенные и кровопролитные походы на близлежащие территории.

Можно сказать, что сын шел по стопам отца, однако отличительной чертой его решений являлось расширение владений без переноса центра управления — мужчина стремился обособить собственные владения от Киевского влияния и разрушить Киев как значимое государство на мировой арене.

Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внешнеполитическим решениям:

  • 1164 год — первый поход на волжских булгар, закончившийся успехом для войск Андрея Юрьевича; многие города взяты штурмом, разграблены и сожжены.
  • 1167 год — поход «за Волок» сыном Андрея Боголюбского, Мстиславом, для сбора налогов с населения и подвластных территорий в пользу Владимиро-Суздальского княжества.
  • 1169 год — собор коалиции из одиннадцати князей и осада Киева, которая изменила эру Киевского княжества раз и навсегда.
  • 1170 год — поход на Новгород и осада города, закончившаяся миром из-за возможной угрозы голода.
  • 1171 год — второй поход на волжских булгар, который закончился неудачей; бояре и дружинники, ранее считавшиеся соратниками и советниками, из-за потери статуса и личной власти не поддержали князя.
  • 1173 год — осада Вышгорода, которая в очередной раз закончилась неудачей для войск Андрея Боголюбского; осажденный народ благодаря помощи союзников разгромил коалицию Владимирских князей.

Значимые события за годы правления

События, на которых в особенности стоит акцентировать внимание:

  • Подъем Владимира в первые года правления сына Юрия Долгорукого.
  • 1169 год — осада Киева, завершившаяся становлением великим Киевским князем Андрея Юрьевича Боголюбского.
  • 1170 год — осада Новгорода, завершившаяся подписанием мирного договора.

Подъем Владимира: духовное просвещение

Как уже говорилось ранее, Боголюбский активно занимался духовным просвещением и благоустройством Владимиро-Суздальского княжества. В его деятельность вошло не только строительство именитых церквей, храмов и «святынь», но и обеспечение самостоятельности русского народа в целом. Совмещая православную веру с культурным развитием, великий князь вводил новые праздники в церковный календарь. Так русский народ начал чествовать Всемилостивый Спас 1 августа и Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября.

Мудрость, ум и бесконечная просвещенность Андрея Боголюбского показали миру новые литературные произведения, в содержании которых были заключены эпизоды, прославляющие Богородицу, и записаны мысли о Ее покровительстве сыну Юрия Долгорукого как великому и справедливому князю, а также русскому Владимиро-Суздальскому государству в целом. Также под его пристальным руководством была составлена первоначальная редакция жития епископа Ростовского святителя Леонтия.

Систематическое летописание — важное мероприятие, которое стремился воплотить Владимиро-Суздальский князь. И к началу 1165 года труды клириков владимирского Успенского собора стали воссоздавать тексты, положившие основу редакцией Церковного устава Владимира.

Осада Киева

Несмотря на тот факт, что Андрей Юрьевич не был заинтересован Киевом, как столицей княжества всех русских земель, действия Мстислава Изяславича вынудили его пойти против соотечественника войной. Узнав о варварских походах Киевского князя на половцев, разногласия несдержанного и наглого правителя с высокопоставленными лицами других государств, его конфликтах с сыновьями и братьями Боголюбского, великий Владимирский князь назначил собор, в котором приняло участие одиннадцать русских князей (в их число входили как родственники, так и представители членов ветви Мономаховичей и Ольговичей).

Последней каплей для каждого из приглашенных гостей стало решение Мстислава Изяславича посадить на Новгородский престол своего сына Романа без согласования данного поступка с важными представителями русской знати. На всеобщем собрании провозгласив Андрея Боголюбского Великим князем (таким титулом ранее нарекали исключительно Киевских князей) и назначив его главнокомандующим штурма, князья собрали огромное войско и подошли к стенам Киевского княжества в 1169 году.

Это событие стало первым в истории Древней Руси, когда Киев безоговорочно пал под силой брата-врага. На протяжении трех долгих и кровопролитных дней соотечественники грабили столицу, разносили храмы и церкви, пленяли местных жителей и измывались над городской знатью. Андрей Юрьевич, отличающийся особой набожностью, позволял войскам уничтожать великие святыни.

В результате Мстислав Изяславич бежал, а осада была закончена с успехом для жестокой армии, но не для самого Киева, внешнее и внутреннее убранство которого было не только разрушено, но и отчасти сожжено. Андрей Боголюбский, провозглашенный впоследствии великим Киевским князем, оставил новые владения под присмотром младшего брата, Глеба Юрьевича Переяславского. Сам Андрей вернулся обратно во Владимир.

«Несвятой» святой

Некоторые ученые-историки были удивлены поступку набожного Андрея Боголюбского, первые годы правления которого были наполнены духовным просвещением и тесной взаимосвязью с церковью. Советский историк Н. Воронин осветил личные размышления, касающиеся осады Киева, в научных работах и сказал следующее:

«Захваченный штурмом город продемонстрировал нам истинный нрав феодальных правителей Древней Руси и их отношение к религии в целом. Андрея Юрьевича Боголюбского можно называть православным, однако его цели и стремления как человека, занимающего главенствующую государственную должность, стояли выше духовности. Именно по этой причине он закрывал глаза на разрушение храмов, церквей и прочих святынь Киевского княжества. Именно по этой причине он не прекращал варварское поведение поданных, войска и других князей».

Осада Новгород

Позже, к 1170 году, Боголюбский решил направить военные силы на борьбу с Новгородом, где к участию в походе были привлечены многие князья, ранее участвующие в штурме Киева. К приходу великого войска новгородцы успели организовать защиту города с внешних и внутренних сторон и удачно отразили первую попытку взятия родных стен.

Однако Андрей Юрьевич не собирался откладывать завоевание после первой неудачи. Так началась экономическая блокада Новгорода: торговые пути были перекрыты, купцы перехватывались на подходе, подвоз хлеба и других продуктов питания из Суздаля был ограничен.

Люди, вынужденные сидеть в стенах собственной землянки без возможности выйти, постепенно начали страдать от голода. И впоследствии умное тактическое решение Боголюбского привело к подписанию мирного договора, по которому земли Новгорода переходили под власть союзника прославленного сына Долгорукого, Рюрику Ростиславичу.

Семья великого князя: браки и дети

Андрей Юрьевич Боголюбский вступил в брак в 1148 году. Несмотря на то, что его супруга была красива, ухожена, очаровательна и покладиста, мужчина не испытывал к ней сильной привязанности и большой эмоциональной любви. На женитьбе сына на дочери казенного боярина, Улите, настоял отец, Юрий Долгорукий, который подобным жестом в очередной раз стремился продемонстрировать своим приближенным открытость, честность и признательность.

Из-за отсутствия чувств их семейную жизнь трудно было назвать счастливой, однако женщина исполнила супружеский долг и родила князю шестерых детей, одну дочь и пять сыновей, трое из которых прославились, как и отец. Улита участвовала в заговоре против мужа и впоследствии была казнена.

Прославившиеся дети Андрея Боголюбского:

  • Изяслав Андреевич — участвовал в походе против волжских болгар наравне с отцом.
  • Мстислав Андреевич — участвовал во втором походе против волжских болгар, который закончился неудачей; сыну пришлось скрываться от врагов бегством.
  • Юрий Андреевич — князь Новгородский; женился на грузинской царевне Тамаре, тем самым укрепив положение отца на международном поприще.
  • Ростислава — очаровательная дочь, которая стала супругой Святославу Вщижскому и также укрепила положение отца на международном поприще.

Происхождение прозвища «Боголюбский»

Существует две теории, отвечающие на вопрос — как Андрей Боголюбский получил свое прозвище «Боголюбский». Одна основана на исторической легенде, связанной с божественным сном Владимирского князя, другая — несет более научный характер.

Теория первая

По легенде кони, которые везли повозку с иконами во Владимиро-Суздальское княжество, остановились недалеко от города, рядом с небольшим селом. Андрей Юрьевич в ночь этого духовного события увидел сон, в котором к князю спустилась сама Богородица и промолвила о желании остаться в маленькой и отдаленной от военных перипетий деревушке. Так Боголюбский задумался о строительстве городка, который впоследствии получил название Боголюбово, а его прозвище возникло из этого православного наименования.

Теория вторая

Ученый-историк и научный исследователь С. В. Заграевский, основываясь на ранних летописных подтверждениях, объяснил происхождение прозвища «Боголюбский» следующим образом: название города Боголюбов напрямую связано с именем Андрея Юрьевича. «Боголюбским» великого правителя нарекли согласно имеющимся древнерусским традициям на просвещенных православных землях, а его значение было обусловлено личными качества мужчины, его творениями и достижениями перед Богом.

Убийство властолюбивого князя

Бояре, недовольные тем, что Андрей Боголюбский решил править русскими землями единолично, сторонясь мнения столь некогда важных и приближенных к князьям лиц, задумали заговор. Группа людей, желающих расправиться с правителем, включала в себя более десяти человек.

Согласно летописи, убийство было совершено в ночь 1174 года в резиденции князя Юрьевиче, Боголюбове, которая являлась его безопасным и укрепленным пристанищем. Заговорщики пришли к дверям великих покоев, расправившись с немногочисленной охраной, и выломали их, чтобы незамедлительно настичь уставшего и сонного правителя. Никто не желал биться с могучим воином в честном бою, поскольку равных по силе, выносливости и терпению не существовало, оттого каждый был вооружен мечом или топором.

Однако даже оружие не испугало Андрея Боголюбского — долгое время он сопротивлялся всеми возможными способами. Его отпор был поистине легендарным, однако глубокие ранения в конечном итоге сломили дух — князь упал без сил, а из-за многочисленных ударов вскоре скончался. Но жестокое деяние на этом не закончилось: всю ночь заговорщики выносили трофеи из княжеской палаты. Окровавленное бездыханное тело правителя до утра валялось на земле. И лишь спустя несколько дней оно было похоронено в Успенском соборе Владимира.

Итоги и результаты правления

Андрей Боголюбский — второй сын князя Юрия Долгорукого и именитой половецкой княжны Анны. Первые свершения молодого и целеустремленного князя были связаны с именем его отца и политикой, продвигаемой им при жизни. Многие события в период правления Андрея Юрьевича (с 1157 по 1169 годы) вошли в историю как значимые достижения к приходу самовластия, сосредоточения власти в «своих руках».

Он поступал прямолинейно и просто:

  1. Боролся с ростово-суздальскими боярами (казнил, изгонял, захватывал их земли), опираясь на поддержку горожан.
  2. Перенес столицу Северо-Восточной Руси из Ростова во Владимир-на-Клязьме, но не чувствовал себя в безопасности, поэтому в шести километрах от города построил княжескую резиденцию в селе Боголюбово.
  3. Присвоил себе титул Великого князя, стремился объединить некоторые русские земли, расширил территорию княжества. Волжские булгары платили ему дань.
  4. Возглавил грузино-армянское войско в борьбе за освобождение города Двин (армянская столица). После женил сына на грузинской царевне Тамаре, тем самым заимев международный авторитет на славянских землях.
  5. Пытался подчинить себе Новгород, в 1169 году захватил Киев, но остался править во Владимире, тем самым превратив новую столицу в крупнейший политический центр.
  6. Во Владимир из Киева перенес икону Владимирской Божьей Матери, соорудил белокаменные Золотые ворота и Успенский собор.

Интересные факты в общих чертах

Личность великого Владимирского и Киевского князя в действительности таинственна. Антропологов и историков шокировала сильная скрученность плечевых костей Андрея Юрьевича, что является причиной огромных физических нагрузок, к которым правитель, возможно, имел некоторое пристрастие.

Известно, что с юных лет Юрий Долгорукий воспитывал второго сына как сильного и бесстрашного воителя — уже в три года будущий главнокомандующий великолепно управлял мечом, без сомнений и неловкостей преодолевал большие расстояния верхом на коне. По данным ученых Боголюбский был обучен особым тактическим приемам, которые ранее были неизвестны славянам.

Но кто привил целеустремленному князю новую технику сражения? Историки обнаружили, что до 1148 года имя столь великого и значимого человека не упоминалось летописцами. К данному периоду Андрею Боголюбскому исполнилось немало лет, однако его юность — неизведанное поприще, которое открывает путь к плодотворному и доскональному изучению.

Единственное, что известно на сегодняшний день, — долгое время юный князь (буквально до момента получения Суздаля, Ростова и Владимира под контроль) находился в Иерусалиме. Именно здесь ему привили духовность, строгое и осторожное отношение к постам и молитвам, крепкую веру и нерушимую беспринципность. Возможно, в Иерусалиме он и познакомился с воинами, которые обучили его военному ремеслу

Если говорить о менее значимых, но по-прежнему интересных фактах о повседневной жизни князя Юрьевича, то стоит упомянуть о его владении шестью языками. Это подтверждается письмами от Фридриха Барбаросса (император священной Римской империи), с которым сын Юрия Долгорукого на продолжительной основе вел переписку.

Образ в культуре и памяти поколений

Историки описывают великого Владимирского князя как осторожного стратега, архитекторы говорят о нем как о духовном просветителе, подарившем русским землям удивительные храмы. Церковные служители ценят его, как святого и благоверного мученика, погибшего при трагических и жестоких обстоятельствах. Однако все без исключения видят в нем мудрого и непоколебимого человека и истинного патриота, деятельность которого подняла Русь в глазах европейских государственных деятелей.

Андрей Боголюбский оставил неизгладимый след в истории за времена своего существования. Его свершения увековечены не только скульпторами и художниками, но также режиссерами и писателями.

Источники

  1. «Великий князь Андрей Боголюбский», Глеб Елисеев
  2. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», Николай Костомаров
  3. «Андрей Боголюбский», Алексей Карпов
  4. «Владимиро-Суздальская Русь», Юрий Лимонов

История: Наука и техника: Lenta.ru

Почему Андрей Боголюбский не стал править в Киеве после взятия города в 1169 году? Была ли его гибель от рук заговорщиков связана с основанием Москвы? Можно ли считать князя Андрея родоначальником деспотических традиций Московской Руси? Об этом «Ленте. ру» рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Антон Горский.

От Киева к Владимиру

«Лента.ру»: Знаменитый русский историк Василий Ключевский назвал князя Андрея Боголюбского первым великороссом, но почему он так малоизвестен нашей широкой публике, в отличие от того же Александра Невского?

Горский: Конечно, Александр Невский, а также отец Андрея Боголюбского Юрий Долгорукий или его дед Владимир Мономах — это более известные персонажи русской истории. Что касается «первого великоросса», то Ключевский писал очень образно, и тут в его оценке личности князя Андрея Юрьевича мы имеем дело с некоторой гиперболой. В дореволюционной российской историографии было принято считать, что именно в эпоху Андрея Боголюбского политический центр Древней Руси переместился из Киева в Суздальскую землю. Подобные утверждения до сих пор встречаются и у некоторых современных историков.

Это было не так?

Не совсем. Такие представления основаны на более поздних источниках, а именно на «Степенной книге», составленной при Иване Грозном. В ней была идеологически четко сформулирована мысль о переходе в правлении Андрея Боголюбского «старейшинства» и «самодержавства» от киевских князей сначала к владимирским, а потом и к московским Рюриковичам.

Конечно, в середине XII века Суздальская земля была одной из сильнейших на Руси, но никакого перемещения общерусской столицы из Киева во Владимир тогда не было. Киев вплоть до Батыева нашествия и даже некоторое время после него сохранял статус стольного града всей Русской земли. Вы упомянули Александра Невского — так вот именно в его эпоху Киев перестал быть общерусской столицей.

Почему? Из-за монгольского нашествия?

Да, после Батыева нашествия великий хан в Каракоруме старейшим среди русских князей признал Ярослава Всеволодовича, который и получил Киев. После его смерти киевским князем стал его сын Александр Ярославич, но он в разоренную монголами столицу не поехал, отправив туда своего наместника. Сам он сидел сначала в Новгороде, а потом во Владимире. Вплоть до конца XIII века Киев считался владением владимирских князей, но сами они там никогда не сидели.

Князь Боголюбский с похищенной иконой Божией Матери

Изображение: художник Иван Билибин

Позже в результате политической борьбы в Орде и на Руси владимирские князья утратили Киев, но сохранили статус первых среди русских князей. Вот с этого времени и можно считать, что Владимир стал общерусской столицей, тем более что в середине XIV века Киев отошел Великому княжеству Литовскому. Но в XII веке, при Андрее Боголюбском, этого еще не было.

Зодчие от Барбароссы

Но князь Андрей тоже считался старейшим среди русских князей, хотя сам в Киеве не правил.

После смерти в 1157 году отца, киевского князя Юрия Долгорукого, Андрей успешно занимался обустройством Северо-Восточной Руси, перенеся столицу Суздальской земли из Суздаля во Владимир. Он стал претендовать на старейшинство в роду Рюриковичей после 1167 года, когда в Киеве скончался старший внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич, родоначальник смоленского княжеского дома. И хотя старшим среди потомков Мономаха считался именно Андрей Юрьевич, киевским князем стал его двоюродный племянник Мстислав Изяславич из волынской ветви Мономаховичей. В ответ князь Андрей сформировал коалицию из многих русских князей во главе со своим сыном Мстиславом, чьи войска в марте 1169 года захватили и разграбили Киев.

Андрей Боголюбский не стал править в городе, оставив там на княжении младшего брата Глеба. Тогда впервые возникла ситуация, когда первый среди русских князей не стал одновременно и киевским князем, а остался сидеть во Владимире, на далекой северо-восточной окраине тогдашней Русской земли. Но такое положение вещей продлилось лишь два года: в 1171 году Глеб Юрьевич умер при странных обстоятельствах — есть подозрения, что его, как и отца, Юрия Долгорукого в 1157 году, отравили киевские бояре. Новый поход на Киев, организованный Андреем Боголюбским в 1173 году, окончился провалом, а через год его убили.

Почему Андрей Боголюбский не захотел княжить в Киеве, а остался в заштатном по тогдашним понятиям Владимире?

Еще при жизни отца, киевского князя Юрия Долгорукого, Андрей без его разрешения покинул Вышгород и уехал в Северо-Восточную Русь, где развернул бурную деятельность. Андрей Боголюбский стремился обустроить Владимир по образцу и подобию Киева и Константинополя. Именно при его власти в городе, основанном полвека назад его дедом Владимиром Мономахом, появились Золотые ворота и величественный Успенский собор.

Правда ли, что эти и некоторые другие сооружения были построены западноевропейскими мастерами, присланными по просьбе Андрея Боголюбского германским королем и императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой?

Конечно, и ничего удивительно в этом нет. В домонгольский период у владимиро-суздальских князей были обширные контакты с Германией и Северной Италией, которая тогда входила в состав Священной Римской империи. Есть сведения, что когда в конце XV века приглашенный Иваном III для строительства Успенского собора в Московском Кремле итальянский зодчий Аристотель Фиораванти приехал во Владимир и увидел местный Успенский собор, он сразу определил: «Его возводили наши мастера». Именно Успенский собор во Владимире Фиораванти взял за образец для сооружения Успенского собора Московского Кремля.

Славянская колонизация Залесья

Василий Ключевский писал, что во времена Андрея Боголюбского между жителями Южной и Северо-Восточной Руси уже существовала отчетливая неприязнь, которая «первоначально имела не племенную или областную, а социальную основу: она развилась из досады южнорусских горожан и дружинников на смердов и холопов, вырвавшихся из их рук и уходивших на север; те платили, разумеется, соответствующими чувствами». Действительно ли уже в XII веке киевляне и суздальцы настолько ненавидели друг друга?

Я с уважением отношусь к Василию Осиповичу Ключевскому, но тут он не совсем прав. Славянская колонизация территории нынешней Центральной России осуществлялась в основном лично свободными людьми, а не смердами и холопами. Причем это был длительный процесс, который начался лишь в X веке, а в XII веке, при Андрее Боголюбском, славянское расселение в Залесском крае (как тогда называлось междуречье Волги и Оки) еще не завершилось.

Осваивая эти территории, переселенцы из Южной Руси давали местным географическим объектам знакомые им по южнорусским землям наименования. Например, отец Андрея Боголюбского Юрий Долгорукий, основывая в 1152 году городок на берегу Плещеева озера, назвал его по имени места, где он родился, — Переяславля-Русского на берегу Днепра южнее Киева (ныне — Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины).

Вы говорите про Переславль-Залесский Ярославской области?

Да, конечно — потому он и Залесский. Река Трубеж, при впадении которой в Плещеево озеро стоит Переславль-Залесский, названа так по имени левого притока Днепра Трубежа, где находится нынешний украинский Переяслав-Хмельницкий.

Что касается якобы взаимной неприязни жителей Киевской земли к суздальцам, то не надо ее преувеличивать. Существовали, конечно, какие-то противоречия между населением различных русских городов, но это было нормальным явлением в Средневековье. Ни о каком особенном антагонизме между Киевом и Суздалем говорить нельзя.

Взятие Киева

Но после подозрительной смерти в 1157 году и пира с киевскими боярами князя Юрия Долгорукого в городе начался настоящий погром суздальцев, которых он привел с собой из Северо-Восточной Руси.

Ну и что? В те времена погромы в Киеве после смерти князя были обычным явлением, они отражали политическую борьбу различных претендентов на киевское княжение. Такие же беспорядки вспыхнули в Киеве после смерти князя Святополка Изяславича в 1113 году, когда горожане разгромили двор его тысяцкого Путяты Вышатича и сотских, хотя Путята был местным киевским боярином, а не каким-то пришлым чужаком. То же самое случилось после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году, только на сей раз пострадали приближенные к нему суздальцы.

Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года

Тот же Ключевский предполагал, что разорение Киева в 1169 году было местью суздальцев за резню, учиненную киевлянами в отношении их сородичей в 1157-м.

Я думаю, что мотивы мести здесь вообще никакой роли не играли, к тому же с тех событий прошло уже 12 лет. В войске, разграбившем Киев в марте 1169 года, помимо суздальцев, были смоленские, черниговские, переяславские и другие полки.

Тогда зачем они разграбили «матерь городов русских»?

Это проявление типичного ожесточения того времени. Мстислав Изяславич был хорошим полководцем и упорно защищал город. Не думаю, чтобы Андрей Боголюбский, отправляя на Киев своего сына Мстислава, приказывал ему не только взять русскую столицу, но и разграбить ее. Это был обычный для междоусобных войн в Древней Руси боевой поход, а не какая-то карательная экспедиция.

Андрей Юрьевич стремился лишь прогнать из Киева своего политического соперника Мстислава Изяславича, который утвердился в столице вопреки обычаям, но он вовсе не собирался ее разорять. Кстати, события 1169 года повторились в 1203-м, когда Киев захватили и разграбили войска князя Рюрика Ростиславича и черниговских князей совместно с половцами.

Истоки московского самодержавия

Вы упомянули, что Андрей Боголюбский активно и успешно занимался обустройством Владимиро-Суздальского края, где в его эпоху славянская колонизация была в самом разгаре. Можно ли считать Владимирскую Русь, возвышению которой он так способствовал, предтечей Московской Руси?

Конечно, Суздальская земля стала ядром будущего Российского государства, хотя это был постепенный и длительный процесс. В ордынский период в Северо-Восточной Руси установился порядок, при котором какой-либо правитель одного из мелких княжеств получал от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение владимирское, становясь тем самым первым среди остальных князей. Во второй половине XIII века и все следующее столетие за это княжение шла ожесточенная борьба — в XIV веке в основном между Москвой и Тверью.

Но была одна особенность: этот ярлык очень долго нельзя было передать по наследству, то есть после смерти очередного великого князя владимирского хан мог его передать кому-либо из других князей. И только Дмитрий Донской в конце XIV века смог закрепить великое княжение владимирское как «отчину» за московскими князьями, что признали Орда и Литва, а также другие русские княжества. С этого времени уже можно сказать, что Москва окончательно заняла место Владимира в качестве общерусской столицы.

Тогда можно ли считать ту жесткую политическую систему, которую установил Андрей Боголюбский в Суздальской земле, предшественницей московского деспотического самодержавия?

Это очень распространенное мнение, что Андрей Боголюбский был создателем политической модели, перешедшей впоследствии в московское самодержавие. Я думаю, что это преувеличение, корни которого идут со «Степенной книги» Ивана Грозного. Разумеется, в XII веке никакого самодержавия в Северо-Восточной Руси еще не было.

Конечно, Боголюбский, как сказано в летописи, хотел «самовластец быти всей Суждальской земли», но ничего странного в подобном желании нет. Впоследствии его брат и преемник Всеволод Большое Гнездо разделил Владимиро-Суздальскую землю между своими сыновьями, и на ее территории вскоре появились новые княжества. Что касается того, что якобы в Северо-Восточной Руси при Андрее Юрьевиче сложились какие-то очень жесткие взаимоотношения между князем и служилыми людьми, то подтверждающих это данных в источниках нет. Политическая система там была в целом такой же, как и в остальных частях Древней Руси.

Что же тогда, на ваш взгляд, послужило причиной возникновения деспотических традиций в Северо-Восточной Руси? Неужели верно обывательское представление о влиянии татаро-монгольского ига?

Опосредованное влияние было. Например, существует небесспорная точка зрения, что при Батыевом нашествии в Северо-Восточной Руси значительная часть старой знати погибла и князья были вынуждены продвигать наверх людей низкого происхождения, которые были им всем обязаны. Но неверно было бы говорить о прямом воздействии Орды на политические порядки на Руси — нельзя же всерьез считать, что после поездок к ханам и знакомства с ордынскими порядками по возвращении домой русские князья тут же начинали лютовать и рубить всем подряд головы.

На мой взгляд, формирование самодержавных порядков началось в Северо-Восточной Руси в XIV-XV веках. Великое княжество Московское было зажато в тисках между Литвой и Ордой, поэтому в нем возник такой жесткий централизованный и военизированный тип государственности, где элита очень сильно зависела от князя. Это стало ответом на внешние вызовы — с другой политической системой, находясь со всех сторон во враждебном окружении, Московское государство в те времена просто бы не выжило.

Историческая картина: Андрей Боголюбский (убиение)

Изображение: картина Сергея Кириллова

Странное убиение

Как вы думаете, зачем в 1174 году Андрея Боголюбского убили?

Это в определенной мере загадочная история. Когда недавно на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском нашли граффити со списком убийц князя Андрея Юрьевича, мы с коллегами шутили, что, подобно нынешним политическим убийствам, все равно осталось неясным, кто же был заказчиком этого злодеяния. Объективно устранение Андрея было выгодно его племянникам Ростиславичам, которые после его смерти и стали управлять Суздальской землей, но никаких подтверждений их причастности не находится.

Неясно, на что рассчитывали непосредственные исполнители этого убийства, кого видели новым князем — не собирались же они объявлять во Владимире республику по новгородскому образцу? Что касается упоминания в летописной «Повести об убиении Андрея Боголюбского» и о том, что причиной расправы над князем послужил его приказ казнить одного из братьев Кучковичей, то это тоже представляется сомнительным.

Братья Кучковичи были сыновьями суздальского боярина Кучки, чьим именем вроде бы первоначально называлась Москва и которого приказал убить отец Боголюбского князь Юрий Долгорукий?

Сведения о казни боярина Кучки по приказу Юрия Долгорукого приводятся в позднейших источниках, поэтому их достоверность весьма сомнительна. Что касается связи Кучки с Москвой, то она, скорее всего, была, поскольку в источниках XII века Москва иногда упоминается под другим названием — Кучково.

Андрей Юрьевич | Encyclopedia.com

(ок. 1112–1174), известный как Андрей Юрьевич «Боголюбский», князь Суздальский (Ростовский, Суздальский и Владимирский).

Хотя историки расходятся во мнениях относительно целей Андрея Юрьевича, установлено, что он защищал традиционный порядок престолонаследия Киеву, но предпочитал жить в своей вотчине Владимира, политическое, экономическое, культурное и церковное значение которого он пытался поднять выше значения Киев.

В 1149 году отец Андрея, Юрий Владимирович «Долгорукий», отдал ему Вышгород, расположенный севернее Киева, а затем перевел его в Туров, Пинск и Пересопницу. Через два года Андрей вернулся в Суздаль. В 1155 г. Юрий снова отдал ему Вышгород, но вскоре после этого Андрей вернулся во Владимир на Клязьме. После смерти Юрия в Киеве в 1157 году ростовчане, суздальцы и владимирцы избрали Андрея своим князем. У него были самодержавные амбиции на Суздаль и, по некоторым данным, на всю Русь. Он ослабил силу вече (народное собрание), обращался с боярами как с вассалами, а в 1161 г. выселил из Суздальи своих братьев и двух племянников. Более того, он отверг могущественных бояр Ростова и Суздаля, сделав своей столицей меньший город Владимир. Он жил в соседнем Боголюбово, после чего получил прозвище «Боголюбский». Он украсил Владимир, построив Успенский собор, Золотые ворота по образцу киевских, свой дворец в Боголюбове и церковь Покрова Богородицы на реке Нерли. Он успешно расширил свои владения на земли волжских булгар и утвердил свое влияние на Муроме и Рязани. Однако создать самостоятельную митрополию во Владимире Андрею не удалось.

В 1167 г. умер Ростислав Мстиславич Киевский, и Андрей стал старшим и наиболее правомочным из Мономашичей (потомков Владимира Мономаха, царствование 1113–1125) на управление Киевом. Мстислав Изяславич Волынский опередил заявку Андрея на Киев и назначил его сына в Новгород. Андрей видел в действиях Мстислава нарушение традиционного порядка престолонаследия Киева и вызов своим интересам в Новгороде. Так, в 1169 г. он послал большую коалицию князей для изгнания Мстислава. Они выполнили свою миссию и при этом разграбили Киев. Некоторые историки утверждают, что это событие стало поворотным моментом в истории Руси; Взятие Киева означало его упадок и попытку Андрея подчинить его Владимиру. Другие утверждают, что Андрей стремился вернуть киевский престол законным претендентам на Мономашичи, потому что Киев был столицей земли, тем самым подтверждая ее значение даже после того, как она была разграблена.

Андрей нарушил традицию, не оккупировав Киев лично. Вместо себя он поставил править своим братом Глебом. Хотя Андрей смог призвать войска из Суздалья, Новгорода, Мурома, Рязани, Полоцка и Смоленска, ему не удалось утвердить свой контроль над Киевом. Его граждане, очевидно, отравили Глеба. В 1173 году Андрей приказал Ростиславичам (потомкам Ростислава Мстиславича Смоленского) освободить Киев, но позже им удалось выселить его поручиков и взять их в плен. Андрей организовал второй поход со Святославом Всеволодовичем Черниговским, которому согласился уступить контроль над Киевом, но взять город коалиции не удалось. Пока Андрей ждал одобрения Святослава на передачу Киева Ростиславичам, бояре убили его 29 июня., 1174.

См. также: боярин; киевская русь; новгород великий

Франклин Саймон и Шепард Джонатан. (1996). Возникновение Руси 750–1200 гг. Лондон: Лонгман.

Гурвиц, Эллен. (1980). Князь Андрей Боголюбский: Человек и миф. Флоренция: Ликоза Эдитрис.

Мартин, Джанет. (1995). Средневековая Россия 980–1584 гг. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Пеленски, Ярослав. (1998). Конкурс на наследие Киевской Руси ( Восточноевропейские монографии 377). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Мартин Димник

Андрей Боголюбский — Academic Kids

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с точным названием.

  • Начать статью об Андрее Боголюбском ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Andrei_bogolyubsky&action=edit ) .
  • Ищите Андрея Боголюбского в других статьях.
  • Ищите Андрея Боголюбского в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
  • Ищите Андрея Боголюбского в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу за последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте очистить ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Andrei_bogolyubsky&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средние века ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ренессанс )
    • Графики времени ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Произведения и авторы: Произведения российских писателей читать онлайн бесплатно. Скачать художественные книги русских авторов бесплатно на портале «Культура.РФ»

Литературные произведения русских писателей, созданные в период эпидемийБолезни и эпидемии одни из ключевых сюжетов в мировой и русской литературе. Писатели используют их как повод поговорить

Разное

Лекции православие: Лекции — Православный портал «Азбука веры»

Как Россия стала главной православной страной • Расшифровка эпизода • ArzamasУ вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.КурсИстория православной культурыАудиолекцииМатериалыСодержание шестой лекции из курса