Ватопедская икона: значение, в чем помогает образ Ватопедской Божьей Матери, дни празднования иконы

Разное

Содержание

Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» / Монастырский вестник

21 января /3 февраля


Образ Божией Матери «Отрада и Утешение» связан с афонским Ватопедским монастырем. На этом месте в 395 году был обретен чудесно спасшийся после морской бури сын императора Феодосия Великого Аркадий. Царевич, спавший в тени куста, рассказал, что его спасло заступничество Богоматери, к Которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма установили икону Пресвятой Богородицы и назвали образ «Отрада». 

Спустя годы к названию иконы добавилось еще одно слово – «Утешение», что было связано с чудесным спасением обители от разбойников. В 807 году Матерь Божия явилась игумену монастыря и повелела, чтобы в тот день не открывали монастырских ворот, а взошли на стены и разогнали разбойников. Настоятель заметил, что на иконе лики Богоматери и Младенца ожили. Младенец произнес: «Нет, Мати моя, путь они будут наказаны».  

Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова. Братия монастыря заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе. С того времени «Ватопедская» икона получила название «Отрада и Утешение». 


Положение ликов и рук осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. На левой руке Богоматери, как на престоле, восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа – величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Царица Небесная склонилась к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами. Этот образ представляет Христа как грозного Судию, «сменяющего праведный гнев на милость» благодаря заступничеству Царицы Небесной, как поется в акафисте: «Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая».


Икона, именуемая «Отрада и Утешение», являлась главной святыней Новодевичьего Воскресенского монастыря, основанного в 1849 г. в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Николая I. Первой настоятельницей обители была назначена игумения Феофания (Готовцева), ученица Новоезерского старца Феофана (Соколова), которая пользовалась советами многих духовных лиц, в том числе Игнатия Брянчанинова, Георгия Затворника и др.


Из истории монастыря известно, что в 1850 году возрождаемую обитель посетил иеромонах Серафим (Веснин), автор «Писем Святогорца». Через два года, благословляя настоятельницу и сестер на труды по возрождению обители, он прислал в обитель список с чудотворной афонской иконы «Отрада и Утешение». В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона. Празднование в честь иконы и по сей день торжественно отмечается в обители 3 февраля (21 января по ст. ст.).


После революции Новодевичий монастырь был закрыт, разграблен и разрушен, монахини разогнаны.


В 90-х годы жители Тамбова передали в дар в Успенский Вышенский монастырь икону, именуемую «Отрада и Утешение». Икона хранилась в келье настоятельницы монастыря игумении Нонны до восстановления Казанского собора. После освящения собора поклониться святому образу смогли многие богомольцы. Однако никто не задумывался о том, что эта икона может иметь свою историю и является главной святыней возрожденного в 1996 году Новодевичьего монастыря.


Когда старший клирик Вышенского монастыря игумен Пимен решил отреставрировать старый киот, достав икону, с обратной стороны он прочитал надпись: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистыя Матери, да будет благословение Святой Афонской Горы и Старцев Руской Понтелеймоновой обители на месте идеже волею Августейшаго монарха Николая I-го по благоволению свыше воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего Пресвятаго Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи излиется милость и спасение Твое в роды и роды на Царствующий Град и всю Россию. Празднуется сей иконе Генваря 21-го».



Прочитав надпись, игумен Пимен понял, что эта икона – главная святыня Новодевичьего Воскресенского монастыря Санкт-Петербурга, о чем поставил в известность настоятельницу Вышенского монастыря игумению Веру. Было принято решение обратиться за благословением к правящему епискому Скопинскому и Шацкому Владимиру, чтобы сообщить о найденной святыне настоятельнице Новодевичьего монастыря игумении Софии.


Точный список с чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» была подарена Новодевичьему монастырю настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом во время его посещения 16 ноября 2010 года. Икона находится в Афонском храме монастыря.


«Не случайно то, что сейчас эта икона прибыла к вам. Ничего нет случайного в этом мире. Один из духовников Святой Горы был здесь, и здесь теперь присутствует Богородица в ином образе и снова связывает духовно этот монастырь со Святой Горой. Связь этой обители со Святой Горой – это живое общение через святоотеческую традицию. Молимся смиренно, чтобы Ее молитвами эта обитель стала настоящим истинным духовным центром, духовным оазисом, как колодец Иакова, откуда люди пили воду. И чтобы у этого колодца люди нашли Христа, как нашла Его самарянка, и как Христос сказал самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4.14).» — сказал архимандрит Ефрем, передавая икону.


Тропарь


глас 4


К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

 

Кондак


глас 8


Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ Радуйся, Невесто Неневестная.

Икона Божией Матери “Отрада и Утешение”

“В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь.

У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

В молитве иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» есть прошение укрепить нас в святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение”.

Слово Патриарха Кирилла
в день празднования иконы Божией Матери
“Отрада и Утешение”

Священный великий монастырь Ватопед

В иерархии монастырей Святой Афонской горы Ватопед — второй после Лавры преподобного Афанасия. Расположен он на восточном побережье полуострова между монастырями Эсфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Как полагают некоторые исследователи, монастырь возник на месте церкви, построенной в начале IV века императором Константином Великим и разрушенной Юлианом Отступником. Раскопки в 2000 году позволили обнаружить древнехристианскую базилику, на руинах которой в X веке и вырос соборный храм в его современном виде.

Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием Великим. У правителя было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, Феодосий отправил молодую чету, а также двоих своих сыновей в Рим. На обратном пути по морю в Константинополь возле местечка Имброс юного Аркадия во время шторма волной выбросило за борт корабля, и он исчез в пучине. Сам корабль нашел прибежище от бури неподалеку от места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И именно там погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Юноша рассказал, что его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь. В благодарность за спасение сына император Феодосий на этом месте воздвиг монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого — «куст отрока»).

Вид монастыря Ватопед на Святой горе Афон с высоты птичьего полёта

На фото в центре видны купола соборного ватопедского храма

Духовный расцвет монастыря связывают с именами преподобных Афанасия, Николая и Антония, учеников преподобного Афанасия Афонского. По его благословению во второй половине Х века они отправились жить в эти места, где тогда находились кельи отшельников более ранних времён.

Уже спустя столетие монастырь процветал. Щедро поддерживаемый византийскими императорами, Ватопед был не просто богатым и привилегированным, но и управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых до наших дней не сохранились.

В последующие века Ватопед, как и Афон в целом, ожидала драматическая история: ужасающие по своей жестокости набеги крестоносцев и разбойников, турецкое иго — всё это несло мученическую смерть братии, пожары и разрушения.

Главное нынешнее сокровище Ватопеда — это сонм просиявших в нём святых. Шестьдесят шесть подвижников, живших в обители, канонизированы и прославлены Церковью. Среди них — преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.

Вследствие войн ХХ века и политических событий в новейшей истории Греции обитель пришла в упадок, но в 1990 году с приходом в Ватопед братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) монашеская жизнь возродилась с новой силой, и сегодня древняя обитель предстаёт в своём расцвете.

Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижничеством древних и современных насельников, но и святынями, среди которых — чудотворные иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.

«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но, как Судия, имеет строгий вид.

Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.

Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо

В этой нише до перенесения в специально построенный придел находилась чудотворная икона

Чудотворная икона, украшенная чеканным серебряным окладом. На образе виден суровый лик Спасителя

После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она пребывает доныне. Никогда не угасает затепленная перед ней лампада. Каждый день в параклисе служится молебен, а каждую пятницу совершается Божественная литургия. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.

В этом чуде даётся ещё одно подтверждение древнему убеждению Православной Церкви о силе материнского дерзновения Богородицы ходатайствовать о грехах человеческих к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».

Чудотворная Ватопедская икона на Руси

Икона Божьей Матери «Отрада и Утешение» относится к редким иконографическим сюжетам: даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных зачастую нет.

Появление изображения Афонской святыни в русском искусстве относится к началу XVI века. Чуть раньше, с XV века, встречается интерес к святогорским обителям в литературных памятниках, в частности, к Ватопеду. Самое первое известное описание Афона датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. Приблизительно в это время уже была известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е годы XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Помимо этого в летописях сохранились неоднократные упоминания о приездах греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли святогорцев. Так, в 1515 году с возвращающимися из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню, и прошения молитв была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, в которой Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком — будущим преподобным Максимом Греком.

Икона преподобного Максима Грека

В конце XV века преподобный Максим, на то время монах доминиканского монастыря во Флоренции, находился в центре богословской жизни Италии. В 1505 году он навсегда покинул Запад, оставил католичество и направился на Афон, духовный центр восточного Православия, где принял монашество в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному преподобный Максим вспоминал о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни.

В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими познаниями сразу же привлек внимание современников. Его произведения об обителях на Святой горе Афон пользовались большой популярностью, а в его келье собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Именно с Максимом Греком и его пребыванием в русской столице связан особенный подъём интереса к Афону, а также история появления на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Промыслительно, что празднование этой иконы и память преподобного Максима приходятся на один день — 21 января (3 февраля по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский и его келейная икона

Икона святителя Димитрия Ростовского

Самая ранняя известная русская «Богоматерь Ватопедская» — келейный образ, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому и часто изображавшийся на его иконах.

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров на Киевщине в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латынь, а также ряд классических наук.

В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий — в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец, там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Беларуси, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал он сам, душа его наполнилась образами святых, укреплявшими его дух и тело, вселявшими веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим архимандрит Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника оценил патриарх Адриан, и в 1701 году указом Петра Первого отец Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время из-за важности научного труда и ввиду слабости здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года как митрополит Ростовский.

Образ Божией Матери, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому (на фото видно, что это зеркальное изображение иконы “Отрада и Утешение”)

Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» была привезена святителем Димитрием в Ростов как келейная (то есть та, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая). Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда подходила к концу его земная жизнь. После его смерти икона около месяца находилась рядом с гробом митрополита в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого и после погребения была оставлена при могиле в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора.

Через 42 года после смерти святителя открылось нетление его святых мощей: прогнившие бревна пола над склепом митрополита Димитрия провалились, упали на гроб, и под рассыпавшейся крышкой тело его было обретено нетленным. Как от благодатного источника, от мощей стали происходить чудесные исцеления.

Все эти годы память о святителе жила в народе, и все, обращающиеся к нему в молитве, возносили свои прошения перед его келейным образом — иконой Богородицы «Отрада и Утешение». Здесь совершались молебные пения и панихиды по святителю после обретения его мощей, до появления первых икон с его изображением. При описании многочисленных чудес у мощей митрополита Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице также возносились горячие молитвы паломников. В связи с этим в Ростове списки с этой иконы получили широкое распространение.

Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта святыня? Считается, что Ватопедский образ Божией Матери был тем самым, которым родители благословили его на монашество.

Есть и другое мнение: 13 сентября 1689 года во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери за труд составления житий святых, о чём святитель сделал запись в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона — список с Афонской святыни — хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, соответственно, за писательский труд наградил патриарх и святителя Димитрия. Образ был украшен окладом и едва виднелся под потемневшей олифой, поэтому святитель в своих дневниковых записях назвал его просто — образ Божией Матери.

В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В его дневнике содержится описание такого события: в 1700 году, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».

Святитель Петр (Могила)

Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах.

Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел окончить при жизни, и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем, осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма.

По этой причине в своем дневнике святитель Димитрий назвал икону московской — по её происхождению от царского двора, поскольку непосредственно «Московской» иконы не существует. Исследователи предполагают, что это и был образ Божьей Матери «Отрада и Утешение»

Икона «Отрада и Утешение» в Киеве

В начале 2010 года в Ватопеде была написана точная копия чудотворной иконы — в благословение женскому монастырю в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение» на Киевщине.

Множество людей обращаются к Божией Матери перед этим списком с Её иконы, и уже известны случаи явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Киот иконы являет собой точную копию киота Ватопедского чудотворного образа.

Также в нашем монастыре находится абсолютная копия келейной иконы святителя Димитрия Ростовского «Отрада и Утешение», написанная в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова.

Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. И в наши непростые времена оно укрепляет верующих в уповании на заступничество Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.

Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая!

Ольшанский женский монастырь. Точная копия с Ватопедской иконы Божией Матери “Парамифия” (это название не имеет точного русского перевода и обозначает понятие “отрада” или “утешение”)

Чудотворные иконы – Святые мощи

Профессор богословия Салоникского университета Георгиос И. Манцаридис

 

На Святой Горе много чудотворных икон и бесчисленное множество святых мощей; наибольшее количество чудотворных икон – иконы Божией Матери, Пресвятой Богородицы. В церкви Протатона можно увидеть икону Аксиона Эстина; в Иверском монастыре Портитисса; в монастыре Дохиариу, Горгойпекоос; в монастыре Хиландари, Тричеруса; и есть другие в других монастырях. Но наибольшее количество чудотворных икон Богородицы хранится в святом монастыре Ватопеди: а) Богоматерь Вематарисса или Ктиторисса, б) Богоматерь Парамифия, в) Богоматерь Эсфагмени, г) Богоматерь Антифонетрия, д) Богоматерь Элеовритисса, е) Богоматерь Пироволетейса и ж) Богоматерь Пантанасса.

Богоматерь Вематариса или Ктиторисса находится на синтроне* в святилище монастырского католикона и связана со следующей традицией. В Х веке, когда в монастырь вторглись арабы, диакон-монах Савва поспешил спрятать икону в колодце алтаря вместе с крестом Константина Великого.

Ему даже удалось поставить перед ними горящую свечу. Этот дьякон-монах в конце концов был отправлен пленником на Крит. Но через 70 лет, когда он был освобожден и вернулся в монастырь уже в глубокой старости, то упросил Николая, игумена монастыря, открыть колодец, и там нашли икону и крест в вертикальном положении на поверхности вода с горящей свечой.

Богоматерь Парамифия находится на стене правого клироса часовни, носящей имя иконы. Эта икона снята с росписи в экзонартексе католикона и по традиции датируется XIV веком. Предание повествует, что в один день, когда игумен передавал ключи от монастыря привратнику, он услышал от иконы увещевание, что вместо того, чтобы открывать ворота, монахи должны взобраться на стены монастыря, чтобы отразить нападение пираты. Увещевание повторилось во второй раз. Когда игумен повернулся к иконе, Святой Младенец протянул руку, чтобы закрыть уста Богородицы. Но Богородица, взявшись за руку Христа и обратив лицо свое к игумену, повторила увещевание. После этого монахи устремились к стенам монастыря и отразили уже окруживших его пиратов. С тех пор монахи из благодарности держат перед иконой горящий вечный огонь, а также ежедневно совершают молебную службу.

Богоматерь Эсфагмени  настенная роспись в притворе капеллы Святого Димитрия (14 век). По преданию, служитель католикона, который по своим обязанностям обычно опаздывал в трапезную, однажды проголодался, потому что монах, обязанностью которого было подавать пищу, отказался накормить его.

После этого он вернулся в церковь, с негодованием повернулся к иконе Божией Матери, упрекнул ее в несправедливости и ударил ее ножом по лицу. Из образовавшейся раны начала литься кровь, а сам монах ослеп и потерял сознание. Три года он занимал стойло напротив иконы, плакал и просил прощения. Наконец Богородица простила его и исцелила, но назначила наказание ранившей ее руке. Таким образом, после смерти монаха и при его эксгумации, хотя остальная часть его тела разложилась, правая рука осталась черной и неповрежденной. Эта рука до сих пор хранится в католиконе монастыря.

Богоматерь Антифонетрия, настенная роспись в области притвора между центральным нефом и экзонартексом католикона, получила свое название от ответа Богородицы императрице Плацидии, дочери Феодосия Великого.

Согласно преданию, Плацидия однажды посетила монастырь и попыталась войти в католикон через маленькую боковую дверь. Затем она услышала от иконы следующие слова: «Что тебе, женщине, нужно здесь, на этой территории монахов? Оставайтесь на месте и не делайте ни шагу дальше». Испугавшись, императрица покинула монастырь и построила на свои средства и на том самом месте часовню св. Димитрия.

Икона Богоматери Елеовритиссы датируется 14 веком и находится в маслохранилище монастыря. С ее именем связано следующее чудо. Когда-то, когда в монастыре не хватало масла, смотритель елейных сосудов блаженный Геннадий давал масло только для нужд Церкви.

Однако монастырская кухарка возразила настоятелю, который, уповая на провидение Богородицы, распорядился, чтобы и братии давали масло. В свое время, в один из своих визитов в кладовую, Геннадий заметил, что масло выливалось из сосудов и даже начало приближаться к двери.

Богоматерь Пироволетейса изображена на перемычке внешних ворот монастыря. В апреле 1822 года, когда к монастырю подошел турецкий гарнизон, один из воинов выстрелил в икону, и пуля пронзила правую руку Богородицы. После этого солдат потерял рассудок и повесился на одной из оливковых деревьев перед монастырем, в то время как остальная стража испугалась и бежала.

Богоматерь Пантанасса, икона XVII века, находится на левом иконостасе собора. Первое чудо, совершенное этой иконой, связано с неким юношей, занимавшимся черной магией. Когда он вошел в церковь и приложился к иконе, блеснул лик Богородицы и могучая сила повергла его на землю. Молодой человек был побежден и изменил свой образ жизни. Этой иконе приписывается также исцеление многих больных раком.

Истина иконы заключается в человеке, которого она изображает. Истина иконы Богородицы заключается в лице Богородицы. Именно это освящает и придает благодати иконе. Старые священные иконы, какими бы изношенными они ни были, никогда не выбрасываются как бесполезные вещи, а либо благоговейно откладываются куда-нибудь, либо сжигаются дотла. Они также используются во время освящения мира. Наконец, во многих случаях, когда фигура на иконе затемняется или даже стирается, дерево или, в более общем случае, поверхность, на которой она была написана, используется либо для повторного написания того же изображения, либо для другой иконы вообще. . Есть много икон, даже чудотворных, относящихся к очень ранним периодам, которые сохранились до наших дней либо с новыми, наложенными изображениями, либо в виде переписей.

Материя не может быть отделена от Бога. Это Его творение, и оно причастно Его творческой и провиденциальной энергии. В частности, та материя, которая представляет образы святых лиц, икона, составляет предмет почитания и «исполнена божественной энергии и благодати». Однако это происходит не из-за того, что он имеет какую-то самобытность по своей природе, а из-за его связи с изображаемым лицом. Икона раскрывает не природу, а ипостась изображаемого. В иконах Богородицы раскрывается не Ее природа, а Ее ипостась. По этой причине мы чтим икону по отношению к человеку. Всякая икона Богородицы есть Богородица, потому что имеет Ее подобие. По этой причине на иконе Богородицы мы читаем не атрибуцию: «образ Богородицы», а «Богородица». По своей природе икона бывает из дерева, металла, краски или какого-либо другого материала. Однако в свете его отношения к человеку, которого он изображает, это Богородица или образ Богородицы. Это Богородица как тезка изображенной и проявление ее архетипа.

Икона действует по милости изображаемой фигуры. С этой точки зрения всякое четкое различие между чудотворными и нечудотворными иконами неправомерно. Однако некоторые иконы, явившие весьма явную благодать и связанные с конкретными чудесами, обыкновенно именуются чудотворными. Благодать этих икон устанавливает особое благословение, которое можно связать и со святостью создавших их иконописцев. Более того, в православной традиции широко признается тесная связь между молитвой и иконотворением. Иконописцы вкладывают, так сказать, свои молитвы в иконы и вызывают благодать лиц, которых они изображают. Но и эта благодать связана с изображаемым лицом и в конечном счете исходит от Бога. Именно он совершает чудо, независимо от того, относится ли просьба непосредственно к какому-либо святому. Тем самым изображенный человек, отсылающий к своему прототипу, сохраняет открытым общение верующего с Богом.

Истина Церкви имеет ипостасное качество. Оно присуще человеку и проявляется в человеке. Черты святого, изображенные на иконе, делают его присутствие ощутимым. Более того, сам святой и прежде всех других святых Богородица есть творение «по образу Божию». В иконе зиждется близость человека к Богу. Христос есть «икона невидимого Бога». Человек — существо, архетипом которого является Христос. И отношение человека к Богу иконическое, то есть личное, живое, истинное. Вот почему Православие отождествляется с правдой икон и празднуется в праздник их восстановления. Верующему достаточно правильно рассматривать икону и руководствоваться ею к первообразу.

Отождествление Православия с иконной истиной обнаруживает его отождествление с истиной личности или ипостаси. Для Православной Церкви абсолютной истиной является Триипостасный Бог: невидимый Бог-Отец, Сын Божий, являющийся иконой «невидимого Бога», и Святой Дух, Который, как икона «Сына делает человека жилищем Христа, даруя ему свою ипостась «по образу Божию». Человек созревает как ипостась, когда он приближается к истине Триипостасного Бога через рукотворные иконы. Вот почему у нас есть иконы Христа, а также иконы Богородицы и святых. Таким образом, человек, обладающий телом и не способный напрямую относиться к духовному миру, направляется к ним «для телесного созерцания».

Натуральную икону можно отличить от прототипа по ипостасным признакам. Отсюда и собственное название. Естественным образом Отца является Сын. А естественным образом Сына является Дух. С другой стороны, артефактная икона отличается от первообраза по своей природе и без него не имеет никакого значения. Имя артефактного значка — это имя прототипа. Имя иконы Христа — Христос, Богородицы — Богородица и т. д. И почитание, которое воздается иконе, обращено к первообразу. Икона — это «локус» встречи с прототипом.

Соответственно, как честь, воздаваемая иконе, направлена ​​на ее оригинал, так и всякое оскорбление, нанесенное ей. Чудеса, с которыми связаны две чудотворные иконы монастыря, являются примерными наказаниями за оскорбительные деяния. Богоматерь Эсфагмени наказала того, кто ранил ее. И когда он продемонстрировал свое искреннее раскаяние, она позволила оскорбительному поступку остаться клеймом с черной, неиспорченной рукой. Богоматерь Пироволетейса доводила обидчика до отчаяния. Таким образом был не только освобожден монастырь, но и доведено оскорбление до проклятия. Священная человеколюбие не отменяло божественного порядка.

Православная Церковь, кроме того, высоко чтит священные реликвии, являющиеся вещественными свидетельствами исторического присутствия святых в мире. Монастырь Ватопеди богат святыми реликвиями. Они насчитывают около тысячи предметов и происходят от около 150 святых Церкви. Среди них особое место занимают перст святого Иоанна Крестителя, священные черепа святителей Григория Богослова, святителя Иоанна Златоуста, мучеников Меркурия и Иакова Персидского, праведных основателей монастыря: Николая, Афанасий, и Антоний, и новоявленный чудотворец Евдоким, и другие; части священных черепов Стефана первомученика, Модеста священника-мученика, Пелагии-девы-мученика, Феодосии-мученика Константинопольского, Харалампия-священника-мученика, преподобных Сергия, Вакха, Феодора, полководца, Флора, Ареты и других. Кроме того, монастырю принадлежит десница апостола Андрея, святых Макрины, святых Пантелеимона, святых Трифона и святых Прокопия; подножие апостола Варфоломея и святой Параскевы Младшей, святого Пантелеймона, святого Феодора Тирона, священника-мученика Ермолая; и фрагмент десницы святой великомученицы Екатерины и другие.

Святые являются Духоносцами не только на период своего земного существования, но и после смерти. Благодать Святого Духа неизгладимо пребывает в их телах и не отделяется от их святых мощей. Мощи, однако, не являются прообразом, как святые иконы, а являются осязаемыми остатками самих тел святых. Честь, воздаваемая мощам святых, есть честь, обращенная к самим святым. Еще раз, это честь, которая обращена к их личности или их ипостаси. В случае священных реликвий мы не различаем формы святых; напротив, сама материя несет их особую благодать, ибо благодать обитает в их освященных телах. И когда верующий с верой и чистым сердцем почитает мощи святого, он соприкасается с обитающей в них благодатью.

Православная Церковь оказывает должное почитание тем предметам, которые связаны со спасительным делом Христа, а также любым личным вещам святых, например вещам, имевшим какую-либо связь с их живыми или мертвыми телами. Действительно характерно, что даже они называются священными или святыми мощами. В быту предметы, связанные с близкими, особенно с умершими, сохраняются с любовью и уважением. В некотором смысле их понимают как продолжение их тел; как вещи, которые украшали их тела. То же самое относится и к предметам, которые связаны со святыми. Точно так же они рассматриваются как имеющие связь со святым и почитаются как возможности сослаться на его личность. Еще раз причиной того, что они почитаются, является правда человека. Но Духоносный человек открывает новые перспективы. По этой причине честь фиксируется здесь не чисто на эмоциональном уровне, существование которого, конечно, вполне естественно, но и на онтологическом уровне. Эти предметы сохраняют благодать святого, потому что были связаны с его личностью и его жизнью.

Главные позиции среди святынь, находящихся на хранении в Монастыре, занимают фрагменты Животворящего Дерева Креста и Трость Страстей Христовых Спасителей. Сразу за ними следует Пресвятой Пояс Богородицы, являющийся одной из редчайших реликвий Ее земной жизни. По преданию, Святой Пояс был сделан самой Богородицей из верблюжьей шерсти. Императрица Зоя, супруга Льва VI Мудрого, в благодарность за чудесное исцеление вышила Пояс золотыми нитями, в таком виде он сохранился и по сей день, но разделив его на три части. Сначала Пояс хранился в Иерусалиме, а затем в Константинополе, где в XII веке, во времена правления Мануила I Комнина (1143–1180), 31 августа было учреждено официальное празднование в его честь. В конце концов Иоанн VI Кантекузин (1347-1355), питавший особую привязанность к Ватопедскому монастырю, что подтверждается многими свидетельствами, подарил его братству. С тех пор Святой Пояс хранится в Ватопедах, теперь уже в серебряном футляре более современной даты, на котором изображен монастырь. В нижнем правом углу ремесленник поместил фигуру жертвователя, императора Кантекузина, с надписью, относящейся к его подарку монастырю. Бесчисленны чудеса, сотворенные до сего дня Святым Поясом. Его ценность неоценима из-за его связи с Богородицей. Именно она обладает благодатью и ей принадлежит чудодейственная сила, которая разнообразными путями передается верующим.

Афонские иконы — Христианство Искусство

ПОЗВОНИТЕ НАМ ПРЯМО СЕЙЧАС
+30 210 3210840

Сортировать по:

FeaturedBest SellingName, A-ZName, Z-APrice, от низкой к высокой цене, от высокой к низкой дате, от новой к старой дате, от старой к новой

  • Сериографическая икона, выполненная на холсте с цветным фоном на состаренном натуральном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Распятский монастырь Святой Ватопедский монастырь…

    От €18,80

  • Сериографическая икона, выполненная на холсте с золотым фоном на резном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Христос из Святого Ватопедского монастыря Лик…

    From €21,30

  • Сериографическая икона выполнена на холсте на дереве в металлической раме, украшенной эмалью. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Дева Мария Агиа Зони (Святой Пояс) Единственная…

    От €18,00

  • Сериографическая икона, выполненная на холсте с золотым фоном на резном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Богородица Пантанасса Икона Богородицы Пантанассы…

    От 21,30 €

  • Сериографическая икона, выполненная на холсте с цветным фоном на состаренном натуральном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Христос из Святого монастыря Ватопед Лик…

    От €18,80

  • Сериографическая икона на холсте на дереве, в серебряном окладе, местами позолоченная, в деревянном окладе. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Дева Мария Аксион Эсти Согласно…

    От €47,50

  • Сериографическая икона, выполненная на холсте с цветным фоном на состаренном натуральном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Богородица из Ватопеда (фрагмент) Фрагмент из…

    От €18,80

  • Сериографическая икона, выполненная на холсте с цветным фоном на состаренном натуральном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Дева Мария Парамифия Имя «Парамифия», означающее утешение, было…

    From €18,80

  • Сериографическая старинная икона, выполненная на холсте с золотым фоном на резном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Христос из Святого монастыря Ватопед…

    69,90 €

  • Сериографическая старинная икона, выполненная на холсте с золотым фоном на резном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Христос Пантократор Икона подлинная…

    €222,00

  • Сериографическая старинная икона, выполненная на холсте с золотым фоном на резном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Богородица Пантанасса Икона Богородицы…

    От €69,90

  • Старинная сериографическая икона, выполненная на холсте с золотым фоном на резном дереве. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Дева Мария Парамифия Имя «Парамифия», что означает…

    От 69,90 €

  • Сериографическая икона на холсте на дереве, в серебряном окладе, местами позолоченная, в деревянном окладе. С этим значком вы получите бесплатную подставку. Христа из Святого монастыря…

    От 47,50 €

  • Сериографическая икона на холсте на дереве, в серебряном окладе, местами позолоченная, в деревянном окладе. С этим значком вы получите бесплатную подставку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

История одного колокола: История одного колокола – Православный журнал «Фома»

История одного колокола – Православный журнал «Фома»Приблизительное время чтения: 10 мин.-100%+Код для вставкиКод скопирован
(правдивая сказка)На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла

Разное

Что такое основы светской этики: Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ

Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМНам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они

Разное

Теории карл маркс: Марксизм как осмысление и практика современности – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Карл Маркс. Материализм и теория антропогенеза

Так называемое вульгарное представление