Варсонофий оптинский старец: преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Разное

ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ — Древо

Прп. Варсонофий Оптинский, схиархимандрит

Варсонофий (Плиханков) (1845-1913), схиархимандрит, Оптинскийстарец, преподобный

Память 1 апреля, в Соборах Оптинских старцев и Самарских святых

В миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И… отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!.

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя, Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным, постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии.

…Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий…

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.

Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха…

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции… Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться»…

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло… Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой…» — «Это он тебя не слышит, — отвечает старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса и он покорно кивает головой… После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте…» Причащался старец ежедневно.

1 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4634.htm

Читать онлайн «Духовное наследие», Варсонофий Оптинский Преподобный – ЛитРес

Молитва последних Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя.

Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступившего дня и все события в течение его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить Тебя за всё и любить.

Аминь.

Житие преподобного оптинского старца Варсонофия

(1845–1913)

Преподобный отец наш Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет – большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Возможность к стяжанию всех мирских благ. И… отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил.

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского[1], долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор, в какой обители положить начало иноческому подвигу. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем – статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии[2].

…Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла:

– Павел Иванович приехали.

– Вот и слава Богу, – спокойно отозвался преподобный Амвросий…

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию[3], а затем к преподобному Иосифу[4].

Через год, 26 марта 1863 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен во иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха…

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается русско-японская война, и преподобный Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский[5], преподобный старец Варнава Гефсиманский[6]. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже «воздвизалось напастей бурею», люди утопали в его волнах…

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С.М. Лопухина рассказывала, как, приехав шестнадцатилетней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее, позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться».

Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз – только по послушанию. В 1910 году, также за послушание, ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому… Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И, как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И, как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь. Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь – следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», – поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, – растерянно восклицает мать, – он же глухой…» – «Это он тебя не слышит, – отвечает старец, – а меня слышит», – и снова произносит что-то шепотом в самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой… После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

 

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте…». Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».

Келейные записки

(1892–1896 гг.)

Слово живое

[7]

Имя отца Варсонофия (Плиханкова) занимает особое место в ряду имен великих оптинских старцев. Он был одним из духовных светочей России в наиболее тяжелый, предреволюционный период 1903–1913 годов. Дар пророчества, явленный схиархимандритом Варсонофием, соединился у него с даром глубочайшего разумения Священного Писания и Предания Православной Церкви. «Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старцев, озаренных светом при их молитве. Видели и старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии… Поистине он уподобился своим великим предшественникам и «встал в победные ряды великой рати воинства Христова», как сам же писал… еще в 1903 году»[8].

Павел Иванович Плиханков родился в казацкой семье под Оренбургом. Служил полковником при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане. 26 декабря 1891 года его произвели в генералы. В этот же день он оставляет все, уходит от мира и вступает в братство Козельской Введенской Оптиной пустыни. Под свое окормление его взял отец Анатолий.

Отец Варсонофий оставил богатое литературное наследие: проповеди, толкования на Библию, записи бесед с духовными чадами, скитские летописи, историческое описание монастыря и многое другое.

11 июля 1910 года отец Варсонофий был келейно пострижен в схиму. По наущению врагов Церкви старца перевели в Старо-Голутвин монастырь настоятелем, где он 1 апреля 1913 года скончался 67 лет от роду. Честные останки схиархимандрита Варсонофия покоятся у юго-восточной стены Введенского собора Оптиной пустыни.

А

Ахтырская икона Божией Матери, что в Вознесенской церкви города Козельска.

Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря[9] отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: «Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: «Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери»[10]. Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно».

После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней. По сие время святая икона находится в Вознесенской церкви Козельска и почитается жителями как чудотворная.

Воскресенье 8 мая – память святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Арсения Великого.

Обычная обедня в скиту. Повечерие в 3,5 часа и бдение в 6,5 часа, тоже в скиту. 28 мая 1865 года я прибыл из Петербурга в Москву. Страшно и больно вспоминать это ужасное время моей жизни. Поистине милосердие Господа неизреченно, ибо исхитил меня из челюстей адовых…

Погода стоит великолепная. Все не могу собраться с духом, чтобы продолжить статью об иночестве, предназначаемую для «Душеполезного чтения». Обширность и серьезность темы пугают меня, а главное – моя собственная неподготовленность, ни теоретическая, ни опытная.

* * *

Сегодня отец Венедикт сказал мне, что собирается в Кронштадт к отцу Иоанну и что батюшке отцу Анатолию предполагается воздвигнуть памятник. Рассказал сон, виденный одной монахиней, которой будто отец Анатолий объявил, что едва спасся от адских мук и спасли его молитва Иисусова, им творимая при жизни, любовь к людям и еще что-то, что – я позабыл. Мне сделалось как-то страшно от этого рассказа отца Венедикта. «Что же я-то? – подумал невольно про себя. – И если праведный едва спасается, то грешный где явится?»

Состояние духа спокойное, хотя пред трапезою чувствовал некоторое смущение.

Б

Безмолвие. Безмолвие приносит плач, паче очищает человека, омывает душу и творит ее безгрешну. (Преп. Петр Дамаскин. Творения. М. , 1993. Кн. 1. С. 77.)

Благодать означает буквально благой дар (2 Тим.1:8–9).

Под именем Божественной благодати должно разуметь всякий дар Божий, вещественный или духовный, который дается людям по любви Божией, без всякой с их стороны заслуги, например: жизнь, здоровье, душевные способности. (Источник не обозначен.) [Примеч. схиархимандрита Варсонофия.]

* * *

Душа человеческая верою и благодатию Христовою, при посредстве слуг Христовых и строителей тайн Божиих, сбросила греховную плоть и обновилась до того, что черты ветхого человека, растленного грехом, стали незаметны. Нельзя сказать, чтобы и в ветхом человеке до обновления верою Христовою ничего не осталось хорошего в нравственной жизни. В мире языческом встречались примеры нравственных достоинств. Но к этим достоинствам примешивалось немало нечистого. Например, и язычникам была свойственна любовь к ближним, но она не простиралась на врагов. И между язычниками были люди, которые удерживались от мести обидчикам, но так они поступали не по любви, а единственно по гордости и презрению к ним. И язычники иногда терпеливо переносили беды и напасти житейские, не роптали и не жаловались на свою жалкую участь, но терпение и равнодушие их были следствием суеверия и веры в слепую судьбу, неумолимый рок (fatum), тогда как христианское терпение соединено с преданностью воле Божией, благой и премудрой.

Такова сила и благотворное влияние Христовой веры на нравственную жизнь человека (Душеполезное чтение. 1897. Август. С. 591).

Богомыслие – святое размышление: 1) о Вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном Воскресении и Вознесении Его на Небо; 2) о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем; 3) о прочих подобных глубоких тайнах христианства (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Т. 5. С. 118).

В

Вера. Одна есть общая вера – православная, то есть правые догматы о Боге и Его творениях, мысленных и чувственных, как по благодати Божией приняла Святая Соборная Церковь, и другая вера – видения, то есть познания, которая отнюдь не противится родившей ее, но еще более ее утверждает. Первую мы получаем от Божественного Крещения по благодати Христовой, а не от дел, то есть соблюдения заповедей и терпения искушений; вторая же, то есть великая вера видения, рождается в нас после [внутреннего] делания, и об этой именно вере, то есть вере видения, сказал Господь: аще бысте имели веру яко зерно горушно (Лк. 17:6) (Преп. Петр Дамаскин. Творения. М., 1993. Кн. 2. С. 6).

Видение. В отеческих писаниях различается деяние и видение. Деяние – исполнение заповедей, а видение – созерцание умом таинств, не подлежащих чувствам. Искать его отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести (Жизнеописание монахини Магдалины. СПб., 1878. С. 16).

* * *

Возмездие[11] безмолвия и прочих деланий в нынешнем веке есть видение (созерцание) существующего, то есть творения Бога и откровение таинств в Божественных Писаниях, а в Будущем Веке – ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, Яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). (Там же. С. 33.)

* * *

Со мной в корпусе, в соседней келии рядом, живет послушник Федор, родом из Вологодской губернии, Тотемского уезда, из посада Васчи [?], лет двадцати с небольшим. Весьма набожный, простосердечный, общительный и ласковый ко всей братии. Кажется, его все любят, каждому он старается услужить. Вот что он мне рассказал: «Недалеко от нашего посада есть село Липки. В этом селе был священник, человек еще не старый, лет тридцати пяти, родственник наш. Однажды он был со своей женой на свадьбе у одного посадского; разговорились между прочим о приражениях вражеских, то есть о привидениях. Священник начал отрицать существование бесов, говоря, что он их не видал, что это все выдумка. Нужно заметить, что священник отличался трезвенной жизнью и если позволял когда выпить немного, то единственно сладкой водки, то есть наливки, или виноградного вина.

После пира, выходя из комнаты на крыльцо, он вдруг, обращаясь к жене, которая шла за ним, сказал: «Посмотри! Вон он[12] стоит, да какой высокий, выше крыши сарая!» – и с этими словами сошел с ума. В таком положении он находится несколько лет. По наружности спокоен и иногда рассуждает правильно, даже хозяйством заправляет, но в церковь не ходит никогда. Когда его спрашивают и говорят: «Батюшка! Вы бы в церковь сходили!» – он отвечает: «Я и вам бы не советовал ходить». Так наказывается иногда грех неверия.

* * *

Проживающий в нашем скиту на покое игумен отец Феодосий[13] рассказывал мне, что, когда он лет двадцать тому назад жил на монастырской даче Оптиной пустыни, во время совершения им молитвы Иисусовой он внезапно услыхал хор чудных голосов, поющий «Побеждаются естества уставы…». Подобного пения он никогда не слыхал в своей жизни, столь оно было сладостно, что, казалось, душа его отрешилась от тела. Это было ночью. Пение неслось как бы с неба.

 

Он же рассказывал, что также во время совершения молитвы Иисусовой он внезапно увидел ночью несколько усопших оптинских старцев, и в том числе отца Климента (Зедергольма)[14]. Пели они «Достойно есть». Пение было весьма усладительное, и он сам присоединился к поющим. По окончании пения отец Климент подходит к нему, кладет ему руки на плечи и говорит: «Высоко берешь!» – и затем все исчезло. Когда отец Феодосий рассказал об этом видении отцу Амвросию, старец сказал: «Да! Этот сон замечательный!». Но почему он назвал видение сие сном, отец Феодосий спросить не решился.

* * *

Он же, отец Феодосий, рассказывал о видении, бывшем одному из скитских иноков-старцев, имени которого не назвал. Стоит сей инок-старец на правиле (в сборной калии) и видит, что, вместо обычной лампады, пред иконами зажжено множество мелких свечей, копейки по 3, а между ними шесть свечей больших, копеек по 15 и 20. Он никому об этом видении не сказал, а только открыл отцу Амвросию. Последний объяснил, что мелкие свечи знаменуют скитян, которые будут жить в скиту после него, а крупные свечи знаменуют также скитян, но более совершенных по жизни, каких будет не более шести. Видение было во время вечернего правила.

От себя замечу, что во время переноса тела усопшего отца Анатолия (начальника скита) из церкви Марии Египетской в Казанский собор 28 января 1894 года одна из монахинь шамординских, придя в исступление, кричала: «Шесть монахов в скиту сняли батюшку с креста!» Нет ли здесь некой таинственной связи?

* * *

Сегодня, 15 августа 1896 года, отец Димитрий-слепец рассказывал мне нечто дивное. Лет двадцать тому назад, когда он жил на даче, как-то пришлось ему остаться там одному. Это было накануне «Владимирской»[15], то есть 22 июня. Вышел он часов в 12 ночи на крыльцо своей калии и вдруг слышит множество голосов: «Волшебница идет!» Видит, что из-за ближнего леса выходит в небе темное облако и в нем как бы лодка, а над нею как бы цветы. В лодке, на корме, стоит человек.

Облако с лодкою медленно шло по небу и скрылось за лесом. Видение продолжалось с полчаса. Старцу об этом он не объяснял. Сказывал только бывшему казначею отцу Савве и больше никому. Значения видения не понимает.

* * *

В нашем скиту живет года три монах Софроний. Будучи на Афоне, он принял схиму, но, чтобы быть признанным постриженным в схиму, по прибытии в российские монастыри необходимы разные формальности и переписка, поэтому отец Софроний остается тайным схимонахом, считаясь простым монахом, ибо уже был пострижен в нашем скиту прежде сего. Вот что он мне рассказывал. Недалеко от монастыря святого Пантелеймона на Афоне есть отведенный участок земли, на котором находятся отдельные калии, называемые калибы[16]. В такой калибе жил и он, отец Софроний, а недалеко от него – другой монах. Последний приходит к нему и рассказывает, что видел бесов. «Иду, – говорит он, – сегодня в Бусик (а приходилось идти по месту пустынному) и вижу – идут бесы. Их было до сотни, и вид их был совершенно такой, как изображают у нас на картинах, то есть в виде козлов. Шли стадом. Старший бес шел с палкой, как бы пастух». Когда он (монах), догонял их, они рысью бежали вперед и, пробежав некоторое расстояние, опять шли шагом, а потом исчезли.

«Спрашиваю его, – говорит отец Софроний, – что же, ты не боялся их, не нападал ли на тебя ужас?». «Нет, – говорит, – никакого страха не чувствовал: бесы шли молча, только пастух их иногда злобно смотрел на меня, когда оглядывался».

Тот же монах рассказывал отцу Софронию, что, идя однажды в монастырь, он встретил знакомого монаха из Пантелеимонова монастыря. Пошли вместе и разговорились дорогой. Но когда они расстались, мнимый монах, отошедши, пустил в него огромным камнем; и он едва успел посторониться, иначе камень раздробил бы его на мелкие куски. По приходе в монастырь, где жил тот монах, он встретил его там, и оказалось, что монах никуда из монастыря не уходил.

Тот же монах рассказывал отцу Софронию, что к нему в калибу зашла днем монахиня, которая приказала ему передать начальнику ближайшего скита, чтобы он упокоил ее. «А иначе, – пригрозила она, – скажи ему, что будет плохо от меня». На вопрос, кто она, та ответила: «Та, которая ухаживала за вами». Замечательно, что вошла она, произнеся отчетливо Иисусову молитву, поклонилась на святые иконы и приложилась к ним. Одета была просто. Ни страха, ни радости особенной при ней монах не чувствовал. По уходе она начала подниматься на воздух и, постепенно удаляясь все выше и выше, исчезла. Когда монах объяснил об этом видении начальнику скита, последний счел это за прелесть вражию.

1. Святитель Варсонофий (1495–1576; пам. 4 окт.) – епископ Тверской, казанский чудотворец, уроженец г. Серпухова Московской области. В 1512 г. попал в татарский плен, был выкуплен, по обету постригся в монашество в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1544 г. стал игуменом Николо-Песношского монастыря, затем отправлен в Казань и устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В1567 г. рукоположен во епископа Тверского. По кончине был погребен в Казани, где в 1595 г. были обретены его нетленные мощи.

2. Иеросхимонах Амвросий (в миру А.М. Гренков; 1812–1891) – оптинский старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Канонизован в 1988 г.

3. Иеросхимонах Анатолий «Старший» (А.М. Зерцалов; 1824–1894) – старец, скитоначальник, ученик преп. Макария и Амвросия Оптинских. Канонизован в 1996 г.

4. Иеросхимонах Иосиф (И.Е. Литовкин; 1837–1911) – делатель умной молитвы, ученик преп. Амвросия, преемник по старчеству преп. Анатолия. Канонизован в 1996 г.

5. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) – великий молитвенник и чудотворец. Канонизован в 1990 г.

6. Преп. Варнава Гефсиманский (1831–1906) – «утешительный» старец Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, известный духовник и старец. Канонизован в 1996 г.

7. Перепечатка с издания: Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. Под ред. Р. Багасарова. М., 1991.

8. И.М. Концевич. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 343–344.

9. Мужской общежительный монастырь недалеко от г. Мещовска Калужской губернии.

10. Правильно: Ахтырская икона Божией Матери.

11. Употреблено в значении «награда».

12. «Он» – по-видимому, бес, явившийся священнику по попущению Божию.

13. Игумен Феодосий (в миру Ф.А. Попов; 1824–1903) – родом из Саратовской губ. , поступил в Оптину послушником в 1845 г., затем был в Лебедянском м-ре, Площанской пустыни. Настоятельствовал в Перемышльском Троицком Лютиковом м-ре, последние годы жизни (с 1894 г.) был на покое в Оптиной. Имел дар прозорливости и умиленных слез. Воспоминания его вошли в кн.: С.А. Нилус. Сила Божия и немощь человеческая.

14. Иеромонах Климент (в миру К.К. Зедергольм; 1830–1878) – сын лютеранского пастора, присоединился к Православию в 1854 г. Был чиновником по особым поручениям при Св. Синоде, в 1863 г. поступил в Оптину. Являлся духовным чадом преп. Амвросия, составил жизнеописания старцев Льва и Антония.

15. Накануне празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери.

16. Другое написание – каливы.

Преподобный Варсонофий Оптинский — Православная Церковь в Америке

Тропарь и кондак

Павел Иванович Плиханов родился в городе Самаре 5 июля 1845 года, в семье Иоанна и Натальи Плихановых. Его мать умерла при родах, а отец позже женился во второй раз, чтобы у его сына была мать. Хотя его мачеха была очень строгой, она была для него настоящей матерью, и он очень любил ее.

г. Как потомок оренбургских казаков Павел был зачислен в Полоцкий кадетский корпус. Он закончил обучение в Оренбургском военном училище и получил офицерский чин. Позже он окончил Петербургское казачье штаб-офицерское училище, а также служил в штабе Казанского военного округа и со временем дослужился до полковника.

Однажды, заболев воспалением легких, Пол почувствовал, что вот-вот умрет. Он попросил своего ординарца прочитать ему Евангелие и потерял сознание. Затем у него было видение, в котором небеса как бы разверзлись, и он испугался великого света. Вся его греховная жизнь прошла перед ним, и его охватило покаяние. Голос сказал ему, что он должен идти в Оптину пустыню, но врачи не думали, что он выздоровеет. Однако его здоровье улучшилось, и полковник посетил Оптину. В августе 1889 г.старцем монастыря был преподобный Амвросий (память 10 октября), повелевший Павлу привести в порядок свои мирские дела. Через два года преподобный Амвросий благословил его разорвать все связи с миром и велел в течение трех месяцев въехать в Оптину.

Полковнику было нелегко уйти в отставку в установленный трехмесячный срок, потому что на его пути чинились препятствия. На самом деле ему предложили повышение до генеральского звания и попросили отсрочить выход в отставку. Кое-кто даже пытался устроить ему женитьбу, смеясь над его намерением уйти в монастырь. Только его мачеха была рада тому, что он пожелал стать монахом. В самый последний день трех месяцев он кончил свои дела и приехал в Оптину. Однако святой Амвросий уже был положен во гроб в церкви.

Святитель Анатолий I (память 25 января) сменил отца Амвросия на посту старца и назначил Павла к иеромонаху Нектарию (память 29 апреля) своим келейником. Он был принят в послушники в 1892 г. и пострижен в рясофоры в 1893 г. В течение следующих десяти лет он прошел различные этапы монашеской жизни, включая рукоположение во диакона (1902 г.) и священника (1903 г. ). Преподобный Павел был тайно пострижен в мантию в декабре 1900 года из-за тяжелой болезни. Когда его спросили, какое имя он хочет получить, он сказал, что это не имеет значения. Назвали его в честь преподобного Варсонофия Тверского и Казанского (память 11 апреля). Хотя он и выздоровел, но мантию ему не давали до 19 декабря.02 после Литургии, когда выяснилось, что он пострижен на одре болезни.

1 сентября 1903 года отец Варсонофий был назначен помощником старца Иосифа, игумена скита, в духовном руководстве скитской братией и сестрами Шамординского монастыря.

В начале русско-японской войны в 1904 году отец Варсонофий был направлен военным священником на Дальний Восток, где служил раненым солдатам. Война закончилась в августе 1905 года, и святитель Варсонофий вернулся в Оптину 1 ноября 19 года.05.

Так как старец Иосиф стал слишком стар и немощен для управления делами скита, настоятелем скита вместо него был назначен отец Варсонофий. Отец Варсонофий вскоре восстановил порядок и дисциплину, расплатился с долгами, отремонтировал здания и т. д. Как игумен, он сочетал строгость с отеческой заботой и нежностью к подчиненным.

Святой Варсонофий, как и другие оптинские старцы, обладал дарами прозорливости и врачевания людей, страдающих телесными и душевными недугами. Один из его духовных сыновей, отец Иннокентий Павлов, вспоминал свою первую исповедь у старца. Ему стало страшно оттого, что отец Варсонофий как будто знал его сокровенные мысли, напоминая ему о людях и событиях, о которых он забыл. Святитель мягко сказал ему, что это Бог открыл ему все это об отце Иннокентии. «При моей жизни никому не рассказывай о том, что переживаешь сейчас, — сказал он, — но можешь говорить об этом после моей смерти».

Святой Варсонофий любил духовные книги, особенно Жития святых. Он часто говорил людям, что те, кто читает эти жития с верой, получают от этого большую пользу. По его словам, ответы на многие жизненные вопросы можно найти, читая Жития святых. Они учат нас, как преодолевать препятствия и трудности, как твердо стоять в своей вере, как бороться со злом и выходить победителем. Хотя Жития святых были широко доступны, старца огорчало, что все больше людей их не читало.

Святитель Варсонофий каждый день во время своего молитвенного правила поминал многих святых, и это не случайно. Каждый святой, как он однажды объяснил, имел какое-то особое значение в своей жизни. Если, например, происходило какое-то знаменательное событие, он смотрел, каких святых поминают в этот день, и начинал каждый день поминать их. Позже он заметил, что в их праздник они часто избавляли его от какой-нибудь опасности или беды. 17 декабря 1891 года, в память пророка Даниила и трех святых отроков, он вышел из Казани и не вернулся. В этот день он решил оставить мир, и святой Варсонофий почувствовал, что Бог избавил его от горнила страстей. Подобно тому, как три отрока были избавлены от огненной печи за то, что не склонялись перед идолами, так и старец всегда верил, что оставил мир невредимым, потому что отказался преклониться перед идолами похоти, гордыни, чревоугодия и т. д.

К 1908 году святой Варсонофий стал чаще болеть и стал говорить о приближающейся кончине. В апреле того же года кто-то прислал ему пакет с Великой схемой. Отец Варсонофий давно желал перед смертью постричься в схиму, но никому, кроме архимандрита, об этом не сказал. Поэтому он расценил это как знак того, что скоро умрет.

В одну июльскую ночь 1910 года старцу стало так плохо, что ему пришлось покинуть храм во время Всенощной и вернуться в свою келью. На следующее утро, 11 июля, он был настолько слаб, что не мог самостоятельно сесть. В тот же вечер он был пострижен в великую схиму.

Отец Варсонофий начал поправляться, но в монастыре появились новые проблемы. Новые монахи пришли из духовно слабой среды. Они не понимали ни аскетической природы монашества, ни всего понятия старчества, и потому стали требовать реформ и перемен. Они хотели занять руководящие посты и закрыть скит. По их жалобам отец Варсонофий был удален из Оптиной и назначен игуменом Голутвинского монастыря. Прибыв для исполнения своих обязанностей, отец Варсонофий застал обитель в состоянии физического и духовного упадка. Тем не менее он не унывал, и вскоре монастырь начал возрождаться. Стало приходить больше людей, как только узнали, что в Голувинский приехал Оптинский старец, и материальное положение монастыря тоже стало улучшаться. Однако непокорная братия причинила ему большое горе, и ему пришлось изгнать некоторых из них

В начале 1913 года святитель Варсонофий снова заболел и просил у митрополита Московского Макария разрешения удалиться в Оптину, но этому не суждено было сбыться. Он почил во Господе 1 апреля, а тело его оставалось в Голотвинской церкви до 6 апреля (это была и Лазарева суббота). После похорон его тело поместили в поезд и отправили в Оптину для захоронения. Поезд прибыл на станцию ​​Козельск 8 апреля, гроб был перенесен в Оптину священнослужителями.

Московская Патриархия разрешила местное почитание Оптинских старцев 13 и 19 июня96. Работа по обретению мощей святителей Леонида, Макария, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Варсонофия и Анатолия II началась 24 июня/7 июля 1998 г. и завершилась на следующий день. Однако из-за церковных праздников (Рождества Иоанна Предтечи и др.), связанных с фактическими датами обретения мощей, Патриарх Алексий II назначил 27 июня/10 июля датой празднования этого события. Мощи святых старцев ныне покоятся в новом храме Владимирской иконы Божией Матери.

Оптинские старцы прославлены Московской Патриархией для всеобщего почитания 7 августа 2000 года.

Старец Варсонофий Оптинский.
2 января 1911 г.

Слава Господу!

Мы добрались до Праздников. Нынешние дни называются «Святками», то есть святыми
дней, так как Церковь посвящает их празднованию Рождества Пресвятой Богородицы.
Спаситель мира.

Но страшно подумать о том, что сейчас происходит в мире!
и разврат.

У Гоголя есть рассказ под названием «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
В ней описывается, как по незначительным поводам двое друзей поссорились на протяжении всего
всю свою жизнь, израсходовали все свои средства на судебные дела и обнищали,
если только преследовать друг друга. Грустная история! Гоголь заканчивает свой рассказ словами:
— Утомительно жить на этом свете, сэр!

Мы переживаем страшные времена: люди восстают друг на друга,
часто не жалея ни отношений, ни дружбы. Они восстают против законных
власти; все попирается — вера, добродетель и скромность. непокорность
увеличилось после провозглашения всех видов свобод при Александре II. Его
не утомительно, а страшно жить на этом свете-с! Но опять же, это делает
не следует, что следует впадать в отчаяние по этому поводу. Еще хуже было в
прошлое. Что касается настоящего, то все еще уляжется. Еще не время
антихрист.

Театр в настоящее время действует на душу развращающим образом, так как такие
в нем разыгрываются безнравственные вещи, как «Анафема» Андреева и подобные пьесы.
Господь милостив, но и справедлив. В Священном Писании сказано: «Господь не будет
осмеяны» (ср. Гал. 6:7). Он долго будет терпеть грехи и беззакония, но
если человек не хочет исправиться, Он накажет нечестивого внезапным
смерть. «В каком состоянии Я найду тебя, в таком и буду судить тебя», — говорит Господь. Ужасный
будет судьба человека, который внезапно умирает, совершая грехи.

Один богач, женившийся на бедной девушке, вскоре после этого начал дразнить ее на каждом шагу.
пути и предался распутной жизни. Однажды он был в театре на аморальном
показывать. В антракте он подошел к буфету, взял бокал вина и вдруг
упал замертво. Как предстанет такая душа на суд Божий?!

Или вот еще похожий случай. Однажды в Вене в Ринк-театре каком-то
разыгрывалось богохульное шоу. Внезапно вспыхнул пожар, который быстро распространился по всей
здание, и погибло большое количество людей. Потрясающее впечатление было
произведенное зрелищем, когда масса гробов позже последовала один за другим на кладбище.
И какова была загробная судьба этих людей? Страшно подумать!

Теперь все дозволено, и театральные представления разыгрываются даже на больших пирах.
Ранее спектакли в публичных театрах в праздничные дни не шли. Я помню, как однажды
в Казани на праздник Николая Чудотворца разрешалось представление. Внезапно огонь
вспыхнуло за кулисами, что вызвало всеобщую панику. Однако не было
человеческие жертвы — Господь милостив, по молитвам святителя. Для
долгое время после этого зрелища не разрешались на праздник святителя Николая Чудотворца.

Когда я был в мире, я любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие и
У меня всегда был абонемент — место в оркестре. Позже, когда я узнал о
разные, духовные утешения, опера перестала меня интересовать. Когда клапан
сердца закрывается для восприятия мирских наслаждений, открывается другой клапан
для получения духовных радостей.

Но как это приобрести? Прежде всего миром и любовью к ближнему:
Милосердие долго терпит и милосердно; милосердие не завидует; любовь не хвалится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, нелегко
раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всего надеется, все переносит. Благотворительность никогда не угасает…
(1 Кор. 13:4-8). Потом терпением. Кто будет спасен? Тот, кто терпит
конец спасется
(Мф. 10:22). Кроме того, отказавшись от такого греховного
удовольствия, как, например, игра в карты, танцы и т. д.

Одному человеку приснились люди, танцующие кадриль, и ангел Господень научил
ему, говоря: «Посмотрите, что они делают». И увидел: «Господи, это
фактически осквернение Креста Христова». По сути, французская кадриль была
выдуманный в эпоху революции, чтобы попирать Крест, — видите ли, либо
его танцуют четыре или восемь человек, так что получается крест.

Похожий сон приснился схимонахине. Ей показалось, что танцоров поглотило
пламенем и обвитые веревками, и демоны прыгали и злорадствовали над
уничтожение народа.

Так что теперь «Святки», но какая резкая разница между празднующими
эти святые дни в мире и в монастыре. Там, в мире, они
служить врагу; здесь в монастыре идет богослужение. Пока в мире
беззакония достигают наибольшей степени развития, в монастыре
есть радость и мир в Господе. Торжественные церковные службы трогают душу и располагают
начать сильнее ощущать всю безграничную благость Господа, Который
теперь рождается от Невесты Божьей, Девы Марии. В нашем монастыре природа
сама располагает к тихой радости о Господе.

В то же время, когда людей в мире привлекает светская литература, часто
аморального содержания, в монастырях есть чтение Псалтири и,
в свободное время Жития святых. Когда я вошел в монастырь, желание
возникло во мне желание перечитать всю нашу классику. Я открыл это Старейшине, но он
запретил мне. Я рад теперь, что внял его мудрому совету, так как желание занять
Я с мирской литературой был врагом леской, чтобы пробудить во мне
воспоминания о мирской жизни и, может быть, сожаления о ней. я не хочу говорить
что чтение произведений наших великих писателей есть грех, но есть чтение, которое
полезнее и поучительнее. Во-первых, чтение Псалтири — это
Книга написана святым Царем и пророком Давидом по настоянию Святого Духа.
Сам пророк Давид говорит: Мой язык — перо быстро пишущего писца
(Пс. 44:1). А Жития святых — незаменимые чтения, благотворно действующие
на душу, особенно если читать их по-славянски.

В настоящее время многие не понимают славянского языка, а между тем
оно несравненно красивее и богаче русского. Один эксперт сравнил славянские
и русским и сказал, что между ними такая разница, как между
великолепный собор и простая деревенская церковь. В мире люди полностью
перестал читать жития святых, особенно на славянском языке. Вы не соответствуете
обычаям века сего — примите это спасительное чтение.

Посещайте монастыри, особенно в праздничные дни, даже когда меня здесь нет. Не забывайте
прийти сюда, чтобы дать отдых вашей душе. И, может быть, Господь удостоит одного из
вам монашеский чин. Хотя монашеская жизнь полна скорбей и искушений,
оно еще носит в себе и великое утешение, которого мир еще не знал.
малейшее понимание.

Однако неважно, как вы спасены, лишь бы вы были спасены и достигли
Царствия Небесного, которого да сподобится Господь всем нам. Аминь.

11 апреля 1911 г.

Это день Воскресения, воссияем, люди; это Пасха,
Пасху Господню, от смерти в жизнь и от земли на небо, Христа нашего
Бог миновал нас, поющих гимн победе…
Что может быть прекраснее восторженного,
радостнее, чем этот Canon?! Где может быть выражение большей радости?!

Полной радости не бывает в этой жизни, где мы видим Бога только сквозь стекло, смутно.
Эта радость начнется там, за могилой, когда мы увидим Господа лицом к
лицо. Не все увидят Бога одинаково, но каждый увидит Его согласно
меру собственной восприимчивости. На самом деле, даже видение Серафима
отличается от видения простых ангелов. Можно только сказать — кто не
видели Христа в этой жизни, не увидят Его в следующей. Способность видеть
Бог достигается работой над собой в этой жизни.

Жизнь любого христианина можно изобразить графически в виде непрерывно
восходящая линия. Но Господь не дает человеку увидеть это восхождение; Он скрывает
это, зная человеческую слабость, зная, что, наблюдая за своим собственным улучшением,
человек быстро возгордится, а где есть гордость, там и
упасть в пропасть. [Бенджамин] Франклин придумал ужасную вещь, предложив
чтобы люди на специальных дощечках отмечали свои успехи за день,
недели и так далее. Таким образом можно достичь состояния ужасного прелесть,
и рухнуть в бездну разрушения.

Нет, у нас другой путь. Мы все должны стремиться к Богу, к небу, к
Восток; но мы должны видеть свои грехи и слабости, исповедуя себя
первый среди грешников, считая себя ниже всех, а всех других выше нас.
Однако это трудная вещь; мы все пытаемся обращать внимание на других — он слаб
в этом, но я не; Я хороший мальчик, лучше, чем он. Человек должен бороться против
эта черта. Это тяжелая борьба, но без нее невозможно увидеть Бога.
Правда, лишь немногие видели Бога лицом к лицу, как преподобный Серафим Саровский,
но мы все без исключения должны стремиться, хотя бы увидеть Его отражение. Если мы
уверовать во Христа и постараться, по силам нашим, исполнить Его заповеди,
тогда хоть и через щель, мы все равно Его увидим. Наше видение Христа и
видение святых можно сравнить со способностью человека и орла
смотреть на солнце. Орел поднимается высоко над землей, парит в небе, и с
немигающими глазами смотрит на солнце. Но зрение человека к этому не приспособлено; человек не может
нести полноту света. Так и с Божественным светом — те, кто
приспособленные к этому духовному зрению увидят Его, а остальные нет.

Один огорченный интеллектуал написал мне: «У меня очень трудное время. Внешне
все хорошо — дела идут хорошо, в семье гармония, и у меня
хорошая жена. Но беда в том, что у меня нет никого, кому я мог бы открыть свою душу. Мой
жена не понимает, из-за чего я в депрессии, а дети еще маленькие.
Что я могу сделать? Как мне избавиться от меланхолии и печали?»

Я посоветовал ему прочитать Псалтирь. «В 93-й псалом следующий: Согласно
при множестве скорбей моих в сердце моем, утешения Твои возвеселили
душа моя
(Пс. 92:19). Возьмите этот стих и начните читать Псалтирь. Я думаю
Бог утешит тебя», — написал я ему. Прошло некоторое время. Я получил письмо: «Я
вняла вам и стала читать Псалтирь, а вообще ничего не понимаю
в этом. » Я писал ему: «Великий старец Амвросий на такое заявление ответил: «Ты
не понимаю, но опять же, демоны прекрасно понимают и убегают.
Читайте пока, не понимая, и в какой-то момент вы начнете понимать».
Я не знаю, что будет дальше. И вам повторяю — ежедневно читайте Псалтирь,
хоть немного, и Господь по милости Своей не оставит тебя и всегда будет
твой Помощник и Утешитель. Аминь.

12 апреля 1911 г.

В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый
день, но вели жизнь, равную ангельской, и были готовы ежеминутно
стоять перед лицом Божиим. Никто из христиан не был в безопасности. Это часто
бывало, что христианин причащался утром и вечером
его схватят и поведут в Колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане
бдительно следил за их духовным покоем и вел их жизнь
в чистоте и святости.

Но прошли первые века, прекратились гонения со стороны неверных, и постоянные
опасность миновала. Потом вместо ежедневного причащения стали причащаться раз в неделю,
потом раз в месяц, а теперь и раз в год.

Здесь, в скиту, мы следуем афонскому уставу, составленному святыми старцами и
переданное нам для нашего назидания. Все монахи причащаются шесть раз в год, но
с благословением, иногда даже чаще. Они так привыкли к этому, что
более частое причастие привлекает всеобщее внимание….

«Почему о. Джером сегодня причащается?

— Старейшина разрешил ему.

«Но почему?»

«Дьявол явился ему в осязаемой форме, и он совершенно ослабел».

— А… ну, тогда понятно.

Впрочем, признаться можно всегда, хоть каждый день, а тут исповедуются
частенько. Скитчане каждый день приходят к старцу за откровением помыслов,
а монастырская братия делает это раз в неделю. От монастырской братии и
особенно от скитской братии, возвышенную жизнь по заповедям
требуется Христа; жизнь, равная жизни ангелов. Наши усопшие старцы исполнили
эти высокие заповеди, и Господь прославил их. Их тела, как мы полагаем, лежат
нетленный. Известно об о. Макарий, что тело его не подверглось тлению,
в чем они смогли убедиться, когда над ним поставили часовню, — и вы
знаете, он скончался шестьдесят лет тому назад.

Замечательное явление: нетленны тела праведников и подвижников.
От тел царей и правителей этого мира осталась горсть пепла
и ничего более. Не так давно было написано, что при раскопках катакомб
были найдены гробницы Диоклетиана, Нерона и других правителей, перед которыми
весь мир когда-то дрогнул. И как сложилась судьба их праха? Когда они спросили
чернорабочего, что было в урнах, он равнодушно ответил: «Пепел».

— А где пепел?

«Я отдал их своей жене, чтобы она постирала в них белье — это был хороший пепел».

О Господи! Могли ли эти короли и правители когда-либо предположить, что их прах
в баке для стирки грязного белья?! Как заботились эти люди о своих
тела, и посмотрите, как сложилась их судьба. Но святые и все наши оптинские старцы умертвили
их тела, и они остались нетленными.

Наш святой монастырь привлекает множество верующих. И часто приходится слышать мнение, что
кто хотя бы раз посетит Оптину, тот потянется к ней всей душой. Наш
Монастырь не имеет ни чудотворных икон, ни прославленных мощей; а тут, кажется,
вся земля покрыта кровью и потом святых старцев, и их
молитвы ниспосылают благодать на души верующих. Даже наш владыка, который, будучи
епископ, побывал во многих монастырях, сказал, что есть что-то особенное
в Оптиной.

В России не так много скитов… Но наш скит единственный, в котором есть
очень редко бывают посторонними в храме — и то только на Литургии. Но мы всегда
праздновать утреню только с нашей скитской семьей. Наш скит производит сильное впечатление
на посетителя: такое пение старинных песнопений, переездные службы, отсутствие
люди. У каждого монаха есть свое определенное место, на котором он регулярно стоит.
Особен и звон скитских колоколов — тихий и монастырский. Однажды благочестивый человек
подарил нам колокол весом в 5400 фунтов, но он так и не попал в скит и
был увезен. Самый большой, который у нас есть, весит 1400 фунтов.

Слава Господу, что в нынешнем веке, веке неверия и совершенно
необузданные нравы, на Руси еще есть святые места, тихие пристанища для тех,
которые хотят спастись. Трудно спастись в мире среди соблазнов
и обычаи мира сего, противоречащие Святой Церкви. Злые связи
испорченные хорошие манеры
(1 Кор. 15:33). Трудно спастись в
среди развратного общества. В Священном Писании сказано, Со святым человеком
будешь свят и с невинным будешь невинен. И с
избранным человеком будешь ты избранным и с развращенным будешь развращаться

(Пс. 17:25-6). Греховные страсти пагубно действуют на душу и тело. Чтение
святых отцов, когда уже жил в монастыре, впервые узнал
время, когда страсти так же заразны, как заразные болезни, и как они
может передаваться через предметы. Когда святитель Спиридон, епископ Тримифонский, был
направляясь на Первый Вселенский Собор, он остановился по дороге на постоялом дворе. Кто то
Сопровождавший святителя, входя к нему, сказал:

«Отец, я не могу понять, почему наша лошадь не ест капусту, которую я ей купил
от нашего хозяина. Капуста хороша и свежа, даже для человека есть, но лошадь
не съест».

«Потому что, — ответил святой Спиридон, — зверь чует нестерпимый смрад, исходящий от
капуста, которая исходит из того, что наш хозяин ранен страстью
скупости».

Человек, не просвещенный Духом Божиим, этого не замечает, а у святых есть
дар от Бога различения страстей. Из вещей страстного
человека можно заразить его страстью.

Удивительно, конечно, что животные чуют запах страстей — не всегда,
правда, и только по особому Промыслу Божию, — но многие животные обладают
так называемое второе зрение и видеть духов, тогда как среди людей только святые
способность.

В Священном Писании рассказывается, как ослица увидела ангела, преграждавшего
путь, но пророк Варлаам не видел его. Такие особые видения случаются со зверями,
конечно, чтобы научить нас.

В доме одного богатого помещика случился пожар. Внезапно его отец, который
умер незадолго до этого, вбежал в комнату, одетый как в
гроб и закричал: «Пожар!» Спящая там собака бросилась на
мертвец с ужасным лаем. Мужчина в доме проснулся и не мог понять
ничего — почему собака лаяла? — ведь он не видел своего мертвого отца. Только его
слуга, рассказавший ему об этом позже, видел его, как и собаку.

Природа также дает нам много поучительного. Все знакомы с
подсолнух. Он всегда поворачивает свою желтую голову к солнцу; это тянется к
его, и от этого он получил свое название. Но бывает, что подсолнух перестает
повернуться к солнцу. Потом опытные в этом деле люди говорят, что
он начал портиться; в нем появился червь и его нужно быстро вырубить.

Душа, алчущая уставов и милостей Божиих, подобна подсолнуху
и стремится и тянется к Богу. Если оно перестанет искать Его, оно погибнет.
Важно в этой жизни чувствовать Христа. Кто не видел Его здесь, тот
никогда не увидеть Его там, в будущей жизни. Но как можно увидеть Христа? Путь к
это непрестанная Иисусова молитва, вселяющая Христа в наши души.

Святителя Иоанна Лествичника спросили, есть ли достоверные признаки, по которым можно
знать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него. Ведь относительно
в обычных вещах есть явные признаки того, хороши они или нет. Когда, для
Например, капуста, мясо или рыба начинают гнить, это легко заметить, т. к.
гниющий предмет начинает издавать неприятный запах, меняется цвет и вкус, а его
внешний вид свидетельствует о ее ухудшении. Ну а что с душой?
В конце концов, он бестелесный и не может издавать неприятный запах или менять свой внешний вид.
На этот вопрос Святой Отец отвечает: «Верный признак умерщвления души
является уклонение от церковных служб».

Человек, охладевающий к Богу, начинает прежде всего избегать посещения церкви.
Сначала старается приходить на службы попозже, а потом и вовсе перестает ходить
Божий храм. Поэтому монахи обязаны посещать церковные службы. Истинный,
иногда разрешается, по неотложным делам, не ходить на все службы,
но когда это возможно, это считается необходимой обязанностью. Здесь в скиту мы даже
обход келлий в праздничные дни, чтобы никто не уклонялся от церковных служб.

Когда я был еще в миру, у меня был друг, который скептически относился к монастырям.
«Я не понимаю, почему эти люди, особенно монахи, сидят одни в кельях и
изолировать себя от взглядов людей?» Между тем, этот человек был монахом в его
душа. Душа его была чиста и возвышенна. Поэт и музыкант, он обладал особой способностью
читать стихи, как никто другой. Музыка была его страстью. Он часто рассказывал
нам что-то и вдруг восклицал: «Нет, я не могу объяснить это словами, но
здесь!» А он садился за рояль, запрокидывал голову и играл. «Ты
возьми?» — спросит он позже. Часто ты бы его не понял, но он не изменился
его метод объяснения.

Его квартира была обставлена ​​со вкусом; в нем не было ничего банального — все
был красивым, элегантным и оригинальным, таким же выдающимся, как и его обитатель. Его душа
всегда питалась высокими идеалами. Отвергнув вначале монашество, он нашел полное
удовлетворение своих высоких стремлений именно в монастыре, на Афоне, к
куда он ушел, покинув мир.

В мире мне посчастливилось сблизиться с людьми, достойными
глубокое уважение. Мне приходилось бывать на больших собраниях. Остальные будут играть
карты и танцы, но я бы нашла себе человека с таким же наклоном души
как я, и мы уходили куда-нибудь, в самую дальнюю комнату, и
беседа. Я и на свете не любил болтать чепуху, а когда было
нечего сказать я замолкал, иногда ни с того ни с сего. Многие люди заметили
это. Конечно, мой уход от соблазнов мира сего многих озадачил,
а когда перестал ходить на шумные сборища и полюбил посещать монастырь,
обо мне стали говорить как о ком-то сумасшедшем или, по крайней мере, не совсем нормальном.

«Ты слышал? Павел Иванович с монахами подружился!»

«Действительно? А вот и несчастный человек!»

Таково было мнение мирских людей обо мне.

Да! В мире трудно спастись. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский в
Ликия, ушла в пустыню подвизаться там в посте и молитве, но Господь не
благослови его остаться там. Явившись святителю, Господь повелел ему идти
к миру. «Это не то поле, на котором ты будешь приносить мне плоды».
— сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская и Евдокия также не жили.
в монастырях. Спастись можно где угодно, только не оставляй Спасителя.
Держитесь за одежду Христа, и Христос никогда не оставит вас.

Ныне дни святой Пасхи, величайшего праздника христианской Церкви —
Пир пиров и Триумф триумфов. Каждый день церковь наполняется
звучание песнопений Пасхального канона. Я вспоминаю, как пленила матушку Евфросинью
был у каноника… — Вот, — сказала она, — моя жизнь прошла, и я ничего не знаю
добра о себе, с которым могу стоять пред Престолом Божиим, — и слышу
ода, Это день Воскресения, воссияем, люди,
и моя душа становится радостной и мирной. От смерти к жизни и от земли к небу,
Христос Бог наш прошел мимо нас…»
Господь исполнил желание матушки
Евфросинии, и она скончалась в пасхальное время. Когда подняли гроб
с ее иссохшими восьмидесятилетними останками хор запел Это день
Воскресения…
вместо Святый Боже…. Двери церкви
распахнулись настежь, снаружи волнами хлынул свет, и она ушла в
вечный, неугасающий свет.

Да ниспошлет нам Господь такой благословенный конец. Молитесь об этом, и когда диакон
восклицает: «Христианское окончание жизни нашей, безболезненное, непорочное, мирное…» — не
забудь сделать поклон, и да упокоит тебя Господь со святыми Своими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts