Почему две головы у орла на гербе: Почему у орла на гербе две головы?
Содержание
Зачем нашему гербу две головы?
Комсомольская правда
Общество
9 июня 2003 23:51
12 июня — День государственности России
Откуда взялись две орлиные головы на российском гербе? Есть такое популярное объяснение — дескать, это связано с особым геополитическим положением державы: одна голова обращена на Запад, другая — на Восток… Между тем геральдисты (специалисты по символике) знают точный ответ.
Двуглавый орел как символ пользовался успехом уже в глубокой древности. Его изображениям, найденным при раскопках в Азии, археологи дают пять тысяч лет. На герб Римской империи двуглавую птицу поместил император Константин, когда в 324 году заложил столицу Византии. Орел символизировал власть, силу, мужество и храбрость, а две его головы указывали на наметившийся раскол Римской империи и две его столицы — Рим и Константинополь.
Изображение двуглавого орла привезла в Москву византийка Софья Палеолог в конце XV века. Племянница византийского императора Константина вышла замуж за московского князя Ивана III в трагический момент — под напором турок пала Византия, она же Восточная Римская империя. Вольно или невольно Русь стала «третьим Римом» — приняла в наследство от порабощенной мусульманами Византии гегемонию на всем православном востоке, а двуглавый орел c тех пор поселился на российском гербе.
КСТАТИ
Отношение россиян к государственному гербу неоднозначно. По опросам социологов, каждый пятый россиянин вообще не знает, что на гербе изображен двуглавый орел. А нравится ли государственный символ гражданам? Половина соотечественников на этот вопрос ответила утвердительно, зато каждый пятый выразил активное неприятие. Замечено также, что большую симпатию российский герб вызывает у молодых и образованных людей, зато отвергается пенсионерами и людьми с неполным средним образованием.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
КАК ПОЯВИЛСЯ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ В ГЕРБЕ РОССИИ?
Герб — двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.
юди средневековья… От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые.
В 1453 году османские войска осадили Константинополь — так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.
Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.
Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.
Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа — государственная печать Российской империи конца XVII века.
Государственное знамя с изображением герба.
‹
›
Открыть в полном размере
Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и — по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны — с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.
С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником — турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.
Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.
Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).
В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.
Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.
А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.
В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ — все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.
Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.
Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.
Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. «Погибаю, но не сдаюсь!» — девиз ее героических защитников.
Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.
Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.
Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата — Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.
Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит — близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.
Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.
Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.
А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран — Византии и России, — имеющие отношение к двуглавому орлу.
В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна — сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.
Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе — Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.
И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи — двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.
Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.
Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III — бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого «стояния на реке Угре». Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.
Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.
Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.
В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.
В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества — всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной — двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.
Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России — не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он — символ исторической преемственности культурных традиций — от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел — символ объединения и единства земель российских.
Двуглавый орел: вездесущий герб Габсбургов
Двуглавый орел, рельеф, 2-я половина 19 века
Образец средневекового имперского орла: фрагмент воображаемого портрета Карла Великого (по Альбрехту Дюреру), картина, ок.
Альбрехт I, витраж из часовни Святого Варфоломея в соборе Святого Стефана в Вене, ок. 1380
Генрих Фогтерр Старший: Герб императора Карла V, гравюра на дереве, ок. 1547
Герб императора Карла VI на чердаке крыла Имперской канцелярии венского Хофбурга
Двуглавый орел, рельеф, 2-я половина 19 века
Образец средневекового имперского орла: фрагмент воображаемого портрета Карла Великого (по Альбрехту Дюреру), картина, ок.
Альбрехт I, витраж из часовни Святого Варфоломея в соборе Святого Стефана в Вене, ок. 1380
Генрих Фогтерр Старший: Герб императора Карла V, гравюра на дереве, ок. 1547
Герб императора Карла VI на чердаке крыла Имперской канцелярии венского Хофбурга
Как «властелины воздуха», орлы всегда считались излюбленным опознавательным знаком правителей. А орел с двумя головами? На землях бывшей Габсбургской монархии двуглавый орел является квинтэссенцией эмблемы владычества Габсбургов. Но почему у геральдического животного выросла вторая голова?
Двуглавый орел, рельеф, 2-я половина 19 века
Образец средневекового имперского орла: фрагмент воображаемого портрета Карла Великого (по Альбрехту Дюреру), картина, ок.
Альбрехт I, витраж из часовни Святого Варфоломея в соборе Святого Стефана в Вене, ок. 1380
Генрих Фогтерр Старший: Герб императора Карла V, гравюра на дереве, ок. 1547
Герб императора Карла VI на чердаке крыла Имперской канцелярии Венского Хофбурга
Еще в древности римские императоры избрали орла эмблемой своей власти. Восточная Римская или Византийская империя, преемница Римской империи, приняла этот сеньориальный символ и добавила вторую голову к первоначально одноглавому римскому орлу. Во-первых, в этом выражалась светская и духовная власть императора Византии, во-вторых, претензия на господство на Востоке и на Западе. После падения Византийской империи русские правители приняли императорский титул (царь = цезарь) и символику владычества.
Священная Римская империя также считала себя преемницей древнего Империума и приняла орла в качестве своего геральдического зверя, хотя и в одноглавой версии. Черный орел на золотом щите стал символом титула короля, а также империи.
В эпоху позднего Средневековья в империи появился и двуглавый орел. Он был введен как знак, отличающий королевский титул от имперского: король, за которого проголосовали выборщики, достигал титула императора только после того, как был благословлен и коронован папой в Риме. Только тогда он имел право использовать двуглавого орла как символ всеобщего притязания на власть над латинским христианским миром. Эта концепция была разработана благодаря обычаю помещать ореол или нимб вокруг двух голов, которые рассматривались как символ священного возвышения императорского величия.
Поскольку императорский титул с шестнадцатого века почти постоянно принадлежал членам династии Габсбургов, император Габсбургов принял имперского двуглавого орла с инскатчеоном, изображающим гербы их земель, придуманным, чтобы подчеркнуть связи между императорский титул и Габсбурги.
Когда Священная Римская империя распалась в 1806 году, Габсбурги переняли части символических образов старой империи для Австрийской империи, которая теперь была полностью связана с династией. Отныне двуглавый орел был австрийским. Он лишился нимба, на нем был изображен герб Дома Габсбургов-Лотарингии, и он был дополнен орденом Золотого руна. Над ним парила австрийская императорская корона. Когда в 1867 году была основана двойная монархия Австро-Венгрии, утвердилась популярная интерпретация, согласно которой две головы имперского орла обозначали две половины королевства.
Martin Mutschlechner
ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА ДВУГЛАВОГО ОРЛА
06.07.2018
0 комментариев
Фрагмент хамсы Ручная работа, Тушь на бумаге, May-Bell Bareket | Двуглавый орел |
Происхождение двуглавого орла
Двуглавый орел имеет хеттское происхождение. Хетты были древним анатолийским (современная Турция) народом, который образовал империю между 1600-1180 гг. до н.э., а хеттская империя достигла больших высот в середине 1300-х гг. (CC BY-SA 4.0)
Вслед за хеттскими двуглавыми орлами проходит почти двухтысячелетний перерыв, прежде чем снова появляется мотив двуглавого орла.
Российский имперский орел, Санкт-Петербург
Еврейская геральдика и люстры в синагогах
Символ не считается еврейским символом сам по себе, однако двуглавый орел был обычным геральдическим элементом, который использовался на люстрах в ашкеназских синагогах и на таких предметах, как меноры, щиты Торы, а также на еврейских гробницах и в домах по всей Европе до Второй мировой войны. Как и другие, европейские евреи использовали геральдику и приняли гербы, и, вопреки мнению, что геральдика предназначалась для знати или рыцарей, похоже, что еврейское использование можно проследить до 14 века.
Двуглавый орел состоит из туловища, крыльев и когтей орла и имеет две головы, однако в моих работах с хамсой я использовал только две головы, соединенные с телом.
Роспись молитвы за императора, синагога Вольпа, середина девятнадцатого века, фотография А. Брейера, до 1913 года (Тель-Авивский художественный музей, отдел эстампов и рисунков) | Вид на бима и Святой Ковчег, синагога Острога (от Х. Фраубергера, «Über Bau und Ausschmückung alter Synagogen», Mitteilungen der Gesellschaft zur Erforschung jüdischer Kunstdenkmäler 2 [Франкфурт-на-Майне 1901], с. 21, рис. 23 |
С древних времен предметы и свет украшались символическими изображениями, и многие символы ассоциировались со светом.
В языческом искусстве, например, фигура римского бога Юпитера (в греческой мифологии эквивалент Зевса) можно увидеть под куполообразной ручкой бронзовой масляной лампы, а удары молнии напоминают о божественном происхождении огня.
Люстры 17-го и 18-го веков, найденные в синагоге в Вормсе и в Праге, изображали Юпитера на орле с молниями, отражая ассоциацию с небесным светом (Родов, 2004).
Масляная лампа с фигурой Юпитера Фульгура, эллинистическая или римская, бронза, высота 19 см (из H.B. Walters, Catalog of the Greek and Roman Lamps in the British Museum [London 1914], no. 38). © The Trustees of the British Museum
Некоторые ученые предполагают, что использование двуглавого орла среди европейских евреев было признаком лояльности правительству, однако другие предполагают, что его символизм должен быть найден во взаимодействии его связи со светом. а также его религиозные и политические коннотации в конкретных странах и временах (Родов, 2004).
Еврейские геральдические щиты имели библейские мотивы меноры и звезды Давида. Евреи также использовали животных в геральдических эмблемах, среди которых выделялся лев, среди христиан тоже, а также орел. Уникальные геральдические печати также использовались некоторыми еврейскими общинами, такими как евреи в Париже, которые в 13 веке использовали орла, восходящего на геральдической лилии.
В еврейском искусстве двуглавые орлы обычно встречаются в сопроводительных надписях на потолочных росписях деревянных синагог. Однако двуглавый орел отсутствует в еврейских письменных источниках, где более заметен одноглавый орел.
Роспись потолка синагоги в Ходорове, 1714 г., фотография А. Брейера, до 1913 г. (Тель-Авивский художественный музей, отдел эстампов и рисунков)
Для получения дополнительной информации о двуглавом орле рекомендуются статьи, указанные в списке литературы. .
Вы можете узнать больше о символике самого орла , которую я использую в своей
ХАМСА ARTWORK в моем блоге о значении орла.