Подвиги о илье муромце: КАКИЕ ПОДВИГИ СОВЕРШАЛ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ?
Содержание
Подвиги Ильи Муромца — Русская историческая библиотека
Илья Муромец – самый популярный богатырь русского народа. О нем сложено больше всего былин. По ним можно написать всю его биографию. (См. также Боги древних славян.)
Подвиги Ильи Муромца. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Этот «матерой» казак – спокойный и сознательный слуга своему отечеству. Нет в нем никаких порывов, не знает он увлечений; жизнь его протекает спокойно и ровно, по заветам русской старины: он богомолен, охотно делает добрые дела; когда не нужно, не проливает крови: он – защитник вдов и сирот. В нем так все уравновешено, так соответствует укладам русской жизни, что из всех богатырей он менее всех подвержен случайностям, – судьба над ним бессильна. [См. также статью Илья Муромец — былины и исторические факты.]
Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».
По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом.
Происхождение и чудесное исцеление Ильи
Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие». По одной былине это были старшие богатыри (Святогор, Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.
Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».
Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы. После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела. Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.
В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
Отцовское благословение Илье на подвиги
Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет.
В наставлении отца замечательны слова
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина,
то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.
Подвиги Ильи под Черниговом
Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,
Ретивый конь под ним осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.
Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
Куда саблей махнет – там улица лежит,
Куда отмахнет – переулочек.
«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?
Оказалось, что надо ехать в объезд, т. к. «прямоезжая» дорога к Киеву была заложена: на ней сидел Соловей-разбойник, и никого к Киеву не пропускал. Узнав об этом, Илья Муромец направил своего коня именно по этой «прямоезжей» дороге, чтобы освободить землю русскую от злого грабителя. (См. также статью Илья Муромец на распутье.)
Бой Ильи с Соловьем-разбойником
[Подробнее см. в отдельной статье Илья Муромец и Соловей-разбойник.]
«Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.
Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.
Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.
Илья у князя Владимира
Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.
Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.
«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.
Как услышал князь таковы слова,
Он вскочил на ноги резвые,
Накинул шубку кунью на одно плечо,
Шапку соболиную надел на одно ушко.
и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.
Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста». Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся». Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.
Победа Ильи над Идолищем Поганым
С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец». Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов. «Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.
Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898
Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым», который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:
Головшца у Идолища – что лоханище,
А глазища – что пивные чашицы.
Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.
Ссора Ильи с князем Владимиром
В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром. Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные». Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя. Но через некоторое время на Киев напали враги — грозный татарский Калин-царь, и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».
Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!
Есть также былина о бое Ильи с собственным сыном — богатырём Сокольником.
Подвиги Ильи Муромца былина — Для детишек
Подвиги Ильи Муромца былина
Начинается эта история с момента, когда удалой русский богатырь отправляется в Киев-град. Подъехав к городу Чернигову, решил Илья спросить у мужиков местных прямую, короткую дорогу к столице русской. Да вот только мужики черниговские наказывают ему стороной объехать. Говорят по прямой дороги к городу Киеву, у реки Смородины, на сыром дубу сидит Соловей Разбойник, от чьего крика загибаются деревья, а от свиста люди мертвыми падают.Но славный русский богатырь не испугался, поехал он по этой темной заброшенной дороги к городу Киеву. И вот подъезжает он к реке Смородине, видит его Соловей издали, да как закричит словно зверь, засвистит во всю мощь. Богатырский конь Ильи Муромца от этого крика и свиста спотыкаться стал, но не сломить русского витязя. Илья коня плетью погоняет, да говорит «Про что ты спотыкаться начал? Или свиста и крика никогда не слышал?» Достал он лук свой, стрелу выпустил и попал Разбойнику в глаз правый, а затем спустил его на землю и к стремени пристегнул.Отправился дальше дорогой своей,но вот проезжает он мимо дома Соловея Разбойника, где живут его три дочери любимых. Смотрит старшая дочь в окно и видеться ей, будто батюшка их на добром коне и везет он мужика деревенщину к стремени прикованного. Это же и другая дочь увидела. Только младшая разглядела, что на коне не батюшка едет, а богатырь русский, а к стремени прикован отец их. Позвали тогда дочери Соловья Разбойника мужей своих, велели им брать рогатины звериные и батюшку вызволять. Но Соловей своим зятьям наказ даёт, богатыря не трогать, так как сила у него могучая, несравнимая, и велит им в палаты белокаменные его вести, и яствами заморским почивать, серебром и золотом одаривать, чтоб отпустил он Соловья. Но Илья Муромец отказывается от всего и путь держит в столицу земли русской.
И вот приехал таки витязь русский в Киев-град. Князь в то время обедать сел, после молельни воскресной. Проходит Илья Муромец в палаты царские, кланяется он князю и боярам в четыре стороны. Князь спрашивает как величать его и откуда путь он держит. . Илья ему отвечает, что звать его Илья Муромец, по отчеству Иванович, а приехал он из города Мурома, из села Карачарова. Интересно князю стало, и спрашивает он «Каким же путем от Чернигова в столицу ехал?»Илья Муромец ему отвечает,что прямым, через реку Смородину. Оскорбился тогда князь, говорит «Как смеешь ты князю лгать, у Чернигова, на той дороги сила поганая стоит, болота там не проходимые, река Смородина широкая. а за ней на старом сыром дубе сидит Соловей Разбойник, от чьего крика человек замертво падает. Но Илья князю отвечает «Силу ту темную я победил, через болота мосты построил, через реку широкую меня мой конь богатырский перенес, а Соловей на дворе твоем тебя дожидается. Князь выбежав во двор и вправду увидел Соловья Разбойника. Приказывает он ему засвистеть, чтоб себя и бояр потешил. Но Соловей отвечает, что не ему он повинуется, а тому кто поймал его. Тогда приказывает ему Илья, но Соловей просит у них вина полтора ведра, чтоб уста промочить. Дали ему вина, после чего Соловей Разбойник как засвистит во всю мощь. Тут Илья разозлился, говорит «Тебе наказ был в пол силы свистеть» и положил голову его на плаху. Взмолил Соловей о пощаде, но отрубил Илья Муромец ему голову. На этом и заканчивается былина о Илье Муромце и Соловье Разбойнике.
Средний рейтинг
Еще нет оценок
You should залогинеться to submit a review.
Илья Муромец — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(50 релевантных результатов)
Внутри потрясающего советского шедевра МСТ3К ошибся
Если вы покупаете что-то по ссылке Polygon, Vox Media может получить комиссию. См. наше заявление об этике.
Если киноманы вообще узнают название Меч и Дракон , они, скорее всего, свяжут его с эпизодом 1994 года Таинственный научный театр 3000 , где съемочная группа уморительно шутит над оборванной, покрытой пятнами, плохо дублированной копией советский фильм. На первый взгляд, этот эпизод представляет собой развлекательный анализ множества технических проблем и плохо организованных производственных ценностей классически амбициозного провала. Но, как обнаружили некоторые поклонники MST3K , фильм в его первоначальном виде является великолепным художественным достижением. В новой русскоязычной реставрации 4К автору Александра Птушко 19 лет.56 эпопея — изначально называвшаяся Илья Муромец на родном русском языке — получает ошеломляющую полировку, которой заслуживает. Это фильм великого воображения и эпического размаха, с одними из самых потрясающих визуальных эффектов, когда-либо виденных в фильмах того времени.
Илья Муромец — это эпическое фэнтези, основанное на легенде о его мифическом тезке, рыцаре, который сражается за царство Киевской Руси (современная Украина плюс Северо-Восточная Россия) против царя Калина и его Золотой Орды. Рассказывают, что сын Муромца в младенчестве попадает в плен к одному из воинов Калина и воспитывается воином Орды. Когда Киевская Русь борется против царя за независимость, Муромец получает задание сразиться с собственным сыном, чтобы защитить свою страну.
В фильме Птушко прекрасно переданы доблестные битвы и конфликты легенды. Невероятная обстановка с пышными цветами и дизайном декораций Elysian делает каждую сцену похожей на картину в раме в Лувре. Во все эти достоинства сложно поверить тем, кто познакомился с фильмом через MST3K . Но, несмотря на свою дурную славу, Илья Муромец заслуживает того, чтобы его рассматривали и уважали как крупное художественное достижение.
Изображение: Глухой крокодил
Король фильмов категории B Роджер Корман стал ключевой фигурой в привлечении Ильи Муромца и Птушко в Америку. Корман, продюсер и режиссер, внесший значительный вклад в импорт зарубежного кино, привез в Штаты такие классические фильмы, как « Amarcord » Федерико Феллини и « Дерсу Узала » Акиры Куросавы. В 1960-х он также ввел Илья Муромец , переименовав его в Меч и Дракон .
Перед выпуском Корман отредактировал фильм, переместив сцены и добавив дублированную английскую звуковую дорожку, которая странным образом синхронизировалась. Неудачный результат был похож на одно из тех пародийных видео на дубляж Годзиллы, где рты актеров шевелятся, но зрители слышат гробовую тишину, пока через несколько секунд из ниоткуда не раздается голос, произносящий реплику. Справедливо сказать, что это очень похоже на фильмы о Годзилле и Гамере 9.0139 МСТ3К риффы, эпопея Птушко созрела для осмеяния в основном из-за озвученной, перерезанной версии. В оригинальном эпизоде MST3K также явно плохая проекция с размытой пленочной печатью, которая совершенно не соответствует блестяще оформленным декорациям фильма.
Съемочная группа MST3K больше всего упрекает выступления в фильме. Часто американские кинозрители, выросшие на мейнстримном голливудском кино, используют его в качестве эталона качества по сравнению с культовыми фильмами и фильмами, снятыми за пределами США. Но искусство кино неоднородно, и культурные различия в театральном искусстве и языке играют важную роль. большую роль в дифференциации различных национальных кинотеатров.
Наряду с колоссальным размахом, тщательно продуманными декорациями и фантастическими элементами сюжета, актерская игра в «Илья Муромец » по-настоящему театральна. Есть приукрашенные монологи и мелодраматические речи. В роли Муромца Борис Андреев обладает глубоким властным тенором, который эхом отдается на экране, как Зевс, говорящий с небес. В оригинальном русском саундтреке подача Андреева звучит, конечно, преувеличенно. Но это мифический фильм, и его герой — легендарная фигура в истории культуры России.
Изображение: Глухой крокодил
Женщин в фильме можно считать устаревшими по сегодняшним меркам персонажами: они плачущие жертвы или тоскующие любовницы. Но эта динамика ничем не отличается от многих голливудских эпопей 50-х годов, и здесь стоит посмотреть глубже на ценность, которую эти персонажи привносят в повествование. В одном из выдающихся эпизодов рассказывается о Сабрине, любовном увлечении Муромца и его будущей жене. В прекрасной сцене из серии «Белоснежка и семь гномов» в стиле она поет песню о любви в окружении лесных животных. В контексте MST3K, — легкая добыча из-за своей мелодрамы и слащавости. Но это также прекрасное, неземное развлечение в истории, которая в остальном сосредоточена вокруг мужской доблести и завоеваний.
Насилие и спецэффекты в фильме также являются предметом насмешек. За последние несколько десятилетий спецэффекты улучшились так быстро, что современным кинозрителям теперь все труднее оценить стилизацию старых фильмов — «нереалистичный» приравнивается к «грубому и дешевому». Но культовая аудитория по-прежнему умеет оценивать вещи по-другому. Преобладание криминального кино и фильмов ужасов в Интернете через онлайн-форумы, файлообменные сообщества и программистов репертуарного кино позволило ранее высмеиваемым культовым эпопеям, таким как Zardoz и Radioactive Dreams получили признание за их уникальное видение и амбиции, а не за их реализм.
Поклонники культа все больше понимают, что мастерство не ограничивается технологическим мастерством, которое связано с бюджетами блокбастеров, и что исторические технологические достижения заслуживают уважения сами по себе. В то время как сегодняшнее кино одержимо тем, чтобы невозможное выглядело «реальным», старые фильмы демонстрируют очарование благодаря ручной работе, практическим эффектам и изобретательности, которые помогли обойти технологические барьеры.
И Илья Муромец — образец такого ремесла. Фоновые гобелены расписаны вручную, костюмы тщательно детализированы, а кадры лирически составлены, чтобы придать вид и ощущение настоящего эпоса в фантастическом мире. Да, конечно, трехглавого дракона явно кукольно разыгрывает команда людей, и на первый взгляд это выглядит довольно забавно. Но кропотливые усилия по созданию грандиозных сцен с обрушением на армию Киевской Руси посреди их царства — акт кинематографического гения. Это тот вид артистизма, который пробует смелые жесты с небольшими ресурсами, чтобы осуществить грандиозную битву между мечниками и огнедышащим зверем. Это прекрасно работает.
Изображение: Глухой крокодил
Что бы вы ни думали о MST3K , популярность шоу проистекает из комедийных комментариев к более специфическим аспектам фильмов. Плохие диалоги, чрезмерно драматичная игра, дрянные визуальные эффекты и дыры в сюжете — все это можно превратить в комедию. Но есть жемчужины в MST3K , ожидающие переоценки. Часто шоу фокусируется на фильмах, увиденных в их худших презентациях: отпечатках, хранящихся в бункерах или шкафах и оставленных умирать. Но тенденция к реставрации направлена на то, чтобы выделить лучшие визуальные аспекты кино и вывести их на первый план.
Илья Муромец — наглядный пример ранее высмеиваемого фильма, который в новом свете на самом деле является ошеломляющим, даже знаковым визуальным достижением. Неслучайно New York Times назвала создателя Александра Птушко «советским Уолтом Диснеем». Илья Муромец ’ творческая, изобретательная и в целом волшебная новая реставрация 4K должна привлечь к ней новых поклонников и закрепить ее как кинематографическое чудо, которое конкурирует, а во многих случаях превосходит даже лучшее из того, что могут предложить популярные голливудские блокбастеры.