Подземная церковь в сарове: Яндекс Карты — подробная карта мира

Разное

Саровские подземелья « Саровский краевед

(Подготовили Марина Власова и Алексей Демидов)

При разборе фондов исторического объединения «СП» к нам в руки  попала папка с интересными рукописными и машинописными материалами. Некоторые бумаги имели следы затопления, что указывало на их связь с первым музеем «СП» в бомбоубежище. Название одного из материалов интригующее: САРОВСКИЕ  ПОДЗЕМЕЛЬЯ – предлагаются вашему вниманию сегодня.

         По версии  А.М.Подурца – это материал, написанный  А.А.Агаповым  к  одному  из  первых  вечеров в ДУ,  проводимых  объединением  «СП» — тогда ИСТОРИЧЕСКИМ КЛУБОМ (т. е. более  25  лет назад – по косвенным  данным  — это  1989 год). Анатолий Александрович подтвердил нашу догадку на одной из последних  встреч и дал «добро» на публикацию на сайте СК.

         (Итак документ из «Архива Агапова» — как «всё начиналось» ?!)

САРОВСКИЕ  ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Конечно, большинство жителей нашего города знает, что в Саровском монастыре есть подземные хода. Исторический клуб приступил к поиску материалов о них и к их изучению.

        

         Первый  лист рукописи А. А. Агапова

Что побуждает нас изучать скрытые подземелья? С одной стороны это история в чистом виде. С другой стороны они таят в себе опасности для современных построек — могут быть провалы в неожиданных местах и даже обрушиваться целые здания, т.е. их нужно знать и с хозяйственной точки зрения.

Но, наверное, самое главное, это: «А вдруг!» Вдруг в этих подземельях отыщутся предметы старой культуры, техники и быта, а может быть и что-то очень важное, имеющее историческое значение: древние книги, исторические реликвии, уникальные драгоценности. Ведь до сих пор основные сокровища Саровской Пустыни не найдены.

Да, подземелья всегда окружены тайнами и легендами, а секретами подземелий владели немногие священники. И секреты эти передавались только устно — нет в архивах описании и планов подземелий. И порой случается так, что носители тайн исчезают в водовороте сложных времен, не успев никому передать только им известные сведения.

Преднамеренная секретность, отсутствие письменных сведений, случайные неожиданные находки — всё это способствовало появлению легенд и преданий, в которых факты заслонялись фантазией,  домыслами.

Раскрыть тайны подземного города — вот одна из задач исторического клуба. Работу клуб планирует вести по двум направлениям:

— изучение и анализ исторических материалов, поиск людей, знающих Саровские подземелья, тайны и легенды;

— составление плана подземных ходов и помещений;

—  применение инженерно-физических методов для проведения разведочных работ на поверхности земли.

Известно из истории России, что усиление строительства подземных сооружений наблюдается после Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. Восставшие крестьяне уходили в бега. Иные уходили на вольные земли Сибири, другие отрывали себе подземные лабиринты в глухих местах, укрываясь в них, обеспечивая свое существование грабежами купеческих караванов.

Много убежищ разбойников — «темьянов» было вдоль большой Посольской дороги, позже она названа Большая Темниковская дорога, проходившей по глухим лесам от Темникова до Арзамаса. В подземные сооружения внесли свою лепту и раскольники, бежавшие от вводимых Русской церковью порядков. Фанатичные в вере раскольники рыли скиты-убежища, устраивали молельни под землей, особенно их было много в Заволжье.

Действительно, подземелья не те темы, о которых бы много писали. И Саровские монахи  не были заинтересованы в распространении сведений о подземных ходах Сарова. Паломников, приходивших в Саровскую Пустынь, монахи водили по подземелью по строго определенному маршруту. Он был связан с подземной церковью Антония и Феодосия. Поэтому практически сведений о подземном городе нет. Еще, конечно, наложили отпечаток и особые условия, в которых находится город. Члены исторического клуба сделали попытку расспросить людей, бывших в подземельях Сарова, но их сведения оказались однообразны и скудны. Настоящего хранителя подземных тайн Сарова клуб еще не встретил.

Архитектура подземных сооружений (терра-тектура) продолжает наземную архитектуру зданий. И подземное пространство хранит множество тайн и загадок, подчас весьма неожиданных. Строители придумывали почти невероятные системы ходов, тоннелей, галерей, колодцев, ловушек, лабиринтов, многоэтажных подвалов.

Подземелья выполняли функции долговременных убежищ, хранилищ припасов и воды, некрополей, застенков и тюрем, а также они выполняли роль сокровищниц и хранительниц древних библиотек.

Традиции многих религиозных культов требовали строительства подземелий. И христианство, как религия гонимых, начиналась в мрачной темноте катакомб. Отсюда пошли подземные церкви-крипты.

Уже на заре образования Киевского княжества были известны подземные ходы и даже целые лабиринты под древним Киевом. Эти подземелья дошли и до нашего времени. Они известны как знаменитые катакомбы  Киево-Печерского монастыря. Подземные сооружения «киевского» типа отличались большой протяженностью и разветвленностью. По примеру киевских ходов и тайников позднее сооружались целые подземные города. Известны монастырские подземные городки в Чернигове, Святогорье, Старом Осколе. И наш подземный город является прямым подражанием Киево-Печерских катакомб.

Считается, что первым начал копать пещеры в Киевской горе отшельный монах Илларион. И название этих пещер «Илларионовские».

И в нашем городе в Саровской горе пещеры начали копать монахи-отшельники, и вот здесь есть одна загадка. В летописи Саровского монастыря, начатой еще самим первоначальником Иоанном, описан молодой монах Илларион, который пришел вслед за первыми отшельниками Феодосией и Герасимом.

По летописи именно Илларион начал копать Саровские пещеры и с тех пор наши пещеры прослыли как  «Илларионовские». Но анализ текста летописи Саровского монастыря говорит о том, что никакого Иллариона не было, а копать пещеры начал сам первоначальник Иоанн.

Но, подражая киевским монахам, ввел вымышленный образ молодого Иллариона, который после нигде не появляется. Он исчез, выполнив свою функцию.

Давайте выясним — зачем монахам подземелья?

Монахи добровольно отреклись от всего мирского и посвятили себя только Богу. Они, следуя примеру Иисуса Христа, принимают на себя все грехи людей и, совершая свои подвиги (старчество, молчальничество, столпничество, затворничество и т. п.), приближаются к Богу, принимая еще при жизни ангельский чин. Одним из путей исполнения своих подвигов был путь собственного захоронения при жизни, а это можно было сделать только под землей. Как правило, весь великий пост монахи проводили в подземных склепах рядом с собственными гробами.

Саровские подземелья представляют собой многочисленные кельи вдоль подземных улиц и в центре Саровской горы подземную церковь-крипту в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских. В этой церкви монахи могли исполнять все необходимые таинства, предначертанные христианством. Интересно, что подземную церковь построили и освятили с большим трудом и только благодаря сестрам Петра I Великим царевнам Марии и Феодосии. Именно их усердием и стараниями она была оснащена всей необходимой утварью и даже святыми мощами.

Но влажность в подземелье была большой, и церковь быстро пришла в негодность. Её восстановили, сделав основу из чугуна и железа. Благо рядом в Дивеево были железоделательные заводы.

Подвалы и подземелья Саровского монастыря выполняли еще и функции складов и хранилищ припасов.

Нам известно, что когда на Руси в 1775 году начался голод, Саровский монастырь смог прокормить все близлежащие деревни и села.

Саровские пещеры несли еще и функции некрополя. В подземельях Сарова хранились останки монахов, и Саровская Пустынь, как и Киево-Печерская лавра, была одним из поставщиков мощей нетленных для Руси.

Живы еще до сих пор очевидцы о неприглядной судьбе Саровского некрополя. Ныне здравствующая монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря мать Серафима (Софья Александровна Булгакова) рассказывала, что после закрытия, а вернее (по её выражению) «разгона» Саровских монахов, в монастыре разместили колонию № 4 НКВД. Это были беспризорники, собранные со всей страны. Они вскрывали гробы с мощами старцев и глумились над ними, вставляя папиросы в рот мумифицированным монахам.

Очень мало нам известно о тайниках Саровского подземного города, но у нас нет сомнений, что они есть. До сих пор не найдена главная сокровищница монастыря. По легендам считается, что была она под алтарем подземной церкви. Вниз спускался вертикальный глубокий колодец: камень падал туда долго до воды. А внизу был боковой ход, который вел к тайнику. Известно, что во времена колоний был найден в потайном ходе клад с золотой посудой. Взял её Пазин Ф.М. — начальник колонии им. наркома труда В.В.Шмидта.

Точно мы не знаем за клад ли, но он был арестован и посажен в тюрьму. Это следующая история. Известно только, что дочь Пазина живет в Горьком. И мы постараемся узнать как можно больше.

 

ЧТО ИЗВЕСТНО?

Вдоль всего подземелья идут маленькие кельи, годные быть жилищем разве  для малых детей, в таких комнатах, где трудно было поворотиться, отшельники жили года без хлеба, питаясь только одними травами. Некоторые запирались навсегда в своих кельях и довольствовались пищей и питием, которые им подавали через отверстия. Известен монах, зарывший себя по пояс, и так живший до самой смерти и его тело ещё долго стояло после его смерти.

Каждого, кто занимается пещерами, обязательно интересует характер их возникновения. Можно предположить, что это творение природы. Но вполне и то, что это творение рук человеческих. Но когда они созданы?

Может быть, пещеры остались от татарского стольного города времён Золотой Орды – Сараклыча?

Таким образом, могут существовать несколько версий происхождения Саровских пещер.

Монахи водили паломников по подземельям. Вот воспоминания одного из них: «Мы шли с восковыми свечами в руках и видели мощи, всё ещё облачённые в свои отшельнические одежды, с узкими железными поясами. Все они остались до сих пор в том виде, в каком застигла их блаженная смерть».

А ещё в пещерах хранились «Миропомазанные» головы, как бы вылечивающие от всех болезней. Это высохшие черепа отшельников, из которых выступало благовонное масло.

 

НАШИ ПЛАНЫ

 

Для начала нам хотелось бы проверить легенды всех подземных городов.

  • Из подземелий идет особый туннель с выходом в густой лес;
  • Разыскать алтарный ход – непременное условие любого подземного строительства;
  • Попасть в подземную церковь Антония и Феодосия, построенную (выкопанную) в 1711 году;
  • Развеять? или найти ход между женским и мужским монастырями. Как и во многих местах, у нас эта легенда жива и передается из поколение в поколение;
  • Терра-тектура – архитектурные сооружения в подземном пространстве потребуют длительного изучения.

Изучение подземелий может идти по двум направлениям.

  • Изучение и анализ истории и архитектуры, поиск людей и документов о наших подземельях;
  • Применение инженерно-физических методов, позволяющих определить наличие подземелий.

    И затем вскрыть полости, укрепить их, облицевать всесторонне. Конечно, это уже организация, специалисты, современная техника. На энтузиазме качественно сделать эту работу невозможно.

Традиционный подземный ход имеет ширину арки – 80 см, высоту – 1,5  – 1,8м – с водосборной канавкой посредине.

 

 

 

ЗАГАДКИ САРОВСКОГО ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА

 

    Скрытые подземные своды отражают сложные функционально-бытовые, архитектурно-бытовые и социальные зависимости в подземном бытии человека.

    Лабиринты Египетских пирамид — (10-ки километров). Подземные города в Малой Азии — (сотни тысяч людей). Средневековые замки и монастыри.

    Сложные системы ходов, тоннелей, галерей, колодцев, ловушек, лабиринтов, многоэтажных подвалов.

Постройка подземелий – это традиция религиозных культов. Собственно христианство начиналось с катакомб, куда забрались гонимые секты христиан.

Подземелья выполняют функции убежища, хранилищ припасов, воды, некрополей, застенков и тюрем.

Подземелья были хранителями сокровищниц с хитроумными ловушками и преградами для злоумышленников.

 На Руси целенаправленное строительство начал Иван III, когда вызвал итальянских мастеров Аристотеля  Фиораванти и его сына Андрея. Аристотель построил замок в Милане. Тайна его подземелий уже разгадывается столетиями и до сих пор еще не разгадана. Именно он строил Кремль. И тайнами Кремля практически занимались единицы.

Киевские катакомбы в КПЛ известны с начала образования Киевского княжества. Начало постройки подземного города относится также к началу образования монастыря. Так же как и Киевские пещеры называются Илларионовскими по имени монаха, начавшего копать Пещеры в Киеве. Наши монахи в своих летописях искусственным способом, сделали так, что и наши пещеры начал копать монах Илларион и поэтому их также назвали Илларионовскими. Подземные сооружения «Киевского типа» отличались большой протяженностью и разветвленностью. Ходы соединяли отдельные здания, сооружались водозаборные тайники, глубокие подвалы- сокровищницы, некрополи.

Наши подземелья по известным причинам были замурованы. И только обвалы делают подземелья видимыми или проведение строительных работ, но реакция при их обнаружении решительна и мгновенна – закопать. Это было в 1953 году, когда обвалился купол подземной церкви – (крипты)- и в 70 годах и даже в 1988 году провал возле детской библиотеки был закопан на следующий день. Когда не нужно делать быстро – мы решаем мгновенно.

Преднамеренная секретность способствовала появлению легенд и преданий. Но подземелья, как и клады, не даются в руки сразу. Говорят, что они открываются только бескорыстным людям. Мы готовим также экспедицию “Terra 90”. И, может быть, в следующем году нас ждут удивительные открытия.

Подземные старинные сооружения – это памятники архитектуры, истории, культуры. Невозможно реставрировать памятник архитектуры, стоящий на поверхности земли, если полностью проигнорировать то, что находится в пространстве под ними. Подземные объекты должны изучаться, оцениваться с точки зрения исторической, архитектурной и хозяйственной значимости.

Трудно найти построенные человеком другие объекты, которые бы так были окружены тайной, как подземелья. Секретами подземелий владели немногий посвященные, и эти секреты, как правило, передавались устно.

В архивах не попадаются документы с описанием и планами подземных сооружений.

    Нередко случается и так, что носители памяти о подземных тайнах исчезают в водоворотах жестоких и сложных времен, не успев передать только им известные сведения.

Саровские подземелья

Мы знаем город Саров Нижегородской области как родину отечественного ядерного оружия. Здесь располагается Федеральный ядерный центр России, где работал физик, один из создателей первой советской водородной бомбы, академик Андрей Сахаров. В то же время Саров – это место, где жил и в 1833 году скончался основатель и покровитель Дивеевского монастыря – четвертого удела Богородицы – Серафим Саровский. Но и помимо этих достопримечательностей саровская земля хранит много чего интересного. Например, в Сарове имеется подземный храм, который создали монахи в концеXVII – начале XVIII веков.

Академия монашества

Основателем церкви стал молодой монах нижегородец Иоанн. Он пришелна саровскую гору из Арзамаса, так как мечтал создать уединенный пустынный монастырь. Когда он поселился, здесь уже жили в кельях другие монахи. И так получилось, что келья Иоанна сгорела, а строиться было уже холодно и неудобно, поэтому решили дождаться тепла. И вот в 1692 годуон начал копать небольшую землянку по образу и подобию пещер Киево-Печерской лавры.

По словам саровского экскурсовода, заслуга иеросхимонаха Иоанна в том, что он сумел объединить всех монахов, которые до Иоанна обитали разрозненно. А в1705 году выпросил у местного помещика и первую десятину земли, написал очень суровый устав, который превратил Саровскую пустынь в академию монашества.

– Была поговорка «Если ты суров, иди в Саров», – сообщила экскурсовод.

Она отметила, что основатель подземелья помимо сурового нрава отличался тем, что был хорошим хозяйственником. Он в обход всех законов приобрел отборные земли у местных помещиков, в результатесо временемв XVIII веке Саровский монастырь стал одним из самых крупных и богатыхв стране.

– У него было столько земли, сколько у всех нижегородских храмов. По территориион уступал только Соловецкому монастырю, – рассказала ведущая.

Этого-то окрестные помещики Иоанну и не простили, они постоянно жаловались на монаха.В результате по наущению дворян тайная канцелярия обвинила его в государственной измене и сгноилав застенках. Однако, по преданию, императрица, к которой затем попало письмо жалобщиков, сказала: «Боже, какого великого ума человек! Если быу меня был такой, я б забот не знала».Она подписала документ, который закрепил все земли за Саровским монастырем.

Суровый быт

Подземный храм монахи закончили строить в 1709 году.В нем1250 квадратных метров, протяженность около полукилометра. Все кельи соединены ходами по образцу пещер Киево-Печерского монастыря, поэтому и назвали церковь в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских. А после ходатайств Марии и Феодосии, сестер Петра I, которые подарили храму частицы мощей киево-печерских чудотворцев, церковь в 1711 году освятили.

Кельи монахов небольшие, примерно 1,5 на 1,5 метра, ничем не обделаны, кругом камень. Даже скамья и та выдолблена в породе.В кельев то время было холодно, 7 градусов по Цельсию, и большая влажность. Это в наше время, после реставрации, в подземный храм провели отопление и освещение.В петровские времена, когда и был построен храм, переходы освещались свечами.

В таких условиях монахи жили неделями и молились, иногда принимали посетителей, которые приходили исповедаться и получить совет. Разговаривали только через специальные окошки, в них прихожанина было почти не видно, зато хорошо слышно – акустика в храме как в лучших оперных театрах.

– Последние годы своей жизни первоначальник Иоанн много времени проводил здесь в уединении,в однойиз подземных келий стоял гроб, приготовленный им для погребения, – сообщила экскурсовод.

Помимо келий в подземелье имеется иконостас, он располагаетсяв небольшой церкви размером примерно 9 на6 метров.Свод поддерживается четырьмя колоннами, каждая в поперечнике более метра. На входев церковь есть ворота, проходя через которые можно загадать желание. И оно, говорят, непременно сбудется.

Подземный город восстановили

Но жизнь подземелья была недолгой. Первую половину XVIII векаиз-за сыростии холода оно пустовало. Только во второй половине XVIII века подземный город отреставрировали, привели в порядок, проложили вентиляцию. А вотв советское время, в 1956 году, вход в пещеруи вовсе засыпали строительным мусором.

Саров – город закрытый, ходили легенды, что саровские подземелья доходят до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). Однако спецслужбы подземелье проверили, но подтверждений слухам не нашли.О подземной церкви постарались забыть.

Только в 1992 году историки открыли вход в пещерыи проверили подземные сооружения, расположенные на глубине 8–12 метров. Оказалось, что они уцелели, несмотря на некоторые разрушения. Сейчас подземный город передан музею, в нем идут реставрационные работы. К 2003 году были восстановлены основная галерея ходов и церковь. Древнюю кладку полностью менять не стали,кое-где она сохранилась до нашего времени.

Президенту пещеры не показали

В настоящее время в пещерном храме проводятся экскурсии, а по праздникам и в дни памяти киево-печерских святых – богослужения. Храм два раза был освящен – в 2006 и2011 годах. Здесь побывал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Во время посещения Сарова президентом России главе государства хотели показать пещеры, но охрана, побывав здесь, не решилась – уж слишком много переходов.

Пока не все еще улицы подземного города отреставрированы, некоторые все еще находятся на исследованиии реставрации.В основном это нижние уровни подземелий. Сколько их? Два, а может, три? Историки пока не пришлик единому мнению.

Дарья Светланова

Фото автора

Церковь Серафима Саровского описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф

Статьи » Путешествия » Церковь Серафима Саровского описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф

Серафим Саровский описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Церковь Серафима Саровского — бывший подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Лично Император Николай II решил устроить подворье этого монастыря в Старом Петергофе. Причиной тому благополучное рождение наследника у императрицы, которое произошло после того, как семья императора посетила монастырь, где императрица усердно молилась и купалась в Саровском источнике.

Когда в 1904 году в Петергофе родился цесаревич Алексей по проекту Н.Н. Никонова была возведена небольшая деревянная пятиглавая часовня, освященная в честь преподобного Серафима Саровского. В 1906 году он был переосвящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». В том же году по проекту Н.Н. Рядом с Никоновой была заложена каменная церковь. Храм освящен 1 ноября 1906 года епископом Нижегородским Назарием (Кирилловым) в сослужении духовенства, в том числе Иоанна Кронштадтского.

В 1911 году завершено строительство основных построек двора, на территории которого было 13 построек: две церкви, хозяйственные постройки из деревьев, мастерские, двухэтажная гостиница, приют для солдатских сирот, лечебный корпус, баня. При дворе были организованы мастерские рисунка, иконописи, чеканки и мозаики под руководством художника Ф.Ф. Бодалев. В 1906 г. во дворе проживало 43 монахини, а в 1917 г. — около 80.

В 1920-х годов здесь действовала тайная монашеская община, где сестры, работая в миру, тайно принимали постриг. Община была уничтожена в 1932 году. С 1928 по 1929 год приход храма поддерживал движение иосифлян. Эти две церкви на территории подворья действовали до 1938 года. Во время Великой Отечественной войны каменный храм сильно пострадал: обрушилась колокольня и разрушены главы куполов. Деревянная церковь разрушена в 1941 году.

После войны, в 1952 году, здание каменной церкви было передано Петродворецторгу, и здесь разместились торговые склады. Помещения храма были разделены на четыре этажа с бетонными потолками, а на месте алтаря был установлен грузовой лифт. Наружные стены храмового здания были расширены кирпичной кладкой, и оно приобрело кубическую форму. К северному фасаду пристроена котельная с дымоходом.

Уже сегодня, в 1990 году, здание бывшей церкви приобрело статус культурно-исторического памятника, а в 1993 г. оно было возвращено Православной Церкви. 1 августа 1993 года, в день святого покровителя, здесь была отслужена первая литургия.

Здание каменного пятиглавого храма с шатровой колокольней выполнено в стиле нарышкинского (московского) барокко конца XVII века.
В храме было три придела: главный придел — в честь преподобного Серафима Саровского, придел святителя Николая Чудотворца и придел святой мученицы царицы Александры. На данный момент в здании церкви на первом этаже находится храм, а на втором — трапезная.

На территории подворья планируется открыть богадельню, гостиницу для паломников и паломнический центр, а также золотошвейную и швейную мастерские. Здесь планируется разместить трапезную,

Тема: Церковь Серафима Саровского описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф .

Автор: Kelly Costine


Уникальное место для посещения в Алматы

В окрестностях Алматы много красивых и загадочных мест. Один из них – подземный храм иеромонахов Серафима и Феогноста.

Если вы читаете эту статью, значит вас очень интересует туризм в Казахстане и путешествие по Казахстану и поиск уникальных мест. Вот история одного из них. Подземная церковь находится в Малом Алматинском ущелье, или, проще говоря, церковь находится на Медео в Алматы.

Два подвижника христианской веры, много позже по смерти, в 2000 году будут причислены к лику святых мучеников, погибших в гонениях. В душах и мыслях верующих православных алматинцев они считаются защитниками и покровителями города Алматы. Потому, как и в жизни, усердно молился о процветании Верного (так назывался Алматы до 1921) и здоровье всех проживающих в нем.

Серафим и Феогност, русские по происхождению, принявшие монашеский сан в Глинской пустыни – старейшем русском монастыре – прибыли в Азию по велению сердца и совести еще до Октябрьской революции. Это событие опрокинуло и растоптало всю веру (религию), но в первую очередь православную. В те годы погибло много истинно верующих. Они шли на смерть и мучения, но от веры не отреклись. Так они спасали свои души и укрепляли самую Божественную сущность христианства.

Феогност построил подземную церковь, и Серафим, обладавший иконописным талантом, украсил ее своими произведениями. Храму было присвоено имя Серафима Саровского.

Необычная церковь появилась в начале прошлого века. Два монаха, преследуемые тогдашними властями, решили уйти в горы. Но есть и версия, что они просто решили уйти от городской суеты. Под корнями огромной ели отшельники выкопали земляную пещеру, где молились и жили.

Святилище находится в очень труднодоступном месте. Он окружен небольшой рощей. Здесь можно ощутить особую атмосферу тайн и загадок. Высокие ели мало пропускают солнечного света, поэтому в самый светлый день в роще царит полумрак, а на некоторых деревьях можно увидеть следы воска, вбитых гвоздей и высеченные на коре знаки.

По пути можно встретить старые засохшие деревья и коноплю. Возле одного из них прислонено несколько очищенных от коры веток, которые, по-видимому, служат паломникам и туристам палками и помогают при подъеме в горы.

Сама тропа, ведущая к монастырю, начинается с земляных ступеней. Рядом с монастырем находится смотровая площадка. Можно увидеть облезшую и начавшую облезать яркую краску, покосившуюся лестницу, огромный выбеленный солнцем и ветрами ствол и едва проходимые кусты. Кажется, что это здание давно не использовалось.

Здесь растет дикая малина. Его часто собирают местные жители. Несмотря на то, что дорога к святилищу трудна и заросла травой, ежегодно сюда приезжает много паломников и туристов.

Раньше церковь была подземной пещерой. Со временем «крыша» монастыря рухнула. Сейчас там две ниши, образованные корнями огромных елей. Несколько лет назад на горе Мохнатке случился большой пожар. Горело много деревьев. Однако огонь миновал это место.

Многие иконы и кресты бросаются в глаза. Их размещают в небольших углублениях под корнями елей и на стволах деревьев. Некоторые иконы завернуты в целлофановые пакеты для защиты от дождя и ветра.

Некоторые паломники приносят и оставляют в святилище нательные кресты. Некоторые прихожане оставили горсть ягод в качестве пожертвования. Другие кладут мелочь на специальный стол.

Известно, что в те времена подземный монастырь пользовался большой популярностью у жителей города Верный, и прихожане иногда не помещались внутрь. Поэтому через некоторое время в Аксайском ущелье был построен новый, более просторный монастырь. Но это другая история.

Мы надеемся, что эта статья оказалась для вас полезной и информативной. Если вы хотите исследовать страну дальше, но не знаете, куда поехать и чем заняться в Казахстане, рекомендуем вам просмотреть записи нашего блога по тегу Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts