В каком возрасте умерла богородица: Сколько лет прожила Богородица | Восточный Округ
Содержание
Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житие
П.Ю. Малков
Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы (Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55; Мк. 3:31–35; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21; Ин. 2:1–12; 19. 25–27; Деян. 1:14.).
Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2‑я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в. ), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.).
Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.
Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский, прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.
Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.
Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что мн. ветхозаветные праведники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит и о потомстве ее будут говорить во всем мире (Протоевангелие. 4). Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.
Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «…Они от Него,– говорит свт. Григорий Палама,– прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).
Когда будущая Богородица достигла 3‑летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию (Протоевангелие. 7), вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. Иеронимом Стридонским, свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник.
После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с др. девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу буд. Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни» (тропарь 4‑й песни 2‑го канона на Введение).
Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». (Протоевангелие. 9). Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария.
Наступил момент Благовещения. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (Ис. 7:14). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.
После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущая мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (Лк. 1:39–56). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46–55), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы ок. 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.
Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство (Мф. 1:18–25).
Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям – для их участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота – по Церковному Преданию, берущему начало в раннехрист. апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил (Лк. 2:8–14, 19).
На 8‑й день по Рождестве над Богомладенцем был совершен обряд обрезания и наречения имени (Лк. 2:21), а по прошествии 40 дней принесли Его в иерусалимский храм. Это событие вспоминается Церковью под именем Сретения Господня. Его обстоятельства описываются евангелистом Лукой (2. 22–38). Младенец был принесен в храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (Лев. 12:1–8). В соответствии с этим законом, женщины по истечении 40 дней, если родился мальчик, и 80 дней, если родилась девочка, должны были прийти в храм для принесения очистительной жертвы.
Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богородица. Ею приносятся 2 горлицы и 2 голубиных птенца – жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. По обычаю после принесения жертвы за первородного сына священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (перворожденные сыновья израильтян были предназначены, как принадлежащие Богу (Ис. 13:1–2), служить в скинии и храме – позднее эти обязанности были возложены на левитов (Чис. 8:14–19), но закон предусматривал возможность освобождения от этого служения через выкуп), др.– за дарование первенца.
Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном. Старец произнес благодарение Богу и свое знаменитое «Ныне отпускаешь…». Он обратился к Богородице, пророчествуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы,– это пророчество о тех страданиях, что Ей предстоит испытать, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына.
По древнему Преданию Вост. Церкви, именно после события Сретения (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рождества – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (Мф. 2:1–12). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре – по указанию явившегося Иосифу ангела – было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (Мф. 2:13–15). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела (Мф. 2:19–21).
Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом (Лк. 23:39–43).
По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (Мф. 2:23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось – по существующему религиозному обычаю – в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк. 2:41–51).
В соответствии с Церковным Преданием, через несколько лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25–26) заботилась Богоматерь.
После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне, Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (Ин. 2:1–11). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).
Исполнение воли Небесного Отца было для Иисуса несравненно важнее семейного родства. Об этом свидетельствует известный эпизод, описанный в синоптических Евангелиях (Мф. 12:46–50; Мк. 3:31–35; Лк. 8:19–21): придя к дому, где проповедовал Христос, пожелавшие Его увидеть Богородица и братья Господа послали к Нему просить о встрече; Иисус Христос ответил, что всякий, исполняющий волю Его Небесного Отца, является Его братом, сестрой и матерью.
Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (Ин. 19:26–27). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице.
Церковь верит, что Господь явился Своей Матери сразу по Воскресении. Блж. Феофилакт Болгарский считает (Theoph. Bulg. In Matth. 27), что именно Богородица упоминается среди жен мироносиц у евангелиста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф. 27:56), т. к. Иаков и Иосия – дети почившего Иосифа, обручника Ее, а также – «другой Марии» (Мф. 27:61; 28. 1). Ей и Марии Магдалине сначала явился ангел, возвестивший о Воскресении Христа, а затем и Сам восставший из гроба Господь (Мф. 28:1–10). О том, что «другая Мария» и Богородица – одно лицо, утверждается и в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи.
Предание Церкви утверждает, что Богородица присутствовала и при Вознесении Господнем. Ее изображение всегда имеется на иконе этого Праздника. По Вознесении Христа Богородица находилась в Иерусалиме вместе с апостолами (Деян. 1:14) и ожидала исполнения обетования Своего Сына – схождения Святого Духа. По прошествии 10 дней после Вознесения на Богородицу и апостолов сошел Святой Дух в образе огненных языков – осуществилось чудо Пятидесятницы (Деян. 2:1–4).
После сошествия Святого Духа Богородица прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Святой Богородицы. 2).
Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п‑ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем » (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Богородицы в день Ее погребения.
Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Об этом чудесном событии свидетельствует богослужение утрени Успения Богородицы: «Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно погребести славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с ними же воспеша и ангел множество, Преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем» (седален по 1‑й кафизме на Успение). По Церковному Преданию, сияющую чистотой душу Богоматери принял Господь, явившийся с сонмом небесных сил: «Дивляхуся ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго: пречисто бо рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди» (тропарь 9‑й песни 1‑го канона Успения). Не было у одра Богородицы лишь ап. Фомы (эпизод и описание вознесения Богородицы по лат. версии апокрифа об Успении Святой Богородицы). Согласно Церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На 3‑й день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3‑й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1‑й песни 1‑го канона Успения).
У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием.
Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. Евсевий Кесарийский указывает 48 г. по Р. Х., Ипполит Римский – 43 г. по Р. Х., Епифаний Кипрский – 25‑й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х.
***
Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы) // Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии // Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.
Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Барсов М. В. Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. / Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., [1997]; его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Скабалланович М. Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915–1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995.
статья из V т. «Православной энциклопедии», М. 2002, С. 486–487.
В каком возрасте Мария родила Иисуса?: psyteaman — LiveJournal
Category:
- Религия
- Cancel
Возраст Девы Марии, матери Иисуса Христа — довольно удивительный факт для человека нашего времени. Современному человеку этот возраст может показаться находящимся за всеми допустимыми рамками.
Возраст, в котором Богородица родила Иисуса, напрямую в Евангелии не обозначен. Но согласно данным исследователей, ее возраст был на тот момент в диапазоне не младше 12 и не старше 15 лет.
12-летний возраст — это возраст, естественный в те времена для рождения ребенка на Востоке и в Римской Империи. С 12 лет девушек выдавали замуж.
В наше время Богородица является самой почитаемой личностью и величайшей из всех святых.
В самом Евангелии мало сказано о подробностях из жизни Богородицы, поэтому сведения о ней известны в основном из источников, не вошедших в Священное Писание. Они входят в понятие Священного Предания:
Священное Предание – передача жизни и опыта Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. В состав Священного Предания входят: Священное Писание, определения Вселенских Соборов, литургическое предание, творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых и пр. Священное Предание есть действие в Церкви Божественной благодати. Именно Дух Святой вдохновляет верных чад Церкви к правильному пониманию Священного Писания, хранению чистоты веры, благодатному опыту жизни церковной. Предание по своему содержанию совпадает с апостольской проповедью и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.
Согласно Преданию, Пресвятая Богородица родилась в одном из пригородов Иерусалима — в Назарете в Галилее. Ее родители — благочестивые иудеи Иоаким и Анна — были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Несмотря на свое горячее желание и пожилой возраст, они так и не смогли родить ребенка. В те времена многие в народе считали это признаком Божьего наказания. Доходило до того, что когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека.
Однажды супругам по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями. В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. По окрестным селениям снова понеслась молва, но на этот раз люди дивились происходящему. Чудо было налицо — уже несколько веков в Израиле не случалось такого. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Девочку, родившуюся при таких необычных обстоятельствах, решено было посвятить служению Богу.
В ее жизни окружающие замечали много необычных фактов и предполагали, что с ней должно произойти нечто важное… Не буду пересказывать многочисленные подробности. Желающие могут почитать, например, вот тут.
А мы вернемся к теме нашего поста. Когда Марии исполнилось 12 лет, она уже не могла жить при храме. Ее нужно было выдавать замуж.
Она могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но» — еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия. Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако и самостоятельно жить в миру Она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены. После долгих дискуссий и молитв священники решили выбрать будущего обручника Марии путем жеребьевки — дабы так проявилась исключительно воля Божья. Среди кандидатов был и Иосиф — строительных дел мастер из провинциального галилейского городка Назарет. Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то явным образом укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит Предание, произошло чудо — широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий.
Как говорится в Предании, вскоре после этого и произошли события, описанные в Евангелии как Благовещение, когда ангел сообщил о том, что Мария родит Сына Божия. Опять же, не буду вдаваться в нюансы и подробности, не всем читателям это интересно. Ответ на вопрос, в каком возрасте Мария родила Иисуса Христа, мы уже получили.
Иллюстрацией к посту пусть послужит скрин-шот из поискового запроса в Яндексе: «Девочка 14 лет». Для наглядного понимания этого возраста.
Предполагаю, что многие комментарии придется удалять. Не расстраивайтесь! Это делается, чтобы не подводить под монастырь тех, кто не умеет уважать чувства верующих. Марию чтут и в христианстве, и в исламе.
религия
Сколько лет было Деве Марии, когда она умерла?
Согласно этой версии, Мария жила в месте, недалеко от того места, где столетия спустя состоялся знаменитый Собор 431 года, и умерла в возрасте 64 лет.
Марии было 15 лет, когда родился Иисус согласно Протоевангелие Сантьяго, однако по годам правления цезарей разница составляет 4 года, поэтому Иисус умер бы в возрасте 37 лет, а не в возрасте 33 лет.
Когда он овдовел, уже стар в 89 летлет, он женился бы на Марии, которой было около четырнадцати или пятнадцати лет. Согласно этим апокрифическим книгам, Иосиф прожил бы 111 лет, проведя с Иисусом около двадцати лет.
Я оставляю вам пример: Помогите другим. Сотрудничайте дома во всем, что они мне присылают. Посетите кого-то больного или кого-то одного. Попробуйте поделиться своей радостью и своим временем с другими.
Действительно, в Евангелии от Луки упоминаются «родители» Иисуса, когда ему уже 12 лет (Лк. 2:41-50), но Иосиф Назорей не упоминается в синоптических евангелиях во время публичного служения Иисуса, так что это предполагается, что он умер до того, как это произошло.
Сегодня, однако, кажется очевидным, что у Марии и Иосифа было четыре сына (Иаков, Иосиф, Иуда и Симон) и несколько дочерей. Христиане разделены, когда дело доходит до квалификации братьев Иисуса. Для православных речь идет о сводных братьях, детях от предыдущего брака Иосифа.
Мария снова появляется, когда наступает «Час», то есть прославление Иисуса: его смерть и воскресение. На кресте Иисус называет свою Матерь, и, как и в Кане, он называет ее «Женщиной», поручая ей быть «Матерью» возлюбленной ученицы, находящейся с ней у креста.
Иосиф и Мария поженились, по иудейскому обычаю, в доме Марии за пределами Назарета, когда Иосифу был двадцать один год. Эта свадьба стала кульминацией нормального ухаживания, длившегося почти два года.
Место рождения неизвестно; Упоминаются Назарет, Иерусалим и Вифлеем. Учитывая, что молодые женщины выходили замуж в очень раннем возрасте, то есть с тех пор, как они были способны к деторождению, можно подсчитать, что Мария родилась между 18-16 годами до нашей эры.
Ответ. Апостолы шли развивать и распространять свою религию во всех провинциях, в которых находились, благодаря чему росло число верующих в христианство.
Согласно традиции и теологии католической церкви, Успение – это праздник, когда тело и душа Девы Марии были прославлены и взяты на Небеса в конце ее земной жизни. Не следует путать с Вознесением, которое относится к Иисусу Христу.
Согласно наиболее распространенному в академических кругах мнению, основанному на критическом прочтении текстов о нем, Иисус из Назарета был еврейским проповедником, жившим в начале первого века в областях Галилеи и Иудеи, и был распят в Иерусалиме. около 30 года, при правительстве Понтия…
Сколько лет было Марии, когда умер Иисус?
По мере приближения пасхального воскресенья, когда христиане повсюду вспоминают путь Иисуса к кресту, мы не можем не задуматься о тех, кто остался с Ним до самого конца, особенно о Его земной матери. Библия не говорит нам, что думала Мария, что она чувствовала и даже сколько ей было лет, когда умер Иисус. Но Писание ясно говорит, что Мария с юных лет отдала свою жизнь воле Отца, и в расцвете сил «меч пронзил ее душу», когда она смотрела, как ее сын, наш Спаситель, умирает за грехи Мир.
Сколько лет было Марии, когда она обручилась с Джозефом?
Еврейские брачные обычаи в библейские времена сильно отличались от современных западных традиций. Сегодня большинство пар на Западе женятся по любви, и, согласно последним данным переписи населения, большинство пар в США женятся, когда им около 31 года. Это заметно больше, чем средний возраст вступления в брак с 1950 года, который составлял всего 21 год.
Но в древние времена еврейские семьи традиционно устраивали браки для своих сыновей и дочерей, когда они были еще в юности. Большинство еврейских девушек в возрасте 12–15 лет были обещаны подходящим юношам в возрасте 18–19 лет..
Причиной ранней помолвки (или эрусин ) была практичность. Девушка считалась подходящим возрастом для замужества, когда она могла физически иметь детей, и эта веха отмечалась началом ее месячного цикла. Молодой человек считался готовым к браку, когда он овладевал навыками, необходимыми для содержания семьи.
Еврейские браки заключались между семьями жениха и невесты, как правило, в узком кругу семейных кланов. Идея женитьбы за пределами своего клана была табу, чтобы иностранные обычаи не осквернили их верования и другие племена не завладели семейной собственностью. Это одна из причин, по которой родословные Марии и Иосифа происходят от одних и тех же родословных. (Луки 3:23-38; Матфея 1:1-16).
Согласно еврейской традиции, отец Марии должен был посоветоваться с ней по поводу своего решения сделать Иосифа ее мужем, но только формально и только после того, как были улажены переговоры о выкупе за невесту Марии (или мохар ). В то время для семьи жениха имело смысл предлагать плату за жену. После свадьбы жених продолжал жить и работать в доме своего отца со своей новой невестой, в то время как семья невесты теряла ценного и доходного члена своего хозяйства.
После того, как их помолвка была завершена, Мария и Иосиф, вероятно, практически не общались в течение года, пока ждали свадебной церемонии и заключения брака. Целомудрие невесты охранялось и ценилось. Семьи никогда не позволяли жениху и невесте оставаться наедине до брачной ночи, хотя пара считалась состоящей в законном браке.
Во время обручения Марии и Иосифа Бог послал ангела Гавриила посетить Марию и сообщить ей, что она была избранным сосудом, чтобы принести в мир Сына Божьего (Луки 1:26-38). Поскольку она была девственницей, Мария не могла понять, как могло произойти это благословение. Но ангел заверил ее, что Святой Дух совершит чудо, и Мария смиренно и радостно согласилась на святую миссию.
Если бы ангел также не посетил Иосифа и не заверил его, что беременность Марии была действием Святого Духа, Иосиф мог бы официально развестись с Марией за неверность или побить ее камнями до смерти за прелюбодеяние (Левит 20:10).
Сегодняшние дети в возрасте от 12 до 14 лет обычно несут ответственность за уборку своей комнаты, вынос мусора и выполнение домашних заданий. В этом возрасте Мария радовалась привилегии нести Мессию в падший грехом мир.
Сколько лет было Иисусу, когда он умер?
В Библии не указаны конкретные даты рождения и распятия Иисуса, но мы можем использовать контекстные подсказки из Священных Писаний, чтобы получить точную оценку возраста Иисуса, когда Он умер.
В Луки 3:23 говорится: «Сам Иисусу было около тридцати лет, когда он начал свое служение». Это имеет смысл, учитывая еврейские традиции, запрещающие преподавание раввинов до 30 лет (Числа 4:3). Иисус во всем подчинялся закону, чтобы исполнить закон. (Иоанна 3:1-36, Иоанна 20:16). Часть этого подчинения включала Его крещение, которое отражало требования священства Мелхиседекова (Матфея 3:13-15). Иисус крестился, чтобы «исполнить всякую правду», и начал Своё земное служение около 30 лет.
Писание открывает, что после Своего крещения Иисус присутствовал на трех ежегодных праздниках Пасхи (Иоанна 2, Иоанна 6, Иоанна 12). Следовательно, ученые считают, что наш Господь служил за три с половиной года до Своей смерти на кресте, в результате чего Иисусу было 33 года, когда Он умер.
Примерно за 1200 дней служения Иисус совершил больше, чем любой из нас сделает за всю жизнь. Он набирал, любил и лелеял Своих учеников. Он пас полчища заблудших и блуждающих последователей. Он творил чудеса за пределами чьего-либо самого смелого воображения. Он говорил истину, куда бы ни шел, чего бы это ни стоило, даже до смерти. И тем самым Иисус показал любовь Отца к миру и предложил путь спасения всем верующим.
Была ли Мария вдовой, когда умер Иисус?
Когда Иисусу было 12 лет, Он и его родители отправились в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху. После окончания праздника родители Иисуса присоединились к большому каравану друзей и членов семьи, чтобы отправиться в трехдневное путешествие обратно в Назарет. После одного дня путешествия Мария и Иосиф поняли, что Иисуса нет с группой, поэтому они вернулись в Иерусалим, чтобы найти Его. Через три дня они нашли своего сына во дворе храма, изумив всех слушавших Его (Луки 2:41-48).
Найдя Иисуса, Мария спросила: «Сын, почему ты так с нами поступил? Твой отец и я с нетерпением искали тебя.
Иисус ответил: «Зачем ты искал меня? Разве ты не знал, что я должен быть в доме моего Отца?»
Этот рассказ в Евангелии от Луки — последний раз, когда мы слышим о муже Марии, Иосифе, в Писании. Интересно отметить, что в этом отрывке Иисус впервые называет Бога Своим «Небесным Отцом».
Хотя Мария упоминается на свадьбе в Кане (Иоанна 2), нет никаких библейских свидетельств того, что Иосиф был там, и он не присутствовал ни на каких других публичных выступлениях Иисуса. Эти бросающиеся в глаза пробелы в Писании предполагают, что Иосиф умер до того, как Иисус начал публичное служение. Эта теория подтверждается тем фактом, что Иисус, умирая на кресте, поручил апостолу Иоанну позаботиться о Марии. Если бы Его мать не была вдовой в то время, милостивое обеспечение ее Иисусом было бы излишним.
Мария у подножия креста
Возле креста Иисуса стояли его мать, сестра его матери, Мария, жена Клеопы, и Мария Магдалина. Когда Иисус увидел там Свою мать и стоявшую рядом любимую ученицу, Он сказал ей: «Женщина, вот твой сын », а ученику: «Вот твоя мать». С того времени этот ученик взял ее к себе домой. (Иоанна 19:25-27)
Какую любовь и нежность мы видим в присутствии Марии на кресте. Согласно пророчеству Симеона, когда он взял младенца Иисуса на руки, Марии суждено было стать свидетельницей окончательных страданий своего сына.
Тогда Симеон благословил их и сказал Марии, матери своей: «Этому ребенку суждено быть причиной падения и восстания многих в Израиле и быть знамением, о котором будут говорить против, так что помышления многих сердец будет раскрыто. И меч пронзит и твою душу». (Луки 2:34-35)
Несомненно, меч пронзил душу Марии, когда она смотрела, как кровь Иисуса выливается из Его тела, зная, что она ничего не могла сделать, чтобы утешить Его. В расцвете сил, около 46-49 лет., Мария стояла и пережила худший день в своей жизни — и стала свидетельницей лучшего дня для всего человечества.
Фото: ©Getty Images/rudall30
Аннет Мари Гриффин — отмеченный наградами автор и оратор, которая более 20 лет руководила и руководила детскими и молодежными программами. Ее дебютная детская книга « Что такое семья?» выпущен издательством Familius Publishing в 2020 году. Аннет также написала учебную программу для роста характера и развития детей младшего возраста и разработала обучающие семинары для родителей, чтобы принести пользу сообществу. Ее страсть — помочь странникам найти дом. У нее и ее мужа пятеро детей — трое, которые уже вылетели из курятника, и двое усыновленных подростков, которые все еще ночуют дома, — плюс два очаровательных дедушки, которые добавляют безмерную радость и смех всему стаду.
Узнайте больше о значении и значении праздника Пасхи и празднования Страстной недели:
Что такое Вербное воскресенье?
Что такое Великий четверг?
Что такое Страстная пятница?
Что такое Великая суббота?
Что такое Пасха?
На Пасху Сын Божий взял на Себя грех мира и победил дьявола, смерть и могилу.