Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского характеристика: Характеристика героя Александр Невский (овесть о житие и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского Древнерусская литература) :: Litra.RU

Разное

Конспект урока «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» 8 класс

 

«Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
(2 часа)

Образовательные:

  • Дать
    представление об Александре Невском как исторической личности и герое
    художественного произведения;
  • Формировать
    литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный.

Развивающие:

  • Совершенствовать
    умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать
    выводы;
  • Совершенствовать
    умение выразительного чтения, связного высказывания;
  • Отрабатывать
    умение сравнительного анализа исторического материала и художественного
    произведения;
  • Формировать
    навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора
    необходимого материала;
  • Формировать
    самостоятельность мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать
    в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта,
    справедливость, чувство долга, милосердие;
  • Прививать
    любовь к литературе и истории своей Родины.
  • Тип урока: повторительно-обобщающий.

Да ведают потомки
православных

Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин

Ход урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением
характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится;
занемог; хвороба; доспехи; завел разговор; богатства несметные; нехоженая
землица лежит; одолел сибирского хана
и т. д.

2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите
на примерах в процессе пересказа фрагментов.

IІІ. Изучение новой темы.

1. Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской л
–ры» (стр. 17)

Как
начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и
географические («откуда есть пошла») истоки
.
(ΧІ летописи до 17 века – древнерусская литература период составляет 700 лет)

 

– Остались ли в
вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее. («Повесть
временных лет»,
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»,
«Сказание о Белгородском киселе
», «Поучение Владимира Мономаха», 
«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Притча о блудном сыне»).

– Как
надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций,
лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти?

(Определения,
характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:

неторопливость,
обстоятельность;

степенность,
торжественность;

велеречивость
(высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность,
книжность; завораживает красотой слога, величественностью мысли, увлекает
простотою содержания

исповедальность,
монологичность;

драматизм,
трагичность;

взволнованность,
эмоциональность, лиризм;

человечность,
сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность. )

Хотя изучать, понимать
древнерусскую л – ру совсем не просто, так как сложно преодолевать языковой
барьер. Преодолевать эти трудности помогают исследования, переводы Д. С.
Лихачёва, Бориса Зайцева.

 

Помните
ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен
?
(Пётр и Феврония, беззаветно любящие друг друга).

Как
вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси
?
Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?

(Жанры – группы
произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих
признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями
художественной условности данной группы произведений. Жанры: молитва,
притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись,
включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.)

2. Викторина: узнайте прочитанные
произведения и определите их жанр.


«Радуйся,
Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся,
Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!
…Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в
молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас
своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице
лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христосом! Радуйтесь, преподобные и
преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам
приходит!
»

(«Повесть
о Петре и Февронии Муромских»,

написана
в жанре жития святых.)

– «А
отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень
на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать
и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся
».

(«Притча
о блудном сыне».)

– «И
сказал им:

Соберите
хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел
женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку
налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и
вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской
кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец
».

(«Сказание
о белгородском киселе».)

 

ІV.
Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и
великого князя Александра Невского
» (Ал-р Невский ок. 1220–1263).


Житие — описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался
как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому
образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя
через ряд испытаний.

Как
правило, в житии сообщается

·       
об основных событиях жизни святого,

·       
его христианских подвигах (благочестивой
жизни, мученической смерти, если таковая была),

·       
а также особых свидетельствах божественной
благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и
посмертные чудеса)

     Жития
святых пишутся по особым правилам (канонам):

o   так,
считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в
семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители,
руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих
чад, осуждали их)

o   Чаще
всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя
иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария
Египетская)

o   В
процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений
и побеждает
их.

o   Святой
мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.

o   После
смерти его тело оставалось нетленным.     

 

V.
Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр. 18 — 19.

В 1237–1240 гг. на
ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось
монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и
ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные
мотивы
: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале
монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской
литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей.
Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли»
и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

 

1) Когда была написана «Повесть о житии
…Ал – ра Невского»?
(в 80-х гг. ΧІІІ в.)
Само заглавие произведения дает определение его
специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя
Александра
» – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились
подвиги «храбрости».
– Какова цель данного жития?
(Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального
воина-христианина, защитника Русской земли).

2) Кем была написана?
(Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире)

3) Где было погребено
тело князя А. Невского
? (здесь же)

4) По каким источникам
автор жития создаёт «Повесть
…»? (современник, «самовидец», по
рассказам соратников Ал –ра)

5) Что знаем об авторе
«Повести
…»? (широко начитан, писал в соответствии с лучшими образцами
мировой литературы)

6) О каких подвигах А.
Невского он рассказал
? (о 3-х подвигах:

— битве на Неве со
шведами (1240 г. ),

— о Ледовом побоище (с
немцами на Чудском озере (1242 г.),

— о поездке в Орду.

7) Чем отличаются 2
первых подвига от 3-го
? (1-3 – бранные. 3-й  самопожертвования)

8) Зачем А. Невский
поехал к хану
? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести
воинскую службу)

9) Каково значение
«Повести…» в развитии русской л – ры
?

— ей подражали, следовали
как лит. образцу,

— её влияние сказывается
во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

А каково значение слова «благоверный»?

Благо – это что? (Добро,
благополучие)

Благой – это какой? (То
же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

— Значит, благоверный – это
какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)

— А почему Александр назван Невским?

(Он одержал победу в
битве со шведами на реке Неве в1240 году).

 

V.
І. Анализ текста «Повесть о житии… Ал – ра Невского»
Выразительное чтение
по ролям фрагментов «Повести о житии … Александра Невского».

Работа
по р/р: Проверка словариков: чтение слов и выражений
(по цепочке), характерных для
данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в
прошлое» и их объяснений.

(Деяния – (высок.) –
действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря
(устар.) – ссоры, раздоры.)

 

1)    Чтение
вступления

§  Как
называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том,
что был современником Александра
?

 

«Житие» прославляет
Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается
«славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев
древности.

§  Прочитайте
описание внешности князя и его характеристику
.
Какое значение имеет это описание? (автор не только показывает
физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими
героями. Но если каждого из них отличала в
основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в
личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

Таким образом, восхищаясь своим героем,
автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к
лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими
качествами. Перед нами князь
– всем князьям князь.

 

§  Вопрос
2 (стр. 26) Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой
был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу,
а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому
императору Веспасиану. В князе нашли отражение все лучшие качества
человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

 

§  Какими
ещё способами автор подчёркивает избранность князя Александра
?
(с. 19, Андрея́ш). Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского»
(Балтийского) и даже до «великого Рима» — стр. 24.

 

§ 
До появления «Жития
Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это
своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть
вам фрагмент:

«О
светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными
наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами
крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми
различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными,
виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами
честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная
вера христианская
…»

   
Как автор
описывает Землю Русскую?
Очень
красиво описание Земли Русской (природы, селений).  Именно у такой красивой,
богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он
появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя,
несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества
характера.

2)     Известно,
что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через
что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? Вопрос 3 (стр. 26) О
каких его подвигах рассказывает?

 

3)    Стр.
26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (1-я часть)

 

4)   
Найдите в тексте
эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным
полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские
заповеди) правителем.

В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему
оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в
«Житии…», князь Александр

« везде побеждал, был непобедим».
Это говорит о нём как об умелом,  храбром полководце.

5)   
Слышал такие слова король страны Полуночной, но,
ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное
воинство и пошёл на Александра:
«Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь,
обороняйся».

А у князя в это
время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая
вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «
пал на колено перед алтарём и
стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди,
Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною».
Окончив
молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись
духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая
собственным примером, Александр сказал русичам:

«Не в силе Бог, но в правде». С
малой дружиной
(Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно,
зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

6)   
 Следующий эпизод:
Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской,
рассказал князю дивное видение
. (Слайд:  Святые Борис и
Глеб)
. Александр просил о том
никому не говорить (
мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И
была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого
короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь

опытный полководец. Он
решителен,
сметлив, ловок
. У такого князя
и воины – чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к
победе.

 

7)     подчеркивается доблесть
князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на
лице острымь своимь копиемь
» — стр. 22.

 

8)    «Житие»
выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными
битвами и библейские
реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием,
литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу
солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от
сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры
бо ся кровию
» — «Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча
злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее
озеро тдвинулось. И не видно было льда, ибо покрылся кровью
» — стр. 23,
внизу.

 

9)    Стр.
26 «Поразмышляем над прочитанным», вопрос 3: Какие картины видятся вам за
словами рассказчика
: «Словно замёрзшее озеро
двинулось
»?

 

10)          
Стр. 26 «Будьте внимательны к слову»,
вопрос 1 (ч. 2-я)
Кого Александр называет
народом «высокомерным» и кто похвалялся
:
«Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками» (города
немецкие) – стр. 23)?

 

11)          
 Стр. 26 «Будьте
внимательны к слову», вопрос 1 (часть 2-я).
Стр.
22. Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича,
Збыслова Якуновича
и др. ) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие
характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде
вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («всё это я
слышал от господина
своего великого князя Александра и от других, кто
был тогда в той сече» — стр. 22, предпоследний абзац).

 

12)          
каков
последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в
повести
?
«Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей
нести воинскую службу.

 

13)          
Какими словами и от чьего лица автор
описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра
?
(с. 25, от слов «О, горе тебе,
бедный человек
!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».)
Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

14)  
Произведение соединяет черты жития и
воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития…» включает жанр
плача. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных
памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой
литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя
Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».

15)          
Чтение материала
учебника (с. 25–26).

 

16)          
 Рассматривание
иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

(Триптих – (гр.
triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2)
произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных
одной идеей, темой, сюжетом.)

Обратите внимание на
центральную часть триптиха. Сопоставляем житие
и иконописное изображение.

Так
ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем
?
Найдите цитаты из «Повести.. .», рисующие Александра. («Рост
его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён
монументально, в полный рост, с мечом).

Во
что одет князь
?  Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне
соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя,
одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

Можно ли увидеть в работе художника, что он
изобразил мудрого правителя

На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо
сосредоточено
, во весь лоб пролегла глубокая морщина.

Какие
признаки говорят нам о том, что это опытный воин
? Это бесстрашный и опытный
воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.

 Как
изображены глаза Александра
? Глаза князя Александра отражают покой,
смирение, доброту
. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу
известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение
свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание
литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

17)          
Рассматривание
картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских
легатов», стр. 27.

o      
Какую роль на картине играют детали?
Самая важная деталь – хоругвь с изображением Христа, которая находится в
центре верхней части картины. Она несёт идейную нагрузку: Александр твёрд в
своей вере.

 

18)          
 В. Серова «Въезд
Александра Невского в Псков после Ледового побоища
»,
стр. 28. Фигура Александра в центре, но не отделяется от фигур др.
людей
, устремившихся к нему в порыве восторга и благодарности. Все лица
обращены к победителю, народному освободителю. Александр Невский – это герой
из народа и с народом
.

 

I.      Подведение
итогов урока.

— Характеристика А.
Невского

§  Каким
Вы представили князя Александра?

§  Опишите
его личность.

§  Что
вас удивило в личности А. Невскго? При характеристике можете использовать
репродукции картин, посвящённых А. Невскому.

§  Сделаем
записи в тетрадях:
 А. Невский бесстрашный,
храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским
заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности,
подлинный защитник земли Русской. Личность князя Александра
удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и
благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с
греческого языка означает «защитник».

 

– Как
вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их
современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

– Стоит
ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

 

– Итак,
каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы,
краски?

Сопоставление
стихотворения А. Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части
«Жития…».


Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте
предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра
Невского
». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:


Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

Кончина
Александра Невского. (слайд № (икона (фреска)

Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых венца вкруг него…
По небу словно идёт торжество.
В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к образам
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Тихо лампада пред образом Спас горит…
Князь неподвижно во тьму, в
беспредельность глядит…
Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним…
Видит он: облитый словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город… народом кишат берега,
Флагами веют цветными кругом корабли…
Гроб с корабля поднимают, ко храму  несут,
звон раздаётся, священные гимны поют…
Крышку открыли… Царь что-то там говорит…
Вот перед гробом земные поклоны творят,
Следом все люди идут приложиться к мощам.
В гробе ж – князь видит – он сам.
Тихо лампада пред образом Спаса горит.
Князь неподвижен лежит…
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей.
В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «
тихо». Конечно, можно и молча скорбеть.
Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и
непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…»
смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату
читают дети): «
О, горе
тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не
выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали!
Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с
ним в гроб лечь

— Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце
земли Суздальской…». «Уже погибаем

Лучше
выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его
достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…

5)
Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.

Прошли
века… 13 век- 20 век… более 700 лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный
фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль
исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Учитель: Ребята,
как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел
сказать режиссёр?

Накануне
какого события он был создан? Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм
вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о
том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»

Сбылись
слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и
погибнет».
А в 1941 году для офицерского состава Красной Армии был
учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство
успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой
Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд  
Орден Александра Невского
)

Слова
героя актуальны и сегодня… 21 век…2011 год…

На
экранах телевизоров был проект «Имя России», в котором благоверного князя
Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать
масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей
российской общественной наградой – звездой ордена св. Александра Невского «За
труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой
модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой
человек
. Святой Александр Невский – это то имя, которое реально
будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему.

Домашнее задание: поделиться
своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце
Земли Русской,
используя художественные средства повести.  

Индивидуальное
задание: подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде».

Работа (самостоятельная) по вариантам.

1-й
вариант.

1.
Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

2. Как звали шестерых
мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем
сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

2-й вариант.

1. Назовите жанры
древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

2. Какими словами
Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких
средств создается образ героя?

как отразилась русская
история в картинах.

«Найдите достаточно
точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и
запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с «Повестью
о житии… Александра Невского»)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского (8 класс, Коровина, 1 часть, стр.

30)

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 30)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

 Размышляем о прочитанном

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

         Повесть об Александре Невском посвящена теме защиты русской земли и интересов ее людей. При чтении произведения чувствуешь гордость за историческое прошлое своего народа, за то, что такие люди, как Александр Невский, жили на нашей земле.

         Автор повести называет себя самовидцем, и когда описывает бой на Неве, мы понимаем, что он тоже принимал участие в этом сражении. Рассказчик, называя себя очевидцем деяний князя и его современником, хочет этим убедить всех в правдивости описания жизни Александра Невского.

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дру­жины? С помощью каких средств создаётся образ героя?

         Автор, придавая значительности фигуре Невского, сравнивает его с библейскими героями: внешность как у прекрасного Иосифа (которого царь египетский назначил вторым царем за ум его), сила как у Самсона, мудрость как у Соломона, смелость как у храброго Веспасиана. А дружину Александра Невского автор сравнивает с воинами Давида.

         В повести освещены три основных подвига Невского: битва на Неве (нападение шведов), Ледовое побоище (немецкие захватчики) и поездка в Орду (здесь князь выступает как дипломат, пытаясь спасти русских людей от власти Орды и влияния на Русь).

         Перед боем на Неве с превосходящими силами врага Александр Невский молится в храме, веря в правоту своих действий (ведь он защищается, а не нападает), поэтому дух дружинников он укрепляет словами: «Не в силе Бог, но в правде», подчеркивая этим, что Бог поможет тем, кто не нападает, а защищает родную землю.

         Образ Александра Невского создается при помощи портретной характеристики, сравнений с другими героями, речи, описания его действий и отношения других людей к князю.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?

         При описании Невской битвы автор говорит, что Александр самому королю «возложил печать на лицо острым своим копьем». Это значит, что Невский сражался с королем и ранил его в лицо. При описании сражения на Чудском озере автор дает сравнение «словно замерзшее озеро двинулось». И сразу перед нами предстает картина: на льду озера множество воинов, слышится звон мечей, лязг доспех, стоны раненых, призывные крики. Кажется, что озеро ожило, закачалось.

 

 Литература и другие виды искусства

Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Что подчёркивает в портрете героя художник?

         Триптих «Александр Невский» создан художником в годы Великой Отечественной войны. Ранее в 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский», который заканчивался словами князя: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Именно эти слова, на мой взгляд, и стали основными для изображения характера Александра Невского в центральной части картины. Фигура князя, богатырская, бесстрашная стоит на страже Русской земли. Невский опирается на меч, а не держит его в руке, и никому не угрожает. Он серьезен и сосредоточен. Такой человек – опора людям и защита Родине.

 

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укре­плял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как зва­ли шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сра­жались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?

         Александр Невский в словах: «Не в силе Бог, но в правде» говорит о том, что Бог поможет тем, кто прав, за кем правда и справедливость. Русские готовились не нападать, а защищать свою землю. Это выражение очень похоже на то, что говорили во время Великой Отечественной войны: «Наше дело правое – победа будет за нами (или враг будет разбит)».

         Имена шести храбрых мужей, которые «крепко сражались» вместе с Александром Невским против шведов: Гаврила Алексич, Збыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.

         Автор сравнивает сердца «мужей Александровых» с серд­цами львов: «…ибо были сердца их как сердца львов».

         Александр Невский называет высокомерным народом немцев, потому что, они похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский» и «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особен­ности языка жития.

         Последний подвиг Александра Невского – поездка в Золотую Орду. Он поехал к хану Батыю, чтобы помочь русским людям, которых монголы заставляли воевать вместе с ними. В повести об этом подвиге сказано так: «Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той».

 3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, по­несённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

         Горе утраты суздальцев автор выражает в словах митрополита Кирилла: «Чада мои! Разумейте, зашло солн­це земли Суздальской». Солнце – символ защиты, всемогущества и добра. Александр Невский был именно защитником для русских людей, поэтому митрополит и говорит, что солнце зашло, то есть неизвестно теперь, что будет дальше.

 4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

         Словарь устаревших слов:

самовидец – очевидец, свидетель;

деяния – поступки, подвиг, дело;

разгорелся сердцем – эмоциональные переживания;

сеча – бой, битва, сражение;

распря – вражда, грызня, конфликт между своими;

отмолить от беды – помочь спастись, отговорить врага от совершения злого действия;

сей – этот;

ратный – воинский, боевой;

дружина – княжеское войско;

брань – битва, сражение, война;

сродник – свой, родня, связанный с кем-либо кровным родством;

чадо – дитя, ребёнок; духовный сын или дочь;

зеница – глазница, глаза;

вельможа – важный и знатный человек.

 5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Алексан­дра. используя художественные средства повести.

         Честную и славную жизнь прожил князь Александр сын великого Ярослава, прозванный Невским за победу над шведами на реке Неве. Дал ему Бог силу великую, рост высокий и голос, как труба. Лицом князь был пригож, сродни библейскому Иосифу, а умом не уступит мудрому Соломону. Всю жизнь свою положил князь Александр защите земли русской и служению людям русским.

         Крепко веровал Невский в Бога, ни одно сражение не начинал без молитвы о помощи и спасении товарищей. Эта вера великая помогала вселять дух бесстрашия в дружинников, которые преданы были князю свою и с честью сражались с ним плечом к плечу.

         Никогда Александр Невский не ходил в походы завоевательные, а лишь оберегал родную землю от ворогов. И прошла о нем слава великая во все пределы мира. Приезжали издалека посмотреть на него и дивились гости, что все сказанное о князе сем есть правда чистая.

         Хан Батый дивился мудрости княжеской, не хотел с ним воевать и даже шел на уступки, считая Александра Невского своим другом.

         Когда предал Александр с миром дух свой Богу, по всей земле русской, особо в Суздальской разнесся горький плач и стенания по защитнику своему. Позже причислили Александра Невского к лику святых, чтят века долгие и благодарят за ратные и человеческие деяния.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Потемкин Александр Михайлович

 

Александр Михайлович
Потемкин (1790 – 1872)

Санкт-Петербургский предводитель дворянства (1842-1854).

Участвовал в боях против Наполеона и за мужество и отвагу был награжден орденом Святой Анны IV степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость», прусским орденом Железной короны. По окончании наполеоновских войн вышел в отставку в звании полковника.

В 1827 году поступает на гражданскую службу. Получив чин статского советника (1843) и тайного советника (1853), он был избран предводителем петербургского губернского дворянства.

Потемкин был Попечителем Санкт-Петербургского приюта, Почетным Попечителем Санкт-Петербургского Попечительского Совета, Управляющим Родовспомогательного учреждения, Попечителем Ссудной конторы и Управляющим Школой глухих, действительным членом Императорского Благотворительного общества .

За отличие в службе награжден орденом Белого орла (1856 г.), орденом Св. Александра Невского (1860 г.), бриллиантовыми подвесками к ордену Александра Невского (1866 г.), орденом Св. Владимира I степени (1870 г.). ).

 

 

Немного о родстве А. М. Потемкина и Светлейшего князя Григория Потемкина – Таврического:

  • отец Александр Михайлович имел светлейшему князю 8-юродные племянники, а у Александра Михайловича 8-юродные внучатые племянники, название было.
  • мать Александра Михайловича Татьяна Энгельгард имела родную племянницу Г. А. Потемкину – Таврическую, мать ее была сестрой Светлейшего князя.

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин (1739-1791) детей не имел, поэтому его княжеский титул не передавался.

 

Потемкина Т.Б., урожденная княгиня Голицына
(1797 – 1869)

жена А. М. Потемкина.

Всю свою жизнь Т. Б. Потемкина посвятила делу помощи ближним и была известна на всю Россию своим благочестием и широкой благотворительностью. Не было ни одного богоугодного учреждения или богоугодного заведения, в котором бы она принимала и не принимала бы участия.

Пребывание в усадьбе «Артек» Александра и Татьяны Борисовны Потемкиных в разное время с 1835 по 1838 и 1864 годы (конечная остановка автобуса № 2 Горная, детский лагерь «Алмаз», парк комплекса детских лагерей» Горный» и лагерь «Морской»).

 

15 и 16 сентября (28 и 29 сентября н. в.) 1837 года имение Артек посетила царская семья: император Николай I и императрица Александра Федоровна в сопровождении большой свиты.

 

Николай I (1796 – 1855) , Российский Император, в 1825 г. Почетный член Петербургской АН (1826 г.), сын Императора Павла I.

Вступил на престол после смерти брата императора Александра I Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлено Полное собрание законов и Свод законов Российской империи, введены новые цензурные правила (1826, 1828).

При Николае I России участвовало в войне:

  • Русско-персидский — 1826-1828,
  • русско-турецкий 1828-1829,
  • Крым 1853-1856 закончились поражением России.

 

 

Великий Князь Цесаревич Александр Николаевич
(1818 – 1881)

Российский император Александр II в 1855 году. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел ряд реформ (земских, судебных, военных и др.).

г. Царствование Александра II завершилось присоединением к России Северного Кавказа (1864 г.), Казахстана (1865 г.), значительной части Средней Азии (1865-1881 гг.).

На жизнь Александра II был совершен ряд покушений в 1866, 1867, 1879, 1880 годах.

1 марта 1881 года Александр II был убит народом.

Россию называли Царем-Освободителем.

 

 

Императрица Александра
Федоровна (1798 – 1860)
Великая княгиня
Мария (1819 – 1876)
Николай I
(1796 – 1855)
Дочь прусского короля Фридриха Вильгельма. Замужем за великим князем Николаем Павловичем, впоследствии императором Николаем I c 1(13) июня 1817. Дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, герцогиня Лейхтенбергская Президент Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1852). Четвертый сын Павла I и Марии Федоровны. Младший брат императоров Александра I и Николая I.

 

Гости Татьяны Борисовны и Александра Михайловича Потемкиных были:

 

Василий Андреевич
Жуковский (1783 – 1852)

Русский поэт, академик Петербургской АН (1841), основоположник русского романтизма. Участник войны 1812 года. Суд (1815). Наставник будущего императора Александра II (1826-1841).

Приход имения Артек 6 (18) сентября 1837 г.

В. А. Жуковский изучал Пушкинское пространство в Крыму.

Во время поездки Жуковский ни разу не расстался с карандашом и пластинкой. Зарисовки поэтом каких-либо мест Крыма составили знаменитый «Альбом Жуковского» (всего около 100 рисунков).

 

 

Николай Борисович
Голицын (1791 – 1866)
idth: 230px; рост: 269пкс; радиус границы: 10px;» />

Брат Татьяны Борисовны Потемкиной. Князь, музыкальный деятель, виолончелист, критик, поэт. Поклонник и поборник музыки Людвига ван Бетховена, посвятивший ему трехструнный квартет (Голицын).

Пребывание в усадьбе Артек в разное время с 1833 по 1853 год.

В 1836 году Голицын перевел в Артек на французский язык поэму А. С. Пушкина «Клеветникам России» и отправил перевод Автору. В благодарственном ответе на письмо от 10 ноября 1836 г. Пушкин назвал этот перевод лучшим из трех уже сделанных другими. Он писал: «…Как я завидую Вашему крымскому климату: Ваше письмо пробудило во мне много всяких воспоминаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts