Пояс пресвятой богородицы что это: ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — Древо
Содержание
ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — Древо
Честный Пояс Пресвятой Богородицы. Греческая икона (XXI в.) |
Пояс Пресвятой Богородицы
Празднуется 12 апреля (Греч.) перенесение пояса из Зилы в Константинополь, 31 августа положение пояса в Константинополе
По преданию, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение.
Святыня была принесена из Святой Земли в Царьград при императоре Аркадии, на рубеже IV и V веков. Пояс Пречистой был помещён в золотой ларец, запечатанный императорской печатью и поставленный в Халкопратийском храме во имя Пресвятой Богородицы.
Затем, в царствование императора Льва Мудрого, в начале X века, пояс был извлечён и оказался неповрежденным временем. После исцеления супруги императора, императрицы Зои, было установлено празднование в память Положения честного пояса Божией Матери (см. подробнее).
После захвата Константинополя турками святыня покинула город и оказалась разделена на части. Части святыни продолжали славиться многочисленными чудесами. На начало XXI века часть хранилась на Кипре, в монастыре Троодитисса [1], часть — в Грузии [2], часть — в Трирском монастыре [2]. Однако, наиболее прославившаяся часть оказалась в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.
Ватопедская часть пояса
Честной пояс Пресвятой Богородицы |
Святыня хранится в монастыре Ватопед с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых её благословением, многочисленны с давних времен. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так, в 1871-1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.
Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детей, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.
Честной пояс Пресвятой Богородицы стал главной и наиболее любимой святыней Ватопедского монастыря, монахов этой обители даже прозвали на Афоне «агиазонитами» (т.е. «святопоясниками»). Главным чествованием пояса в Ватопеде является праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, к которому в обитель стекается много паломников.
По традиции святыня ежегодно исходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Несмотря на просьбы, монахи не вывозили святыню за пределы Греции вплоть до исторического посещения России 20 октября-28 ноября 2011 года. В то время ковчег со святыней объехал 15 главных городов России, где везде к нему выстраивались многотысячные, длиной в километры, очереди верующих. В общей сложности честному поясу Богородицы в эти дни поклонилось около 3 миллионов человек, в те же дни начали фиксироваться чудесные события. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это беспрецедентное за многие десятилетия всенародное поклонение святыне в России «чудом сохранения веры» [3].
Хомский пояс
Пояс Пресвятой Богородицы в церкви Умм Эз-Зуннар, г. Хомс,Сирия |
Тонкий пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это пояс сплетенный Божией Матерью и данный ею апостолу Фоме.
Весной 1953 года в монастыре в Мардине, Турция, был обнаружен старинный манускрипт на арамейском, согласно которому пояс находился под алтарем Хомской церкви Пояса Богородицы. Вскоре в присутствии высшего духовенства местных православных и антихалкидонтиских общин, при большом стечении верующих, была обретена святыня. На небольшой глубине нашлась могильная плита с надписью по-арамейски: «Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова,» а под плитой — мраморный куб с серебряным ковчегом, в которой обретался свернутый пояс. Анализ, проведенный учеными, показал, что находка пролежала в земле около тысячи лет. С тех пор пояс сберегался в Хомском храме Пояса Божией Матери.
Вознесение Божией Матери (передающей Свой пояс ап. Фоме). Сирийская икона |
К реликвии потянулись паломники и страждущие. Чудеса начались почти сразу, и включали множество исцелений. Постепенно при храме образовался целый «музей» оставленных за ненадобностью костылей и протезов. От части пояса, обретенной в Хомсе, в 1982 году отделили небольшой отрезок, и перенесли в индийскую провинцию Маланкар, где также происходят чудесные исцеления по вере притекающих к реликвии.
Иконопись, гимнография
Одна из служб, а также акафист честному поясу составлен Герасимом Микраяннанитом.
Использованные материалы
- «Честной пояс Пресвятой Богородицы в России,» портал Православие.ру, 27 октября 2011:
- http://www. pravoslavie.ru/put/49477.htm
- Страница календаря портала Православие.ру:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4557.htm
- Путилов, Сергей, «Христиане Сирии в поисках единства (комментарий в свете веры),» Седмица.ру, 18 июля 2005:
- http://www.sedmitza.ru/text/402687.html
- «Патриарх Кирилл назвал главное чудо пояса Пресвятой Богородицы,» портал Православие.ру, 21 ноября 2011:
- http://www.pravoslavie.ru/news/49974.htm
[1] Согласно http://www.pravoslavie.ru/put/49477.htm
[2] Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4557.htm
[3] http://www.pravoslavie.ru/news/49974.htm
Пояс Пресвятой Богородицы — чудеса
Содержание статьи
- В Россию прибывает Пояс Пресвятой Богородицы
- Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь
- Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы
- Прекращение мора
- Избавление от нашествия саранчи
- Святой Пояс на Итаке
- Cпасение от засухи
- Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы
- Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
- Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
- Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
В Россию прибывает Пояс Пресвятой Богородицы
Пояс Богородицы будет находиться
- в Санкт-Петербурге 20-24 октября 2011 года,
- Екатеринбурге — 24-27 октября 2011 года,
- Норильске — 27-29 октября 2011 года,
- Владивостоке — 29 октября-1 ноября 2011 года,
- Красноярске — 1-4 ноября 2011 года,
- Нижнем Новгороде — 4-6 ноября 2011 года,
- Дивееве — 6-7 ноября 2011 года,
- Саранске — 7-10 ноября 2011 года,
- Самаре — 10-13 ноября 2011 года,
- Ростове-на-Дону — 13-16 ноября 2011 года,
- Калининграде — 16-19 ноября 2011 года,
- Москве — 19-23 ноября 2011 года.
Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь
Богородица отдает пояс апостолу Фоме
Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.
В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.
Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.
Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.
Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.
Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса.
В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.
В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.
Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.
Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.
В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.
Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.
Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.
Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.
Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.
Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.
Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.
В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.
Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.
Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.
В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).
Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.
Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы
Прекращение мора
22 августа 1827 г. Отец Савва пишет:
«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».
Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:
«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».
Избавление от нашествия саранчи
Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:
«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».
Святой Пояс на Итаке
На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.
Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.
Пояс Пресвятой Богородицы
В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.
Cпасение от засухи
В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.
По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.
Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.
Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.
Перевод Сергея Акишина специально для «Правмир».
Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы
Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
глас 2
Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.
Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы
глас 4
Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.
Пояс Пресвятой Богородицы
Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Пояс Богородицы, Реликвия Успения
Святой пояс Богородицы, реликвия Успения
Грегори ДиПиппо
В качестве доказательства веры ранней церкви в Успение часто приводится тот факт, что никто никогда не заявлял, что у него есть реликвия тела Девы Марии. Однако собор итальянского города Прато, менее чем в 12 милях от Флоренции, хранит до наших дней знаменитую реликвию, связанную с Успением, — пояс, почитаемый как пояс Девы Марии, подаренный Ей апостолу Фоме.
Пояс в реликварии со снятой крышкой. |
Согласно очень древней легенде (засвидетельствованной, например, св. Иоанном Дамаскином в VIII веке, среди прочих), когда пришло время земной жизни Девы Марии закончиться, все апостолы чудесным образом были перенесены в Иерусалим, чтобы присутствовать на Ее смерть; Сент-Томас, однако, опоздал (опять!). Когда Она умерла, они положили Ее тело в гробницу в Гефсиманском саду за городом; через три дня святой Фома прибыл в Иерусалим и пожелал поклониться телу. Открыв гробницу, Апостолы обнаружили, что ее нигде нет, и раздался сладкий запах, подтверждающий, что «кому некогда угодно было взять плоть от Девы Марии, и стать мужем, и родиться (от Ее )…и кто по рождении сохранил девство Ее нетленным, тому благоугодно было и по кончине Ее почтить непорочное тело Ее… перенеся (его на Небо) до всеобщего и всеобщего воскресения».
У этой легенды есть вариации, как это часто бывает. По одной из версий, остальные одиннадцать апостолов уверовали в Успение потому, что ангельская музыка играла в воздухе над гробом в день погребения и в течение трех дней после; Святой Фома, прибывший после того, как музыка прекратилась, отказывался верить им, пока гробница не была вскрыта и не подтверждено отсутствие тела. По другой версии, Фома уже знал и верил в Успение еще до прихода в Иерусалим, и привел других ко гробу, чтобы показать им, что тела Богородицы нет; после чего они вместе прослушали всю музыку. Дальнейшее дополнение к истории говорит, что цветы росли из каменного саркофага, в который Она была положена, и были источником сладкого аромата, исходящего из гробницы.
Мадонна с поясом работы Франеско д’Антонио ди Бартоломео, начало 15 века. |
Существуют также вариации в легенде о поясе, который Богородица затем дала святому Фоме. Одна говорит, что Она Сама, хорошо зная о склонности Фомы к сомнениям, явилась над пустой гробницей, когда вокруг нее стояли Апостолы, а затем сняла Свой пояс и отдала его ему в непреходящее доказательство Успения, как это сделал Ее Сын. позволил ему приложить палец к ране на боку. Но другая версия, следуя рассказу о том, что Фома поверил в Успение перед тем, как отправиться в гробницу, явился ему и дал ему пояс в награду за его веру.
Алтарь часовни, где сейчас хранится Святой пояс в соборе Прато. На стене за ним видна скиния, где он хранился. |
Далее легенда гласит, что он оставался на Святой Земле до 12 века, когда купец из Прато во время посещения Святой Земли женился на дочери священника, державшего его под стражей. Купец и его новая жена привезли реликвию с собой в Италию; по смерти первого он был отдан городскому собору. После того, как каноник из исторического соперника Прато, соседней Пистойи, попытался украсть реликвию в 1312 году, в Дуомо была построена новая часовня, чтобы сохранить ее в безопасности, где она остается и по сей день. Выставляется для почитания верующих пять раз в году, на Пасху, 1 мая, на Успение и Рождество Богородицы и на Рождество. Для этих случаев Донателло в 1430-х годах построил за пределами собора Прато специальную кафедру, поскольку толпы паломников, которые приходили посмотреть на нее, часто были слишком велики, чтобы поместиться в самом соборе.
Кафедра Донателло на внешней стороне Прато собора |
БПИ верующими. |
В 1351 году город Прато стал частью территории Флорентийской республики. С этого момента изображения святого Фомы с поясом стали обычным явлением во флорентийских картинах Успения, и в силу флорентийского влияния на эпоху Возрождения в целом этот мотив перешел сначала в остальную Италию, а оттуда в другие части. Европы.
Несколько ссылок на различные описанные традиции появляются в одном из самых красивых примеров этого мотива, Алтаре Одди работы великого Рафаэля Санцио; она была написана в 1502-1503 годах, когда художнику было всего 19 лет, и сейчас хранится в Картинной галерее музеев Ватикана.
В верхней части изображения Богородица увенчана Христом и окружена ангелами, четверо из которых играют на музыкальных инструментах. В нижней части вокруг гроба собрались апостолы, некоторые из них смотрят вверх и слушают музыку. Важность святого Фомы для истории подчеркивается тем фактом, что он стоит в центре группы, с запрокинутой головой в перспективе, которую любому художнику трудно передать должным образом, и пространственно изолирован от других одиннадцати апостолов. . Гробница Богородицы наполнена цветами, растущими из камня. В качестве модели одного из апостолов справа стоит сам Рафаэль, одетый в черное и смотрящий прямо на зрителя.
Реликвия пояса Девы Марии
История, считающаяся символом целомудрия, включена в «Золотую легенду» Якоба де Варагина и в средневековые мистерии Йорка.
Он известен как Пояс Фомы, Пояс Богородицы или Святой Пояс и считается католическим эквивалентом других православных реликвий, а именно восточно-православного Пояса Богородицы или Святого Пояса Сирийской Православной Церкви. .
Относительно неизвестный за пределами Италии, Sacra Cintola (по-итальянски «святой пояс») — это собственный пояс Девы Марии. Согласно средневековым преданиям и легендам, она уронила его во время своего Успения.
Но если реликвия на самом деле является поясом Богородицы, почему он широко известен как Пояс Фомы?
«Пояс Прато», выставленный в 2007 году с кафедры Донателло.
Джакомо Боски Гвилбор-CC-BY-2.5.
Одна из причин заключается в том, что легенда, скорее всего, возникла на Востоке, вероятно, недалеко от того места, где, по традиции, сам Фома проповедовал Евангелие. Но даже если миссия Фомы в Индии, безусловно, известна — он считается основателем индийской Насрани («Назарянин», христианин) церкви — он больше известен как сомневающийся апостол. Этот эпизод подробно описан в 20 главе Евангелия от Иоанна. Текст гласит:
Но Фомы (которого звали Близнецом), одного из двенадцати, не было с ними, когда пришел Иисус. Тогда другие ученики сказали ему: мы видели Господа, а он сказал им: если я не увижу раны от гвоздей на руках Его и не вложу перста моего в раны от гвоздей и руки моей в ребра Его. , я не поверю.’
Через неделю его ученики снова были в доме, и Фома был с ними. Хотя двери были заперты, Иисус подошел, стал среди них и сказал: «Мир вам». Затем он сказал Фоме: «Положи сюда свой перст и посмотри на Мои руки. Протяни свою руку и положи ее мне в бок. Не сомневайся, но веруй». Фома ответил ему: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня? Блаженны не видевшие и уверовавшие».
Иоанна 20:24-29
История пояса относительно похожа. Он включен в «Золотую легенду» Якоба де Варагина и в средневековые мистерии Йорка. Одна из версий утверждает, что все апостолы присутствовали при Успении Марии — все, кроме Фомы, который спешил обратно из Индии . Зная о скептицизме Фомы, Дева явилась ему одному и опустила на него пояс, который она носила, , словно подражая жесту Иисуса, предоставившего сомневающемуся апостолу физическое доказательство чудесного деяния, свидетелем которого он только что стал.
Другая версия утверждает, что Фома был чудесным образом перенесен из Индии на Елеонскую гору, чтобы он мог присутствовать во время Успения, и Богородица сбросила ему свою cintola , когда ее возносили на небеса.