Правила василия великого: Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого — святитель Василий Великий
Содержание
Читать книгу «Нравственные правила» онлайн полностью📖 — святителя Василий Великий — MyBook.
От редакции
Предлагаемая читателю книга предназначается для самого широкого круга читателей – и только начинающих знакомиться с учением Церкви, и даже и не знакомых с ним. Она содержит в себе небольшое по объему, но яркое и поучительное нравственно-назидательное творение знаменитого отца Церкви – святителя Василия Великого (330–379), архиепископа Кесарии Каппадокийской. Этот святой IV века был почитаем не только на греческом Востоке, но и на Западе и также, конечно, на Руси, свидетельством чего являются храмы, построенные в его честь.
Предмет этой книги – христианская нравственность и «азы» науки спасения: Божественные заповеди, их понимание и исполнение, цель христианской жизни, то есть все то, что выражено кратко в двух самых главных заповедях Христа Спасителя: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37–40). И хотя излагаемые истины просты по своей формулировке и доступны всем и в том числе людям, даже и не владеющим грамотой, однако исполнение на деле этих «нравственных правил» отнюдь не просто, так что и целой жизни вряд ли хватит для их полного и совершенного осуществления, а если кто и приблизится к этому, то такой человек по праву будет именоваться спасенным, блаженным и святым.
«Нравственные правила» представляют собой подборку цитат из Священного Писания на тему того, какие нормы жизни христианина на его пути ко спасению главные и общеобязательные. И эти нормы неизменны – они не зависят ни от эпохи, ни от национальности человека и т. п. «Нравственные правила» Василия Великого показывают, что обязательно требуется от всякого христианина, не важно кто он – оглашенный, мирянин, монах или священнослужитель, мужчина или женщина, юноша или старец.
Текст «Нравственных правил» приводится по изданию: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: в 2 т. Т. 2. Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благо-звонница, 2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). С. 19–101.
Редакция надеется, что эта книга станет для отечественных читателей источником познания духовного света Христовой истины.
Правило 1
О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его
Глава 1. Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия.
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11:20–22), и прочее.
Глава 2. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния.
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи [как Он Сам] говорит (Мк. 2:10). Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18:18–19). Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5:28–29). Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:4–6). Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную (Деян. 17:30–31).
Глава 3. Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца.
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько (Мф. 26:75). Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался (2 Кор. 7:6–7). И вскоре потом: Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле (2 Кор. 7:11). Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед ними (ср. Деян. 19:18–19).
Глава 4. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3:7-10).
Глава 5. По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел; потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу.
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как же-них замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25:1-12). Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы (Лк. 13:24–25). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божий (2 Кор. 6:2–4). Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10).
Правила Святого Василия Великого. Каноны Православной Церкви
Правила Святого Василия Великого. Каноны Православной Церкви
ВикиЧтение
Каноны Православной Церкви
Граббе Епископ Григорий
Содержание
Правила Святого Василия Великого
Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в Каппадокийском городе Кесарии [1], около 330 года, в царствование императора Константина
Божественная Литургия Святого Отца нашего Василия Великого
Божественная Литургия Святого Отца нашего Василия Великого
Знай, что эта Божественная Литургия великого Василия не всегда поется, но в определенное уставом время, а именно: в воскресенья Великой Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в святой Великий Четверг, в Великую
Преп.
Макрина, сестра Василия Великого (Основные правила христианского воспитания для неба себя и детей наших)
Преп. Макрина, сестра Василия Великого
(Основные правила христианского воспитания для неба себя и детей наших)
I. Примером того, насколько доброе религиознонравственное воспитание благодетельно для дитяти, для семьи и вообще для всего общества, может служить жизнь
Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в Каппадокийском городе Кесарии [1], около 330 года, в царствование императора Константина
Основные творения святого Василия Великого
Основные творения святого Василия Великого
1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем ереси аномеев. Он утверждал, что природа Сына не только не тождественна, но даже и не подобна (греч. ???????? (аномиос), неподобный: отсюда
Молитва святого Василия Великого
Молитва святого Василия Великого
«Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения
Молитва святого Василия Великого
Молитва святого Василия Великого
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения
ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ
ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ
1 январяНА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИНа «Господи, воззвах:» стихиры на 4, глас 3, самогласные:Германа: Христа, источник жизни, вселив в душу твою / чистою
Молитва от осквернения святого Василия Великого
Молитва от осквернения святого Василия Великого
Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и
3.
Литургия Василия Великого
3. Литургия Василия Великого
В первые три века Христианства чин совершения Евхаристии не был записан, а передавался устно. Об этом ясно говорит св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329—379 гг. по Р. Хр.): «Слова призывания в пременении хлеба причащения и
Глава 1: СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО НАСТАВЛЕНИЯ О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ [1]
Глава 1: СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО НАСТАВЛЕНИЯ О МОЛИТВЕ И ТРЕЗВЕНИИ[1]
1) Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. — Но надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда, при всяком
Молитва святого Василия Великого от осквернения
Молитва святого Василия Великого от осквернения
Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и
О Литургии св.
Василия Великого
О Литургии св. Василия Великого
Литургия св. Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с литургией св. Иоанна Златоустаго. Отличие ее от последней состоит лишь в следующем:1. Молитвы, которые священник читает тайно (про себя) в алтаре (особенно
14 Января – Васильев день (день памяти святого Василия Великого)
14 Января – Васильев день (день памяти святого Василия Великого)
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.
Базилиан | Византийский обряд монашества
- Сферы деятельности:
- монашество
Византийский обряд
Просмотреть весь связанный контент →
Василиан , член одной из нескольких христианских монашеских общин, следующих Уставу св. Василия. (Василиане — это также название конгрегации латинского обряда, основанной во Франции в 1822 г. и позже действовавшей в основном в Канаде, ее члены посвятили себя воспитанию молодежи.)
Святитель Василий, богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской (современная Турция), установил свое монашеское правление между 358 и 364 годами и, возможно, находился под влиянием монастырей, основанных святителем Пахомием Фиваидским. Правило св. Василия было простым, но строгим и призывало его последователей к совместной жизни (общежительству), в отличие от последователей как св. Антония Египетского, так и св. Пахомия. Василий старательно избегал крайнего аскетизма пустынных отшельников. Его правило, встречающееся в двух формах, Regulae fusius tractatae (55 наименований) и Regulae brevius tractatae (313 наименований) следует форме вопросов и ответов и поощряет аскетические практики как средство для совершенного служения Богу. Правило призывает к общинной жизни в послушании с многочасовой литургической молитвой и физическим, а также умственным трудом. Правило Василия подразумевало обеты целомудрия и бедности, подобные тем, которые были установлены в западном монашестве в более позднее время. Василий также призвал обучать детей в школах при монастыре, а также предоставить возможность проверить их возможное призвание к религиозной жизни. Монахам также посоветовали позаботиться о бедных. Святитель Феодор Студийский пересмотрел правило Василия Блаженного в 9 в.век.
Существует пять основных ветвей Ордена Святого Василия византийского обряда: (1) Гроттаферрата итало-албанского обряда была восстановлена в 1880 году в своих греческих традициях и контролирует монастыри на юге Италии и Сицилии. Гроттаферрата когда-то был известен созданием религиозного искусства и иллюминации, а также копированием рукописей. (2) Святой Иосафат в украинском и румынском обрядах был введен в Киеве в 1072 году святым Феодосием и стал образцом для украинских, белорусских и русских монастырей. В 17-18 веках ее особый интерес представлял союз Украинской и Римской церквей. Реформированные папой Львом XIII, эти василиане распространились в Галицию, Рутению, Югославию и Румынию, а затем последовали за иммигрантами в Соединенные Штаты, Канаду и Латинскую Америку. Нынешнее название датируется 1932. (3) Святой Спаситель в мельхитском обряде был основан архиепископом Тирским и Сидонским в 1684 г. и передан под власть Василия в 1743 г. Члены занимали приходское служение в Ливане, Палестине, Египте и городе Дамаске. до 1832 года. Ватикан утвердил их конституцию в 1955 году, и теперь у них есть фонды и в Соединенных Штатах. (4) Василианский Орден Св. Иоанна Крестителя, также известный как Орден Сувайра или Баладитов, был основан в 1712 году и добавил к обычным обетам обет смирения. Его материнский дом находится в Ливане, и Ватикан установил свой канонический статус в 1955. (5) Василианский Орден Алеппо отделился от предыдущей группы в 1829 г. и был утвержден Ватиканом в 1832 г. со штаб-квартирой в Ливане.
Историческое развитие правила Святого Василия Великого
Rev. Porfiryj Pidruchnyj, OSBM
1111111115. Василий Великий как человек и творец великих дел является долгом прежде всего для нас, василиан, черпающих свою духовность из его аскетических писаний. Однако от него и его эпохи нас отделяет большой промежуток времени. К счастью, многочисленные письма, которые он написал или которые были адресованы ему как друзьями, так и врагами, 366 из которых можно найти в 32-м томе «Греческой патрологии» Минье, красноречиво говорят о жизни Василия, его церковной и буквальной деятельности. Недавно исследователи, изучающие вопрос подлинности, установили, что многие из этих писем не являются подлинными. Среди специалистов в этой области известный Павел Федюк, профессор Папского института средневековых исследований в Торонто, получивший богословское и святоотеческое образование в Риме, живя в этом самом монастыре [василианском Генералате на Авентине]. Он издал монументальный труд, состоящий из нескольких томов, в котором описаны рукописи произведений Василия с указанием различных изданий и переводов. Он также написал другие книги о святом Василии. Сергей Федыняк, который также жил и работал в Риме, перевел некоторые письма святителя Василия на украинский язык.
2. О жизни и деятельности св. Василия мы знаем больше из двух других важных источников. Во-первых, это надгробная речь в честь Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, написанная святителем Григорием Назианзином, также называемым Богословом. Это произведение было переведено на украинский язык о. Сергей Федыняк. Второй ценный источник, из которого мы многое узнаем о Василии, находится в г. Житие св. Макрины г., написанное св. Григорием Нисским, ее братом (изд. на укр. С. Федыняк, Нью-Йорк, 1969). В качестве краткого отступления: я лично знал покойного о. Федыняк, который не только перевел многие сочинения святителя Василия (напр. «Слово на псалмы »), но и вдохновил многих василиан на написание диссертаций о святителе Василии Великом.
3. Говоря о переводах, следует упомянуть еще одного известного василиана, который потрудился, чтобы подвижнические творения святителя Василия Великого стали известны на украинском языке, митрополита раба Божия Андрея Шептицкого. Начиная с 1910 года, Шептицкий перевел творения святителя Василия и завершил «Подвижнические труды» (Львов, 1929), который включает Моральные, Длинные и Короткие правила.
Святитель Василий Великий и его подвиги
Святитель Василий родился в очень благочестивой христианской семье Василия [Старшего] и Эммелии в Кесарии Каппадокийской, около 329 или 330 года. учитель риторики, и его семья имела значительное политическое влияние в Кесарии. В семье было десять детей, пятеро из которых почитаются за свою святую жизнь и труды. Василий и два его брата были епископами – Григорий (епископ Нисский) и Петр (епископ Севастийский) – брат Навкратий был подвижником, а сестра его Макрина Младшая также подвизалась (в то время под аскетизмом понималось быть «монашеской жизнью»).
Василий посещал школу в Неокесарии, где его учителем был отец; затем в Кесарии Каппадокийской, Константинополе и Афинах, где он учился пять лет и где нашел верного друга в лице Григория, будущего епископа Назианзина.
В Афинах Василий начал искать «истинную философию», то есть познание Христа. Он закончил учебу и вернулся в Кесарию. По тогдашнему обычаю Василий крестился в 356 году, в возрасте 27 лет. Затем он предпринял долгое путешествие, чтобы лично познакомиться с образом жизни различных религиозных групп в Сирии, Месопотамии, Келесирии, Палестине и Египте ( Письмо 223, 2 – Евстафию Севастийскому).
После года странствий Василий поселился в Анесси, у реки Ирис, и стал вести подвижническую жизнь. Его сестра Макрина решила вести такой образ жизни гораздо раньше вместе с его матерью Эммелией и несколькими слугами.
Влияние Евстафия Севастийского.
Нет сомнений, что Василий и его семья находились под влиянием Евстафия Севастийского, основавшего множество монашеских общин. (Вспомните Навкратия, брата Василия, который стал аскетом. И четверо членов семьи Василия остались безбрачными). Евстафий был известен своей строгой подвижнической жизнью и делами милосердия. (Когда Василий стал епископом, он открыл дом для бедных и больных, которым управляли ученики Евстафия). Василий общался с Евстафием «с детства» (Письмо 1 – Евстафию Севастийскому), и это свидетельствует о том, что семья Василия действительно находилась под влиянием его подвижничества. Евстафий вместе со своими учениками неоднократно посещал Василия и проводил «целые ночи в молитве, говоря и слушая беседы Божии» (Письмо 223, 5). Можно смело сказать, что Евстафий был духовником Василия.
В Анесси, без сомнения, у Базиля были друзья, разделявшие его идеал. Вместе с ним жил его друг со студенческих лет Григорий, и они изучали ту «истинную философию», науку о Христе. Одни ученые относят к ним основанный на сочинениях Оригена сборник под названием «Добротолюбие», другие это отрицают (Harl, см. Morescini, 18). Тем не менее у Василия уже был общий проект монашеской жизни: отречение от мира, жизнь в нищете и молитве, частое чтение Священного Писания ( Письмо 2 – Григорию (Бозе), 21 год). Потом, конечно, он написал первое издание Моральных правил (Кремаски Лиза, 29 лет).
Моральные правила ( MR ) были предназначены для широкой христианской аудитории. Когда Григорий Назианзин сослался на правил и предписаний жизни , по которым они стремились жить ( Oratio 43,34), это, вероятно, была выдержка из первого издания MR . В этом произведении Василий показывает, чего христианину следует избегать и что он должен делать, чтобы начать вечную жизнь уже здесь, на земле. Таким образом, он подробно говорит об обязанностях каждого и каждого. MR — это просто набор текстов, организованных тематически. Темы не были придуманы Василием, скорее, они были основаны на 1500 цитатах, взятых из Нового Завета и разделенных по названию и вступительному содержанию. По его собственным словам, Василий сделал это для того, чтобы лучше понять Писание. Вкратце, MR — это антология библейских текстов.
На первый взгляд MR кажется бесформенным произведением (без четкого очертания), но на нем Василий строит все остальные свои сочинения, обнаруживая его оригинальность и преемственность своей мысли. MR лежит в основе его аскетических работ. Это ядро (наиболее важная часть) его аскетического мышления. Василий присваивает MR наивысшее значение, потому что это единственно верное «правило». Из этих избранных библейских текстов возникает его собственный порядок мыслей. Во-первых, служение Богу, а затем авторитет и толкование Священного Писания, дух послушания Заповедям, христианские таинства, добродетели и главные грехи… Василий говорит, что настоятели должны знать и понимать все Священное Писание. , а подчиненные ему должны знать свои обязанности и выполнять их. Позднее, возможно, положив начало своей подвижнической жизни, Василий включил в начале 9 в.0015 MR две проповеди: О суде Божием и О вере .
Хотя Василий и старался вести подвижническую жизнь в уединении, тем не менее он принимал участие в жизни Церкви. Он был рукоположен в чтеца и помогал в пастырском служении в Понте. В 359 г. он сопровождал епископа Анкирского Василия на Синод в Селевкии, а в январе 360 г. посетил Синод в Константинополе. В 362 году епископ Кесарийский Евсевий, разыскивая соработника и советника, призвал Василия к себе и рукоположил в священники. Но в том же году, вследствие некоторого недоразумения с епископом, Василий оставил Кесарию и вернулся в Понт, где стал предводителем христианских монашеских общин (Григорий Наз., 9).0015 или . 43,29 – Кремаски Лиза, 29).
Малый Аскетикон
В это время Василий посещал общины Евстафия, жившие хаотично в разных местах Понта, без всякого руководства. Именно тогда он опубликовал свое первое издание Малого Аскетикона , дошедшего до нас только в латинском переводе Руфина Аквитанского в 397 г. Оно сохранилось только на сирийском языке. Он состоит из 200 вопросов и ответов. Ответы короткие, и видно, что вопросы составлены учениками Евстафия. Василий расширил это Малый Аскетикон и, впоследствии, опубликовал Большой Аскетикон .
В 365 году епископ Евсевий вновь призвал Василия в Каппадокию и дал ему свободу действий. В 369 году, когда великая засуха вызвала небывалый голод во всей Каппадокии, Василий призвал богатых на помощь бедным и сам организовал помощь голодающим. В это время он сочинил свои проповеди: Бог есть Не причина Зло , Против Богатых (две проповеди) и Во времена Голода и Засухи .
В 370 г., когда умер епископ Евсевий, Василий не без труда стал епископом Кесарии. Менее чем за десять лет, хотя и не в добром здравии, он вел обширную деятельность. Однако мы остановимся прежде всего на его подвижнических общинах, которые он часто посещал, с которыми беседовал и наставлял строго соблюдать все, что требует от христианина Писание; затем мы рассмотрим Шире Правила ( WR ) и Короткие Правила ( SR ). При жизни Василия они назывались Аскетикон ; только после его смерти неизвестный составитель переименовал их в Большие Правила и Малые Правила . Василий заявил, что он очень рад ответить на любой вопрос, касающийся вопросов веры и морали в соответствии с Евангелием (Introduction to SR ). Он никогда не называл их правилами, поскольку у христианина есть только одно правило — Писание. Он никогда не сочинял никаких уставов для монашеских общин, не образовывал Орден в сегодняшнем понимании, а лишь разъяснял Писание тем, кто желает жить истинно подвижнической жизнью. Он даже не хотел, чтобы его считали учителем, но орудием, данным Богом для объяснения Писаний.
Расширенные правила (55 правил)
Эта работа является расширением Малый Аскетикон . Правила настолько систематизированы, что некоторые авторы даже называют WR «систематическим катехизисом». Во-первых, они объясняют Заповеди Божии и их порядок; затем говорят о любви к Богу и ближнему и о страхе Божием; далее они предостерегают от иллюзий и дел мира сего, являющихся главным препятствием для христианской и подвижнической жизни; наконец, говорят об отречении, о различных категориях людей, желающих посвятить себя Господу, о добродетелях и о разнообразных проблемах, связанных с общежительно-общинной жизнью.
Более короткие правила (313 правил)
Хотя мы называем их «короче», на самом деле они длиннее. Они не расположены в систематическом порядке, хотя между ними есть связь. Ученики святителя Василия хорошо знали Писание и желали углубить свои знания о нем, а также уточнить некоторые вопросы, даже экзегетические. Многие вопросы носят практический характер.
В дополнение к MR , WR и SR , которые все связаны с аскетически-монашеской жизнью, Василий написал несколько писем, в которых изложены принципы монашеской жизни, такие как Письмо 22 (мы даже включили его в Устав наших Уставов) и Письмо 173 (монахиням), в котором говорится о монашеском исповедании и приводится краткий список обязанностей тех, кто желает безоговорочно повиноваться Евангелию (например, , письмо 374).
Какое непреходящее служение совершил святитель Василий Великий для монашеской жизни?
Как известно, святитель Василий не был ни «создателем», ни «первопатриархом» восточного монашества. До него были разные попытки и примеры монашеской жизни. Его гений и заслуга, однако, в том, что он мудро усовершенствовал то, что уже существовало.
Начиная с V века восточное монашество вообще строилось по образцу почти исключительно Правил св. Василия Великого, хотя ни он, ни другие монашеские законодатели не учредили на Востоке религиозного Ордена в современном смысле этого слова и не оставили сводка дисциплинарных правил, как это делали на Западе св. Бенедикт Норсийский, св. Доминик и св. Франциск Ассизский. Однако, несомненно, Уставы св. Василия сильно повлияли на общежительную жизнь, то есть на общинный строй монашеской жизни, хотя византийские уставы редко цитируют Уставы Василия.
Великая заслуга подвижнических творений святителя Василия заключается в их бесспорности — они основаны на Священном Писании. Но еще больше его заслуга в его концепции монашеской жизни.
Св. Василий был творцом особого монашеского идеала, который можно представить в нескольких направлениях:
1) Общинная жизнь лучше отшельнически-отшельнической. Это лучше соответствует человеческой природе, ибо любовь к ближнему лучше всего проявляется в общественной жизни, позволяющей легче исполнить заповедь Христову, так как каждый отдельный дар употребляется на служение общему благу, а, следовательно, на служение благу. Сам Христос… Аскетические идеалы общины должны быть такими же, как у первой христианской общины, где все были одного сердца и одной души. Все было общим: молитва, работа, трапеза…
2) Настоятель ( proestos ) должен быть духовником, руководителем общины. Он будет нести ответственность за души монахов и за их прогресс в совершенствовании. Он должен знать всех; следовательно, монастырь не должен быть слишком большим. Он должен иметь контроль над всем, что делают подвижники, включая пост и другие покаянные практики…
3) Цель монашеской жизни – уподобиться Богу в любви. И любить не только к себе в молитве и труде, но и к другим словом и делом. Святитель Василий увещевает своих монахов иметь духовное усердие, приобретаемое тем, что живет в присутствии Божием и посвящает свои знания и труды служению ближнему – Церкви. Василий примерил и доказал это в своей жизни. В программу его подвижничества входила общественная и просветительская работа.
Как Восток воспринял идеал монашеской жизни Василия?
Известно, что общежительная форма монашеской жизни была плохо воспринята на Востоке. Отшельническая жизнь считалась высшей формой монашеской жизни. В последующие века были основаны большие лавры отшельников под руководством одного или нескольких основателей (святых Евфимия + 473, Феодосия Великого + 519 и Саввы Освященного + 532).
Программа общежительно-монашеской жизни, предложенная Василием, не устранила тенденции на Востоке к крайним формам отшельнически-уединенной жизни. В Жития святых , мы читаем о монахах, которые никогда не спали и никогда не говорили, затворниках, столпниках, лесниках, странниках, нищих, исихастах (любителях мира) и других формах самостоятельной жизни… Полное подчинение себя под послушание начальнику всегда было трудно для тонких, задумчивых и свободолюбивых душ Востока.
Хотя Вселенские Соборы (напр. VII Никейский) и даже император Юстиниан (+ 565), в его Corpus iuris civilis , цитируют Правило общежительно-монашеской жизни, Василий далеко не был достаточно «восточным», чтобы быть популярным и захватывающим. Даже в Добротолюбие ( Филокалии ) не нашлось места простой цитате из Василия, а даны тексты малоизвестных восточных писателей, некоторые даже апокрифические.
Одним из самых верных последователей василианского идеала превосходства общежительной (общинной) жизни над отшельнической был Феодор Студит (760-826). Для него монах не только служитель Церкви, но и раб всего рода человеческого, ибо цель его — служить всем людям (Федюк, 176). Студийские монастыри были центрами духовного просвещения, культуры и оплотом против ересей (иконоборчества и цезаропапизма). Однако, сам того не зная, Феодор Студит заказал свою духовность не только из подлинных произведений Василия, но и из Подвижнические Постановления, появившиеся позднее и терминология, содержание и стиль которых были совершенно чужды Василию, восхвалявшему и рекомендовавшему отшельническую (уединенную) жизнь (Митр. ”, 378-429).
В середине IX века на Афоне началась монашеская жизнь. Главным законодателем Святой Горы Афон был святой Афанасий Афонский (+ 1000). Он составил Устав Святой Горы по образцу устава св. Феодора Студита. На Афоне сосуществовали три вида монашества: общежительное (общинное), отшельническое (уединенное) и идиоритмичное (при котором монахи сохраняют частную собственность и не подчиняются никакому настоятелю).
Монашество на Руси (Русско-Украинских землях)
Монахи принесли с собой на Русь два наиболее распространенных в Византии и Болгарии устава: Студийский и Афонский. Однако это не означает, что они были установленными конституциями, которые нельзя было изменить. На самом деле мы знаем, что студитские типиконы часто различались между собой.
Когда св. Феодосий Печерский († 1074) получил от св. Антония Печерского († 1073) указание над Печерами, близ княжеского города Киева, он попытался осуществить константинопольский вариант «Студийского Типикона». ” Со временем он переработал его так, что первая часть, то есть литургическая, осталась неизменной, а вторая, то есть внутренние и внешние моменты монашеской жизни, менялась в зависимости от обстоятельств, места, времени и времени. дух народа.
Правило преподобного Феодосия распространилось по всей Руси, и по его форме монашеской жизни было основано множество монастырей. Но после татарского нашествия (1240 г.) каждый монастырь издавал собственные уставы или заимствовал их из других уставов. Затем первоначальная ревность, горевшая в святых основателях монашества на Руси, стала остывать в последующих поколениях.
Наиболее распространенной причиной пренебрежения монашеской дисциплиной было чрезмерное вмешательство князей, благотворителей и епископов во внутреннюю жизнь монастырей. Мы знаем, что в самой ранней истории монашества на Руси князья по своей воле меняли устав и монастырскую дисциплину. Учреждая монастыри, они излагали свои уставы и сохраняли за собой некоторые привилегии, такие как назначение настоятелей, управление финансами монастыря, принятие монахов в монастырь и т. д.
Основание василианского ордена
После Брестской унии в 1607 году св. Вильнюса и стал вести строгую монашескую жизнь. Позднее, в 1617 г., когда монашеская община разрослась до шестидесяти монахов и пяти монастырей, Руцкий, ставший в 1613 г. митрополитом, созвал первый василианский капитул и на первом заседании сказал своим монахам: времени я собрал (правило жизни) из разных писаний святого отца нашего (Василия) и разделил их на несколько основных разделов для легкого понимания и запоминания». И затем, в том же отчете, он разъяснял монахам, что приспособил Правило св. Василия «к нашей настоящей жизни… которая требует, чтобы мы спасали не только собственные души, но и души мирян нашего обряда». , которые гибнут… Вот и пришлось написать какие-то правила, которых не требовали те прошлые времена, но они необходимы в настоящее время. Но в этом мы не отступили от святого учения нашего святого Отца».
Настоящие правила Руцкого под названием: Общие правила Святейшего Отца Нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской .
Эти Общих Правил были в форме краткого устава, в котором указывалась цель монашеской жизни: уподобление Богу через любовь. И не только надо возрастать в любви к Богу через молитву и труд, но и словом и примером, привлекая ближнего к Богу. Для достижения этой цели необходимо отречься от диавола, мира и себя, взять крест свой и следовать за Христом через бедность, целомудрие и послушание, живя общей жизнью. Все это изложено в четырех коротких главах.
Введение общих правил , Метр. Руцкий сказал: «В течение долгого времени я собирал (правила жизни) из разных писаний святого отца нашего (Василия) и разделял их на несколько основных разделов для облегчения понимания и запоминания». Некоторые правила он сочинил сам, не найдя у св. Василия того, что было необходимо для его времени и возраста.
Интересно отметить, что в названии этих Общих правил , Metr. Руцкий прикрывался авторитетом св. Василия. Он приписывает свои Общие правила св. Василию, потому что он был полностью убежден, что все идет в соответствии с восточной монашеской традицией. Он приписывает конституции св. Василию и называет его «нашим святым отцом», «патриархом и основателем Ордена». Вместе со своими иноками он особо отпраздновал праздник св. Василия Великого и пожелал вернуться к ревности, царившей во времена св. Василия.
До сих пор считалось, что эти Правила не имеют западного влияния. Но когда я сравнил их с конституциями иезуитов (1606 г., которыми он пользовался), оказалось, что из 68 правил Руцкий 10 заимствовал у иезуитов. В некоторых других правилах есть некоторое сходство, но следует помнить, что св. Игнатий Лойола также строил свое произведение по образцу св. Василия, а начинающим мастерам-иезуитам прямо предписывалось читать Правило св. Василия Великого.
Поздние василиане, опубликовавшие Общих правил , цитировали писания св. Василия под каждым правилом. Особая привязанность к св. Василию и цитирование его произведений сохранились у василианцев и по сей день.
Некоторые смело утверждают, что «никакие восточные монахи не имеют права даже называть себя василианами» (так писал знаменитый ученый Жан Грибомон, Новая католическая энциклопедия , т. 2, с. 48), но многие ордена и конгрегации, которые сегодня называют себя василианами, черпают свою духовность из писаний св. Василия и считают его своим духовным Отцом. В Восточной церкви пять василианских орденов (плюс один латинский).
Митрополит Руцкий каким-то образом адаптировал эти Общие правила для монахинь-василианок Киевской митрополии. Эти Правила были впервые опубликованы в 1771 году на польском языке под заглавием: Уставы святителя отца нашего Василия Великого и духовные уроки блаженной памяти Иосифа Вельямина Руцкого, митрополита всея Руси, напечатанные в «Отцах василианах». «Нажмите в Минске для получения большей выгоды от монахинь того же ордена. Второе издание Устава под тем же заглавием вышло в Полоцке в 1807 г., а третье издание в 1854 г. в Риме под тем же заглавием для монастыря Макрины Мечеславской на итальянском языке.
В 1897 году, когда митрополит Сильвестр Сембратович назначил иеромонаха Андрея Шептицкого настоятелем монашеских обителей, началась своего рода реформа. Число василианских монахинь начало расти, когда василианские монахи были назначены своими наставниками послушников, исповедников и духовных наставников. Были различные предложения дать им другие правила, например, из разных восточных орденов или адаптированные из латинских орденов. В 1909 году митрополит Шептицкий перевел наши Уставы на украинский язык, разделив их на разделы, добавив цитаты из святителя Василия к тем правилам митрополита Руцкого и напечатав под заглавием: Вельямин Руцкий, митрополит Руси. Уставы женских ОСБМ монастырей Галицкой губернии» (Жолква: издание отцов василиан, 1909).
Митрополит Андрей писал об этих правилах:
На каждом шагу я дивился его (Руцкого) великому духу и необыкновенному таланту. Он так хорошо знает святителя Василия, что наверняка каждый день в течение многих лет брал в свои руки труды этого Великого Патриарха.