Православие и христианство в чем отличие: «Разница вроде такая: христиане крещены, а православные нет»
Содержание
Православие и «настоящее» христианство: в чем разница — Защита веры — новости Православия
Защита веры
22 Сентября 2020 16:20
Автор: Андрей Власов
«Иерарх» ПЦУ сравнил Православие с сектой и противопоставил его «христианству». Фото: СПЖ
«Иерарх» Православной церкви Украины Адриан Кулик в интервью «Емігрантському радіо» 14 сентября 2020 г. заявил, что «православность» имеет сектантский характер и выразил пожелание, чтобы «украинское православие» было ближе к «настоящему» христианству и не обособлялось бы от других христианских конфессий. От слов этого «иерарха», конечно, можно отмахнуться. Но на самом деле А. Кулик поднял весьма важную проблему, которую можно сформулировать так: а чем Церковь отличается от секты? В истории были случаи, когда Церковь представляли всего несколько иерархов, в то время как секту – десятки, если не сотни.
«Греческое православие, оно более цивилизованное (чем русское – Ред.). Но честно говоря, я бы все же хотел, чтобы украинское православие больше приближалось к христианству. Потому что православность – она воспринимается как секта, или нечто отдельное от другого движения», – сказал Кулик. – Все-таки мы, по замыслу христианства, должны объединяться вокруг Христа. Поэтому, даже если нам приходится общаться с католиками или другими христианскими течениями, мы всегда должны оставаться христианами в первую очередь. А русское православие – оно такое: «ты православный, а те все уже еретики, отщепенцы. Те гибнут, а мы единственные, мы избранные, мы спасаемся». Технология навязывания оккультных сект – гуру своим адептам внушает, что вы избранные, потому что вы у меня, вас избрал Бог».
Во второй части цитаты Кулик говорит именно о Русской Церкви. Однако несложно сделать вывод, что с сектой он сравнивает все Православие. В целом, «иерарх» переплетает (скорее всего по незнанию) две разные проблемы. Первая – это отличие Церкви от секты, а вторая – это отличие Церкви от того, что не есть Церковь. Ведь католичество и даже в какой-то мере лютеранство нельзя назвать сектами, но в то же время к Церкви они не принадлежат.
Честно говоря, я бы все же хотел, чтобы украинское православие больше приближалось к христианству. Потому что православность – она воспринимается как секта или нечто отдельное от другого движения.
Адриан Кулик
Отличие Церкви от секты
«Философская энциклопедия», изданная еще в 1967 г. дает такое определение сектантству: «Сектантство (греч. σεχταρισμός «учение, направление, школа»), религиозное сектантство — совокупность религиозных организаций и групп, отличающихся определённой враждебностью к инакомыслящим, склонностью к фанатизму и догматизму, которые на почве антицерковного или социального протеста обособились от каких-либо мировых религий и господствующих церквей, и настроены по отношению к ним враждебно или оппозиционно».
Несмотря на то, что этому определению уже более полувека, сектоведы им пользуются до сих пор. Уже из него становится понятно, что А. Кулик был неправ: «русское» православие не может быть сектой, уже хотя бы потому, что она сама представляет одну из «мировых религий и господствующих церквей».
Сектантство характеризуется двумя чертами: это слепое подчинение лидеру и осознание собственной исключительности.
Во главе любой секты стоит или стоял в прошлом какой-либо лидер, основатель, гуру, авторитету которого слепо подчиняются адепты секты. Слова лидера принимаются за истину беспрекословно, какими бы абсурдными они ни были.
Известный американский психолог Маргарет Тейлер Сингер, которая долгое время занималась исследованием сект и деструктивных культов, дает такое определение: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности». Адепт секты не может размышлять над приказами гуру, он не может анализировать его идеи, он может только подчиняться им. Несмотря на то, что лидеры сект могут говорит своим адептам о Боге, но «богом» на земле для адепта является гуру. Наилучшим образом эти отношения иллюстрирует высказывание основателя кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может никто».
В православии также есть духовные наставники и руководители. Но принципиальное отличие духовного руководства в Церкви от сект заключается в том, что в Церкви послушание духовнику, настоятелю общины или архиерею обусловлено тем, насколько сам наставник находится в послушании Евангелию, Священному Преданию, вероучительным истинам и нравственным нормам. Как только наставник начинает отклоняться от церковного учения, впадать в ересь или учить не тому, чему учит Священное Писание, послушание ему становится невозможным.
Важным также является и цель всех духовный усилий верующего и всех наставлений его духовного руководителя. В Церкви этой целью является единение человека с Богом. В сектах цели могут быть самыми различными: от достижения психологического комфорта до банального обогащения руководителей секты. Если в Церкви духовный наставник ведет человека к себе, а не к Богу, то Церковь призывает верующих держаться от такого наставника подальше, а его самого отстраняет от исполнения обязанностей.
Принципиальное отличие духовного руководства в Церкви от сект заключается в том, что в Церкви послушание духовнику, настоятелю общины или архиерею обусловлено тем, насколько сам наставник находится в послушании Евангелию, Священному Преданию, вероучительным истинам и нравственным нормам. Как только наставник начинает отклоняться от церковного учения, впадать в ересь или учить не тому, чему учит Священное Писание, послушание ему становится невозможным.
Вторая черта сект – это осознание своей исключительности. Канадские сектоведы Майк Кропвельд и Мари-Андрэ Пеллан в своей книге «Феномен сект» дают такое определение сектантского мышления: «Это способ концептуализации действительности и общества через деление их на два монолитных блока (добрые – злые, спасенные – проклятые, белые – черные)». Действительно для того, чтобы держать своих адептов в повиновении лидеры сект внушают им идею о том, что только они являются спасенными и это спасение им дает принадлежность к секте и подчинение ее лидерам.
В Церкви все принципиально иначе. Принадлежность к Церкви есть необходимое, но отнюдь не достаточное условие спасения души. Если человек формально принадлежит к Церкви и даже имеет священный сан, но при этом его жизнь не соответствует Евангельским заповедям, то принадлежность к Церкви послужит к еще большему осуждению такого человека. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12, 47-48).
Сектант может быть уверен в своем спасении или собственной исключительности, а человек Церкви одновременно имеет в своем сердце упование на то, что Христос его спасет и одновременно страх потерять это спасение. С одной стороны, в Символе веры мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», а с другой мы помним слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5, 8).
Сектант может быть уверен в своем спасении или собственной исключительности, а человек Церкви одновременно имеет в своем сердце упование на то, что Христос его спасет и одновременно страх потерять это спасение.
Человек Церкви не может делить людей на спасенных и погибших, потому что знает, как быстро можно перейти из одного состояния в другое. Апостол Павел говорит не о спасенных и погибших, а о спасаемых и погибающих: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор 1, 18). Люди Церкви осознают себя спасаемыми, но не спасенными и отсюда следует, что они не могут превозноситься над кем-либо, считать себя исключительными или осуждать других. Благоразумный разбойник покаялся и был спасен в самый последний момент своей жизни. То же может произойти с любым грешником. Вообще Священное Писание говорит нам о том, чтобы мы заботились о спасении своей души: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение…» (Фил. 2, 12), а не решали вопрос о том, спасется или нет какой-либо другой человек.
Отличие Церкви от того, что не есть Церковь
Все вышесказанное не означает, что православные допускают возможность спасения вне Церкви. И Священное Писание, и Священное Предание говорит нам о том, что только в Церкви есть спасение. Из множества цитат, подтверждающих этот тезис, приведем лишь несколько:
«Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 20-21).
«Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие домы Царствия Божия не наследят. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (священномученик Игнатий Богоносец).
«Ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» (авва Агафон).
«Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом» (святитель Иоанн Златоуст).
Православные богословы выделяют несколько внешних признаков, по которым можно отличить Церковь от ее подмен.
- Во-первых, это неповрежденное чистое христианское учение, проповедованное апостолами.
- Во-вторых, это благодать Божия, которая передается через непрерывное апостольское преемство. Или иными словами, Святой Дух, который сошел на апостолов в день Пятидесятницы и передается путем рукоположения от апостолов к епископам и священникам.
- В-третьих, это непрерывное историческое бытие Церкви от апостолов до наших дней.
Важно понимать, что Церковь всегда стремилась к тому, чтобы сохранить учение Христа неповрежденным и не боялась отсекать от себя лжеучения, независимо от того сколько людей было увлечено этими лжеучениями и на чьей стороне находились светские власти в тот момент.
Все Вселенские соборы отстаивали истину несмотря ни на какие политические или иные обстоятельства. Весьма показательна в этом отношении история преподобного Максима Исповедника во время монофелитских споров в середине VII века. Тогда православную веру по сути отстаивали только три человека: Иерусалимский патриарх Софроний, Римский папа Мартин и греческий монах Максим Исповедник. Все остальные иерархи соглашались или были готовы согласиться с ересью. Несмотря на то, что Византийская империя в те времена подвергалась серьезной угрозе как со стороны Персии, так и со стороны недавно появившихся арабов-мусульман, и религиозный мир был необходим империи как воздух, преподобный Максим отвергал любую возможность пойти на соглашательство и поступиться истиной.
Интересно, что тогда преподобного Максима обвиняли ровно в том, в чем сейчас А. Кулик обвиняет православие (пускай, даже «русское») – в сектантском мышлении. Когда обвинители Максима на суде спросили его, что неужели он считает себя одного спасающимся, а всех остальных нет, он ответил: «мне не дай Бог осудить кого-либо, что я один спасусь, но сколько могу, предпочту умереть, чем страх иметь пред совестью за то, что каким-либо образом преступил веру в Бога».
Когда его спросили, что он сделает, если все будут причащаться в Константинопольским патриархом, который тогда был заражен монофелитской ересью, преподобный Максим сказал: «Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди». А когда ему предложили признать монофелитство и тем самым сделать возможным объединение Византии и Рима, он заявил: «Я думаю не об единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры». После жестоких мучений преподобный Максим Исповедник скончался в 662 г., а в 680-681 гг. состоялся Шестой Вселенский Собор, осудивший монофелитство как ересь.
***
Как видим Святая Церковь всегда отстаивала истину, даже если и оставалась в меньшинстве и это отнюдь не было выражением сектантского мышления, в котором А. Кулик обвиняет Православие. Следует также обратить внимание на тот контекст, в котором прозвучали обвинения Кулика. «Епископ» ПЦУ сравнивает Православие с сектой после упоминания о «цивилизованном» греческом православии, то есть он все же говорит о всей Православной Церкви. Но конкретизирует свои претензии Кулик уже по отношению к РПЦ. Повторим еще раз его слова: «Поэтому, даже если нам приходится общаться с католиками или другими христианскими течениями, мы всегда должны оставаться христианами в первую очередь. А русское православие – оно такое: «ты православный, а те все уже еретики, отщепенцы».
То есть «русское» православие является препятствием на пути общения с «католиками и другими христианскими течениями». Оно мешает возможному объединению православных с латинянами, о котором говорят и римский папа Франциск, и Константинопольский патриарх Варфоломей. Что ж, в таком случае можно констатировать, что «русское» православие поступает точно так же, как поступала Церковь Христова с ересями во все времена своего исторического бытия.
0
0
Поделиться
Христианство
Православие
Секта
Сектанты
РПЦ
История христианства
История Православия
Раскол
Евангелие
ПЦУ
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку, чтобы сообщить об этом редакции.
Читайте также
«Мене, мене, текел, упарсин», или Враг у ворот, а мы гоним Церковь
06 Января 16:54
Страсти по Грамоте патриарха Алексия II
05 Января 22:42
Что прячут в своих шкафах гонители Церкви?
05 Января 14:03
Последняя служба УПЦ в Верхней лавре: времена большевиков вернулись?
04 Января 19:04
Борьба против Церкви: от образа «врага» – к бритве по горлу
03 Января 14:14
Разворот власти против УПЦ: какова роль США?
30 Декабря 2022 15:09
в чем разница, основные отличия
Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.
Содержание
- 1 Христианство
- 2 Православие
- 3 Католицизм
- 4 Протестантизм
- 5 Итог
Христианство
Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.
Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.
Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.
Православие
Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:
- одежде священников;
- чину богослужений;
- убранству церкви;
- способу наложения креста;
- звуковому сопровождению литургий.
Православные священники не бреют бороду.
Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.
Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.
Основные положения православия:
- бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
- Святой Дух равен богу Отцу;
- Иисус является единородным Сыном бога Отца;
- Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
- воскресение истинно, как и второе пришествие Христа;
- главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
- крещение освобождает человека от грехов;
- верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.
Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению Богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.
Католицизм
Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.
Основы вероучения католиков:
- Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
- после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
- Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
- католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
- широко развито почитание святых;
- индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
- причастие совершается пресным хлебом.
Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).
Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.
Католики уверены, что она зачала непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал Бог для рождения богочеловека.
Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).
Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.
Протестантизм
В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.
Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранское движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.
В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.
Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует Евангелие людям (миссионерство).
Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет Бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.
В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XХI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.
Итог
Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство неоднородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.
В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако различия в богослужениях и догматах сохранились.
Каковы самые большие различия между восточным православием и господствующим христианством? Действительно, для православных они на самом деле
являются «мейнстримным» христианством, то есть позиция Православной Церкви состоит в том, что они являются «истинной» Церковью Нового Завета. Они только Христианская деноминация, полностью и точно отражающая то, во что верили и практиковали Иисус, апостолы Нового Завета и последователи Христа первого века. В то время как большинство других христианских деноминаций являются «хорошими», они не являются — в православном мышлении — точным или полным представлением христианской веры и послания, переданным (в первом веке) Иисусом и Его апостолами. Я полагаю, что это первое различие, которое мы должны указать между восточной православной традицией и другими деноминациями христианства.
Сохранение Древней Церкви
В связи с этим последним пунктом еще одна вещь, которая отличает Православную Церковь от других христианских деноминаций, — это ее стремление оставаться как можно ближе к Новозаветной Церкви — ее доктринам, структуре и чувству — насколько это возможно. В связи с этим некоторые, не принадлежащие к православной традиции, считают его «антипрогрессивным». Православные не используют такую терминологию для объяснения своей позиции. Однако, как указывалось выше, верно то, что Православие обычно рассматривает эволюцию взглядов, чувств и учений многих других христианских церквей как свидетельство того, что они отошли от новозаветного христианства. Православные, с другой стороны, стремились как можно больше избежать этого богословского «дрейфа», и поэтому, когда человек вступает в православную церковь, иногда кажется, что он отступил назад во времени. Для приверженцев Православия это не только часть красоты их традиции, но и часть того, что свидетельствует о том, что она является «истинной» или наиболее «точной» из христианских конфессий.
Конфессии
Еще одним существенным отличием Православной церкви от других христианских конфессий является ее структура. В отличие от почти любой другой христианской церкви, Православная церковь состоит из множества более мелких конфессий, объединенных и находящихся в общении друг с другом, но отличающихся своим этническим происхождением. Итак, есть Греческая Православная, Русская Православная, Албанская Православная и т. д. Однако это не разные Церкви. Все они являются частью восточно-православной традиции во главе с Вселенским Патриархом, что символизирует единство всех четырнадцати автокефальных (или «самоуправляющихся») ветвей Церкви. (В дополнение к этим четырнадцати общепризнанным автокефальным субконфессиям восточного православия существуют также многочисленные автономные ветви, которые являются «самоузаконенными», но все еще находятся под управлением одной из автокефальных деноминаций.
Троица
Хотя православие твердо верит в учение о Святой Троице, оно все же занимает позицию по этому учению, которая несколько противопоставляется большинству протестантских деноминаций и даже противоречит официальной римско-католической точке зрения. В то время как модализм — идея о том, что Отец, Сын и Святой Дух — это один Бог/одна Личность/одно Существо, проявляющее Себя в разных «модусах» или «формах» в разное время в истории, — довольно распространенное убеждение среди многих низкоцерковных протестанты и даже среди многих католиков-мирян православные не согласны с таким взглядом на Святую Троицу. Хотя православные подчеркивают «единство» Отца, Сына и Святого Духа, они решительно верят, что эти Три Божественные Личности совершенно различны — с уникальными ролями в Божестве. Для православных, хотя Отец, Сын и Святой Дух составляют Святую Троицу и «единого Бога» (соединенного в божественной «сущности»), Сын и Святой Дух традиционно рассматриваются как подчиненные Отцу. Таким образом, хотя «единство» Троицы определенно не отрицается, уникальность Троицы подчеркивается в Православии больше, чем в большинстве других христианских конфессий.
Filioque
В связи с этим последним пунктом Православие отвергает filioque или веру в то, что Святой Дух предшествует обоим Отцу, и Сыну. filioque , означающее «и от Сына», было добавлено к Никейскому символу веры (католической церковью) в конце 6 века, и восточное православие отвергает это добавление — не только потому, что оно изменяет первоначальный текст символа веры, но и также потому, что он отвергает учение о подчинении Сына Отцу — доктринальное убеждение, которое отличает православных от католиков и от большинства протестантов в их понимании Святой Троицы.
Христология
На протяжении всей истории христианства было много христологических школ, которые пытались прояснить природу Иисуса помимо того, что объясняет Библия. В годы, последовавшие за смертью Иисуса и апостолов, у вас были «школы», которые назывались «еретическими левыми» — те, которые преувеличивали человечность Иисуса (например, арианство, эбиониты, школа Логоса-Антропоса или школа слова-человека и несториане), и «еретические правые» — те, кто преувеличивал божественность Христа (например, гностики, докетисты, аполлинариане, монофизиты и монофелиты). Что точно природа Иисуса Христа была (когда Он ходил по земле) — это , а не общепринятое в христианстве. В первые века нашей эры это было неясно, да и сегодня у христиан нет полного согласия. С христологической точки зрения православные говорят об Иисусе как о полностью человеческом и полностью божественном — о единой Личности с двумя природами. Он был совершенным человеком и совершенно божественным. Иисус был рожден в предвечности как Сын Божий, не имеющий небесной матери, и рожден в земной жизни, как человек без земного отца. Эта точка зрения уникальна по сравнению с рядом других христианских конфессий.
Сотериология
Одним из основных богословских отличий православных является то, как они описывают спасение. В православии спасение часто определяется в терминах «обожения» или «обожения» — это означает, что конечная цель христианской жизни состоит в том, чтобы Бог (через Христа) очистил каждого христианина от «хамартии» (т. «не попали в цель» или цель христианской жизни) — тем самым позволив спасенной Личности навеки разделить «природу» Святой Троицы (хотя и не в «сущности» Бога — что было бы невозможно, поскольку мы не Боги). Таким образом, для православных рай – это не просто место, ожидающее верующих. Это также обитель тех, кто был обожествлен, кто был «спасен от нечестия», кто будет наслаждаться и участвовать в вечной «жизни» Святой Троицы. Несмотря на то, что в католических и протестантских богословских кругах ведется некоторое обсуждение обожения (или обожения), ни в одной другой традиции, кроме восточного православия, эта доктрина не выражена так ярко или подчеркнуто (за исключением, возможно, Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — в их понимании). обожения несколько отличается от православной конструкции).
Экклезиология
Православные тоже несколько уникальны в своей церковной структуре. У римо-католиков есть Папа, у англиканцев есть королева и архиепископ Кентерберийский, у малоцерковных протестантов часто нет всемирного церковного главы, а у восточных православных есть свой Вселенский Патриарх. Рискуя сделать это слишком упрощенным (главным образом ради краткости), Вселенского Патриарха отличает от других мировых лидеров христианства тот факт, что он является признанным «главой» Православия — православными и неправославными. одинаковый Тем не менее, хотя он и является «главой» общины (или конгломерата) православных конфессий, он не обладает той универсальной властью над всемирной Православной Церковью, которую можно было бы ожидать, если сравнить его должность с должностью Папы. или архиепископ Кентерберийский. Иными словами, он действует скорее как символ того факта, что все различные подконфессии православия объединены в общении и по сути являются «одной Церковью», но каждая из четырнадцати автокефальных конфессий православия имеет своего Патриарха, который имеет власть над этой деноминацией и возглавляет эту деноминацию. С другой стороны, Вселенский Патриарх не «управляет» ни одной из ветвей или деноминаций восточного православия. Скорее, он председательствует и представляет. Греческая православная архиепископия Америки предложила следующее объяснение его роли:
«В качестве «примуса» (первого) епископа Православной Церкви Вселенский Патриарх предпринимает различные инициативы всеправославного характера, координируя при этом отношения между другими Церквами Православного Общения, а также отношения между Православием в целом и других христианских церквей или мировых религий. Таким образом, он созывает и председательствует на соборах и всеправославных собраниях… [и] предоставляет автокефальный статус поместным церквям, которые стали достаточно зрелыми, чтобы быть возведенными в этот церковный сан».
Кроме того, в то время как Римско-католическая церковь считает, что Папа имеет возможность безошибочно высказываться по вопросам догмы и морали, говоря ex-cathedra , восточная православная традиция последовательно утверждает, что ни один человек — Папа, патриарх или Личность — есть нечто большее, чем человек, и поэтому никто не может претендовать на непогрешимость — церковно, теологически или иным образом. В этом отношении православные очень похожи на различные протестантские конфессии и сильно отличаются от католической церкви. Когда власть Вселенского Патриарха полностью занята, лучше не рассматривать Патриарха как эквивалент «папы» этой традиции. Он не обладает эквивалентной властью, на самом деле не занимает аналогичного положения, и у него есть роли и обязанности, которые сильно отличаются от многих ролей и обязанностей католического Папы (или даже англиканского архиепископа Кентерберийского). Это также отличает Православие от других высокоцерковных христианских конфессий.
Церковное безбрачие
Одна вещь, которая отличает православие от католицизма, но также и от большинства протестантских конфессий, это его позиция в отношении безбрачия. Протестантизм обычно отвергает клерикальное безбрачие. С другой стороны, в римском католицизме те, кто принял духовный сан (монахини, священники, епископы, папы и т. д.), обязаны принять обет безбрачия. Однако восточно-православная традиция находится где-то между этими двумя крайностями. В православии ожидается, что «высшее духовенство» (например, епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи) будут соблюдать целибат, «низшее духовенство» (особенно приходские священники) должны состоять в браке. Среди прочего, православные утверждали, что священник на приходе должен консультировать своих прихожан по вопросам брака и семейной жизни. Как он может адекватно это сделать, если у него самого нет опыта в этой области? Таким образом, безбрачие, являющееся нормой среди монахов и руководства Православной церкви, практически отсутствует среди местных приходских священников (за исключением вдовцов). Итак, православные не полностью принимают католическую позицию в этом вопросе, но и не на 100% согласны с протестантским подходом к безбрачию духовенства.
«Падшая» природа человека
Как и в вопросе о сексуальном воздержании среди духовенства, православные могут оказаться на полпути между католиками и низкоцерковными протестантами в вопросе о падшей природе человечества. Да, Православная церковь признает грехопадение, как и большинство христианских конфессий. Однако для восточных православных, поскольку люди созданы «по образу Божию», они не говорят , что «человеческая природа» является «злом». Вместо этого их внимание сосредоточено на реальности того, что людей «влечет» к греху или они «склонны» ко греху. Таким образом, в то время как Августин сосредоточился на вине людей из-за грехопадения — и в форме «первородного греха» или «унаследованной вины», — православные в значительной степени отвергают это, говоря вместо этого, что наша человечность делает нас более восприимчивыми к греху, но мы не менее наделены «божественной природой» и возможностью испытать обожение через Бога, сотворившего нас «по Своему образу». Таким образом, православные на самом деле не полностью согласны с католическими или типичными протестантскими взглядами на этот вопрос.
Писание
Православные определенно отличаются от большинства низкоцерковных протестантских деноминаций, когда дело доходит до Священного Писания. Православные принимают Ветхий и Новый Заветы, но они также принимают второканонические книги (или книги апокрифов), в то время как большинство низкоцерковных протестантов этого не делают. Кроме того, православные склонны рассматривать «традицию Церкви» — то есть соборы, святоотеческие источники и давние учения или практики — как в равной степени обязательные. Таким образом, общая протестантская доктрина sola scriptura (или «только Писание») чуждо православному мышлению.
Иконография
Возможно, одно из самых больших различий между православной традицией и другими христианскими конфессиями, включая католическую традицию, заключается в том, что православные используют религиозные иконы. Они довольно активно используются в православном богослужении как в церкви, так и дома. Хотя православные не воспринимают использование двухмерного религиозного искусства как идолопоклонство, они традиционно почитают (или целуют) иконы, возжигают перед ними благовония и используют их в большинстве актов поклонения. Для православных иконы помогают молящемуся приблизиться к Богу. Они являются дверью к духовному общению с божественным. Из-за того, что они представляют, к ним относятся с большим уважением и даже трепетом, хотя православные подчеркивают, что иконы не воспринимается как Бог, только как представление божественного. В православной традиции иконы — это не просто «красивые» изображения божественных существ или святых событий.
Скорее, они «необходимы» или «необходимы» в православном богослужении, поскольку «защищают полное и правильное учение о воплощении». Они помогают нам понять, кем был Иисус. Подобно тому, как икона есть земная материя с божественным образом, устремляющая наши умы и сердца к Богу, так и Иисус пришел на землю, принял на Себя тело из «земной материи» (но с «божественным образом» или «выразительным образом»). от Бога» — Евреям 1:3), тем самым указывая наши сердца и умы на Его Отца, Бога. Таким образом, иконы не только открывают дверь в рай, но и учат нас важнейшему православному учению — воплощению Сына Божия. Стоит отметить, что, хотя православные будут использовать двухмерные изображения, они традиционно избегают скульптур как части своего формального богослужения (стремясь не нарушить заповедь, данную в Исходе 20:4-5 о «идолах»). ). Таким образом, католики активно используют трехмерное искусство, а православные используют только двухмерные иконы, но оба используют их совершенно по-разному. Конечно, низкоцерковные протестанты, как правило, не используют ни того, ни другого — по крайней мере, не так, как это сделали бы православные. Итак, опять же, в этом смысле православные сильно отличаются от верующих католиков и протестантов.
Ожидания
Православные во многом похожи на других христиан, и в некоторых существенных отношениях они отличаются. Можно было бы ожидать некоторых из этих различий, если только по той причине, что православные считают, что их христианство является «истинным» брендом, и чтобы быть единственным, кто полностью прав , вы, безусловно, должны быть по крайней мере частично отличными от других. .
Русское православие против западного христианства
РОБЕРТ АЛЛЕН
29 СЕНТЯБРЯ 2017
КЛАСС
С самых первых дней христианства существовала напряженность между восточными, или греческими, и западными, или римскими течениями веры. Православная вера, в которую входит русское православие, во многом отличается от западных верований римского католицизма и протестантского христианства. Культура, география и идеология сыграли свою роль в отделении русского православия от западного христианства.
Изучить эту статью
- История раскола
- Различия в структуре
- Таинства и празднования
- Сравнения
1 История SCHISM
по времени, когда российская церковь была официально признана, была официально признана. Восточное и западное христианство было почти завершено. Западное христианство признавало папу, римского епископа, авторитетным главой церкви. Восточные христиане видели в папе епископа среди равных. Кроме того, разногласия по поводу формулировки Никейского символа веры отделили православных христиан от христиан на Западе. Это разделение закрепилось в 1054 году, когда главы католицизма и православия отлучили друг друга.
2 Различия в структуре
Русская Православная Церковь является самоуправляемой православной организацией. Он представляет собой один из пяти великих патриархатов Православной церкви. Русский Патриарх один среди равных с другими патриархами, ни один из которых не имеет церковной власти над другим. Русские православные епископы председательствуют в разных географических областях, и каждый отвечает за руководство церковью в своем регионе.
Управление западной церковью может значительно различаться. Римско-католики имеют аналогичную иерархическую структуру русским православным. Однако католики дают епископу Рима (папе) власть над всей церковью. Протестантские церкви охватывают всю гамму от иерархии с епископами, возглавляющими церкви, как в случае с епископалами, вплоть до фундаментальных независимых баптистов, которые не признают никакой центральной власти.
3 Таинства и празднования
Западное христианство разделяет некоторые традиции и практики с русским православием, такие как крещение и причастие. Русские православные и католики разделяют семь таинств, включая крещение, конфирмацию (называемую «миропомазание» в православии), причастие, покаяние, брак, священный сан и помазание больных. Хотя между православными и католиками есть небольшие различия в ритуалах и значении, эти таинства по существу совместимы. Большинство протестантов признают только два таинства: крещение и причастие.
Существуют также различия в религиозном календаре между православными и западными христианами. Рождество и Пасха в русских православных церквях отмечаются в разное время, чем в западных церквях.
4 Сравнение верований
Христиане Востока и Запада имеют общий набор верований, включая веру в то, что Бог есть троица, состоящая из трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Они также разделяют веру в воскресение и божественность Иисуса.
Тем не менее, есть некоторые верования, характерные только для русских православных христиан, которые не разделяют все на Западе. Например, русские православные рассматривают Священное Писание и предание как равные источники Божьего откровения, в то время как протестанты признают только Священное Писание авторитетным. Православные христиане почитают Деву Марию, но не приписывают ей роли в спасении, в отличие от римо-католиков. Западные христиане учат, что грех Адама и Евы в Эдемском саду привел к испорченности всей человеческой природы, состоянию, известному как «первородный грех». Русские православные считают, что грех Адама и Евы привел к вхождению смерти в мир, но существенно не изменил человеческую природу.
Подробнее
Русская Православная Церковь в Западной Европе: одна или многие? 09.10.2015
- Себастьян Риместад
Abstract
Влияние уполномоченных Совета по делам религий на жизнь приходов Русской Православной Церкви в Западной Сибири в середине 1960-х — начале 1980-х годов 05 июня 2020 г.
- С.В. Беликов
- Н.С. Дворайнчикова
- Е.А. Шершнева
Abstract
«Христианское решение международной напряженности»: Николай Бердяев, американская YMCA и влияние русского православия на западный христианский антикоммунизм, c.1905–60 01 июля 2018 г. Abstract
О некоторых аспектах слова, образа и человеческих ценностей в отражении русских православных икон и западной религиозной живописи 21 июня 2021 г.
- Анджей Дудек
Abstract
Поиск нового церковного сознания в нынешнем русском ортодоксальном дискурсе 01 января 2014
- Анна Брискина-Мюллер
Аннотация
СПИСАМЫ
- 1 Христианство сегодня: 988 VLIMIRITERIERS
- 1 Христианство: 988 VLIRIERESTIORS
- 1 Христианство: 988 VLIRIERENTIASS
9
- 1 Христианство: 988.
- 1 Христианство: 988.
- 1 Христианство: 988 VLIRIERENTIASS
- 1 Христианство: 988 VLIRIERESTIORS