Православные традиции русской семьи: Семейные православные традиции | «Образование Ямала»

Разное

Содержание

Православные традиции как элемент сохранения семейных ценностей, особое духовное значение Таинства венчания | «Образование Ямала»

Рожкова Лариса Викторовна

учитель-логопед

МАДОУ «Пингвин»

г. Лабытнанги

Благослови, господь, семью — творения венец.

Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.

Е. Евтушенко.

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по законам церкви и чтящим Бога и людей, далеких от Веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как создать православную семью в современном обществе и сохранить традиции православной семьи, этот вопрос задают себе многие истинно верующие христиане, стремящиеся создать из семьи — Малую Церковь.

Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. произошло свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках безбожной власти.

В итоге многие наши православные  традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению.  Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

Святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не подействовало на душу дитяти».

Священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Если отец не слушает Христа, не живет по Божьим заповедям, значит, он непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя? Вывод напрашивается сам собой.

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей  родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную:  добродетельный и богопослушный человек – попадает в Рай, а грешник – в Ад.

Чтобы привить своим детям навыки христианской жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились.

  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «Без семьи не может созидаться человеческое общество, в семье дети получают первую прививку духовной жизни, получают  первые азы воспитания и образования. И как важно,  чтобы  семья стала местом теплым, мирным, радостным, заряжающим  детей  огромной энергией, которой бы хватило на всю жизнь, чтобы  одно только воспоминание о детстве и семье  давало радостное чувство и силу преодолевать трудные  жизненные  обстоятельства.

И если родители  должны  содействовать тому, чтобы  дети  осваивали  азы  веры, то и на детях – огромная  ответственность:  они должны  молиться Господу о своих папах и мамах, о бабушках и дедушках, потому  что Господь  слышит  молитву детей так,  как никого другого.   Именно поэтому  Он сказал: «Не мешайте  детям  приходить ко Мне, потому что таковых есть Царствие Небесное» (Мф. 19:14).

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Дети, будучи крещенными в старшем возрасте труднее принимают Церковь, чем дети, крещенные в младенчестве. Малыши живут и растут с чувством Веры, прививаемым им родителями. Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Дети в православной семье впервые в своей жизни сталкиваются с подчинением авторитету отца и матери, и этот опыт является важнейшим на нелегком жизненном пути, смягченный любовью к властвующему и требующему подчинения человеку. Выполняя указания родителей и соблюдая запреты, ребенок обретает внутреннюю свободу, осознавая, что авторитет старшего человека не призван ломать его характер, унижать или порабощать. Принимая наказание не как кару, а как указание ребенок учится жить правильно. В православной семье родители должны научиться сдерживать и подавлять свой гнев, не раздражаться, и уметь наказывать с любовью. Ведь  по слову апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Видя, как родители по-христиански любят его, ребенок перенимает опыт, который пригодится ему в будущем в вопросе как создать православную семью, создать в ней атмосферу стремления к Богу, т.е. утвердить высказывание «семья – Малая Церковь».

Русская православная семья подразумевает союз крещеных мужчины и женщины, благословленных Церковью, и живущих по законам Православной веры. Жених и невеста, испытывающие влюбленность друг к другу, постепенно приходят ко взаимной любви во Христе. Одной из важнейших целей православной семьи, является цель, сохранения честного непорочного брака, заключающаяся во избежание похоти, плотских утех и прелюбодеяния. Неоспоримая мудрость христианского брака заключается в том, что муж и жена не оказывают давления и не ограничивают свободу действий друг друга, то есть такой брак построен на абсолютном доверии мужа и жены. И это доверие, и уверенность друг в друге закреплена благословением Божиим на брак.

Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все со своей стороны делая, все предай в волю Божию». «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой».

Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира».

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти».

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией».

Венчание является одним из семи церковных православных таинств, к которому могут приступать верующие люди. Иначе, венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом.

Исторически  Таинство венчания появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

Православная церковь придаёт особое духовное значение Таинству венчания. Не все уже сложившиеся семейные пары и только собравшиеся зарегистрировать брак решаются пройти обряд венчания. В прежние времена обряд венчания имел юридическую силу и был обязателен. Теперь священник совершает венчание только при условии зарегистрированного брака в государственных учреждениях. С одной стороны, можно сделать вывод, что Таинство венчания потеряло своё значение, с другой стороны, пары, решившие обвенчаться, совершенно осознанно делают этот шаг, доверяя друг другу и понимая духовную силу и значимость обряда. Таинство венчания означает благословение Божие на супружество, рождение и воспитание детей в христианской вере.

Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем  же тогда нужен чин венчания?Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг к  другу на ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!

       Венчание является не только очень красивым и торжественным богослужением. Это не просто один из многочисленных обрядов Церкви. Венчание именуется таинством, а это означает, что во время священнодействия на людей снисходит определенная божественная благодать, которая помогает человеку во всей его жизни.

Таинство венчания имеет глубокий смысл. Именно поэтому к церковному браку нужно приступать осознанно, а не из побуждений созерцания красивого пения или иных причин, не относящихся к сути таинства. В венчании верующие скрепляют свой брачный союз перед Богом и получают благословение от Господа на совместную семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Необходимо помнить и о том, что венчание совершается для вечности. Верующие благочестивые супруги и после смерти могут быть вместе.

Православные люди во время венчания дают обет Богу любить, уважать, терпеть своего супруга (супругу). Эти узы должны скреплять людей до самой смерти, потому что соединяемое Богом не должно разрываться человеком.

       Получается, что главным смыслом таинства венчания является желание создать свою малую Церковь — семью, и засвидетельствовать свою любовь перед Богом, а также дать обещание стремиться исполнять заповеди, испрашивая благословения на совместную семейную жизнь.

В церковной практике существует мнение о том, что венчаные пары во время Страшного Суда будут нести ответ о своей жизни перед Богом не по отдельности, а вместе. При этом, за грехи общесемейные ответственность будет нести муж, как глава семьи.

        Сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви. Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача из поколения в поколение духовных и религиозных ценностей.

Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное – они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.

       Духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях.  Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению.

       Несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века,  всё-таки сохранили веру в Бога, передали православные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга русской Православной Церкви.

Но традиции и знания о Православии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Вспомните, ведь разрушение традиций происходило путём пропаганды атеизма. Советская власть указывала на плюсы социалистического режима, обращалась к культуре и науке. Так нужно действовать и нынешнему  молодому поколению.

Необходимо показать людям, почему так важно вернуть традиционный христианский уклад в семью. Заинтересовать молодых людей, например, через СМИ. Очень  много существует сейчас передач о Православной культуре, но они теряются в потоке информации. Возможно, еще больше нужно освещать данный вопрос и в кинематографе, и в печатных изданиях.  Чтобы человек увидел разницу во взаимоотношениях религиозной семьи и своей, где, возможно, существует  напряженная обстановка, нет сплоченности и единства, и они захотят изменить что-то в своей жизни.

Ведь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно нам напоминает, что «единственный  прямой путь  к возрождению  нашего народа  это созидание крепкой  семьи,  духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение  к историческим  корням, к  подлинной культуре. Пришло время  повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи».

Список литературы и рекомендуемые сайты.

 

Официальные информационные ресурсы: 
mon.gov.ru — сайт Министерства образования РФ 
www.patriarchia.ru — официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви  www.pravoslavie.ru — информационно-образовательный православный портал

Православные библиотеки: 
kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека) 
ni-ka.com.ua
www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии)
dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых)
svn.wen.ruwww.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов)
e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию)
www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина)

 

Православные мультимедиа ресурсы: 

pravmedia. com
www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека

 Православная медиа библиотека www.altarnik.okis.ru

biblion.narod.ru
www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив;

Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru

Православная семья | Традиции православных семей

Православная семья сегодня — какая она? Как традиции русские традиции присущи этой ячейке общества? Об этом рассуждает архиепископ Александр (Могилёв).

 

Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев)

Еще год назад тема «Православные традиции российской семьи» в определенной степени показалась бы мне новой. Безусловно, у каждого священнослужителя, тем более, у каждого епископа, имеющего определенный опыт церковной деятельности, есть представления о проблемах семьи, сформировавшиеся на практике. Но говорить о них со знанием дела, профессионально, может далеко не каждый. Я не стремлюсь показаться профессионалом, но лишь скажу, что в прошедшем году эта тема стала мне особенно близка.

Это связано с тем, что минувшей осенью в старинном русском городе Галиче и в самом областном центре — г. Костроме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Синодальный отдел по делам молодежи осуществил масштабный проект — был проведен II Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России». В конкурсной программе фестиваля приняли участие более 200 короткометражных фильмов, представленных авторами из 48 городов 28 регионов России и стран ближнего зарубежья. И в процессе подготовки, и, конечно же, на самом фестивале велись оживленные дискуссии, высказывались различные представления о месте православной семьи в современном мире, обсуждались пути и перспективы формирования у подрастающего поколения православных семейных ценностей. Во многих дискуссиях пришлось принимать участие и мне. С большим вниманием участники фестиваля ознакомились с прекрасными, а в ряде случаев, и высокохудожественными кинофильмами, призванными утверждать в обществе традиционные православные семейные ценности — радость отцовства и материнства, нравственную красоту благочестивого супружества и идеал крепкой многодетной семьи.

Милостию Божией, я служу в священном сане уже более двадцати лет. За эти годы пришлось повидать множество семей — счастливых и несчастных, благочестивых и не очень, крепких и распавшихся. Наверное, многие согласятся со мной в том, что в настоящее время увидеть идеальную православную семью, где бы отношения супругов и детей не были ничем омрачены — очень большая редкость. Как подлинная личная святость является драгоценным и редко встречающимся Божественным даром, так даром Божиим является и совершенство семейных отношений. И как личная святость достигается благодаря непрестанному духовному подвигу, так и добродетель семейная приходит к супругам со временем и в силу их духовных трудов.

Секрет христианского брака прост. Христианский брак зиждется на любви. Приснопамятный замечательный московский пастырь протоиерей Глеб Каледа не случайно называл христианскую семью подлинной «школой любви». Но о какой любви здесь идет речь?

Семья есть некий фундаментальный признак человека, такой же, как разум и религиозность. Святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар!». Этот дар, по мысли святителя, сопряжен с даром естественной взаимной любви, который от природы имеют и родители и дети: «Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинство добродетели ? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование». И все же великий учитель Церкви Русской полагает, что для жизни в семье одной «естественной» любви недостаточно. «Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви. А потому, полагая источник блага в Боге и благословении Его, которое имеем или получаем, и надежду блага, которого желаем, надобно возвышать и освещать дела природы духом благодати».

Православная семья

Всем нам известны произведения мировой литературы о «первой любви». Конечно, первая любовь — чувство сильное. Полюбивший впервые переживает это состояние как самое необыкновенное событие в его (пока еще такой короткой) жизни. Но, увы, мы, взрослые хорошо знаем: чувство первой влюбленности не сохраняется на всю жизнь. И, если, повинуясь взаимному влечению, юноша и девушка приняли решение связать свои судьбы в браке, то на смену ему должны придти какие-то иные, намного более глубокие отношения, нежели романтические чувства первых дней. Если этого не происходит, законы падшей человеческой природы берут свое. «Не любите мира, ни того, что в мире… И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век.» (1 Ин. 2;17). Брак, основанный единственно на земных чувствах, легко разрушается со временем.

Есть и оборотная сторона такой влюбленности: жгучее отчаяние, которое обуревает душу в случае, если предмет любви не отвечает взаимностью. Вспомним, что после выхода в свет печально знаменитого романа Гете «Страдания юного Вертера», волна самоубийств потрясла Европу.

Здесь можно еще вспомнить и о той темной любви, которая «… выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих, как поражает молния, как поражает финский нож!», но рассуждения на тему «Мастера и Маргариты» в последнее время набили оскомину.

Но давайте теперь обратимся к житиям святых Православной Церкви. Многим хорошо знакомо житие преподобного Алексия, человека Божия. Еще в юности подвижник, проживавший в Риме, покинул родительский дом, сбежав от красавицы-невесты, а некоторое время спустя, вернулся и жил в обличье нищего у порога собственного дома, на глазах у тосковавших по нему, но так и не узнавших его родителей.

Современный психолог мог бы истолковать бегство Алексея как типичную реакцию эмансипации на стиль родительского воспитания, определяемый как «потворствующая гиперпротекция». А представьте себе, как бы выглядело житие в пересказе популярных журналистов «Московского комсомольца»: Какой возмутительный случай! Какой скандал! Какое бессердечие религиозного фанатизма по отношению к родителям и невесте! Вот, дескать, темная сторона Православия, восточной созерцательной религии, равнодушной к ценностям цивилизации.

Между тем, в русских православных семьях житие преподобного Алексия было едва ли не самым любимым чтением, которому внимали и взрослые, и дети. Почему? Ведь автор жизнеописания открыто проповедует аскетический путь, да еще и в радикальной форме юродства Христа ради. Но святого Алексия любили и почитали в больших и дружных православных семьях по очень простой причине: члены этих семей хорошо чувствовали: их семья объединена и скреплена тем же самым «духом благодати», который носил в своем сердце древний подвижник, покинувший родительский дом и молодую невесту. Этот благодатный дух и делает брак крепким, неразрушимым. Христианская семья становится вместилищем божественной любви, она аккумулирует эту любовь, распространяет вокруг себя благоухание атмосферы любви, притягивая к себе другие семьи. Вспомним, что преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирный дух и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Будет справедливым дополнить мысль великого святого: «Стяжите дух мирный в своей семье и тысячи семей спасутся рядом с вашей».

Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила. Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Государство справедливо упрекают в недостаточном внимании проблемам материнства и детства. Не смотря на недавнее увеличение, пособие матери остается мизерным. Как сознательные граждане общества мы можем только приветствовать введение родильных сертификатов, а также инициативы местных властей, направленные на поддержку рождаемости в регионах. В связи с этим не могу с самым теплым чувством не упомянуть о программе, утвержденной губернатором Белгородской области Евгением Савченко. Можно и нужно вкладывать деньги в социальную сферу. Но одними деньгами проблему не решишь. От денег любви не прибудет. Деньгами можно снять социальное напряжение, облегчить быт, но счастливую семью создать невозможно. Думаю, каждый из вас знаком с православными семьями, воспитывающими двух — трех, а иногда и четырех детей в крайне стесненных условиях московской однокомнатной квартиры. И несть числа примерам трагических семейных конфликтов в элитных рубле вских особняках. Такое качество, как готовность ежедневно жертвовать собой ради счастья близкого человека, не перенимается в процессе знакомства с основами психологии семьи, а приходит как дар благодати Божией. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее…» (Еф.: 25).

Большинство фильмов, представленных на упомянутом кинофестивале «Семья России», рассказывает о настоящих крепких православных семьях, в которых царит неподдельный дух любви. Таких семей становится все больше. Но в целом, институт брака и семьи переживает острый кризис. Ошибочно полагать, что этот кризис начался со времен перестройки. Российскую семью разрушила коммунистическая идеология. Вспомним, что классики марксизма полагали: семья, основанная на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей, должна быть упразднена победившим пролетариатом. Об этом можно прочитать еще в «Коммунистическом Манифесте» Маркса и Энгельса;

В первые годы Советской власти у родителей (прежде всего, у отца) постарались отнять возможность воспитывать детей. Лев Троцкий воспринимал семью как главное препятствие в деле революции. Именно он (наверняка, не без одобрения Ленина) в 1918 году стал автором революционного декрета о «социализации женщин». Под «социализацией» большевики понимали изнасилование курсисток и гимназисток революционной матросней и красноармейцами, а также в подвалах ЧК. Этот циничный декрет быстро проник в самую толщу советской жизни. Разумеется, массовые изнасилования женщин заканчивались никому ненужными беременностями. Поэтому были в срочном порядке разработаны инструкции и правила проведения абортов, чтобы можно было быстро заметать следы. Советская Россия стала первой страной на земном шаре, узаконившая массовое убийство своих неродившихся граждан. Аборты стали нормой советской жизни. Как ни странно, этими революционными инструкциями по проведению абортов наша страна пользуется по сей день. И по сей день число абортов у нас остается неслыханным для любой цивилизованной страны.

В представлении классиков советского политпросвещения (таких, как А. Коллонтай и А. Луначарский), мужчина и женщина в семье должны были быть, прежде всего, связаны узами любви и товарищества, а также сознанием коллективной ответственности. Воспитательная же функция семьи делегировалась обществу. Семья как независимый агент воспитания детей не могла вписаться в тоталитарную систему. Вся политика советской власти была направлена к тому, чтобы свести к нулю воспитательную роль отца, а всю ответственность за воспитание переложить на общество. Но общество не справлялось с задачей, и, постепенно, как убедительно показывают современные психологи, ( к примеру, В. Н. Дружинин), весь груз ответственности за семью и детей лег на плечи матери. Легкость процедуры разводов возлагала на женщину дополнительные обязанности воспитания. Еще более возрастала роль женщины вследствие массовой гибели мужчин в период массовых репрессий и Великой Отечественной Войны. В Постановлениях ЦИК и СНК, в изобразительном искусстве, в кино и архитектуре, в массовых пропагандистских компаниях роль женщины всячески возвеличивалась. 0 мужчинах умалчивали.

Все это привело к деформации всей системы семейных отношений. Ведь православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто иоследующее… Но лишь только жена будет искать и действительно достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядок и в собственную жизнь и во весь дом.», — писал на рубеже XIX и ХХ веков крупный специалист в области православной психологии семьи протоиерей Евгений Попов.

В 60-е и 70-е годы кризис советской семьи получил дальнейшее продолжение. Дело в том, что в этот период происходило усиление экономической и идеологической независимости семьи от тоталитарного государства, возрастала социально-политическая роль мужчины. Любопытные исследования провел петербургский психолог В. Семенов. Он рассматривал художественные публикации в самом популярном журнале тех лет, «Юности», за период с 1955 по 1984 годы. Всего было проанализировано 123 повести и рассказа с 236 конфликтными ситуациями. Число неразрешимых семейных конфликтов возросло от 50- 60-х к 70-80-м годам в 6 (!) раз. Налицо яркое свидетельство дезинтеграции семьи и распада брачных отношений.

За последние полтора десятилетия в российском — уже свободном от тоталитарной идеологии — обществе институт семьи и брака изменялся непрерывно и столь стремительно, что подчас бывает достаточно сложно уловить тенденции этих изменений. Сами понятия «брак» и «семья» только на первый взгляд кажутся нам привычными и понятными. На самом деле, в представлении различных социальных групп и, в частности, в представлениях современной молодежи они имеют такой смысл, о котором мы зачастую даже не догадываемся.

Известна ужасающая статистика, касающаяся снижения рождаемости, увеличения числа разводов и официально регистрируемых браков, росту внебрачной рождаемости, росту числа неполных и так называемых проблемных семей, увеличения преступлений на семейно- бытовой почве.

Вот наблюдения, описывающее одну из противоречивых тенденций: Сегодня на смену традиционной модели семьи и официально регистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всю жизнь. Повсеместно изменилась структура семьи. Одним из главных отличительных качеств брачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемая нуклеаризация семьи. (от лат. nucleos — ядро ). В отличие от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такой нормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. С одной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений. Но, с другой — в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка, выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга и т.д. осуществляются только мужем и женой, что влечет их взаимозависимость и связанность. И как психологическое следствие — повышение личной ответственности каждого члена семьи, разнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины. Что происходит дальше? Мужчина, как известно, не очень стремится разделить с женщиной обязанности по дому. Так, например, мужчины проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии — воспитании своих детей. Еще менее охотно они подключаются к домашнему труду. Таким образом, нагрузка у женщин с годами возрастает, а у мужчин — уменьшается. Чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взять на себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации, к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком. Семья стремительно катится к разводу.

Необходимо вернуть процесс воспитания подрастающего поколения в традиционное православное русло. С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Развитая культура быта верующих людей имеет и другое название- «исповедная практика», то есть поколениями проверенные формы служения Богу, формы общения со святыней. Из многочисленных исследований видно, что вера и участие в жизни Церкви оказывают консолидирующее влияние на семью. Воцерковленная семья активно сотрудничает с внешним миром — как с православной его частью, так и со светской. Частое посещение храма — это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духу людьми. Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человек раскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могут поделиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адрес православного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем-то помочь, попросить помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга. Семья буквально учится в этой общности.

Святейший Патриарх Алексий неоднократно указывал, что « … центром всей воспитательной работы должен стать церковный приход. Юношам и девушкам необходимо предоставить возможность интересной и полезной деятельности, социального служения при храме». Годы показали, что в тех приходах, где настоятели предлагают содержательную программу внебогослужебной деятельности; а также там, где протекает напряженная духовная жизнь, то есть вблизи монастырей, формируются православные общины, включающие в себя десятки крепких молодых семей.

Одним из наиболее успешных примеров здесь стал Санкт- Петербургский православный молодежный клуб «Чайка», созданный в 1996 году и объединивший молодых людей, прихожан храма Иоанновского монастыря на Петроградской стороне. «Мы собрались вместе ради взаимопомощи, общения, организации совместного досуга, служения Церкви и ближним. Мы — это, в основном, молодежь от 17-ти до 30-ти лет. Мы благодарны Богу за то что он дал нам возможность собираться вместе, дружить и обретать духовное единство в совместной жизни во Христе. Стремление к единству и взаимопониманию является одной из наших целей. Частичку нашей совместной радости мы хотели бы передать всем вам», — говорят о себе в «Чайке».

Немыслимо говорить о возрождении православной семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Последнее должно заключаться в воспитании всех тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь, а, если нужно, пожертвовать собой. Для того, чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всем этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать.

Все эти личностные качества формируются в школьные годы. И, прежде всего, как можно более в раннем возрасте необходимо прививать молодым людям представления о ценности семьи как таковой. Наряду со школьной системой подготовки юношества к браку, необходимо продолжить начатую воспитательную работу и со студенческой молодежью в рамках вузовских курсов: «Психология семьи и брака», «Социальная психология», «Семья в психологической консультации». И параллельно с этим должна вестись пропаганда ценностей семьи и брака средствами массовой информации.

Пробелы семейного воспитания детей очень трудно заместить воспитанием школьным и воспитанием на церковном приходе во внешкольное время. В приходской жизни мы столкнулись с таким явлением: легче воспитать семью целиком, чем отдельных отпрысков. В деятельности Синодального отдела по делам молодежи на протяжении многих лет успешно зарекомендовали себя летние лагеря семейного типа. Эти лагеря проводятся Братством православных следопытов во дни школьных каникул. Для участия в них приглашаются дети и родители. Здесь воцерковляются и воспитываются в христианских добродетелях и дети, и их мамы и папы.

Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.

Дети и молодежь нуждаются в защите не столько от террористических актов, но от агрессивной проповеди безнравственности и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязывается стереотип: жить — значит наслаждаться, «Бери от жизни все». Православная Церковь решительно заявляет свое решительное несогласие с образом молодого человека, живущего по стандартам, навязанным современной поп-культурой. Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование молодых людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы, одинаково говорящих и одинаково чувствующих.

К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Сегодняшняя задача — не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну».

ВЫСТУПЛЕНИЕ на Рождественских образовательных чтениях 2006 г.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Русские похороны: традиции, обычаи и чего ожидать

Торт ценит честность и прозрачность. Мы следуем строгому процессу редактирования, чтобы предоставить вам наилучший контент. Мы также можем получать комиссию от покупок, сделанных по партнерским ссылкам. Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Узнайте больше в нашей информации об аффилированных лицах.

В России есть свои уникальные традиции и обычаи, связанные со смертью и похоронами. Хотя мы обычно думаем о стереотипных американо-христианских похоронах, когда кто-то умирает, для русских семей это может выглядеть совсем иначе.

Перейти к этим разделам:
  • Русские взгляды на смерть и умирание
  • Традиции православных похорон
  • Традиции русских еврейских похорон

Если вы посещаете свои первые похороны в России или интересуетесь верованиями этой страны, это руководство для вас. Мы раскроем все уникальные стороны русской погребальной традиции, а также поймем, как они развивались на протяжении веков. Современные российские похоронные традиции могут проистекать как из суеверий, так и из религиозных верований.

Ниже вы узнаете больше об этих увлекательных похоронных обычаях, если вы посещаете их или просто любопытны. Для получения дополнительной помощи на протяжении всего процесса потери, от планирования похорон до поддержки горя, ознакомьтесь с нашим контрольным списком после потери.

Русские взгляды на смерть и умирание

Русская культура содержит множество суеверий о том, как люди умирают, и эти суеверия сохранились на протяжении веков. По русской традиции люди могут умереть двумя способами: хорошо или плохо.

Хотя черно-белое мировоззрение похоже на христианскую веру в рай и ад, это единственное, что их объединяет. Для русских семей «хорошая» смерть — это смерть, которая наступает естественным образом в конце жизни. «Хорошая» смерть — это любая смерть, запланированная Богом, например смерть пожилого человека во сне.

С другой стороны, «плохая» смерть — это когда любимый человек уходит неожиданно раньше времени. Несчастные случаи и смертельные болезни — типичные примеры «плохой» смерти. Русская традиция гласит, что после смерти человека душа человека остается на Земле еще до 40 дней. У тех, кто пострадал от «плохой» смерти, душа застревает в смертном плане еще дольше.

После смерти в семье люди закрывают зеркала и останавливают часы в доме. Русский фольклор гласит, что зеркала — это врата в страну мертвых, и, согласно суеверию, тот, кто первым увидит свое отражение в зеркале после того, как кто-то умер, умрет следующим.

Члены семьи

также останавливают часы, чтобы помочь душе их близкого быстрее перейти в загробную жизнь. Все эти традиции проистекают из сильных народных сказок и преданий, передаваемых из поколения в поколение.

На всякий случай поделитесь своими пожеланиями.

Отправьте свои предпочтения в связи с уходом из жизни, включая кремацию, захоронение и похороны, своим близким. Создайте бесплатный профиль Cake, чтобы начать.

Начать планирование

» БОЛЬШЕ: Планируете похороны? Позвольте Cake помочь с бесплатной консультацией.

Традиции православных похорон

Большинство россиян исповедуют православие, поэтому похороны будут проходить в соответствии с православными традициями. Эти обычаи сильно отличаются от других ветвей христианства, но имеют некоторые общие черты.

Совет по COVID-19:  Если вы планируете виртуальные российские похороны с помощью такого сервиса, как GatheringUs, вы все равно можете адаптировать такие традиции, как панихида, просмотры и траурные периоды для своих онлайн-гостей. Просто поговорите со своим распорядителем похорон или организатором мероприятий, чтобы помочь вам выяснить логистику или любые ограничения.

Заказ услуги

Сразу после смерти близкого семья купает тело и одевает тело в белое. Тело также обматывают поясом для защиты, так как русская народная традиция гласит, что душа должна быть привязана к телу. Тело оставляют в открытом гробу на три дня, чтобы друзья и семья могли его навестить и отдать дань уважения семье.

После просмотра происходит служба. Похоронная служба следует строгим шагам, начиная с того, что гости кружат вокруг открытого гроба против часовой стрелки. Обходя гроб, скорбящие возлагают цветы и целуют тело усопшего. В конце церемонии тело покрывают погребальным саваном.

40 дней после смерти

Русский фольклор утверждает, что душа умершего остается на Земле 40 дней, прежде чем отправиться на небеса. Чтобы помочь душе уйти с Земли, в течение этого периода семьи устраивают собрания.

Традиционно семьи устраивают посиделки на 3, 9 и 40 день после смерти близкого человека. Эти особые дни имеют особое значение в русской традиции.

На каждом собрании семьям предлагается выразить свою скорбь, соболезнования и оплакивать потерю. С этим эмоциональным излиянием душа их любимого человека поощряется к более легкому переходу в загробную жизнь.

Песни и гимны

Русские православные похороны включают чтение Псалтири, наиболее распространенным чтением является Псалом 118. Во время похорон также популярны похоронные песни и гимны.

В случае военных похорон оркестр играет «Старый похоронный марш». В остальном популярные песни и гимны включают:

  • «Песнь Трисвятого»
  • «Похоронный марш» Шопена
  • «Вечная память» Павел Чесноков

Традиции еврейско-русских похорон

Россия также имеет большое еврейское население с богатой историей определенных еврейских русских традиций. Подобно русской православной религии, эти традиции восходят к долгой истории фольклора.

» ПОДРОБНЕЕ: Нужна помощь в оплате похорон? Позвольте Cake помочь с бесплатной консультацией.

Пробуждение или Шива

Похороны

евреев завершаются в течение 24 часов после смерти, если это возможно. После смерти проводится церемония очищения, известная как «рехица». Затем тело облачают в белый еврейский погребальный саван, как и в русской православной традиции. Тело не оставляют в покое с момента смерти до погребения.

Перед погребением семья кладет чистое тело в гроб. Шкатулка обычно представляет собой простой деревянный ящик без украшений. В еврейской традиции обычно не бывает поминок (просмотра тела). Вместо этого семья собирается вокруг гроба по традиции, известной как «керия». В этой практике члены семьи рвут кусок своей одежды в знак траура. Они носят этот разорванный предмет одежды в период траура.

Первый период траура проходит в первую неделю после смерти, также известной как Шива. В течение этой недели зажигается и продолжает гореть свеча Шивы. Есть второй период траура, известный как «шлошим». Так продолжается до тридцатого дня после похорон.

Орден еврейской службы

Похоронные службы проводятся в синагоге, похоронном бюро или на могиле. Во время похорон раввин возглавит молитвы, чтение хвалебной речи и чтение псалмов. После службы скорбящие едут на кладбище. Они могут путешествовать пешком или на машине, в зависимости от местоположения.

Раввин снова будет читать молитвы на могиле. Традиционно также читать Кадиш Скорбящего, еврейскую погребальную молитву. Наконец, тело предают земле. Во время службы на могиле скорбящие кладут землю в могилу в знак уважения.

Выдающиеся молитвы

В еврейско-русской традиции есть много выдающихся молитв. Во время службы раввин читает отрывки из Псалтири. Молитвы обычно на иврите или русском языке. Общие молитвы включают:

  • «Эль Мале Рахамим»
  • «Кадиш скорбящих»
  • «Цидук ха-дин»
  • «Борух Ато Адо-ной Элохейну Мелех ха-Олом Даян ха-Эмес» (Благословен Ты, Бог)

Похоронные традиции

После панихиды проводится прием в семейном доме или синагоге. Семья покойного подаст традиционную русско-еврейскую трапезу, обычно с яйцами как символом круговорота жизни. Похороны проходят в первый день Шивы, семидневного периода траура.

Во время Шивы близкие родственники и друзья обычно посещают скорбящую семью, чтобы предложить поддержку. После Шивы семья возвращается к своему обычному распорядку на время шлошим, или 30-дневного периода траура. Есть дополнительные памятники в годовщину смерти и Йом Кипур.

Русский похоронный этикет

Похороны в России обычно проходят мрачно и требуют изучения этикета, чтобы помочь вам отдать должное в это время.

» ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Начните 2023 год с Скидка 20% на план недвижимости от Trust & Will . Предложение действует только до января, эксклюзивно для Cake.

Что надеть

Как в русской православной, так и в еврейской традиции ожидается, что гости будут одеты в торжественную темную похоронную одежду. Одежда должна быть консервативной и подходящей для религиозной службы.

Просмотр шкатулки

Хотя похороны в открытом гробу распространены во многих частях мира, вам необходимо знать этикет, характерный для российских обычаев. Во время русских православных поминок гости перемещаются вокруг гроба по кругу против часовой стрелки.

Гости могут положить цветы рядом с телом или даже поцеловать тело. Напротив, как упоминалось выше, на еврейских похоронах нет просмотра.

Настроение и поведение гостей

Хотя все похороны могут быть довольно мрачными, русские похороны могут быть еще мрачнее. В результате может быть сложно поделиться своими эмоциями или выразить их публично, поскольку эти события могут быть ошибочными в консервативную сторону.

Подарки, поздравительные открытки и цветы

Самым распространенным подарком на православных похоронах являются траурные цветы. Однако традиционно приносят только четное количество цветов. Русские люди верят, что числа имеют большое значение в эти времена. В частности, нечетные числа часто являются праздничными символами, используемыми на днях рождения, свадьбах и так далее.

Однако, поскольку церемонии еврейских похорон более просты и сосредоточены на скорбящих семьях, цветы могут быть неуместны. В этом случае пожертвование или карта сочувствия будут более полезными.

Российская похоронная таможня

В русской православной традиции процессия приносит тело к месту последнего упокоения. Скорбящие бросают за собой палки, когда идут на кладбище, помогая не дать злым духам преследовать их.

Как в православных, так и в иудейских традициях скорбящие бросают или сгребают грязь в гроб. Хотя традиции различаются, обычно во время службы в могилу наливают немного водки. Это обеспечивает безопасный переход в загробную жизнь.

Богатая культура русских похорон 

Как и все мировые традиции похорон, уникальное отношение россиян к смерти сформировалось на протяжении сотен лет истории и культуры. Хотя их суеверия могут быть разными, эти суеверия представляют собой важную и полезную линзу, через которую можно понять их похоронные обряды.

Если вы посещаете русскую православную или еврейскую церемонию, это руководство может дать ценную информацию о том, чего ожидать на похоронах. Хотя некоторые из этих обычаев постепенно модернизировались, вполне вероятно, что вы увидите явные признаки фольклора и традиций на любых русских похоронах.

Источники:

  1. «Уход за умирающими: русская культура». Вашингтонский университет: ключи к культуре. отделов.Вашингтон.Обучение.
  2. Православная Церковь в Америке: Смерть/Похороны. OCA.org.

Русские похоронные традиции: народная культура и православные похороны

Русская православная панихида. Фото Санкт-Петербургской Духовной Академии через Flickr

Поделиться этой страницей

Русские православные поминальные обряды — это зрелище, от мерцающих золотых икон церквей, горящих благовоний и свечей до груд живых цветов, возложенных в гроб. Каждый элемент панихиды пропитан витиеватым ритуалом и наполнен смыслом.

Более трех четвертей россиян исповедуют Русскую православную церковь, которая имеет четко структурированные похоронные ритуалы, направляющие душу умершего человека. Православная церковь, однако, не единственное культурное влияние, которое делает русские традиции смерти такими, какие они есть.

Православный священник ведет отпевание. Фото Санкт-Петербургской духовной академии через Flickr.

Русские народные религии

Русская народная культура все еще может оказывать влияние на обряды 21 века. Многие суеверия, традиции и духовные верования старых христианских и других конфессий передавались из поколения в поколение и влияют на современные похоронные ритуалы. Некоторые русские семьи являются «двоеверными», следуя одновременно аспектам христианства и народной религии.

Эти религии, которые могут варьироваться от региона к региону или даже от деревни к деревне, иногда являются политеистическими, что означает, что можно поклоняться множеству разных богов. Согласно некоторым русским народным религиям, например, маленькие волосатые духи, называемые домовыми, обитают в каждом доме и могут рассердиться, если в доме запущено или нечисто.

Домовой, домовой из русского фольклора, охраняющий усадьбу.

В русской народной традиции может быть такое понятие, как «хорошая» или «плохая» смерть, которая может влиять на другие события. Хорошая смерть, например, может быть, когда человек умирает от старости в то время, которое Бог запланировал для него, в окружении своих близких. Плохая смерть может быть неожиданной или насильственной. В то время как хорошая смерть связана с хорошим урожаем, плохая смерть может принести штормы, засухи и другие несчастья.

После смерти

Когда кто-то умирает, его моют и одевают, по традиции, в белое. В народной культуре эти белые одежды оставляли незашитыми и незаконченными, как знак того, что они принадлежат «другому миру», миру предков. Белый также является традиционным православным выбором, олицетворяющим чистоту.

На лоб надевается повязка из бумаги или ткани, украшенная молитвой «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Исторически сложилось так, что умершего человека также застегивали ремнем. Пояс глубоко символичен как в народной, так и в православной культуре, так как олицетворяет порядок и защиту. Цвета и стили поясов представляли разные вещи и могли варьироваться в зависимости от местных традиций. Например, акушерки в некоторых деревнях повязывали красную нить вокруг живота ребенка в качестве его первого пояса — красный цвет был цветом жизненной силы и жизни. Во многих регионах вокруг талии умерших надевали черные или синие пояса, символизирующие смерть.

Традиционно умершего человека кладут в его дом на три дня, пока семья занимается подготовкой похорон и отдает дань уважения. Раньше людей обычно клали на обеденный стол, но в настоящее время многие выбирают вместо этого гроб для любимого человека.

Во многих православных русских домах будет уголок для икон. Это называется Красный угол, что означает красный, сияющий или красивый угол. Это своего рода домашний алтарь, где выставлены богато украшенные изображения святых, иногда с зажженными свечами и крестами. Согласно православным похоронным традициям, человека следует уложить так, чтобы его голова находилась ближе всего к углу иконы.

Василий Максимов, «Больной муж», картина 1881 года, изображает традиционный уголок для икон.

Последователи старообрядчества, православного христианства до 1665 года, склонны ставить своих близких ногами к углу иконы. Старообрядцы, которых также называют старообрядцами, особенно трепетно ​​относятся к погребальному этикету — считается, что неправильно проведенные обряды могут потревожить усопшего.

При смерти адепта православной церкви священник читает первую Панихиду, особую панихиду. Псалтирь, религиозный текст, содержащий Книгу Псалмов, также читается, если только это не умер священник. Когда священник умирает, читается Евангелие.

Русская православная панихида

Русская православная панихида имеет довольно строгую структуру. Он содержит чтения из Священных Писаний, гимнов и псалмов. 118-й псалом является обычным выбором для православных отпеваний и начинается словами: «Благодарите Господа, ибо Он благ; его любовь длится вечно».

Во время панихиды скорбящие обходят открытый гроб против часовой стрелки, целуя умершего или возлагая на него цветы. Священник может посыпать гроб землей и святым маслом, прежде чем натянуть погребальный саван, чтобы накрыть его.

Скорбящие кружат вокруг гроба, чтобы попрощаться. Фото Санкт-Петербургской духовной академии через Flickr.

По окончании церковной службы скорбящие последуют за гробом на кладбище и примут участие в короткой службе у могилы перед погребением. По русской народной традиции, когда проходила похоронная процессия, люди бросали ветки ели и можжевельника, чтобы замести следы скорбящих. Они также должны были следовать другим маршрутом домой после захоронения — эти меры предосторожности были предназначены для того, чтобы сбить с толку любых оставшихся злых духов.

После похорон

Как и на других христианских похоронах, после традиционной русской панихиды обычно проводится прием, который обычно проходит в семейном доме. Еда и напитки предлагаются скорбящим на поминальной трапезе, известной как поминки. Традиционные блюда, подаваемые на этом собрании, включают блины, рыбный пирог и колыву, блюдо из пшеницы и фруктов.

Колыву, также известную как Кития, иногда формируют в виде куполообразного торта и украшают сладостями. На него ставят свечи и благословляют перед едой. Колива – это глубоко символическая пища, напоминающая скорбящим о библейских отрывках, отражающих жизнь, смерть и обновление, в том числе и об этом стихе из книги Иоанна: «Если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, оно останется одно; , она приносит много плода».

Традиционная православная колыва, украшенная сладостями и шоколадом. Фото Никубуну с Викисклада.

Поминовение также особенно важно для людей, исповедующих Православную Церковь. Третий, девятый и 40-й дни после смерти являются важным временем для скорбящих, чтобы официально вспомнить своего любимого. Полугодия и годовщины также являются важными датами для скорбящих. В эти дни скорбящие будут молиться, раздавать милостыню бедным, а иногда и есть колыву.

Поминовение и поминовение также были частью русских народных традиций. В некоторых местах считалось, что душа умершего человека еще бродит 40 дней после его смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts