Предания что это такое: предание | это… Что такое предание?
Содержание
Предание и легенда – что это и отличия
Предание и легенда — термины, с помощью которых обозначают формы словесного эпоса. Несмотря на то, что они являются известными и часто употребляются в разговорной и письменной речи, не все люди смогут объяснить, в чем состоят главные отличия между ними. Определение для каждого термина поможет найти ключевые особенности, а также понять, что же собой представляют эти эпические формы словесного искусства.
Содержание
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
Определение понятий
Устное творчество можно разделить на несколько категорий. Входят в это понятие и рассматриваемые термины. Возникли они еще до появления привычной нам письменности, когда люди желании сохранить сведения о героях или увековечить в памяти некое событие или природное явление, казавшееся им тогда чем-то сверхъестественным. В текстах появлялись не только факты из реальных событий, но и вымысел, способный сделать картину еще более интересной и захватывающей. Поэтические дополнения и отступления, символизм в повествовании – все это привносило в содержание необычный и таинственный оттенок.
Предание – разновидность эпического жанра. Это своеобразная форма повествования о событиях истории, далекого прошлого или рассказ, из которого можно узнать, как появилась та или иная традиция или родовой обычай.
Легенда – фольклорный жанр. Эпическое направление в повествовании. Из содержания можно узнать исторические факты или вымышленные события, которые поданы в форме сказания о временах далекого прошлого. Содержание представлено в стихотворной форме.
Сравнение
Если проводить подробное сравнение по основным параметрам, то станет ясно, что в тексте придания фактическая и историческая основа сохранена в максимальном количестве. Представленные события передаются подробно, излагаются четко и ясно. Подобная особенность позволяет создать у слушателя ощущение, что описанные события были на самом деле. Текст позволяет полностью погрузиться в происходящее. Справедливо это и для преданий, созданных на библейской или ветхозаветной основе, и тех, которые возникли как семейные или родовые истории нравоучительного или просто познавательного содержания. Если предания связаны с историческими событиями или судьбами известных, выдающихся личностей, то кроме достоверности в текстах могли присутствовать элементы таинственного: знамения, предсказания, неожиданные события или роковые предопределенности. Эти моменты усиливали причинно-следственную связь в повествовании и делали его еще более захватывающим. Важно учитывать, что за время, которое существует предание, оно было много раз дополнено и приукрашено. Связано это с тем, что люди не могут пересказать историю в полном соответствии с оригиналом. Именно так в текстах появлялись поэтические образы.
Если вымысел преобладал над историческими фактами, так возникала легенда. В ее содержании было больше сказочного и непознанного, чем в преданиях. Героями легенд могли стать не только известные личности, реально существовавшие люди, но и божества, мистические силы. Именно поэтому нередко изложенные в текстах события приобретали обобщенный или же символический смысл.
В легенде прослеживается стремление людей к тому, чтобы объяснить непонятное, найти причину возникновения природных явлений, катаклизмов. Также они хотели выделить в герое черты и свойства, которые бы подчеркивали его лидерство и могущество.
Нужно учитывать, что точного времени действия в легенде нет – сюжет не указывает на определенный промежуток в истории. Связано это с тем, событие произошло очень давно. Восприниматься рассказ может только как неоспоримый факт, его следует принять на веру и не искать подтверждение реальности описанного. Предание же обычно привязано к определенному временному или историческому промежутку.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно сделать вывод о том, что предание является устным пересказом событий, которые имели место в реальной истории. По своей сути предание является притчей с нравоучительной нагрузкой. Легенда же представляет собой текст, художественный вымысел, созданный на основе реальных событий, которые происходили в далеком прошлом. В предании сохраняется относительная достоверность изложенных фактов. В легенде преобладает сказочность и вымысел.
Предание может быть тесно связано с историей определенной местности, рода или семьи. В легенде описываются события из жизни вымышленного героя или даже сказочного, волшебного существа. В преданиях отсутствуют широкие обобщения, не применяется символизм для объяснения событий происходящего. Для легенды же свойственным является образность, метафоры, сравнения и преувеличения. Нравоучительный вывод отсутствует. Для предания же он, наоборот, является характерным и неотъемлемым элементом.
Предание Священное
- Раздел «Священное Предание»
- Пространный христианский катехизис свт. Филарет
- Преемство Апостольского предания и верность ему православной Церкви свт. Феофан Затворник
- Священное Предание протопр. Михаил Помазанский
- Священное Предание архим. Исайя (Белов)
- Писание и Предание митр. Иларион (Алфеев)
- О Священном Предании митр. Макарий (Булгаков)
- Признаки Св. (Апостольского) Предания митр. Макарий (Булгаков)
- Догмат о преданиях митр. Стефан (Яворский)
- Св. Предание как источник церковного права свт. Никодим (Милаш)
- О руководстве Преданием и преданиями Панайотис И. Бумис
- ВИДЕО. Священное Предание
Свяще́нное Преда́ние –
1) (в узком значении) та часть апостольской проповеди, спасительного апостольского опыта, переданного Церкви, которые не зафиксированы в текстах канонических Книг Нового Завета;
2) (в более широком значении) вся апостольская проповедь, весь спасительный апостольский опыт вообще, переданные Церкви;
3) (в самом широком значении) совокупность всех спасительных знаний, всего спасительного опыта Церкви;
4) способ сохранения и распространения Божественного Откровения.
«Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения является Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову» — говорится в Пространном христианском катехизисе. Поскольку Священное Предание по своему содержанию полностью соответствует содержанию апостольской проповеди, и, следовательно, представляет собой богооткровенное учение, то оно называется также Апостольским.
Священное Предание – непрерывная цепь передач в лоне Церкви спасительного знания и опыта от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге. Механизм преемственного распространения Божественного Откровения засвидетельствован в Священном Писании, где говорится, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение (1Кор. 11:23; Ин.17:8).
Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения. Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, войти в Церковь. Задача христианина – стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.
Предание хранится в Церкви Христовой, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Оно древнее Писания и необходимо «для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» (Пространный христианский катехизис).
Апостолы Христовы передали божественные догматы письменно (Священное Писание) и устно (Священное Предание). «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим», – пишет апостол Павел (2Фес.2:15). Устный способ не уменьшает авторитета и обязательности учения, переданного так. «Нужно держаться и предания, ибо не все может быть заимствовано из Божественного Писания. По сему святые апостолы одно предали в писаниях, а другое в преданиях» (свт. Епифаний Кипрский. Об Апостоликах). Не все положения православной веры представлены в Библии в широко развернутом виде (например, учение о молитве за умерших или приснодевстве Богоматери, более того – сам состав книг Священного Писания утверждался на основе Предания), тем не менее, они очень важны, и получают свой авторитет и утверждение от Священного Предания, происходящего от Господа Иисуса Христа и апостолов. Последующие соборы только объясняли более пространно то, что передано от начала.
По словам епископа Иоанна (Соколова), «Священное Предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные основания веры и всего церковного управления, оно способствует сохранению единства Православной Кафолической Церкви. Его непрерывность, и неизменность делает то, что Православная Церковь во все времена и во всех местах сохраняет то же чистое исповедание веры, те же правильные священнодействия, те же основные законы своего благоустройства, то же священноначалие, какие получила в самом начале своего устроения на земле» (Опыт курса церковного законоведения).
О смысле выражений «Апостольское Предание» и «Священное Предание»
Данные выражения могут рассматриваться в богословии по-разному. Так, под Апостольским Преданием может подразумеваться Предание, приобретенное Церковью непосредственно от апостолов. Это узкое значение рассматриваемого выражения. В этом случае оно не тождественно выражению «Священное Предание», понимаемому широко. С другой стороны, учитывая, что Священное Предание в широком смысле соответствует апостольскому учению и спасительному апостольскому опыту по духу, его также допустимо обозначать как Апостольское (в данном случае выражению «Апостольское Предание» придаётся более широкое значение).
Как определить является ли предание апостольским?
Истинно-апостольским признается то предание, которое не противоречит и согласуется со Священным Писанием и другими несомненными апостольскими преданиями, и, кроме того, восходит исторически к временам апостольским и существовало в церквях, основанных апостолами. Если не сохранилось древнейших источников, которые могли бы засвидетельствовать апостольское происхождение какого-либо предания, то достаточным основанием для признания считается свидетельство отцов и учителей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них считали некое предание апостольским; в особенности же то, чего держится вся Кафолическая Церковь.
Священное Предание и предания
От Священного Предания следует отличать предания человеческие (см. Мф.15:1-20; Мк.7:1-23). Тем более нельзя предпочитать последние первому.
Отвергающий всякое предание церковное, писаное или неписаное, а также «соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая», подлежит отлучению от Церкви (10‑й анафематизм Недели Православия).
В каких источниках содержится Священное Предание?
Формами сохранения Священного Предания являются: Священное Писание, определения Вселенских и ряда Поместных Соборов, литургические тексты (молитвы, чинопоследования богослужений, гимнография и т.п.), принятые Церковью творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых, иконография, и т. п.
Однако, не всё то, что содержится в этих источниках, является самим Преданием. Так, труд по церковной истории или жития святых могут содержать наряду со свидетельствами Предания, сведения прямо не относящиеся к христианской вере.
Аспекты Предания
Священное Предание не сводится к некоторому передаваемому учению или к совокупности материальных памятников, в которых оно зафиксировано. Оно больше, чем просто передача информации, поскольку говорит нам о Боге, о богопознании. Поэтому Предание представляет собой непрерывную последовательность не только идей, но и опыта духовной жизни. Господь Иисус Христос не только передал апостолам Свое учение, не только показал им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять благодать Святого Духа (Деян.1:8). В силу этого, важным аспектом Предания является также невидимое и действенное сообщение благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.
Таким образом, в Предании различается три уровня передаваемого:
а) передача божественного учения и тех исторических памятников, в которых оно заключено;
б) передача опыта духовной жизни, сообщаемого личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
в) передача благодатного освящения, преимущественно через церковные таинства.
Цитаты о Священном Предании
«В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде… Многие племена варваров, верующих во Христа, имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание… Принявшие эту веру не письменно суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, тотчас бы, зажимая уши, убежали, как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков».
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей
«Что же делать, спросит кто-нибудь, людям – православным и сынам матери Церкви, если божественными глаголами, изречениями, обетованиями пользуются и диавол и ученики его, из коих одни – лжеапостолы, другие – лжепророки и лжеучители, все же вообще – еретики? Как им отличать истину от лжи по отношению к святым Писаниям? Так, как мы в начале настоящей памятной записки написали – по преданию святых и ученых мужей. То есть, они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать священное Писание по Преданиям всеобщей Церкви и по правилам (regula) вселенского догматического учения, в самой же Вселенской и Апостольской Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, погрешительное разномыслие одного или меньшинства против согласия всех или по крайней мере большинства православных, то погрешению части они должны предпочесть непогрешность всеобщности, а в самой всеобщности благоверие старины – непотребству новизны; наконец в самой же древности, безрассудству одного или меньшинства предпочитать во-первых общие, если есть они, решения всеобщего собора, а если их нет, то, во-вторых, следовать самому сподручному, – согласным между собой мыслям большинства великих учителей. Если наблюдем это, при помощи Божией, верно, благоразумно и тщательно; то без большого труда можем узнать заблуждения появляющихся еретиков».
прп. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков
«От Предания, понимаемого в этом (узком — ред. ) смысле, нужно различать еще Предание в общем или широком смысле, или свидетельство Вселенской Церкви… Свое внешнее выражение голос Вселенской Церкви об истинах веры имеет: 1) в древнейших символах веры; 2) в т. н. правилах апостольских и в деяниях и постановлениях соборов, как Вселенских, так и Поместных; 3) в древних литургиях; 4) в творениях всех древних отцов и учителей церкви; 5) в древнейших актах мученических, и, наконец, 6) во всей практике древней христианской церкви, касающейся священных времен (постов, праздников), мест (устройства храмов с их принадлежностями), священных действий и обрядов, и вообще в сохранившихся церковных чинопоследованиях. Само собою понятно, что не все то, что содержится в указанных источниках или памятниках, есть уже потому самому истинно апостольское учение или установление. Выражением голоса Вселенской Церкви служит лишь то, что, являясь согласным со Св. Писанием, удовлетворяет условиям повсюдности, непрерывности и всеобщности».
прот. Николай Малиновский
«Греческое слово παράδοσις, которое обыкновенно переводят как “предание”, означает, как говорит наиболее значимый словарь греческого языка Liddell & Scott-Jones, а также «Patristic Greek Lexicon» Лампе, «that which is handed down or bequeathed, tradition, doctrine, teaching» — «то, что передано, традиция, доктрина, учение» и «teaching… transmitted as a recived doctrine» — «учение… передаваемое как воспринятая из прошлого доктрина». Ничего общего с русским словом «предание» — «легенда, рассказ» это не имеет. Речь идет о традиции вероучения, а не о передаваемых из поколения в поколение историях, даже не о житиях святых или рассказах о чудесах. Основное значение слова «предание», его смысл как богословского термина, по мнению греческих Отцов, — догматические и этические доктрины, переданные от апостолов. Слово «предание» иногда применялось к лжеучениям еретиков, но крайне редко. Чаще в языке Отцов оно используется специально как антоним еретическим учениям.
Поэтому анафема VII Вселенского Собора — Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω («Если кто отвергает всякое предание церковное, писаное или неписаное, да будет анафема») — отлучает только тех, кто не верует церковному вероучению и учению о нравственности, которые в Церкви по определению неизменны, не растут и не уменьшаются со дня Пятидесятницы. Не следует считать, что предания (в смысле легенды, истории, рассказы о чудесах) так же непогрешимы и ограждены отлучением. Им ограждены только положения православного вероучения».
Петр Пашков
Легенда, определение и значение — Merriam-Webster
нога · конец
ˈle-jənd
1
а
: история из прошлого
особенно
: , который обычно считается историческим, хотя и не поддающимся проверке.
Легенда о затерянном континенте
Легенды о короле Артуре
б
: множество таких историй
место в легенде фронтира
с
: популярный миф недавнего происхождения
легенда о лохнесском чудовище
д
: человек или вещь, о которых ходят легенды
легенда бейсбола
е
: предмет легенды
его жестокость была легендой даже в свое время — Уильям Бройлз мл.
2
а
: надпись или название на предмете (например, на монете)
На квартале была надпись «Мы верим в Бога».
б
: заголовок смысл 2b
Легенда обозначает различные части иллюстрированной анатомии.
с
: пояснительный список символов на карте или графике
Синонимы
- key
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
4
Я не верю легендам Я слышал об этом лесу.
легенда о затерянном континенте
Он стал легендой бейсбола .
Надгробие имеет надпись «Покойся с миром».
Недавние примеры в Интернете
Майк Уайт всегда задерживается на связи с легенда о путешественнике из чужой страны, у которого дома осталась семья и который в отместку обезглавлен.
— Сотрудники Los Angeles Times, Los Angeles Times , 9 декабря 2022 г.
Его легендарная привычка тайно дарить подарки породила легенду о Санта-Клаусе.
— Мэри Джейн Брюэр, , Кливленд, , 5 декабря 2022 г.
Чем Mac не мог не воздать должное скале легенда во время шоу в день ее кончины.
— Джо Линч, Billboard , 1 декабря 2022 г.
Майк Овиц поднимался все выше и выше, прежде чем рухнуть на землю) или Адониса (Миллер посвятил много страниц легенде о Джее Молони, блестящем молодом агенте, который покончил с собой в тридцать пять лет).
— Адам Гопник, The New Yorker , 28 ноября 2022 г.
У Ламберта также была сильная личная связь с музыкой 9.0087 легенда .
— Нэнси Кру, Peoplemag , 10 ноября 2022 г.
Стэплтон выл и рычал тут и там, но в основном уступал всеобщее внимание настоящей легенде страны .
— Джон Фриман, Rolling Stone , 9 ноября 2022 г.
По стечению обстоятельств новый комикс присоединился к всемирному хору, посвященному музыке кантри 9.0087 легенда .
— Journal Sentinel , 8 ноября 2022 г.
Музыка кантри легенда Долли Партон подытожила необычный, разнообразный класс музыкантов, выступая на субботней церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла 2022 года в Microsoft Theater.
— Брайан Александр, USA TODAY , 7 ноября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «легенда». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийский legende , от англо-французского и средневековой латыни; англо-французский legende , от средневековой латыни legenda , от латыни, женский род legendus , герундий legere собирать, выбирать, читать; сродни греческому legein собрать, скажем, logos речь, слово, причина
Первое известное употребление
14 век, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование легенды было
в 14 веке
Другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
легенда
падение ноги
легенда
легенда
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Легенда».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/legend. По состоянию на 16 декабря 2022 г.
существительное
нога · конец
ˈlej-ənd
1
: история из прошлого, правда которой общепризнана, но не может быть проверена
2
а
: надпись или название на объекте
б
: смысл заголовка 2
с
: пояснительный список символов на карте или графике
Еще от Merriam-Webster о легенде
0087 легенда для говорящих на испанском языке
Britannica English: перевод легенды для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о легенде
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
предполагаемый
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Модные слова
- Какой из этих предметов назван в честь смертоносного оружия?
- туфли-броги
Каблук-шпилька - Фетровая шляпа
хенли рубашка
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
41 Синонимы слова ЛЕГЕНДА | Merriam-Webster Thesaurus
См.