Собор богоявления господня что в елохове короткое название: БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ

Разное

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Главная / Русская Церковь / Храмы и монастыри

Версия для печати

Описание:

Богоявленское благочиние Московской епархии

История

Первые упоминания о деревянном храме Богоявления в Елохове относятся к концу XVII в. В 1712-1731 гг. храм был перестроен в камне на средства прихожанина полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Иоанна V Алексеевича. Кирпич на новую церковь пожаловал лично Петр I. 4 июля 1731 г. храм был освящен архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.

В 1790-92 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел в честь святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. К 1805 г. завершилось строительство колокольни.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 г.

В 1837 г. старая церковь была разобрана, а на ее месте к 1845 г. архитектором Е.Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Храм был освящен 18 октября 1853 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).

В 1857-58 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. трапезная надстроена архитектором П.П. Зыковым (вторым). В 1929 г. живопись купола собора была реставрирована архитектором И.С. Кузнецовым.

После революции храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 г. Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

В 1938 г. из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В соборе состоялись интронизации Патриархов: в 1943 г. — Святейшего Патриарха Сергия, в 1945 г. — Святейшего Патриарха Алексия I, в 1971 г. — Святейшего Патриарха Пимена и в 1990 г. — Святейшего Патриарха Алексия II.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 25 февраля 1945 г. Богоявленскому собору был присвоен статус Патриаршего.

Когда в начале 1992 г. Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

В Никольском приделе храма в 1944 г. был погребен Святейший Патриарх Сергий. В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Алексий II.

В настоящее время к собору приписан московский храм вмч. Никиты на Старой Басманной.

Престолы

Главный престол освящен в честь Богоявления Господня, приделы — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, приставной — в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Крестильный храм освящен в честь святого Василия Блаженного.

Святыни

Чудотворная Казанская икона Божией Матери; мощи святителя Алексия, митрополита Московского; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Богослужение

Божественная литургия ежедневно в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 6.30 и 9.30. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Страна:
Россия
Город:
Москва
Адрес:
105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15
Телефон:
+7 (499) 261-69-13
Web-сайт:

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

E-mail:
[email protected]
Настоятель:
Фома, архиепископ Одинцовский и Красногорский (Мосолов Николай Владимирович)

Богоявленский собор в Елохове: история и фото

Богоявленский кафедральный собор в Елохове — один из красивейших и наиболее известных православных храмов Москвы. В советские годы он носил статус кафедрального Патриаршего собора Русской православной церкви, а с 1991 года является кафедральным собором Московской городской епархии.

 

Современное здание храма было построено в 1837-1845 годах по проекту архитектора Евграфа Тюрина.

 

Пятикупольный собор поражает роскошным и величественным внешним видом, его фасады оформлены в стиле ампир и украшены большим количеством декоративных элементов: колоннами и полуколоннами, пилястрами, лаконичной лепниной, карнизами и рустовкой. К основному объёму пристроены трапезная и высокая трёхъярусная колокольня с часами, благодаря которой собор выглядит особенно торжественно: замыкая перспективу Спартаковской улицы, её эффектный силуэт доминирует над окрестностями. Также привлекает внимание большое количество фасадных икон, которыми украшено здание: на барабане центрального купола размещены изображения архангелов, под главкой — святых, иконы размещены вблизи главного входа и на фронтонах нижнего яруса колокольни.

 

Главный престол храма освящён в честь праздника Богоявления, приделы — в честь святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

 


Название собора — в Елохове — связано с древним селом Елохово, на территории которого был основан храм, само же слово восходит к тому же корню, что и «ольха». Согласно московским преданиям, именно в этом селе родился знаменитый московский чудотворец, юродивый Василий Блаженный, ныне же территория села включена в состав Москвы, и о нём напоминают лишь местные топонимы.

 

Впервые деревянная церковь на этом месте была построена в 17 веке, а первый каменный храм взамен её возвели в 1717-1722 годах. Строительство нового здания велось на пожертвования прихожан, в том числе царевны Прасковьи Иоанновны (дочери царя Иоанна V), а кирпич для храма был пожалован лично Петром I. На рубеже 18-19 веков Елоховская церковь была реконструирована: в 1790-1792 годах перестроили трапезную и приделы, а к 1805 году завершили строительство колокольни.

 

Любопытно, что среди прихожан храма в ту пору числилась семья Пушкиных: именно здесь в 1799 году был крещён будущий поэт Александр Пушкин.

 

Однако, со временем старое здание храма обветшало, и в 1837-1845 годах вместо него по проекту зодчего Евграфа Тюрина было выстроено новое, пятикупольное. Как и прежнее, оно строилось на пожертвования прихожан; треть расходов на строительство покрыл своим пожертвованием московский купец Василий Щапов. Освящение новой Елоховской церкви произошло 18 октября 1853 года; величественный внешний вид обычного приходского храма (на тот момент) был положительно отмечен современниками. В 1889 трапезная была надстроена по проекту Петра Зыкова (второго).

 

После Революции храм неоднократно был на грани закрытия (закрыть его планировали и в 1930-х, и в 1940-х), но, в отличие от многих прочих московских церквей, так и не был закрыт. Любопытно, что одной из дат предполагаемого закрытия было 22 июня 1941 года — говорят, решение не было исполнено из-за начавшейся в этот день Великой Отечественной войны. В 1938 году, после закрытия и разрушения Богоявленского собора в Дорогомилове, Елоховский собор стал кафедральным собором Москвы, а в 1945 году получил статус Патриаршего кафедрального собора и оставался таковым до 1991 года, когда кафедра Патриархов Московских и всея Руси была возвращена в Успенский собор Кремля. По слухам, после выхода на пенсию в нём служил пономарём Георгий Маленков, бывший председатель Совета министров СССР.

 

В 1970-1990-х годах собор был отреставрирован, а его территория благоустроена. С 1991 года он носит статус кафедрального собора Московской городской епархии.

 


 

Елоховский собор является усыпальницей московских патриархов Сергия и Алексия II.

 

Богоявленский кафедральный собор в Елохове находится по адресу Спартаковская улица, 15. Добраться до него можно пешком от станции метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии.

Место крещения Пушкина, Москва

Александр Пушкин, Архитектура, Памятные доски писателям

russianmonuments Оставить комментарий

Щелкните фото для увеличения .

Я хотел начать этот пост, сказав что-то вроде: «Это место, где мы действительно можем определить самое раннее известное местонахождение Александра Пушкина в Москве, в России, на планете Земля». Ведь табличка на стене у входа в собор гласит: «А.С. Крещен Пушкин в соборе Богоявления Господня в Елохове 8 июня 179 г.9».
Но подождите минутку. Поднимите глаза хоть чуть-чуть к следующей табличке, которая висит прямо над той, что возвещает сведения о крещении Пушкина. И вот читаем: «Памятник архитектуры: Богоявленский собор в Елохове построен в 1845 г. арх. Е[вграф] Д. Тюрин».
Ой. Так что, как и многое в истории, здесь и не здесь крестили Пушкина. То есть крестили его здесь, в каменном соборе, построенном первоначально в 1717 году и простоявшем до 1837 года, когда его снесли, чтобы освободить место для следующего воплощения. Для справки, первоначальный собор, стоявший на этом месте — тот, что предшествовал каменной версии 1717 года, — вероятно, был построен где-то в середине 1400-х годов. Итак, да, это было здесь где-то . Где-то в этих ближайших окрестностях голый, предположительно пухлый, маленький Пушкин (см. шарообразный барельеф младенца на доске), всего двухдневного возраста, был представлен священнику, который благословил его и окунул в воду. в святой воде. Где именно это произошло, я не готов сказать, хотя один сайт сообщает нам, что великое событие произошло «в трапезной, которая сохранилась нетронутой до наших дней». Еще на одном сайте есть немного больше информации:  Именно в этом соборе, согласно писцовым книгам, А.С. Пушкин был крещен в 1799 году. Крещение произошло в трапезной, и так как это здание сохранилось, то можно увидеть место, где новорожденный сын Сергея Львовича Пушкина получил свое имя и принял свое крещение ».
Должен добавить, что сам документ о крещении Пушкина считается достаточно важным, чтобы обеспечить его сохранение в Государственном архиве.
И все же до тех пор, пока я снова не буду шнырять здесь, на Спартаковской, 15, с фотоаппаратом и блокнотом, мне придется оставить информацию о месте крещения Пушкина туманной. Думаю, это уместно, поскольку о месте рождения будущего поэта столько путаницы и дезинформации. (Я уже писал об этом ранее в этом разделе. Отыщите, если вам интересно. )

Интересна наша потеря контакта с ранними днями Пушкина. Это заставляет вас понять, насколько далеки мы сейчас от человека, который преобразовал русский язык и помог превратить его в невероятный художественный инструмент, которым он был с тех пор. Язык, на котором мы говорим, когда говорим по-русски, во многом пушкинский. Он был одним из первых русских, кто использовал такую ​​элегантную, ясную и действенную манеру словесного выражения. Возможно, мы начинаем терять связь с этим сейчас, когда 21 век приближается к своему третьему десятилетию. Русский язык уже более 100 лет подвергается нападкам с разных сторон. Советская бюрократия нанесла прекрасному русскому сильный удар. Современные технологии, недобросовестные политики, закулисные рекламщики и малообразованные современники сейчас подрывают его еще больше. Но пока мы по-прежнему смотрим на Пушкина как на человека, который исторически кодифицировал язык, который мы знаем и используем.
Но вернемся к теме…
Пусть вас не смущает старенькая табличка о крещении Пушкина. На самом деле он был установлен только в 1992 году. Вы можете убедиться в этом, нажав на фото мемориальной доски выше, а затем взглянув на правый нижний угол увеличения. Там вы увидите надпись Н. Аввакумова, 1992 г. Автор мемориальной доски Николай Аввакумов. Он часто создает работы для Православной церкви или в связи с ней.
В сети практически ничего не нашел об открытии мемориальной доски. Возможно, в этом нет ничего странного, учитывая, что это произошло задолго до того, как сеть стала средством массовой информации. Тем не менее, дата 1992 интересно. Это будет 193 года со дня рождения поэта и 155 лет после его смерти. Не особо «круглые» цифры, как любят говорить русские. Но 1992 год тесно связан с происходившими тогда в России историческими переменами – концом коммунистической эпохи и началом попытки России стать демократической республикой. Елоховский собор был одним из немногих крупных храмов Москвы, которые оставались действующими молитвенными домами на протяжении всего советского времени. Таким образом, когда страна под руководством Бориса Ельцина стремилась дистанцироваться от своего недавнего прошлого и стремилась принять более широкий взгляд на свою историю, было бы естественным хотеть поднять репутацию этого места. напоминая всем и каждому о своих связях с величайшим поэтом России. Ельцин, по сути, сделал Елоховский собор храмом номер один в стране, поскольку он часто приезжал сюда, чтобы отметить большие русские праздники. Сюда приезжал на богослужение и Владимир Путин (если можно назвать его чопорные, неуклюжие попытки стоять по стойке «смирно» во время богослужений «богослужением»), хотя он сместил акцент и на другие соборы. Это так же хорошо. Путин нужен Пушкину не больше, чем Елоховскому собору. Его или даже присутствие Ельцина здесь — всего лишь дуновение ветра на фоне шторма, который носит имя Пушкина.

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Александр ПушкинНиколай АввакумовЕвграф Тюрин

Искать:

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты:

Присоединяйтесь к 115 другим подписчикам

Следите за русской культурой в Достопримечательности на WordPress.com

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

Русская православная церковь Богоявления на улице Паошань (Богоявленская церковь): avezink — LiveJournal

Этот текст находится в стадии разработки, и он будет существенно отредактирован для моей презентации в Syndey в следующем месяце.

В феврале 1903 года был заложен фундамент Богоявленской церкви в округе Паошань, на строительство которой ушло полтора года. По допущению монахов, за процессом не было профессионального надзора, и получившееся здание оставляло желать лучшего. Инаугурация была отложена до окончания русско-японской войны и до назначения визита архимандрита Иннокентия; открытие состоялось 1 февраля 1905. Окрестности были неравномерно незаселены, пронизаны множеством ручьев и усеяны небольшими озерами, как показано на изображениях выше. Последний толчок к завершению и освящению здания произошел в связи с прибытием в Шанхай в августе 1904 года нескольких сотен беженцев из Порт-Артура, северного китайского порта, капитулировавшего перед японцами.

Беженцы из Порт-Артура высаживаются в Шанхае в 1904 году. Изображение: Getty

Русский экипаж из Аскольда в Шанхае, 19 лет04–1905. Гетти.

[…]

Эта ранняя русская община в основном распалась к 1906 году, и в Шанхае осталось лишь несколько сотен иммигрантов. Когда в Шанхай начали стекаться беженцы от большевистской революции в октябре 1917 года, церковь стала якорем раннего русского поселения в Шанхае. Десятки беженцев арендовали небольшие каморки в зданиях миссии. а в марте 1920 года западный посетитель этих домов счел их неадекватными: «Они живут, ужасно переполненные, в том, что кажется помещением для прислуги в довольно большом доме. […] Беженцы снимают эти крошечные комнатки. за небольшую сумму, все они в очень ветхом состоянии, и в одной из них живет священник, не лучше и не больше остальных, как раз такая комната, в которой живут наши китайские слуги. Любопытная часть всего дело в том, что большой дом, пустой, обставленный, остается неиспользованным и запертым. Никому не разрешается жить ни в одной его части, даже священнику […] по приказу какого-то церковного сановника в Пекине». (NCDN, 11 марта 1920). В другом отчете упоминалось, что «в старом и грязном доме на Паошань-роуд было пять крошечных комнат, ни одна из которых едва ли подходила для сна одного человека, не говоря уже о семи, поскольку был один единственный случай. Стены были грязными от грязи и сырости. пятна, а полы очень нуждались в покрытии, чтобы скрыть дефекты». (TCP, 29 августа 1926 г.)

Живя на территории миссии, русские отчаянно искали работу, и некоторые потеряли всякую надежду. В январе 1920 года, не найдя работы, чтобы прокормить себя, русский мужчина вскочил на рельсы перед движущимся поездом. Обнаружение его изуродованного трупа на железнодорожных путях возле Богоявленской церкви вызвало волну беспокойства иностранцев за благополучие русских беженцев. В местных газетах появились объявления о приеме на работу, в которых перечислялись профессии беженцев: 2 корабельных офицера, 3 юриста, 7 инженеров по строительству мостов, 4 детских медсестры, 1 редактор газеты, 1 печатник, 1 плотник, 5 театральных артистов, 4 химика, 1 инженер-механик. , 1 монументальный каменщик, 2 электрика, 2 моториста, 2 портных, 2 судовых механика, 1 официант, 5 матросов, 3 бухгалтера, 1 парикмахер, 2 пекаря, 1 рисовальщик, 5 учителей, 2 кочегара, 1 машинист, 1 корабельный повар , 1 коробщик (всего 65 человек с идентифицируемыми профессиями в поисках работы). За неделю до этого была договоренность на 29мужчин найти работу на судне «Гвеннет», направляющемся в порты Балтийского моря. Всего, однако, в Шанхае находилось от двух до трех тысяч русских беженцев, и их число росло.

Работы по оказанию помощи велись в трех местах, достаточно удаленных друг от друга: церковь Богоявления, приют возле порта, на Уорд-роуд, 24, и бывшее издательство Келли и Уолш на Бунде. Последнее было заброшенным зданием, ожидающим сноса, и его новый владелец, HSBC, согласился отказаться от арендной платы, позволив бесплатной столовой в ветхом здании еженедельно подавать беженцам 1000 обедов; в задних комнатах был магазин одежды. Это центральное расположение считалось намного ближе к поселению беженцев на севере, чем старый адрес на Пузырящейся Колодец-роуд, что требовало расходов на проезд в трамвае.

Союз Русских Армейцев и Флотов, образованный в июне 1920 г. и получавший доход от предприятий, которыми управляли его члены и их жены («магазины, автосервисы, модные салоны»), спонсировал создание благотворительной организации. общежитие для обедневших армейцев, так как многие к тому времени были замечены спящими на скамейках в общественных парках. Профсоюз арендовал особняк на Ванпанг-роуд, рядом с церковью Богоявления, по исключительно низкой цене — 50 таэлей в месяц. «Они наняли повара и устроили столовую в оранжерее, где по утрам подавали чай с хлебом и маслом, а обеды и ужины состояли из двух блюд каждый. .» (Жиганов, 1936) В обстановке неопределенности, усугубленной разрывом дипломатических отношений между Китаем и большевистской Россией и лишением русских эмигрантов гражданства, военное общежитие было спасательным кругом и кругом общения для застрявших военных русских, куда «гости из город» привозил подарки по выходным. (Жиганов, 1936)

Прибытие нескольких тысяч русских с Императорским Сибирским флотом из Владивостока обострило остроту жилищной проблемы. Правительство Чапейского района обратилось к иностранным властям с просьбой приютить вновь прибывших, иначе они замерзнут зимой: «В летние месяцы они продали всю свою зимнюю одежду, и теперь у них ничего не осталось». (NCDN, 1 октября 1923) Эти выражения сочувствия были тонкой завесой для «продолжающегося беспокойства», вызванного присутствием беженцев в этом пригороде, где сельскохозяйственные угодья и сельские деревни были вкраплены прибыльными рекреационными и образовательными учреждениями, такими как Итальянский кружок (Circolo Italiano), государственная школа для мальчиков, гольф-клуб и площадка для отдыха китайской YMCA. Взяв на себя размещение военнослужащих и членов их семей, Союз Русской Армии и Флота арендовал виллу на западной окраине Французской концессии, на Рут-де-Зикавей, 115, где в любой момент времени пребывало 100–150 человек. и пользоваться бесплатным или недорогим питанием; он оставался функциональным до 1928. (Жиганов, 1936) В 1928 г., после переселения русских во Французскую концессию и одновременного сокращения числа нуждающихся военных, Союз сократил свои помещения, но улучшил качество предоставляемых услуг. К 1931 году у него было два общежития в центральной французской концессии: одно на 28–30 холостяков и один 5-комнатный особняк для семейных мужчин.

Столкновение между националистическими войсками и армиями местных полевых командиров в Чабее в январе 1927 г. вывело церковь из строя на некоторое время, но русским удалось добиться реституции от Гоминьдана и восстановить здание. 19 января32, однако, район Чапеи, где располагалась церковь, снова оказался в беде. Японские и китайские войска вели городские бои вокруг церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts