Принесение исаака в жертву: Авраам приносит в жертву Исаака / Детская Библия Онлайн
Содержание
Жертвоприношение Исаака – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?
Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?
«Авраам приносит Исаака в жертву». Рейтерн Е., 1849 г.
Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.
Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).
Впрочем, Библия рассказывает и об одном эпизоде, когда такая жертва была принесена израильтянином. Много позже судья (т.е. правитель) Иеффай в благодарность за дарованную Богом победу неосторожно пообещал принести Ему в жертву первое животное, что выйдет из ворот его дома. Первой навстречу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, хотя, пожалуй, мог бы этого и не делать. Увы, всегда и везде были люди, слишком рьяно бравшиеся за исполнение своих религиозных обязательств, даже если это и стоило жизни кому-то из окружающих.
Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?
И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.
«Распятие». Дюрер А., 1497 г.
Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа.
А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв. Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.
Можно, конечно, добавить, что каждого верующего рассказ об Аврааме и Исааке призывает к готовности пожертвовать для Бога самым дорогим и не воспринимать даже единственного ребенка как свою личную собственность.
А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов, если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать – именно потому, что
Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать.
В том месте, где Авраам некогда занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм, и рядом с этим местом будет принесена Голгофская жертва – самый странный и страшный парадокс библейской истории, самая большая жертва, которую принес – на сей раз – Бог ради спасения людей.
Принесение Исаака в жертву. Закон Божий
Принесение Исаака в жертву. Закон Божий
ВикиЧтение
Закон Божий
Слободской Протоиерей Серафим
Содержание
Принесение Исаака в жертву
Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.
Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.
Бог явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу».
Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.
На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.
Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?»
Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня».
И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.
Принесение Исаака в жертву
За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.
Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.
Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, пред-изобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения.
Исаак — прообраз Спасителя
Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 21, 22.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4.2. Принесение обетов Бодхисаттвы[157]
4.2. Принесение обетов Бодхисаттвы[157]
Строго говоря, ученик, дающий обеты Бодхисаттвы, должен иметь Бодхичитту Устремления в качестве предварительного условия. Но на самом деле, говорит Его Святейшество, это большая редкость, если человек наделен истинной
22:1—24 Принесение Исаака в жертву
22:1—24 Принесение Исаака в жертву
Этот эпизод — один из наиболее драматичных в Бытие и в то же время наиболее важный с точки зрения богословия. Жестокое повеление принести Исаака в жертву, пафос одинокого восхождения Авраама и его сына к месту жертвоприношения,
Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу
Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился долгожданный сын – Исаак (Быт. 21.1–3).
Глава 22. 1. Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака.
Глава 22.
1. Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака.
1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.“И было после сих происшествий…” Это обычное, довольно неопределенное библейское указание – не столько на самое
Принесение Исаака в жертву Богу.
Принесение Исаака в жертву Богу.
Быт. 22Как ни тяжело было испытание, которому подвергался Авраам, когда он вынужден был лишиться своего побочного сына Измаила, но вскоре ему предстояло еще более тяжкое испытание, которое, в случае непоколебимости его веры и послушания,
Запрет на принесение в жертву детей, на колдовство и на магию
Запрет на принесение в жертву детей, на колдовство и на магию
9 Когда войдете в страну, которую Господь, Бог ваш, отдает вам, вы не должны перенять у народов, живущих там, их мерзкие обычаи. 10 Пусть же никто из вас не посмеет принести в жертву сына своего или дочь, предав их
Глава XXVI ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СЫНА ПРАВИТЕЛЯ
Глава XXVI
ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СЫНА ПРАВИТЕЛЯ
Отметим еще одну особенность временных правителей. В двух из приведенных примеров (камбоджийском и джамбийском) они являются родственниками настоящего правителя. Если мы правильно представляем себе происхождение института
Принесение Исаака в жертву
Принесение Исаака в жертву
Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного
Принесение всесожжения. Бытие 8:20-22
Принесение всесожжения. Бытие 8:20-22
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю
Авраам приносит в жертву Исаака. Бытие 22,1-13
Авраам приносит в жертву Исаака. Бытие 22,1-13
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака: и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на
Глава 22 Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака
Глава 22
Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака
1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я
«И было после сих происшествий…» Это обычное, довольно неопределенное библейское указание — не столько на самое время,
Авраам приносит в жертву Исаака. Бытие 22,1-13
Авраам приносит в жертву Исаака. Бытие 22,1-13
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака: и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на
Глава 408: Принесение в жертву верблюдов /ан-нахр / и прочих животных /аз-забх / на месте совершения молитвы в день жертвоприношения.
Глава 408:
Принесение в жертву верблюдов /ан-нахр/ и прочих животных /аз-забх/ на месте совершения молитвы в день жертвоприношения.
507 (982). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,
что (в день праздника) пророк, да благословит его Аллах и приветствует,
Глава XXVI ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СЫНА ПРАВИТЕЛЯ
Глава XXVI
ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СЫНА ПРАВИТЕЛЯ
Отметим еще одну особенность временных правителей. В двух из приведенных примеров (камбоджийском и джамбийском) они являются родственниками настоящего правителя. Если мы правильно представляем себе происхождение института
Принесение в жертву Исаака
Принесение в жертву Исаака
Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву. Авраам встал рано утром, оседлал своего
Принесение в жертву Исаака | Знамя
Как может Бог просить Авраама принести в жертву своего сына Исаака, даже в качестве испытания на послушание (Бытие 22)? Разве это не жестоко и не жестокое обращение с детьми?
Согласно философу Серену Кьеркегору, Бог, повелевающий Аврааму принести в жертву своего сына Исаака, был парадоксом этического долга. Единственным способом для Авраама повиноваться слову Божьему было совершение обещанным патриархом убийства, тем самым нарушая Божий запрет на убийство и противореча Божьему обещанию, что Авраам станет отцом великого народа через Исаака. Так зачем Богу было просить Авраама принести в жертву собственного сына? Должна ли такая просьба привести нас к мысли, что Бог жесток и оскорбителен?
Нельзя отрицать, что дети занимают особое место в сердце Бога. Псалом 139 описывает, как прерожденные чудесным образом сотворены изнутри их Творцом, Который связал их вместе в утробах их матерей. В результате на родителей возложена двойная ответственность, данная Богом. Послание к Ефесянам 6:4 призывает родителей проявлять сдержанность, чтобы не сокрушать своих детей своими словами и действиями, а отцов и матерей побуждает щедро давать своим детям живительные наставления, исходящие от Бога. Другими словами, родителям сказано заботиться о своих детях с той же любовью и заботой, которую Бог испытывает к ним. Итак, если Бог любит детей, почему Бог хочет, чтобы Авраам возложил Исаака на жертвенник?
Мы не можем понять Божью просьбу к Аврааму, не перемотав в наших Библиях историю Исхода из Египта. В книге Исход Бог обрушил на египтян 10 различных язв в ответ на мятежный отказ царя отпустить Божий народ. Десятая язва жизненно важна для нашего обсуждения испытания Авраама. Во время Пасхи Бог призвал фараона к ответу за его грехи, лишив жизни каждого первенца в Египте, чей дверной косяк не был запачкан кровью агнца. Эта история в Исходе дает нам основу для понимания Бытия 22. Когда Бог повелел Аврааму принести в жертву своего собственного сына Исаака, Авраам должен был знать, что делает Бог. Бог призывал Авраама к ответу за грех в жизни Авраама. Это будет жизнь Исаака за грех Авраама. Поэтому вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, жесток ли и оскорбителен ли Бог, мы должны сначала подойти к испытанию Авраама, признав, что Бог свят и справедлив и что наказание за грех — смерть (Рим. 6:23).
Просил ли Бог Авраама принести в жертву Исаака, потому что Бог жесток и оскорбителен? Нет. У Бога была великая цель. Чем дальше мы погружаемся в Бытие 22, тем больше обнаруживаем, что Божья просьба была предназначена не только для того, чтобы продемонстрировать Его святость и справедливость, но также Его любовь и сострадание. Еврейские раввины рассказывают историю об испытании веры Авраама. Предание гласит, что пока Авраам и Исаак поднимались по одной стороне горы, баран, который должен был занять место Исаака на жертвеннике, поднимался по другой стороне. Бог не просил Авраама рационально понять Божью просьбу, а вместо этого полностью доверился тому, что Бог обеспечит, проложив путь там, где его не было (Евр. 11:19).).
Прелесть того, что произошло на горе Мориа, в том, что оно готовит нас к кресту. Великое восхождение Авраама, Исаака и овна на гору Мориа готовит нас к великому сошествию Христа на Голгофе. На алтаре креста Божья святость и справедливость встречаются с Божией любовью и состраданием. Через крест Библия учит нас: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Бытие 22 не должно заставлять нас сомневаться в благости Бога; парадокс призван научить нас, как идти верой по пути в рай.
Об авторе
Феликс Фернандес — пастор церкви South Kendall Community Church, Майами, Флорида.
Библейские стихи о «жертвоприношении» Авраамом Исаака
Плейлист:
Перейти к плейлисту Авраама «Жертвоприношение» Исаака (тема)
- Евреям 11:17-19
Верою Авраам, будучи испытан, принес в жертву Исаака, и получивший обетования принес в жертву своего единородного сына, о котором было сказано «В Исааке семя твое наречется», заключая, что Бог был способен воскресить его даже из мертвых, от чего он также получил его в переносном смысле.
- Бытие 22:1-12
И было после сего, что Бог испытал Авраама и сказал ему: «Авраам!» И он сказал: «Вот я». Затем Он сказал: «Возьми теперь твоего сына, твоего единственного сына Исаака, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И встал Авраам рано утром, и оседлал осла своего, и взял с собою двух отроков своих, и Исаака, сына своего; и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Бог. И на третий день Авраам поднял глаза свои и увидел то место вдалеке. И сказал Авраам отрокам своим: оставайтесь здесь с ослом; мы с отроком пойдем туда, поклонимся и вернемся к тебе». Тогда Авраам взял дрова для всесожжения и положил it на Исаака, его сына; и он взял в руку огонь и нож, и пошли они вдвоем. Но Исаак обратился к Аврааму, отцу своему, и сказал: «Отец мой!» И он сказал: «Вот я, сын мой». Затем он сказал: «Смотрите, огонь и дрова, но где — это агнец для всесожжения?» И сказал Авраам: «Сын мой, Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения». Итак, они пошли вдвоем. И пришли они на место, о котором сказал ему Бог. И устроил там Авраам жертвенник и разложил дрова по порядку; и он связал Исаака, сына своего, и положил его на жертвенник на дрова. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам, Авраам! Поэтому он сказал: «Вот я». И Он сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай с ним ничего; ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога, раз ты не пожалел сына твоего, твоего единственного сын, от Меня».
- 1 Corinthians 10:13
Вас постигло искушение не иное, как человеческое; но Бог верен, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
- Иакова 2:20-24
Но хочешь ли ты знать, несмысленный, что вера без дел мертва? Разве Авраам, отец наш, не оправдался делами, когда возложил на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И сбылось Писание, которое говорит: ‘Авраам поверил Богу, и вменилось ему в праведность’. И его называли другом Бога. Итак, вы видите, что человек оправдывается делами, а не только верой.
- Бытие 22:14
И нарек Авраам имя месту тому: ГОСПОДЬ-Будет-Усмотрит; как сказано в этот день с по год: «На горе Господней это будет обеспечено».
- Луки 11:28
Но Он сказал: «Более того, благословенный — это тех, кто слышит слово Божие и соблюдает его!»
- Евреям 11:6
Но без веры невозможно угодить Ему, ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть, и что Он вознаграждает тех, кто усердно ищет Его.
- Бытие 12:2
Я произведу от тебя великий народ;
Я благословлю тебя
И возвеличу имя твое;
И ты будешь благословением.
- Бытие 12:7
И явился Господь Авраму и сказал: «Потомку твоему Я дам эту землю». И построил там жертвенник Господу, явившемуся ему.
- Бытие 15:3
И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства; действительно, тот, кто родился в моем доме, мой наследник!
- Бытие 15:6
И он поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
- Бытие 17:6-8
Я сделаю вас чрезвычайно плодовитыми; и Я произведу от тебя народы, и от тебя произойдут цари. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя. И даю тебе и потомству твоему после тебя землю, в которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» 9.0024 - Бытие 22:16-17
и сказал: «Мною клянусь, говорит Господь, потому что ты сделал это дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего сына — благословляя, Я благословлю тебя, и умножая, умножу умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, который есть на берегу моря, и овладеют потомки твои воротами врагов своих.