Принятие христианства ольгой: 957 год, причины и последствия

Разное

Крещение и церковное почитание русской княгини Ольги

светлана козлова

Крещение и церковное почитание русской княгини Ольги

Ольга (др. рус. – Вольга, др. сканд. – Хельга) – древнерусская княгиня, правившая в X веке. Наиболее часто упоминаемыми датами событий в жизни Ольги являются следующие: рождение – по разным данным от 890 до 928 г., брак с князем Игорем Рюриковичем – 903 г., рождение сына Святослава Игоревича – 942 г., вдовство в связи с гибелью мужа – 945 г., правление в качестве регента при малолетнем сыне – 945-960 гг., поход по русским землям для проведения хозяйственных преобразований – 947 г., смерть – 969 г. Ее биографические данные весьма противоречивы. Это связано, прежде всего, с тем, что наиболее упорядоченное, систематизированное описание исторических событий началось на Руси в XII веке с появлением Повести временных лет. Кроме этого источника, который полностью не сохранился до наших дней, древнерусские исторические события отражены в Лаврентьевской, Ипатьевской, Новгородской, Софийской, Псковской, Патриаршей (Никоновской) и др. летописях. Хотя летописание велось в монастырях, являвшихся средоточием духовности и знаний, и считалось официальным, информация из летописных документов многократно подвергалась серьезной критике в более поздних историографических исследованиях. Так, например, Повесть временных лет характеризуется как неоднородная, содержащая фрагменты, написанные в разные периоды, ее тексты включают фольклор, церковную публицистику, правовые документы и т.п. Авторство элементов летописи принадлежит множеству лиц. Таким образом, летопись, ее литературная форма, идейное содержание накапливались постепенно, меняясь под влиянием веяний своего времени. В данной связи противоречивые факты из жизни княгини Ольги, в т.ч. дата ее собственного рождения, брака, рождения сына Святослава, содержащиеся в различных источниках, заставляют выстраивать многочисленные версии причин и следствий развития исторических событий. Не является исключением и крещение княгини.

В отношении принятия Ольгой христианства существуют мнения, сводящиеся как политическим мотивам, так и частному характеру принятия этого Таинства. Однако учитывая, что Ольга и как супруга князя Игоря, и как регент при Святославе постоянно находилась в центре государственного управления отделять частные мотивы от политических, и тем более, отдавать им первенство неуместно.

Одной из версий является принятие Ольгой христианства еще до смерти мужа. Историк М.Ю. Брайчевский указывает на то, что князь Игорь не был истовым язычником, для которого в принципе была неприемлема христианская вера. Скорее, он отличался веротерпимостью, о чем свидетельствует договор с греками 944 г., где христиане и язычники фигурируют как равноправные. Автор предполагает, что Игорь сам принял крещение вместе с женой в этом же 944 г. [1].

Часть фрески Свято-Владимирского кафедрального собора в Киеве

Наиболее распространенной версией крещения княгини является т.н. византийская. Согласно Повести временных лет это событие произошло в 955 г. (по иным данным – в 957 г.) в Константинополе. Ольгу крестил император Константин VII Багрянородный вместе с патриархом Феофилактом. В крещении ей было дано имя Елена, в честь царицы Елены – матери императора Константина Великого. Существует также красивое дополнение обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила Багрянородного. Тот, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, указав на несовместимость христианского и языческого верований. Поэтому император задумал ее крестить. Когда Константин VII уже после крещения снова предпринял попытку предложения руки и сердца, она заметила, что и теперь имеется препятствие, ибо княгиня стала крестной дочерью царя. Тогда тот богато одарил ее и отпустил домой. Одним из аргументов против аутентичности (подлинности) подобной истории считается заимствование библейских образов – царя Соломона и царицы Савской.

Другие истоки утверждают, что визит Ольги к Константину VII Багрянородному был совершен для укрепления Киевской Руси, и предполагал возникновение договоренности по следующим направлениям:

  • заключение династического брака Святослава с византийской царевной;
  • обсуждение условий восстановления существовавшей при Аскольде (IX век) митрополии в Киеве [2].

При этом в составе свиты княгини был священник Григорий (по всей вероятности, в качестве духовного пастыря).

В пользу более раннего, чем 955 г. принятия Ольгой христианства находятся следующие аргументы.

Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Наукова думка, 1989, — 296 с.

Трофимов А. Святые жены Руси. – М.: Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково, Энциклопедия российских деревень, 1993. – 240 с.

Возможной причиной решения о принятии христианства историки выдвигают желание уберечь своего несовершеннолетнего сына от угнетения или убийства недоброжелателями после смерти матери. Ведь согласно языческим нравам древних славян их жены (особенно жены дружинников) предавались смерти (совершали самоубийство) на гробе своих мужей, затем их останки хоронили в одной могиле с мужьями. Т.е. после поминальных и погребальных обрядов по князю Игорю, сопровождавшихся убийствами-жертвоприношениями воинов, которые должны были умереть, чтобы защищать своего господина в загробном мире, соотечественники ожидали и гибели Ольги [3]. Поэтому спасением для нее могло стать принятие иного верования. Но в этом случае, соответственно, смещается дата крещения. Находятся подтверждения в Хронике анонимного продолжателя Регинона Прюмского о принятии Ольгой христианства в правление византийского императора Романа. Кроме того, в ином источнике – Памяти и похвале Владимиру – упоминается о том, что Ольга, приняв христианство после смерти мужа, начала насаждать его на восточнославянских землях во время своего знаменитого похода на север, и подвергла уничтожению несколько языческих святилищ.

Не следует упускать из виду, что, связи с Византией хотя и могли иметь стратегическое значение для Руси, но при этом возникал риск порабощения славян. Такой точки зрения придерживался советский и российский историк Б.А. Рыбаков, который подчеркивал, что любой народ, принявший христианство из рук греков, считался вассалом греческого императора, и соответственно становился политически зависимым [4].

Козлов М.Н. Великая княгиня Ольга: от верховной жрицы до просветительницы Руси // Вестник славянских культур. 2017. Т.43. № 1. С. 81-95.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, 2003. – 448 с.

Константин VII Багрянородный

Как известно, вышеназванные цели, поставленные Ольгой во время визита в Царьград (Константинополь) к императору Константину VII Багрянородному, не были достигнуты. Поэтому было политически нежелательным привлечение миссионеров с Востока для христианской проповеди на Руси, и возможно, в этой связи взоры Ольги были обращены на Запад, в Германию. В 959 г. княгиня просила Оттона I прислать на Русь епископа и священников. В ответ на эту просьбу был выслан епископ Адальберт. Но его миссия оказалась неудачной. Христианство в ту пору было единым, без разделения на католическую и православную ветви, но между христианскими центрами в Риме и Византии существовало выраженное противостояние. Однако не это противостояние сказалось на неудачной миссионерской деятельности Адальберта, ибо язычникам тонкости религиозных отношений внутри христианской религии вряд ли были известны. По мнению А.В. Назаренко причиной краха Адальберта были антинемецкие настроения моравских эмигрантов [5].

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях – М.: Языки русской культуры, 2001. – 784 с.

Еще одной версией обстоятельств крещения русской княгини является моравская (Моравия – древнее славянское государство на Среднем Дунае). Моравские хроники использовал историк Х. Фризе в XVIII, который упоминает об Олеге или Александре – дальнем родственнике короля Моравского, который отправился на Русь к Ольге после смерти Игоря, помогая ей удержаться на престоле и усмирить врагов, одновременно преследуя цель овладеть частью территории, принадлежавшей ранее Великой Моравии. Христианизация как самой Ольги, так и в последствии ее народа было бы одним из наиважнейших условий политических изменений.

Кроме того, существуют версии – болгарская (развивающейся в виду наличия дружественных отношений между Киевской Русью и Болгарией уже в первой половине X века, активных культурных связей и союзных договоров в периоды правлений Вещего Олега и Игоря), варяжская и хазарская, которые указывают на возможное крещение у местных христиан (по преданию Ольга была варяжского происхождения), численность которых возрастала среди этих языческих племен [6].

Княгиня Ольга начала почитаться как святая, возможно уже в X в. в княжение своего внука Ярополка Святославовича (972-978) или позднее, в XI в., когда появились письменные свидетельства монаха Иакова о нетленности княжеского тела во гробе.

Грязнова О.А. Современная отечественная историография о проблеме крещения княгини Ольги: традиция и новаторство // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2014. № 3. С. 8-14.

В 1547 году, при Иване Грозном Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Так в восточно-христианских церквях именуются ревнители веры, которые утверждали ее подобно апостолам. Приравнивания к апостолам удостоились еще пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена Константинопольская, просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется 11 июля по юлианскому календарю и 24 июля – по григорианскому.

Св. Ольга почитается как покровительница земли Русской, защитница вдов и новообращенных христиан.

Как бы ни были противоречивы сведения об обстоятельствах принятия княгиней Ольгой христианства, бесспорным является то, что данное событие стало важной исторической вехой, положило начало новому, переломному моменту для развития Руси, ее ментальности, нравственности и религиозности. Святая Ольга – первая правительница-христианка, прародительница Владимира, при котором в 988 г. произошло крещение Руси.

Крещение княгини Ольги — кратко

Ольга была женой князя Игоря. Она правила Русью на протяжении15 лет и вошла в историю как первый правитель, принявший по своей воле христианство. Во время крещения Ольга получила имя Елена. В память о ее правлении снято много фильмов, написано немало портретов, а в Пскове в ее часть назван мост, набережная, а также часовня.

1. Детство и юношеские годы.


Родилась
будущая княгиня в конце 9 века, более точная дата ее рождения историкам не известна. Точно известен возраст, в котором умерла княгиня (80 лет) и возраст, в котором она вышла замуж (10 лет). Исходя из этих данных, ученые пришли к выводу, что 920 год является приблизительным годом ее рождения.

Родилась Ольга в маленькой деревушке под Псковом. Согласно одним источникам родители ее были простыми крестьянами. Их имена до наших дней не сохранились. По другой версии Ольга была дочерью Олега, управлявшего страной, пока Игорь был маленьким. Считается, что именно Олег способствовал свадьбе Игоря и Ольги. Однако данная версия не имеет доказательств.

2. Правление Русью.

Когда Игоря убили, его сыну было три года и Ольге пришлось взять бразды правления страной в свои руки. Оказавшись у власти, Ольга отомстила древлянам, убийцам своего мужа.

Убив Игоря, древляне надеялись, что Ольга выйдет замуж за их князя. Они хотели объединения земель, создав тем самым могучее для тех времен государство. Князь посылал сватов к Ольге два раза. Первых она закопала живьем, а вторых сожгла. После чего поехала к древлянам, чтобы совершить погребальный ритуал в честь Игоря. Ритуал подразумевал большое пиршество, во время которого Ольга опоила древлян, а ее солдаты их убили. По имеющимся данным, древляне в ходе ритуала потеряли около 5000 человек.

Затем Ольга предприняла поход на земли древлян. После непродолжительной осады города, Ольга сожгла его. Выжившие во время этого пожара стали выплачивать дань Руси.

Повзрослев, сын Ольги подолгу не был дома, он уделял много времени походам. Поэтому в его отсутствие Ольга продолжала управлять страной. На ее счету множество реформ, создание торговых центров, которые во многом упростили сбор дани. Для каждого княжества, подчинявшемуся Киеву, Ольга установила сумму налога и дату его выплаты.

Поняв, что дома из дерева легко загораются, она первой приняла решение при строительстве использовать камень. На Руси первыми каменными постройками стали дворец и дом Ольги.

3. Крещение княгини.

В 955 году Ольга приняла христианство. Согласно сохранившимся данным крещение она приняла в Константинополе от самого императора Константина 7 и получила имя Елена.

Из Константинополя Ольга привезла в страну христианские книги и иконы. Ольга хотела, чтобы ее сын тоже принял христианство. Святослав не запрещал своим подданным менять религию, однако сам креститься не желал.

Находясь у власти, Ольга построила на Руси много храмов, а в городе Пскове воздвигла монастырь. Княгиня предприняла поездку в северные земли страны, где крестила всех стремящихся принять христианство. Она уничтожала языческие идолы, встречавшиеся ей, и на их месте устанавливала христианские.

Княжеские войска негативно относились к христианской религии. Они оставались верны язычеству и убеждали князя в том, что принятие новой религии сделает Русь более слабой. Но Святослав не хотел спорить с Ольгой.

Ольга мечтала сделать христианство главной религией в стране, но это ей не удалось. Войска настояли на том, чтобы она прекратила свои походы. Своим двум внукам Ольга привила любовь к христианству. Но крестить их не решилась, поскольку боялась за их жизнь. В воспитании внуков Ольга сыграла важную роль. Впоследствии придя к власти, они продолжили дело Ольги и внедряли христианство по стране.

Неизвестно когда точно Ольга полностью отказалась от правления страной. Святослава часто не было дома и Ольге приходилось замещать его на престоле. Постепенно она отдала сыну власть над северными землями, а затем и над всей страной.

4. Смерть.

Ольга умерла примерно в 969 году от болезней старости. Она была предана земле по христианским обычаям. В 11 веке мощи Ольги вместе с мощами других святых были перенесены в церковь Богородицы в Киеве, а в 13 веке мощи княгини были канонизированы.

Добавить комментарий

» Равноапостольные Ольга и Владимир Великий

Когда американцы двадцать первого века думают о викингах, они могут представить себе мореплавателей из Скандинавии, плывущих в Исландию и Гренландию или совершающих набеги на побережье Англии и Ирландии. Мы редко думаем об их внутренних родственниках, чье правление распространилось на территорию современной России в девятом-четырнадцатом веках. Двое из святых, поминаемых на этой неделе, были лидерами этих «внутренних викингов», которые изменили лицо Европы.

Начиная с 862 года нашей эры князь-викинг Рюрик и его братья основали сеть государств на территории сегодняшней Румынии, Украины и западной России, которые стали называться Киевской Русью. Около 945 г. великий князь киевский Игорь, младший сын Рюрика, был убит восставшими дравидскими соплеменниками. Жена Игоря, Ольга (ок. 890–969), отомстила за своего мужа, разрушив дравидийские города и поработив их вождей. Затем правила Ольга, сначала как регент от имени их маленького сына. Святослав. Молодой князь достиг совершеннолетия в 962 году, но с тех пор Ольга часто руководила Киевом во время военных походов Святослава.

«Равноапостольный»

Некоторые христиане жили в Киеве с IX века, когда святой Фотий Великий прислал к ним епископа-миссионера. Местный воевода Аскольд, по общему мнению, тогда принял веру. Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство. Она крестилась в Константинополе в 9 г.57 г., приняв имя Елена, и попыталась расширить христианское присутствие на Руси. Говорят, что она построила храмы Николая над Аскольдову могилой и Святой Премудрости в Киеве (места, почитаемые и по сей день), Благовещения в Витебске и Святой Живоначальной Троицы в Пскове. Она безуспешно пыталась добиться назначения киевского митрополита-резидента. Не убедила она и своего сына Святослава стать христианином. Сначала он терпел растущее христианское присутствие в своем королевстве ради нее, но позже разрушил некоторые из их церквей, в том числе построенные ею. Именно его сын Владимир, воспитанный бабушкой, превратит свое царство в христианскую нацию.

Ольга умерла 11 июля 969. В 1007 году, во время правления ее внука князя Владимира, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинную Успенскую церковь в Киеве и положены в особый саркофаг. Она была первой женщиной, канонизированной Русской Церковью. Одна из пяти женщин-святых, провозглашенных равноапостольными, она была удостоена такой чести за свою роль первооткрывателя славянского христианства.

Святой Владимир Великий

Внук Ольги, Владимир, был третьим сыном Святослава, как сообщается, от служанки его матери Малуши. В 969 Святослав отдал Киев своему старшему сыну Ярополку, второго сына Олега сделал князем древлян, а Владимира поставил князем новгородским, пока тот воевал с булгарами. Братья вскоре вступили в бой друг с другом, и Владимир был изгнан из Новгорода войсками Ярополка. С помощью своего двоюродного брата Хокона, правителя Норвегии, Владимир отвоевал Новгород и двинулся на Киев. В 978 году он победил своего брата Ярополка и стал великим князем всей Киевской Руси, распространив свою власть на прилегающие территории в течение следующих нескольких лет.

Повесть временных лет

В 1113 году преподобный Нестор составил историю Киевской Руси с 850 по 1110 годы нашей эры. Этот труд, также известный как «Русская летопись», повествует об основании и ранней истории Киева. Нестор рассказывает, как Владимир принял христианство и подавил поклонение местным богам в Киеве.

По свидетельству Нестора, «Владимир созвал своих вассалов и городских старейшин и сказал им: «Вот, пришли ко мне булгары, уговаривая меня принять их религию. Потом пришли немцы и восхваляли свою веру; а за ними пришли иудеи. Наконец явились греки, критикующие все другие веры, но превозносящие свою собственную, и они долго говорили, рассказывая историю всего мира с самого начала. Слова их были искусны, и слушать их было дивно и приятно».

Дворяне призвали Владимира послать своих людей для расследования претензий этих соперничающих религий. По возвращении они сообщили: «Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, в то время как они стоят без пояса. Болгары кланяются, садятся, ходят туда-сюда, как бесноватые, и нет у них счастья, а только печаль и страшный смрад. Их религия нехороша.

«Тогда мы пошли среди немцев и видели, как они совершали много церемоний в своих храмах; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служение прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту. Всякий человек, вкусив сладкого, не желает потом принимать горького, и поэтому мы не можем здесь дольше пребывать.

«Тогда вассалы заговорили и сказали: „Если бы греческая вера была зла, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех людей“».

Что так поразило киевлян? Нестор объяснял это так: «Наутро император послал к патриарху послание, чтобы известить его о том, что прибыла русская делегация для рассмотрения греческой веры, и поручил ему приготовить церковь и духовенство, а самому облечься в священнические одежды его, чтобы русские видели славу Бога греков. Когда патриарх получил эти повеления, он велел собраться духовенству, и оно совершило обычные обряды. Курили благовония, хоры пели гимны. Император проводил русских в храм и поставил их на широком пространстве, обращая их внимание на красоту здания, на пение, на чины архиерея и на служение диаконов, при этом разъясняя им богослужение. своего Бога. Русские дивились и в изумлении восхваляли греческий церемониал».

В 988 г. Владимир захватил греческий город Херсон в Крыму. Нестор сообщает, что Владимир пригрозил двинуться на сам Константинополь, если император не вышлет свою сестру замуж за Владимира. Император ответил: «Не пристало христианам выходить замуж за язычников. Если ты крестишься, ты получишь ее в жены, наследуешь Царство Божие и будешь нашим спутником в вере». Нестор сообщает, что княгиня уговаривала Владимира креститься, если он хотел исцелиться от мучительного глазного недуга. Владимир принял и был крещен епископом Херсонским, приняв имя Василий. Исцелившись, Владимир прославлял Бога, говоря: «Теперь я познал единого истинного Бога». Многие из его товарищей также приняли крещение.

По возвращении в Киев Владимир крестил своих дворян и приближенных, положив начало христианизации Киевской Руси, которая продолжалась на протяжении всего его правления. Владимир скончался в 1015 году, и его мощи были разнесены по основанным им церквам и монастырям.

В XIII веке 15 июля был установлен праздник святого Владимира в память его заступничества за войска великого князя Александра Невского, разгромившего шведских захватчиков 15 июля 1240 года.

Главная | Ольга Лучакова-Шварц

Последние несколько лет я работаю в области феноменологической философии, философии религии, сравнительной теории познания и сравнительной метафизики. Особое внимание я уделяю тому, что делает опыт религиозным или духовным и как такой опыт влияет на самость, воплощение и познание. Меня также интересуют нормальность и медицинская нормативность самосознания и медицинская феноменология. Я учился в аспирантуре по описательной феноменологии (2004-2013) у Амедео и Барбро Джорджи, а по феноменологической философии (2006-2014) у Анны-Терезы Тименецкой. В 2016 году я основал Общество феноменологии религиозного опыта, www.sophere.org

Мой интерес к феноменологической философии вырос из моего сильного междисциплинарного интереса. Имею степень доктора медицинских наук (Санкт-Петербургского педиатрического университета) и кандидата медицинских наук. по нейробиологии (Институт им. Павлова РАН) и М.С. по сравнительному религиоведению Школы современного исихазма (подпольная духовная академия в бывшем СССР). В 1980–1990-х годах я был старшим научным сотрудником Института им. Павлова РАН, занимался исследованиями восходящих маркеров аутоиммунных заболеваний нервной системы и нарушений сна. Академическую деятельность я совмещал со служением в советском (тогда) духовном подполье и с профессиональным преподаванием духовности и развития человека. В 1992 года меня пригласили в качестве приглашенного профессора по программе философии и религии в Калифорнийский институт интегральных исследований, а также в качестве приглашенного научного сотрудника (с 1994 г. по настоящее время) в Теологическом союзе выпускников в Беркли. В то же время я преподавал в бывшем Институте трансперсональной психологии (1975-2013), где со временем прошел путь от адъюнкт-профессора-исследователя до профессора психологии и сравнительного религиоведения, директора-основателя отдела образования и исследовательской специализации и WorldWide Learning Exchange. Программа и соучредитель Центра нейрофеноменологии, первого в своем роде. В 2016 году, когда ITP был преобразован в Софийский университет, я ушел с поста директора кафедры исследовательских и психологических программ и принял звание почетного профессора. В настоящее время я работаю волонтером в качестве клинического профессора в Медицинской школе Калифорнийского университета в Дэвисе, кафедра наук об общественном здравоохранении, и являюсь президентом SoPheRe. Я преподаю основы философского мышления, феноменологическую философию (Гуссерль, Генри, Мерло-Понти) и исследовательский метод, психологию духовной жизни и сравнительное религиоведение (адвайта-веданта, иранская и исламская философия, раннее христианство, медитация и созерцательные практики, в Иезуитская школа богословия в Беркли и Международная школа бизнеса Халта в Сан-Франциско, район залива.0009

Специализация:

Феноменологическая философия и метафизика, когнитивная наука о религии

поведенческое здоровье и религиозные детерминанты здоровья

Философская психология

Области концентрации :

религиозный опыт; Гуссерль; Генри; философии Шанкары, Ибн-Араби, Сухраварди и Заратуштры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы