Принятие христианства в ростове великом: Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Ростовской земли

Разное

Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Ростовской земли

Первые письменные свидетельства о христианстве у русов относятся к 860–870-м годам. В 955 году княгиня Ольга крестилась в Царьграде и была наречена Еленой. В 988 году святой равноапостольный князь Владимир принял христианство, и оно стало государственной религией Древней Руси. Несомненно, личность князя Владимира важна и для изучения начального этапа истории нескольких современных государств, и для анализа становления и развития церковной организации. Со времен князя Владимира Русская Православная Церковь способствовала укреплению государственности, сохранению преемственности традиций и культуры. Общая вера давала жителям Руси ощущение единства и общности, не забытое в годы раздробленности и монгольского завоевания.

Принятие христианства усилило связи Руси с Византией, и в течение нескольких веков Русская Православная Церковь организационно подчинялась Константинопольской патриархии. Митрополит или назначался из Константинополя, или предлагался киевским князем с последующим избранием собором епископов (самый известный пример – поставление в 1051 году киевского митрополита Илариона при князе Ярославе Мудром). Территория Древней Руси делилась на епархии во главе с епископами; важнейшими элементами церковной организации являлись монастыри, особенно возникший в середине XI века Киево-Печерский монастырь. Из его стен вышли около 30-ти первых епископов Руси. Изучение первых веков православия на Руси в значительной степени затруднено фрагментарностью и сложностями прочтения ранних исторических источников. Тем не менее, начальный этап распространения православия на Руси достаточно полно отражен в светской и церковной литературе. Исторические справки, в которых приводятся данные о начале распространения православия и поставлении первых епископов, размещены на сайтах всех епархий Московского патриархата Русской Православной Церкви. В нынешней ситуации обсуждение роли князя Владимира, истории государства и церкви имеет не только сугубо академическое научное значение, но и привлекает интерес самой широкой аудитории. Многие дискуссионные вопросы волнуют не только светских и церковных историков, но и государственных деятелей, политиков, журналистов. В этой связи задача вузовской университетской науки и проводимых конференций и круглых столов – дать ответы и комментарии по сложным проблемам, развивать общественный диалог и плодотворный обмен мнениями.

Актуальным в научном отношении и практически востребованным вопросом является выяснение этапов и особенностей распространения новой религии на разных землях. Следует особо подчеркнуть, что князь Владимир связан и с Ярославским краем. Он посещал Ростов, и при его участии происходило массовое крещение местных жителей. 1000-летию кончины князя была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Святой равноапостольный князь Владимир и развитие российской государственности», проходившая в июне 2015 года в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Организаторами конференции также стали Ярославское церковно-историческое общество, председатель – архимандрит Сильвестр (Лукашенко) и Ярославское региональное отделение Российского общества историков-архивистов, председатель – профессор Ю. Ю. Иерусалимский. Конференция собрала ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Вологды, Углича, Ростова и других городов, проанализировавших развитие государственности с древнейших времен до наших дней.

Не вызывает сомнений, что становление государственности и новой церковной организации на обширных, населенными разными этническими сообществами землях шли рука об руку. Новая вера утверждалась на огромном пространстве Древней Руси при непосредственной поддержке и в результате усилий киевского князя и его наместников. Киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» так описал деяния св. князя Владимира: «И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его сопряжено было с властью… и слово евангельское осияло нашу землю. <Тогда> капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых».

Все 12 сыновей князя Владимира, отправленные из Киева наместниками в главные города, были крещены. Две из шести первых епархий Древней Руси – Новгородская и Ростовская – находились на территориях, в настоящее время входящих в состав Российской Федерации. Еще четыре епархии располагались на относительно небольшой территории вокруг Киева – Киевская, Черниговская, Владимирская на Волыни, Белгородская. По сравнению с ними Новгородская и Ростовская епархии, охватывавшие соответственно север и восток Руси, были огромными и малонаселенными.

Новгородцев крестил в 990-х годах епископ Иоаким Корсунянин – он был родом из Корсуня (Херсонеса Таврического), рукоположен в Царьграде, прислан на Русь патриархом Николаем с другими епископами по просьбе князя Владимира. В 992 году Иоаким прибыл в Новгород и начал обращение жителей в православие. В этом епископу помогали тысяцкий Путята и Добрыня, дядя князя Владимира. Поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» показывает все сложности принятия новой веры. Относительно даты образования Новгородской епархии приводятся различные версии – 951, 990, 992 годы или XI век. Наиболее общепринятой в научной литературе датой является 992 год; его же официально признает Новгородская епархия Московского патриархата Русской Православной Церкви.

 

Ростовская епархия была учреждена в 991 году. Таким образом, именно она являлась первой на землях, относящихся к современной России. К сожалению, древнейший этап ее истории весьма фрагментарно и противоречиво представлен в письменных источниках (летописи, жития, грамоты), и даже археологические исследования не всегда позволяют прояснить многие вопросы, возникающие в связи с изучением периода Х – начала XIII веков.

Ростов первым из городов Ярославского края под 862 годом упоминается в «Повести временных лет» («в Ростове – меря») как город, находящийся под властью Рюрика. С 988 года наместником киевского князя Владимира в Ростове являлся его сын Ярослав (в крещении – Георгий), названный Мудрым. В 1010 году после смерти старшего брата Вышеслава князь Ярослав отправился в Новгород, а в Ростове его сменил брат Борис («когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове»). Борис (в крещении – Роман) пробыл наместником в Ростове до 1015 года. Князь Борис и еще один из братьев Глеб погибли в результате интриг брата Святополка, прозванного Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими православными святыми (по словам «Повести временных лет», «заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся владыке Богу о своих людях»). С 5 марта 2007 года отмечается день памяти князя Ярослава Мудрого как православного святого.

Сыновья князя Владимира Ярослав и Борис были не только первыми известными князьями Ростовской земли; именно они содействовали началу распространения православия на Северо-Востоке Руси.

Первым ростовским епископом при наместнике князе Ярославе в конце Х века стал свт. Феодор (Федор), почитаемый также как чудотворец Суздальский. О нем сообщает Никоновская летопись и другие летописные источники. О епископе Феодоре упоминается и в агиографической литературе, связанной с Ростовом, например, в «Житии преподобного Авраамия» – основателя первого ростовского монастыря и современника Феодора. Обратим внимание на церковную традицию, которая сообщает о том, что Авраамий встречался со св. князем Владимиром во Владимире-на-Клязьме и в Ростове. Согласно житию, после встречи во Владимире князь воздал преподобному «великую честь, дав на расширение монастыря и храмов много сел, сделал тот монастырь своим, княжеским, поставив его выше всех других обителей в Ростове, и много слуг дал храму святого Богоявления, и грамоты жалованные многие дал монастырю тому». После этого князь Владимир с митрополитом Михаилом посещал Авраамия и основанный им монастырь в Ростове.

Из данных источников и литературы следует, что князь Владимир прибыл в Ростов 10 июля 992 года, а 15 июля (в день святых Кирика и Улиты) происходило массовое крещение жителей. Напомним, что в это время наместником киевского князя в Ростове являлся князь Ярослав, которому к этому времени было около 14-15 лет. Следовательно, в июльские дни 992 года он мог быть вместе с отцом. К сожалению, летописи практически не упоминают Ярослава до того момента, как он стал наместником в Новгороде. Но сама возможность одновременного пребывания на Ростовской земле Владимира Святого и его сына Ярослава достойна упоминания.

В рамках празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси в июне 2015 года в Ростове установлен Поклонный крест в память о святом равноапостольном князе Владимире (автор проекта – народный художник Российской Федерации Николай Мухин). Крест должен напоминать о том, что князь Владимир посещал Ростов и встречался с епископом Феодором и монахом Авраамием, а в водах озеро Неро приняли святое крещение жители города.

Свт. Феодора в Ростове сменил епископ Иларион, также грек по происхождению. Вероятно, он прибыл в Ростов вместе с князем Борисом, т. е. еще в тот период, когда у власти в Киеве находился князь Владимир. После гибели Бориса с 1015 года некоторое время в Ростове не было княжеской власти, и церковь лишилась столь необходимой поддержки. Не случайно на протяжении более чем полувека, вплоть до 1060-х годов, источники не сохранили сведений о ростовских епископах.

О трудностях, встречавшихся на пути распространения и укрепления новой веры, рассказывают не только жития первых епископов Феодора и Илариона. Можно отметить «Сказание о построении града Ярославля», известное с XVIII столетия по рукописи, хранившейся у ростовского архиепископа Самуила (Миславского), и основанное на местных легендах. «Сказание» сообщало о существовании на Стрелке (историческое ядро Ярославля на месте впадения реки Которосли в Волгу) языческого поселения Медвежий угол, в котором жили язычники и поклонялись «коровьему богу» Велесу. Жителей Медвежьего угла князю Ярославу с дружиной привел в повиновение для того, чтобы они прекратили нападать на торговые караваны и платили ему дань. Когда же князь Ярослав решил окрестить население Медвежьего угла, язычники выпустили на него «люта зверя». Лютого зверя (согласно устной традиции – медведя) князь убил секирой, и на этом месте основал город, которому дал свое имя – Ярославль. Согласно «Сказанию», по приказу князя началось строительство церкви святого Пророка Ильи (можно связать это событие с Ильиным днем – 20 июля или 2 августа по новому стилю). Датой основания Ярославля принято считать 1010 год.

Уже заняв киевский престол после смерти отца, князь Ярослав Мудрый вновь возвращался в Ростово-Суздальскую землю в 1024 году, когда здесь «появились волхвы в Суздале», избивая зажиточных людей «по дьявольскому наущению и бесовскому действию». Князь покарал волхвов («одних изгнал, а других казнил») и затем отправился в Новгород.

После смерти князя Ярослава Мудрого города Ростов, Суздаль, Белоозеро получил его сын Всеволод. Около 1065 года в Ростов в качестве наместника прибыл сын Всеволода – 12-летнийВладимир Мономах. Он оставался наместником в Ростове до 1073 или до 1076 года. Его матерью была Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. Такие династические браки, как и общая религия, укрепляли связи Руси и Византии, способствовали сохранению преемственности политических и духовных традиций.

В этот период, в 1060–1070 годы, ростовским епископом являлся свт. Леонтий (третий епископ, согласно сохранившимся источникам). Леонтия Ростовского называют также первопрестольником, поскольку он первым из киево-печерских иноков был возведен в епископы. К 1071 году относилось и первое упоминание Ярославля в летописи: «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва от Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит»». Из краткого летописного сообщения видно, что выступление под предводительством волхвов началось из-за голода. Около трехсот мятежников двинулись вверх по Волге и Шексне к Белоозеру. Там их усмирил воевода Ян Вышатич, посланный киевским князем Святославом Ярославичем в эти земли для сбора дани. Это сообщение, как и агиографическая литература, показывает, что язычество и десятилетия спустя после принятия христианства сохраняло сильные позиции в Ростове. Православная традиция именно с подвижнической деятельностью свт. Леонтия связывает перелом, когда все жители Ростова обратились в православие.

Преемником Леонтия стал свт. Исайя, назначенный епископом, по разным версиям, в 1072-м или в 1077 году и пребывавший в Ростове до своей кончины в 1089 году. И грек Леонтий, и происходившей из киевских земель Исайя до прибытия в Ростов были иноками Киево-Печерского монастыря. Все первые епископы (Федор, Иларион, Леонтий, Исайя) и их преемники на Ростовской кафедре в XII столетии – Ефрем, Прохор, Иоанн, Нестор – причислены к лику святых.

Начало удельного периода и изменение в политическом статусе старых политических центров оказало заметное влияние на церковную жизнь Ростова. В 1160-х годах князь Андрей Боголюбский, тяготившийся зависимостью от Киева и Ростова в церковном отношении, просил константинопольского патриарха Луку Хрисоверга открыть митрополию во Владимире, но получил отказ. Не было тогда учреждено и отдельной епархии с центром во Владимире. Разделение епархий произошло в 1214 году, когда на владимирском престоле находился великий князь Юрий Всеволодович. Новая епархия была учреждена с центром в Суздале, а ее епископом стал св. Симон Владимирский; в 1273 году центр этой епархии был перенесен во Владимир. Святой Симон, епископ Владимирский – вновь один из пострижеников Киево-Печерского монастыря, а с 1206 года игумен владимирского Рождество-Богородицкого монастыря. Владыкой Ростовской епархии с 1214-го по 1261 годы пребывал Пахомий.

Итак, со времен святого равноапостольного князя Владимира Русская Православная Церковь способствовала укреплению государственности. В конце Х века Ростов стал местом пребывания наместника киевского князя и опорным пунктом христианизации северо-восточных земель Древней Руси. Здесь появилась старейшая в современной России епархия, возникали монастыри и духовные училища, создавались уникальные памятники письменности и искусства. Первыми наместниками святого равноапостольного князя Владимира в Ростове являлись его сыновья Ярослав и Борис. Соединение «благоверия» (веры) с властью наиболее ярко проявилось в учреждении при поддержке князей Владимира и Ярослава Ростовской епархии, в основании Ярославля и Переславля Залесского как христианских городов, в строительстве новых храмов. Распространение христианства способствовало духовному и культурному развитию края.

 

Ныне Ярославская митрополия включает в свой состав Ярославскую, Рыбинскую и Переславскую епархии. За свою многовековую историю Ростово-Ярославская земля дала многих святых подвижников – святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие, и начиналась православная история края и всего Северо-Востока Руси от времен святого равноапостольного князя Владимира.

 

 

 

Принятие христианства на Руси и его влияние на историю России

Однако история крещения Руси Фотием не оказала прочного влияния на христианизацию Руси. Утверждавшееся в стране христианство было сметено языческой общиной после взятия Олегом Киева в 882 году. Можно предположить, что в последующие годы сохранилась небольшая община христиан, которые тайно практиковали свои обряды, но остальная часть Киевской Руси оставалась ориентированной на язычество. Изменения к лучшему в жизни киевских христиан произошли во время правления князя Игоря (912-945 годы), к концу правления которого христианство на Руси уже имело заметное присутствие. «Повесть временных лет» говорит, что, начиная с 944 года, значительное меньшинство русского населения обратилось в христианство. В 945 или 957 году княгиня Ольга посетила Константинополь со священником по имени Григорий.

Прием царским двором русской дворянки описан в произведении De ceremoniis. Принцессу крестил патриарх Полиевкт, а ее крестным отцом стал император Константин VII. После обращения в христианство она приняла имя Елена. Ее сын Святослав продолжал поклоняться богу Перуну и другим богам славянского пантеона. Он всю жизнь оставался верным языческим богам. Согласно «Повести временных лет», он считал, что его собственные воины потеряют к нему уважение и будут смеяться над ним, если он примет христианство. Преемник Святослава Ярополк I оказался более терпимым к христианам, и христианская община постепенно стала усиливать свои позиции в Киевской Руси, привлекая все больше людей.

Крещение Руси князем Владимиром

Ярополк умер в 978 году. С 980 по 1015 годы киевским князем был Владимир, его сводный брат. В течение первого десятилетия своего правления он пытался реформировать славянское язычество, установив Перуна (бога грома и молнии) в качестве единственного верховного божества. Идолы бога молнии воздвигались в самых важных местах страны, например, его статуя была поставлена ​​на холме возле царского дворца. Однако такая религия не укрепила русское общество, из-за чего князь отказался от этой идеи и решил выбрать монотеистическую религию между исламом, иудаизмом и христианством.

Владимир сравнил три основные монотеистические религии друг с другом, чтобы определить, какая из них лучше всего подходит для его царства. Посовещавшись с боярами, он отправил гонцов к соседним народам, представители которых убеждали его принять их веру. Первой рассматриваемой религией был ислам. Послы сообщали, что среди мусульман Волжской Булгарии (область к северу от Киева) не было радости, а были только грусть и дурные запахи; кроме того, их религии следовало избегать из-за запретов на употребление алкоголя и свинины. Позже князь встретил иудейских посланников.

Тщательно расспросив их об их религии, он отказался принять ее под тем предлогом, что потеря Священного города Иерусалима показала, что верующие евреи были оставлены Богом. Наконец, Владимир спросил о христианах. Побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, его послы сказали:

Мы не знали, на небе ли мы или на земле.

Есть и другая версия причин принятия христианства Владимиром и крещения Руси. Согласно ей, византийский император Василий II, вынужденный вести постоянные оборонительные войны против германцев, славян и болгар, обратился к Владимиру за помощью, несмотря на то, что до этого момента они считались врагами. Владимир согласился, но попросил взамен у императора руки его дочери Анны Багрянородной. Византийский император считал такой обмен крайне унизительным, поскольку народ Руси считался у греков «варварским» народом. Василий II согласился, но поставил одно условие: Владимир должен принять христианство. Когда брачный договор был заключен, Владимир направил в Византийскую империю 6000 воинов, которые помогли регулярной армии Византии подавить мятеж в Константинополе и укрепить оборону города. Перед женитьбой Владимир крестился и принял христианское имя Василий, в честь святого Василия и своего крестного отца. За причастием сразу же последовал его брак с византийской принцессой, что стало причиной принятия христианства.

Вернувшись в Киев с триумфом, Владимир приказал жителям столицы идти к реке Днепр и креститься. Это массовое таинство фактически стало символом введения христианства и сутью крещения Руси. Сначала Владимир крестил двенадцать своих сыновей и ближайших бояр. Позже он приказал разрушить деревянные статуи языческих богов, находившиеся в городе. Все они были сожжены и уничтожены. Статуя Перуна — верховного бога — была брошена в Днепр. Князь разослал всем киевлянам, «богатым, бедным, нищим и рабам», приглашение выйти на следующий день на берег реки, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». На место встречи прибыло большое количество граждан, некоторые из которых даже взяли с собой своих детей еще в пеленках. Их всех заставили погрузиться в воду, в то время как несколько священников проводили обряд крещения. В ознаменование этого события Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную в честь Успения Богородицы, где позже погребли тела его и жены. Еще одно религиозное сооружение было построено на вершине холма, где раньше стояли языческие статуи.

Период после принятия христианства на Руси

После крещения столицы аналогичные обряды стали проводится по всему царству. Иоакимовская летопись повествует, что дядя Владимира, Добрыня, «огнем» принуждал новгородцев к обращению в христианство, а боярин Путята «мечом» убеждал принять христианскую веру. В этот же период новогородским епископом Иоакимом Корсуняниным был построен первый христианский храм — Собор Святой Премудрости, возникший над языческим кладбищем. Несмотря на активную христианизацию со стороны государства, язычество сохранялось на Руси долгое время, проявившись во время Верхневолжского восстания и в других случайных протестных движениях. Северо-восточная часть страны, главным центром которой был Ростов, оказалась особенно враждебной новой религии, но со временем и местной знати пришлось признать новую религию над собой. Первым митрополитом русского происхождения был Иларион.

Крещение Киевской Руси сделало ее ближайшим союзником Византийской империи. Греческие богослужебные тексты были приняты в Киеве и во всем государстве. Церкви строились по византийскому образцу. В царствование Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение славянской литературы, сложную речь, в которой фигурирует Русь, упомянутая вместе с другими государствами. Остромировы Евангелия, составленные примерно в то же время, были первыми книгами, отредактированными на славянском языке. Единственное сохранившееся светское произведение, «Слово о полку Игореве», свидетельствует о сохранении языческих традиций даже спустя десятки лет после крещения.

Значение принятия христианства для Руси

Принятие христианской веры, прежде всего, способствовало укреплению государства. Языческое многобожие не было объединяющим фактором для населения древней Руси, потому что в разных ее частях поклонялись разным божествам или одним и тем же, но с разными ритуалами. Единая вера сплачивала людей, а также укрепляла власть князя Владимира, что было особенно важно для дальнейшего объединения Руси.

Русь была признана христианским государством, что помогло ей построить более тесные отношения с Византией и европейскими государствами, народностями и племенами. В частности, это усилило связи с Болгарией, которая приняла христианство раньше и оказала огромное влияние на развитие христианской веры на Руси. Это позволило также повысить уровень культуры Древнерусского государства за счет перенимания элементов византийской культуры и наследия античности. Так на Руси развилось каменное зодчество, фресковая роспись, письменность, иконопись.

Становление Русской православной церкви

Анастасия Климова (Anastasiya Klimova) рассказывает, что православная церковь на Руси была построена после крещения великого князя Владимира, правителя Киевской Руси, в 988 году. Принятие греческого православия с его догматами, культом, церковным учением, каноническим правом и конституцией во многом сформировало культуру восточных славян.

Поддерживающая правителей доктрина Греческой православной церкви о том, что вся власть исходит от Бога, укрепила позиции русских князей. Принятие веры повысило авторитет киевских князей, что также придало Киевской Руси равный статус с другими христианскими народами. При этом Древнерусское государство отделило себя от латинского Запада, приняв христианство греко-православного толка. Эта религиозная граница привела к развитию восточнославянской или древнерусской культуры.

Русской православной церковью первоначально управляли экзархи как особая церковь Константинопольского Патриархата, что никак не повлияло на политическую самостоятельность киевских великих князей. Первые митрополиты прибыли из Греции и Болгарии. Митрополичьей резиденцией был первоначально Киев, но с 1299 года им де-факто стал город Владимир, куда митрополит Максим перенес свою резиденцию, а с 1325 года официально Москва по желанию митрополита Петра. Последним греческим митрополитом был Исидор Киевский, поставленный великим князем Московским в 1441 году за одобрение им Флорентийской церковной унии. Василий II был низложен. В декабре 1448 года, за пять лет до падения уже все более недееспособного Константинополя, синод русских епископов без предварительного согласия Константинопольского Патриарха избрал епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси. Тот факт, что Русская православная церковь сама сделала этот выбор, означал фактическое отделение от Византийской Матери-Церкви. В январе 1589 года Московский церковный синод предложил царю Федору I три кандидатуры на место новообразованного Патриархата в Москве. Царь избрал предыдущего московского митрополита Иова. Вселенский синод в Константинополе в 1590 году с участием всех патриархов Восточной Церкви утвердил учреждение нового патриаршества в Москве и отвел ему пятое место после Иерусалимского.

В 1652 году патриарх Никон инициировал первую реформу русского обряда. Утверждалось, что русский обряд отклонился от оригинального греческого обряда из-за ошибок при копировании церковных записей. Эта позиция послужила оправданием для Никона и его последователей проведения церковных реформ. Те, кто оспаривал законность этих поправок, были преданы анафеме на Соборе 1666—1667 годов. Эти события привели к расколу, по которому появились новообрядцы и старообрядцы.

В 1721 году, через 132 года после основания Патриаршества, Патриарха сменил Святейший Синод (Святейший Правительствующий Синод) под светским управлением при царе Петре I в рамках петровских реформ, основанных на германской лютеранской модели. Результатом была все возрастающая секуляризация Церкви и ее слияние с русским истеблишментом, тогда как разрыв с народом только усилился. Восстановление Патриархата началось после первой русской революции 1905 года, когда в церкви были проведены далеко идущие реформы. В результате Патриаршество было окончательно восстановлено в 1917 году и занято архиепископом Тихоном, которого считали современным и энергичным патриархом, активно выстраивающим отношения с православными институтами в других государствах.

После революции 1917 года православное христианство в Советской России подвергалось гонениям. Тысячи церквей были взорваны, переоборудованы под гражданское или военное использование, десятки тысяч священнослужителей были отправлены в лагеря или расстреляны. Послабления произошли с начала немецкого вторжения в Советский Союз, когда церковным руководством было принято решение поддержать советскую власть в борьбе с оккупантами. Но после окончания войны репрессии продолжились, хоть и в значительно меньшем масштабе. Восстановить свой статус и влияние Русская православная церковь смогла только после распада СССР в 1991 году.

Американский православный священник, жена и 8 детей переезжают в Россию (Ростов-Великий) — Интервью

«Я не хотел жить в стране без будущего. Когда Верховный суд легализовал т.н. брак», мы были очень разочарованы. Каждое общество строится на фундаменте семьи. Когда сильна семья, сильны и общество, и государство. История это неоднократно подтверждала.

… когда правительство грешит, Бог наказывает весь народ. Не знаю, на это уйдет 10 лет или 50, но если Америка не покается, то нация падет».0003

Это перевод, эксклюзивно для Русской Веры, интервью, опубликованного на российском новостном сайте Today, с отцом Джозефом Глисоном, православным священником, который переехал в провинциальную Россию с женой и 8 детьми, прежде всего для того, чтобы вырастить свою семью в православной христианской стране.

Они поселились в Ростове-Великом, в 3 часах езды к северу от Москвы, недалеко от Ярославля (не путать с Ростовом-на-Дону, на юге России). Интервью провел Артемий Шмидт, социолог Ярославского университета, который также написал введение.

Эта статья была также опубликована на  Russia Insider , где она вызвала оживленное обсуждение в разделе комментариев.


Семья Глисонов перед знаменитым Ростовским Кремлем

В современном мире наблюдается рост иммиграционной активности из-за войн, конфликтов, стихийных бедствий, глобализации и многих других факторов. Традиционно иммиграционный поток в основном направляется в благополучные страны с благоприятной правовой системой. Приглашая иностранных рабочих, студентов или беженцев, эти страны неизбежно сталкиваются с проблемами культурной и конфессиональной ассимиляции. Эти проблемы особенно остро стоят в ЕС и США, где ближневосточные беженцы не могут ассимилироваться, разрушая западный идеал культурного «плавильного котла».

Тем временем Россия, традиционно привлекающая иммигрантов со всего мира, предлагает свой подход к культурной интеграции. Это одно из главных преимуществ приезда в эту великую страну.

Рассмотрим уникальный путь, пройденный о. Джозеф Глисон из США. Бывший протестантский пастор, Джозеф и его семья несколько лет назад обратились в православие. В конце концов он стал священником в православной церкви. В 2017 году о. Иосиф переехал в Россию со своей женой Эми и их 8 детьми, и они поселились в Ростове-Великом. Он строит дом в соседнем поселке и с нетерпением ждет возможности провести свою жизнь в качестве деревенского священника.

Большое спасибо о. Джозеф, который любезно согласился ответить на мои вопросы.

– Отец Иосиф, расскажите, пожалуйста, свою историю. Что привело вас в Россию?

Я бы сказал, что первым шагом была сама религия. Раньше я был протестантским пастором, и у меня была небольшая церковь в Омахе, штат Иллинойс. Потом все мы стали православными христианами.

Мы не хотели лицемерить, ходить в церковь по воскресеньям, а потом смотреть «Игру престолов» дома. Это не имело бы смысла. Когда Вера является самым главным в твоей жизни, тебе хочется посвятить ей всю свою жизнь.

Мы не хотели, чтобы наши дети учились в государственных школах, поэтому перевели их на домашнее обучение. США во многих отношениях хорошая страна, там много хороших людей. Но по разным причинам мне и моей семье стало не по себе там жить. Я искал другую страну, где мы могли бы жить, и начал исследовать страны с сильными православными традициями: Сербию, Грузию, Грецию и, конечно же, Россию.

– Почему вас разочаровала жизнь в США?

В Америке многое было очень хорошо. У нас было 6 соток земли, у меня был трактор, мои дети доили коз, а наша церковь находилась недалеко от дома. Я тоже работал инженером-компьютерщиком. Все это было здорово.

Но я не хотел жить в стране без будущего. Когда Верховный суд легализовал так называемые «гей-браки», мы очень расстроились. Любое общество строится на основе семьи. Когда крепка семья, крепки общество и государство. История неоднократно это подтверждала. Но без крепких семей общество рушится. Гомосексуальный образ жизни – это грех, и он разрушает семьи.

В России можно найти людей, ведущих гомосексуальный образ жизни, но это не пропагандируется государством. И как говорит святой Паисий: Когда грешит один человек, Бог наказывает его, а когда грешит правительство, Бог наказывает весь народ. Я не знаю, пройдет ли это через 10 лет или через 50, но если Америка не покается, то нация падет.

Вторая причина была связана с внешней политикой. Они построили сотни военных баз по всему миру и поддержали многочисленные несправедливые войны. И всякий раз, когда они несут войну на православные земли, создается впечатление, что они всегда нападают на христиан, а не защищают их.

Каким бы плохим ни был правитель Ирака, он по крайней мере защитил живших там христиан. Но после того, как Ираку была навязана война, христианское население было безжалостно изгнано или вырезано. До войны там было около миллиона христиан, а сегодня их практически нет.

В декабре 1998 года западные вооруженные силы прекратили бомбардировки Ирака во время Рамадана из уважения к мусульманам, однако в 1999 году они без колебаний бомбили Сербию на Пасху, самый священный день в году для православных христиан.

Рассмотрим недавнюю войну в Сирии. Православная христианская вера зародилась в Сирии уже 2000 лет, начиная с первого века. В древности Антиохия была сирийским городом, и, согласно писаниям Нового Завета, Антиохия — самое первое место, где употреблялось слово «христианин». Этим древним православным христианским общинам уже около 2000 лет, и они существуют в Сирии и сегодня. А нынешний лидер Сирии их защищает.

Между тем, во время недавней войны силы оппозиции систематически безжалостно пытали, насиловали и убивали христиан. А когда в бой вступил Запад, они поддержали оппозицию. Раз за разом страны Запада продолжают поддерживать тех, кто убивает православных христиан. Это неприемлемо.

Поскольку я христианин, я верю, что среди нас есть сверхъестественные существа и что они влияют на ход истории. Я уверен, что международная политика — это не только противостояние людей, но и битва между ангелами и демонами. Если вы на стороне Бога, то вы должны защищать христиан, а не пытаться их уничтожить.

Россия открыто пропагандирует православную веру. И в различных военных конфликтах Россия воевала на стороне, защищающей православных христиан. Так что, если когда-нибудь будет еще одна большая война, я не хочу, чтобы мои дети были в армии, которая воюет против России. Я бы предпочел, чтобы они были в русской армии, чтобы помогать защищать христиан.

– Почему вы выбрали Россию?

Самая главная причина — религия. Православная церковь существует в России более 1000 лет. И сегодня миллионы ревностных православных христиан живут и воспитывают свои семьи в России.

Всякий раз, когда пожарные тушат большой пожар и им нужно безопасное место для встречи, они идут в часть леса, которая уже выгорела. 70 лет огонь атеистического коммунизма полыхал в России, неся угнетение и мученичество миллионам верных христиан. Но этот огонь погас, и Россия усвоила урок.

В России за последние 25 лет построено или перестроено более 25 тысяч церквей. Каждый день в среднем строится более трех новых церквей. В то время как остальной мир отворачивается от христианских принципов, духовно сжигая себя дотла, Церковь нашла убежище в пределах России.

Мы могли бы переехать в Канаду, Мексику или ряд стран Южной Америки, но там гомосексуалистам разрешено «жениться» друг на друге. А если вы не поддерживаете содомитов, то рискуете потерять работу, а то и детей. Страны Западной Европы также попали в когти гомосексуального движения.

Я люблю церкви в Греции. Но домашнее обучение там запрещено, и они тоже поддались содомитской пропаганде. К счастью, некоторые африканские страны отвергли эту гомосексуальную чепуху. Но во многих из этих стран царит хаос, когда мусульмане убивают христиан, черные убивают белых, а гражданские беспорядки достигают нездорового уровня.

Также важно учитывать национальную безопасность. Большинство стран имеют относительно слабые вооруженные силы, и они не смогут противостоять нападению крупной мировой державы. Например, что, если бы я поселился в Чили, Парагвае, Сербии или Греции? Гипотетически, если какая-либо из этих стран подвергнется нападению со стороны Америки или коалиции сил ООН, они, вероятно, не смогут защитить себя.

В России лучше: уважают православие, разрешено домашнее обучение, запрещена содомитская пропаганда. И русская армия очень сильна. Вместо того, чтобы размещать военные базы по всему миру, они сосредотачиваются на защите национальных границ. Если какая-то нация окажется достаточно глупой, чтобы напасть на Россию, я верю, что она проиграет. В России я чувствую себя в большей безопасности, чем где бы то ни было.

– Как ваша семья отреагировала на ваше решение?

Очень положительно. Мы много разговаривали в течение всего процесса, и по ходу дела я объяснял свои мысли. Они понимали, как опасно оставаться в стране, где традиционная семья подвергается нападкам. И они были рады увидеть древние православные храмы в России и познакомиться с живущими там православными христианами.

Мы всей семьей начали изучать русский язык еще до переезда за океан. С тех пор, как мы приехали сюда в 2017 году, мы с семьей полюбили Россию все больше и больше. Это хорошее место для жизни.

Когда космический корабль путешествует с Земли на Луну, первый шаг — избежать земного притяжения. Но когда он достигает определенной точки, гравитация Луны берет верх и притягивает космический корабль к себе. Наше путешествие в Россию проходило похожим образом. Изначально мы просто пытались убежать от бед нашей бывшей страны. Но чем больше мы узнавали о России, тем больше она нас привлекала.

Какими бы хорошими или плохими ни были другие страны, Россия сама по себе хорошее место для жизни.

– Были ли у вас какие-то страхи перед переездом?

Почти десять лет назад я стал православным христианином, но у меня все еще был образ мышления среднего американца. Я не думал о России в положительном ключе. Я вспомнил Горбачева, Ельцина и Берлинскую стену. Я был наивен и доверял основным новостям.

Но, к счастью, со временем православная вера помогла мне лучше понять Россию.

Удивительно, но я встречал американцев, которые до сих пор считают Россию коммунистической страной. Они поражены, узнав, что здесь так много церквей. Это помогает открыть глаза американским читателям, когда я размещаю в своем блоге фотографии красивых русских деревень и церквей.

Многие американцы думают, что русские не улыбаются, поэтому некоторые из них были впечатлены, увидев простое изображение улыбающегося русского человека.

До переезда сюда многие американцы говорили мне, что Россия — опасное место. Они боялись, что меня ограбят и что моих детей похитят. Но реальность такова, что жизнь здесь вполне безопасна для семей.

Здесь, в Ростове, я много раз отпускала своих детей пешком из дома в церковь и обратно. Это не то, что я бы позволил им сделать в Чикаго. Люди здесь, в Ростове, очень добрые, жизнь спокойная и спокойная.

Я думаю, что пропаганда — главная причина, по которой большинство американцев неправильно понимают Россию. Они ничего не знают о России, кроме того, что видели в кино и в новостях, поэтому точной картины у них просто нет.

Но когда человек наконец едет в Россию, реальность становится намного яснее. Люди приходят сюда в гости один раз, а потом хотят возвращаться снова и снова, и хотят привести своих родных и друзей.

– Откуда берутся ложные стереотипы?

В современном мире большинство людей заняты развлечениями и удовольствиями. Большинство людей плохо знают историю и не следят за новостями критически. Слишком многие люди доверяют средствам массовой информации, а новостные станции и киностудии действительно умеют производить пропаганду. Основная цель пропаганды — дегуманизировать врага.

Но если вы хотя бы раз побываете в России и увидите Россию своими глазами, вы больше никогда не поверите новостным каналам.

К счастью, я не видел такой пропаганды здесь, в России. Новости не наполнены антиамериканским уклоном, и люди здесь не ненавидят американцев. Люди здесь знают, что я из Америки, и они были очень приветливы и добры.

— Почему Россия была выбрана в качестве основного соперника?

Во время холодной войны Советский Союз считался врагом номер один, а в 1991 году этот враг проиграл. Некоторое время после этого Россия боролась, и многие западные влияния пытались проникнуть в страну. Но через несколько лет возник сильный лидер, не желавший отдавать Россию в прислугу Западу.

Россия готова работать вместе как равноправный партнер с другими странами, но Россия не желает быть вассалом. К сожалению, США, похоже, не хотят относиться к России как к равной. Таким образом, среди политиков было много антироссийской риторики, а СМИ были основным источником антироссийской пропаганды.

На протяжении большей части истории слово «русский» ненавидели в Западной Европе и США, независимо от того, идет ли речь о российском правительстве или о Русской православной церкви. Многие из причин можно проследить до древних обид, затаенных между противоборствующими религиями.

Тысячу лет назад Рим был еще частью Православной Церкви. Но затем Римско-католическая церковь пошла в раскол. С тех пор Западная Европа и Восточная Европа находятся в противоречии друг с другом.

Восемьсот лет назад святой Александр Невский согласился платить дань монголам, потому что они не пытались навязать ему свою религию. Но Швеция пыталась заставить русских стать католиками, поэтому Невский боролся с ними.

С тех пор мало что изменилось. Запад по-прежнему пытается контролировать Восток, а Восток по-прежнему отказывается подчиняться.

Гораздо раньше, в IV веке, Римская империя перенесла свою столицу из Рима в Константинополь. Так Константинополь стал известен как «Второй Рим».

1000 лет спустя, когда Константинополь пал перед мусульманами, Россия подхватила эстафету, построив империю, тесно связанную с православной христианской верой. Поэтому Москву часто называют «Третьим Римом».

В средние века Римско-католическая церковь противостояла Православной церкви. И это неоднократно сказывалось на международных отношениях. Запад выступил против Востока. Первый Рим воевал с Третьим Римом. И эта древняя обида продолжается до наших дней.

Подобно двум семьям, которые враждовали и ссорились на протяжении нескольких поколений, многие люди забыли первоначальные причины разногласий. Они просто знают, что находятся на противоположных сторонах и что они воюют друг с другом. Многовековая борьба привела к очень глубоко укоренившейся враждебности, почти до уровня ДНК. Культура Америки и Западной Европы заставляет людей думать о России как о враге, и преодолеть такие застарелые обиды очень трудно.

Это может помочь объяснить, почему жители Запада так быстро прощают западным народам прошлые грехи, но так не желают прощать Россию. Конечно, в этой части мира делались плохие вещи. В Советском Союзе Православная Церковь подвергалась нападениям, храмы разрушались, многие христиане были замучены. Убийство королевской семьи было ужасным преступлением. Запад всегда быстро вспоминает грехи прошлого России.

Тем временем Гитлер и Наполеон тоже творили ужасные вещи и совершили множество преступлений. Однако прошло время, и западные страны были готовы простить Германию и Францию.

Почему они не могут простить и Россию? Возможно, это потому, что конфликты с Францией и Германией считаются «внутренними делами», а конфликты с Россией считаются рискованными взаимодействиями с опасной иностранной державой. Потомки Первого Рима до сих пор пытаются бороться с Третьим Римом.

– Почему некоторые критики обвиняют Русскую Православную Церковь в том, что она инструмент Кремля?

В Америке многие люди настаивают на разделении церкви и государства, когда правительство действует без оглядки на религию или христианскую мораль. Конечно, такой подход неправильный. Это просто предлог для нации игнорировать Бога. Таких людей беспокоит любое сотрудничество между Церковью и властью. Насколько я могу судить, российское правительство и Русская православная церковь не пытаются контролировать друг друга. Они просто работают вместе по-братски, для достижения общих целей. Конечно, это раздражает Запад.

– Конституция РФ обеспечивает свободу вероисповедания. Религии отделены от государства. Почему православие так сильно критикуется?

Да, Россия имеет долгую историю религиозной свободы. На протяжении столетий христиане, буддисты и мусульмане жили в России, не представляя опасности друг для друга. Но сегодня на Западе обычно уважают только нехристианские религии. Мусульман, буддистов и атеистов восхваляют, а христиан называют фанатиками. Запад ненавидит Россию, и Запад также ненавидит христианство. Русская православная церковь одновременно и христианская, и русская, поэтому Запад ненавидит ее вдвойне.

– Какими были ваши первые шаги при переезде в Россию?

Когда я впервые заинтересовался поездкой в ​​Россию, я никого здесь не знал. Потом в Facebook я познакомился с американцем, который переехал в Санкт-Петербург и уже несколько лет живет там со своей семьей. В 2015 году он пригласил меня в гости. В 2016 году я был еще два раза в России. Я был во многих местах, в том числе в Москве, Пскове, Воронеже, Костроме, Галиче и Унороже. В январе 2017 года я с семьей переехал сюда, в Ростов.

– Проблемы были?

Мой друг из Питера сказал мне, что русские хорошие люди. Если вы дружелюбны, то и они будут дружелюбны. Но если вы высокомерны и триумфальны, то дела пойдут не так хорошо. Если вы смиренны и благодарны, то все будет хорошо. Это правда. Он также сказал, что будет много проблем с документами и бюрократией – к сожалению, это тоже правда. Также в Ростове трудно найти учителя русского языка.

– Были ли у вас проблемы из-за вашей национальности?

Нет. Большинство здесь думает, что я похож на коренного русского. Когда я пытаюсь говорить по-русски, люди дружелюбны и стараются меня понять, даже когда я говорю не в совершенстве. Так что это не совсем проблема.

Семья из Санкт-Петербурга, пригласившая меня в 2015 году, тоже многонациональная: он из Калифорнии, жена из России, отец монгол по происхождению. Семья была очень доброй и дружной. Совсем недавно, возвращаясь из поездки в Суздаль (мой любимый русский город), мы посетили армянское кафе. Хозяин, армянин, тоже был очень гостеприимным и добрым.

Недалеко от Ростова находится село Давидово, где живет мой друг о. Владимир — сельский священник. У одного из его прихожан жена китаянка. В моих путешествиях у меня не было проблем с людьми разных национальностей. Все они были очень добры и дружелюбны. Думаю, можно сказать, что феномен «плавильного котла» в России проходит достаточно успешно.

– Какие планы на будущее?

Я с нетерпением жду возможности стать деревенским священником и возделывать свою землю. Я хочу растить здесь своих детей и видеть, как растут мои внуки. Жизнь здесь непростая, но хорошая. Каждый в моей семье может поддерживать традиционный христианский брак, и в результате никто не потеряет работу. Если Господь позволит, мы сможем жить спокойно, как православные христиане.

Великий равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

 

Великий равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

   

Князь Владимир был сыном князя Святослава и Малуши, княгини древлян. Его воспитывал брат матери Добрыня, который был язычником. В 972 Владимир стал правителем Новгорода. В 980 году, когда война между братьями была в самом разгаре, Владимир начал военные действия против Киева, которым в то время правил его брат Ярополк. После победы над братом Владимир стал правителем Киева. Он завоевал Галицию, подавил мятежный народ ватьков, воевал с племенами печенегов, расширил подвластную ему территорию от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было 5 жен и множество наложниц. Он установил на Киевских горах идолов, которым приносили человеческие жертвы. Именно в это время умерли варяги Феодор и Иоанн за верность Господу. Смерть этих мучеников настолько поразила Владимира, что он начал сомневаться в языческих верованиях.

Владимир пригласил в Киев миссионеров из многих стран: болгар-мусульман, живших за Волгой, немцев-латинян, евреев и греков. Принц спросил их об их верованиях, и каждый из посетителей предложил ему свою веру. Больше всего на Владимира произвел впечатление греческий проповедник. В конце беседы проповедник описал день суда Господня. Посоветовавшись со своими боярами, Владимир послал 10 мудрецов узнать, чья вера лучше. Когда русские посланники прибыли в Константинополь, они были до глубины души поражены великолепием Софийского собора, стройным пением царского хора и величием службы, которую вел Патриарх. «Мы даже не знали, на земле мы или на небе», — рассказывали они Владимиру, рассказывая о своих впечатлениях. И бояре прибавляли: «Если бы греческая вера не была выше других верований, то не приняла бы ее бабка твоя, Ольга, мудрейшая из ныне живущих людей».

Владимир решил креститься, но не хотел превращать Русь в греческое подданство. По этой причине Владимир начал военные действия против Греции и занял Херсонес, откуда отправил послов в Константинополь с требованием, чтобы императоры Василий и Константин согласились на его женитьбу на их сестре Анне. Они ответили, что Анна может выйти замуж только за христианина. Тогда Владимир заявил, что готов принять христианство. Но до приезда невесты в Херсонес Владимир ослеп.

В этом состоянии он, подобно Апостолу Павлу, осознал свое духовное бессилие и приготовился к великому чуду возрождения. Когда княгиня приехала в Херсонес, она посоветовала Владимиру как можно скорее креститься. Владимир крестился в 988 году и получил имя Василий. По выходе из купели к нему вернулось телесное и духовное зрение, и он в восторге воскликнул: «Теперь я увидел истинного Бога!»

Вернувшись в Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир предложил своим двенадцати сыновьям стать христианами, и они крестились в одном из киевских ручьев, называемом Крещатик. Многие бояре последовали примеру его сыновей. Тем временем Владимир начал запрещать и уничтожать идолов. Перуна, величайшего из идолов, привязали к коню, с осквернением стащили с коня и бросили в реку Днепр. Затем последовала проповедь Евангелия людям. Христианские служители собирали людей и проповедовали им истинную святую веру. Наконец святой Владимир велел всем киевлянам, богатым и бедным, прийти в определенный день на берег Днепра для крещения. Киевляне были готовы выполнить приказ князя, мотивируя это тем, что «князь и бояре не приняли бы новой веры, если бы она не была лучше».

В назначенный день киевляне вышли на берег Днепра. Туда же прибыл и сам Владимир в сопровождении христианских служителей. Все люди вошли в реку, вода достигала шеи или груди, взрослые держали детей и младенцев, а служители читали молитвы на берегу. Святой Владимир горячо молился Богу о том, чтобы он и его народ были преданы Господу.

После крещения жителей Киева и его окрестностей новая вера была принесена в Новгород. В 9В 90 г. в Новгород с шестью епископами прибыл Михаил, первый митрополит Киевский, в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Как и в Киеве, скинули статую Перуна, волочили по земле и бросили в реку Волхов. После этого они провозгласили народ оглашенным и крестили его. Митрополит Михаил вместе с 4 епископами и Добрыней уехал из Новгорода в Ростов, где крестили многих горожан, приняли на служение пресвитеров и построили храм. Но языческие верования так долго сохранялись после этого в Ростове, что первые два ростовских епископа — святой Феодор и святой Иларион — после многих больших усилий по искоренению язычества были вынуждены покинуть кафедру. Святые епископы Леонтий и Исия потрудились, чтобы положить конец идолопоклонству в Ростове. Преподобный Амвросий основал Ростовский монастырь и был там архимандритом.

В 992 году Святая вера была принесена в Суздальскую область. Князь Владимир отправился туда с двумя епископами. Суздальцы приняли христианство и охотно крестились.

Дети Владимира, получив от него удельные княжества, много внимания уделяли распространению христианства в своих удельных владениях. Следовательно, в X веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, Святому Символу веры преподавали также в городах Муроме, Полоцке, Владимире-Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в землях из древлян. Позднее в земле вятичей (позднее называвшихся Курской, Орловской, Тульской и Калужской областями) преподобный Кукша, инок Печорского монастыря, совершил много пастырского и проповеднического служения. Он принял мученическую смерть от язычников.

Вначале христианская вера первоначально была принята на прилегающих к Киеву территориях и по водному пути из Киева в Новгород, откуда распространилась по Волжской артерии. Под православным владычеством славянские племена начали стягиваться в единое государство.

Успешное обращение русских людей в христианство можно объяснить тем, что оно распространялось преимущественно мирным путем — служением и проповедью (в отличие от римо-католиков, которые часто применяли огонь и меч). Как и то, что это было сделано на родном славянском языке, благодаря творениям святых Кирилла и Мефодия.

По примеру русских некоторые национальные меньшинства, проживающие на землях, прилегающих к России, начали переходить в православие. Так, в 10-13 вв. были крещены некоторые финские племена (ижоры и корелы), чуде, черемисы и вотяки, а также некоторые нерусские племена, проживающие в Вологде, и некоторые другие национальные меньшинства. В начале XIII века на берегах Волги и Оки был возведен город Нижний Новгород, ставший оплотом православия среди инородцев, живших по Волге и в средней полосе России.

В западной части России распространению Православия противостояло другое сильное влияние, исходившее от Римско-католической церкви. Латинские миссионеры из Швеции проповедовали в Финляндии. Племена, жившие к югу от Финского залива, сначала были обращены в православие, но позже регион заселили латинские миссионеры из Дании. К концу XII века в Ливонии был основан латинский орден меченосцев, противостоявший как русскому влиянию, так и успешному распространению православия. В Литве православие начали принимать в XII веке из соседних русских поселений. В 13 веке, после завоевания литовскими князьями русских городов Новогрудска, Слонима и Бреста, часть литовского народа приняла крещение.

Распространению Православия здесь особенно способствовала мученическая кончина и смерть трех придворных сановников литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя Литовского царства. Это были святые Антоний, Иван и Евстафий. конце того же века Литва и подвластная ей западная часть России присоединились к католической Польше.После этого римские папы делали все возможное для достижения 2-х целей: отделения юго-западных земель от единой русской церкви и введения т.н. «Литовская уния» там же.

Влияние христианства
о жизни русского народа

Сразу же после усыновления Святая христианская вера начала положительно влиять на жизнь наших предков. Общество начало практиковать христианский образ жизни, например, частые молитвы, благотворительность, поездки по святым местам и многое другое. Особенно ярко проявилось благотворное влияние христианства на сердца и жизнь некоторых выдающихся личностей того времени. Пока языческий князь Владимир предавался порокам, он прославился и жестокостью. Христианская вера изменила его, как будто он родился свыше. Он стал сдержанным, целомудренным и сострадательным к бедным и инвалидам. Каждый день в своем дворце он раздавал милостыню нищим и рассылал все необходимое для содержания бедных и калек в их домах.

В христианстве Владимир даже сомневался в казни злейших преступников, спрашивал у епископов, будет ли это грехом. Сыновья Владимира, святые мученики Борис и Глеб, были истинным образцом христианского благочестия. Русские митрополиты Михаил, Иларион и другие славились своим святым образом жизни. Именно в монастырях мы находим особенно многочисленные примеры праведной и благочестивой жизни.

Развитие духовного просвещения и письменности, а также учреждение школ на Руси усилили благотворное влияние христианства на русский быт.

Особой заботой архиепископов и князей было просвещение людей в духе христианства. По совету первого святителя Русской церкви митрополита Михаила великий князь Владимир организовал школы в Киеве и других городах. Митрополит Михаил часто приглашал учителей и наставлял их в воспитании детей. Сын князя Владимира Ярослав Мудрый приказал строить храмы и обучать людей в городах и слободах. В Новгороде он организовал школу на 300 детей. По словам летописца, сам Михаил читал книги «день и ночь» и собрал «множество писцов», которые переписывали книги, а иногда и переводили их с греческого на русский язык. Их примеру последовали преемники Владимира и Ярослава, духовенство и монахи. Книги считались частью священного дела в монастырях; многие монахи посвящали все свободное от молитв время чтению и переводу книг. Иногда для того, чтобы переписать какие-то книги, им приходилось ездить на Восток — в Константинополь и на Афон.

Содействуя христианскому просвещению народа, архиепископы и пастыри Русской церкви стремились также к установлению в России гражданского порядка, основанного на незыблемых основах христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts