Жития и агиографическая: АГИОГРАФИЯ | Энциклопедия Кругосвет

Разное

Агиография — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Агио­гра­фия В.М. Живов
  • Агио­гра­фия Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Очерки по исто­рии рус­ской агио­гра­фии XIV–XVI вв. Б.М. Клосс
  • К исто­рии агио­гра­фии
  • О житиях святых в отно­ше­нии к рус­ской народ­ной жизни cвящ. А. Бара­тын­ский
  • Очерки по исто­рии древ­не­рус­ской лите­ра­туры житий святых А.П. Кад­лу­бов­ский
  • Очерки по исто­рии Рус­ской свя­то­сти иеро­мо­нах Иоанн (Коло­гри­вов)
  • раздел «Жития святых»

Агиогра́фия (греч. «опи­са­ние святых») (от гре­че­ского hagios – святой и grapho – пишу, опи­сы­ваю) – отрасль цер­ков­ной лите­ра­туры, содер­жа­щая опи­са­ние жизни святых.

При един­стве манеры изло­же­ния агио­гра­фи­че­ские ска­за­ния были раз­но­об­разны по жанрам: жития святых, мар­ти­рии, повест­во­вав­шие о гоне­ниях и пытках муче­ни­ков, хож­де­ния, чудеса, виде­ния, ска­за­ния о чудо­твор­ных иконах.

Жития и мар­ти­рии раз­де­ля­лись, в свою оче­редь на повест­во­ва­тель­ные и пане­ги­ри­че­ские. Первые опи­сы­вали жизнь и деяния свя­того, вторые содер­жали похваль­ные слова в его честь.

По мере раз­ви­тия житий­ного жанра был выра­бо­тан опре­де­лен­ный канон повест­во­ва­ния. Житий­ный канон скла­ды­ва­ется из пре­ди­сло­вия и крат­кого после­сло­вия агио­графа, обрам­ля­ю­щих соб­ственно повест­во­ва­ние, вклю­ча­ю­щее в себя сле­ду­ю­щие вехи: похвала родине и роди­те­лям свя­того, чудес­ное пред­воз­ве­ще­ние его появ­ле­ния на свет, про­яв­ле­ние свя­то­сти в дет­ском и юно­ше­ском воз­расте, иску­ше­ния, реши­тель­ный пово­рот на путь духов­ного спа­се­ния, кон­чина и посмерт­ные чудеса.

Про­из­ве­де­ния агио­гра­фи­че­ских жанров явля­ются, таким обра­зом, сло­вес­ными ико­нами святых, их подви­гов и чудес­ных явле­ний бла­го­дати Божией. Однако агио­гра­фи­че­ский канон сло­жился лишь к X–XII вв. , поэтому ранним житиям свой­ственно боль­шее фор­маль­ное раз­но­об­ра­зие.

Хри­сти­ан­ская Цер­ковь с первых дней своего суще­ство­ва­ния вни­ма­тельно и с любо­вью соби­рала све­де­ния о жизни и подви­гах ее членов. Источ­ни­ком для повест­во­ва­ния о муче­ни­ках явля­лись архивы про­кон­су­лов и других рим­ских пра­ви­тель­ствен­ных чинов­ни­ков и судей, содер­жав­шие опи­са­ние допроса и при­го­вора над под­су­ди­мым. Отсюда воз­никло опре­де­лен­ное одно­об­ра­зие формы изло­же­ния, закреп­лен­ное впо­след­ствии кано­ном. Уже Кли­мент, папа Рим­ский, уста­нав­ли­вает точную запись ска­за­ний о муче­ни­ках.

Древ­ней­ший сбор­ник Житий святых на Востоке при­над­ле­жит Доро­фею, епи­скопу Тир­скому (IV в.) – «Ска­за­ние о семи­де­сяти апо­сто­лах», затем «Жития чест­ных мона­хов» Алек­сан­дрий­ского пат­ри­арха Тимо­фея (IV в.), сбор­ник Федора Кирр­ского (V в.), «Лимо­нарь» («Луг духов­ный» или «Цвет­ник») Иоанна Мосха.

Жития святых встре­ча­ются и в сбор­ни­ках сме­шан­ного содер­жа­ния (про­логи, синак­сари, минеи, пате­рики) и в кален­да­рях, меся­це­сло­вах и свят­цах. Про­ло­гом назы­ва­ется книга, содер­жа­щая опи­са­ние житий святых и ука­за­ния отно­си­тельно празд­но­ва­ний в их честь. У греков эти сбор­ники назы­ва­лись синак­са­рями. Самый древ­ний из них – руко­пис­ный Синак­сарь из собра­ния епи­скопа Пор­фи­рия (Успен­ского); затем сле­дует Синак­сарь импе­ра­тора Васи­лия (X в.). Рус­ские про­логи пред­став­ляют собой пере­делки этого Синак­саря. С вве­де­нием на Руси хри­сти­ан­ства минеи явля­ются пер­выми сбор­ни­ками житий святых.

Затем появ­ля­ются пате­рики, вна­чале пере­вод­ные: синай­ский («Лимо­нарь»), азбуч­ный, скит­ский, еги­пет­ский; затем по их образу был состав­лен первый рус­ский «Пате­рик Киево-Печор­ский». Кален­дари стали состав­ляться уже в I в. хри­сти­ан­ства, а в IV в. они были настолько полны, что содер­жали имена на все дни года.

Меся­це­словы не столь дав­него про­ис­хож­де­ния. Они обычно при­ла­га­ются к бого­слу­жеб­ному Еван­ге­лию или Апо­столу. Древ­ней­ший из них при­ло­жен к Остро­ми­рову Еван­ге­лию (XII в. ). святцы – раз­но­вид­ность кален­да­рей, но содер­жа­ние их более подробно, и они суще­ствуют отдельно. Древ­ней­шие рус­ские агио­гра­фи­че­ские ска­за­ния – Жития святых Бориса и Глеба, Фео­до­сия Печер­ского, состав­лен­ные прп. Несто­ром в XII в. В XV в. Как соста­ви­тель агио­гра­фи­че­ских сбор­ни­ков изве­стен мит­ро­по­лит Киприан: Жития свя­ти­теля Петра Мос­ков­ского, прп. Сергия Радо­неж­ского, прп. Никона, св. Кирилла Бело­зер­ского, св. Нов­го­род­ских архи­епи­ско­пов Моисея и Иоанна, Слово о пере­не­се­нии мощей св. Петра. XVI в. явля­ется пери­о­дом рас­цвета рус­ской агио­гра­фии. При его непо­сред­ствен­ном уча­стии Мака­рия, митр. Мос­ков­ского были состав­лены «Вели­кие Минеи-Четьи», в кото­рые были вне­сены все имев­ши­еся к тому вре­мени жития рус­ских святых.

Цен­тром хри­сти­ан­ской куль­туры на юге России была Киево-Печер­ская лавра. Киев­ский мит­ро­по­лит Петр Могила собрал мате­ри­алы, отно­ся­щи­еся к житиям, глав­ным обра­зом, южно­рус­ских святых, а киево-печер­ские архи­манд­риты Инно­кен­тий и Вар­лаам про­дол­жили его дело. Затем к был при­вле­чен св. Димит­рий. Впо­след­ствии мит­ро­по­лит Ростов­ский, кото­рый, поль­зу­ясь сбор­ни­ком Мета­ф­ра­ста, вели­кими Четьями-Мине­ями Мака­рия и дру­гими посо­би­ями, соста­вил Четьи-Минеи святых всей Церкви, вклю­чая южно­рус­ских. Первое изда­ние Житий святых Димит­рия Ростов­ского было в 1711–1718 гг.

«Жития рас­ска­зы­вают про свя­тость, а не про собы­тия чело­ве­че­ской жизни. Именно этим агио­гра­фия (то есть опи­са­ние свя­то­сти) отли­ча­ется от био­гра­фии (опи­са­ния жизни)».
Алек­сандр Кра­вец­кий

Русская агиография. Исследования. Материалы. Том 2 — Т.Р. Руди

Т.Р. Руди

Скачать