Жития и агиографическая: АГИОГРАФИЯ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание
Агиография — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Агиография В.М. Живов
- Агиография Богословско-литургический словарь
- Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI вв. Б.М. Клосс
- К истории агиографии
- О житиях святых в отношении к русской народной жизни cвящ. А. Баратынский
- Очерки по истории древнерусской литературы житий святых А.П. Кадлубовский
- Очерки по истории Русской святости иеромонах Иоанн (Кологривов)
- раздел «Жития святых»
Агиогра́фия (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых.
При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.
Жития и мартирии разделялись, в свою очередь на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь.
По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса.
Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X–XII вв. , поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.
Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках.
Древнейший сборник Житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Федора Киррского (V в.), «Лимонарь» («Луг духовный» или «Цветник») Иоанна Мосха.
Жития святых встречаются и в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики) и в календарях, месяцесловах и святцах. Прологом называется книга, содержащая описание житий святых и указания относительно празднований в их честь. У греков эти сборники назывались синаксарями. Самый древний из них – рукописный Синаксарь из собрания епископа Порфирия (Успенского); затем следует Синаксарь императора Василия (X в.). Русские прологи представляют собой переделки этого Синаксаря. С введением на Руси христианства минеи являются первыми сборниками житий святых.
Затем появляются патерики, вначале переводные: синайский («Лимонарь»), азбучный, скитский, египетский; затем по их образу был составлен первый русский «Патерик Киево-Печорский». Календари стали составляться уже в I в. христианства, а в IV в. они были настолько полны, что содержали имена на все дни года.
Месяцесловы не столь давнего происхождения. Они обычно прилагаются к богослужебному Евангелию или Апостолу. Древнейший из них приложен к Остромирову Евангелию (XII в. ). святцы – разновидность календарей, но содержание их более подробно, и они существуют отдельно. Древнейшие русские агиографические сказания – Жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, составленные прп. Нестором в XII в. В XV в. Как составитель агиографических сборников известен митрополит Киприан: Жития святителя Петра Московского, прп. Сергия Радонежского, прп. Никона, св. Кирилла Белозерского, св. Новгородских архиепископов Моисея и Иоанна, Слово о перенесении мощей св. Петра. XVI в. является периодом расцвета русской агиографии. При его непосредственном участии Макария, митр. Московского были составлены «Великие Минеи-Четьи», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени жития русских святых.
Центром христианской культуры на юге России была Киево-Печерская лавра. Киевский митрополит Петр Могила собрал материалы, относящиеся к житиям, главным образом, южнорусских святых, а киево-печерские архимандриты Иннокентий и Варлаам продолжили его дело. Затем к был привлечен св. Димитрий. Впоследствии митрополит Ростовский, который, пользуясь сборником Метафраста, великими Четьями-Минеями Макария и другими пособиями, составил Четьи-Минеи святых всей Церкви, включая южнорусских. Первое издание Житий святых Димитрия Ростовского было в 1711–1718 гг.
«Жития рассказывают про святость, а не про события человеческой жизни. Именно этим агиография (то есть описание святости) отличается от биографии (описания жизни)».
Александр Кравецкий
Русская агиография. Исследования. Материалы. Том 2 — Т.Р. Руди
Т.Р. Руди
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf46Мб
Мотив «Плавание святого на камне» в житии Антония Римлянина и фольклоре К вопросу о датировке Жития Игнатия Ростовского (51)Сказание обретению святых мощей преподобнаго Макария Колязиньскаго чюдотворца(52) Сказание о иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре Каргопольского уезда Приложение 1 Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макариа, Желтоводскаго и Унжескаго чудотворца, иже есть в Каргопольских пределех в Хергозерской пустыне обретающиися О известных бывшихъ чудесех преподобнаго отца Макариа Вопрос о каноничности Жития Варлаама Важского в исследовательской литературе Предисловие к Житию Варлаама Важского Основная часть Жития Варлаама Важского Глава «О отечествии святаго, и о пришествии его на Вагу, и о создании святаго места сего» Глава «О создании места сего, и о прозорливомъ даре святаго, и о пророчествии его о святемъ месте сем» Глава «О пострижении святаго» Житие Никодима Кожеозерского (или отечественный опыт составления отшельнического жития) Приложение 2 Месяца июля въ 3 день. Житие и подвизи и отчасти сказание из о чюдесеех преподобнаго отца нашего Никодима л. 143 об. Хозьюскаго пустынножителя, Кожеезерскаго чюдотворца Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) Приложение 3 Тропарь и Канон преподобному Варлааму Керетскому Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чюдотворцу, емуже краегранесие: Похвалу пою Варламу, новому чюдотворцу Керетцкому. До 9-й песни сложено мерою и амьфикою по акростихиде, а в девятой песни имя списавшего Тропар(ь) Варламу Керетцкому, новому чюдотворцу Источники жития Димитрия Ростовского Приложение 4. Житие иже во святых отца нашего Димитриа митрополита, ростовскаго чудотворца Описание канонизированных и неканонизированных Новгородских владык и Московских митрополитов в иконописном подлиннике первой четверти XVIII в. Приложение 5 Архиепископы и епископы великаго Новаграда (после которого) которой былъ и колико лет бы(ша и ар)хиепископствоваше в Новеграде и подобием (каковы) Митрополиты царствующего града Москвы после котораго который былъ митрополитъ на Москве, сколко лет былъ описуетъ и на престоле и подобие образа их зде Монографический агиосборник как тип (на примере сборника, посвящённого Кириллу Новоезерскому) Святцы 1646 г. : Памяти русских святых Святцы 1646 г. и последующие издания Святцы 1646 г. и предшествующие издания (проблемы источников) Месяцесловная запись как исторический источник и источник по истории почитания святых Приложение 6 Четии-Минеи братьев Денисовых: новые находки Из истории русской агиологии начала XX в.: издание «Верного Месяцеслова всех русских святых» Тайнопись в нескольких рукописях Кирилло-Белозерского монастыря начала XVII в. 1. РНБ, собр. Погодина, № 734, 1615 г. 2. Рукописи из собрания Кирилло-Белозерского монастыря 2.1. РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 665/922, 1604 г. 2.2. РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 392/649,1610 г. 2.3. РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 391/648,1611 г. 3. Писец Христофор К изучению древнерусского перевода «Жития Константина и Елены» Приложение № 7 Комментарий Рукописная и старопечатная традиции сказаний о чудесах Николая Мирликийского Первое издание «Николина жития» 1640 г. Второе издание «Николина жития» 1641 г. и третье издание 1643 г. Рукописные источники Чудотворный образ: категория историографии? К истокам царской власти в христианском мире: модель Константина Роль отшельников в период между григорианской и католической реформой в центральной Италии (XI–XV вв. ) «Пустыня» италийских отшельников Ни миряне, ни монахи «Средний путь» Пустынь, «desertus locus divinis oculis aptus» Изучение житий святых и историография Введение Агиографический текст: от церковной эрудиции к электронным каталогам Агиография и общественные науки Агиография и историография Заключение Пустынножители древней Руси (из истории агиографической топики) Роль новых переводов византийских религиозных текстов в образовании культуры Московского государства Роль пророчества в истории: от средневековья к возрождению 1. С Востока на Запад 2. Экклесиологической централизм 3. Пророчество и политика 4. Фигура пророка и власть печати 5. Между прошлым и будущим Проповедь на торжество православия и сочинение «Об обидах церкви»: к вопросу об экклезиологических основах учения о третьем Риме Проповедь о Римлянине Сочинение «Об обидах церкви» Жития Новгородских святых в Прологе Папского Восточного института 1. Житие Евфимия Новгородского (10 марта), л. 3 об.−4 Комментарий 2. Житие Иоанна Новгородского «от града Орешка» (18 июня), л. 146 об. Комментарий 3. Житие Василия Новгородского (3 июля), л. 166 Комментарий 4. Житие Спиридона Новгородского (19 июля), л. 190 об. Комментарий 5. Житие Иоанна Новгородского «от града Ладоги» Комментарий Эсхатология реформации в русском историческом процессе в XVII в. Из Амстердама в Москву: И.Ф. Копиевский и один русский перевод символических книг Голландской реформаторской церкви 1. Текст 2. Автор 3. Заключительные замечания Святость в эпоху Петра Первого Канонизация новомучеников современной Русской церковью Прецеденты К юбилейному собору 2000 г. Обретение памяти Канонизации 2000 г. Некоторые примеры Выводы Виды современной святости Церковная историогорафия и экклесиология Список сокращений
Источник: Русская агиография : Исследования. Материалы. Публикации / Ин-т русской лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук ; [отв. ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко]. — Санкт-Петербург : Изд. «Пушкинский дом», 2011-. / Т. 2. — 2011. — 640 с., 8 с. цв. вкл.
АГИОГРАФИЧЕСКОЕ определение | Кембриджский словарь английского языка
Примеры агиографических
агиографических
Это агиографическое , может быть, даже немного галлюцинаторное, и яркий пример того, как политические репортажи часто подводят своих читателей.
Из ThinkProgress
Они становятся предметом пустых, агиографических биографий.
Из NPR
Слишком часто в наши дни архитектурные выставки проходят в основном по 9 часов.0009 агиографические дел, боящиеся выявить даже самые очевидные изъяны в работе, которую оформляют.
Из Лос-Анджелес Таймс
Этот агиографический корпус классифицируется как список из десяти особых святых качеств, таких как щедрость и честность.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти источники являются литературными, агиографическими , историческими, юридическими и святоотеческими.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Отношения между личностью и личностью значительно более интегрированы, чем отношения между репрезентацией (литературной, художественной, мифологической агиографической ) и реальностью.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Никаких письменных документов об этих контрактах не сохранилось, но их характер видно из отрывков из вакуфных пожертвований и из рассказов в агиографических источников.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Переводы hagiographic
на китайский (традиционный)
理想化的,過度美化的…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
理想化的,过度美化的…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится агиографический ?
Обзор
хаггис
торговаться
торговался
торг
агиографический
агиография
ха
хайдай
хайку
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
одиночество
Соединенное Королевство
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsɒl.ɪ.tʃuːd/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsɑː.lə.tuːd/
ситуация одиночества без других людей
Об этом
Блог
Ни за что! Использование слова «путь» (2)
Подробнее
New Words
продуктивный театр
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
EnglishExamplesTranslations
определение в кембриджском словаре английского языка
Переводы hagiography
на китайский (традиционный)
理想化的傳記,美化主角的傳記, 聖徒傳記…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
理想化的传记,美化主人公的传记, 圣徒传记…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится агиография ?
Обзор
торговаться
торговался
торг
агиографический
агиография
ха
хайдай
хайку
град
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
одиночество
Соединенное Королевство
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsɒl.ɪ.tʃuːd/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsɑː.lə.tuːd/
ситуация одиночества без других людей
Об этом
Блог
Ни за что! Использование слова «путь» (2)