Проповедь десять прокаженных: Проповедь на притчу о десяти прокаженных
Содержание
Проповедь на притчу о десяти прокаженных
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее чтение за Божественной литургией является очень сложным чтением с точки зрения православного учения о спасении. Мы читаем Евангелие от Луки 17 гл. с 11 стиха и ниже. “Идя в Иерусалим, Он проходил между Самарией и Галилеей. И когда входил он в одно селение, встретили его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус, Наставник, помилуй нас”.
Надо сказать, что Самария считалась в то время нечистым местом, потому что там жили самаритяне, которые считались сектантами и еретиками, да и к с самой Галилее было сложное отношение, потому что там жило много греков-язычников, и иудеи старались не проходить между Самарией и Галилеей, но так как Господь наш пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных, мы видим его в этом месте. Его встречают десять прокаженных. Какую информацию нам сообщает число этих прокаженных? Десять в иудейской традиции того времени означало — миньян. Миньян, это то количество мужчин, десять человек, которые могут совершать общественную молитву. Если меньше десяти, то они не могли совершать общественную молитву, они молились дома, а когда десять, это считалось достаточное число для совершения общественной молитвы.
И здесь мы видим, что эти прокаженные мужчины остановились вдали. Какая информация содержится в этом уточнении, что они остановились вдали? Они действовали в соответствии с Божиим законом, который запрещал прокаженным подходить близко к людям, они должны были по закону Бога стоять вдали от людей и даже кричать: “прокаженный!, прокаженный!”, или “не чист!, не чист!”, и они носили специальные черные одежды, чтобы можно было визуально отличить прокаженного от не прокаженного, и чтобы ночью с ними никто не столкнулся, у них к этим одеждам привязывали бубенцы и по звуку люди определяли, что это нечистые идут и от них удалялись.
Но здесь мы видим, что всем этим миньянам они громкими голосами говорили: Иисус Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священнику, Казалось бы, если сам Сын Божий встречается с людьми, которые нуждаются в его помощи, зачем здесь еще какие-то священники? Но Христос тоже действует по отношению к этим прокаженным в соответствии с законом Божиим. По закону Бога, если у человека проказа, его надо было послать к священнику, чтобы священник осмотрел, какая это проказа, именно священник устанавливал чист человек или не чист. А как мы знаем, Сын Божий пришел в этот мир не для того, чтобы нарушить Закон, но для того, чтобы его исполнить. Таким образом мы видим прокаженных, которые действуют в соответствии с законом и видим Сына Божия, который тоже действует в соответствии с законом, когда говорит им: пойдите, покажитесь священнику. И когда они шли — очистились. Происходит чудо! Избавление этих людей от проказы, которое, по отношению к ним, конечно, сотворил сын Божий.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Мы видим, что только один из десяти, возвышая голос в прославлении Бога, возвращается к Господу Иисусу Христу, чтобы отблагодарить Его. Но, что мы видим? Этот один не был правоверным иудеем. Он был еретик и сектант, и мы читаем далее, как он действует: “и пал ниц к ногам Его, т.е. к ногам Иисуса, благодаря Его”, — евангелист Лука, даже как бы с некой досадой пишет: “и этот был самарянин”. Было тогда общее положение, что иудеи с самарянами не сообщаются. Самаряне — это классическая секта внутри иудаизма, они молились не в Иерусалиме, на горе Мориа, а на горе Гаризим, вдали от Иерусалима, они имели свое священство, не признавали как бы священство еврейское, у них был свой текст пятикнижия, который имел до шести тысяч разночтений с еврейским, известное самарянское пятикнижие, т.е. это классическая секта внутри иудаизма. И сложность сегодняшнего евангельского чтения заключается в том, что к Господу приходит с благодарным чувством только сектант — самарянин, а правоверные девять человек, девять исцеленных, вернувшиеся к нормальной жизни, они не благодарят Господа Иисуса за дар очищения. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди — вера твоя спасла тебя! Вот здесь как раз проблема: как его вера, этого еретика и сектанта могла его спасти? Конечно не могла. Потому что когда самарянка спрашивала Господа Иисуса, она говорила Ему: мы поклоняемся на горе Гаризим, вы в Иерусалиме, где более правильно поклоняться? Христос прямо ей сказал: вы не знаете чему кланяться, мы знаем — спасение от иудеев; т.е. он отожествил себя с ветхозаветною церковью и засвидетельствовал о том, что самаряне не участвуют в истинном поклонению Богу.
Но в этом случае самарянин ведет себя немножко странно. Во-первых, он идет вместе с другими прокаженными к священникам иудейским. У самарян были свои священники. Потом вместе с десятью прокаженными он обращался за помощью к Иисусу Христу, которого считали в то время цадиком, т. е. праведником и раввином, т.е. учителем, и получив исцеление, он не бежит в свое святилище на горе Гаризим, а отправляется к Господу Иисусу и благодарит Его.
Иногда люди других вер проявляют удивительное благоразумие и смирение, особенно в благодарении Богу. Вот комплекс наших зданий находился в первой половине 19-го века под патронажем человека, которого звали доктор Гааз. Доктор Гааз был римо-католик, который прибыл в Россию и посвятил всю свою жизнь русским каторжанам. Он занимал пост главного куратора тюрем в Москве и богаделен. И доктор Гааз не имел семьи, он не создавал себе богатств, он жил для русских каторжан. Он хлопотал, чтобы кандалы были облегчены в весе и добивался, он хлопотал, чтобы в лютые морозы кандалы обшивались бы кожей, чтобы металл не соприкасался с телом, не обжигал ноги и руки, и вся его жизнь, как жизнь доброго самарянина, доброго иноверного, она складывалась как служение православным каторжанам, падшим православным людям, которые оступились, совершив те или иные преступления. И каторжане так любили доктора Гааза, что, когда их гнали через Москву этапом в Сибирь, они всегда утешали себя мыслию, что можно подлечиться у доктора Гааза, что он осматривает всех таких людей по возможности и оказывает им помощь. Чтобы доказать министерству по наказаниям, что ходить в кандалах без кожи очень сложно, доктор Гааз одел такие кандалы себе на ноги и в своем кабинете ходил вокруг стола в течении очень длительного времени. Там присутствовали его друзья, которые фиксировали, как эти кандалы до крови могут поранить ноги русских каторжан, и потом они на основании этого тяжелейшего эксперимента — он целый день шел — подали на имя Государя Императора и генерала-губернатора Москвы прошение о том, чтобы обшивали кожей эти кандалы и чтобы уменьшили в весе. Когда доктор Гааз был при смерти, заболел, он был прихожанином храма римо-католической церкви Непорочного Зачатия в Москве, то святитель митрополит Филарет Дроздов приказал, чтобы во всех православных храмах служили молебны о его исцелении. Настолько вот авторитет этого, казалось бы, иноверного, нравственный авторитет был велик. Он умер, его похоронили на немецком кладбище, которое находится здесь недалеко, и это место, оно почитается разными людьми, разных вер.
Однажды доктор Гааз шел по улице и у него сняли шубу с него. Напали бандиты, сняли шубу. Он вернулся домой и вскоре бандитский мир Москвы узнал, что шубу сняли с самого доктора Гааза! Который лучший друг русских каторжан. Этих грабителей бандиты сами нашли, заставили их принести шубу, потом никто не видел этих бандитов, потому что даже падшие люди с величайшим уважением относились к этому человеку.
Мы знаем из житийной литературы о том, что Бог через святителей православных исцелял иноверных. Так святитель Алексий, митрополит московский Всея Руси, ездил в золотую орду и исцелил мать хана золотой орды, которая ослепла и не могла ничего видеть. Над ней совершили соборование, хотя она была язычница и она получила исцеление. Известен случай, когда один цесаревич татарский прибыл в Москву и его друзья, которые были православные, рассказывали ему, что у православных христиан во время литургии хлеб становится телом Сына Божия, а вино кровью. И этот татарчонок решил войти в храм и посмотреть, и было причастие. Этот царевич татарский подошел, на мыски поднялся, заглянул в чашу и увидел: младенец плавает в крови и у него руки и ноги кровоточат. То есть Господь устраивает свои отношения с самыми разными людьми: разных вер, разного национального происхождения.
Господь заботится не только о всех людях, о верующих и о не верующих. Он заботится о птицах небесных, о зверях полевых. И то, что этот самарянин, еретик, он проявил благодарность Богу, Господь Иисус не отталкивает его, а, напротив, спрашивает: а где девять? А почему эти не пришли, несмотря на то, что они правоверные? Конечно, это Евангельское чтение очень сложное с точки зрения православного учения о спасении, но оно свидетельствует о том, что Бог не ограничен в своих действиях никакими законами, никакими представлениями о религии, потому, что Господь является самовластный Владыко над всем творением. Скорее всего мы можем предположить, что Господь Иисус Христос зажег пламя истиной веры в сердце этого самарянина, но здесь обращает на себя слова, когда Христос говорит: “как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника”? Иноплеменник в те времена, это означало человек чужой, человек не духовный, человек земли — чернь. Такое значение имело это слово. Поистине, как сказано в Евангелиях, Дух Божий дышит где хочет, и глас Его слышишь, откуда приходит и куда уходит не знаешь. И то, что Бог иногда проявляет свое милосердие по отношению к чужим к истинной вере, это свидетельство о любви Божией. И это призыв к нам, правоверным, более усердно благодарить Бога, чтобы люди других вер, не истинных вер, не опережали бы нас в своих добрых делах. Как Господь и говорит: “и так да светит свет ваш перед людьми с тем, что бы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного”.
Итак, сегодняшнее Евангельское чтение — это призыв к совести правоверных опережать в своих делах, своем благодарении, людей инославных, и если происходит наоборот, то это не совсем правильно и даже очень печально, когда православный человек не опережает в благочестии других людей. Даже Святым апостолам Христос сказал: “если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, вы не войдете в царствие небесное”. А что значит превзойти праведность книжников и фарисеев? Достигнуть ее и подняться еще выше.
Спаси вас Господь!
- 12 тыс. 0
-
0
Проповедь в неделю 28-ю по Пятидесятнице. О десяти прокаженных † Валаамский монастырь
Сегодняшний Евангельский отрывок раскрывает перед нами важную и актуальную для каждого из нас тему, касающуюся восстановления взаимоотношений человека с Богом, так как последствия грехопадения первых людей, потеря их единения с Богом катастрофически отразились на природе каждого человека, на его сознании, на понимании цели своей жизни
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12-19).
Замечательны следующие слова Спасителя, сказанные в этом Евангельском отрывке, выражающие недоумение и вопрос: «как они не возвратились воздать славу Богу?..». Хорошо было бы всегда держать их в памяти, ведь в них отражается живой характер Бога, Его образ мышления, Его диалог с совестью каждого из нас. Всё домостроительство нашего спасения, совершённое Христом, было сделано ради человека, ради того, чтобы ему вернуть Божественную жизнь и бессмертие, которые он искал в Раю, но упустил. Человек наивно поверил дьяволу, что их можно найти в материи, обойдя Бога. Тем самым, обманувшись, человек предал свою душу в рабство и тиранию дьяволу, разлучив себя с Богом, и узаконил себе смерть по заповеди Творца. Чтобы вызволить человека из дьявольского плена, Бог Слово воплотился в наше естество, стал как один из нас, оставаясь одновременно по своей природе Богом. Он проповедал Евангелие, пострадал на Кресте, дав себя умертвить, а затем воскрес и вознесся на Небеса, послав нам Духа Святого и устроив Церковь и Таинства для нашего спасения. Всем этим Он проложил нам обратный путь к единению с Ним, требуя от нас лишь одного – чтобы мы, после всего сделанного Им ради нас, не отвернулись от Его Божественного Лица, а обернулись к Нему, «возвратились» всем сердцем, чтобы «воздать славу Богу». Цель всех Божиих благодеяний человеку заключается в том, чтобы обратить его лицо от греховных страстей к Богу, от самолюбия и самообмана обратить к Божественной Любви и Истине. Бог не нуждается в нашей благодарности, в ней нуждаемся мы, как носящие Его образ, чтобы нам, общаясь с Богом и воздавая Ему славу, «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового, – как об этом пишет апостол Павел, – который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:9-12).
В сегодняшнем Евангельском эпизоде может показаться странным поведение девяти прокаженных, которые не возвратились отблагодарить Спасителя за исцеление от проказы. Им было оказано Божие благодеяние, которое ждало их сердечного ответа, ждало их благодарного обращения ко Христу как завершение божественного о них промысла. Но вместо того, чтобы отблагодарить, они ожесточились (Рим. 11:7) сердцем и ушли от встречи с живым Богом, обратились к букве закона, не способной животворить (Гал. 3:21) ни их тела, ни их души, которая в этом эпизоде так и осталась у них не уврачеванной.
Чем был оправдан для них самих данный поступок? Какой мыслью они руководствовались? Или скорее, какому помыслу или лукавой идеи, они доверились, чтобы уйти от благодарения Христа за своё исцеление? Можно представить, что один или два человека по собственному жестокосердию или скорее, безумию, не захотели бы отблагодарить своего благодетеля. Но девять человек из десяти, девяносто процентов из ста – это большая цифра. Она не может быть также объяснена просто невнимательностью или невоспитанностью этих людей. Эти люди получили великое благодеяние от Спасителя: из изгоев и отверженных обществом они превратились в полноценных его членов. Их душа должна была бы трепетать от радости и благодарности перед Христом, что после долгих скитаний в пустыни вдалеке от людей, от своих родных, они, оставленные медленно и мучительно умирать в своей проказе, получают абсолютное выздоровление и вместе с этим новую жизнь. Не укладывается в уме, что за этим стоит лишь чувство неблагодарности без какого-либо весомого оправдания на этот счёт. Настолько весомого, что оно не позволило чувству благодарности возыметь силу в человеке, чтобы привести его в славословии за оказанное благодеяние к стопам Спасителя.
Подобно этим девяти прокаженным случается, что и мы сами теряем из вида Бога, теряем чувство благодарности к Нему за оказанные милости. Благодать Божия отходит от нас, когда мы нарушаем закон евангельской любви и заменяем его законом справедливости или человеческой правды, когда ожесточаем своё сердце по отношению к ближнему. Бог исполняет наши прошения, делает всё, чтобы сблизиться с человеком, войти в его благодарное сердце. Оказывая человеку благодеяния, Господь ждёт с ним встречи в сердечном чувстве благодарности человека, от которого, со временем, рождается и любовь к Своему Благодетелю. Но и дьявол не дремлет после Божиего благодеяния человеку, всеми способами пытается мысленно сбить человека с пути благодарения, отвести его под любым предлогом от встречи с Богом. Именно это искушение и случилось с девятью прокаженными, которые оставили Спасителя недоумевать по поводу их нежелания возвратиться и отблагодарить за оказанное им чудесное исцеление. Чем же их уловил дьявол? Каким лукавым помыслом он успокоил их совесть?
Две вещи в этом Евангельском эпизоде приоткрывают нам причину, по которой девять прокаженных не вернулись отблагодарить Спасителя. Первая – это слова Спасителя: «пойдите, покажитесь священникам». Из этих слов становится понятно, что эти люди были иудеями, которым по закону Моисея, прежде чем вернуться в общество, установлено было обязательно показаться священникам для подтверждения отсутствия у них на теле проказы. А также для совершения необходимых омовений и других ритуалов, предписанных законом, сразу же по выздоровлению больного проказой. И вторая вещь относится к обстоятельству: кем был тот из десяти прокаженных, который получил наравне с остальными исцеление от своей проказы? Об этом нам говорят следующие Евангельские слова: «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин».
Учитывая последнее обстоятельство, возникает вопрос: неужели Христос, посылая всех десятерых к священнику, не знал, что один из них самарянин, которому наравне с язычниками запрещено было показываться иудейскому священнику? Надо отметить, что вражда иудеев с самарянами была настолько сильна, что они не смели попросить даже глотка воды друг у друга, не говоря уже о том, чтобы совместно участвовать в каких-либо религиозных обрядах. Это подтверждают слова самарянки в Евангелии от Иоанна, обращённые к Спасителю: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Зачем же Христос послал Самарянина к священникам заведомо зная, что ему не разрешат показаться им?
Ещё недавно все десять прокаженных были как единое тело, покрытое мучительной язвой, они вместе переносили все тяготы, выпавшие на их долю, не делая друг перед другом различий, не превозносясь друг перед другом, не укоряя, а сострадая своему ближнему в общем недуге. Тем самым они показывали преимущество единства и равенства их естества над различием в их вероисповедании или социальном положении. Вдалеке от мира, от всевозможных политических или религиозных разделений между людьми, нося в изгнании общий страшный недуг, они выглядели подобно первородному Адаму в едином теле, изгнанному из Рая, знавшему Истинного Бога. Они вместе приносили покаяние Богу за свои грехи, скитаясь по безлюдным пустыням, перенося гонения и неприязнь от людей. Они вместе как единое тело, единый Адам, просили Христа помиловать их. И Господь услышал их молитвы. «Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам». Если их так сильно соединило друг с другом и с Богом общее несчастье, девятерых иудеев и одного самарянина, то невероятно было представить, что их могло бы разъединить Божье благодеяние, оказанное им. Но именно так и случилось. Их чудесное выздоровление разобщило их, разорвало их связь. Почему? Потому что слова Спасителя «пойдите, покажитесь священникам» были восприняты девятью иудеями, исключительно как слова, обращенные только к ним одним. Ведь самарянин, по закону считавшийся для них язычником, отверженным Богом, не мог показаться перед священником. После этих слов в своей душе они уже отделили его от себя как человека «второго сорта». Пока они все были больны проказой, они считали и себя, и его, грешниками, несущими Божью кару. Но как только появилась надежда на исцеление, когда Спаситель ответил на их прошение, они посчитали уже исключительно себя достойными исцеления. Услышав о священниках, они в сердце отделили от себя самарянина и осудили его как недостойного Божией милости из-за своего происхождения. Они осудили его прежде суда Божьего, ожесточили своё сердце, забыв о совместно перенесённых с ним страданиях. Зная о том, что он искренне желал, как и они, исцелиться, они не захотели даже спросить о нём Христа: «что же нам делать с нашим ближним, как и мы страдающим от проказы? Он ведь самарянин». Думая теперь лишь о себе, забыв о своём ещё недавнем по болезни собрате, кичась своим иудейским происхождением, они поспешили к священникам, исполняя данное им послушание. Что же оставалось делать Самарянину? Возложить упование на Бога, поверить, что слова Христа относятся и к нему. Ведь он не услышал от Спасителя ничего отдельного для себя, поэтому он последовал за иудеями к священникам, веруя и следуя лишь сказанным словам Христа, мысленно отгоняя от себя всевозможные страхи и опасения о том, как он сможет показаться на глаза иудейским священникам. Своими действиями он вызывал раздражение и насмешки иудеев, рассуждавших, что ему невозможно будет исполнить слова Спасителя и получить исцеление. В ослеплении сердца им казалось, что и милость Божия, как и они сами, подчиняется закону. Но в действительности закон был дан человеку, а не Богу для Его Благого Промысла, милость Божия не ограничивается законом. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, – сказано в Евангелии от Матфея, – и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).
«И когда они шли, – говорится сегодня в Евангелии, – очистились». Каково же было удивление и смущение иудеев, когда они увидели самарянина также, как и себя, исцеленным. На фоне этого вспоминается диалог в Евангелии от Иоанна, где фарисеи сопротивлялись Божиему чуду, явленному на слепорождённом человеке в субботу. Подобный по смыслу диалог мог бы иметь место и между исцелёнными от проказы иудеями и самарянином, который, по их мнению, был недостоин Божьей милости: «Тогда некоторые из фарисеев говорили (о Христе): не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (в нашем же случае – исцеляет самарян). Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, – продолжают фарисеи; Сего же не знаем, откуда Он… (Ин. 9:16). Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин. 9:30). С таким негативным отношением ко Христу исцелённые им иудеи не могли уже возвратиться к Нему: ожесточение и гордость в сердце сделало их мертвыми для чувства благодарности. Самарянин же был исполнен радости и благодарности перед Богом, искренне считая себя не достойным Божьей милости, которую он обрёл в Лице Христа: «…видя, что исцелен, возвратился (ко Христу), громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его».
Спрашивается: неужели Христос стал разрушителем ещё недавнего их союза по несчастью? Десять прокажённых просили Его об исцелении, и Он дал им желаемое. Но не все из них смогли понести ношу этого Божественного дара. Тяжело бывает человеку не впасть в грех в состоянии несчастья, но ещё тяжелее для человека не впасть в него, испытывая на себе великие благодеяния Божии. Дьявол всегда при оружии, он всегда в боевой готовности. Больше шести тысяч лет он оттачивает способы мысленной борьбы с человеком, всеми правдами и неправдами пытаясь выставить человека перед Богом виновным. Одного лишь он боится в человеке – смирения, растворенного любовью, или любви, растворённой смирением. Ими да украсит нас всех Господь по единой Своей милости. Аминь.
иеромонах Игнатий (Смирнов)
Проповедь о благодарственном образе жизни – Иисус исцеляет 10 прокаженных
Священные Писания: Луки 17:11-19
Введение
Большая собака заходит в мясную лавку с кошельком во рту. Он кладет сумку и садится перед ящиком с мясом. — Что такое, мальчик? — в шутку спрашивает мясник. — Хочешь купить мяса? «Гав!» лает собака. — Хм, — говорит мясник. — Какие? Печень, бекон, бифштекс… — Гав! прерывает собака. «А сколько бифштекса? Полфунта, один фунт…» «Гав!» Изумленный мясник заворачивает мясо и находит деньги в собачьей сумочке.
Когда собака уходит, она решает последовать за ней. Собака входит в жилой дом, забирается на третий этаж и начинает царапать дверь. При этом дверь распахивается, и разъяренный мужчина начинает кричать на собаку. «Останавливаться!» — кричит мясник. «Он самое умное животное, которое я когда-либо видел!» «Умный?» говорит мужчина. «Это уже третий раз за неделю, когда он забыл свой ключ».
Он не был благодарен.
Сравните это с историей Пэм, которая работала в центре Чикаго. Каждое утро она встречала коренастую женщину средних лет в поношенном пальто, выпрашивающую мелочь перед старой кирпичной церковью. Она приветствовала всех с улыбкой и приятным «Доброе утро». Пэм почти всегда что-то ей давала. Однако после почти года такой рутины женщина в поношенном пальто исчезла. Пэм задавалась вопросом, что с ней случилось.
Затем, в один прекрасный день, она снова стояла перед церковью, все в том же потертом пальто. Когда Пэм полезла в сумочку за обычным пожертвованием, женщина остановила ее. «Спасибо, что помогал мне все эти дни», — сказала она. «Ты меня больше не увидишь, потому что у меня есть работа». С этими словами она полезла в сумку и вручила Пэм завернутый пакет. Она стояла на своем старом месте и ждала не подачки, а людей, которых узнала, чтобы дать каждому по пончику.
Она была благодарна.
(Прочитайте Луки 17:11-19)
1. Будьте благодарны, даже если вы находитесь в трудных обстоятельствах.
Такой вид благодарности есть вера.
Думаю, мы слишком быстро прочитали историю. Притормози и представь это вместе со мной.
Начнем с десяти мужчин, у которых самая серьезная болезнь на сегодняшний день. Физические последствия ужасны. Проказа поражает тело, оставляя язвы, отсутствующие пальцы рук и ног, поврежденные конечности. Во многих случаях первоначальная боль при проказе сменяется чем-то более ужасным — потерей чувствительности нервных окончаний, что приводит к большему повреждению большего количества частей тела. Болезнь может пройти 30 лет, и за это время целые конечности могут просто отпасть. Это, безусловно, самая ужасная болезнь. Перед нами стоит почти невыполнимая задача — попытаться понять, что было 2000 лет назад, когда медицинское лечение в том виде, в каком мы его знаем сегодня, почти не существовало.
Бет Мур в своей книге «Иисус единственный и неповторимый» рассказывает о случае, когда ей пришлось оказаться рядом с современным лепрозорием. Что-то внутри нее всегда хотело служить в лепрозории, но поездка за границу дала ей первую возможность оказаться рядом с таким местом. Она прошла мимо подъезда три раза. Она видела тех, кто страдал. Она умоляла себя о возможности войти внутрь. Но она не могла.
Причина? Запах переполнял ее. Она не могла накрутить желудок, чтобы пройти внутрь колонии. Она не могла вынести мысли о том, что будет свидетельствовать о Господе, но в то же время сильно заболела, столкнувшись с людьми, которые уже остро осознавали, что они другие. Поездка прошла, и она не смогла зайти внутрь.
И, я думаю, мы по-новому осознали, насколько серьезной должна была быть эта болезнь во дни Христа. Это было не просто гротескное повреждение или атака на наш взгляд. Это были не просто громкие крики, атака на наш слух. Это был также запах гниющей, разлагающейся плоти, подавляющий даже наше обоняние.
Эмоциональная боль прокаженного, должно быть, была даже хуже, чем физическая боль. Его отдалили от семьи, от общества. Никаких контактов ни с его детьми, ни с внуками быть не могло. Никто. Сразу удалил. Его жене не позволили бы поцеловать его на прощание. Он бы не допустил этого, опасаясь, что она тоже заболеет.
Прокаженные, как правило, бродили вместе, ища пищу, прося о помощи на большом расстоянии, учась громко кричать, как из-за необходимости предупредить других, так и просить о помощи через дорогу.
Каково было бы быть удаленным от друзей и семьи на всю жизнь и вынужденным ежедневно объявлять об этом удалении? Должно быть, это было ужасно.
И все же в этом рассказе десять человек встречают Иисуса и слышат, как он говорит самые необычные вещи. «Мы хотим быть здоровыми!» они кричат на Иисуса. И великий учитель отвечает: «Идите и покажитесь священнику».
У местного священника были обязанности помимо проведения богослужений в каждую субботу. Он также был чем-то вроде чиновника здравоохранения. Если человек чудесным образом исцелялся от проказы, священник должен был осмотреть тело, проверить полное удаление болезни и объявить об исцелении. В таких случаях человек был бы очищен, и в этот момент прокаженному было бы хорошо снова увидеть свою жену, снова взять на руки свою дочь, снова искать работу. Если бы священник дал ему добро, он был бы исцелен!
Теперь Иисус говорит этим прокаженным: «Идите и покажитесь священникам».
Они смотрят на свои тела. Руки одного человека все еще искалечены. Другой мужчина смотрит на его ногу, которая заканчивается грязной тряпкой на колене. Другой смотрит на его кожу и находит ее такой же отталкивающей, как и прежде.
Другими словами, всем этим мужчинам стало не лучше, чем десятью минутами ранее, когда они впервые заметили знаменитого учителя.
И все же они отправились на поиски жрецов. И по дороге они исцелились. На их пути снова появилась рука, и покалывание жизни. Костыль споткнулся о грязную тряпку, которая упала на землю. Нога вернулась, здоровая, целая, полная. Кожа очистилась, а крошечные волоски на предплечье из снежно-белых стали коричневыми. Один посмотрел на другого, другой посмотрел на остальных, и начался крик. Улыбки превратились в аплодисменты и сладкое безумие. Они умчались вдаль, не веря, что кошмар наконец закончился.
Но для того, чтобы произошло чудо, эти люди должны были начать ходить с верой до того, как их обстоятельства хоть чуть-чуть изменились.
Есть ли для нас более важный урок на этой неделе благодарения? Вы не можете ждать, пока проблемы закончатся, чтобы начать ходить в вере. Вы не можете ставить условия святому Богу. Вы не можете сказать: «Господь, как только у меня будет достаточно денег, я буду следовать твоим указаниям». Вы не можете молиться: «Господи, если Ты просто решишь этот вопрос в моей семье, я начну ходить в церковь». Вы не можете ставить условия перед Богом! Вместо этого Бог требует от нас веры, прежде чем что-либо изменится.
Бог может сказать: «Люби меня, несмотря на болезнь. Повинуйся мне, несмотря на отсутствие таланта или отсутствие ресурсов. Следуй за мной сейчас, несмотря на депрессию. Скажи нет искушению, пока это еще трудно. самой темной из ночей и в худших обстоятельствах».
Такова природа Бога, Бога, Который любит вас так сильно. Он даст вам возможность быть благодарным, когда ничто в ваших обстоятельствах не дает вам такой мотивации. Друзья мои, это и есть определение веры. Если бы вы прославляли Бога только в хорошие дни, только в лучших обстоятельствах, это была бы вовсе не вера. Это было бы больше похоже на деловую договоренность — и это не о бизнесе!
Некоторые из вас сейчас в ужасных обстоятельствах. А то, что вас ждет сегодня, на этой неделе, — это форсирование вопроса. Будете ли вы благодарны, несмотря на трудные обстоятельства? Если это так, вы испытаете веру.
Во время краткосрочной миссионерской поездки в 1996 году пастор Джек Хинтон из Нью-Берна, Северная Каролина, проводил богослужение в колонии для прокаженных на острове Табанго. Было время для еще одной песни, поэтому он спросил, есть ли у кого-нибудь пожелания. Женщина, стоявшая спиной к кафедре, обернулась.
«Это было самое отвратительное лицо, которое я когда-либо видел», — сказал Хинтон. «Нос и уши женщины полностью исчезли. Болезнь уничтожила и ее губы. Она подняла руку без пальцев и спросила: «Можем ли мы спеть Count Your Many Blessings?»
Переполненная эмоциями, Хинтон вышла из оказание услуг. За ним последовал член команды, который сказал: «Джек, я думаю, ты больше никогда не сможешь спеть эту песню».
«Да, буду, — ответил Джек, — но я никогда не буду петь так, как прежде».0005
2. Будьте благодарны за дело Божьей благости
Такой вид благодарности есть поклонение.
Один из мужчин вернулся к Иисусу и прославил Бога. Он был благодарен. Он был об этом публично. Он был громким — он совсем не был застенчивым.
Почему он такой громкий? Этот парень был вынужден кричать, пока у него была проказа. Прошли годы? Он, наверное, так долго кричал, что не знал, как подойти к Господу тихо или хотя бы нормальным голосом. Когда он вернулся и пал к ногам Иисуса, он был чуть громче обычного человека и прославлял Бога.
Это удивительно короткая точка приложения. На этой неделе обязательно найдите время, чтобы признать Бога за Его благость. Будьте уверены, что на самом деле быть благодарным. Обязательно соберите всех на молитву благодарения, это настоящая молитва благодарения. Не упустите возможность поклониться Богу на этой неделе. И громко об этом!
Можешь пропустить? Что вы можете. Для большинства людей это короткая неделя, а это значит, что вы можете быть ужасно заняты один, два или три дня. У вас может быть немного свободного времени, а это значит, что у вас есть какие-то дела по дому, какие-то задания в церкви или какие-то рождественские покупки на всех больших распродажах. Если вы путешествуете, вы должны идти. Если вы принимаете семью, вы должны готовить. Вы должны добраться до продуктового магазина. Вы должны снова позвонить в службу поддержки индейки и вспомнить, как это сделать.
В праздничную неделю можно пройти весь День Благодарения, ни разу не поблагодарив! Не делай этого! Примите это и сделайте это. Это поклонение.
3. Убедитесь, что ваша благодарность ведет к действию
Один исцеленный прокаженный вернулся. Один поймал себя посреди празднования и вернулся к Иисусу. Он изменил свои шаги, приостановил свою семью, приостановил священника и вернулся к делу своего празднования. Его реакция и жизненная ситуация были уникальными, но в самом простом смысле того, что он сделал, его благодарность привела к действию. И мальчик, неужели это оказалось важным!
«Где остальные девять?» — спросил Иисус.
Вы понимаете, что это говорит? Иисус сказал: «Идите и покажитесь священникам. Иисус никогда не приказывал, чтобы кто-либо из них выражал благодарность Богу или возвращался к нему, целителю. Тем не менее, именно этого ожидал Иисус. Побуждает ли вас Святой Дух к какому-то действию? Побуждает ли вас Господь к какому-то шагу веры? Есть ли семья, друг или хотя бы незнакомец, нуждающийся в помощи в этот сезон благодарения? есть что-то, что вы чувствуете себя обязанным сделать?
Мой лучший совет, основанный на том, что Иисус искал 2000 лет назад, — предпринять этот шаг. Предположим, что Бог тянет вас к этой области или к этому действию, и сделайте это. В противном случае молитва за трапезой на День Благодарения будет длиться примерно столько же, сколько ощущение сытости после трапезы. Не знаю, как вы, но как бы я ни наелся в четверг в День Благодарения, мне всегда удается хорошо поесть в пятницу.
Разве наш дух благодарности не должен длиться дольше? Сделай это!
4. Образ жизни, основанный на благодарности, – это образ жизни, направленный на благополучие
Посмотрите еще раз на Писание и пройдите через это со мной. Мы рассмотрим три разных слова, которые все пытаются сказать одно и то же. Все говорят, что этот бывший прокаженный здоров.
Посмотрите сначала на стих 15. «Один из них, увидев, что исцелился…» и остановись на этом. Это греческое слово «хи-а-та» — чисто медицинский термин. Это значит исправлять, исправлять. Это похоже на сломанную кость, которая наконец срослась. Этот парень был весь залатан.
Посмотрите на стих 17. Иисус спросил: «Разве не все десять очистились? Остановитесь. Это другое слово, чем хи-а-тха. Это «кат-а-ри-дзо», корень нашего « Катетер». Это тоже отчасти медицинское слово, поскольку оно означает «удалить нечистоты». Когда врач вставляет сердечный «катетер», ангиопластика может удалить закупорку артерии. Это вызовет заживление. Естественно, Еврейские коннотации этого слова также важны. Слово «очищение» было именно тем, что искал священник и объявлял. Это также имело некоторый религиозный подтекст 9.0005
А теперь посмотрите еще на одно слово. В стихе 19 Иисус говорит этому очень благодарному человеку: «Встань и иди; вера твоя спасла тебя».
«Выздоровел…» это другое слово. Это не обязательно медицинское слово, хотя оно и использовалось для описания безопасных родов. Это слово «так себе», что означает «спас». Греки использовали его для людей, которые избежали опасных ситуаций. По их словам, моряки, пережившие шторм в море, были спасены. «Со-дзо». Когда Матфей начал свое Евангелие, он начал с рождественской истории. Ангел сказал Джозефу назвать младенца Христа «Иисус», потому что это имя означало, что он «спасет людей от их грехов». Он «со-дзо» людей.
Когда Павел описал, что произойдет с человеком, публично провозгласившим Иисуса своим Господом и спасителем, он использовал это же слово.
«… Если устами твоими исповедуешь: «Иисус есть Господь» и сердцем веришь, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (со-дзо). Ибо именно сердцем твоим ты веришь и оправдываешься, и твоими устами ты исповедуешь и спасаешься (со-дзо!) (Римлянам 10:9-10)
И Иисус говорит этому очень благодарному человеку, желающему следовать за Богом перед его обстоятельствами изменился — чтобы поклоняться Богу, прежде чем он вернется домой — Иисус провозглашает полное исцеление, здоровье, которое превосходит все другие термины здоровья. Этот человек, Иисус сказал, понимает.0005
Понимаешь?
Заключение
Я хочу все больше и больше узнавать о нашем чудесном Спасителе.
Помните, что священник должен объявить об исцелении прокаженного? В этом процессе были задействованы большие детали. Были подробности того, что должен искать священник, и как человек с болезнью может быть повторно принят в общину, исцелён и исцелён.
Но знаете ли вы, что в наших записях Ветхого и Нового Заветов каждое исцеление прокаженного происходило сверхъестественным образом? А теперь подумайте вот о чем: были подробные сведения о том, что произойдет, если прокаженный выздоровеет естественным путем, но, насколько нам известно, этого никогда не происходило. Возможно, люди с подозрением на проказу объявлялись чистыми, когда у них исчезала кожная сыпь. Возможно, кто-то с легкой инфекцией прошел течение болезни и был повторно госпитализирован. Но, согласно библейским записям, ни один настоящий прокаженный никогда не излечивался естественным путем. Это был пожизненный приговор боли и изоляции.
Но исцеления были. Сестра Моисея неделю болела проказой и чудесным образом исцелилась. Человек по имени Нееман чудесным образом исцелился. И все, в ОТ. Однако в Новом Завете Иисус исцеляет прокаженных, как если бы у них была легкая простуда, и у него было правильное лекарство. Иисус продолжал практику исцеления прокаженных не естественным путем, а сверхъестественным образом.
Это был еще один способ, которым Бог сказал нам: Это Мессия. Это Христос. Это Иммануил. Бог с вами, ибо только Бог исцелял прокаженных. Только Бог.
И Иисус исцелял прокаженных, как будто он обладал самой силой. Он сделал. Он был Сыном Божьим, воплощенным Богом и Богом, достойным поклонения.
Могу я дать вам еще одну причину любить этого Иисуса? Могу ли я показать вам еще одно доказательство того, что он любит вас, независимо от того, кто вы, где вы были или что вы сделали?
Это история, которую Мэтью записал.
(Прочтите Мф. 8:1-4)
Прокаженный подходит к Иисусу, останавливаясь на необходимом расстоянии. Он преклонил колени перед Иисусом, умоляя о помощи. Сам вид его был отвратителен. Его запах был отвратительным. Люди ахнули и попятились. Кто-то наверняка приказал ему расчистить проезжую часть, чтобы никого не подвергать опасности. «Уйди, уйди, уйди!»
Матфей пишет, что Иисус протянул руку и коснулся этого человека.
Через мгновение он сообщает нам, что Иисус сказал слова: «Очистись… пойди покажись священнику».
Вы видели оба чуда? Проказа исчезла. Это чудо легко увидеть. Но другой? Это было прикосновение любящей руки. Это было прикосновение человеческой руки.
Сегодня за час вы коснулись большего количества людей, чем этот человек за годы. Сегодня вы были близки с друзьями или семьей. Может быть, ребенок был на коленях. Может быть, объятие встретило вас у двери. Может быть, это было крепкое рукопожатие более крепкого друга.
Не этот парень. Он жаждал любовных прикосновений больше, чем жаждал еды. Ему нужна была не только вода, но и любовь. И до того, как он исцелился, несмотря на огромный риск, Иисус был готов дать ему это прикосновение.
Никакое оскорбление не ранило тебя так сильно, что Иисус не прикоснется к тебе. Иисус желает с любовью прикоснуться к вам, обнять вас и восстановить вас.
Ни один грех не сделал вас непривлекательным. Иисус готов назвать вас своим другом и стоять рядом с вами. Его смерть заплатила за твой грех.
Вас не дисквалифицировал страх. Ни одна проблема не остановила вашу жизнь. Ни одна неудача не свела на нет его любовь. Чудо благодарения — это любовь Иисуса к вам. Никаких исключений, никаких оговорок, никаких сомнений. Он любит тебя.
И за это, о Боже, мы так благодарны.
Десять человек на карантине — Архив
Мы прочитаем Евангелие от Луки и главу 17 — главу 17 Луки, а также короткую часть, которая начинается с одиннадцатого стиха и продолжается до стиха 19.. Луки, глава 17 и стих 11:
«На пути в Иерусалим он», то есть Иисус, «проходил между Самарией и Галилеей. И когда он входил в селение, встретили его десять прокаженных, которые стояли вдали и возвышали голоса свои, говоря: «Иисус, Учитель, помилуй нас!» Увидев их, он сказал им: «Идите и покажитесь священникам.» И когда они шли, они очистились. Тогда один из них, увидев, что исцелен, обратился назад, славя Бога громким голосом; и он пал ниц к ногам Иисуса, благодаря Его. Теперь он был самаритянином. Тогда Иисус сказал в ответ: не десять ли очистились? Где девять? Разве не нашлось никого, кто возвратился и воздал хвалу Богу, кроме этого пришельца?» И он сказал ему: «Встань и иди своим путем; твоя вера сделала тебя здоровым’» 9.0005
Аминь.
Милостивый Отец, спасибо, что теперь мы можем обратиться к Библии. Благодарю Тебя за то, что это Твое Слово, о Боже, совершает Твою работу Духом Твоим в жизни мужчин и женщин. Так что достигайте своих целей, мы молимся, в каждой из наших жизней. Ради Иисуса. Аминь.
Ну, я думаю, нет никаких сомнений в том, что День Благодарения 2020 года войдет в историю для большинства из нас как самый странный День Благодарения за всю историю, поскольку в этом году и, следовательно, в это конкретное время праздника мы испытали такие обстоятельства, как мы никогда не знал раньше. И поэтому мне показалось уместным по многим причинам сделать паузу в убийствах и обезглавливаниях 2 Царств — как я говорю, по более чем одной причине — и посмотреть, нет ли способа, который мы не могли бы признать, как бы тот контекст, в котором мы находимся и видим, что в свете библейского горизонта уловить момент.
Потому что нет сомнения, что этот период времени привнес в нашу повседневную беседу совершенно новый словарный запас, слова и фразы, которые теперь стали неотъемлемой частью повседневной жизни: укрытие на месте , сгладить кривую , суперразбрасыватель (который не имеет ничего общего с фермером в Канзасе), кластер , капли , социальное дистанцирование , социальные пузыри , пандемия , Вы прошли тестирование? , Где твоя маска? , карантин , комендантский час , СИЗ . Один из моих друзей прислал мне пародию на песню Пола Саймона «50 Ways to Leave Your Lover». Не знаю, видели ли вы это. Я не буду давать вам все это, но это довольно хорошо. Теперь это называется «50 способов победить вирус»:
Держись подальше от стаи, Джек,
Не ходи к бабушке, Стэн,
Протирай каждую игрушку, Рой,
Чтобы не было вирусов.Прекрати трогать свое лицо, Грейс, 9 лет.0202 Держись на расстоянии шести футов, Пит.
И так далее. И, конечно же, это именно так.
И когда я размышлял об этом в начале недели, я сказал: «Знаете, я думаю, что вполне уместно обратиться к 17-й главе Луки и рассмотреть десять мужчин, которые находились в карантине». Десять человек, которые находились на карантине. Они бы не назвали это карантином, но именно в таком положении они и оказались. И, конечно же, это заезженная и хорошо известная история об Иисусе и очищении десяти прокаженных.
Теперь, одна из вещей, которую нужно делать всякий раз, когда вы сталкиваетесь с отрывком из Писания, как бы ни с того ни с сего… Я имею в виду, что при нормальных обстоятельствах мы были бы в начале 2 Царств глава 5, которая должна была появиться после главы 4, и так далее. Другими словами, мы имеем дело с этим, раскрывая Библию так, как она написана. Но когда вы подходите к просто отрывку из Писания, как мы сейчас делаем эти стихи в середине семнадцатой главы Евангелия от Луки, тогда очень, очень важно, чтобы у нас был контроль, если хотите, чтобы предотвратить учителю Библии от попыток, если хотите, втиснуть отрывок в свои собственные планы. Вы говорите: «Ну, я знаю, что ты бы этого не сделал». Ну, вы просто никогда не знаете. Но, например, большинство из нас, я думаю, слушая, как я читаю этот отрывок, сказали бы: «О, понятно. Это будет разговор о важности быть благодарным и о том, как это разочаровывает, когда, знаете ли, девять человек, которые были у вас дома и ели с остальными тремя, даже не сказали спасибо». Ну, конечно, вы могли бы говорить об этом, если хотите, но дело, конечно, не в том, что записано для нас в стихах, которые мы читаем. Ну, как бы мы это определили?
Иисус пришел не для того, чтобы основать движение, развить философию, призвать людей пытаться подражать ему.
Он пришел для того, чтобы спасти.
Итак, мы определяем это, понимая, что этот раздел в середине главы является частью главы, которая является частью окружающих глав, которая является частью Евангелия от Луки. И когда мы изучали Евангелие от Луки — поразительно, двадцать лет назад — когда мы изучали его стих за стихом, мы осознали, что один из ключей к нашему лучшему пониманию Евангелия от Луки был найден в Евангелии от Луки, глава 4. И в этой главе мы есть записи об Иисусе, возвращающемся в синагогу в Назарете, где он вырос. Мы не собираемся возвращаться ко всей истории; вы можете репетировать это для себя. Но в этом случае, как вы помните, ему дали свиток Исайи для чтения, и он встал и прочитал его. И он читает из раздела,
Дух Господень на мне,
потому что Он помазал меня
провозглашать благую весть бедным.
Он послал меня провозгласить освобождение пленникам
и прозрение слепым,
отпустить на свободу угнетенных,
провозгласить год благоволения Господня. [1]
Теперь люди, которые слушали этот отрывок, точно понимали, о чем говорилось. К чему они не были готовы и к чему были не готовы, так это то, что Иисус продолжал говорить. Когда он сел, заняв место учителя, он сказал им: «Сегодня Писание сие [исполняется] в слышании вашем»[2]. «Писание сие [исполняется] в слышании вашем». Другими словами, он очень, очень ясно указывает на то, что «Я тот, кто исполняет то, что предвидел пророк». «И он начал говорить им…» — другими словами, он должен был сказать нечто большее, — «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами». Позже в той же главе он объясняет: «Я должен проповедовать благую весть о Царстве Божьем и в других городах; ибо я был послан для этой цели».[3]
Итак, зачем пришел Иисус? Что ж, он пришел проповедовать благую весть о Царстве. Он король. И когда мы добираемся, например, до 19-й главы Евангелия от Луки, вы видите это в очень прямом утверждении, где этот маленький человечек, забравшийся на дерево, чтобы получить шанс увидеть Иисуса, был призван Иисусом вниз. , потому что Иисус, как говорится в этой главе, пришел «взыскать и спасти» тех, кто «заблудился»[4]. свое гнездо в общине, как человек, работавший на римские власти, Иисус говорит: «Подожди минутку! Сегодня спасение пришло в этот дом, потому что и этот — сын Авраама»[5]. Другими словами, Иисус объясняет этим людям для себя, что именно происходит.
Теперь, после всего сказанного… Другими словами, цель служения Иисуса заключается в спасении мужчин и женщин. Спасен от чего? Спасен от греха, от смерти и от ада. Он пришел не для того, чтобы основать движение, разработать философию, предложить людям подражать ему. Он пришел для того, чтобы спасти. Теперь, когда мы все это вспомним — а я надеюсь, что этого достаточно, — мы сможем перейти к истории про прокаженных. Потому что мы знаем, что во всем, что произошло, цель — спасение. Итак, все, что Иисус говорит и делает, должно быть понято в этих рамках. Вы здравомыслящие люди. Вы можете понять это.
Прокаженные взывают о милосердии
Теперь в отрывке, который мы читаем, вы заметите, что «по пути в Иерусалим он проходил между Самарией и Галилеей. И когда он вошел в деревню, его встретили десять прокаженных», и они взывали к нему о пощаде.
В стихах 12 и 13 прокаженные взывают о пощаде. Показательно, что когда он въезжал в село, они его встретили. Это должно было произойти, когда он входил, потому что, как только он окажется внутри, у них не будет возможности встретиться с ним, у них не будет возможности воззвать к нему. Потому что их состояние прокаженных, хотя и не угрожающее жизни, было состоянием, которое низводило их на обочину общества.
И это произошло не только потому, что люди отшатнулись от них. Это произошло в результате закона Божьего, установленного еще в начале Ветхого Завета. Например, в тринадцатой главе книги Левит мы читаем: «Прокаженный человек» — кожное заболевание или множественные кожные заболевания, описывающие разные вещи, которые, как мы видим в современной медицине, теперь почти полностью искоренены, но это было то, от чего возникло бы естественное чувство отвращения: «прокаженный, у которого болезнь, будет носить разорванную одежду, и волосы на голове его будут распущены, и он закроет верхнюю губу свою и закричит: «Нечист! нечист». [6] Итак, если вы обнаружили, что у вас это, вы не могли ходить в школу, вы должны были быть изолированы от всех, и вы должны были идентифицировать себя, выкрикивая. «Он будет жить один. жилище его вне стана».[7]
Теперь вы заметите, что таких людей десять. Вся суть проказы в том, что она изолирует от других людей, а здесь нам говорят, что их десять. Так что либо — опять же, говоря современным языком — либо это была горячая точка, либо они собрались вместе — они, если хотите, нашли друг друга — в контексте слуха об Иисусе и слуха о том, что Иисус приближается. Мало того, что они знали, что Иисус приближается, но вполне вероятно, что они знали, что Иисус был доступен — что они вполне могли в своей общине слышать о том, что произошло в более раннем случае, записанном в пятой главе Евангелия от Луки. : «Когда [Иисус] был в одном из городов, пришел человек, полный проказы. И когда он увидел Иисуса, он пал ниц и просил Его: «Господи, если хочешь, можешь очистить меня». И в этом случае «Иисус простер руку и коснулся его». [8] Никто коснулся прокаженного! Никто, даже его семья. И если вы помните из других частей Евангелий, фарисеи и религиозные лидеры, конечно, этого не сделали бы, потому что они были бы объявлены церемониально нечистыми, а затем им пришлось бы отправиться в карантин на период времени, прежде чем они были бы объявлены свободными и дееспособными. вернуться в сообщество. Но Иисус в тот раз протянул руку и коснулся его.
Итак, я думаю, мы можем с уверенностью предположить, что эти десять, если хотите, были едины в своих страданиях. И в своем общем несчастье они стояли на расстоянии от Иисуса. У вас есть картина, и вот они стоят, их кучка, на расстоянии от того, у кого есть ответ на их отвратительное состояние.
Но хотя они и находятся от него на расстоянии — он не собирается их трогать в этот раз — он, видимо, находится в пределах их слышимости, и поэтому они кричат. Если хотите, они подходят к нему как можно ближе, настолько близко, насколько позволяет социальное дистанцирование, и их призыв к нему — о пощаде. Они обращаются к нему исключительно из-за своей потребности, и никак иначе. Они не приводят никакой другой причины, почему он ответил на их крик. Просто они взывают к нему о пощаде.
Иисус посылает их священникам
Итак, пункт первый: они пришли к нему и взывали о пощаде. Пункт номер два, в стихе 14: Затем Иисус отправляет их к священникам. Он отправляет их к священникам.
С нашей точки зрения, это может показаться не очень хорошим ответом. Но опять же, если мы знаем Ветхий Завет, мы точно знаем, почему Иисус делает то, что делает. Снова из книги Левит:
Господь сказал Моисею, говоря: «Вот закон прокаженного на день его очищения. Приведут его к священнику, и выйдет священник из стана, и священник осмотрит. Затем, если у прокаженного исцелится язва проказы, пусть священник повелевает взять для очищаемого двух живых чистых птиц и кедровое дерево [и так далее, и принести жертву]». 9]
В этом отношении Иисус подчиняется закону Божьему. И поэтому он отправляет их к священникам. Они, если хотите, те, кто проводит тестирование. Это те, кто являются консультантами по здравоохранению. И причина, по которой их посылают к консультантам по здравоохранению, не для того, чтобы консультанты по здравоохранению даровали им здоровье, а для того, чтобы они могли заявить о факте своего очищения. Это очень, очень важно. Он не посылает их, если хотите, к религиозным властям для того, чтобы религиозные власти сделали для них то, что им нужно, а именно подали им милость и даровали им очищение. Нет, совсем нет.
Весьма увлекательно, если подумать, что, идя к священникам — идя к священникам, — они на самом деле собираются установить тот факт, что они очищены, и, следовательно, установить тот факт, что тот, кто является источником их очищения, не кто иной, как Иисус из Назарета, которого религиозные авторитеты постоянно высмеивают и презирают! И они придут и покажутся, и их спросят: «А откуда вы пришли, и как это произошло?» и они говорили: «Ну, мы пришли от Иисуса».
Вы также заметите, что они были очищены «на ходу». Войдя, он встретил их: «Идите… покажитесь священникам» — и «по пути они очистились». Это чудо, не так ли? И причина, по которой они там, в том, что они прокаженные. Они говорят: «Помилуешь ли нас?» Он говорит: «Пойдите, покажитесь священнику!» «Ну, зачем нам показываться священнику? У нас проказа!» — Пойди, покажись священнику. Это немного похоже на историю человека с высохшей рукой, помните? И не мог высунуть руку. И Иисус говорит: «Протяни руку твою», чего он, конечно, сделать не мог. Но он это сделал![10] Его голос повелевает океанским волнам. «Он говорит, и, слушая его голос, новую жизнь принимают мертвые». [11] Он говорит, и прокаженный очищается. «Идти!» И когда они шли своим путем, они очистились.
Иисус работает так, как хочет.
Видите ли, команда идти несла с собой предположение, что они были очищены, что, конечно же, подтвердилось. На самом деле это очень похоже на другой рассказ, где, помните, происходит исцеление сына дворянина. И вы можете прочитать это, на самом деле, в Евангелии от Иоанна, глава 4. И там говорится, что «человек поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел своей дорогой»[12]. Он «поверил слову, которое сказал ему Иисус». его», и он «пошел своей дорогой». «Иисус, помилуй нас!» — Пойди, покажись священнику. И они отправились в путь.
Но похоже на исцеление сына дворянина, но на самом деле отличается от очищения прокаженного, которое мы только что рассмотрели в главе 5. Вы можете представить себе, как эти люди встречаются позже друг с другом, говоря: «Знаешь, я раньше был прокаженный».
Парень говорит: «Ну, я тоже был прокаженным. Как ты очистился?»
«О, Иисус очистил меня».
«О, он прикоснулся к тебе, не так ли?»
«О нет, он меня не трогал».
«О, да, он должен прикоснуться к тебе. Он имеет к. Я имею в виду, вот как это происходит. Я парень из 5-й главы Луки. Кто ты?»
«О, мы группа из Луки 17».
«О, вы имеете в виду те, которых он не трогал? Вы уверены, что действительно очистились?
Я постоянно встречаю таких людей: «Ну, вот так я стал христианином. И если вы не стали таким христианином, вы, вероятно, вообще не христианин. Я знаю день, час, минуту», что бы это ни было. Другой человек говорит: «У меня нет ни минуты, ни часа, ни чего-то еще. Все, что я знаю, это то, что когда-то я был мертв, а теперь я жив. Вы знаете, я не в состоянии описать точные подробности своего рождения — но я не мог этого сделать для двадцать второго мая 1952 тоже. Я был там, но ничего не знал о происходящем. Но я знаю , что я жив. Я останавливаюсь здесь, чтобы подчеркнуть, что Иисус действует так, как хочет. Если он захочет прикоснуться к парню, он прикоснется к нему. Если он не хочет прикасаться к нему, ему не нужно прикасаться к нему.
«И по пути они очистились». Удивительно, не так ли? Здесь есть те, кто действительно может говорить об этом. Вы слушали проповедь Евангелия. Кто-то сказал вам: «Верьте в Господа Иисуса», и вы ушли, где бы вы ни были — из кофейни, где вы читали книгу или Библию с другом, — или вы пришли с церковной службы, и как вы сели в свою машину, и пока вы ехали, вы поверили, и вы изменились. Вот что делает Иисус, понимаете.
И есть сильный отголосок, между прочим, замечательного ветхозаветного рассказа, который я задам на домашнее задание, в 4-й книге Царств 5 главе, где, помнишь, Нееман, точно так же: «Нееман, иди окунись в Иордане семь раз».[13] Почему? В Иордане была целительная сила? Нет! Это было грязно. Вот что он сказал.[14] Есть гораздо лучшие места, куда вы могли бы отправиться, если бы собирались поплавать. — Я не войду туда. И его друг сказал ему: «Не будешь ли ты делать то, что говорит Бог?» не пойдет. Бог работает по-разному для каждого из нас. Какими разными способами Господь творил Свои чудеса!
Один из них повернул назад
Итак, десять пришли и взывали о пощаде. Затем, во-вторых, Иисус послал их к священникам. И затем, в-третьих — стих 15 — один из них повернулся назад. Один из них повернулся назад: «Увидев, что исцелен, он «обернулся».
На самом деле, он так и не выполнил задание. Видимо, он не пошел и не отправился к священникам для аттестации. Остальные девять сделали это, но он вернулся и отказался от возможности сертификации ради привилегии поклонения. Потому что вы заметите, что он пришел сейчас, чтобы упасть к ногам Иисуса.
В этот момент мы должны быть очень, очень осторожны. Потому что, конечно, все десять видели, что они очистились. Я не думаю, что это различие — то есть один из них видел, что он исцелился, а остальные девять — нет. Нет. Потому что Иисус на самом деле говорит: «Разве не десять очистились?» Так что дело было не в том, что только один из них был, и он это понял, а остальные девять думали, что они были, но не поняли. Это не то. И я полагаю, что отличительная черта между единицей и девяткой не в благодарности. Конечно, это важно, но я не думаю, что это главное — что девять не вернулись и не сказали «спасибо», а один вернулся.
Почему я так говорю? Потому что здесь явно происходит что-то большее, чем физическое исцеление. Все десять очистились от проказы. Итак, один человек видит в дающем, если хотите, тот дар, который он получил. Все десять были очищены. Человек возвращается, чтобы славить Бога «громким голосом». «Неужели никто не нашелся, чтобы вернуться и… славить… Бога, кроме этого чужеземца?»
Так вот, славить Бога громким голосом в ответ на чудеса — это, если хотите, своего рода стандартная практика. Вы помните, когда мы приближаемся к Рождеству: «И были пастухи в поле, пасшие ночью свои стада»[16] и так далее, и слава Господня открывается им. И тогда пастухи, повинуясь этому, приходят и находят сцену, о которой рассказано, и помните, где сказано: «И [они] возвратились, прославляя и хваля Бога»[17]. В рассказе о человеке, который был его спустили через крышу четверо его друзей, потому что он был парализован, в конце рассказа нам сказано, что он ушел тогда, «славя Бога».[18] Если вы помните случай, когда вдова Наина идет к могиле с сыном в гробу, и Иисус воскрешает мальчика из мертвых, в нем говорится, что находившаяся вокруг компания тогда объялась страхом и «прославила Бога»[19].]
Что в этом весьма примечательного, если хотите… Мы прославляем Бога за его вмешательство. Но этот человек, по-видимому, единственный человек, который признает, что то, что сделал Бог, он сделал через Иисуса — что Иисус достоин личного, сердечного отклика, потому что он, если угодно, Спаситель, от которого исходит сила. текла.
Оборачивающийся прокаженный видит в дарящем дар, который он получил.
И только здесь мы узнаем, что этот человек был самарянином: «Он был самаритянином». Теперь, почему там просто сказано: «Теперь он был самаритянином»? Позже, что он был «иностранцем»? Ну, помните, что мы сказали в начале. Евангелие от Луки, история Луки, Евангелия вообще содержат историю служения Иисуса. Служение Иисуса прекращается, и, как это ни удивительно, ему противостоят религиозные авторитеты. Если хотите, большинство отвергает его. Но время от времени, когда вы идете по дороге, вы обнаруживаете, что есть кто-то, кто понимает это, что есть кто-то, у кого внезапно открываются глаза. Во многом это чудо видения, как в Евангелии от Луки, глава 4: «И откроются глаза слепых». Глаза этого человека открылись не так, как у остальных девяти. И именно поэтому он предпочитает поклонение удостоверению, потому что он признает, кто такой Иисус и что Он сделал. Их, если угодно, свела общая беда. Но теперь, в очередной раз, они разделены. Самарянин, по сути, отделен от иудеев.
Конечно, это повторяющаяся тема, не так ли? На самом деле, в этом отрывке из Евангелия от Луки 4 смысл просматривается ясно, не так ли? Где, после того как Иисус сказал: «Сегодня исполнилось Писание, слышанное вами», — и затем он продолжает, он говорит людям: «[Я хочу прямо сказать вам, что] было [много ] вдов в Израиле во дни Илии, когда заключены были небеса» и так далее, и когда «наступил голод… по земле, и ни к кому из них не был послан Илия, а только в Сарепту, в землю Сидонскую, женщине, которая была вдовой. И было много прокаженных в Израиле [во] время… Елисея, и никто из них не очистился, но — послушайте — «но только Нееман Сирин».[20]
Что у тебя здесь? У вас есть проблема инсайдера/аутсайдера. Эти люди сказали: «Мы инсайдеры. У нас есть внутренний трек. Мы знаем, как это работает. И ясно, что этот Иисус — посторонний». И когда вы читаете историю Евангелий, что вы открываете? Что Иисус извлекает из этого выгоду. Почему? Потому что он пришел за чужаками. Он пришел за наименьшим, последним и оставленным. Он пришел за Леви и его возмутительными вечеринками. Он пришел за Закхеем, жалким мошенником. Он пришел за женщиной у колодца, у которой было пять мужей, и она живет с парнем. И она самарянка!
А когда он рассказывает историю о вторжении любви Божией в жизнь, что он делает? Кто герой рассказа? «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, и они сняли с него одежду и ушли, оставив его полумертвым. И по дороге пришел священник, а потом пришел левит, и они оба прошли и оставили его одного: «Я не трону этого парня. [21] Вы видите, что делает Иисус? Он говорит, что когда Бог ворвется в жизнь, тогда люди не просто скажут: «О, да, я верю, что Бог велик, что у Бога есть сила, что Бог могущественен». Нет! Тогда человек идентифицирует кто такой Иисус . Это опять женщина, не так ли? «Подойди, посмотри на человека, который рассказал мне все, что я когда-либо делал». [22] Кто мог бы рассказать тебе все, что ты когда-либо делал? Только один Бог.
Здоровое тело, спасенная душа
Итак, контраст есть — и на этом мы подойдем к концу. Обратите внимание, что Иисус задает эти риторические вопросы: «Разве не десять очистились? Где девять? Никто не вернется, чтобы воздать хвалу Богу, кроме этого иностранца?»
О, вы помните, вы видите, когда Иисус смотрит на Иерусалим, и он плачет, и он говорит: «Как часто Я собирал бы вас? Как часто? Но ты не пришел ко мне». [23] И очаровательная строчка: «потому что ты не знал дня посещения твоего». [24] Что это значит? Значит, вы не поняли, когда Бог явился лично — в лице своего горячо любимого Сына. «Пришел к своим, и свои его не приняли. А тем, кто принял Его, кто уверовал во имя Его, Он дал силу стать сынами Божьими»[25], стать детьми Авраама, уверовать.
Видите ли, этот человек дважды был аутсайдером. Потому что он был чужим из-за своей проказы, но он также был чужаком из-за своего наследия. Потому что иноплеменники (каким он был: «но этот иноплеменник») — иноземцы — у входа в храм висела табличка, гласившая: «Вам нельзя сюда заходить. Вы не можете войти сюда.
Когда человек понимает, кто такой Иисус и зачем Он пришел, в нем представлена не только физическая целостность. Это не только здоровое тело, но и спасенная душа.
Возможно, вы не сможете войти в это большое здание, но вы можете прийти к Иисусу. И что Иисус говорит о нем? Он сказал: «Это тот человек, и его вера сделала его здоровым» — или, в версии короля Якова, сделала его «цельным». Видите ли, когда человек понимает, кто такой Иисус и зачем Он пришел, то не только, если хотите, в нем представлена физическая целостность, но не только здоровое тело, но и спасенная душа.
Итак, я сказал, что контекст, из которого мы вышли сегодня утром, — это вся эта история с COVID. И людей это очень беспокоит, и это понятно, особенно когда никто толком не знает, откуда оно приходит, или куда уходит, или как уходит, или когда уходит, и даже есть ли лекарство. На данный момент нет достаточного лекарства. Но наше настоящее затруднительное положение — как у этого человека — наше настоящее затруднительное положение, конечно же, не COVID-19.. Наша настоящая беда — не проказа. Проказа была ужасна, потому что портила его, разделяла и распространялась по телу. Вот что делает грех: он отделяет нас от Бога, портит нам жизнь и распространяется.
Сегодня утром не существует достаточного лекарства от COVID. Но не беспокойтесь об этом. Не беспокойтесь о человеке или болезни, которые могут привести вас к смерти. Беспокойтесь о том, что происходит, когда вас убивают. Ибо это великий парализующий страх, который пронизывает всю пандемию. И именно поэтому история этих мужчин полезна. Потому что этот посторонний примиряется тем, что реагирует соответствующим образом: как дитя Авраама, не полагаясь на свой статус, не полагаясь на свою внешность, не полагаясь на свое прошлое, а только на милость Иисуса.