Проповедь десять прокаженных: Проповедь на притчу о десяти прокаженных

Разное

Содержание

Проповедь на притчу о десяти прокаженных

Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дняш­нее чте­ние за Боже­ствен­ной литур­гией явля­ется очень слож­ным чте­нием с точки зре­ния пра­во­слав­ного уче­ния о спа­се­нии. Мы читаем Еван­ге­лие от Луки 17 гл. с 11 стиха и ниже. “Идя в Иеру­са­лим, Он про­хо­дил между Сама­рией и Гали­леей. И когда вхо­дил он в одно селе­ние, встре­тили его десять чело­век про­ка­жен­ных, кото­рые оста­но­ви­лись вдали и гром­ким голо­сом гово­рили: Иисус, Настав­ник, поми­луй нас”.

Надо ска­зать, что Сама­рия счи­та­лась в то время нечи­стым местом, потому что там жили сама­ри­тяне, кото­рые счи­та­лись сек­тан­тами и ере­ти­ками, да и к с самой Гали­лее было слож­ное отно­ше­ние, потому что там жило много гре­ков-языч­ни­ков, и иудеи ста­ра­лись не про­хо­дить между Сама­рией и Гали­леей, но так как Гос­подь наш при­шел в этот мир спа­сать не пра­вед­ных, а греш­ных, мы видим его в этом месте. Его встре­чают десять про­ка­жен­ных. Какую инфор­ма­цию нам сооб­щает число этих про­ка­жен­ных? Десять в иудей­ской тра­ди­ции того вре­мени озна­чало — миньян. Миньян, это то коли­че­ство муж­чин, десять чело­век, кото­рые могут совер­шать обще­ствен­ную молитву. Если меньше десяти, то они не могли совер­шать обще­ствен­ную молитву, они моли­лись дома, а когда десять, это счи­та­лось доста­точ­ное число для совер­ше­ния обще­ствен­ной молитвы.

И здесь мы видим, что эти про­ка­жен­ные муж­чины оста­но­ви­лись вдали. Какая инфор­ма­ция содер­жится в этом уточ­не­нии, что они оста­но­ви­лись вдали? Они дей­ство­вали в соот­вет­ствии с Божиим зако­ном, кото­рый запре­щал про­ка­жен­ным под­хо­дить близко к людям, они должны были по закону Бога сто­ять вдали от людей и даже кри­чать: “про­ка­жен­ный!, про­ка­жен­ный!”, или “не чист!, не чист!”, и они носили спе­ци­аль­ные чер­ные одежды, чтобы можно было визу­ально отли­чить про­ка­жен­ного от не про­ка­жен­ного, и чтобы ночью с ними никто не столк­нулся, у них к этим одеж­дам при­вя­зы­вали бубенцы и по звуку люди опре­де­ляли, что это нечи­стые идут и от них удалялись.

Но здесь мы видим, что всем этим минья­нам они гром­кими голо­сами гово­рили: Иисус Настав­ник, поми­луй нас! Уви­дев их, Он ска­зал им: пой­дите, пока­жи­тесь свя­щен­нику, Каза­лось бы, если сам Сын Божий встре­ча­ется с людьми, кото­рые нуж­да­ются в его помощи, зачем здесь еще какие-то свя­щен­ники? Но Хри­стос тоже дей­ствует по отно­ше­нию к этим про­ка­жен­ным в соот­вет­ствии с зако­ном Божиим. По закону Бога, если у чело­века про­каза, его надо было послать к свя­щен­нику, чтобы свя­щен­ник осмот­рел, какая это про­каза, именно свя­щен­ник уста­нав­ли­вал чист чело­век или не чист. А как мы знаем, Сын Божий при­шел в этот мир не для того, чтобы нару­шить Закон, но для того, чтобы его испол­нить. Таким обра­зом мы видим про­ка­жен­ных, кото­рые дей­ствуют в соот­вет­ствии с зако­ном и видим Сына Божия, кото­рый тоже дей­ствует в соот­вет­ствии с зако­ном, когда гово­рит им: пой­дите, пока­жи­тесь свя­щен­нику. И когда они шли — очи­сти­лись. Про­ис­хо­дит чудо! Избав­ле­ние этих людей от про­казы, кото­рое, по отно­ше­нию к ним, конечно, сотво­рил сын Божий.

Один же из них, видя, что исце­лен, воз­вра­тился, гром­ким голо­сом про­слав­ляя Бога. Мы видим, что только один из десяти, воз­вы­шая голос в про­слав­ле­нии Бога, воз­вра­ща­ется к Гос­поду Иисусу Хри­сту, чтобы отбла­го­да­рить Его. Но, что мы видим? Этот один не был пра­во­вер­ным иудеем. Он был ере­тик и сек­тант, и мы читаем далее, как он дей­ствует: “и пал ниц к ногам Его, т.е. к ногам Иисуса, бла­го­даря Его”, — еван­ге­лист Лука, даже как бы с некой доса­дой пишет: “и этот был сама­ря­нин”. Было тогда общее поло­же­ние, что иудеи с сама­ря­нами не сооб­ща­ются. Сама­ряне — это клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма, они моли­лись не в Иеру­са­лиме, на горе Мориа, а на горе Гари­зим, вдали от Иеру­са­лима, они имели свое свя­щен­ство, не при­зна­вали как бы свя­щен­ство еврей­ское, у них был свой текст пяти­кни­жия, кото­рый имел до шести тысяч раз­но­чте­ний с еврей­ским, извест­ное сама­рян­ское пяти­кни­жие, т.е. это клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. И слож­ность сего­дняш­него еван­гель­ского чте­ния заклю­ча­ется в том, что к Гос­поду при­хо­дит с бла­го­дар­ным чув­ством только сек­тант — сама­ря­нин, а пра­во­вер­ные девять чело­век, девять исце­лен­ных, вер­нув­ши­еся к нор­маль­ной жизни, они не бла­го­да­рят Гос­пода Иисуса за дар очи­ще­ния. Тогда Иисус ска­зал: не десять ли очи­сти­лись? Где же девять? Как они не воз­вра­ти­лись воз­дать славу Богу, кроме сего ино­пле­мен­ника? И ска­зал ему: встань, иди — вера твоя спасла тебя! Вот здесь как раз про­блема: как его вера, этого ере­тика и сек­танта могла его спа­сти? Конечно не могла. Потому что когда сама­рянка спра­ши­вала Гос­пода Иисуса, она гово­рила Ему: мы покло­ня­емся на горе Гари­зим, вы в Иеру­са­лиме, где более пра­вильно покло­няться? Хри­стос прямо ей ска­зал: вы не зна­ете чему кла­няться, мы знаем — спа­се­ние от иудеев; т.е. он ото­же­ствил себя с вет­хо­за­вет­ною цер­ко­вью и засви­де­тель­ство­вал о том, что сама­ряне не участ­вуют в истин­ном покло­не­нию Богу.

Но в этом слу­чае сама­ря­нин ведет себя немножко странно. Во-пер­вых, он идет вме­сте с дру­гими про­ка­жен­ными к свя­щен­ни­кам иудей­ским. У сама­рян были свои свя­щен­ники. Потом вме­сте с деся­тью про­ка­жен­ными он обра­щался за помо­щью к Иисусу Хри­сту, кото­рого счи­тали в то время цади­ком, т. е. пра­вед­ни­ком и рав­ви­ном, т.е. учи­те­лем, и полу­чив исце­ле­ние, он не бежит в свое свя­ти­лище на горе Гари­зим, а отправ­ля­ется к Гос­поду Иисусу и бла­го­да­рит Его.

Ино­гда люди дру­гих вер про­яв­ляют уди­ви­тель­ное бла­го­ра­зу­мие и сми­ре­ние, осо­бенно в бла­го­да­ре­нии Богу. Вот ком­плекс наших зда­ний нахо­дился в пер­вой поло­вине 19-го века под пат­ро­на­жем чело­века, кото­рого звали док­тор Гааз. Док­тор Гааз был римо-като­лик, кото­рый при­был в Рос­сию и посвя­тил всю свою жизнь рус­ским катор­жа­нам. Он зани­мал пост глав­ного кура­тора тюрем в Москве и бога­де­лен. И док­тор Гааз не имел семьи, он не созда­вал себе богатств, он жил для рус­ских катор­жан. Он хло­по­тал, чтобы кан­далы были облег­чены в весе и доби­вался, он хло­по­тал, чтобы в лютые морозы кан­далы обши­ва­лись бы кожей, чтобы металл не сопри­ка­сался с телом, не обжи­гал ноги и руки, и вся его жизнь, как жизнь доб­рого сама­ря­нина, доб­рого ино­вер­ного, она скла­ды­ва­лась как слу­же­ние пра­во­слав­ным катор­жа­нам, пад­шим пра­во­слав­ным людям, кото­рые осту­пи­лись, совер­шив те или иные пре­ступ­ле­ния. И катор­жане так любили док­тора Гааза, что, когда их гнали через Москву эта­пом в Сибирь, они все­гда уте­шали себя мыс­лию, что можно под­ле­читься у док­тора Гааза, что он осмат­ри­вает всех таких людей по воз­мож­но­сти и ока­зы­вает им помощь. Чтобы дока­зать мини­стер­ству по нака­за­ниям, что ходить в кан­да­лах без кожи очень сложно, док­тор Гааз одел такие кан­далы себе на ноги и в своем каби­нете ходил вокруг стола в тече­нии очень дли­тель­ного вре­мени. Там при­сут­ство­вали его дру­зья, кото­рые фик­си­ро­вали, как эти кан­далы до крови могут пора­нить ноги рус­ских катор­жан, и потом они на осно­ва­нии этого тяже­лей­шего экс­пе­ри­мента — он целый день шел — подали на имя Госу­даря Импе­ра­тора и гене­рала-губер­на­тора Москвы про­ше­ние о том, чтобы обши­вали кожей эти кан­далы и чтобы умень­шили в весе. Когда док­тор Гааз был при смерти, забо­лел, он был при­хо­жа­ни­ном храма римо-като­ли­че­ской церкви Непо­роч­ного Зача­тия в Москве, то свя­ти­тель мит­ро­по­лит Фила­рет Дроз­дов при­ка­зал, чтобы во всех пра­во­слав­ных хра­мах слу­жили молебны о его исце­ле­нии. Настолько вот авто­ри­тет этого, каза­лось бы, ино­вер­ного, нрав­ствен­ный авто­ри­тет был велик. Он умер, его похо­ро­нили на немец­ком клад­бище, кото­рое нахо­дится здесь неда­леко, и это место, оно почи­та­ется раз­ными людьми, раз­ных вер.

Одна­жды док­тор Гааз шел по улице и у него сняли шубу с него. Напали бан­диты, сняли шубу. Он вер­нулся домой и вскоре бан­дит­ский мир Москвы узнал, что шубу сняли с самого док­тора Гааза! Кото­рый луч­ший друг рус­ских катор­жан. Этих гра­би­те­лей бан­диты сами нашли, заста­вили их при­не­сти шубу, потом никто не видел этих бан­ди­тов, потому что даже пад­шие люди с вели­чай­шим ува­же­нием отно­си­лись к этому человеку.

Мы знаем из житий­ной лите­ра­туры о том, что Бог через свя­ти­те­лей пра­во­слав­ных исце­лял ино­вер­ных. Так свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит мос­ков­ский Всея Руси, ездил в золо­тую орду и исце­лил мать хана золо­той орды, кото­рая ослепла и не могла ничего видеть. Над ней совер­шили собо­ро­ва­ние, хотя она была языч­ница и она полу­чила исце­ле­ние. Изве­стен слу­чай, когда один цеса­ре­вич татар­ский при­был в Москву и его дру­зья, кото­рые были пра­во­слав­ные, рас­ска­зы­вали ему, что у пра­во­слав­ных хри­стиан во время литур­гии хлеб ста­но­вится телом Сына Божия, а вино кро­вью. И этот татар­чо­нок решил войти в храм и посмот­реть, и было при­ча­стие. Этот царе­вич татар­ский подо­шел, на мыски под­нялся, загля­нул в чашу и уви­дел: мла­де­нец пла­вает в крови и у него руки и ноги кро­во­то­чат. То есть Гос­подь устра­и­вает свои отно­ше­ния с самыми раз­ными людьми: раз­ных вер, раз­ного наци­о­наль­ного происхождения.

Гос­подь забо­тится не только о всех людях, о веру­ю­щих и о не веру­ю­щих. Он забо­тится о пти­цах небес­ных, о зве­рях поле­вых. И то, что этот сама­ря­нин, ере­тик, он про­явил бла­го­дар­ность Богу, Гос­подь Иисус не оттал­ки­вает его, а, напро­тив, спра­ши­вает: а где девять? А почему эти не при­шли, несмотря на то, что они пра­во­вер­ные? Конечно, это Еван­гель­ское чте­ние очень слож­ное с точки зре­ния пра­во­слав­ного уче­ния о спа­се­нии, но оно сви­де­тель­ствует о том, что Бог не огра­ни­чен в своих дей­ствиях ника­кими зако­нами, ника­кими пред­став­ле­ни­ями о рели­гии, потому, что Гос­подь явля­ется само­власт­ный Вла­дыко над всем тво­ре­нием. Ско­рее всего мы можем пред­по­ло­жить, что Гос­подь Иисус Хри­стос зажег пламя исти­ной веры в сердце этого сама­ря­нина, но здесь обра­щает на себя слова, когда Хри­стос гово­рит: “как они не воз­вра­ти­лись воз­дать славу Богу, кроме сего ино­пле­мен­ника”? Ино­пле­мен­ник в те вре­мена, это озна­чало чело­век чужой, чело­век не духов­ный, чело­век земли — чернь. Такое зна­че­ние имело это слово. Поис­тине, как ска­зано в Еван­ге­лиях, Дух Божий дышит где хочет, и глас Его слы­шишь, откуда при­хо­дит и куда ухо­дит не зна­ешь. И то, что Бог ино­гда про­яв­ляет свое мило­сер­дие по отно­ше­нию к чужим к истин­ной вере, это сви­де­тель­ство о любви Божией. И это при­зыв к нам, пра­во­вер­ным, более усердно бла­го­да­рить Бога, чтобы люди дру­гих вер, не истин­ных вер, не опе­ре­жали бы нас в своих доб­рых делах. Как Гос­подь и гово­рит: “и так да све­тит свет ваш перед людьми с тем, что бы они видели ваши доб­рые дела и про­слав­ляли Отца Небесного”.

Итак, сего­дняш­нее Еван­гель­ское чте­ние — это при­зыв к сове­сти пра­во­вер­ных опе­ре­жать в своих делах, своем бла­го­да­ре­нии, людей ино­слав­ных, и если про­ис­хо­дит наобо­рот, то это не совсем пра­вильно и даже очень печально, когда пра­во­слав­ный чело­век не опе­ре­жает в бла­го­че­стии дру­гих людей. Даже Свя­тым апо­сто­лам Хри­стос ска­зал: “если ваша пра­вед­ность не пре­взой­дет пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев, вы не вой­дете в цар­ствие небес­ное”. А что зна­чит пре­взойти пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев? Достиг­нуть ее и под­няться еще выше.

Спаси вас Господь!

  • 12 тыс. 0