Проповеди ру: Проповеди / Православие.Ru

Разное

Содержание

Проповедь

  • Раздел «Про­по­веди»
  • Про­по­ведь Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Как над­ле­жит поучать и нази­дать свою паству свт. Гри­го­рий Вели­кий
  • О содер­жа­нии про­по­ве­дей архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Аудио­про­по­веди
  • Видео­про­по­веди

Про́поведь – настав­ле­ние, разъ­яс­ня­ю­щее основы истин­ной веры и бла­го­че­сти­вой жизни.

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства нераз­рывно свя­зано с про­по­ве­дью. Сам Иисус Хри­стос про­по­ве­до­вал Свое учение среди еврей­ского народа. Им были избраны 12 апо­сто­лов, а затем еще 70 уче­ни­ков для про­по­веди Еван­ге­лия. Их бла­го­ве­стие миру при­нято назы­вать апо­столь­ской про­по­ве­дью. В деле хри­сти­ан­ской про­по­веди потру­ди­лись отцы и учи­тели Церкви, многие из кото­рых были выда­ю­щи­мися про­по­вед­ни­ками.

Про­по­ведь свя­щен­ника – неотъ­ем­ле­мая часть пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния.

Наука о сущ­но­сти, содер­жа­нии и спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стях хри­сти­ан­ской про­по­веди назы­ва­ется гомиле­ти­кой.

Труды ап. Петра и прочих апо­сто­лов

«Ап. Пётр принял на себя труд рас­про­стра­нять хри­сти­ан­ство между иуде­ями. Из языч­ни­ков он обра­тил в Иеру­са­лиме по осо­бен­ному вну­ше­нию Божию целое язы­че­ское семей­ство. В 44 г., когда ему угро­жала смерть от Ирода Агриппы, он, осво­бож­дён­ный анге­лом из тем­ницы, на долгое время оста­вил Иеру­са­лим, про­по­ве­дуя в сосед­них про­вин­циях, осо­бенно же, в Антио­хии. Ап. Пётр в 51 г. при­сут­ство­вал на Апо­столь­ском соборе. Счи­та­ется, что после собора, он, посе­тив Антио­хию, про­по­ве­до­вал иудеям рас­се­я­ния в Понте, Гала­тии, Кап­па­до­кии, Асии и Вифи­нии, к кото­рым писал своё первое посла­ние. Затем ап. Пётр со своим уче­ни­ком Марком про­по­ве­до­вал в Вави­лоне Еги­пет­ском, и в Алек­сан­дрии ап. Марк осно­вал цер­ковь. Посе­тил ап. Пётр и Коринф после того, как ап. Павел осно­вал там цер­ковь.

В 67 г. ап. Пётр прибыл в Рим, где, по сви­де­тель­ству Тер­тул­ли­ана, руко­по­ло­жил тре­тьего рим­ского епи­скопа Кли­мента. В 66‑м или в начале 67-го года ап. Пётр был заклю­чен в тем­ницу и через несколько меся­цев распят на кресте, вниз голо­вой, так как считал себя недо­стой­ным быть рас­пя­тым, как Спа­си­тель.

Ап. Андрей про­по­ве­до­вал в Кап­па­до­кии, Гала­тии, Вифи­нии, вообще по восточ­ным и север­ным бере­гам Чер­ного моря и в Скифии. По пре­да­нию он был на месте буду­щего Киева. Муче­ни­че­скую смерть апо­стол пре­тер­пел в Патрасе, в Ахаии. В Визан­тии он поста­вил первым епи­ско­пом св. Стахия, и таким обра­зом от него ведёт свое начало кон­стан­ти­но­поль­ская иерар­хия.

Выше упо­ми­на­лось о муче­ни­че­ской кон­чине в 44 г. ап. Иакова Зеве­де­ева,кото­рый, веро­ятно, нико­гда не остав­лял Иеру­са­лима.

Ап. Иоанн Бого­слов был сыном гали­лей­ского рыбака Зеве­дея и жены его Сало­мии, по пре­да­нию, дочери Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака. Воз­люб­лен­ный ученик Спа­си­теля, он, по Его завету, был охра­ни­те­лем Бого­ма­тери до самого Её успе­ния. Известно уча­стие его в Апо­столь­ском соборе. Досто­верно неиз­вестно, когда именно он появился в Малой Азии. Прибыл он тогда, когда после заклю­че­ния ап. Павла в узы, тамош­ние церкви лиши­лись послед­него своего руко­во­ди­теля. Посто­ян­ным его место­пре­бы­ва­нием был Ефес. Около 96 г., при имп. Доми­ци­ане, он, будучи брошен в котёл с кипя­щим маслом, чудес­ным обра­зом остался жив и был сослан на о. Патмос. В 96–98 гг. вер­нулся опять в Ефес. Скон­чался он в Ефесе в начале 2 в. в воз­расте более ста лет. Его и брата его Иакова за силу духа и огнен­ную рев­ность Гос­подь про­звал «воанер­гес,» что значит «сыны гро­мовы.» Им напи­сано Еван­ге­лие, три посла­ния и Апо­ка­лип­сис.

Ап. Фома, назы­ва­е­мый также Диди­мом, про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие вар­вар­ским пле­ме­нам в Парфии, Индии и на близ­ле­жа­щих ост­ро­вах. В Индии он постра­дал в г. Кала­мине (Малья­пур). Мощи его пере­не­сены в Едессу.

Ап. Филипп был родом из Виф­са­иды, также как апп. Пётр и Андрей. По более позд­ним ска­за­ниям он устроил цер­ковь во Фригии; скон­чался в г. Иера­поле, у гроб­ницы его всегда было много людей

Ап. Вар­фо­ло­мей был родом из Каны Гали­лей­ской. По досто­вер­ным сви­де­тель­ствам, он про­по­ве­до­вал в Счаст­ли­вой Аравии и Индии, постра­дал же (с него живого содрали кожу) в Арме­нии, в г. Алва­но­поле, в нынеш­нем Даге­стане. Еп. Арсе­ний отме­чает, что Вар­фо­ло­мея и Нафа­наила счи­тают одним и тем же лицом.

Ап. Матфей, кото­рого счи­тают бывшим мыта­рем Левием, был сбор­щи­ком пода­тей при Гали­лей­ском озере. Сна­чала он про­по­ве­до­вал евреям. Он напи­сал Еван­ге­лие на родном языке. По позд­ней­шим ска­за­ниям, он про­по­ве­дует то в Маке­до­нии, то в Сирии, Парфии, Эфи­о­пии и др. стра­нах. Несо­мненно только то, что он про­по­ве­до­вал вне пре­де­лов Рим­ской импе­рии. Неиз­вестно, умер ли он есте­ствен­ной смер­тью, или был заму­чен.

Ап. Иаков млад­ший, сын Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака. Он поль­зо­вался особым ува­же­нием хри­стиан из иудеев и, как епи­скоп Иеру­са­лим­ский, при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в Апо­столь­ском соборе. Об уби­е­нии его в 62 г. упо­ми­на­лось выше.

Брат его, ап. Иуда, назы­ва­е­мый Лев­веем и Фад­деем, по одним ска­за­ниям, про­по­ве­до­вал в Ливии, по другим – в Сирии и Арме­нии. Еп. Арсе­ний отме­чает, что он был пове­шен на кресте и прон­зен стре­лами в Арме­нии, в окрест­но­стях Ара­рата. Име­ется одно его посла­ние.

Ап. Симон Кана­нит, по про­звищу Зилот, как пола­гают, был братом Иакова и Иуды. Известно, что он про­по­ве­до­вал на востоке, в при­кав­каз­ских стра­нах, сопут­ствуя ап. Андрею. Скон­чался он в Ана­то­лии, в 15 вер­стах от нынеш­него Сухуми, при впа­де­нии р. Псир­ста в Чёрное море.

Ап. Матфей, избран­ный на место Иуды Иска­ри­от­ского, про­по­ве­до­вал вне пре­де­лов Рим­ской импе­рии. Еп. Арсе­ний отме­чает осно­ва­ние им церкви в Синопе.

Ап. Фаддей, из 70-ти, сперва сопут­ство­вав­ший ап. Фоме, отправ­лен был им около 38 г. к вла­де­телю Едессы, князю Авга­рию, верив­шему в чудеса Спа­си­теля. По пре­да­нию, он кре­стил Авгаря и многих его жите­лей, поло­жив этим осно­ва­ние Армян­ской Церкви. Перед смер­тью он поста­вил для Едессы епи­ско­пом Аггея».

Исто­рия Церкви. Нико­лай Д. Таль­берг

Про­по­ведь в древ­ней Церкви

Про­по­ведь за бого­слу­же­нием IV‑V вв.

«Про­по­ведь за бого­слу­же­нием IV‑V вв. зани­мала не менее зна­чи­тель­ное место, чем в преж­ние века, бла­го­даря живо­сти бого­слов­ских споров и повы­ше­нию общего уровня обра­зо­ва­ния в клире (многие цер­ков­ные дея­тели IV‑V вв. полу­чили обра­зо­ва­ние в лучших свет­ских школах того вре­мени). Едва ли какой период оста­вил более длин­ный ряд зна­ме­ни­тых про­по­вед­ни­ков и дал более мате­ри­ала для нынеш­них устав­ных чтений. На Востоке про­сла­ви­лись:Евсе­вий Кеса­рий­ский, свв. Афа­на­сий Вели­кий, Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Кирилл Иеру­са­лим­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Мака­рий Вели­кий, Ефрем Сирин, Иоанн Зла­то­уст, Прокл, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ский, Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и блж. Фео­до­рит; на Западе: св. Амвро­сий, блж. Авгу­стин, Петр Хри­со­лог, Лев Вели­кий, Цеза­рий, еп. Арль­ский. Боль­шин­ство сохра­нив­шихся от этого пери­ода про­по­ве­дей пред­став­ляет из себя изъ­яс­не­ние Св. Писа­ния; зна­чи­тель­ное коли­че­ство посвя­щено дог­ма­ти­че­ским спорам; менее – чисто нази­да­тель­ного харак­тера и срав­ни­тельно неболь­шой круг пред­став­ляют из себя празд­нич­ные про­по­веди. Из про­по­ве­дей пер­вого рода вошли в нынеш­нее наше бого­слу­же­ние в наи­бо­лее широ­ком раз­мере беседы св. Иоанна Зла­то­уста, отча­сти Васи­лия Вели­кого; второй род про­по­ве­дей этого вре­мени, как имев­шие вре­мен­ный харак­тер, не вошел вовсе в наше бого­слу­же­ние. Из тре­тьего рода вошли беседы св. Ефрема; из чет­вер­того – боль­шин­ство немно­го­чис­лен­ных про­из­ве­де­ний этого рода.

Про­по­вед­ники этого пери­ода нередко отме­чают усер­дие, с кото­рым посе­ща­лись их поуче­ния, и иногда вынуж­дены бороться даже с пре­уве­ли­чен­ной оцен­кой места и зна­че­ния про­по­веди в составе бого­слу­же­ния. «Про­по­ведь, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – для вас все. Вы гово­рите: что делать в церкви, если нет про­по­веди? Это совер­шенно пре­врат­ный взгляд. Что за нужда в про­по­вед­нике? Соб­ственно из-за вас он стал необ­хо­ди­мым. Зачем про­по­ведь? Все ясно в Св. Писа­нии». «Часто я искал в оный свя­щен­ный час (евха­ри­стии) такого мно­го­чис­лен­ного собра­ния, какое теперь здесь соста­ви­лось, и не нахо­дил нигде, и глу­боко взды­хал я о том, что вы вашего сораба, гово­ря­щего с вами, слу­ша­ете с таким рве­нием, а когда Хри­стос явля­ется на св. вечере, цер­ковь пустеет». Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Зла­то­уст. Кар­фа­ген­ский Собор 399 г. поста­нов­ляет: «кто выйдет из собра­ния (de auditorio), когда свя­щен­ник держит слово в церкви, да будет отлу­чен». Цеза­рий Арль­ский (нач. VI в.) после бес­плод­ных убеж­де­ний не ухо­дить с про­по­веди велел на время ее запи­рать цер­ков­ные двери. Вообще на Востоке про­по­ведь за бого­слу­же­нием зани­мала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих послед­них сви­де­тельств, и из списка про­по­вед­ни­ков там и здесь, и, нако­нец, из явно пре­уве­ли­чен­ного, но харак­тер­ного сви­де­тель­ства Созо­мена, что в Риме «ни епи­скоп, ни другой кто не учит в церкви».

Время про­по­веди

Глав­ным момен­том для про­по­веди по-преж­нему была литур­гия, и именно ее под­го­то­ви­тель­ная часть, литур­гия огла­шен­ных, как это пока­зы­вает целый ряд бесед св. Иоанна Зла­то­уста и др., часто напо­ми­на­ю­щих слу­ша­те­лям только что слы­шан­ные ими литур­гий­ные воз­гласы и молитвы. Но иногда и по местам про­по­ведь была и за дру­гими служ­бами. Так, беседы на Шестод­нев св. Васи­лия про­из­но­си­лись по две в день – за утрен­ним бого­слу­же­нием и вечер­ним («когда вы были на корот­кой утрен­ней (εωθεν) беседе, то мы натолк­ну­лись на такую скры­тую глу­бину мысли, что отча­я­лись насчет даль­ней­шего» и т. п.3). По Сократу, «в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской и на Кипре в день суб­бот­ний и недель­ный всегда вече­ром с воз­жже­нием све­тиль­ни­ков (μετά της λυχναψίας) пре­сви­теры и епи­скопы изъ­яс­няют Писа­ния». Беседы св. Иоанна Зла­то­уста на Бытие про­из­но­си­лись вече­ром («мы изла­гаем вам Писа­ния, а вы, отвра­тив глаза от нас, обра­тили вни­ма­ние на све­тиль­ники, на того, кто зажи­гал све­тиль­ники»). «Обра­тите вни­ма­ние на про­дол­же­ние псалма, о кото­ром мы на утрене гово­рили», – при­гла­шает своих слу­ша­те­лей блж. Авгу­стин. Так как про­по­ведь счи­та­лась непре­мен­ною при­над­леж­но­стью литур­гии, то она, надо думать, имела место обя­за­тельно в те дни, когда совер­ша­лась литур­гия и настолько часто, насколько где-либо совер­ша­лась послед­няя. Но в Четы­ре­де­сят­ницу и Пяти­де­сят­ницу, осо­бенно в первую – в виду огла­шен­ных, про­по­ве­до­вали боль­шей частью еже­дневно. Так, в беседе св. Иоанна Зла­то­уста на Бытие и «о ста­туях», равно как в словах блж. Авгу­стина на псалмы, посто­янно встре­ча­ются ссылки на «вче­раш­нюю» беседу. В мона­ше­ских же общи­нах, по край­ней мере неко­то­рых, как увидим, авва и в тече­ние целого года еже­дневно поучал братию.

Про­по­ве­до­вав­шие лица

Что каса­ется про­по­ве­до­вав­ших лиц, то, по при­меру апо­сто­лов и по прак­тике II и III вв., насто­я­щим слу­жи­те­лем слова счи­тался епи­скоп. «Соб­ственно обя­зан­ность (proprium munus) епи­скопа – учить народ». По св. Иоанну Зла­то­усту, спо­соб­ность к учи­тель­ству в епи­скопе «должна быть прежде всего». Про­по­вед­ни­че­ский талант тогда наи­бо­лее выдви­гал лиц на епи­скоп­ские кафедры, как пока­зы­вают при­меры Евсе­вия Кеса­рий­ского, свв. Гри­го­рия Бого­слова, Иоанна Зла­то­уста и блж. Авгу­стина. Но в цер­ков­ном учи­тель­стве гораздо более преж­него вре­мени при­ни­мают уча­стие и пре­сви­теры. Еще в III в. столь зна­ме­ни­тый про­по­вед­ник, как Ориген, был пре­сви­те­ром только.

Апо­столь­ские Поста­нов­ле­ния пред­пи­сы­вают: после чтений, а в част­но­сти после Еван­ге­лия, «пре­сви­теры пооди­ночке, а не все сразу, пусть уве­ще­вают народ, а после всех их епи­скоп, кото­рый подо­бен корм­чему». Согласно с этим, в Иеру­са­лим­ской Церкви, по опи­са­нию Палом­ни­че­ства, при­пи­сы­ва­е­мого Силь­вии, в день вос­крес­ный «из всех сидя­щих пре­сви­те­ров про­по­ве­дует кто поже­лает, а после всех их про­по­ве­дует епи­скоп». Св. Иоанн Зла­то­уст именно в сане пре­сви­тера про­по­ве­до­вал в Антио­хии в при­сут­ствии своего епи­скопа Фла­ви­ана, кото­рый иногда при­со­еди­нял свое уве­ща­ние к его про­по­веди.

Блж. Авгу­стину, когда он был пре­сви­те­ром, его пре­ста­ре­лый епи­скоп Вале­рий, плохо вла­дев­ший латин­ским языком своей паствы, пору­чил про­по­ве­до­ва­ние в церкви, и когда епи­скопа упре­кали за это, он сослался на восточ­ный обычай такого рода. Сле­до­ва­тельно, на Западе до того вре­мени про­по­ведь была пре­ро­га­ти­вой одного епи­скопа. Но уже блж. Иеро­ним об этом гово­рит: «весьма плохой обычай, что в неко­то­рых церк­вах пре­сви­теры молчат и не гово­рят в при­сут­ствии епи­ско­пов, как будто те им зави­дуют или не удо­сто­и­вают слу­шать их». В слу­чаях необ­хо­ди­мо­сти или исклю­чи­тель­ных допус­ка­лись к про­по­веди и диа­коны.

Еще в III в., по сви­де­тель­ству св. Кипри­ана, во время гоне­ний, кото­рые иногда лишали Цер­ковь пре­сви­те­ров, право про­по­веди предо­став­ля­лось и диа­ко­нам. Один из самых зна­ме­ни­тых про­по­вед­ни­ков IV в. св. Ефрем имел только сан диа­кона. Св. папа Гри­го­рий Вели­кий ( 604 г.) во время болезни пору­чал диа­ко­нам читать свои про­по­веди. Выше мы видели, что диа­ко­нам пору­ча­лось чтение за бого­слу­же­нием гомилий св. отцов. Даже миряне допус­ка­лись к про­по­ве­до­ва­нию, но только в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях. Так было еще в III в. По сви­де­тель­ству Евсе­вия, когда Ориген уда­лился из Алек­сан­дрии в Кеса­рию Пале­стин­скую, «здесь мест­ные епи­скопы (Алек­сандр Иеру­са­лим­ский и Фео­к­тист Кеса­рий­ский) про­сили его бесе­до­вать и изъ­яс­нять Св. Писа­ние все­на­родно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще руко­по­ло­жен в пре­сви­тера», и на упрек со сто­роны Димит­рия, еп. Алек­сан­дрий­ского, «что нико­гда не слы­хано было и теперь не в обычае миря­нину про­по­ве­до­вать в при­сут­ствии епи­скопа», ссы­ла­лись на целый ряд преж­них при­ме­ров в разных стра­нах. Но от IV и V вв. не известно уже таких при­ме­ров, если не счи­тать речи импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого к Пер­вому Все­лен­скому Собору. Напро­тив, когда неко­то­рые монахи на Востоке стали при­сва­и­вать себе право цер­ков­ной про­по­веди, папа Лев I Вели­кий (440- 461), для кото­рого, может быть, странна была и про­по­ведь пре­сви­тера в церкви, писал против этого Мак­симу, еп. Антио­хий­скому, и Фео­до­риту, еп. Кирр­скому, говоря в письме пер­вому: «кроме свя­щен­ни­ков Гос­под­них никто не смеет про­по­ве­до­вать, монах ли то, или миря­нин, какою бы уче­но­стью (cujus libet scientiae nomine) ни сла­вился он». Но Кар­фа­ген­ский Собор 399 г. поста­нов­ляет: «миря­нин (laicus) да не дер­зает учить в при­сут­ствии кли­ри­ков, если они сами не попро­сят его об этом».

Только жен­щине, как и всегда, с апо­столь­ских еще времен, без­условно вос­пре­ща­лась про­по­ведь. Тот же Собор поста­нов­ляет: «жен­щина, хотя бы ученая и святая, да не при­сва­и­вает себе права (non praesumat) учить мужчин в собра­нии». В восточ­ных Церк­вах, впро­чем, диа­ко­нис­сам поз­во­ля­лось зани­маться огла­ше­нием гото­вя­щихся ко кре­ще­нию женщин, но не пуб­лично, а частно. В этом отно­ше­нии от Кафо­ли­че­ской Церкви резко отли­ча­лись неко­то­рые ере­ти­че­ские общины, не только допус­кав­шие про­по­ведь женщин, но имев­шие про­ро­чиц, какими у мон­та­ни­стов были Приска и Мак­си­милла, и воз­во­див­шие женщин в сте­пени епи­скоп­скую и пре­сви­тер­скую, как у них же Квин­тилла и Прис­цилла. То же было у кол­ли­ри­диан IV в., у кото­рых жен­щины совер­шали свя­щен­но­дей­ствия в честь Пресв. Девы Марии, как и у ката­ф­ри­гов.

Воз­гласы и обряды, сопро­вож­дав­шие про­по­ведь

Так как на про­по­ведь, слу­жив­шую объ­яс­не­нием Св. Писа­ния и все­цело осно­вы­ва­ю­щу­юся на нем, смот­рели тоже как на слово Божие в неко­то­ром роде, то и обстав­ля­лась про­по­ведь обря­дами и воз­гла­сами почти такими, как чтение Св. Писа­ния. Так, пред про­по­ве­дью диакон при­гла­шал при­сут­ству­ю­щих к тишине и вни­ма­нию, может быть, воз­гла­сом «Вонмем». Пред поуче­нием про­по­вед­ник совер­шал молитву, должно быть, тайно. Пред поуче­нием было в обычае при­вет­ствие народа со сто­роны про­по­вед­ника во имя Божие. Это при­вет­ствие выра­жа­лось воз­гла­сами: «Мир вам» или: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и при­ча­стие Св. Духа со всеми вами» с отве­том «И со духом твоим». Начи­на­лась про­по­ведь раз­ными молит­вен­ными воз­гла­сами, напри­мер «Бла­го­сло­вен Бог» (Εύλογητός ό Θεός). Заклю­че­нием про­по­веди было обык­но­венно сла­во­сло­вие Св. Троице.

Что каса­ется поло­же­ния тела, в кото­ром про­из­но­си­лась и слу­ша­лась про­по­ведь, то по край­ней мере епи­скоп обычно про­из­но­сил про­по­ведь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заим­ство­ва­нием у сина­гоги и осно­вы­ва­лось на при­мере Спа­си­теля. Но у св. Иоанна Зла­то­уста ука­зы­ва­ется и на сто­я­ние про­по­вед­ника. Слу­ша­тели же всегда стояли. Блж. Авгу­стин гово­рил: «чтобы не дер­жать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно…». И Кон­стан­тин Вели­кий не хотел садиться при долгих про­по­ве­дях Евсе­вия Кеса­рий­ского. Авгу­стин поз­во­лял только слабым и боль­ным слу­ша­те­лям садиться».

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый типи­кон

Православные СМИ служат проповеди слова Божия и служат делу спасения

К.Ковалев-Случевский: — Добрый день! Сегодня у нас в гостях Евгений Константинович Никифоров – генеральный директор православного радио «Радонеж». Здравствуйте!

Е. Никифоров: Здравствуйте, Константин! Рад вас видеть.

Ковалев-Случевский: — Спасибо, что пришли к нам в студию в очередной раз, всегда приятно с вами разговаривать, потому что вы человек глобальных знаний, и на любую тему можете спокойно пару часов разговаривать в эфире. Вы человек, который создал одно из первых православных средств массовой информации – и газету, и радио, и многое другое с одним названием – «Радонеж». Вы человек, который прекрасно понимает, что такое цена журналистики в современном мире, потому что это часть какой бы то ни было, но все-таки пропаганды, светской, религиозной или еще какой-то. Скажите, СМИ православного типа чем-то отличается от светского? Или это совершенно разные организации? Например, на православном телевидении священнослужители присутствуют в византийских одеяниях VIII-IX века, на светских они присутствуют в качестве гостей, и не так часто. Это каким-то образом меняет отношение к этому каналу или нет?

Е.Никифоров: Если говорить о средствах массовой информации, то если оно действительно преследует своей целью информировать своих слушателей или зрителей о чем-либо, оно достойно всяческого поощрения. Вы совершенно верно сказали, что сейчас мировые средства массовой информации превратились в средства дезинформации или пропаганды. Сейчас идет информационная война, причем жесточайшая, когда СМИ кормятся сплошными фейками. Как было раньше? Мы ориентировались на британскую журналистику, считалось, что она безупречна, потому что там всегда был поиск правды, и там-то не соврут. Почему говорили, что это четвертая власть? Потому что доверие к ним было грандиозное.

К.Ковалев-Случевский: -Да, считалось, что честный журналист всегда честно напишет, что было на самом деле.

Е.Никифоров: И эта честность зарабатывалась в течение длительного времени, они не подводили своих слушателей и своих читателей. А сейчас что происходит? Сейчас соврать, что плюнуть. Поэтому, во-первых, надо воздерживаться и, во-вторых, проверять источники. Я всегда спрашиваю, а где источник, особенно когда начинается клевета на Церковь, я говорю: «Все хорошо, я понимаю ваш праведный пафос, но где ваши источники информации? Откуда вы это взяли?» И большинство из этих источников, даже у тех, кто эксплуатирует православную тему, абсолютно недостоверны, там слова правды нет. И на это часто попадаются не просто обыватели, а серьезные, толковые профессиональные люди. Поэтому православные СМИ отличаются от неправославных тем, что они служат правде. Правда – это основа нашей веры. Мы служим истине – вот наша вера. Первые журналисты, кто это? Это апостолы. Апостолы были первыми журналистами. И задача православного журналиста – это уподобиться апостолам. Там и методы, кстати, все есть.

К.Ковалев-Случевский: — Истина одна, а правды много.

Е.Никифоров: Нет, мне кажется, что это умозаключение ради красного словца.

К.Ковалев-Случевский: — Вполне вероятно.

Е.Никифоров: Не очень это все убедительно. «Правда и истина сретостеся». Так что там, где правда, там и истина.

К.Ковалев-Случевский: — Язык православных средств массовой информации отличается или должен отличаться от светских программ? Все-таки мы разговариваем по-другому.

Е.Никифоров: И хорошо, тут двойственность. Потому что мы же не говорим на церковно-славянском языке, надо избегать любых сложностей, это неприлично по отношению к своим слушателям, которые просто тебя не поймут. Если ты хочешь что-то сказать, а мы служители слова, то есть мы передаем смыслы. Если мы хотим передать смыслы, то мы должны говорить на языке, который понятен нашим слушателям. Если мы начинаем имитировать некую псевдоцерковность, это недопустимо. Нужно понимать слушателя. И в церкви на службе тоже не бубнить, а говорить, разговаривать со своими прихожанами. Даже когда канон в храме читают, большинство даже не понимают, что читают. Здесь нужно быть осторожными, на нас ответственность за то время, которое мы тратим на людей и люди на нас. И мы должны бережно донести слово Божие, а не превратить в словесный, информационный шум.

К.Ковалев-Случевский: — А надо ли разговаривать с людьми на бытовом, облегченном языке?

Е.Никифоров: -Мы же с вами говорим на нормальном, человеческом языке. Я тоже филолог, поэтому я очень люблю слово, русский язык, сложный, интересный, изящный. Из всего многообразия его выразительных средств используется только десятая часть. Учитесь говорить не только красиво, но понятно, взвешенно и так, чтобы это слово доходило, чтобы люди любовались этой речью.

К.Ковалев-Случевский: — Как быть вот с такой проблемой: есть статистика, того же ВЦИОМ, что православные или духовные программы хотят видеть все, но на вопрос, смотрят они или нет такие программы, «да» отвечают только 1,5% опрошенных. То есть, люди хотели бы смотреть нравственные программы, но сами их не смотрят, потому что считают, что это может быть скучновато, нудно и все в таком роде. Каким образом можно поднять рейтинг православных телеканалов и радиостанций?

Е.Никифоров: Для начала – все-таки делать интересные программы, чтобы их слушали.

К.Ковалев-Случевский: — А что такое интересная программа на православном канале?

Е.Никифоров: То, что сказано искренне, правдиво. Конечно же, нужно это делать интересно. У нас есть православный фестиваль «Радонеж», который проходит уже 30 лет, 300 компаний принимают участие. За 30 лет выработался свой телеязык, понятный своим зрителям. Фильмы на фестивале потрясающие, это лучшая журналистика на свете. Я очень люблю этот фестиваль, потому что из этих фильмов ты узнаешь непознаваемое – таинственную, внутреннюю жизнь Церкви. Например, ты сам просто так не зайдешь в келью к старцу, это большая редкость, а здесь ты можешь увидеть, как проходит простая жизнь святых людей. Это вдохновляет, придает оптимизм. А каких изумительных молодых церковных людей показывают: девочки-иконописцы, или на клиросе. Удивляет чистота этих юных людей. И это, как правило, очень толковые, образованные люди. Вот сегодня у меня в гостях был выпускник нашей гимназии «Радонеж», который вышел из нашей школы с хорошими оценками, сейчас у него не только кандидатская диссертация, но и успешная высокотехнологичная фирма, он отец 6 детей. И мне было с ним очень интересно пообщаться, потому что это новая генерация людей, они по-новому осмысляют мир.

К.Ковалев-Случевский: — Они какие-то более веселые, чем мы. Менее угрюмые.

Е.Никифоров: -Но мы с тобой тоже не угрюмые, но вообще есть такое в нашем поколении. Просто каждому поколению свое. В каждом поколении есть свое очарование, прелесть, достижения.

К.Ковалев-Случевский: -Почему в православных СМИ мы не видим, например, спортивных программ, игровых программ или КВН? Это противоречит нашему мировоззрению?

Е. Никифоров: Я не знаю, потому что, наверное, не пробовал. Может на телевидении сейчас и есть какие-то хорошие развлекательные программы, я просто не смотрю. Конечно, могли бы быть такие программы, но ведь надо их делать талантливо. Телевидение — это продукт то ли талантливых людей, то ли больших денег. Любой жанр хорош, кроме скучного, как говорил Чехов. Надо стараться, надо работать. Сейчас уже и деньги появляются потихонечку. Смотришь, молодежь приходит, яркая, у которой есть, что сказать, но не все еще найдено. Пусть ищут, перед ними вся жизнь.

К.Ковалев-Случевский: — Должна ли быть цензура в православных СМИ? Существует ли она сейчас? На мой взгляд, цензура – это существующий аппарат, который специально создается для того, чтобы просматривать или утверждать те или иные тексты, или много что другого. Цензура должна существовать в обществе. Например, существует военная цензура, потому что есть государственная тайна. Есть еще несколько видов цензуры, например, нравственная цензура: мы не можем в приличном обществе ругаться или ходить раздетыми. Но чаще всего это самоцензура, потому что у нас нет аппарата, который бы подавлял или специально цензурировал, поэтому отсутствует официальная цензура. Но есть самоцензура – человек сам для себя решает, что он может, что не может, как он должен поступать, а как нет. В православных СМИ такая цензура существует? Или должна быть?

Е.Никифоров: Вы сейчас сами ответили на этот вопрос.

К.Ковалев-Случевский: — Я пока просто решил порассуждать.

Е.Никифоров: Это верное рассуждение и верные выводы. Люди не глупы, надо доверять читающей публике, она во многом сама разберется. Публику нужно воспитывать в верном понимании православных ценностей. Вот о.Амвросий, духовник «Радонежа», когда я его спрашивал, что можно, а что нельзя, говорил, что в принципе все можно, только для начала не затрагивайте тему денег и политики. А так старайтесь говорить обо всем. Ваша задача – создавать камертон православного человека, чтобы люди, насытывшись этим пониманием, сами разобрались потом, что правда, а что нет. Так говорил старец, что человек, который в Церкви прожил очень долго, как губка впитал в себя эту благодать церковную, он просто сам излучает благодать.

В наше время православные СМИ не должны заниматься цензурой. За 30 лет существования «Радонежа» патриарх ни разу не сказал мне, что я что-то не так сделал. Действительно, есть самоцензура. Я сам прекрасно понимаю, что на пользу Церкви, что разумно, а что незачем делать. Мы много работаем в прямом эфире. И разве я буду цензурировать о.Дмитрия Смирнова? Или того, кто звонит, нам не страшны никакие вопросы. Наши авторы хорошо знают, что можно, а что нельзя, просто не полезно, ну незачем накручивать людей, незачем раздувать страсти. Православные СМИ служат проповеди слова Божия и служат делу спасения. Если этого нет, то как ни называйся… точно так же, как у Шекспира: «И роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». И в СМИ ты за версту просто чувствуешь дух этого произведения, дух этого человека. И мне в голову не приходило каким-то нашим авторам, даже когда они были совсем юными, делать замечания. Как один известный митрополит решил меня мягко расспросить: «Евгений Константинович, а у вас есть какое-то духовное образование?» Я говорю: «Владыка, я 30 лет слушаю радио «Радонеж». -«Ну, принимается».

К.Ковалев-Случевский: — То есть семинарии нет, академии нет, но есть 30 лет на радио «Радонеж».

Е.Никифоров: Я рад, что многие люди через «Радонеж» пришли ко Христу. Семинаристы слушали, многие знаменитые деятели нашей Церкви, будучи семинаристами, слушали «Радонеж», все это очень приятно. Кстати, можно ли освящать тему «Православие и спорт»? Уже 1,5 года, как мы запустили программу, которая так и называется «Православие и спорт», ведет ее Владимир Носов. Сначала он помогал вести программу о.Олегу Стеняеву, а потом и сам стал автором и ведущим новой программы «Православие и спорт». Этот скромный, смиренный Владимир Носов оказался чемпионом Европы по боксу. И сейчас он приглашает в свою программу таких же молодых ребят, среди которых тоже чемпионы мира в разных видах спорта. В них нет ни грамма ярости, они очень дисциплинированные люди, ведь настоящие спортсмены – это прежде всего самодисциплина. Они молодые, яркие и очень глубоко верующие, причем это сознательная вера. Когда я слушаю по четвергам эту программу, чувствую ту энергию, которая от них исходит. Так что обо всем можно говорить, только мы должны осознавать и понимать смысл явлений в свете самого главного – перспективе нашего христианского спасения.

К.Ковалев-Случевский: — Что бы вы посоветовали православному журналисту? Или человеку, который хотел бы пойти по этому пути – пойти работать в православную журналистику.

Е.Никифоров: Во-первых, понять, что журналист – это человек, которому интересен мир. Если вам не интересен окружающий мир, если вы не хотите разобраться в происходящем, поехать, посмотреть, если вы ленивы — это не ваше. Потому что то, что вы пишете или снимаете, будет таким же вялым, бессмысленным и неприятным. Поэтому православная журналистика – это мир энергичных людей, которые хотят понять себя, осмыслить само явление и показать его с верной стороны, а это уже дело твоей человеческой ответственности.

Дом — Обещанная реставрация

У птицы есть закон. Теперь его тело материально. Он привязан к земле, садится здесь на землю. Но в нем есть закон, что, как он расправит свои крылья, он может улететь отвесно и скрыться из виду. Это против науки. Они утверждают, что это… это привязано к земле; гравитация должна удерживать его здесь.

Подробнее…

Величие в смирении. Не забывай об этом, Черч. Я говорю о смирении, подлинном смирении, а не о чем-то напускном. Что-то такое, это настоящее смирение.

Иисус сказал нам, как это сделать. Он преодолевает. Преодолеть означает «выдержать испытание», верно, как это делали все старые святые. Как и Иисус, среди всех Своих врагов Он выдержал испытание.

Подробнее…

Иногда верующие подвергаются испытаниям. Не иногда; каждый раз! «Ибо каждый сын, приходящий к Богу, должен быть наказан, испытан, воспитан». Помните об испытаниях, пыльных дорогах, палящем солнце преследований, но верность вашего сердца бьет этот материал до тех пор, пока он не будет готов войти в форму.

Подробнее…

Но это общение, этот фарисей, пригласивший Иисуса… Во-первых, я хочу, чтобы вы знали, что такое фарисей. Фарисей означает «актер». Найдите греческое слово для фарисея, оно означает «тот, кто действует». Мне это не нравится.

Подробнее…

Заметьте, Самсон знал, что он в нужде; ему не хватило. Деноминации не могут это произвести. Они не подтверждают Слово; они учат этому против Этого. Ага. Вы знаете, но Самсон, осознавая то, что он был недостаточен в себе, хотя и имел весь свой режим, все же был недостаточен. Наблюдать за ним.

Подробнее…

Нельзя судить по говорению на языках, также нельзя судить по плодам Духа. Но это проявление Слова Божьего, явленного Свету. Это делает Свет.
Человек, который ходит в этом Свете! Иисус Христос не основывался на говорении на языках, хотя и делал это. Он не был плодом Духа, хотя и был им.

Подробнее. ..

Бог пророчествовал через пророка и сказал: «Я напишу законы Мои в сердцах их, где Я положил их, на скрижалях сердец их». Показывая, что это будет жилище Бога в человеческом сердце, не в человеческой голове, а в человеческом сердце. Аминь. «Я напишу их в Моем сердце — в их сердце.

Подробнее…

Новости

Характер и убеждения. Абрахам Линкольн.
Иуда Пресли
Страх
Видеоинструментальная музыка для молитвы
И поклонялись зверю
Автомобиль будущего
Горе тебе, Лос-Анджелес!
Уильям Маррион Бранхам: история моей жизни
BSS онлайн (поиск проповедей Бранхама)
Величайшая битва

Израиль и Церковь

Брат Уилльям Маррион Бранхам произносил эти проповеди с 25 по 29 марта 1953 года в Скинии Бранхама в Джефферсонвилле, Индиана, США.

Скачать

Читать

Усыновление

Серия проповедей У. Бранхама, прочитанных на тему «Усыновление». Цель и положение христианина в Теле Иисуса Христа.

Скачать

Читать

Откровение Иисуса Христа

Серия проповедей У. Бранхама, проповедуемых о «Семи Периодах Церкви» согласно книге Откровения.

Скачать

Читать

Семьдесят недель Даниила

«Семьдесят недель определены для твоего народа и твоего святого города…»
Даниил 9:24
«Теперь помните, что это все, что предстоит путешествию израильтян по этой земле. Они определены… Семьдесят недель только что определены. Это все, что «предначертано евреям».
В. Бранхам

Скачать

Читать

Послание к Евреям

Книга содержит серию проповедей, напечатанных с ленты, без каких-либо изменений и сокращений. Уилльям Бранхам проповедовал эти проповеди в августе-сентябре 1957 года.
Тема проповедей – Послание Павла к Евреям. Образы и символы Ветхого Завета переносятся в учения Нового Завета. Насколько это важно для христианина сегодня? Уилльям Бранхам представляет свое послание.

Скачать

Читать

Поведение, порядок и учение Церкви 2

Брат Уильям Маррион Бранхам произнес эти проповеди в Скинии Бранхама в Джефферсонвилле, Индиана, США.
В этой книге Брат Бранхам отвечает на основные вопросы о порядке и проведении собраний в церкви.
Кроме того, Уилльям Бранхам исследует множество вопросов людей, касающихся определенных мест Писания.

Загрузить

Прочитать

Поведение, порядок и доктрина Церкви 1

Брат Уильям Маррион Бранхам произнес эти проповеди в Скинии Бранхама в Джефферсонвилле, Индиана, США.
В этой книге Брат Бранхам отвечает на основные вопросы о порядке и проведении собраний в церкви.
Кроме того, Уилльям Бранхам исследует множество вопросов людей, касающихся определенных мест Писания.

Скачать

Прочитать

Откровение Семи Печатей

В феврале 1963 года Уилльям Бранхам пережил сверхъестественное событие, он попал в сферу ангелов во время своего пребывания в пустыне на западе. Ангелы своими крыльями образовали сверхъестественное облако, которое и было сфотографировано.
После этого опыта ему было поручено открыть людям истину о значении Семи Печатей из книги Откровения.

Скачать

Читать

Изложение семи периодов Церкви

Книга Уилльяма Бранхама, проповедника Евангелия и пророка XX века, основана на серии проповедей «Откровение Иисуса Христа».

В книге изложены все фундаментальные учения, открытые Уилльяму Бранхаму за 33 года его служения. Многие факты и события истории представлены в свете библейских пророчеств.

Загрузить

Прочитать

Предыдущее

Следующее

Обещанное восстановление
Перейти на канал

Характер и убеждения
Авраам Линкольн

Иуда Пресли
Документальный — 16+

Мир хочет видеть героев!
Христианское мотивационное видео

Страх
Христианское мотивационное видео

Инструментальная музыка для размышлений
С вдохновляющими фрагментами Священного Писания

Величайшая битва
Уильям Бранхам — видео

Испытание веры
Мотивационное христианское видео (Уильям Бранхам)

И поклонились зверю. ..
исполнение пророчества о Союзе церквей

Автомобиль будущего
Пророчество Уильяма Бранхама (1933) сбывается.

Горе тебе, Лос-Анджелес!
Пророчество Уилльяма Бранхама

Уильям Бранхам: История моей жизни
История жизни

Пророчество о смерти Мэрилин Монро
Пророчество Уильяма Бранхама

Пророк двадцатого века
Уильям Бранхам — Пророк двадцатого века

Кампания в Чикаго
Уильям Бранхам — Кампания в Чикаго

Бездна зовет к бездне
Уильям Бранхам — Бездна зовет к бездне

Мы живем в самое выдающееся время.

Мы живем в самое выдающееся время. Это время, когда все подходит к концу, когда разворачиваются последние события мировой истории и истории церкви. Бог завершает работу Искупления Своего народа, и Тысячелетнее Царство под Его правлением готово изменить разлагающиеся царства этого мира.

Подробнее

Мы живем в самое выдающееся время. Это время, когда все подходит к концу, когда разворачиваются последние события мировой истории и истории церкви. Бог завершает работу Искупления Своего народа, и Тысячелетнее Царство под Его правлением готово изменить разлагающиеся царства этого мира. И поэтому Бог совершил много чудесного в этом поколении, чтобы подготовить тех, кто ожидает Его пришествия. И это приготовление совершается Господом через Свое Слово, в котором Он открывает Себя так, как никогда не открывал за всю историю человечества. И для этого Бог снова использует человека как инструмент, как сосуд, чтобы излить Свою благодать.

В двадцатом веке не было такого человека, которого Бог мог бы так мощно использовать для восстановления веры и силы в Своей церкви, как человека по имени Уильям Маррион Бранхам. Этот человек, пожалуй, был самым неоднозначным в церковных кругах, о котором годами идут споры. Но лучший способ узнать правду — это изучить и проанализировать себя, делая выводы. В Библии есть случай, описанный в Евангелии от Иоанна в первой главе, когда Филипп признал Иисуса Мессией и пошел звать своего друга Нафанаила, чтобы поделиться с ним своим откровением, на что тот скептически спросил: из Назарета?» ссылаясь на Иисуса. И Филипп очень мудро ответил на этот вопрос, сказав: «Иди и посмотри». И когда Нафанаил послушался его совета, то сам убедился, что Иисус есть Мессия.

Если вы хотите узнать о том, что Бог сделал в этом поколении для Своего народа, если вы задаетесь вопросом: «Не пропустил ли я чего-то великого и важного?», то материал этого сайта поможет вам найти ответы . Да благословит Господь каждого читателя и искателя истины!

Поисковые программы

Branham Sermon Search

Программа для поиска слов, выражений и фраз в проповедях Уильяма Марриона Бранхама.

Windows

|

Таблица

Поисковая программа для устройств Android, IOS, MacOS и Windows.

Windows

|

Андроид

|

MessageHub

Программа поиска для Android-устройств

Андроид

Послание

Приложение «Послание» представляет собой сборник проповедей Уильяма Марриона Бранхама.

Фото

Служение
Сверхъестественное
Жизнь
«Деяния пророка»
«Пророк посещает Южную Африку»
«Сверхъестественное»

Где Р У? Проповедь Криса МакКолла, Иеремия 6:16

? R U Pt4 CM

«Где R U?»

Иеремия 6:16 NLT

Сколько из нас когда-либо слышали этот вопрос; Где ты?

Сколько из вас задавали этот вопрос кому-то другому?

Если вы родитель, то велика вероятность, что вы не раз говорили эти слова своим детям.

Что насчет учителя, который проверял статус курса, над которым вы работали; Где R U на курсе?

Иисус регулярно задает нам этот вопрос, потому что ОН беспокоится о нас и о людях, которых ОН намеревается коснуться через нас.

ВИДЕОКЛИП

Я хочу, чтобы мы вместе посмотрели на 3 места, где можно оказаться в этом путешествии с Иисусом.

I. Случайное христианство…

Галатам 5:7-10 MSG Вы бежали превосходно! Кто вмешался в вас, сбив с пути истинного послушания? Этот обходной путь исходит не от Того, Кто изначально призвал вас к участию в гонке. И, пожалуйста, не отбрасывайте это как незначительное. Чтобы пропитать всю буханку хлеба, требуется совсем немного дрожжей. В глубине души Мастер вселил в меня уверенность, что ты не предашь меня. Но тот, кто огорчает вас, кто бы он ни был, понесет божественный суд.

1. случайно или случайно:

2. случайно; не преднамеренно:

3. поверхностный или поверхностный:

4. кажущийся безразличным или апатичным:

Случайный

Случайный; если посмотреть глазами на то, что Иисус оставил нам делать, это кажется не очень подходящим.

Casual Submission — подчиняется только тогда, когда согласен с происходящим.

Случайное обязательство — оно совершается до тех пор, пока это удобно.

Иисус говорит о том, что любой, кто не готов положить свою жизнь ради креста, не достоин быть ЕГО учеником… (это сильно сказано, но ОН намеревался произвести впечатление на слушателей…)

Луки 9: 23-25 ​​GNT И он сказал им всем: «Если вы хотите пойти со мной, вы должны забыть себя, каждый день брать свой крест и следовать за мной. Ибо если ты хочешь спасти свою жизнь, ты ее потеряешь, а если ты потеряешь свою жизнь ради меня, ты ее спасешь. Выиграете ли вы что-нибудь, если завоюете весь мир, но сами проиграете или потерпите поражение? Конечно нет!

Оставляет ли это у кого-нибудь из нас впечатление, что повседневное христианство является одним из приемлемых способов служения Господу???

Было бы неплохо спросить себя; Где ты?

II. Растущее христианство…

1 Петра 2:1-3 NLT Так что избавьтесь от всякого дурного поведения. Покончим со всяким обманом, лицемерием, завистью и всяким недобрым словом. Подобно новорождённым младенцам, вы должны жаждать чистого духовного молока, чтобы вырасти до полного опыта спасения. Взывайте об этой пище теперь, когда вы вкусили благости Господа.

Петр через Святого Духа говорит о росте, который должен происходить в каждом верующем.

Это дает нам возможность проверить себя, чтобы увидеть, в вере ли мы.

2 Коринфянам 13:5-9 MSG Проверьте себя, чтобы убедиться, что вы тверды в вере. Не дрейфуйте, принимая все как должное. Устраивайте себе регулярные осмотры. Вам нужны доказательства из первых рук, а не просто слухи о том, что Иисус Христос в вас. Проверьте это. Если вы провалите тест, сделайте с этим что-нибудь. Надеюсь, тест не покажет, что мы провалились. Но если уж на то пошло, мы бы предпочли, чтобы тест показал нашу неудачу, а не вашу. Мы болеем за правду, чтобы победить в вас. Мы не могли поступить иначе.

Мы не просто миримся со своими ограничениями; мы празднуем их, а затем продолжаем праздновать каждую силу, каждое торжество истины в вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts