Псалом 1 толкование: Псалом 1 – Толкование на Псалтирь, Толковая Библия А.П. Лопухина
Содержание
Псалом 1 — Псалтирь — Библия — Комментарии Мэтью Генри
Этот псалом наставляет нас относительно добра и зла, раскрывая перед нами жизнь и смерть, благословение и проклятие, чтобы мы могли выбрать правильный путь, который ведет к счастью, и избегали того, что наверняка закончится бедой и гибелью. Различия в характере и состоянии благочестивых людей и нечестивцев — тех, кто служит Богу и не служит Ему — четко представлены в нескольких словах, и поэтому каждый человек, если только он будет справедлив к себе, сможет увидеть здесь свое собственное лицо и прочесть о своей участи. Подобное разделение между детьми человеческими на святых и грешников, праведных и неправедных, детей Божьих и детей нечестивцев, как в древние времена, так и с тех пор, когда началась борьба между грехом и благодатью, — между семенем жены и семенем змея — продолжается и до сих пор.
Подобное деление, а также подразделение на знатных и пренебрегаемых, богатых и бедных, свободных и рабов будет продолжаться, ибо по этим качествам будет определяться вечное положение человека, поэтому различия будут существовать, пока есть небеса и ад. Этот псалом показывает нам: (I) святость и счастливое положение благочестивого человека (ст. 1−3), (II) греховность и бедственное положение нечестивца (ст. 4−5), (III) основание и причины для обоих (ст. 6). Тот, кто собрал псалмы Давида (возможно, это был Ездра), имел добрый повод поставить этот псалом первым как предисловие для всех остальных, ибо для того, чтобы наши молитвы были приняты, абсолютно необходимо быть праведными перед Богом (так как лишь молитва праведного благоугодна Ему). Поэтому мы должны иметь правильное представление о блаженстве и уметь правильно выбрать путь, который ведет к нему. Тот же, кто не идет добрыми путями, не годен, чтобы возносить хорошие молитвы.
Стихи 1−3. Псалмопевец начинает этот псалом с описания характера и состояния благочестивого человека, чтобы вначале от него получили утешение те, которые являются таковыми. Вот оно.
I. Здесь приводится описание духа благочестивого человека и его пути, по которым мы должны оценить себя. Господь знает по имени тех, кто принадлежит Ему, а мы должны узнавать их по их характеру. Ибо вполне приемлемо находиться в состоянии испытания, чтобы иметь возможность изучить, соответствуем ли мы тому характеру, который является и повелением закона, которому мы обязаны повиноваться, и состоянием обетованным, к которому мы должны стремиться. Характер благочестивого человека здесь описан с помощью жизненных принципов, которые он выбирает и в соответствии с которыми себя оценивает. От того, какую дорогу мы выбираем вначале и затем при каждом следующем жизненном повороте — то ли это путь этого мира, то ли путь Слова Божьего, — зависит наше материальное положение. Ошибка в выборе знамени и лидера является основной и фатальной; но если мы поступаем правильно, то стоим на правильном пути.
1. Чтобы избежать зла, благочестивый человек абсолютно отказывается от сообщества нечестивых и не следует их путями (ст. 1). Он не ходит на совет нечестивых. Данная черта его характера стоит на первом месте, так как тот, кто хочет соблюдать заповеди Бога, должен сказать нечестивцам: «Удалитесь от меня…» (Пс 118:115). Мудрость начинается тогда, когда человек удаляется от зла.
(1) Он видит нечестивцев, окружающих его; весь мир кишит ими; они находятся по обе стороны. Здесь они имеют три характеристики: нечестивые, грешники, развратители. Обратите внимание, по каким ступеням люди достигают вершины бесчестия. Nemo repente fit turpissimus. — Никто не достигает вершины порока сразу. Вначале они становятся нечестивыми, отказываясь совершать свой долг перед Богом, но на этом не останавливаются. Когда служение религии оставлено в стороне, люди идут к грешникам, или, другими словами, они открыто заявляют о своем противодействии Господу, начинают служить греху и сатане. Пропуски богослужений открывают путь для нарушений закона, в результате чего сердце ожесточается и, в конце концов, они становятся развратителями, то есть открыто бросают вызов всему святому, высмеивают религию и шутя говорят о грехе. Таков путь беззакония, ведущий вниз: плохие становятся еще хуже, грешники начинают искушать других и пропагандируют Ваала. Слово, которое мы переводим как нечестивый, означает человека, который не утвердился в выборе, не стремится к определенной цели и не живет по определенному принципу, а следует по велению каждой похоти и приказанию каждого искушения. Слово, переведенное как грешник, означает человека, который выбрал грешный образ жизни и возводит его как свое ремесло. Развратители — это те, которые раскрывают свои уста против небес. На таковых благочестивый смотрит с грустью; они вызывают постоянное раздражение в его праведной душе.
(2) Благочестивый избегает их общества, как только видит их. Он не поступает так, как они; и, чтобы не быть похожим на них, не общается с ними.
[1] Он не ходит на совет нечестивых, не присутствует на их собраниях и не советуется с ними даже в том случае, если они умны, хитры и образованны. Он не участвует в совете и в деле их и не говорит так, как они (Лк 23:51). Он не оценивает все их мерками и не поступает так, как они советуют. Нечестивцы всегда готовы высказаться против религии, и они совершают это так искусно, что у нас есть повод считать себя счастливыми, если мы избежали возможности быть запятнанными и попасть в ловушку.
[2] Благочестивый не стоит на пути грешных; он избегает поступать так, как они; он не следует их путями; он не станет на этот путь и не последует по нему подобно грешнику, который становится на путь недобрый (Пс 35:5). Он избегает (насколько это возможно) быть в их присутствии. Чтобы не стать похожим на них, он не общается с грешниками и не делает их своими друзьями. Он не стоит на их пути, чтобы не оказаться в их компании (Притч 7:8), а держится от них как можно дальше, как от места или человека, зараженного чумой, боясь заразиться (Притч 4:14−15). Тот, кто хочет быть удержанным от зла, должен держаться подальше от злых путей.
[3] Благочестивый не сидит в собрании развратителей; он не отдыхает вместе с теми, кто сидит спокойно, живя в пороке, и угождает себе, усыпляя свою совесть. Он не общается с теми, кто готовит заговоры, чтобы найти пути и средства, которые поддержали бы и продвинули царство дьявола, или открыто осуждают поколение праведных. Место, где собираются пьяницы, — это собрание развратителей (Пс 68:13). Блажен человек, который никогда не был там (Ос 7:5).
2. Благочестивый человек, чтобы делать добро и прилепляться к нему, подчиняется водительству Слова Божьего и изучает его (ст. 2). Именно это удерживает его от пути нечестивых и укрепляет в борьбе с искушениями. «…По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс 16:4). Мы не нуждаемся в дружбе грешников ни для наслаждений, ни для развития, пока у нас есть Слово Божье, общение с самим Богом и через Его Слово. «…Когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Притч 6:22). Мы можем судить о своем духовном состоянии, ответив на вопрос: «Что значит для меня закон Божий? Как я отношусь к нему? Какое место он занимает во мне?» Здесь отметьте (1) те чувства, которые испытывает благочестивый человек к закону Божьему, — но в законе Господа воля его. Он наслаждается им, несмотря на то, что это ярмо, так как это закон Бога, который свят справедлив и благ, и поэтому он соглашается с ним и по внутреннему человеку находит удовольствие в законе Божием (Рим 7:16,22). Тот, кто любит Бога, должен любить и Библию — откровение о Боге, о Его воле и о единственном пути к счастью, которое можно обрести в Боге.
(2) Глубокие познания в Слове Божьем, которые поддерживает благочестивый человек: о законе Его размышляет он день и ночь. Из этого следует, что он наслаждается законом, ибо мы часто думаем о том, что любим (Пс 118:97). Размышлять о законе Божьем означает иметь разговор с самим собой относительно великих истин, содержащихся в нем, когда разум поглощен и мысли сконцентрированы, пока эти мысли должным образом не повлияют на нас и мы не испытаем их влияние и силу в своих сердцах. Этим мы должны заниматься день и ночь. Мы должны иметь постоянную привычку обращаться к Слову Божьему как к руководству в своих поступках и источнику утешения и соответственно иметь его в своих мыслях применительно к каждой случившейся ситуации, то ли это день, то ли это ночь. Любое время подходит для размышления о Слове Божьем. Мы должны не только размышлять о Слове Божьем утром и вечером, в начале дня и в конце, но эти мысли также должны присутствовать в нас, когда мы занимаемся бизнесом и общаемся каждый день, когда мы отдыхаем или дремлем каждую ночь. «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою».
II. Уверенность в счастье благочестивого человека, которым мы должны ободрять себя, стараясь соответствовать данному характеру.
1. В общем значении он блажен (Пс 5:1). Бог благословляет его, и это благословение делает его счастливым. Благочестивому принадлежат всевозможные блаженства и благословения как верхних, так и нижних источников; и это делает его абсолютно счастливым; у него нет недостатка ни в одной составляющей счастья. Когда псалмопевец берет на себя обязанность описать блаженного человека, то описывает благочестивого, ибо лишь тот человек может быть истинно счастливым, который истинно свят; и мы более озабочены тем, чтобы познать путь к счастью, чем осознанием того, в чем это счастье будет заключаться. Более того, благочестие и святость являются не только путями к счастью (Откр 22:14), но и самим счастьем. Представьте, что после этой жизни нет другой, тем не менее счастлив тот человек, который придерживается правильного пути и исполняет свой долг.
2. В данном псалме блаженство иллюстрируется сравнениями (ст. 3): «И будет он как дерево…» — плодоносящее и расцветшее. Это результат (1) его благочестивой жизни. Он размышляет о законе Божьем, превращает его in succum et sanguinem, в сок и кровь, и это делает его похожим на дерево. Чем больше мы размышляем о Слове Божьем, тем лучше экипированы для всякого доброго слова и дела. Или же (2) это результат обетованных блаженств; он благословлен Господом и поэтому будет, как дерево. Божественные благословения производят действенные результаты, и в этом заключается счастье благочестивого человека.
[1] Он насажден благодатью Бога. Эти деревья по своей природе были дикими оливами, и они оставались бы такими, пока их не привили бы по-новому и таким образом не пересадили благодаря силе свыше. Никакое хорошее дерево не может вырасти само по себе; оно является насаждением Господа, и поэтому Он должен быть прославлен в нем. Насаждения Господа полны жизненного сока (Ис 61:3).
[2] О том факте, что благочестивый помещен благодаря средствам благодати, говорят слова «при потоках вод», которые веселят град Божий (Пс 45:5). Из них он получает дополнительную силу и энергию, но тайными, неразличимыми путями.
[3] Всякая его деятельность принесет обильные плоды (Флп 4:17). В первую очередь Бог сказал тем, кого Он благословил: «Плодитесь…» (Быт 1:22), и до нынешнего времени утешение и почести от того, что ты приносишь плоды, являются компенсацией за затраченный труд. Предполагается, что те, кто наслаждается милостями благодати и в настроении разума, и в течение жизни, выполняют цели этой благодати и приносят плоды. И, обратите внимание, к славе великого Виноградаря, ухаживающего за этим виноградником, они приносят плоды (то есть то, что требуется от них) в должное время, когда стоит наилучшая пора и они необходимы, используя каждую возможность совершить благо, и совершить его в нужное время.
[4] Исповедание праведника не будет иметь недостатков и сохранится от угасания: «…и лист которого не вянет». Относительно тех, кто приносит лишь листья исповедания, но не имеет добрых плодов, можно сказать, что их листья увянут и они будут стыдиться своего исповедания в той же мере, как и гордились им. Но если Слово Божье управляет сердцем, то оно будет поддерживать исповедание зеленым и для нашего утешения, и для нашей репутации; и венец, заработанный таким образом, никогда не увянет.
[5] Это процветание будет сопутствовать благочестивому, куда бы он ни шел. Что бы он ни делал, следуя закону, его дело будет процветать; оно коснется его разума и превзойдет его надежду.
Воспевая данные стихи, должным образом повлиявшие на злостную и опасную природу греха, а также необыкновенные превосходства божественного закона, силу и эффективность Божьей благодати, благодаря которой мы имеем плоды, мы должны учить и увещевать себя и других быть бдительными ко греху и не приближаться к нему, побольше общаться со Словом Божьим, приносить изобильные плоды праведности и, молясь о них, искать Бога и Его благодати, которая бы укрепила нас против каждого злого слова и дела и экипировала нас для доброго слова и добрых дел.
Стихи 4−6. В данных стихах приводится:
I. Описание нечестивцев (ст. 4).
(1) В общем смысле они являются полной противоположностью праведных и по своему характеру, и по положению: «не так нечестивые». Септуагинта выразительно повторяет эти слова: «Не так нечестивые»; они не таковы. То есть они руководствуются советом нечестивых, они стоят на пути грешных и сидят в собрании развратителей. Они не находят наслаждения в законе Божьем и даже не думают о нем; они не приносят добрые плоды, а лишь дикие ягоды Содома; они являются помехой для всего окружающего.
(2) Более детально: в то время как праведные подобны ценному, полезному и плодоносящему дереву, нечестивцы — как прах, возметаемый ветром. Они похожи на легчайшую шелуху — пыль, от которой владелец гумна стремится избавиться, так как она ни к чему не пригодна. Так стоит ли ценить нечестивцев? Стоит ли взвешивать их? Они подобны пыли и вообще не заслуживают, чтобы Бог обращал на них внимание, как бы высоко они сами себя ни ценили. Хотели бы вы знать настрой их разума? Они легкомысленны и поверхностны; в них нет ни сущности, ни твердости; они с легкостью поддаются любому веянию и искушению и не имеют стойкости. Знаете ли вы их конец? Гнев Божий будет увлекать их еще глубже погружаться в нечестие подобно тому, как ветер все дальше гонит шелуху, которую никто не собирает и которая никому не нужна. Какое-то время шелуха может находиться среди пшеницы. Но близится время, когда придет Тот, в Чьей руке лопата, и Он очистит гумно Свое. А те, которые собственным грехом и глупостью сделали себя похожими на шелуху, окажутся среди урагана и огня божественного гнева (Пс 34:5) и не смогут устоять или скрыться от него (Ис 17:13).
II. В стихе 5 мы читаем об участи нечестивцев.
(1) По приговору суда они будут изгнаны как осужденные изменники. Не устоят нечестивые на суде. То есть они будут объявлены виновными; со стыдом и смущением они склонят свою голову, а все их мольбы и оправдания будут отклонены как незначительные. Придет суд, на котором характер и дела каждого человека, как бы искусно они ни скрывались и маскировались, будут справедливо и абсолютно раскрыты, и они предстанут в своем истинном свете. И в соответствии с этим будет определено посредством вынесения необратимого приговора будущее положение человека в вечности. Нечестивцы предстанут на этом суде, чтобы получить по делам, совершенным телесно. Они могут надеяться выйти из него благополучно, возможно, даже с почестями, но надежда обманет их. Не устоят нечестивые на суде. Против них будут выдвинуты четкие доказательства, а суд будет справедливым и нелицеприятным.
(2) Нечестивцы будут навечно отделены от общества блаженных. Они не будут присутствовать в собрании праведных, то есть во время суда среди тех святых, которые вместе со Христом будут судить мир, среди тех мириад святых, вместе с которыми Он будет творить суд над всеми (Иуд 1:14; 1Кор 6:2). Или здесь имеются в виду небеса. Очень скоро грешники смогут увидеть общее собрание Церкви первенцев, собрание праведных — всех святых, одних лишь святых, которые стали совершенными. Это будет собрание, подобного которому никогда не было в этом мире (2Фес 2:1). Но для нечестивцев не будет места в этом собрании. Ничто нечистое и неосвященное не сможет войти в новый Иерусалим. Они увидят праведников, вступающих в это царство, а себя, к их вечному недовольству, изгнанными (Лк 13:27). Здесь, на земле, нечестивцы и богохульники смеялись над праведниками и их собраниями, презирали их и избегали их общества, поэтому вполне справедливо они будут навсегда отделены от них и в вечности. В этом мире лицемеры, замаскировав свое истинное исповедание, могли пробраться в собрание праведных и оставаться там непотревоженными и неразоблаченными, но Христа нельзя обмануть, как Его служителей. Близится день, когда Он отделит овец от козлов и пшеницу от плевел (см. Мф 13:41,49). Этот «великий день», как называют его здесь халдеи, будет днем открытий, разграничений и окончательных разделений.
Тогда вы сможете дать ответ и различить праведных и нечестивых, что здесь иногда сложно сделать (Мал 3:18).
III. Истолковывается причина различных состояний благочестивых и нечестивцев (ст. 6).
(1) Богу должна принадлежать вся слава процветания и блаженства праведных. Они счастливы, потому что знает Господь путь праведных; Он избрал их для этого пути, склонил их избрать этот путь, ведет и направляет их на этом пути и предопределяет все их шаги.
(2) Грешники должны понести весь позор своей погибели. Нечестивцы погибнут, потому что путь, который они выбрали, ведет прямо к погибели; он по своей природе направлен к разрушению и поэтому должен заканчиваться гибелью. Или мы можем толковать этот стих так. Господь одобряет и Ему нравится путь праведных; и поэтому под влиянием Его милостивой улыбки этому пути сопутствует процветание, и он заканчивается хорошо. Но Господь гневается, взирая на путь нечестивых; все, что они делают, оскорбляет Его; и поэтому этот путь ведет к погибели, а грешники стоят на нем. Безусловно, что всякий человеческий суд исходит от Господа, и поэтому наше состояние до самой вечности — то ли мы благополучны, то ли нет — зависит от того, как относится к нам Бог. Так давайте поддерживать огорченный дух праведных, напоминая им, что Господь знает их путь и их сердца (Иер 12:3), знает их тайные молитвы (Мф 6:6), знает их характер и то, как часто люди порицают, хулят, очерняют их, и что очень скоро Он явит миру праведников и их путь к вечной радости и чести. И пусть знание о том, что путь грешников, хотя и приятный сейчас, в конце концов приведет к погибели, лишит нечестивцев спокойствия и веселья.
Давайте же, воспевая эти строки и молясь ими, исполнимся святого страха подвергнуться участи нечестивца и энергично выступим против него, имея твердое ожидание грядущего суда; давайте побуждать себя готовиться к нему со святой осторожностью, быть достойными во всем в глазах Бога, умоляя всем своим сердцем Его о благоволении.
Псалом 1 — Псалтирь — Библия — Комментарии МакДональда
I. РАЗДЕЛ 1 (Пс 1−40) Псалом 1: Благая жизнь
Книга Псалтирь начинается с опровержения распространенного заблуждения, будто бы жить в грехе — значит «хорошо жить». В наши дни миру ежедневно твердят, будто бы подлинное и непреходящее удовлетворение можно получить, потакая вожделениям плоти. Телевидение, радио, кинофильмы и пресса пропагандируют вседозволенность в качестве пути к самореализации личности. Жизнь в чистоте отвергается как «пуританская», слишком аскетическая. Однако псалмопевец вносит предельную ясность.
1:1 Истинно блажен человек, который избегает образа жизни нечестивых. При общении с ними он страшится того, чтобы стать их соучастником или даже молчаливо одобрять их грех и глумление. Это не значит, что счастливый человек уходит от всяких контактов с грешниками. Напротив, он свидетельствует им «о грехе, о правде и о суде», стремясь привести их к Христу, единственному источнику непреходящей радости. Счастливый человек — настоящий друг для нечестивых, но не их сообщник.
1:2 Невозможно представить себе счастливого человека, который не был бы при этом человеком Божией Книги. Он испытывает неутолимый голод к Слову Господа. Он любит Библию и размышляет над ней день и ночь. Благодаря этому он обогащает свою жизнь и становится проводником благословения для окружающих.
1:3 Человек, который обособлен от греха и привержен Писанию, по своим качествам словно могучее, здоровое, плодоносное дерево:
Посаженное при потоках вод — у него есть неиссякаемый источник духовной пищи и духовного обновления.
Приносит плод свой во время свое — через него проявляется благодать Духа, и все его слова и дела всегда своевременны и уместны. И лист которого не вянет — его духовная жизнь не подвержена спадам и подъемам, а характеризуется постоянным внутренним обновлением. Как сформулировал доктор Д. Л. Муди, «У Господа все деревья — вечнозеленые». Такой человек успеет во всем, что бы он ни предпринял. Причина, разумеется, заключается в том, что он живет, приобщившись к Господу, и поэтому все его служение направляется Святым Духом. Единственная возможность для христианина трудиться в своей жизни плодотворно и преуспеть — это следовать в своих путях за Духом Божиим. А самочинная предприимчивость сводится к невероятному расточительству времени, денег и сил!
(1:3) Слово, переведенное как «посаженное» (Shatul), буквально означает «пересаженное» (Koehler-Baumgartner, Lexicon in Veteris Testamenti Libros, стр. 1015), подходящее описание рожденного заново человека.
1:4 Не так — нечестивые; то есть, их нельзя назвать ни хорошо укоренившимися, ни плодотворными, ни жизнестойкими, ни процветающими. Они — как прах, возметаемый ветром, прах, в котором нет прочности, весомости. Когда бушуют жизненные бури, нечестивые оказываются недостаточно устойчивы. Сильный порыв ветра может смести их без следа.
1:5 Не устоят нечестивые на суде. Они, конечно, предстанут на суд перед Богом пред Великим Белым Престолом. Суть в том, что они не смогут оправдаться. Согласно этой идиоме, у них не будет опоры, чтобы устоять на ногах! Более того, они никогда не будут стоять в собрании праведных; они навеки будут изгнаны из общества тех, кто спасен по благодати верою в Господа Иисуса Христа.
1:6 Почему это так? Потому что знает Господь путь праведных. Он не только знает, как они живут, но и одобряет их. Какое отличие от конца греховной жизни — вечной смерти для грешника!
Мы, однако, не устанем повторять, что участь человека не определяется тем, как он живет. Решающим здесь оказывается то, рожден ли он свыше верою в Иисуса Христа. Праведный человек — тот, кто исповедовал свой грех и принял Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Его праведная жизнь становится следствием его новой жизни во Христе. А нечестивый человек отказывается признать свою потребность в спасении и преклонить колени перед Господом Иисусом. Он предпочитает придерживаться своего греха вместо того, чтобы обратиться к Спасителю, и тем самым определяет свою участь.
Псалом 1: Обретение истинного счастья
Узнайте об университете Боба Джонса
Псалом 1 называется преамбулой к книге Псалмов. То есть он служит введением ко всей книге. То, что сказано в Псалме 1, имеет отношение ко всей остальной книге Псалмов. Чарльз Сперджен рассматривал это так:
Суть первого псалма, который в некоторых отношениях можно рассматривать как текст, на основе которого все псалмы составляют божественную проповедь.[1]
Псалмы начинаются словами: «Блажен муж». В 1-м псалме Бог отвечает на самый основной вопрос человека: как я могу быть счастливым (благословенным) в этой жизни?
Это правда? Действительно ли Бог хочет, чтобы мы были счастливы? Абсолютно! И это счастье не временное, а вечное. Слово, переведенное как благословенный , в исходном иврите стоит во множественном числе. То есть это означает вечные благословения. Можно прочитать блаженств или блаженств .
Так как же я могу быть счастлив, по-настоящему счастлив? Первый псалом называют псалмом мудрости, потому что мы узнаем, что счастье является результатом нашего выбора следовать Божьему направлению жизни. В этом псалме писатель излагает два пути или два направления в жизни. Один правильный путь ведет к счастью, а другой — неверный путь, ведущий к несчастью.
Правильный путь
Псалом 1:1–3
Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей. Но радость его в законе Господнем; и в своем законе он размышляет день и ночь. И он будет подобен дереву, посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое; и лист его не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Псалом 1 отражает фундаментальное учение, содержащееся как в Ветхом, так и в Новом Завете. В Ветхом Завете Бог учит Свой народ, что выбор человека будет определять как направление, так и исход вашей жизни.
Я призываю небо и землю в свидетели против вас сегодня, что я предложил вам жизнь и смерть, благословение и проклятие: поэтому изберите жизнь, чтобы и ты и твое потомство могли жить. (Втор. 30:19)
В Новом Завете Иисус говорит толпам, чтобы они выбрали правильный путь в жизни:
Входите тесными вратами: ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, который ведет к жизни, и немногие находят его. (Матф. 7:13–14)
Выбор правильного пути
Во-первых, из Псалма 1:1 мы узнаем, что счастье приходит, когда мы выбираем праведный путь. Эта решимость напрямую связана с другими людьми. Каждая строка в этом стихе говорит нам избегать неправильных межличностных отношений. Ваши друзья имеют большое значение в вашей жизни.
Обратите внимание на слова этого стиха: «Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых». Выбор праведного пути включает отказ от советов тех, кто придерживается безбожных ценностей и чей нравственный выбор нарушает законы Бога.
Вторая строка идет еще дальше: «и не стоит на пути грешников». Одно дело слушать злые советы. Другое дело — решительно поддержать эту точку зрения. Вместо этого счастливый человек отказывается следовать за мирской толпой. Вы не увидите, чтобы он «тусовался» с теми, кто преследует грех как образ жизни.
Наконец, он отказывается сидеть и общаться с теми, чьи разговоры насмехаются и проклинают Бога: «и не сидит в собрании развратителей». Если вы хотите быть несчастным, сделайте своими лучшими друзьями тех, кто презрителен, критичен и неуважителен.
Три глагола — идти , стоять и сидеть — показывают скользкую дорожку зла. Зло не пассивно. Оно всегда нисходит. Чем дольше идешь, тем хуже становишься. Образец злого выбора вызывает нисходящую спираль в характере, которая ведет к разрушению.
Жажда Божьего Слова
Во-вторых, в Псалме 1:2 говорится, что счастье приходит, когда развивается сильный аппетит к Божьему Слову. Мы учимся наслаждаться Библией, вырабатывая дисциплинированную привычку медитировать.
Медитация включает в себя 24/7 — «день и ночь» — сосредоточение на Писании. Это означает стремление понять смысл Библии, а также ее применение к нам лично. Дух Божий делает Слово Божие удовлетворяющим душу человека. Писания «слаще меда» (Пс. 119).:103) и «они желаннее [желаннее] золота» (Пс. 19:10).
В некоторых контекстах слово медитация может быть переведено как рычание или стон или стон . Он передает идею бормотания. Возможно, вы знаете кого-то, кто ходит и бормочет себе под нос. Мы склонны рассматривать такое поведение как социально странное. Но реальность такова, что все мы постоянно разговариваем сами с собой. Психическое обсуждение продолжается непрерывно. Некоторые люди просто произносят части своего диалога вслух. Этот ментальный разговор и есть медитация. Бог благословляет нас, когда мы размышляем над Его словами день и ночь.
Причина, по которой такой образ жизни делает человека таким счастливым, заключается в том, что он соответствует цели, ради которой мы были созданы. Первой заповедью Бога человеку было «плодиться» (Бытие 1:28). Псалом 1 описывает счастливого человека как «подобного дереву, посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое; и лист его не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).
Плодоношение является результатом того, что глубокие корни находят обильное питание из подземных потоков воды. Божье Слово — это вседостаточный, вечный источник дающей силы благодати для всей жизни. Даже в трудные, казалось бы, бесплодные времена Слово будет поддерживать жизнь.
Плодотворная жизнь — это благословенная жизнь. Итак, Давид утверждает, что Божий путь к счастью — это отделение от мира, насыщение Словом, плодотворность и успех в исполнении воли Божией.
Неверный путь
Псалтирь 1:4–6
Не таковы нечестивые: они подобны мякине, которую уносит ветер. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Далее в стихе 4 Давид противопоставляет путь праведных пути нечестивых: «нечестивые не таковы». Сперджен делает важное замечание, когда отмечает, что иврит предполагает двойное отрицание: « Не то чтобы нечестивый, нет так». О! как ужасно иметь двойное отрицание обещаний! и все же это состояние нечестивых».[2]
Нечестие никогда, никогда не будет процветать! В конце концов, жизнь нечестивых людей считается «мякиной». Другими словами, они бесполезны, безжизненны и бесполезны. Они будут унесены ветром Божьего суда. Они не будут жить с народом Божьим в собрании праведников (Пс. 1:5).
В конце отрывка псалмопевец указывает два направления — путь праведных и путь нечестивых; два решения — размышлять над Словом Божиим или слушать нечестивые советы; и две судьбы: праведники будут вечно наслаждаться присутствием Бога, а нечестивые погибнут.
[1] К.Х. Сперджен, Сокровищница Давида (Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, 1988), 1:1.
[2] Сперджен, 1:3.
Прослушайте проповедь доктора Петтита в Псалме 1:
Присоединяйтесь к нам в часовне с понедельника по четверг в 11:00 по восточному поясному времени.
Поделиться:
Enduring Word Bible Commentary Псалом 1
Видео к Псалму 1:
Псалом 1 – Путь праведных и путь нечестивых «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». В этом псалме противопоставлены пути праведных и пути нечестивых.
A. Путь праведника.
1. (1) Чего не делает праведник.
Блажен есть человек
Кто не ходит на совет нечестивых,
И не стоит на пути грешников,
И не сидит в собрании развратителей;
а. Блажен человек : Еврейское слово esher переведено здесь как благословенный , что означает счастье или довольство. Эшер — это форма еврейского слова ashar , корень которого означает «быть прямым» или «быть правильным». Блажен человек говорит о счастье, блаженстве, довольстве жизнью мужчины или женщины, которые правы или «прямы» перед Богом. Праведник будет благословенным человеком, счастливым человеком.
я. « Благословенный означает в высшей степени счастливый или исполненный. На самом деле в иврите это слово стоит во множественном числе, что означает либо множественность благословений, либо их усиление». (Бойс)
ii. «Это не «Блажен царь, блажен ученый, блажен богатый», а «Блажен человек». фигурируют в истории и прославлены». (Сперджен)
б. Не ходит… не стоит… не сидит : Благословенный человек , а не делает определенные вещи. Есть путь, по которому он будет а не ходить, путь, по которому он будет а не стоять, и место, на котором он будет вместо сидеть.
i. Мы можем сказать, что они говорят о том, что думают , ведут себя и принадлежат . Праведник и нечестивец различны тем, как они думают , как они ведут себя , и кому они принадлежат .
ii. Другие также видели в этом прогресс греха. «Великий урок, который следует извлечь из целого, состоит в том, что грех прогрессирует ; одна дурная склонность или поступок ведет к другой. Тот, кто действует по дурной совет вскоре может совершить злые дела ; и тот, кто предается злым делам , может окончить свою жизнь полным отступничеством от Бога». (Кларк)
c. Не ходит на совет нечестивых : У нечестивых есть совет , и праведник не пойдет по нему. Со всеми советами, которые приходят к нам из стольких разных источников, праведник знает, как держаться подальше от совета нечестивого .
и. Во-первых, это означает, что праведник умеет различать совет нечестивых . На этом этапе многие терпят неудачу. Они даже не рассматривают, является ли совет благочестивым или нечестивым . Они слышат советы или теории о своих проблемах и обнаруживают, что соглашаются или не соглашаются, не задумываясь: «Благочестивый это совет или нечестивый?»
ii. Праведник также достаточно проницателен, чтобы знать, что совет нечестивого может исходить от него самого. Наша собственная совесть, наш собственный разум, наше собственное сердце могут дать нам нечестивый совет.
III. Праведник знает, где найти вполне благочестивый совет: И откровения Твои — отрада моя и советники мои (Пс. 118:24). Божье слово всегда лучший советчик, и благочестивые советники всегда принесут истину Божьего слова, чтобы помочь тому, кто хочет получить совет.
д. Не стоит на пути грешников : У грешников есть путь , где они стоят, и праведник знает, что ему не место на этом пути. Путь говорит о пути, дороге, направлении – и праведник не идет в том же направлении, что и грешники.
и. Праведник не боится идти неизведанной дорогой, потому что знает, что она ведет к благословению, счастью и вечной жизни. Войдите через узкие ворота; ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7:13).
ii. Праведник может быть уверен в Псалме 16:11: Ты укажешь мне путь жизни; пред Тобою полнота радости; по правую руку от Тебя наслаждения вовеки . У Бога есть путь, и это хороший путь.
эл. Не сидит на месте презрительного : Пренебрежительное любит сидеть и критиковать народ Божий и дела Божьи. Праведник не сядет на это место !
я. Когда другие унижают христиан, легко сидеть с ними и критиковать их. Это легко, потому что есть много вещей, за которые можно критиковать христиан. Но это неправильно, потому что мы тогда сидим в кресле пренебрежительного .
ii. Вместо этого мы должны гордиться тем, что следуем за Иисусом Христом. «Будьте открыты для него; разверните свои знамёна, никогда не прячьте их, а пригвоздите к мачте и скажите всем, кто насмехается над святыми: «Если у вас есть какие-нибудь дурные слова о последователях Христа, излейте их на меня… но знайте — вы услышите нравится вам это или нет – «Я люблю Христа». (Сперджен)
2. (2) Что делает праведник
.
Но его радость есть в законе Господа,
И в Его законе он размышляет день и ночь.
а. Его наслаждение в законе Господнем : Во всех псалмах фраза закон Господень используется для описания всего Божьего слова, а не только «законной» части первых пяти книг Библии. Праведник радуется слову Божию!
я. Что делает Вас счастливым? Что вас возбуждает? Это хороший способ увидеть, что для вас важно. Если личное удовольствие — единственное, что делает вас счастливым, то вы эгоистичный, эгоистичный человек. Если общение с семьей или друзьями доставляет вам удовольствие, это может быть и лучше, но все же этого недостаточно. Праведник находит его радость … в законе Господнем .
ii. Мартин Лютер сказал, что он не может жить в раю без слова Божьего, но он вполне может жить в аду с ним.
iii. «Человек должен иметь какое-то наслаждение, какое-то высшее удовольствие. Его сердце никогда не должно было быть вакуумом. Если он не наполнен лучшими вещами, он будет наполнен недостойным и разочаровывающим». (Сперджен)
iv. Если человек чем-то наслаждается, вам не нужно умолять его сделать это или понравиться ему. Он все сделает сам. Вы можете измерить свои радоваться слову Божьему тем, как сильно ты жаждешь его.
б. В Его законе он размышляет день и ночь : Праведник размышляет о слове Божием. Он не просто слышит это и забывает; он думает об этом. Христиане должны размышлять над словом Божьим!
я. Целью восточной медитации является опустошение ума. Это опасно, потому что пустой ум может представлять собой открытое приглашение к обману или бесовскому духу. Но в христианской медитации цель состоит в том, чтобы наполни свой разум словом Божьим. Это можно сделать, тщательно обдумывая каждое слово и фразу, применяя их к себе и молясь об этом Господу.
ii. «Размышление жует жвачку и вносит сладость и питательную силу Слова в сердце и жизнь: так благочестивые приносят много плода». (Эшвуд, цитируется Спердженом)
iii. Многим не хватает, потому что они только читают и не медитируют . «Не только чтение приносит нам пользу; но душа внутренне питается им и переваривает его. Один проповедник однажды сказал мне, что двадцать раз перечитал Библию, стоя на коленях, и так и не нашел там учения об избрании. Очень вероятно, что нет. Это самая неудобная поза для чтения. Если бы он сидел в кресле, он бы лучше понял это». (Сперджен)
iv. Праведник только два раза в день думает о слове Божием: днем и ночью. Это все покрывает!
3. (3) Как благословляется праведник.
Он будет подобен дереву
Посаженному при потоках вод,
Которое приносит плод свой во время свое,
Лист которого не вянет;
И во всем, что он делает, будет успех.
а. Он будет подобен дереву, посаженному у рек воды : Дерево у реки имеет постоянный источник воды. Он никогда не увянет, потому что всегда получает то, что ему нужно. Если мы постоянно нуждаемся, возможно, стоит проверить, посажены реки воды или нет.
я. Это также будет дерево , сильное и устойчивое, с глубокими корнями. Жизнь праведника отмечена силой и стабильностью.
б. Который приносит плод в свое время : Праведник приносит плод, такой как плод Духа (Галатам 5:22-23). Плоды естественным образом растут на этом дереве, потому что оно посажено у водных рек . Он пребывает в источнике жизни. Как Иисус говорил о принесении плода в Иоанна 15:5, когда мы пребываем в Нем. Фрукты также имеют сезон . Некоторые разочаровываются, когда начинают ходить как праведники, и плод не сразу заметен. Им нужно дождаться, пока они принесут плодов в свое время .
я. «В Божьем саду нет бесплодных деревьев, и тем не менее у них могут быть приступы бесплодия, как иногда бывает у яблони; но они будут возрождаться с пользой». (Трапп)
c. Чей лист тоже не засохнет : Коричневые, мертвые, увядшие листья — признаки смерти и сухости. У праведника нет этих признаков смерти и сухости; его «листья» зеленые и живые.
д. И все, что он делает, увенчается успехом : Дело не в том, что у праведника есть «Прикосновение Мидаса», и все, что он делает, делает его богатым и благополучным. Но в жизни праведника Бог из всего выносит что-то хорошее и чудесное. Даже тяжелые обстоятельства порождают то, что должно процветать .
B. Путь нечестивых.
1. (4) Опасное место нечестивых.
Нечестивые есть не так,
Но подобны мякине, которую уносит ветер.
а. Нечестивцы не таковы : Все истинное о праведнике – прочное, как дерево, постоянное в жизни и питании, плодоносное, живое и преуспевающее – не так в отношении нечестивого .
я. Часто может показаться, что у нечестивых есть эти вещи, а иногда кажется, что у них их больше, чем у праведников. Но это не так ! Любая из этих вещей преходяща в жизни нечестивого ; можно сказать, что их на самом деле нет вообще.
б. Похожи на мякину, которую уносит ветер : Солома — это легкая «оболочка» вокруг зерна, которую необходимо снять, прежде чем зерно можно будет перемолоть в муку. Солома была достаточно легкой, чтобы ее можно было отделить от зерна, бросив совок на ветер и позволив ветру унести мякина . Вот как непостоянны, как бессодержательны нечестивые.
я. Сперджен о мякине : «По своей сути бесполезный, мертвый, непригодный к работе, бессодержательный и легко уносимый». Между деревом и мякиной огромная разница.
2. (5) Опасное будущее нечестивых.
Поэтому нечестивые не устоят на суде,
Ни грешники в собрании праведных.
а. Поэтому нечестивые не устоят на суде : Так как нечестивые не имеют «веса», они окажутся недостаточными в день суда. Как сказано о царе Валтасаре в книге Даниила: Ты взвешен на весах и найден очень легким (Даниила 5:27).
б. Ни грешники в собрании праведников : Это верно в будущем, потому что грешников не разделит того же славного будущего праведник .